ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Джумагалиева Алия Сатвалдовна
аспирант кафедры профессиональной иноязычной коммуникации, ФГАОУВПО «Волгоградский государственный университет», РФ, г. Волгоград
E-mail: asdzhumagalieva @mailru
LINGUOCULTURAL PECULIARITIES OF ENGLISH LANDSCAPE
GARDENING
Dzhumagalieva Aliya
postgraduate student, Department of Professional foreign language communication,
the Volgograd State University, Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается лингвокультурный феномен английского этноса — ландшафтный дизайн сада. Статья отражает динамику современного развития садово-паркового искусства Великобритании и описывает характерные черты раскрываемого явления с точки зрения лингвокультурных номинаций.
ABSTRACT
The author of this article considers linguocultural phenomenon of the English society — landscape gardening. The article reflects dynamics of modern development of British landscape gardening and describes characteristic features of the revealed phenomenon from the point of view of its linguistic naming units.
Ключевые слова: сад со стороны дворового фасада здания; палисад; садово-парковое проектирование городской среды; сад на крыше; садовая герилья; пешеходный мост-сад; лингвокультурный феномен; языковая номинация.
Keywords: back garden; front garden; roof garden; guerrilla gardening; garden bridge; linguocultural phenomenon; linguistic naming units.
Сущность английского ландшафтного дизайна заключается в имитации естественной природы: отличие пейзажного парка от регулярного сада с его
прямолинейной планировкой в том, что композиция пейзажного комплекса включает групповые посадки, отдельно стоящие деревья, водоемы с извилистыми берегами, лужайки и поляны произвольной формы, криволинейные дорожки, по обеим сторонам которых в свободном порядке расположены беседки, павильоны, иногда фонтаны [4, p. 232]. Следовательно, английский ландшафтный парк - не только клочок естественной природы, но и самостоятельный архитектурно-планировочный комплекс, где все природные компоненты подчинены целенаправленной эстетической организации.
XX век упрочил теплое отношение англичан к личным садам и садоводству в целом. В качестве реакции на неустойчивость и накаленность обстановки окружающего мира садовые композиции выступают в роли оазисов тишины и покоя. Чем больше искусственности проникает в жизнь — в одежду, еду, быт, тем большей натуралистичности англичане добиваются в садоводстве. Небольшие в размере частные сады, воспроизводящие естественность дикой природы, клумбы и миксбордеры, где в ярких узорах сливаются полевые, садовые и лесные растения, широко распространены в Великобритании. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно просто прогуляться по улочкам небольшого городка или деревни и насладиться изящными, неповторимыми садиками.
Традиции частной жизни англичан проявляются в их естественном желании иметь собственный дом с обособленным земельным участком для создания неповторимых садовых композиций. При этом озеленение пространства сада, даже самого маленького, играет не менее важную роль, чем само жилище. Даже небольшие клочки земли, непригодные для садоводства в любой другой стране, в Англии находят достойное применение в виде миниатюрных садово-парковых комплексов.
Как правило, территория типичного природного домика состоит из сада со стороны дворового фасада здания (back garden) и палисада (front garden). В обеспеченных районах владельцы могут позволить себе палисад большего размера, а дом располагается вдалеке от дороги. В кварталах проживания
малообеспеченных людей зеленые насаждения перед домом состоят из полоски земли, огражденной забором и калиткой, к которой ведет тропинка от дороги.
Озелененные участки перед домом, как правило, окружены забором (a fence) или живой изгородью (a hedge). Для создания полупрозрачной изгороди (semi-see-through screen), обеспечивающей одновременно сохранность личного пространства владельца сада и возможность для соседей любоваться цветочными композициями со стороны улицы, англичане используют высокие, редкие растения (tallish airy plants): василистник делавея ("Hewitt's Double "), шалфей (Salvia uliginosa), вербена буэнос-айрэсская (Verbena bonariensis). В композиции палисада применяют теневыносливые благоухающие растения, (shade-tolerant fragrant plants) такие как ромашка (chamomile), яснотка (lamium) душица (golden marjoram), низкие почвокровные растения (low ground-cover plants) и др. [7]. Такого рода озелененные площадки имеют более аккуратную и ухоженную композиционную организацию, чем сад позади дома. Это обусловлено тем, что англичане затрачивают значительное количество времени на полив (watering), прополку (weeding) и уход за растениями, с тем чтобы сад имел вид, достойный восхищения окружающих. В Великобритании вы не увидите ни одного англичанина, мирно сидящего в своем палисаднике, так как согласно К. Фоксу, такие сады предназначены для получения эстетического наслаждения сторонних наблюдателей, соседей, в то время как владельцы проводят время в палисаднике исключительно за работой, подрезая кусты, пропалывая сорняки или разговаривая с соседями о садовых делах [2].
