Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32 (286).
Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 118-122.
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ
Статья посвящена изучению лингвокультурного образа героя на материале англоязычных музыкальных композиций XXI в. В результате исследования выявлены репрезентации концепта «герой», приведены основные характеристики и внешние атрибуты образа героя, определены составляющие образа героя в сознании носителей английского языка на современном этапе истории.
Ключевые слова: концепт, лингвокультурный образ, герой.
Во все времена человечество нуждалось в героях, так называемых модельных личностях, которые служат образцом для подражания, являются предметом гордости и восхищения, на примере которых учат подрастающее поколение. Концепт «герой» представляет особый интерес с точки зрения изучения лингвокультурных образов, так как формируется под влиянием культурно-исторических факторов и отражает закрепившиеся в обществе ценности на определенном этапе его развития.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить лингвокультурное наполнение образа героя на материале англоязычных музыкальных композиций XXI в. Материалом для исследования послужили англоязычные музыкальные композиции, вышедшие в музыкальный эфир с 2001 по 2012 гг., объединенные общим названием «Hero» либо имеющие лексему hero в названии, и отобранных методом сплошной выборки. Всего было проанализировано 8 музыкальных композиций таких вариантов английского языка, как канадский, американский, британский.
В 2003 г. канадская рок-группа «Nickelback», основанная братьями Крюгерами в 1995 г. и выпустившая за время своего существования 8 студийных альбомов, представляет вниманию широкой публики музыкальную композицию под названием «Hero» (Герой). Данная композиция имеет острую социальную проблематику. В тексте поднимается проблема огромного количества убийств и кровопролития, имеющие место в современном мире.
В приведенных ниже строчках глагол save выражает основное предназначение героя (в тексте встречается 4 раза). В композиции появляется призыв не просто пассивно ждать спасения, а действовать и самим становиться героями.
And they say that a hero can save us I'm not gonna stand here and wait I'll hold onto the wings of the eagles Watch as they all fly away.
Говорят, что герой может спасти нас,
Но я не собираюсь стоять здесь и ждать.
И я буду держаться за птичьи крылья, Наблюдать, как они улетают прочь...
Так же, как произведение группы «Nickelback», музыкальная композиция рок-группы «Skillet» из города Мемфис (США, юго-запад штата Теннесси), основанной в 1996 г. Джоном Купером и имеющей 8 студийных альбомов, поднимает актуальную и острую проблему современности. Название музыкальной композиции «Hero» (2009 г.). В музыкальном произведении поднимается тема поиска героя, который призван выполнить миссию спасения в мире, где идет война в прямом и фигуральном смыслах этого слова.
В самом начале произведения приводится противопоставление понятий man и superhuman, где man - обычный человек и superhuman - человек, наделенный исключительными способностями:
I am just a man Not superhuman.
Я - просто человек,
Не сверхчеловек.
Согласно словарю Longman Dictionary of Contemporary English Online лексема superhuman означает: «a man having much greater than ordinary human powers or abilities» (человек, чьи способности и сила значительно выше, чем у обычных людей)1. Таким образом,
в тексте слово superhuman употребляется как синоним слова hero, которое появляется в следующих строчках:
I need a Hero to save me now I need a Hero A Hero’ll save me Just in time.
Мне нужно, чтобы Герой спас меня,
Мне нужен Герой!
Герой спасет меня Как раз вовремя
В приведенных выше строчках говорится об основном предназначении героя, которое выражено глаголом save (спасать), встречающимся в тексте 9 раз. Ниже приведены строчки, в которых глаголами fight (бороться) и help (помогать) также обозначены действия героя, который призван бороться и помогать другим людям, не героям.
Who’s gonna fight for what’s right Who’s gonna help us survive We’re in the fight of our lives And we’re not ready to die.
Кто будет бороться за справедливость?
Кто поможет нам выжить?
Это схватка всей нашей жизни И мы не готовы умереть.
Кульминация музыкальной композиции выражена в следующем: герой живет в каждом человеке, любой может стать героем и бороться за то, во что верит, помогать слабым, заставить других поверить в лучшее.
Who>s gonna fight for the weak Who>s gonna make <em believe I>ve got a Hero Livin in me.
Кто будет драться за слабых?
Кто заставит их поверить?
У меня есть Герой,
И он живет во мне.
Таким образом, в начале произведения отожествляются понятия superhuman (сверхчеловек) и hero, а в конце - man (обычный человек) и hero.
Так, лингвокультурный образ героя формируется глаголами save, fight, help, а репрезента-
циями концепта «герой» являются слова man и superhuman.
Следующая музыкальная композиция американской панк-рок группы «Rise Against», основанной в 1999 г. в Чикаго (штат Иллинойс), под названием «Hero of War» (Герой войны) (2008 г.) посвящена героям войны. В произведении поднимается серьезный вопрос, не имеющий однозначного ответа: люди считают героями тех, кто вернулся с войны в орденах и медалях, однако, являются ли героями те, кто бесчинствует, убивает и совершает насилие над невинными людьми. Народ гордится своими героями, но война разрушительна и разрушает и моральные принципы самих солдат.
