Научная статья на тему 'Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа Толена Абдикова "көктерек" ("голубой тополь")'

Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа Толена Абдикова "көктерек" ("голубой тополь") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
437
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ / ОБРАЗ / АВТОР / ЛИТЕРАТУРА / ФИГУРА / PROTAGONIST / IMAGE / AUTHOR / LITERATURE / FIGURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гакрама Каламкас Муратовна

В статье рассматривается произведение Т. Абдикова, обладателя приза ПЕН-клуба, казахстанского писателя, награжденного международной медалью им. Франца Кафки. В статье рассматривается концепт «тополь» на материале рассказа Толена Абдикова «Көктерек» («Голубой Тополь»). Лингвокультурологический анализ включает этимологию, топонимику и мифологию данного концепта. Впервые Т.Абдиков использует в качестве главного героя произведения образ дерева, имеющего свою историю существования и отражающего авторское восприятие мира. Учитывая привлечение предметного мира писателем ранее, нужно отметить, что в этом произведении флорообраз не оттеняет образ действующего лица, а выступает в качестве самостоятельного героя. Автор не просто олицетворяет образ дерева, он придает ему статус основного персонажа, вокруг которого и закручен весь сюжет. Дерево изображено как равное человеку живое существо, отмечается его антропоморфность и зооморфность. В портрете голубого тополя отмечается возраст, подтянутость, устойчивость. Концепт «тополь» является символом детства для Толена Абдикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурологический анализ концепта "тополь" на материале рассказа Толена Абдикова "көктерек" ("голубой тополь")»

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА

«ТОПОЛЬ» НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ТОЛЕНА АБДИКОВА «КЭКТЕРЕК» («ГОЛУБОЙ ТОПОЛЬ») Гакрама КаламкасМуратовна, к.ф.н., ассоц. профессор (e-mail: gakrama@mail.ru) Казахская головная архитектурно-строительная академия,

г.Алматы, Казахстан

В статье рассматривается произведение Т. Абдикова, обладателя приза ПЕН-клуба, казахстанского писателя, награжденного международной медалью им. Франца Кафки.

В статье рассматривается концепт «тополь» на материале рассказа Толена Абдикова «Квктерек» («Голубой Тополь»).

Лингвокультурологический анализ включает этимологию, топонимику и мифологию данного концепта. Впервые Т.Абдиков использует в качестве главного героя произведения образ дерева, имеющего свою историю существования и отражающего авторское восприятие мира. Учитывая привлечение предметного мира писателем ранее, нужно отметить, что в этом произведении флорообраз не оттеняет образ действующего лица, а выступает в качестве самостоятельного героя. Автор не просто олицетворяет образ дерева, он придает ему статус основного персонажа, вокруг которого и закручен весь сюжет. Дерево изображено как равное человеку живое существо, отмечается его антропоморфность и зооморфность. В портрете голубого тополя отмечается возраст, подтянутость, устойчивость. Концепт «тополь» является символом детства для Толена Абдикова.

Ключевые слова: главный герой, образ, автор, литература, фигура.

Дерево является центральным образом культуры разных народов, начиная с самых отдаленных времен, описанных в истории и в исторических памятниках. Дерево символизирует жизнь, а корень древа символизирует мироздание, модель вселенной. Прошлое уходит глубоко корнями вниз, настоящее заключается в крепком стволе дерева, а будущее зависит от его кроны. Зачастую концепт тополя превалирует как доминанта генеалогического начала, побеги которого символизируют новые начинания, молодое поколение, а основание поддерживает связь с предками. Бытует мнение, что каждое дерево имеет душу и связано с понятиями твердости духа, силы, величия.

В рассказе Толена Абдикова «Кектерек» образ тополя одушевлен и наделен какими-то необычными свойствами, что свойственно художественной литературе и современному искусству. Образ голубого тополя в данном произведении выступает в качестве неотъемлемой части детства и юности писателя. Тополь выделяется среди других пространственных образов писателя, он имеет несколько семантических граней (этимология,

мифология, топонимика и т.д.), которые нам предстоит проанализировать. На протяжении всего сюжета рассказа «Кектерек» проявляется антропоморфность данного концепта, поскольку изображение голубого тополя сопровождается олицетворениями и наделено свойствами живого существа. Концепт тополя в рассказе символизирует природную стойкость, мужество и силу, одиночество, память о прошлом, свидетеля или хранителя тайн, веру и надежду, собеседника, а также близкого друга. В своем исследовании Х.С. Мухамадиев отмечает, что как природный символ дерево и его особенности во многих культурах соотносятся с характером человека. В восточных культурах утверждается, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокими, сильными и слабыми, молодыми и старыми [1, с. 70].

