Guschina E.V.
Е.В. Гущина
Гущина Екатерина Владимировна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского институт педагогики (5 курс)
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Научный руководитель: Н.Ю. Штрекер, доктор пед. наук, профессор
Аннотация:
В статье рассматривается процесс изучения устаревшей лексики при обучении младших школьников родному языку.
Ключевые слова:
лингвокультурология, лингвокультурологический комментарий, лексика, устаревшие слова, историзмы, архаизмы.
Annotation:
In this article is considered to the process of the studying of outdated lexicon during the learning native language by primary school pupils.
Keywords:
linguoculturology, linguocultural commentary, lexicon, outdated words, the meanings of the images laying, archaisms.
T_T овый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых -определение «любящий свой народ, свой край и свою Родину» [5]. Знание истории народа предполагает, в том числе, знание истории языка. В понятие «история языка» входит и устаревшая лексика.
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью культуроведческого компонента содержания предмета «Русский язык», необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования культуроведческой компетенции учащихся, укрепления их интереса к истории и культуре своей страны, воспитания патриотических чувств в процессе изучения русского языка в начальной школе.
Цель исследования - выявить, в рамках какого комплекта лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в системе
52
№2
Время науки
The Times of Science
обучения по русскому языку и литературному чтению в начальной школе осуществляется более удачно.
Изучение устаревшей лексики предусмотрено всеми программами по русскому языку и литературному чтению в начальной школе, но наиболее полно эта тема представлена в Образовательной системе «Школа 2100» учебно-методический комплект «Русский язык» и «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной, а также УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Это выявлено нами в процессе анализа языкового материала школьных учебников.
Представим основные понятия, рассматриваемые в работе.
Лингвокультурология (от лат. lingua - язык + культура + ...логия) — это комплексная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимовлияние культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания [1, с. 127].
Лингвокультурологический комментарий - это толкование текстов, разъяснение фактов и событий, неизвестных учащимся, раскрытие предметно-понятийного значения лингвистических единиц, затрудняющих адекватное понимание текста [7, с. 9].
Большинство исследователей выделяют два типа комментирования: внеязыковой и языковой. Внеязыковой комментарий носит характер энциклопедической справки и организуется к географическим названиям, явлениям социальной и культурной жизни, предметам быта и т. п.; языковой комментарий представляет собой пояснение филологического характера [7, с. 9].
Лексикой называется система лексических единиц, находящихся в определённой взаимосвязи друг с другом [6, с. 4].
Устаревшие слова - слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка [6, с. 286].
Историзмы - это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, так как из жизни общества ушли те предметы и явления, которые они обозначали (например, соха, кафтан и др.) [6, с. 287].
2015
53
G
usch ina
E.V.
Е.В. Гущина
Архаизмы - это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы, действия, признаки (например, сей (этот), перст (палец) [6, с. 287].
Нами проведен анализ языкового материала по теме «Устаревшая лексика» в различных УМК. Выявлено, что тема изучается во всех классах начальной школы.
Примеры лингвокультурологического комментария из
анализируемых комплектов.
1. Комплект учебников по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
В анализируемых учебниках Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной
О.В. представлено наибольшее число архаизмов и историзмов, особенно широко - собственно-лексические и лексико-фонетические архаизмы.
Пример: 3 класс, 1 часть, упр. 83.
В древности в русском языке было слово окрест, что означало «вокруг, около, на все четыре стороны» (архаизм) [2, с. 76].
2. Комплект учебников по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
В анализируемых учебниках Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной
О.В. устаревшая лексика представлена во всех классах (с 1 по 4). Большое количество историзмов и архаизмов представлено в 3 - 4 классах.
Пример: 2 класс: «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.:
Петр Ершов «Конек-Горбунок» [3, с. 21]
Стали думать да гадать -
Как бы вора соглядатъ...
Стало сызнова смеркаться...
Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой одевает...
Соглядать - подсмотреть (архаизм).
Сызнова - снова (архаизм).
Малахай - длинная, широкая одежда без пояса (историзм).
№2
Время науки
The Times of Science
3. Комплект учебников М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Проанализировав учебники «К тайнам нашего языка» по программе «Гармония», мы пришли к выводу, что в данном УМК по русскому языку историзмы и архаизмы встречаются только во втором и четвертом классе в небольшом объеме.
Пример: 2 класс, 2 часть, упр. 36.