Образ солдата складывается из внешнего облика: black spit-shined leather boots (черные, начищенные до блеска кожаные ботинки), cut hair (стриженые волосы), flag (флаг).
Black leather boots
Spit-shined so bright
They cut off my hair but it looked alright
Черные кожаные ботинки,
Начищенные до блеска.
Они побрили меня, но выглядит неплохо. <...>
I’ll carry this flag To the grave if I must Because it’s flag that I love And a flag that I trust.
И я буду нести этот Флаг,
Даже в могилу, если придётся.
Потому как это Флаг, который я люблю,
Это Флаг, в который я верю.
Внешними атрибутами героя войны являются medals (медали) и scars (шрамы), что видно в следующих строчках:
A hero of war Is that what they see Just medals and scars So damn proud of me
Герой войны -Это то, что они видят,
Лишь медали и шрамы,
За которые они так чертовски гордятся мной!
В тексте главное действие героя войны раскрывается глаголом fight (сражаться, воевать). Так, в строчках:
We marched and we sang We all became friends As we learned how to fight.
Мы маршировали и мы пели,
Мы все стали братьями,
Когда научились сражаться.
Рассмотрим далее музыкальную композицию британской рок-группы «The Heavy» из города Нойд, выпустившей свой первый сингл в 2007 г. Название композиции «Short Change Hero» (Обманутый герой) (2009 г.). Композиция посвящена проблеме влияния «плохого окружения» на человека и попытке уйти от негативного влияния толпы и стать лучше, что раскрывается в следующих строчках:
This ain’t no place for no hero,
This ain’t no place for no better man,
This ain’t no place for no hero,
Go home.
Это не место для героя Это не место для лучшего из лучших Это не место для героя Возвращайся домой.
В тексте противопоставляются слова hero и baddest (самый плохой) (в строчках ниже), а слова hero и better man (лучший) используются как синонимы (в строчках выше).
I can’t see where you ’re comin ’ from But I know just what you ’re runnin ’ from:
And what matters ain’t the who’s baddest but The ones who stop you fallin ’from your ladder.
Я не могу видеть, откуда ты явился Но я точно знаю, от чего ты бежишь И что важно, не кто самый плохой, а Те, кто спасет тебя, когда ты падаешь с лестницы.
В 2011 г. вышел фильм «Drive», музыкальный трек к которому написан и исполнен совместно группами «College» и «Electric Youth» под названием «A Real Hero» (Настоящий герой) (2011 г.). Уже в первых строчках слова hero и human being (человек) используются как синонимы:
Be a human being And a real hero.
Будь настоящим примером для подражания, Будь настоящим героем.
Музыкальная композиция посвящена американскому пилоту пассажирских авиалиний Челси Салленбергу, который 15 января 2009 г., после остановки двигателей, сумел посадить самолет на воду, сохранив жизнь 155 пассажирам. Пилот, совершивший настоящий героический поступок, собравший все силы и волю и спасший жизни многих людей, - вот герой XXI в.
Значение слова hero усиливается тем, что уточняется эпитетом real (настоящий). В следующих строчках перечисляются характеристики real hero (настоящего героя): with the strength of a will (с сильной волей), with outstanding pursuits (с благими намерениями), with a cool head (с «холодной» головой), who knows what to do (кто знает, что делать).
Back against the wall and odds With the strength of a will and a cause Your pursuits are called outstanding You ’re emotionally complex.
Прижатый спиной к стене и нулевыми шансами,
Собираешь волю в кулак во имя цели... Твоими стремлениями восхищаются,
А внутри тебя смешанные чувства.
<...>
Water warmer than His head so cool
In that tight bind knew what to do,
Вода теплее, чем...
Сохраняя трезвость ума,
Он знал, что делать,
And you, have proved, to be A real human being,
And a real hero.
И доказал, что достоин звания Настоящего Человека И настоящего героя.
Бонни Тайлер (Bonny Tyler) - британская рок-певица из небольшого города в Южном
Уэльсе, имеющая мировую известность и выпустившая 15 сольных альбомов. Рассмотрим исполненную ей в 2006 г. композицию под названием «I need a hero» (Мне нужен герой).
Сюжет прост: женщина ждет мужчину, который станет для нее героем. В приведенных ниже строчках появляются следующие репрезентации концепта hero: the good men (хорошие парни), the gods (боги), Hercules (Геракл), a white knight upon a fiery steed (белый рыцарь на гнедом коне), superman (супермен).
Where have all the good men gone and where are all the gods?
Where’s the great white Hercules to fight the rising odds?
Isn ’t there a white knight upon a fiery steed?
Late at night I toss and I turn and I dream of what I need
Где парней хороших носит? И где боги все?
Где Геракл, чтоб помочь в моих сомненьях мне?
Где же ты, мой белый рыцарь на гнедом коне?
