Научная статья на тему 'Лингвосоциальные факторы имянаречения конца XX века (на материале антропонимов Кубани)'

Лингвосоциальные факторы имянаречения конца XX века (на материале антропонимов Кубани) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМИКА / ИМЯНАРЕЧЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ / ANTHROPONYMICS / NAMING / LINGUISTIC / EXTRA-LINGUISTIC FACTORS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федотова Т. В.

В статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы имянаречения, выявленные при анализе имен собственных молодежи Краснодарского края, родившейся в конце ХХ в. Доказывается как превалирование одних факторов над другими, так и их взаимодействие, отражающее социокультурную специфику имянаречения в конкретном ономастическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND SOCIAL FACTORS OF NAMING AT THE END OF XX CENTURY (CASE STUDY OF THE KUBAN ANTHROPONYMS)

The paper describes linguistic and extralinguistic factors of naming revealed in the analysis of proper names of young people of Krasnodar Krai born at the end of the 20th century. Both the prevalence of some factors over others, and their interaction reflecting sociocultural specifics of naming in specific onomastic area is proved.

Текст научной работы на тему «Лингвосоциальные факторы имянаречения конца XX века (на материале антропонимов Кубани)»

УДК 81'373.231

ЛИНГВОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ

КОНЦА XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ АНТРОПОНИМОВ КУБАНИ)

Т. В. Федотова

Кубанский государственный аграрный университет

Поступила в редакцию 25 января 2017 г.

Аннотация: в статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы имянаречения, выявленные при анализе имен собственных молодежи Краснодарского края, родившейся в конце ХХ в. Доказывается как превалирование одних факторов над другими, так и их взаимодействие, отражающее социокультурную специфику имянаречения в конкретном ономастическом пространстве. Ключевые слова: антропонимика, имянаречение, лингвистические, экстралингвистические факторы, стратегия.

Abstract: the paper describes linguistic and extralinguistic factors of naming revealed in the analysis of proper names of young people of Krasnodar Krai born at the end of the 20th century. Both the prevalence of some factors over others, and their interaction reflecting sociocultural specifics of naming in specific onomastic area is proved. Key words: anthroponymics, naming, linguistic, extra-linguistic factors, strategy.

Как известно, антропонимы относятся к именованию людей и составляют значительный лексический пласт, занимая важное место в системе языка.

Имянаречение - это непрерывный поиск соответствующей формы, которая в первую очередь служит для идентификации личности, а уже во вторую очередь отражает традиции, обычаи, моду и другие факторы, учитываемые при именовании.

На современном этапе изучение всего многообразия языковых репрезентаций такой широкой рефе-ренциальной сферы, как Человек, приобрело особую актуальность в связи с исследованием роли человеческого фактора в языке и распространением антропоцентризма, предусматривающего изучение научных объектов прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Антропоцентризм знаменует тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс [1, с. 212].

При обращении к теме имянаречения человека, антропоцентрические идеи наиболее ярко проявляются в таких областях современной лингвистики, как социолингвистика, лингвокультурология. Это, в первую очередь, связано с тем, что антропонимы, будучи частью лексико-семантической системы,

© Федотова Т. В., 2017

функционируют в ее рамках и в то же время являются носителями национально-культурного компонента, с точки зрения возраста имени, его происхождения, коннотативной окраски, престижности, социального статуса, популярности и мн. др. В свою очередь, в антропонимических системах различных языков отражается история и культура народа, миропонимание и ценностные ориентации. Кроме того, систематизация и анализ личных имен позволяют определить тенденции развития антропонимической системы, способствуют в некоторой степени научно обоснованному влиянию на процессы имянаречения как части языковой политики.

Однако при активном обращении к антропонимике со стороны языкознания, при обилии работ, исследующих проблемы имянаречения в синхронии и диахронии, вопрос о социологической, исторической и культурологической функциях антропонимов разработан далеко не полно.

Анализ лингвистических исследований, посвященных состоянию русского именника за последние десятилетия, позволяет сделать выводы о том, что на протяжении ХХ в. в русской антропонимической системе одна тенденция сменяла другую: подчинение моде, стремление к разнообразию, возвращение традиции имянаречения по православному календарю, влияние значения имени при его выборе и т. п.

