Научная статья на тему 'Лингвокультурные аспекты англоязычных театральных интернет-рецензий'

Лингвокультурные аспекты англоязычных театральных интернет-рецензий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕЦЕНЗИИ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ / LINGUOCULTURAL ASPECTS / ДИСКУРСИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / DISCURCIVE POTENTIAL / INTERNET-REVIEWS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харьковская Антонина Александровна, Соколова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются структурные параметры англоязычных текстов театральных интернет-рецензий и систематизируются лингвокульутурные аспекты маркеров дискурсивного пространства вышеназванных рецензий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Харьковская Антонина Александровна, Соколова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCULTURAL ASPECTS OF ENGLISH THEATRICAL INTERNET-REVIEWS

Structural parameters of English theatrical internet-reviews are considered and linguocultural aspects of the above internet-interviews are systematized in the terms of discursive markers

Текст научной работы на тему «Лингвокультурные аспекты англоязычных театральных интернет-рецензий»

лингвокультурныЕ аспекты англоязычных театральных интернет-рецензий

А. А. ХАРЬКОВСКАЯ, М. С. СОКОЛОВА

В статье рассматриваются структурные параметры англоязычных текстов театральных интернет-рецензий и систематизируются лингвокульутурные аспекты маркеров дискурсивного пространства вышеназванных рецензий.

Ключевые слова: интернет-рецензии, лингвокультурные аспекты, дискурсивный потенциал.

В наши дни, когда традиции изучения функциональных особенностей лингвистических явлений очевидно меняют вектор направления под влиянием новых информационных технологий, обеспечивающих дистанционную семиотическую среду, которая порождает своеобразные коммуникативные дискурсивные практики и новые ценностные координаты, особую актуальность приобретает исследование фрагментов современного дискурсивного пространства, представленных текстами, отражающими смену аксиологических ориентиров в сфере искусства, в частности, - в сфере рецензий на современные театральные постановки. Оживленные дискуссии о перспективах театра как особого способа познания действительности во всем многообразии её проявлений сегодня очевидно показывают востребованность в информации о современной театральной жизни, аргументируя эту необходимость постоянным обновлением не только театрального репертуара, но и расширением диапазона технологических решений, позволяющих адекватно реализовать авторские замыслы и творческие возможности театральных коллективов, представляющих различные в жанровом отношении произведения на суд зрительской общественности. Массовый характер подобного рода текстов не исключает субъективизма индивидуальных оценок театральных постановок, поэтому размещенные в глобальной сети рецензии нуждаются в профессиональной корректировке специалистами в области театрального искусства. Собственно, как показали наши наблюдения, необходимость профессиональной обработки отчетливо подтверждается интернет-текстами рецензий на произведения театрального искусства, где наряду с обзором трендовых тенденций можно обнаружить подробный анализ работы всех работников сцены - режиссеров, актёров, сценаристов, костюмеров, осветителей и т. д.

В наши дни каждый пользователь Интернета имеет возможность свободного доступа к театральным рецензиям, размещенным в глобальной сети, что позволяет ему сформировать свое собственное мнение о достоинствах или недочетах любых постановок с учетом оценок профессиональных экспертов, а также использовать данные интернет-публикаций по театральной проблематике в качестве путеводите-

linguocultural aspects of English theatrical internet-reviews

A. A. KHARKOVSKAYA, M. S. SOKOLOVA

Structural parameters of English theatrical internet-reviews are considered and linguocultural aspects of the above internet-interviews are systematized in the terms of discursive markers

Keywords: internet-reviews, linguocultural aspects, discurcive potential.

ля по стране театральных постановок. Именно этими обстоятельствами подтверждается актуальность научного осмысления текстов англоязычных рецензий, размещённых в глобальной сети.

В задачи настоящей статьи входит систематизация сведений о структурно-семантических особенностях текстов интернет-рецензий на театральные постановки ведущих британских и американских масс-медийных изданий, освещающих проблемы современной театральной жизни в этих странах в период с 2000 по 2013 гг., и выявление закономерностей организации когнитивной базы текстов, которые послужили фактологической лингвистической базой для исследования (объем корпуса выборки составил 1000 единиц - 500 американских и 500 британских интернет-текстов, каждый из которых представляет собой полномасштабную версию театральной интернет-рецензии, размещенной в специальном разделе, посвященном рассмотрению проблем взаимодействия социо-культурных компонентов в контексте динамичных процессов современного англоязычного искусствоведческого дискурса).

