Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1
П.И. Сергиенко
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА "AUGMENTED REALITY"
И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЯЗЫКЕ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Данная статья посвящена изучению реализации лингвокультурной сферы "AUGMENTED REALITY" в англоязычном дискурсе. Лингвокогнитивным исследованиям уделяется в настоящий момент наибольшее внимание, поскольку ученые видят тесную связь между ментальными представлениями о событиях и явлениях и их выражением в языке. В данной статье мы следуем принципу, который заключается в том, что именно язык, репрезентирующий феномены культуры, представляет собой особую ценность для изучения ментальных процессов. Анализ лингвистических единиц, посредством которых происходит реализация концептосферы "AUGMENTED REALITY", показывает двойственное отношение к данному явлению. Находясь еще на этапе становления и только начиная приобретать определенные характеристики и признание в обществе, данное явление представляется неоднозначным. Так, поддерживающий основное значение концепт "SCIENCE FICTION" обладает реминисцентной функцией, формирующей представление у непосвященных читателей о технологии дополненной реальности. На ассоциативном уровне реализация концептуальной сферы "AUGMENTED REALITY" затрагивает концепты "AESTHETICS" и "CONSENT", неразрывно связанных с признанием новых устройств с технологией дополненной реальности в обществе. Изучение лингвистических средств, представленных в виде ярких эпитетов, метафор и сравнений, описывающих технологии дополненной реальности, дает возможность раскрыть представления общества о новой технологии, обозначить возможные пути развития и видоизменения общественных норм, а также выявить основные ценности и важные черты национального характера английского менталитета.
Ключевые слова: лингвокультурная сфера "AUMENTED REALITY"; дополненная реальность; культурный опыт; реализация в языке; концепты; "SCIENCE FICTION"; "AESTHETICS"; "CONSENT".
Известно, что различные лингвистические феномены, описывающие политические, экономические и социальные события, отражают
Сергиенко Полина Игоревна — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: poserg@bk.ru).
особенности языкового сознания социума по представлению структуры и содержания, наиболее значимых в плане культурной маркированности концептов, репрезентирующих основные установки и ценности социума, важнейшие черты национального менталитета [Тер-Мина-сова, 2000: 35].
О.Д. Вишнякова, исследуя проблему реализации языковых знаков, свидетельствует о том, что концептосфера определенных явлений и понятий выступает в качестве элементов референциального поля культурной памяти многогранного англоязычного социума [Вишнякова, 2015: 50].
Важно упомянуть, что в рамках когнитивного подхода в лингвистике ученые видят особую связь между языком и человеческим мышлением. Именно когнитивная лингвистика является на сегодняшний день самым популярным направлением исследования в современном языкознании, что отражено в количестве ссылок на работы ученых в этой сфере, по данным национальной российского научной библиотеки e-library (www.elibrary.ru).
Вслед за В.В. Красных, под концептом мы понимаем глубинный смыл, изначально максимальную и абсолютно свернутую смысловую структуру текста, являющуюся воплощением мотива, интенций автора, приведших к порождению текста [Красных, 1998: 202]. Возможность объективировать ментальную деятельность путем вербализации ее результатов обусловливает исключительную ценность языковых данных для изучения ментальных процессов [Вишнякова, 2015: 52].
Регулятивные концепты отражают поведенческие нормы и ценности, фиксирующие кодекс данной культуры, и в большинстве случаев находит свою репрезентацию в языке. Так, например, концепт "privacy", часто исследуемый в англоязычном дискурсе, по-разному отражается и репрезентируется на уровне вербального и невербального поведения членов различных англоязычных социумов [Молчанова, 2014] в зависимости от их различных исторических, культурных, этнических особенностей.
Традиционно отечественные ученые занимаются анализом ключевых концептов русского языка, таких как «любовь» и «дружба», «быть» и «существовать» и т.д., сравнением концептов русского языка с другими иностранными языками, теоретическим обоснованием понятий и терминов концептуальной лингвистики [Степанов, 1997: 42].
Мы, как многие исследователи, обращаемся к изучению линво-культурных концептов, поскольку именно эта область дает возможность установить способы языкового осмысления действительности и выявить приоритетные ценности коллективной и индивидуальной картин мира. Язык, по утверждению ученых, отражая окружающий
мир, выражает знание языка, знания о языке, вербальное проявление различных концептов [Александрова, 2014: 19].