Сфера имянаречения - это та сфера, где человек соотносит себя с фундаментальными ценностями, смыслообразующими слагаемыми бытия. Человек в своем становлении, развитии осваивает социальный опыт и знание, делающие его способным жить и

действовать в данном обществе; у него формируются качества, отличающие его от других; в итоге человек становится личностью [2, с. 429].

Цель данной статьи - выделить основные факторы в имянаречении современных молодых людей, т. е. родившихся на рубеже веков (1996-1999 гг.) в Краснодарском крае; определить актуальные тенденции в имянаречении данного периода на указанной территории.

На первый взгляд, тенденции в имянаречении ребенка достаточно прозрачны: популярность имени, традиции семьи, влияние ТВ и СМИ. Однако в последние десятилетия подход к процессу имянаречения значительно усложнился. С увеличением возможности информатизации населения за счет сети Интернет появилась возможность более детально изучить как этимологию имени, так и всевозможные астрологические, эзотерические и другие признаки, способствующие, по мнению тех, кто выбирает имя, влиять на судьбу человека. Характерная черта российского менталитета - верить не столько в себя, сколько в «небесного покровителя». И в последние десятилетия социум активно культивирует особую ментальность, «общий тонус» восприятия социальной и природной реальности с опорой на знаки, с верой, что знаки помогают обрести счастье, овладеть окружающим миром. В качестве этого знака часто выступает имя, но не в лингвистическом смысле слова как соотнесенность с конкретным референтом с целью его идентификации, а чаще в экстралингвистическом как интенции, иначе говоря, мотивы и цель, согласно которым выбирается то или иное имя.

Однако нельзя утверждать, что это единственная доминирующая интенция. Анализ собранного материала позволяет констатировать тот факт, что процесс имянаречения в последние десятилетия - это результат взаимодействия всех мотивов, как лингвистических, так и экстралингвистических.

В качестве метода исследования был использован опрос студентов Кубанского государственного аграрного университета, родившихся в 1996-1999 гг. (600 человек), а именно - анкетирование. Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов, т. е. обеспечение массовости исследования, а также анонимность (фиксирование имени без фамилии).

Анкета включала ряд позиций.

1. Имя, год рождения, место рождения.

2. Известен ли мотив Вашего имянаречения?

3. Опишите причину присвоения Вам имени родителями (другими лицами)?

Попытаемся определить основные стратегии в имянаречении. Необходимо уточнить, что из 600 опрошенных лишь в восьми случаях отсутствует ответ по причине незнания мотива своего имянаре-

чения. Остальные же респонденты интересовались у родителей о причине появления своего имени.

Если исходить из того, что содержанием любой стратегии служит набор правил принятия решений, интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей, то в нашем случае правилами и действиями будут выступать лингвистические и экстралингвистические факторы при имянаречении, а целю - успешное, позитивное влияние имени на судьбу человека, которое гипотетически основывается на сопоставлении с аналогичным именем у друзей, родственников, известных людей и т. п.

Прежде всего необходимо определиться с набором составляющих компонентов языковых (лингвистических) и неязыковых (экстралингвистических) факторов.

Лингвистические факторы обусловлены уровне-вой организацией языка и, соответственно, фонети-ко-фонологическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим ярусами.

Внеязыковые, или экстралингвистические, факторы обусловлены теми реалиями и процессами, в условиях которых возникает имя собственное. А имя человека - это сумма таких аспектов имядателя, как уровень образованности, культурности, его пристрастий и вкусов, его индивидуального жизненного опыта, ценностных установок.

Анализ антропонимов, функционирующих в последние десятилетия, дает право утверждать, что языковые и внеязыковые факторы практически в равной степени обусловливают процесс имянаречения (45 %-45 %). Иначе говоря, личностные ценностные критерии функционируют параллельно с общественными в зависимости от того, насколько человек ориентирован в общественной системе оценок. По мнению О. Новиковой, «... оценочная деятельность связана со множеством экстралингвистических факторов: национально-культурными стереотипами, ситуацией в обществе, принадлежностью к определенному социальному слою. Каждый человек обладает своей специфической оценочной шкалой, которая есть результат совмещения внутренних и внешних ценностей, с помощью которой он отражает мир и находит себе место в этом мире» [2, с. 429].

