Научная статья на тему 'Лингвокультурная специфика французской детской речи'

Лингвокультурная специфика французской детской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
402
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ДЕТСКИЙ» ВАРИАНТ ЯЗЫКА / ДЕТСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДЕТСКАЯ КАРТИНА МИРА / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / ЛЕКСИКОН / ТЕЗАУРУС / ПРАГМАТИКОН / «CHILD''S» LANGUAGE / CHILD''S LINGUISTIC PERSONALITY / CHILD''S WORLD VIEW / COMMUNICATIVE PORTRAIT / LEXIS / THESAURUS / PRAGMATICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пасынкеева Валентина Васильевна

Статья посвящена особенностям детской разговорной речи с точки зрения теоретической лингвистики и психолингвистики. В статье рассматриваются критерии составления речевого портрета французского младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The linguacultural specificity of the French children''s speech

The article deals with the peculiarities of children's colloquial speech which is considered from the point of view of the theoretical linguistics and psycholinguistics. The criteria of creating a communicative portrait of a French-speaking pupil are studied in the article.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурная специфика французской детской речи»

УДК 811

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ФРАНЦУЗСКОЙДЕТСКОЙ РЕЧИ

В. В. Пасынкеева

Статья посвящена особенностям детской разговорной речи с точки зрения теоретической лингвистики и психолингвистики. В статье рассматриваются критерии составления речевого портрета французского младшего школьника.

Ключевые слова: «детский» вариант языка, детская языковая личность, детская картина мира, речевой портрет, лексикон, тезаурус, прагматикон.

Изучение данных детской речи имеет уже довольно длительную историю. В настоящее время оно выделилось в особую лингвистическую дисциплину, названную онтолингвистикой. В свою очередь, как отметила С. Н. Цейтлин, возможны два аспекта рассмотрения языковых явлений в речи ребёнка: 1-й подход к ним с позиций сложившейся языковой системы взрослого человека, который основан на сопоставлении единиц и категорий детского языка с единицами и категориями языка взрослых, и 2-й подход с позиций детской языковой системы, имеющей свои единицы и свою структуру [5. С. 267]. Первый подход имеет высокую ценность для теоретической лингвистики, поскольку позволяет увидеть в новом свете единицы и категории постигаемого языка, их системные связи и закономерности, разграничить универсальные и идиоэтнические компоненты, выявить реальную иерархию языковых правил. Только в данной проекции детский язык может быть рассмотрен как своего рода «недозрелый» взрослый язык, изобилующий неправильностями, инновациями и т. п. Но именно второй, психолингвистический, подход позволяет рассмотреть языковую систему ребенка в её динамике и выявить реальную стратегию освоения языка ребёнком, а также обнаружить некие типовые стратегии и общие принципы построения детьми собственной языковой системы. Сопоставляя стратегии детей, осваивающих разные языки, можно выявить некоторые онтогенетические универсалии.

Поскольку ребёнок конструирует языковую систему, исходя из потребности выразить определенные речевые смыслы, доступные его возрасту и актуальные для тех ситуаций и видов деятельности, в которые он совместно со взрослыми вовлечён, языковые системы детей, осваивающих один и тот же язык, оказываются в некотором отношении близкими одна другой. Кроме того, в каждой культуре имеются социально отработанные традиции поведения с детьми. То есть, можно говорить о некоем «детском» варианте каждого языка.

Необходимо отметить, что в период до 12 лет укладывается также динамика основных показателей становления языка и речи, устраняются особенности артикуляции, осваивается правильное употребление антонимов, понимание двусмысленности слов и идиом, имеющих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счёт накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.

Вклад контекста как внесловесной составляющей разговорного коммуникативного акта важно учитывать не только при изучении собственного разговорного языка, но и при изучении речи ребенка. Ведь детская речь как таковая существует именно как речь разговорная.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Разговорный язык- это система знаков, средств и правил говорения, общая для членов данного общества. А разговорная речь - это проявление и функционирование языка, сам процесс общения, индивидуальный акт воли и понимания. Она единична для каждого носителя языка. Детская речь - это всегда речь разговорная, спонтанная и непринужденная. Разнообразные особенности речи ребёнка нередко объясняются именно спецификой устной коммуникации и вкладом невербальной составляющей - в первую очередь ситуативной обусловленностью большинства высказываний. Многие «неправильности», «нерегулярности» в речи ребёнка должны быть проанализированы с точки зрения того, за счёт чего ребенок говорит именно так: за счёт недостаточного владения речью или за счёт того, что его речь строится по правилам разговорной речи, которая является отдельной системой [4. С. 128].

Один из основных факторов, влияющих на формирование детской языковой личности - это условия, в которых ребёнок растёт. В первые годы жизни преобладающее место занимает семья, но постепенно сверстники начинают приобретать большую значимость в

жизни ребёнка. Детское сообщество, как показывают историко-культурные исследования, является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребёнка. Социализация рассматривается и как процесс и как результат становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры присущих данному обществу.

Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребёнка: школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые являются не только товарищами по играм, но и конкурентами в новой для ребёнка учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет, эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, стремление связать приобретенный личный опыт с изучаемым материалом.

Овладевая речью, ребёнок создаёт в своём сознании определённую картину мира - глобальный образ действительности. Каждый язык имеет особую картину мира. Каждому возрасту свойственна своя картина мира. То есть, с одной стороны, язык действует как социализирующая сила, объединяющая носителей языка в языковой коллектив, с другой - язык является одним из наиболее надёжных и эффективных средств формирования индивидуальности.

Мир детства существует как объективная реальность, для которой характерны отличительные особенности восприятия и познания социального контекста, а также своеобразная речь. Ведь именно детская речь с её своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением выступает как основа языковой компетенции личности.

Детская речь является в первую очередь диалогической (будь то внутренний диалог или диалог с окружающими). Определённая коммуникативная среда требует от ребёнка употребления различных лексических средств. Для каждой коммуникативной ситуации характерны свои речевые особенности: Ребёнок по-разному говорит с чужими взрослыми, в семье, со сверстниками. Особенно ярко проявляется языковая личность ребёнка в общении со сверстниками, когда его поведение наиболее эмоционально окрашено, когда ребёнок может полностью себя выразить.

Под детской языковой личностью понимается совокупность культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей,

знаний, установок ребёнка. А частным направлением исследования языковой личности является речевой портрет. По мнению С. В. Ле-орды, «речевой портрет-это воплощенная в речи языковая личность» [2. С. 59-60].

Т. П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» [3. С. 8]. Другие исследователи также отмечают, что, как и языковая личность, речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.

Кроме того, существует понятие национального речевого портрета, подразумевающего определение особенностей, присущих национальной языковой личности. Существует несколько схем, раскрывающих структуру речевого портрета и дающих возможность его описания.

М. В. Китайгородская и Н. Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» [1. С. 10-15] и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. Одним из этих параметров является лексикон языковой личности - уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность. Следующей ступенью исследователи называют тезаурус, лингвоспецифи-ческую лексику, репрезентирующую языковую картину мира. При описании речевого портрета делается акцент на использование разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень - прагматикон, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации. Таким образом, анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является фиксация наиболее ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения. Кроме того, в отношении речевого портрета школьника определённое значение приобретает социокультурный аспект. Детское сообщество с определённого возраста ребёнка начинает играть преобладающую роль в процессе его социализации.

Lingua mobilis№2 (41), 2013

Проанализировав рассказы Рене Госинни «Маленький Нико-ля» и рассмотрев составляющие речевого портрета согласно М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, можно представить речевой портрет французского младшего школьника в виде следующей таблицы:

Список литературы

1. Китайгородская, М. В. Русский речевой портрет. Фонох-рестоматия / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. М. : Наука, 1995. С. 8-15.

2. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента // Вестн. Саратов. гос. аграрного ун-та. 2006. № 6. С. 59-60.

3. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте её речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социа-лекта школьников Краснодара):

List of literature

1. Kitajgorodskaja, M. V. Russkij rechevoj portret. Fonohrestom-atija / M. V. Kitajgorodskaja, N. N. Rozanova. M. : Nauka, 1995. S. 8-15.

2. Leorda, S. V. Rechevoj portret sovremennogo studenta // Vestn. Saratov. gos. agrarnogo un-ta. 2006. № 6. S. 59-60.

3. Tarasenko, T. P. Jazykovaja lichnost' starsheklassnika v aspekte ejo rechevyh realizacij (na materiale dannyh associativno-go jeksperimenta i socialekta shkol'nikov Krasnodara): avtoref.

автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 26 с.

4. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: учеб. пособие. М. : Ака-демия.2001. 360 с.

5. Цейтлин, С. Н. Детская речь как предмет лингвистического исследования. // Материалы международной научной конференции. СПб. : Наука, 2004. 304с.

6. Sempe,J-J. Le petit Nicolas et les copains / J-J. Sempe, R. Goscinny. Paris : Denoël, 2004. 152 p.

dis. ... kand. filol. nauk. Krasnodar, 2007. 26 s.

4. Frumkina, R. M. Psiholingvis-tika: ucheb. posobie. M. : Aka-demija.2001. 360 s.

5. Cejtlin, S. N. Detskaja rech' kak predmet lingvisticheskogo issledovanija. // Materialy mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii. SPb. : Nauka, 2004. 304s.

6. Sempe, J-J. Le petit Nicolas et les copains / J-J. Sempe, R. Goscinny. Paris : Denojol, 2004. 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.