Научная статья на тему 'ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ван Синьюэ, Гармаева Татьяна Иннокентьевна, Карымшакова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются понятия «лингвокультурология» и «лингвокультурологическая компетенция», показана важность формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся в процессе изучения иностранного языка. Применение на уроках и понимание содержательного лингвокультурологического материала одновременно приводит к владению лингвистическими знаниями о системе языка и умению применять в межкультурной коммуникации культурологические знания о традициях, обычаях, истории, отражающих культуру общества. Проведенный анализ дает понимание о важной роли иноязычного культурного образования в преподавании иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ван Синьюэ, Гармаева Татьяна Иннокентьевна, Карымшакова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCULTUROLOGICAL COMPETENCE AND ITS ROLE IN FOREIGN STUDENTS TEACHING

The article discusses the concepts of "linguoculturology" and "linguoculturological competence" showing the importance of forming linguocultural competence in students while learning a foreign language. The linguistic and cultural matter widen the knowledge of a language structure, teaching to apply cultural knowledge of traditions, customs, history as reflecting the culture of a society. The carried out analysis urges to understand the importance of a foreign culture education in the teaching of a foreign language.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Столыпинский вестник №6/2023

Научная статья Original article УДК 372.881.111

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

LINGUOCULTUROLOGICAL COMPETENCE AND ITS ROLE IN FOREIGN

STUDENTS TEACHING

Ван Синьюэ, магистрант, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а

Гармаева Татьяна Иннокентьевна, кандидат философских наук, доцент, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а

Карымшакова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а

Wang Xinyue, undergraduate, D. Banzarov Buryat State University, Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina st. 24a

Garmaeva Tatiana Innokentievna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, D. Banzarov Buryat State University, Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina st. 24a

Столыпинский вестник

3215

Karymshakova Tatiana Gennadievna, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer, D. Banzarov Buryat State University, Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina st. 24a

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «лингвокультурология» и «лингвокультурологическая компетенция», показана важность формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся в процессе изучения иностранного языка. Применение на уроках и понимание содержательного лингвокультурологического материала одновременно приводит к владению лингвистическими знаниями о системе языка и умению применять в межкультурной коммуникации культурологические знания о традициях, обычаях, истории, отражающих культуру общества. Проведенный анализ дает понимание о важной роли иноязычного культурного образования в преподавании иностранного языка.

Abstract. The article discusses the concepts of "linguoculturology" and "linguoculturological competence" showing the importance of forming linguocultural competence in students while learning a foreign language. The linguistic and cultural matter widen the knowledge of a language structure, teaching to apply cultural knowledge of traditions, customs, history as reflecting the culture of a society. The carried out analysis urges to understand the importance of a foreign culture education in the teaching of a foreign language.

Ключевые слова: иностранный язык, лингвокультурология, лингвокультурологическая компетенция, диалог культур, межкультурная коммуникация, обучение.

Key words: foreign language, linguoculturology, linguoculturological competence, dialogue of cultures, intercultural communication, learning.

Лингвокультурология как междисциплинарная наука возникла в конце XX века на стыке языкознания и культурологии, при исследовании и языка, и

3216

культуры, находящихся во взаимодействии. Все еще формируются лингвокультурологические школы, методологический и понятийно-терминологический аппарат и методики лингвокультурологического анализа.

Термин «лнгвокультурология» рассматривался в трудах многих ученых, например, В. А. Масловой, В. В. Воробьева, В. Н. Телия, А. Д. Арутюновой и др., сравнительный анализ его многочисленных дефиниций, показал, что в основе определения лежит диада «язык - культура». Так, В. А. Маслова отмечает, что «лингвокультурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая воплощенную в живой национальный язык и проявляющуюся в языковых процессах материальную и духовную культуру» [4, С. 19]. В. А. Маслова в своем труде определяет предметом исследования единицы языка, которые «приобрели символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре и которые обобщают результаты собственно человеческого сознания — архетипического и прототипического, зафиксированные в мифах, легендах, ритуалах, обрядах, фольклорных и религиозных дискурсах, поэтических и прозаических художественных текстах, фразеологизмах и метафорах, символах и паремиях». [4, С. 23]. По ее словам, целью науки является изучение способов, при помощи которых язык хранит и транслирует культуру.

По утверждению В. В. Воробьева, «лингвокультурология - комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве языкового и внеязыкового содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления» [3, С. 36]. В. В. Воробьев предметом лингвокультурологии определяет «национальные формы бытия того или иного общества, которые основаны на его культурных ценностях и воспроизводятся в системе языковой коммуникации» [3, С. 36].

3217

На наш взгляд, В. В. Воробьев предложил емкое и содержательное определение лингвокультурологии, ориентируя на применение «системных методов» при лингвистическом анализе.

Речевое поведение человека характеризуется лингвокультуро- логической компетенцией, вопросам понимания и определения которой посвящены работы многих исследователей, например, И. В. Харченковой Д. И. Башуриной, Н. Л. Мишатиной, О. Н. Левушкиной, Е. А. Дортман, В. В. Воробьева, В. Н. Телия и др. Так, Н.Л. Мишатина отмечает: «В рамках компетентностного подхода и выделяют в последнее время наравне с языковой, лингвистической, коммуникативной компетенциями компетенцию культуроведческую (или

лингвокультурологическую), обусловленную кумулятивной функцией языка и диалектической взаимосвязью языка и культуры, и подразумеваемую как «осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения»...» [5, С. 77]. В. И. Телия рассматривает лингвокультурологическую компетенцию как способность понимать культурно-национальную ментальность носителей языка, национальную специфику языковой картины мира, национально-культурный компонент значения языковых единиц, выраженных в культурной семантике языковых знаков [6, С. 309]. В. В. Воробьев определяет лингвокультурологическую компетенцию как «систему знаний о культуре и культурных ценностях, воплощенных в языке» [3, С. 56]. В свою очередь, И. В. Харченкова указывает, что лингвокультурологическая компетенция является совокупностью «системно организованных знаний о культуре, воплощенных в языке, готовности к аксиологической и семиотической интерпретации языковых и экстралингвистических фактов, а также аналитических и коммуникативных умений, которые приобретаются в процессе знакомства с этнокультурными ценностями и концептосферой страны изучаемого языка» [7].

