Научная статья на тему 'Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку'

Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2004
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвокультурология / лингвокультурологический комментарий / лексика / устаревшие слова / историзмы / архаизмы / linguoculturology / linguocultural commentary / lexicon / outdated words / the meanings of the images laying / archaisms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Екатерина Владимировна

В статье рассматривается процесс изучения устаревшей лексики при обучении младших школьников родному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article is considered to the process of the studying of outdated lexicon during the learning native language by primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку»

Guschina E.V.

Е.В. Гущина

Гущина Екатерина Владимировна

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского институт педагогики (5 курс)

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Научный руководитель: Н.Ю. Штрекер, доктор пед. наук, профессор

Аннотация:

В статье рассматривается процесс изучения устаревшей лексики при обучении младших школьников родному языку.

Ключевые слова:

лингвокультурология, лингвокультурологический комментарий, лексика, устаревшие слова, историзмы, архаизмы.

Annotation:

In this article is considered to the process of the studying of outdated lexicon during the learning native language by primary school pupils.

Keywords:

linguoculturology, linguocultural commentary, lexicon, outdated words, the meanings of the images laying, archaisms.

T_T овый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых -определение «любящий свой народ, свой край и свою Родину» [5]. Знание истории народа предполагает, в том числе, знание истории языка. В понятие «история языка» входит и устаревшая лексика.

Актуальность нашего исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью культуроведческого компонента содержания предмета «Русский язык», необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования культуроведческой компетенции учащихся, укрепления их интереса к истории и культуре своей страны, воспитания патриотических чувств в процессе изучения русского языка в начальной школе.

Цель исследования - выявить, в рамках какого комплекта лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в системе

52

№2

Время науки

The Times of Science

обучения по русскому языку и литературному чтению в начальной школе осуществляется более удачно.

Изучение устаревшей лексики предусмотрено всеми программами по русскому языку и литературному чтению в начальной школе, но наиболее полно эта тема представлена в Образовательной системе «Школа 2100» учебно-методический комплект «Русский язык» и «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной, а также УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Это выявлено нами в процессе анализа языкового материала школьных учебников.

Представим основные понятия, рассматриваемые в работе.

Лингвокультурология (от лат. lingua - язык + культура + ...логия) — это комплексная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания [1, с. 127].

Лингвокультурологический комментарий - это толкование текстов, разъяснение фактов и событий, неизвестных учащимся, раскрытие предметно-понятийного значения лингвистических единиц, затрудняющих адекватное понимание текста [7, с. 9].

Большинство исследователей выделяют два типа комментирования: внеязыковой и языковой. Внеязыковой комментарий носит характер энциклопедической справки и организуется к географическим названиям, явлениям социальной и культурной жизни, предметам быта и т. п.; языковой комментарий представляет собой пояснение филологического характера [7, с. 9].

Лексикой называется система лексических единиц, находящихся в определённой взаимосвязи друг с другом [6, с. 4].

Устаревшие слова - слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка [6, с. 286].

Историзмы - это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, так как из жизни общества ушли те предметы и явления, которые они обозначали (например, соха, кафтан и др.) [6, с. 287].

2015

53

G

usch ina

E.V.

Е.В. Гущина

Архаизмы - это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы, действия, признаки (например, сей (этот), перст (палец) [6, с. 287].

Нами проведен анализ языкового материала по теме «Устаревшая лексика» в различных УМК. Выявлено, что тема изучается во всех классах начальной школы.

Примеры лингвокультурологического комментария из

анализируемых комплектов.

1. Комплект учебников по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

В анализируемых учебниках Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной

О.В. представлено наибольшее число архаизмов и историзмов, особенно широко - собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.

Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.

В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [2, с. 76].

2. Комплект учебников по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

В анализируемых учебниках Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной

О.В. устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 - 4 классах.

Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:

Петр Ершов «Конек-Горбунок» [3, с. 21]

Стали думать да гадать -

Как бы вора соглядатъ...

Стало сызнова смеркаться...

Тут Иван с печи слезает,

Малахай свой одевает...

Соглядать - подсмотреть (архаизм).

Сызнова - снова (архаизм).

Малахай - длинная, широкая одежда без пояса (историзм).

№2

Время науки

The Times of Science

3. Комплект учебников М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.

Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет... (А. Пушкин)

Лебедь - ж.р., сейчас лебедь - м.р. (архаизм) [4, с. 40].

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.

В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Цели эксперимента:

1. Выявление уровня сформированности знаний учащихся начальной школы по теме «Устаревшая лексика».

2. Выявление умений использовать в речи историзмы и архаизмы.

В эксперименте принимали участие два класса:

4 класс г. Калуги школы № 22, работающий по системе развивающего обучения «Образовательная система «Школа 2100»» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной;

4 класс г. Калуги школы № 18, работающий по УМК «Гармония» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Для достижения цели эксперимента нами была разработана система из девяти диагностических заданий, которые отражают цели эксперимента.

Приведем примеры некоторых заданий:

1. Назовите части тела, которые обозначают приведённые ниже

слова.

Лик, чело, очи, ланиты, десница, уста, перст, выя, брада.

2015

55

G

usch ina

E.V.

Е.В. Гущина

Цель данного задания: проверить умение подбирать к устаревшим словам их значения.

В случае верного выполнения задания учащиеся должны были записать: лик - лицо, чело - лоб, очи - глаза, ланиты - щеки, десница -правая рука, уста - рот (губы), перст - палец, выя - шея, брада - борода.

2. Выберите те слова, которые вышли из активного употребления: охрана, очи, сантиметр, стража, пиджак, царь, комната, зипун, мэр, светёлка.

Цель данного задания: проверить умение находить устаревшие слова.

В случае правильного выполнения задания учащиеся должны были выбрать слова: очи, стража, царь, зипун, светёлка.

3. Найдите в пословицах устаревшие слова:

Видит око далеко, а ум еще дальше. Твоими бы устами да мед бы пить. Устами младенца глаголет истина.

Цель данного задания: проверить умение находить устаревшие слова в пословицах.

В случае правильного выполнения задания учащиеся должны выбрать слова: око, устами, глаголет.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил выделить типичную ошибку учащихся: они не знают значения устаревших слов, как историзмов, так и архаизмов. Примеры ошибок:

1. ланиты - рики. десница - десна.

2. зипун, светёлка.

3. истина.

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что учащиеся начальной школы, обучающиеся по системе развивающего обучения «Образовательная система «Школа 2100»», лучше усваивают устаревшую лексику, чем учащиеся, обучающиеся по УМК «Гармония», чему способствует наличие большего количества устаревших слов в материалах учебников.

На основе проведенного нами эксперимента мы установили, что работа по изучению исследуемой нами темы в рамках данных учебных комплектов является недостаточной. Нами были предложены методические

№2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время науки

The Times of Science

рекомендации по изучению темы «Устаревшая лексика» в начальной школе, которые могут быть использованы учителями-практиками.

Примеры заданий:

1. Подчеркни в тексте устаревшие слова:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

«Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица...»

«И в светлицу входит царь,

Стороны той государь».

«Сына Бог им дал в аршин».

«Что донес ему гонец...»

2. Что обозначает выделенное слово в предложении?

1) Гонец принес царю хорошее известие (человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием, правитель).

2) Персты, падающие на струны, заиграли веселую мелодию (пальцы).

3) Гвардейцы вошли в зал. Один держал в руках девочку (военные).

4) А всё соскучишься, как не с кем молвить слова (говорить).

5) Столицу России называют «Москва златоглавая» (золотые купола).

Методические рекомендации включают систему заданий, нацеленную на более глубокое усвоение устаревших слов.

Лингвокультурологический комментарий не только формирует интерес к истории русского языка, но и дает новые знания, открывает возможность исследовать их и использовать в речи, способствуют пониманию произведений классической литературы.

Литература:

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Ч. 1. М.: Балласс, 2013. Ч. 1. 144 с.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир. М.: Баласс, 2011. Ч. 2. 208 с.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. Ч. 2. 144 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования: проект [Электронный ресурс] // Министерство

образования и науки РФ [сайт]. М., 2011-2015. URL:

http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 23.05.2015).

6. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М.: изд-во Высшая школа, 2001.415 с.

7. Штрекер Н.Ю. Историко-лингвистическая подготовка будущих учителей к реализации Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 4. С. 8 - 12.

2015

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.