Поздно ночью я надеюсь увидать тебя во сне...
<...>
Racing on the thunder and rising with the heat
It’s gonna take a Superman to sweep me off my feet
Верхом на громе, жар огня неся,
Он наповал сразит меня.
Репрезентации the gods и Hercules отсылают нас к древнегреческим мифам, где были боги и герои, которые считались полубогами. Герои в древнегреческой мифологии - смертные потомки бога и смертной женщины, либо богини и смертного мужчины. Герои обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями. В тексте в качестве героя приведен Геракл.
Репрезентация a white knight upon a fiery steed (белый рыцарь на гнедом коне) - клишированное выражение, использующееся в русском и английском языках для описания ситуации, когда женщина ждет идеального мужчину, не обращая внимания на других претендентов, имеющих те либо иные недостатки.
Следующая репрезентация - superman. Лексема superman происходит от немецкого
термина «Ubermensch», введенного Ф. Ницше и означающего согласно Online Etymology Dictionary «highly evolved human being that transcends good and evil» (высокоразвитый человек, превосходящий над добром и злом)2. В английском языке лексема superman стала общеупотребительной благодаря мультфильмам и согласно словарю Oxford Dictionary Online означает «a US cartoon character having great strength, the ability to fly, and other extraordinary powers» (главное действующее лицо американских мультфильмов, обладающее необычайной силой, способностью летать и другими сверхъестественными способностями). В дальнейшем слово стало использоваться в значении «a man with exceptional physical or mental ability» (человек, обладающий исключительными физическими и умственными спо-собностями)3, то есть как синоним слова герой.
В следующих строчках музыкальной композиции перечисляются основные характеристики героя: strong (сильный), fast (быстрый), fresh (бодрый), а основное предназначение героя выражено глаголом fight (бороться).
I need a hero
I'm holding outfor a hero till the end of the night
he's gotta be strong and he's gotta be fast
and gotta be fresh from the fight
Я жду героя!
Этой ночью я требую, чтоб он пришел.
Он быстр и силен,
И ко мне с поля битвы
Немедленно явится он.
В музыкальной композиции американского актера, гитариста, комика и певца из штата Техас Стерлинга Найта (Sterling Knight) под названием «Hero» (2009 г.), так же, как в англоязычной музыкальной композиции испанского певца, актера и продюсера Энрике Иглесиаса (Enrique Iglesias) под тем же названием (2001 г.), концепт «герой» рассматривается в аспекте личностных отношений между мужчиной и женщиной. Героем может стать каждый мужчина в глазах женщины, которую он любит.
Так, в следующих строчках говорится о том, что обычный парень может стать героем, если встретит ту единственную, которая предназначена ему судьбой. Также сначала противопоставляются, а потом отождествляются понятия ordinary guy (парень) и hero.
I can be everything you need If you ’re the one for me.
Я, я могу быть всем, что тебе нужно,
Если ты та, единственная, для меня.
<...>
Or maybe I>m ordinary guy Without a soul But if you>re the one for me I’ll be your hero.
А может, я обычный парень Без души.
Если ты та, единственная, для меня,
Я буду твоим героем.
Тому же посвящены строчки песни Энрике Иглесиаса:
I can be your hero, baby.
I can kiss away the pain.
I will stand by you forever.
You can take my breath away.
Я могу быть твоим героем,
Мои поцелуи заставят боль отступить,
Я всегда буду рядом с тобой.
Захватывает дух, когда я смотрю на тебя.
В начале композиции, исполненной Стерлингом Найтом, в качестве синонима к слову hero используется superman (супермен), о котором уже говорилось выше.
Таким образом, в сознании носителей английского языка имеются следующие представления об образе героя:
1. Герой - мужчина в глазах любимой женщины, что выражено следующими репре-
зентациями концепта «герой»: superman, god, Hercules, a white knight upon a fiery steed.
2. Герой - настоящий герой - человек, проявивший все свои способности и совершивший героический поступок, например, совершил аварийную посадку авиалайнера, тем самым, сохранив жизнь большому количеству людей (a real hero, superhuman).
3. Герой - военный герой, герой войны -человек, прошедший военные действия и благополучно вернувшийся с войны либо погибший на войне солдат (a war hero).
4. Герой - обычный человек, готовый бороться за то, во что верит, помогать другим, желающий остановить убийства и кровопролитие, изменить жизнь к лучшему. Основное предназначение героя выражено глаголами save, fight, help.
5. Герой - тот, кто живет в каждом из нас, простой, обычный человек, что подтверждается следующими часто встречающимися репрезентациями концепта «герой»: man, а better man, human being, ordinary guy, а good mаn. Кроме того, тема поиска героя в самом себе является лейтмотивом всех рассмотренных музыкальных композиций.
Примечания
1 Longman Dictionary of Contemporary English Online [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ldoceonline.com
2 Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.etymonline.com
3 Oxford Dictionary Online [Электронный ресурс]. URL: http://oxforddictionaries.com