Сад со стороны дворового фасада здания (back garden) частично неухожен и небезупречно аккуратен и представляет собой не всегда упорядоченные смешанные посадки древесных растений: декоративных многолетних (ornamental perennials), двулетних (biennials) и однолетних культур (annuals) и цветочных посадок. Композиционный план сада вариативен и включает: лужайку (lawn), тропинку (path), обязательное наличие клумб (flower-bed), миксбордеров (mixed-border), мощеную площадку для установки садовой мебели (garden furniture), искусственный водоем (water pond) [1]. Несмотря на
это сад позади дома, во всей своей скучности и не оригинальности, — чудесное место для приятного времяпрепровождения, встречи с друзьями за чашечкой чая, кормлением птиц и обсуждением погоды, бездельников, правительства и бытовых вопросов. Безусловно, даже сильно запущенный сад англичанина — это результат более значительных усилий, чем земельные участки населения других стран [2, p. 126].
Классовое разделение английского общества влияет на все сферы жизни социума, и в большей степени на содержание и планировку сада. С точки зрения Куэст-Ритсона, историка английского садоводства, сад считается маркером экономического и социального положения владельцев сада [6]. Представители среднего класса делают акцент на более пестрой цветовой палитре, и планировка их упорядочена, в то время как сады элиты английского общества представляют менее упорядоченную и ухоженную композицию, но выглядят естественнее с преобладанием нежных, блеклых тонов [2, p. 127].
Наряду с развитием ландшафтного дизайна частных садов развивается садово-парковое проектирование городской среды. Так, парковые комплексы Лондона разнообразны в стилевом и композиционном решениях, объединяя в себе историю садово-паркового искусства всего человечества — от садов Древнего Рима до регулярных садов Франции, Италии и Испании. Город спроектирован таким образом, что в каждом районе есть парк в шаговой доступности. Вход в парки Лондона бесплатный, кроме Королевского ботанического сада (Royal Botanic Gardens, Kew) и Лондонского зоопарка (London Zoo). Всего в Лондоне насчитывается около 150 парков, которые условно можно разделить на королевские (Hyde Park, Saint James Park, Kensington Gardens, Richmond Park, The Green Park, Greenwich Park, Bushy Park, The Regent's Park) и окружные парки, обслуживаемые отдельными территориально-административными единицами.
Преобладающая часть населения Англии проживает в плотно населенных городских районах, где широкое распространение получило явление "window-gardening", выращивание декоративных растений в специальных контейнерах,
устанавливаемых под оконным проемом или на его уровне [10], что в очередной раз подтверждает, что даже обделенные возможностью создавать свой собственный сад, англичане прибегают к любым мерам в воссоздании красоты природного пейзажа на своем подоконнике.
Динамика развития ландшафтного дизайна открывает новые границы для развития английского пейзажного сада, выраженные в проектах урбанистического садово-паркового искусства. Одним из выдающихся произведений данного направления является Kensington Roof Garden, самый большой в Европе сад на крыше, общей площадью 6000 м , расположенный в Королевском боро (название административно-территориальной единицы в англоязычных странах) Кенсингтон и Челси, Лондон, откуда открывается невероятно красивый вид на город. Kensington Roof Garden сочетает в себе разнообразие садовых стилей — пейзажный английский сад, Тюдоровский сад с элементами готики, испанский сад с живописными фонтанами в мавританском стиле, помимо этого он является популярным местом для проведения пышных свадебных торжеств [5].