Знакомство с научно-теоретическими материалами по проблематике искусствоведческого дискурса в формате театральных рецензий показало, что в процессе взаимодействия театрального искусства и интернет-пространства обнаруживаются тенденции к смене жанровых маркеров в границах театральных критических материалов: из театральных изданий постепенно исчезают обзоры, аналитические публикации, а также статьи-портреты, на смену которым приходят рецензии, интервью, анонсы. Сегодня традиционная театральная критика считается «умирающим» явлением, поскольку новые информационные технологии и электронные средства массовой коммуникации активно нарушают привычные схемы взаимодействия производителя и потребителя информации в режиме «один-многим», отдавая предпочтение схеме «многие-многим» [Черняков А. М., 2009].

Коммуникативные схемы, посредством которых осуществляется взаимодействие авторов театральных рецензий с глобальным пространством, предполагают дифференциацию авторского контингента с учетом таких параметров, как профессиональный статус авторов, с одной стороны, а с другой - формат глобальной сети [Ахренова Н. А., 2009]. Авторы рецензий на театральные спектакли, которые размещены в Интернете, могут обладать профессиональным статусом журналиста-критика, специализирующегося на мире искусства, или представлять корпус продюсеров, актеров, режиссеров, использующих интернет-пространство в качестве дополнительной медийной площадки. В последние годы интернет-пространство активно осваивается авторами-любителями театрального искусства, для которых написание рецензий не входит в круг их профессиональных обязанностей, но скорее является занятием любительским, поэтому написанные ими рецензии отличаются стилистической свободой в плане лингвистического оформления. Рецензии этих авторов размещаются в формате блогов, личных авторских страничек, дневниковых записей и, что особенно важно, - в интернет-пространстве социальных сетей, где общение в массовых масштабах предполагает практически неограниченное количество коммуникантов, с одной стороны, а с другой, - безусловное лидерство английского языка как языка международного общения в условиях сетевой коммуникации. Признавая тот факт, что театральная критика в формате театральных рецензий сегодня перемещается в интернет-пространство, специалисты считают, что традиционная театральная критика может использовать возможности глобальной

сети для пропаганды своего исторически богатого опыта только при условии успешной адаптации к новым формам коммуникации, т.е. при овладении эффективными способами коммуникации в обновленном медиапространстве [Уваров М. С., 2000]. Анализируемые в настоящей работе театральные рецензии размещаются в наиболее популярных интернет-журналах 'Curtain Up', 'Aisle Say' 'The Independent', 'The Stage', 'The British Theatre Guide', 'The American Theatre Reader', 'Broadway.com'. и др. В перечне британских источников выборки зарегистрированы названия сайтов, специализирующихся на театральных Интернет-рецензиях: 'UK Theatre Web' и 'Online Review London'. Наши наблюдения показали, что рецензии, опубликованные в глобальной сети, сопровождаются объемными фотоотчетами, яркими афишами, интересными видеофрагментами театральных постановок, что создает атмосферу достоверности, с одной стороны, а с другой - значительно увеличивает объемы театральных рецензий. Однако современные технологии интернет-пространства позволяют членить тексты на тематические фрагменты, объединенные в краткие информационные блоки, поэтапно раскрывающие ключевые позиции критической театральной публикации. В каждом параграфе автор старается подчеркнуть новизну рецензируемых материалов, фокусируя внимание на игре актеров, нетривиальных режиссерских решениях, новых находках постановщика, удачно подобранных костюмах и декорациях, выразительном музыкальном сопровождении и т. п., содержится новая информация о спектакле. Обращает на себя внимание тот фрагмент в рецензии, в котором основная идея пьесы реализуется посредством графических и цветовых маркеров, что способствует оптимальному распределению внимания читателей в процессе знакомства с содержанием, а также за счет использования цитат, расположенных в центре всей публикации. Приведем пример одной из такого рода рецензий, размещенных в интернет-журнале "The Stage":

Haunted Child

Published Friday 9 December 2011 by Aleks Sierz

«After some seven years, Joe Penhall returns to this venue, which staged his debut Some Voices in 1994 and his Dumb Show a decade later, with this excellent new play about a family split by the necessity and limits of belief, spirituality and doctrine.

Jack Boulter (Thomas) and Sophie Okonedo (Julie) in Haunted Child at the Jerwood Theatre Downstairs, Royal Court, London

Photo: Tristram Kenton

Set in an outer suburb of London, the plot shows what happens when Douglas comes back to his wife Julie, after having abandoned her and their childfor many weeks. He has an odd tale to tell. Basically, he thinks he has found enlightenment, and he wants to share his new insights and ideas with his family. Or else.

Like his previous play, Landscape with Weapon (2007), Penhall's new three-hander stages a conflict between an idealistic outsider (Douglas) and a hardworking pragmatist (Julie), while the troubled child, Thomas, is the chief victim of their disagreements. With its discussion of the unsatisfactory nature of cynicism and its - sometimes crazy - ideas about change, the drama feels thrillingly contemporary.