Исследователи, ведущие речь о коллективной памяти, повествуют о том, что язык, репрезентирующий феномены культуры, выступает и в качестве ее хранителя [Степанов, 2001; Тер-Минасова, 2004], и в качестве ее составного элемента, и в качестве транслятора бережно хранимых и передаваемых из поколения в поколение, обладающих непреходящей значимостью фрагментов, существующих наряду с затемненными «зонами забвения» в потоке коллективной памяти [За-грязкина, 2014].
В настоящей работе мы попытаемся раскрыть лингвокультурную сферу "AUGMENTED REALITY", или «ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ», на основе изучения текстов компьютерной направленности, а также серии информационных статей британского еженедельника "The Economist", опубликованных в разделе «Наука и Техника».
Среди еще не устоявшихся переводов и определений лексемы "AUGMENTED REALITY" мы можем привести следующее: Augmented reality (дополненная, добавленная, расширенная реальность) — воспринимаемая или создаваемая при помощи компьютерных средств реальность, дополненная средствами виртуального мира. Эта техника — результат введения в поле восприятия сенсорных средств новых данных, создаваемых компьютером, с целью дополнения сведений об окружении и восприятии информации.
Автором термина предположительно считается Том Коделл (Tom Caudell), один из исследователей американской авиакосмической корпорации "Boeing". Он стал в 1990 г. руководителем отдела компьютерного обеспечения и был вовлечен в процессы самых первых попыток ввести технологии виртуальной реальности в инжиниринговые и производственные процессы компании "Boeing".
С лингвистической точки зрения термин "augmented reality" происходит от глагола "to augment" — добавлять (от лат. augere — увеличивать). В данном случае речь идет о добавлении некоторых слоев цифровой реальности, определенных действий к чему-либо с целью увеличения значимости и выразительности. Как, например, использование технологии AR (augmented reality) в трансляции телевизионных матчей и олимпийских соревнований: в бассейне на дорожках спортсменов появляются отметки их местоположения, и для большей наглядности выделяется дорожка победителя.
Среди сфер использования технологии дополненной реальности можно отметить совершенные разные направления: от развлекательного приложения Snapchat, способного комбинировать фотографию реального человека с наложенными на лицо элементами виртуальной
реальности, такими как ушки зайца, головной убор или усы, до космических программ НАСА, использующих технологию наложения на реальную карту местности изображений взлетной полосы и преград во время испытательных рейсов летающих аппаратов.
Обратимся к материалу, представленному в еженедельнике "The Economist".
Так, статья, знакомящая читателя с технологией дополненной реальности, — "AUGMENTED REALITY". The technology is coming, but it will take time for consumers to embrace AR (Дополненная реальность. Технологии наступают, но потребуется время, пока технология дополненной реальности станет популярной среди потребителей) от 4 февраля 20171, ведет речь об истории и современных функциях компьютеров и смартфонов (телефонов с функциями компьютера).
Концепт "AUGMENTED REALITY" реализуется посредством следующих лексических единиц, часто описывающих определенное действие, преобразование, усиление и улучшение, технологии, способной произвести революцию в обществе: to paint computerized information directly on top of the wearer's view of the world, to turn reality into a gigantic computer screen; to sense the surroundings and react to them; to project convincing three-dimensional illusions onto this world, to design a nifty piece of technology, to usher in a revolution.
Реализация концепта находит себя в следующих целых предложениях, где говорится о том, что за этой технологией будущее, непременно наступит время принятия и повсеместного использования технологии дополненной реальности:
— AR could bring about a new and even more intimate way to interact with machines.
— Big technology companies are pinning hopes on virtual reality's close cousin.
— AR, on the other hand, sticks with "real" reality, and uses computers to layer useful or interesting information on top of it2.
— If and when someone can come up with a pair of stylish computerised smart glasses, it will inevitably make its way onto the high street3.
В другой статье высказывается мнение, что пользователи откажутся от смартфонов в пользу специальных очков, способных выполнять все функции современного телефона и даже больше:
1 Why augmented reality will be big in business first, the Economist, 17 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/news/leaders/21716028-technology-coming-it-will-take-time-consumers-embrace-ar-why-augmented-reality (accessed 07.04.2017).
2 The Economist explains. What is augmented reality? The Economist, 17 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2017/02/economist-explains-8 (accessed 07.04.2017).
3 Ibidem.
Some enthusiasts of augmented reality therefore think that the technology will not take off properly until smartphones can be abandoned in favour of smart spectacles that can superimpose images on whatever their wearers happen to be looking at4.