Рассматривая смысловое значение слова «кек», составляющей части концепта «кектерек», нужно отметить, что в казахском языке оно прежде всего соотносится с понятиями жизнь и возрождение (кек, кектем, кек шеп / небо, весна, зелень). Существует несколько переводных вариаций - голубой, небесный или синий, которые несут в себе отражение одного цвета, что сопряжено с историей и традициями нашего народа. Символика этого цвета отражает национальные особенности и мировоззрение казахов. Голубой цвет является исключительным, сакральным для тюрков, поскольку он связан с язычеством - Тенгри (богом неба), а природный компонент как наследие древней культуры казахов именуется не иначе как с использованием тона «кек».

Этимологическая составляющая и смысловое наполнение слова «терек» раскрывается нами посредством соотнесения лингвистических данных близкородственных языков, входящих в тюркскую ветвь. Идеосемантика флоронима «терек» некоторых народов Кавказа рассматривается как гидроним (по названию реки, А.В. Суперанская находит происхождение этого слова от древнетюркского или хунно-булгарского терек - «река»), «терк» в переводе означает - быстрый, резвый, буйный». Мы же склоняемся и полагаемся на иное трактование этой лексемы, принимая во внимание следующие данные: на древнетюркском, казахском, кыргызском, каракалпакском и тувинском языках (terek), туркменском (derek), узбекском (terak), татарском (tire|k), хакасском и чувашском (tirek), башкирском ( tira"k ), якутском (tirex) лексема терек означает тополь, родственное на тюркском (tirek), казахском (tirek), балкарском и кумыкском (terek) обозначает опору [2, с.25]. Резюмируя, можно сказать, что идеосемантика всех перечисленных слов восходит к древнетюркскому terek в значении «тополь», что крепко связано с понятием «опора».

Рассматривая все возможные дефиниции происхождения слова терек, нельзя не отметить родственное байтерек (в переводе с казахского языка «бай» означает богатый, «терек» - тополь-исполин). Используется это название в значении древа жизни, которое защищает, объединяет и оберегает

казахстанский народ. В древнем народном предании повествуется о том, что Мировое древо Байтерек охватывает весь небесный свод, корни его проникают через все пласты земли и достигают центра Вселенной. На вершине пирамидального тополя вьет свое гнездо волшебная птица Самрук, ее золотое яйцо есть солнце, дающее жизнь и надежду. Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирующее государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию. Байтерек определенно раскрывает древние представления номадов о Вселенной, они напрямую связаны с мифологизацией архитектуры столицы. Этот монумент является основой национальной идеи, неслучайно во многих областях нашей страны появились миниатюрные копии Байтерека. Исследователи отмечают, что Байтерек является скульптурным воплощением мировоззрения древних казахов. Похожие мировоззрения, кстати, были и у викингов, поклонявшихся волшебному ясеню Иггдрасиль [3].

Образ тополя в рассказе Толена Абдикова «Кектерек» в такой же мере вбирает понятия иррационального и божественного, сколько и антропоморфного. Описание дерева в этом рассказе дано традиционно от лица автора. Известно, что среда обитания, в нашем случае это великая степь кочевников, влияет на самобытное своеобразие. Образ возвышающегося тополя имеет определенное отражение в развитии национального мировосприятия. Так, например, он является местом преклонения: «Тебес кек ^реген кек терек. Кек терек бiздщ балалык шаFымыздын сэш едь Сонша киырдан кершетш, тещрегшде талшыбык жок, жалFыз аFаштын касына келгенде, тYбiндегi саядан элдебiр жан рахатын сезгендей боласын. Кектеректщ эсерi басым: одан зэулiм, одан жалпак, одан киелi аFаш жок. Кектерек жерге есш т¥PFан аFаш емес, адамдар мшэжат кылатын эулиелi мазар ия мешгг секшда» [4, с. 364] (Голубой тополь верхушкой достигал неба. Он был одним из украшений нашего детства. Он был виден издалека, поблизости не было ни одного деревца, приблизившись к одиноко стоящему дереву, получаешь удовольствие под его сенью. Влияние голубого тополя определяющее: нет дерева выше, нет шире, оно священное. Голубой тополь не просто дерево, растущее на земле, оно словно мавзолей или мечеть, куда приходят люди помолиться). В данном отрывке четко сформулирована мысль автора о священной составляющей концепта «тополь». Голубой тополь как пространственный образ являлся местом паломничества, поскольку одиноко стоял в степи. Прослеживается неразрывная связь между горизонтальностью степи и вертикальностью тополя, описываются его неприкосновенность и благодать.