Penhall writes with enormous energy and handles deep emotions with the same attention he pays to cerebral ideas. He offers a perfect mix of psychological observation, emotional empathy and humorous one-liners. The result is exciting, and very often unsettling.

Directed with precision by Jeremy Herrin, on Bunny Christie's typically detailed interior, Haunted Child is carried by three phenomenally committed performances. Sophie

Okonedo S Julie captures perfectly the bewilderment and shock of a mother whose world has collapsed, while Ben Daniels S Douglas is both exalted and sinister. Jack Boulter and Jude Campbell, who makes his stsge debut, share the role of Thomas. With its provocative premiss, rapid swings of sympathy and growing tension, this is a superb piece of new writing.

Достоверность в данном примере обеспечивается вербальным указанием на точную дату написания рецензии, использованием имен реальных актеров-исполнителей, упоминанием названий ранее опубликованных и получивших сценическую реализацию работ автора пьесы, в то время как фотографический документ подтверждает аутентичность не только драматургических ситуаций, но и личного статуса рецензента, фиксирующего дискурсивный мир театральной постановки в формате невербалики.

Структурное единообразие театральных рецензий, выполненных американскими и британскими авторами, обнаруживается в стремлении оформить начальный абзац или параграф небольшим по объему вступительным информационным блоком, в котором сообщается о дате премьеры, обозначается театральная площадка, поясняются возрастные ограничения (иногда в этих целях используются условные обозначения). Особенность интернет-рецензий заключается в том, что авторы, несмотря на старания сохранить интригу и быть объективными, все чаще включают в первый блок собственную оценку произведения театрального искусства, что можно объяснить большей степенью свободы интернет-публикаций, которые традиционно не подвергаются тщательной редактуре или цензуре: "Ring a Ding Ding" Published Monday 12 December 2011

"All the hallmarks of an Oily Cart production for children are present in this new interactive, multi-sensory adventure for three- to six-year-olds, with a clever combination of storytelling, music and design creating a fun theatrical experienced

("The Stage" Published Monday 12 December 2011 by Lisa Martland) В этом примере автор уже в первом абзаце дает собственную положительную оценку произведению и поясняет, для какого возраста и для какой публики предназначено представление.

Затем критик обычно довольно кратко пересказывает содержание спектакля. В нескольких предложениях читатель узнает, о чем идет речь в постановке:

"Little girl Alice is searching for her mischievous dog who literally runs rings around her, using a motorbike, boat and hot air balloon to always keep one step ahead. On her journey she seeks the help of a variety of characters - milkman, sea captain, alien mice on the moon - as well as the youngsters and grown-ups in the audience Г

("The Stage" Published Monday 12 December 2011 by Lisa Martland) Самая объемная часть интернет-рецензии содержит анализ игры исполнителей ролей и рассуждения об актерском мастерстве, где отражается авторская оценка творческих возможностей актеров и формулируются оценочные суждения об адекватной интерпретации рецензируемого образца драматургического искусства. Например,

"Glynis Barber as Bad Fairy is the best thing in this show, cackling and snarling deliciously in her shiny black and gold outfit. And she is one of several characters to fly rather well"

("The Stage" Published Monday 12 December 2011 by Susan Elkin)

Второй ведущий актёр пьесы "Sleeping Beauty" характеризуется автором рецензии следующим образом:

"Charles Burden is an enjoyable Dame, from his first entrance above the stage as a grotesque Mary Poppins through to his camp expressions at the wedding finale via the obligatory sustained flirt with a hapless punter in the front stalls."

("The Stage" Published Monday 12 December 2011 by Susan Elkin) В данных примерах содержится высокая оценка актерской игры, после этого обычно идет разбор декораций, костюмов. Следует заметить, что большинство интернет - рецензий по объёму намного меньше традиционных публикаций, размещённых в печатных изданиях, поэтому часто авторы опускают детали и высказывают своё мнение в общих чертах, не фокусируя внимания на деталях:

"Mike Britton s design of neutral plastic surfaces and a filmic surround - the audience seated in a traverse arrangement on either side - invites us to imagine the rivers and waterfalls, the snow storms and woodland vistas that surround Rubek and his new young wife, Maia (an attractively impetuous Sara Vickers), in their holiday hotel."

("WhatsOnStage Magazine" Reviewed: 22 November 2011

by Michael Coveney)

Отзывы о мастерстве костюмеров и декораторов обычно размещаются в завершающей части интернет-рецензии, перед заключительными рекомендациями автора относительно посещения театра или, напротив, советами воздержаться от просмотра рецензируемого спектакля:

"On stage proper it is sumptuous in its costumes and scenery. Nigel Ellacott's excellent Widow Twankey certainly benefits from the costumes, moving easily between silly dame confections and slinky glamorous numbers."