Однако эта статистика относится ко всем проанализированным интенциям. Если рассматривать наиболее частотные имена, то здесь наблюдается превалирование влияния лингвистических факторов. Так, мотив «красивое, звучное» был выбран опрашиваемыми по отношению к таким именам, как Анастасия, Екатерина, Валерия, Кристина, Алина, Яна, Дмитрий, Андрей. Данная мотивация в выборе этих имен была единственным признаком. Красота имени определялась по принципу звучности, легкости и ясности произношения, т. е. по фоносемантическому значе-

нию. С точки зрения А. П. Журавлева, фоносеманти-ческое значение - реакция на слово как на набор звуков, проходящая подсознательно и переживаемая человеком в виде определенного эмоционального фона [3]. Например, Александра - имя хорошее, большое, мужественное, активное, простое, красивое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, храброе, могучее; Алина - хорошее, нежное, женственное, светлое, активное, простое, красивое, легкое, веселое, яркое, радостное, громкое, храброе, доброе; Андрей - хорошее, мужественное, активное, красивое, величественное, яркое, радостное, громкое, храброе, могучее, подвижное; Антон - хорошее, большое, мужественное, активное, простое, сильное, красивое, гладкое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, длинное, храброе, могучее.

Кроме того, данная мотивация приемлема и к выбору имени с позиции его благозвучности, гармонизации с отчеством. Это редкий мотив, и чаще он берется во внимание лишь в совокупности с другими мотивами. Язык всегда стремится к гармонии, и при выборе имен прослеживается такая тенденция в плане лексического значения и звучания. Чем благозвучнее имя, тем выше вероятность его распространения.

Следующим языковым фактором по частоте мотивировки имени (10 %) можно считать этимологию имени. Мотив имянаречения, исходя из этимологии, функционирует в основном по отношению к общеизвестной, устоявшейся в сознании людей, значения имен: Виктор, Виктория связывают со значением «победа», Софья - «мудрая», Анастасия - «воскресшая». К отдельным именам данный мотив основывается исключительно на «прозрачности» значения имени: Владимир - «владеющий миром», Владислав - «владеющий славой», Ангелина - «ангел». Часто этимология имени извлекается не из каких-либо справочников, а соотносится с людьми, носящими то или иное имя и имеющие соответствующие черты характера. Об этом же писал П. Флоренский, отмечая, что народное представление именной типологии не лишено жизненного значения, и характеристики имен если не служат, то во всяком случае служили в руководство поведению. Одним из памятников такого рода руководств, письменно закрепленным осколком целой культуры имен, служил «Реэстр о дамах и о прекрасных девицах», печатавшийся в свое время на русских народных картинках при соответственном изображении. В качестве примера приведем отрывок из такого руководства:

Постоянная дама Варвара.

С поволокою глаза Василиса.

Кислой квас Марья.

Веселой разговор Аграфена.

Великое ябедство Елена.

Наглая спесь Маремьяна.

Средня управа Устинья.

Толста да проста Афросинья.

Песни спеть Дарья [4, с. 73].

Однако данный мотив редко выступает единственной причиной выбора имени, чаще всего он реализуется в паре «этимология + благозвучность». К именам данного аспекта относятся такие частотные имена, как Анастасия, Виктория, Владимир, Никита. В данном случае целесообразнее говорить о таком явлении, как фоносимволика. Обращаясь к анализу имени Александр, П. Флоренский (представитель фоносим-волического подхода) отмечает взаимосвязь данного личного имени с его звучанием, подчеркивая, что Александр - «имя, типичное для великих людей, гениев» [4, с. 105].

Для русского человека имя всегда было неким символом, а точнее архетипическим образом, способом проявления бессознательного. Важное свойство символа, по мнению П. Флоренского, - целесообразность, т. е. он неотделим от цели - от высшей реальности, им являемой.

К экстралингвистическим факторам были отнесены следующие: популярность/мода, имя литературного героя, фильма, имя известной исторической личности, имя по святцам, имена родственников, характер по имени, судьба другого человека с аналогичным именем.

Экстралингвистическими мотивами были определены такие частотные имена, как Анна, Александра, менее употребительные - Мария, Наталья. Основной мотив - имя бабушки или прабабушки. Владимир, Алексей, Даниил - имя деда или прадеда. Это наиболее распространенный мотив - 25 %.