В современном мире диалог культур невозможен без восприятия образа другой страны как определенной системы иного видения мира, где

3218

отражаются духовные ценности народа, национальные особенности поведения, речевого этикета и т. д. Поэтому на уроках иностранного языка важно применение лингвокультурологического подхода, который, по словам М. С. Бирюковой, «...раскрывает объективную связь между человеком, языком и культурой как системой ценностей и дает возможность развития личности студента через присвоение общекультурных ценностей, понимание норм, традиций и творческого наследия иной лингвокультуры, отраженной в национальном языке» [1]. Так, например, на уроках русского языка как иностранного важнейшими задачами являются отбор тех понятий или явлений, которые позволят применить в процессе обучения лингвокультурологическую информацию. Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров считают, что «... каждое второе русское слово отличается своим лексическим фоном от ближайшего иноязычного соответствия» [2, С. 51], а это значит, что успешное решение ежедневных коммуникативных задач на русском языке невозможно без знания лексических единиц с культурно-национальной семантикой. К таким единицам можно отнести крылатые выражения, фразеологизмы языковые клише, клишированные предложения и т. д. Формируемая лингвокультурологическая компетенция, являясь частью профессиональной подготовки, в данном случае, по русскому языку, подразумевает, что будущий специалист может осуществлять коммуникативное взаимодействие, опираясь на знания о культуре языка, преодолевать языковой барьер и межкультурные разногласия, в результате чего создаются условия для толерантного отношения к другим культурам и к построению полноценного диалога культур при межнациональном общении.

Таким образом, использование лексических, лексикографических, этимологических данных краеведческого и культурологического содержания на уроках по иностранному языку позволяет приобщить обучающихся к национальной культуре и приводит к формированию лингвокультурологической компетенции.

3219

Литература

1. Бирюкова М. С. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и теоретические основы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaYa-kompetentsiya-soderzhanie-i-teoreticheskie-osnovy/viewer (дата обращения: 02.04.2023 г.).

2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Русский язык, 1990. 246 с.

3. Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы): монография. Москва: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. 331 с.

4. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. Москва: Академия, 2001. 208 с. URL: http://li brary. lgak i .info:404/2019/%D0 %9C %D0% B0%D1 %81 %D0%BB%D 0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B 2%D0%BE%D0%BA%D1 %83 %D0%BB%D1%8C%D1 %82%D1 %83 %D1 %80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 02.04.2023 г.).

5. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологическая концепция речевого развития старшеклассников на основе концептов русской культуры // Мир русского слова. 2006. № 4. С. 76-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-kontseptsiya-rechevogo-razvitiya-starsheklassnikov-na-osnove-kontseptov-msskoy-kultury/viewer (дата обращения: 02.04.2023 г.).

6. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов (от мировидения к миропониманию) // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. Москва: Наука, 1993. С. 302-314.

7. Харченкова И. В. Концепция формирования лингвокультурологической компетенции студентов языковых факультетов на материале

3220

креолизованных текстов при обучении немецкому языку // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10867 (дата обращения: 02.04.2023 г.).

Literature

1. Biryukova M. S. Linguistic and cultural competence: content and theoretical foundations // Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2016. No. 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-kompetentsiya-soderzhanie-i-teoreticheskie-osnovy/viewer (Accessed 04/02/2023).

2. Vereshchagin E. M., Kostomarov V. G. Language and culture: linguistic and cultural studies in teaching Russian as a foreign language: a methodological guide. 4th ed., revised. and additional Moscow: Russian language, 1990. 246 p.

3. Vorobyov VV Linguistics (theory and methods): monograph. Moscow: Publishing house Ros. University of Friendship of Peoples, 1997. 331 p.

4. Maslova V. A. Linguoculturology: textbook. allowance for students. higher educational institutions. Moscow: Academy, 2001. 208 p. URL: http://library.lgaki.info:404/2019/%D0%9C%D0%B0%D 1 %81 %D0%BB%D0 %BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9B%D0

%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BB %D 1 %8C%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D0%BE

%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D 1 %8F.pdf (accessed 04/02/2023).

5. Mishatin N. L. Linguistic and cultural concept of speech development of high school students based on the concepts of Russian culture // World of the Russian Word. 2006. No. 4. P. 76-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-kontseptsiya-rechevogo-razvitiya-starsheklassnikov-na-osnove-kontseptov-russkoy-kultury/viewer (date of access: 04/02/2023).

3221

6. Telia VN Cultural-national connotations of phraseological units (from worldview to worldview) // Slavic Linguistics. XI International Congress of Slavists. Moscow: Nauka, 1993, pp. 302-314.

7. Kharchenkova I. V. The concept of the formation of linguoculturological competence of students of language faculties on the material of creolized texts in teaching the German language // Modern problems of science and education. 2013. No. 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10867 (date of access: 04/02/2023).

© Ван Синьюэ, Гармаева Т.И., Карымшакова Т.Г., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023

Для цитирования: Ван Синьюэ, Гармаева Т.И., Карымшакова Т.Г. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №6/2023

3222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.