Известно, что средства поэтической образности глубоко мифологизированы, они укореняются еще в фольклоре, но они определяются национальным менталитетом и связаны с местностью проживания того или иного народа. Так, например, для сравнения можно привести тот факт, что в культуре калмыков одинокий тополь (Пурдаш-багши) воплощает идею о свя-

щенном месте для буддистов, является основной достопримечательностью и овеян легендами. Этому тополю больше ста лет, он окружен уступами и молитвенными флажками. Подобное почитание дерева прослеживается и в современной литературе - цикле романов «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р.Р. Мартина, где этот образ имеет сакральное значение и может переносить героя в разные отрывки времени, оно представляет своего рода трон и место для раздумий. В различных культурах концепт дерева считался священным или магическим. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут Боги и духи. Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре, в образах человека - дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут, как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями.

В рассказе Толена Абдикова под тополем человек находил успокоение, умиротворение, обретал душевный подъем, хорошее настроение. Оно вызывало два чувства - страх и радость, при этом, забравшись на него, ребенок чувствовал победу над своим страхом. Дерево не просто было единственным местом для игр детей, оно являлось почитаемым и значимым образом в душе и в сердце каждого человека. Даже высохшим оно не утратило своей ценности, поскольку олицетворяло целую эпоху: «Кектеректщ б^тагын сындырсан, кан аFады екен деген лакап бар. Yйткенi киелi аFаш. Киелi аFашты сындыруFа, шабуFа болмайды. Ал шабамын деп ауру болFан бiр адам бар» [4, с. 366] (Если сломать одну из веток голубого тополя, то по преданию может пролиться кровь. Это священное дерево. Его нельзя ни ломать, ни пилить. Был один желающий спилить, так он сразу заболел). В основе этого мифического представления лежит образ Мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру вертикали. Самобытность степных народов отражается в выборе концепта тополя, восходящего к архетипам, проглядывающимся в истории литературы. Тополь как флорообраз в этом рассказе передает душевное состояние героя, показывает красоту мира посредством природной составляющей. Это дерево связано с преданиями и мифологией, с авторской идеей мироздания Толена Абдикова.

В произведениях русской поэзии дерево часто соединяет небо и землю, все стороны света. Исследование символики деревьев в литературе имеет свою историю и новой не является. Многие поэты, такие как А. Фет, Б. Пастернак, С. Есенин, Н. Рубцов и другие описывают в своих стихотворениях различные деревья, тем самым, показывая их роль и значение для своего творчества. Изображение тополя встречается, к примеру, и в повести А.П. Чехова «Степь»: «А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — Бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего

ветра, а главное — всю жизнь один, один. ...За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы» [5, с. 56]. Думается, не случайно в произведении А.П. Чехова при описании степи рассматривается именно тополь. Писателем намеренно противопоставляется вертикаль тополя горизонту полей. Поле в свою очередь является наиболее применяемым эквивалентом степи в русской литературе. Антропоморфность тополя подчеркивается эпитетом одинокий, а метафора красавец приводятся автором не случайно, поскольку в степи даже один тополь является украшением пейзажа. Тополь считается светолюбивым деревом, степной народ также издревле почитает солнце. Олицетворение и описание стройности фигуры, зеленой одежды говорит нам об уподоблении тополя человеку, о его привязанности к природе и о тождественном восприятии мира.