В качестве внеязыкового фактора стоит отметить желание родителей, чтобы их ребенок был похожим по своим человеческим качествам, чертам характера на известного человека. Этот мотив слабо фиксируется в частотности функционирования имен, однако входит в состав имен с комплексными мотивами. Так, имя Владислав имеет ассоциацию с Владиславом Листьевым, имя Екатерина - с императрицей Екатериной Великой, имя Наталья у многих респондентов ассоциируется с героиней романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, имя Никита связывают с Никитой Михалковым и Никитой Хрущевым. Наибольшее разнообразие в ассоциациях имеет имя Александр: Македонский, Суворов, Невский. Выбор имени для ребенка - событие культурное, оно касается не только будущего носителя имени, не только его семьи, но всего ономастического пространства. Имя связывает человека незримыми нитями с современниками и историческими личностями. Об этом хорошо писал известный литературовед В. Н. Турбин: «Имя, антропоним делает памятником каждого из нас, независимо от наших моральных свойств; в нем реально осуществляется увековечивание его первоносителя

и, следовательно, материализуется идея преемственности поколений, связи времен. Оно же - по крайней мере, теоретически - гарантирует обладателю его вечную память потомков» [4, с. 105].

Помимо названных, разнообразие внеязыковых причин связано с конкретными ситуациями. Их можно обозначить как ситуативные мотивы: Вадим - по имени друга отца, который спас ему жизнь; Юлия, Евгений, Дмитрий - по именам игрушек, которые была у родителей в детстве; Денис, Елизавета - имена выбрали по вытянутому родителями жребию; Валерия, Анна - имена из сна отца или матери; Инна - имя услышано случайно в автобусе; Надежда - долго ждали рождения ребенка (последняя надежда); Ната-лина - производное от имени бабушки Натальи, умершей накануне; Алиса - ребенок прореагировал именно на это имя; Виктория - были тяжелые роды («победа»); Юлия - родилась в июле; Илья, Виктор, Валентин - рожденные накануне или в праздник (День пророка Ильи, День Победы, День святого Валентина).

Выбор имени по святцам занимает самые нижние позиции (4 %). Возможно, обращение к Православному церковному календарю повлияло на то, что многие имена, характерные для именника конца Х1Х в., перешли в активное употребление в наши дни: Анастасия, Александра, Ксения, Софья, Егор, Иван, Михаил, Никита и др., однако влияние православной церкви на современные процессы имянаречения имеет второстепенный характер. Выбор таких имен, как Анастасия, Александра и др. мотивирован в большей степени благозвучностью и другими фоносеман-тическими признаками, нежели их отношением к церковному календарю.

Отдельно стоит затронуть вопрос о той части имен, где выбор зависел от суммы мотивов. Как пра-

вило, языковой фактор рассматривался параллельно с внеязыковым. Комбинации таких мотивов тоже имеют свою степень частотности.

В процессе анализа были выделены следующие группы мотивов: «красивое + редкое + святцы», «редкое + святцы», «популярное + благозвучное», «имя родственника + этимология + благозвучие», «гармонирует с отчеством + имя известного человека + благозвучие» и т. п.

Таким образом, все факторы, заложенные в основу имянаречения на рубеже веков, можно представить в виде следующей классификации:

Лингвистические факторы:

- фоносемантический - 35 %;

- этимологический - 10 %.

Экстралингвистические факторы:

- имя родственника - 25 %;

- влияние ТВ, литературы, истории - 8 %;

- ситуативное именование - 5 %;

- именование по святцам - 4 %;

- популярность имени - 2 %;

- редкое имя - 1 %.

Совокупность факторов (10 %):

- благозвучное + редкое;

- благозвучное + редкое + святцы;

- ситуация + имя родственника + этимология;

- сочетание с отчеством + влияние ТВ;

- популярное + благозвучное;

- популярное + этимология;

- святцы + имя родственника;

- ситуация + этимология;

- традиции + имя родственника.

Весь собранный и проанализированный материал можно представить в виде таблицы, где количественно отражены мотивы имянаречения.