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет... (А. Пушкин)
Лебедь - ж.р., сейчас лебедь - м.р. (архаизм) [4, с. 40].
Чтобы соответствовать требованиям ФГОС НОО, работа по изучению устаревшей лексики на уроках русского языка и литературного чтения должна быть более насыщенной, что требует разработки специальных систем упражнений.
В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Цели эксперимента:
1. Выявление уровня сформированности знаний учащихся начальной школы по теме «Устаревшая лексика».
2. Выявление умений использовать в речи историзмы и архаизмы.
В эксперименте принимали участие два класса:
4 класс г. Калуги школы № 22, работающий по системе развивающего обучения «Образовательная система «Школа 2100»» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной;
4 класс г. Калуги школы № 18, работающий по УМК «Гармония» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Для достижения цели эксперимента нами была разработана система из девяти диагностических заданий, которые отражают цели эксперимента.
Приведем примеры некоторых заданий:
1. Назовите части тела, которые обозначают приведённые ниже
слова.
Лик, чело, очи, ланиты, десница, уста, перст, выя, брада.
2015
55
G
usch ina
E.V.
Е.В. Гущина
Цель данного задания: проверить умение подбирать к устаревшим словам их значения.
В случае верного выполнения задания учащиеся должны были записать: лик - лицо, чело - лоб, очи - глаза, ланиты - щеки, десница -правая рука, уста - рот (губы), перст - палец, выя - шея, брада - борода.
2. Выберите те слова, которые вышли из активного употребления: охрана, очи, сантиметр, стража, пиджак, царь, комната, зипун, мэр, светёлка.
Цель данного задания: проверить умение находить устаревшие слова.
В случае правильного выполнения задания учащиеся должны были выбрать слова: очи, стража, царь, зипун, светёлка.
3. Найдите в пословицах устаревшие слова:
Видит око далеко, а ум еще дальше. Твоими бы устами да мед бы пить. Устами младенца глаголет истина.
Цель данного задания: проверить умение находить устаревшие слова в пословицах.
В случае правильного выполнения задания учащиеся должны выбрать слова: око, устами, глаголет.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил выделить типичную ошибку учащихся: они не знают значения устаревших слов, как историзмов, так и архаизмов. Примеры ошибок:
1. ланиты - рики. десница - десна.
2. зипун, светёлка.
3. истина.
Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что учащиеся начальной школы, обучающиеся по системе развивающего обучения «Образовательная система «Школа 2100»», лучше усваивают устаревшую лексику, чем учащиеся, обучающиеся по УМК «Гармония», чему способствует наличие большего количества устаревших слов в материалах учебников.
На основе проведенного нами эксперимента мы установили, что работа по изучению исследуемой нами темы в рамках данных учебных комплектов является недостаточной. Нами были предложены методические
№2
Время науки
The Times of Science
рекомендации по изучению темы «Устаревшая лексика» в начальной школе, которые могут быть использованы учителями-практиками.
Примеры заданий:
1. Подчеркни в тексте устаревшие слова:
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
«Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица...»
«И в светлицу входит царь,
Стороны той государь».
«Сына Бог им дал в аршин».
«Что донес ему гонец...»
2. Что обозначает выделенное слово в предложении?
1) Гонец принес царю хорошее известие (человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием, правитель).
2) Персты, падающие на струны, заиграли веселую мелодию (пальцы).
3) Гвардейцы вошли в зал. Один держал в руках девочку (военные).
4) А всё соскучишься, как не с кем молвить слова (говорить).
5) Столицу России называют «Москва златоглавая» (золотые купола).
Методические рекомендации включают систему заданий, нацеленную на более глубокое усвоение устаревших слов.
Лингвокультурологический комментарий не только формирует интерес к истории русского языка, но и дает новые знания, открывает возможность исследовать их и использовать в речи, способствуют пониманию произведений классической литературы.
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Ч. 1. М.: Балласс, 2013. Ч. 1. 144 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир. М.: Баласс, 2011. Ч. 2. 208 с.
4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. 2 класс. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. Ч. 2. 144 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования: проект [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки РФ [сайт]. М., 2011-2015. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 23.05.2015).
6. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. М.: изд-во Высшая школа, 2001.415 с.
7. Штрекер Н.Ю. Историко-лингвистическая подготовка будущих учителей к реализации Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 4. С. 8 - 12.
2015
57