Научная статья на тему 'Лингвометодические особенности преподавания русского языка будущим юристам'

Лингвометодические особенности преподавания русского языка будущим юристам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова А. М., Пронягина В. И.

Данная статья посвящена изучению лингвометодических особенностей преподавания русского языка будущим юристам в неязыковом вузе. Рассматриваются особенности преподавания языковой дисциплины «Риторика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвометодические особенности преподавания русского языка будущим юристам»

УДК 378.147:811.161.1 А. М. ЕМЕЛЬЯНОВА, старший

преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук

В. И. ПРОНЯГИНА, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО

ЯЗЫКА БУДУЩИМ ЮРИСТАМ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению лингвометодических особенностей преподавания русского языка будущим юристам в неязыковом вузе. Рассматриваются особенности преподавания языковой дисциплины «Риторика».

Ключевые слова и словосочетания: риторика, гуманитарный цикл, мультимедийные технологии.

Одна из задач современного вузовского образования - формирование профессиональной языковой компетенции. В условиях непрекращающейся политизации общества и возросших возможностей самоопределения личности живое слово, устная речь приобрели особое значение. Необходимость повышения лингвистической компетенции современным юристом обусловила тот факт, что на сегодняшний день во всех высших учебных заведениях юридической направленности преподается русский язык. Причем вводятся различные дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Риторика», «Риторика для юриста» и т. п.

Современные лингвисты утверждают, что грамотный юрист должен иметь четкую языковую позицию. В чем она проявляется? В первую очередь - в уважении к языку, с помощью которого юрист выражает свои мысли. Сотрудник внутренних дел должен понимать, что язык - это не только инструмент организации взаимодействия людей, но и механизм любой человеческой деятельности. Кроме того, грамотный человек чувствует и различает стилистические и

выразительные возможности языка. Юрист может считать себя интеллектуальной, социологически и психологически развитой личностью, глубоко освоившей культуру общества только в том

случае, если он владеет искусством раз- ^

вития собственного стиля речи в каче- ^

стве средства и способа самовыраже- 3

ния, уверен в достаточно грамотном а

употреблении слов, умеет ясно выра- у

жать свои мысли и убедительно доно- Оц сить их до реципиента [2, с. 5].

Всем вышеперечисленным уме- ^ ниям обучает риторика - наука, на про- | должительное время забытая в России. Ц Отношение к риторике было своеобраз- | ное. Достаточно открыть один из ста- ^ рых словарей: «риторика - осуждающее ^ определение напыщенного, внешне кра- § сивого, но малосодержательного произведения, речи...» [8, с. 323-324]. В 90-х J годах XX века интерес к риторике воз- ^ растает. Например, в 1994 г. появляется * учебное пособие для вузов О. И. Мар- | ченко «Риторика как норма гуманитар- ^ ной культуры», отражающая новый ^ взгляд на риторическую теорию и прак- ^ тику в системе российского гуманитар- « ного знания. «В современной науке | термин «риторика» не является устояв- с^

шимся и определенным. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы требует проведения всесторонних исследований», - отмечает автор [1, с. 112-113].

На сегодняшний день дисциплина «Риторика» относится к базовой части общего гуманитарного, социального и экономического цикла, в частности, в юридических вузах. Так, в Уфимском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации данный предмет введен в число обязательных по некоторым направлениям подготовки. В результате обучения курсант должен овладеть множеством компетенций: способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности; способностью осуществлять письменную и устную коммуника-^ цию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить уст-

2 ную и письменную речь, вести полеми-

¡з ку и дискуссии; пользоваться справоч-а

о ной литературой с целью получения

£ нужной языковой информации.

^ Небольшое количество часов,

^ выделенное для изучения данной дис-

| циплины, предполагает необходимость

Л* тщательной, четкой разработки препо-

3 давателем каждого лекционного, семи-^ нарского, практического занятия.

^ Например, согласно рабочей | учебной программе по дисциплине «Риторика» на проведение лекций отведена но лишь 4 академических часа [6, с. 10]. ^ Предлагается проведение двух спарен-| ных лекционных занятий по темам «Ос-ф новные качества юридической речи», ^ «Основы ораторского мастерства».

Преподаватель должен решить, как ^ уложиться в столь жесткие рамки и раса смотреть вопросы, касающиеся традиций русского судебного красноречия; ¡^ профессионального коммуникаций юри-

ста; условий эффективной речевой коммуникации; основ ораторского искусства и полемического мастерства; видов делового общения; особенностей построения текстов разных типов. В связи с этим для современного преподавателя риторики становится необходимым владение инновационными педагогическими технологиями.