Т а б л и ц а

Имя Л-факторы ЭкстраЛ-факторы

Фоносем. Этимол. Имя родств./ друга Из ТВ, лит-ры, истории Ситуат. По святц. Мода Редк.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Александра 2 5 1

Александр 3 8 5

Азамат 1

Алексей 2 1 5

Алена 2 3 1

Альбина 2 1 1 1

Алим 1

Алина 8 1 4

Алиса 2 1

Ангелина 5 2 4

Андрей 4 1

П р о д о л ж е н и е т а б л.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Анжела 1

Анна 8 4 10 3 1

Аннаит 1

Анна-Мария 1

Анастасия 20 5 1 7 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анатолий 2

Антон 3 1 1 1

Антонина 1 2 2

Аркадий 1

Арминэ 1

Артем 4 1

Артур 2

Астемир 1

Богдан 1 1 1

Борис 2 1

Вадим 1 1

Валентин 2 4

Валерий 3 1

Валерия 9 3 1 1 1

Василиса 1 2 1

Вероника 2 1 1 2

Виктор 1 2 2 1

Виктория 4 5 6 1

Виталий 2 2

Виталия 1

Владимир 4 3 14

Владислав 4 2 2 1

Вячеслав 1

Геннадий 1

Глеб 1 1

Давид 1

Даниил 3 3 2

Дарья 11 3 2 3 1 4

Дарьяна 3 2

Демьян 1

Денис 5 1 1 1

Диана 4 3 1 3

Дмитрий 8 3

Евгений 6 1 1

Евгения 2 1

Егор 3 2

Екатерина 12 3 1

Елена 5 3 4 1

Елизавета 3 2 1

П р о д о л ж е н и е т а б л.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Зинаида 1

Иван 3

Игорь 2

Илья 2 2 3

Инна 2 1

Ирина 3 2 1

Карина 1

Кирилл 3 1 2

Кристина 11 2 1

Ксения 5 1 1 2 1 2

Любовь 2 2 2

Лев 1

Лидия 1

Людмила 3

Максим 4 3 2

Марина 1 1 1 1 1

Мария 2 6 2

Михаил 1 4 1 1

Мурат 1 1

Надежда 1 1

Наталья 3 4 2 1

Нелли 1 1

Никита 8 2 5 3 3

Николай 1 1

Нина 1 1

Оганез 1

Оксана 1 1

Олег 1

Олеся 1 1

Ольга 2 2

Павел 1

Полина 3

Регина 1 1

Ричард 1

Роберт 1

Роман 3 1 1

Руслан 4

Светлана 1 1 1 1 1

Сергей 2 2 1 1

Сильва 1

Сослан 2 1

Софья 3 2 1 1 1

Станислав 2

Стелла 1 1

О к о н ч а н и е т а б л.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Степан 1

Сусанна 1

Тамара 1

Татьяна 2 4

Тимофей 1

Тимур 2 1 1

Ульяна 1

Федор 1

Шумаф 1 1

Эвелина 4 4

Эдуард 5

Эльвира 2 1 1

Эмма 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юлия 7 5 3

Юнеля 1

Юрий 1

Яна 8 1 1 4

Анализ собранного материала дает право утверждать, что в конце XX в. процесс имянаречения на Кубани не подвергается влиянию каких-либо определенных тенденций. Лингвистические и экстралингвистические факторы в равной степени влияют на выбор имени. Такие мотивы, как следование моде или же, наоборот, стремление к исключительности при выборе редкого имени, которые на протяжении XX в. превалировали в русской антропонимической системе, сдают свои позиции.

В любом случае все выделенные мотивы имянаречения свидетельствуют о сознательной рациональной стратегии именующего, несмотря на различные ситуативные номинации, где выбор, на первый взгляд, происходит спонтанно. Однако даже в таких ситуациях, как выбор имени по жребию, по сну, по какому-либо событию, человек соотносит случившееся с определенной реальностью, сопоставляя факты в пользу выбора того или иного имени.

Таким образом, имя уступчиво, предупредительно к требованиям различных факторов формы; «оно находит в себе энергию жизни и перерабатывается

Кубанский государственный аграрный университет Федотова Т. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации E-mail: [email protected]

приспособительно к условиям страны, народности, духа времени, наследственности, даже применяется к своеобразным оттенкам личных отношений. Ведь имя есть слово, даже сгущенное слово; и потому, как всякое слово, но в большей степени, оно есть неустанная играющая энергия духа» [4, с. 78].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) / Е. С. Кубрякова // Язык и наука конца XX века : сб. ст. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. -С. 144-238.

2. Новикова О. Н. Изменение ценностных установок личности как основа динамики национального антро-понимикона / О. Н. Новикова // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 2.

3. Журавлев А. П. Фонетическое значение / А. П. Журавлев. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 160 с.

4. Флоренский П. Имена / П. Флоренский. - СПб., 2007.

Kuban State Agrarian University

Fedotova T. V., Doctor of Philology, Professor of the Russian Language and Speech Communication Department

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.