Дерево в рассказе Толена Абдикова - это не только элемент пейзажа, а образ воспоминаний из истории детства, таким образом автор символизирует его. Коктерек выступает как символ детства, родины, мальчишеской радости, высоты и святыни. Коктерек - это полноценный образ, вмещающий в себе воспоминания героя-рассказчика, его прекрасные чувства, внутренний мир, он придает человеку силы и веру в них. Коктерек является деталью или чертой общего лица под названием родина, и вместе с тем, это выражение величия и красоты отчей земли. В произведении используется зооморфное сравнение - сломленный тополь и скелет динозавра. «Кектерек жок! ЖYрегiм элдебiр жакын адамнын казасын еспгендей шым ете калды. Алып динозаврлардын канка CYЙегiндей аппак болып, жаркырап шашылып жатыр екен» [4, с. 366] (Нет голубого тополя! Сердце мое вздрогнуло как будто я услышал о смерти близкого человека. Белый будто скелет огромного динозавра, растянувшись, он сверкает в лучах солнца). Тополь — традиционное декоративное дерево и одно из самых почитаемых деревьев казахского народа. Этому свидетельствует тот факт, что нет населенного пункта, в котором не росли бы тополя и не разлетался бы по округе тополиный пух. Следует также отметить, что в разных регионах Казахстана существует немалое количество топонимических названий сел, поселков, в названии которых присутствует флороним «терек» (Актерек, К,аратерек, Уштерек, Бестерек, Теректы и т.д.), что касается топонима Кектерек, то таковой есть в каждой области страны.

Впервые Т.Абдиков использует в качестве главного героя произведения образ дерева, имеющего свою историю существования и отражающего авторское восприятие мира. Учитывая привлечение предметного мира писателем ранее, нужно отметить, что в этом произведении флорообраз не оттеняет образ действующего лица, а выступает в качестве самостоятельного героя. Автор не просто олицетворяет образ дерева, он придает ему статус основного персонажа, вокруг которого и закручен весь сюжет. Дерево изображено как равное человеку живое существо, отмеча-

ется его антропоморфность и зооморфность. В портрете голубого тополя отмечается возраст, подтянутость, устойчивость. Образу тополя посвящали свои произведения многие писатели, в этом рассказе он в такой же мере почитаем и сакрален. И автору, и тополю многое пришлось пережить, тополь выступает в качестве собеседника, наставника для героя-рассказчика. Можно сказать, что голубой тополь является символом детства для Толена Абдикова.

Список литературы

1. Мухамадиев Х.С. «Концепт дерево или «ода карагачу» / Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2014, № 2.

2. Кайда-

ров А.Т. Тюркская этимология: проблемыи задачи. Проблемы этимологии тюркских языков. А. 1990. / Казахстан тарихы. Кене заманнан бYгiнге дешн. Бес томдьщ. 2 том. Алматы. 1998. 579-589 б.

3. http://fb.ru/article/343449/bayterek-astanyi-velichestvennyiy-symvol-kazahstana

4. Эбдж^лы Телен. Повестер мен эцпмелер. - Алматы, Кайнар, 2005. -384 б.

5. Чехов А.П. Повести и рассказы. Степь. История одной поездки. М.: Наука. 1995, 307с.

Gakrama Kalamkas Muratovna, associate Professor

Kazakh Leading Academy of Architecture and Construction, Almaty, Kazakhstan. LINGUOCULTUROLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT "POPLAR" ON THE MATERIAL OF ABDIKOV KOKTEREK ("THE BLUE POPLAR"). Abstract: The article deals with the work of T. Abdikov, the winner of the PEN-club prize, a Kazakhstan writer, awarded with the international medal named after Franz Kafka. The article discusses the concept of "poplar" on the material of the story Tolen Abdikov "Kekterek" ("Blue Topol"). Linguo-culturological analysis includes the etymology, toponymy and mythology of this concept. For the first time T.Abdikov uses as the main character a work of an image of a tree, which has its own history of existence and reflects the author's perception of the world. Considering the attraction of the objective world by the writer earlier, it should be noted that in this work, the phyllograph does not set off the image of the actor, but acts as an independent hero. The author does not simply personify the image of the tree, he gives him the status of the main character, around which the whole plot is twisted. The tree is depicted as a living being equal to man, its anthropomorphic and zoomorphic nature is noted. In the portrait of blue poplar, age, smartness and stability are marked. The concept of "poplar" is a symbol of childhood for Tolen Abdikov. Keywords: the protagonist, image, the author, literature, the figure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.