В рамках данной статьи рассматривается возможность использования информационных педагогических технологий, помогающих преподавателю лаконично провести лекционное занятие: дать новые знания, направить на формирование новых умений; обобщить и систематизировать изученное. Безусловно, в подаче лекции большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации, позволяющая поставить изучение филологического курса на принципиально новый уровень. Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагментов с текстовыми комментариями позволяет повысить эффективность и качество образования, формировать информационную культуру студентов (курсантов).

Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность обучаемых. Использование Microsoft PowerPoint позволяет проводить презентации на лекции при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску и фиксирует внимание студентов на каких-либо иллюстрациях, данных, формулировках и т. п. Наглядную демонстрацию процесса, которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски, обеспечивает качественно новый уровень предоставления информации. Это построение диаграмм, таблиц (при объяснении

структурированного риторического материала: канонов, правил, максим, структурных элементов риторического пространства), показ фотопортретов (при изучении истории риторики), использование примеров из мультимедийных энциклопедий (при уяснении понятий ритор, риторическое пространство, субъект и объект в публичном выступлении, обратная связь); слайдов (при изучении технологии подготовки и произнесения публичного выступления) и т. д. Звуковое сопровождение, вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление [4, с. 12].

В заключение необходимо повторить, что острая нехватка учебных часов, их малое количество предполагают взгляд на преподавание языковых дисциплин в рамках юридических вузов с позиций максимальной эффективности. Следует добавить, что с помощью программного обеспечения преподаватель риторики может проводить не только лекционные, но и семинарские, и практические занятия. Например, использование интерактивной доски помогает успешно реализовать выполнение различных заданий: поиск языко-

вых ошибок, составление и корректирование опорных конспектов и текстов различных функциональных стилей, решение лингвистических задач, создание схем, таблиц, портфолио, написание диктантов и т.п. Работа с интерактивной доской - это самый современный способ осуществления индивидуализации и дифференциации процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности).

Это лишь несколько вариантов применения компьютерного обучения в усвоении материала по риторике в юридическом вузе. Диапазон возможностей интерактивной доски и других информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности преподавателя, но в любом случае важен вывод, что применение информационных технологий в преподавании риторики не только интенсифицирует процесс обучения, экономит большое количество времени, но и повышает мотивацию современного студента (курсанта) к более углублённому изучению пограничных коммуникативных наук, таких как теория коммуникации, психология общения, когнитивная лингвистика, теория информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры: учебное пособие для вузов. М. : Наука, 1994.

2. Михалкин Н. В. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2012. 240 с.

3. Мурашов А. А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. М., 2000.

4. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2008.

5. Педагогическая риторика: учебное пособие / под ред. Н. А. Ипполитовой. М.,

2001.

<ч а а

о о

S'

а

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

S

А А А

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

6. Рабочий учебный план дисциплины «Риторика» по направлению подготовки (специальности) 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Уфа, 2012.

7. Сборник рефератов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ / под общей редакцией Е. В. Мартынова. Выпуск № 9.Электронная версия банка данных системы научно-технической информации (БД СНТИ) МВД России на портале ГИАЦ МВД России (электронный адрес: Ьйр://10.5.0.15.).

8. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тура-ев. М. : Просвещение, 1974.

9. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

© Емельянова А. М.

© Пронягина В. И.

УДК 378.147.8

Е. С. ЛЫСЕНКО, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

Д. Р. ИСЕЕВ, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

Щ

<ч а а

и и

ч

О РОЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК В СИСТЕМЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

ПРИ УЮИ МВД РОССИИ)

Аннотация. В статье рассматривается роль юридических клиник в повышении качества юридического образования, а также в развитии системы квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: юридические клиники, бесплатная юридическая помощь, квалифицированная юридическая помощь, качество юридического образования, негосударственная система бесплатной юридической помощи.

о «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

В современных условиях пристальное внимание уделяется вопросам формирования институтов гражданского общества. Общеизвестно, что формирование эффективных институтов гражданского общества невозможно в государстве, граждане которого не имеют возможности в полном объеме реализовать свои конституционные права. В этом смысле особое значение приобретает не только ликвидация юридической неграмотности граждан, но и помощь, оказываемая гражданам в процессе реализации ими своих законных прав.

Очевидно, что свободная реа-

лизация гражданами своих законных прав в известной степени может быть ограничена ввиду того, что конкретный субъект права, не разбираясь в перипетиях правовых норм и не обладая навыками юридической квалификации, а также в отсутствие необходимого юридического опыта зачастую бывает лишен возможности осуществления правомочий, установленных нормами права.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. При этом отмечено, что в случаях, предусмотренных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.