О нарастающей популярности ландшафтного дизайна городской среды говорит появление различных проектов, в том числе культурной герилъи (culturalguerrilla), волонтерского проекта за лучший мир с помощью искусства, в рамках которого существует ответвление — садовая герилъя (guerrilla gardening). Активисты этого движения сажают растения в самых необычных местах. Ярким представителем этого направления является лондонец Стив Вин, называющий себя «садовником без сада» (pothole gardener) [9]. Площадкой его работы служит территория городских улиц Лондона, который на его взгляд еще недостаточно озеленен. Основной принцип Стива — минимализм, он создает величайшие шедевры миниатюрного творчества. Так, лужа на одной из лондонских улиц превращается им в озеро, обрамленное деревьями и кустарниками, а дыра в тротуарном покрытии становится теннисным кортом. Каждая его работа является крошечным миром, в котором соединены частичка природы и хорошего настроения [8].
Городской ландшафтный дизайн продолжает стремительно развиваться в проектах британских архитекторов и дизайнеров. Так, в частности, проект Томаса Хезервика — футуристичный пешеходный мост-сад (garden bridge) через Темзу - яркое тому подтверждение. Необычность сада заключается в том, что на нем будут расти деревья, трава, цветы и он станет самым медленным способом пересечения Темзы, во время которого можно не спеша общаться, наслаждаться природными красотами и видами на город. Проект будет воплощен в жизнь к 2017 году [3].
О страстном увлечении англичан ландшафтным дизайном можно судить не только по красоте частных садов и городских парков, но и по большому количеству «садоводческих» туров, сообществ (The Royal Horticultural Society), всемирно известных выставок цветов (Chelsea Flower Show), садоводческих центров (Dobbies Garden Centre), периодической литературы, журналов, содержащих рекомендации, алгоритмы планирования, этапы посадки растений, построения садовых конструкций и т. д., теле- и радиопередач (Gardener's Question Time, Gardening, Around the World in 80 Gardens, Gardener's World), газетных и интернет-статей, книжных магазинов, содержащих большие объемы литературы, посвященной садоводству и паркостроению (Planning the Small Garden, Garden in winter, Garden in autumn, How to be a Supergardener, etc.) [4, p. 218].
Таким образом, сады отражают специфику национально-культурной стороны бытия англичан, их характер и традиции. Английские садово-парковые комплексы, частные сады, памятники садового дизайна по праву считают национальным символом, который в течение нескольких столетий радует самих британцев и гостей страны. Ландшафтный дизайн английского пейзажного сада — необычное явление сознания, отражающее убеждения, специфику созерцания жизни и эстетические вкусы англоязычного этноса. Эти особенности играют свою роль в принципах планировки и дают представление о классовой принадлежности владельца сада. Национально-культурная
специфика ярко выражена в средствах номинации элементов садово-паркового
дизайна и привязанных к нему объектов.
Список литературы:
1. Back garden // Википедия: свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Back garden (дата обращения: 30.06.2014).
2. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of English Behaviour. UK: Nicholas Brealey Publishing, 2008. — 432 p.
3. Garden Bridge, London [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.heatherwick.com/garden-bridge/ (дата обращения: 4.07.2014).
4. Pavlovskaya A. England and the English. V.: Moscow University Press; Pamyatniki istoricheskoy misli, 2005. — 270 p., ill.
5. Porter L. Kensington Roof Gardens London's Hanging Gardens of Babylon [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://golondon.about.com/od/londongardens/fr/KenRoofGardens.htm (дата обращения: 5.07.2014).
6. Quest-Ritson Ch. The English Garden: A Social History, London, Penguin, 2001.
7. Titchmarsh A. Great and small. How to design a stunning front garden [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.express.co.uk/life-style/garden/451874/Alan-Titchmarsh-on-
designing-a-stunning-front-garden (дата обращения: 9.07.2014).
8. Webb S. Guerilla gardener plants beautiful miniature flowerbeds in potholes blighting London's streets [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2231849/Steve-Wheen-Pothole-gardener-creates-miniature-flowerbeds-potholes-Londons-streets.html (дата обращения: 5.07.2014).
9. Wheen S. Instagardens [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://thepotholegardener.com (дата обращения: 8.07.2014).
10. Window gardening // Merriam-Webster dictionary. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.merriam-
webster.com/dictionary/window%20gardening (дата обращения: 7.07.2014).