Научная статья на тему 'Лингвокультурологический аспект при обучении студентов-иностранцев самостоятельному чтению'

Лингвокультурологический аспект при обучении студентов-иностранцев самостоятельному чтению Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Большакова Н. Г., Усачева Г. А., Bolshakova N.G. Usacbeva G.A.

В данной статье рассматриваются возможности введения лингвокультурологической информации на начальном этапе обучения русскому языку (I семестр), конкретно на материале текста для самостоятельного чтения «Снегурочка», являющегося составной частью пособия Н.Г. Большаковой, Г.А. Усачевой «Читаем самостоятельно», М., РУДН, 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language and cultural aspect in teaching reading to foreign learners

In the article the authors consider the possibilities of introduciry language and cultural information in teaching Russian to elementary learners on the basis of the text for individual readiry «The Snow-Maiden» which is part of the book by N.G. Bolshakova and G.A. Usacheva «We can read Russian» (M, RUDN, 2003).

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологический аспект при обучении студентов-иностранцев самостоятельному чтению»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Н.Г.БОЛЫИАКОВА, Г.А. УСАЧЁВА

Кафедра русского языка №2 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В данной статье рассматриваются возможности введения лингвокультурологической информации на начальном этапе обучения русскому языку (I семестр), конкретно на материале текста для самостоятельного чтения «Снегурочка», являющегося составной частью пособия Н.Г. Большаковой, Г.А. Усачевой «Читаем самостоятельно», М., РУДН, 2003 г.

Созданное авторами пособие предназначено для целенаправленного и систематического обучения самостоятельной работе с текстом, начиная с самых первых занятий по русскому языку после вводно-фонетического курса (ВФК).

Предлагаемые в пособии тексты ориентированы на узнавание, закрепление и повторение языкового материала, предлагаемого ранее в процессе аудиторной работы под руководством преподавателя. Основное внимание студентов при самостоятельном чтении направлено на содержательную сторону читаемого, понимание уже известного лексико-грамматического материала, но в новых комбинациях и ситуациях. Имеющиеся в текстах трудности преодолеваются на основе предтекстовых заданий. Насколько успешно студенты справляются с самостоятельным пониманием читаемого текста показывает контроль в виде заданий, а также самоконтроль.

В пособии представлены разные по объёму и содержанию тексты. По мере обучения постепенно вводится информация культурологического плана.

Проблема лингвокультурологии всегда была в поле зрения методистов-преподавателей на всех этапах обучения иностранцев русскому языку. Бесспорно и общеизвестно, что соизучение языка и культуры повышает уровень владения языком, расширяет круг знаний студентов о стране изучаемого языка, о ее культуре, обычаях и традициях. Приобщение к культурологической информации о России позволяет носителям другого языка и другой культуры не только лучше понять Россию, но и служит средством приобщения к великой русской культуре, органической частью которой является и народное творчество, в том числе и русская народная сказка.

Учитывая вышесказанное авторы пособия считают, что русские народные сказки как важная составляющая великой русской культуры должны найти свое место среди текстового материала, предлагаемого для чтения. Авторы посчитали необходимым уже на начальном этапе обучения включить в систему учебных текстов русскую народную сказку «Снегурочка». Выбор именно этой сказки обусловлен рядом причин:

- Начало зимы совпадает с завершением первого семестра, наступлением Нового года, накануне которого проводится традиционный вечер-концерт «Мы говорим и поем по-русски». К этому времени студентами пройден основной лексико-грамматический материал первого семестра, и на вечере они демонстрируют свои практические умения и навыки. Вечер носит культурологический характер, где не только разыгрываются сценки из студенческой жизни, но и сюжеты, связанные с празднованием Нового года. В соответствии с русской традицией появляется Дед Мороз со Снегурочкой. Предварительное чтение сказки с соответствующими заданиями и комментариями, с одной стороны, готовит студентов к появлению этих персонажей, а с другой - расширяет языковую компетенцию, знакомит с особенностями самобытного народного творчества, ярким выражением которого является русская сказка.

- Для подавляющего большинства иностранных студентов, приезжающих в Россию, страна ассоциируется с холодом, морозом, снегом. Обычно студенты с нетерпением ждут наступления зимы, когда земля покрывается пушистым снегом. Снег, мороз являются для них неотьемлимой частью России, в определенном смысле символизируют страну. Поэтому сказка, связанная с зимними мотивами и сменой времен года, вызывает всегда большой интерес. Кроме того, своеобразный язык русской сказки, лексико-грамматические особенности также являются не только предметом для изучения, но и расширяют у студентов представление о богатстве и образности русского языка даже в пределах адаптированного текстового материала, ограниченного рамками программы I семестра.

Ниже авторы рассматривают возможности обучения самостоятельному чтению на основе русской народной сказки «Снегурочка». (Текст адаптирован авторами).