("The Stage" Published Monday 12 December 2011 by Victor Hallett) Так, автор рецензии David Spencer не рекомендует американскую постановку "Man and Boy" для всех зрителей, предупреждая, что она предназначена для ограниченной группы зрителей:

"A caution: Rattigan, and this play in general, is not recommended for those with little patience for old school exposition and dramaturgy that's a little bit diagrammatic."

("Aisle Say" Reviewed by David Spencer) Далее критик высказывает свое собственное впечатление и отмечает, что о данной постановке имеются и абсолютно противоположные мнения, поэтому он оставляет окончательное решение о просмотре за зрителем:

"For me, I take each Rattigan play on its own terms, and this one strikes me as worth the time. But there are those, speaking of this production, who will tell you differently. So factor your sensibility into the mix."

("Aisle Say" Reviewed by David Spencer) Обращает на себя внимание то обстоятельство, что концептуальное поле в текстах англоязычных театральных интернет-рецензий при всем многообразии тематических составляющих особенно плотно насыщено концептами, раскрывающими своеобразие искусствоведческого дискурса и его разновидности - музыкального дискурса. Однако приоритетные позиции в актуализации дискурса рассмотренных театральных интернет-рецензий занимает концепт «семья», что можно объяснить тем, что в современных условиях именно этот концепт признается безусловным лидером ценностной ориентации англоязычного социокультурного сообщества. Выполняя прагматическую задачу объединения разновозрастной аудитории зрите-

лей, авторы интернет-рецензий на театральные постановки рекомендуют спектакли или шоу для семейного просмотра, уделяя особенно пристальное внимание разбору произведений, предназначенных для детской аудитории, и настаивая на необходимости участия взрослых членов семьи в просмотрах этих спектаклей, чтобы дети учились извлекать уроки из этих просмотров, доверяя своим взрослым наставникам. Следующие лингвистические иллюстрации могут служить подтверждением тезиса о значимости концептов «семья» и «искусство» в текстах проанализированных интернет-рецензий:

"It's from another era, and it's the lowest common denominator for a family show"

("The Stage" 12.12.2011 by Dick Whittington) "The director's vision may not be too accurate but for family entertainment value it's fairly hard to beat."

("Aisle Say" 9.02.2012 by Jack Cooper)

"But the real star of the show is its ingenious, sometimes quirky, staging. So full marks to the Vic's creative team."

("Curtain Up" Published 21.11.2008 by Sheila Tracy)

"This stage adaptation of an Oscar-winning film from 30 years ago succeeds on its own terms to provide what is sure to be a huge popular theatrical success."

("Aisle Say" Published 28.05.2011 by Jonathan Lovett) Самую объемную часть выборки составили интернет-рецензии, в рамках которых актуализируется концепт «музыка», т.к. практически во всех спектаклях имеется музыкальная составляющая:

«Music underpins the production effectively, highlighting a kiss here (with a triangle 'ting') or a bell chiming the hours of Falstaff's engagement and occasionally breaking out into lusty song (Ever Among So Merrily from Henry IV Part 2)."

"The instruments are Elizabethan but most of the music, composed by Nigel Hess, is modern and fits well'

("Online Review London" 20.09.2009 by Edward Glass)

"Rupert Holmes' musical rendering is a play-within-a-play, with a troupe of music hall entertainers performing a dramatisation of the novel, complete with musical interludes, plenty of dancing and a chairman to keep everything under control"

("The Stage" Published 23.04. 2012 by Paul Vale) " All of which they intersperse with delightfully sung folk songs, giving us a real feel for Hardy s rural Wessex."

"BackStage" Published 05.10.2007 by Aleks Sierz) Свободная форма изложения в интернет-рецензиях допускает как дружеский разговор автора рецензии с читателем, так и серьёзный, глубокий анализ театральных работ на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует о возможности расширить дискурсивный потенциал англоязычных интернет-рецензий за счет взаимодействия дискурсивных маркеров различных функционально-стилистических регистров и привлечения обновленных технологий обработки информации. Именно использование возможностей глобальной сети создает объективные условия для совершенствования дискурсивного потенциала рассмотренных театральных рецензий в массовых масштабах, обеспечивая внимание к инновациям в сфере театрального искусства и приобщая подрастающее поколение к англоязычной театральной культуре.

Литература

1. Ахренова Н. А. Основные способы классификации жанров Интернет-дискурса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 9. Челябинск: Изд-во ЧГПУ С. 127-134.

2. УваровМ. С. Виртуальное пространство культуры. // Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 149-154.

3. Черняков А. Н. Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: дисс. Белгород, 2009. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.