ТЕКСТ 3.

Предтекстовые задания.

Задание 1. Посмотрите в словаре новые слова: горе, надевать - надеть что?, краснеть - покраснеть, двигаться, хорошеть -похорошеть, оживать - ожить, приветливая, лист (дерева), плясать, уговаривать

- уговорить кого? (В.п.), глаз, рука, нога, ручей, зажигать - зажечь, костёр, прыгать - прыгнуть, облако, превращаться - превратиться во что?, подниматься

- подняться, высоко, исчезать - исчезнуть где?, небо, появляться - появиться где?

Задание 2. Обратите внимание.

1. Русские сказки часто начинаются словами: жил-был (жила-была, жили-были).

2. В русских сказках, когда хотят сказать, что ребёнок растёт быстро, говорят: «Растёт не по дням, а по часам».

3. В русских сказках и в стихах часто прилагательные стоят после существительных: зима снежная, сын любимый.

4. От прилагательных можно образовать глагол:

Красный - краснеть, хороший - хорошеть

Краснеть (СВ - покраснеть) - становится (стать) красным.

Хорошеть (СВ-похорошеть)- становится (стать) более красивым.

5. Хор - петь хором - петь всем вместе.

6. Хоровод - танец с песней по кругу. Водить хоровод - плясать всем вместе по кругу и петь.

7. Глядеть = смотреть

Задание 3..Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

Почему Снегурочка не была рада лету?

СНЕГУРОЧКА (Русская народная сказка)

В одной деревне жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, дружно. Только одно было плохо: детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, вышли дети на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят, и о своём горе думают.

- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем -Снегурочку.

- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на улицу и начали дочку из снега делать. Сделали дочку красивую снежную. Смотрят на неё старик со старухой, любуются.

А Снегурочка вдруг ожила: губы покраснели, глаза открылись, руки и ноги двигаются; смотрит Снегурочка на стариков и улыбается. И пошла вдруг Снегурочка к дому.

Удивились старики, обрадовались: «Есть теперь и у нас дочка живая, Снегурочка дорогая».

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам, с каждым днём Снегурочка хорошеет. Растёт дочка и умная, и весёлая, со всеми приветливая. Всю работу дома делает.

Прошла зима. Наступила весна. На деревьях появились первые листья. Все весне рады. Только Снегурочке грустно, смотрит невесело, сидит дома, на улицу не идёт.

- Что с тобой, дочка? - спрашивает старуха. - Ты здорова?

- Здорова, - отвечает Снегурочка, а на улицу не идёт.

За весной и лето пришло. Собрались девушки в лес погулять, зовут Снегурочку: - Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, хороводы водить.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, но старуха её уговорила: - Пойди, дочка, погуляй с подружками».

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке невесело. Нашла Снегурочка ручей холодный, села около него и на воду глядит.

А когда наступил вечер, зажгли девушки костёр и начали через костёр прыгать. Зовут девушки Снегурочку: «Прыгай вместе с нами!» Не хотела Снегурочка идти к костру, а подруги опять зовут: «Снегурочка, иди к нам!»

Пошла к ним Снегурочка, прыгнула через костёр ... и превратилась она в белое облако. Поднялось облако высоко и исчезло в небе.

Задания к тексту.

Задание 1. Найдите в тексте ответы на вопросы:

1. Какое горе было у старика со старухой? 2. Из чего старик со старухой сделали себе дочку? 3. Почему старик сказал: « Есть теперь и у нас дочка живая»? 4. Зачем летом девушки пошли в лес? 5. Что случилось со Снегурочкой, когда она прыгнула через костёр?

Задание 2._Найдите в тексте информацию:

- о характере Снегурочки;

- как росла Снегурочка;

- помогала ли Снегурочка старикам;

- как долго жила Снегурочка у стариков.

Задание 3. Согласны ли вы, что Снегурочка не любила тепло? Приведите примеры из текста.

Задание 4. Прочитайте вопрос и выберите ответ, правильный по-вашему мнению.

Почему девушки прыгали через костёр?

1. Они хотели узнать, кто из них прыгает лучше всех.

2. Это старинный русский обычай, где костёр был символом Солнца. Человек прыгал через костёр, и его мысли становились лучше. Прошло время, и это стало весёлой игрой.

3. Девушкам было скучно.

Задание 5..Проверьте, правильно ли вы ответили (ключ № 3)

LANGUAGE AND CULTURAL ASPECT IN TEACHING READING TO

FOREIGN LEARNERS

N.G.BOLSHAKOVA, G.A.USACHEVA

Department of Russian language №2 Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

In the article the authors consider the possibilities of introduciry language and cultural information in teaching Russian to elementary learners on the basis of the text for individual readiry «The Snow-Maiden» which is part of the book by N.G. Bolshakova and G.A. Usacheva «We can read Russian» (M, RUDN, 2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.