Концепт "AUGMENTED REALITY" разворачивается и в следующих предложениях, в которых речь идет о современных приложениях для смартфонов: Pokemon Go, a smartphone game that briefly entranced people in 2016, used a promotive form of the technology. (In another popular application Snapchat) teenagers overlay rabbit ears onto the faces of friends and family, they are using AR.
Среди функций современных компьютеров автор статьи еженедельного издания отмечает такие функции, как дневник, фотоаппарат, личный помощник, активируемый голосом, обещая, что новая технология будет способна на большее: Serving as everything from a diary, to a camera, to a voice-activated personal assistant; a pair of "smart glasses" that do everything a smartphone can, and more.
Особенно отмечены автором медицинская сфера и архитектурное проектирование зданий, когда разработчики новых технологий (гарнитуры Hololens) обещают виртуальный инструмент, способный дать возможность студентам медицинских факультетов изучать виртуальные трупы во всех подробностях, и препарировать их, а архитекторы смогут совместно, находясь в разных местах, создавать трехмерные проекции будущих зданий:
Microsoft is already running trials of its Hololens headset in medical schools (giving students virtual cadavers to dissect) and architectural practices (where several designers can work together on a digital representation of a building)5. Armed with that model, it can then do everything from putting a set of virtual "Minecraft" blocks onto a kitchen table to generating virtual cadavers for anatomy students to study6.
In 2016 the firm designed buildings around the Serpentine art gallery, in London. Mr Endicott observes that, "the roofs of these things had very complex geometry. We simply couldn't check it on a 2D screen, but the HoloLens let us all review it together"7.
4 Reality, only better. The promise of augmented reality, the Economist, 4 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/news/science-and-technology/21716013-replacing-real-world-virtual-one-neat-trick-combining-two (accessed 07.04.2017).
5 Why augmented reality will be big in business first, the Economist, 17 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/news/leaders/21716028-technology-coming-it-will-take-time-consumers-embrace-ar-why-augmented-reality (accessed 7.04.2017).
6 The Economist explains. What is augmented reality? The Economist, 17 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2017/02/economist-explains-8 (accessed 07.04.2017).
7 Reality, only better. The promise of augmented reality, the Economist, 4 февраля 2017. URL: http://www.economist.com/news/science-and-technology/21716013-replacing-real-world-virtual-one-neat-trick-combining-two (accessed 07.04.2017).
В другой статье еженедельника "The Economist — Reality, only better. The promise of augmented reality"8, опубликованной 4 февраля 2017 г., несложно проследить реализацию концептосферы "AUGMENTED REALITY" посредством концепта "SCIENCE FICTION". Концепт, связанный с научной фантастикой, является наиболее явной реализацией нового явления, поскольку рядовому читателю становится более понятно, с чем можно сравнить и как представить себе возможности новой технологии.
Уже первый абзац статьи отсылает читателя к образам героев и продуктов, свойственных научной фантастике, описанной в книгах или изображенных в кино. Речь идет о коммуникаторах команды космического корабля и капитана Кирка, персонажа популярного научно-фантастического сериала «Звездный путь» 1960-х годов:
Science fiction both predicts the future and influences the scientists and technologists who work to bring that future about. Mobile phones, to take a famous example, are essentially real-life versions of the hand-held communicators wielded by Captain Kirk and his crewmates in the original series of "Star Trek". The clamshell models of the mid-2000s even take design cues directly from those fictional devices.
К другим упоминаниям связи дополненной реальности с концептом "SCIENCE FICTION" относятся следующие предложения, где речь идет об известных американских актерах, сыгравших в научно-фантастических фильмах, в которых они уже тогда пользовались технологиями дополненной реальности. У героя Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе» перед глазами с помощью специальных очков проецировался компьютерный экран, а также у героя Тома Круза — полицейского будущего, предсказывающего преступления еще до момента их совершения, в фильме «Особое мнение» была возможность использовать и управлять трехмерными голографическими изображениями компьютера, спроецированными на стену в доме или на стеклянную перегородку в полицейском участке:
AR is a sci-fi staple, from Arnold Schwarzenegger's heads-up display in the "Terminator" films to the holographic computer screens that Tom Cruise slings around as a futuristic policeman in "Minority Report".
В дополнение к рассмотренным реализациям концепта "AUGMENTED REALITY" нам также следует отметить, что на ассоциативном уровне, когда речь идет о принятии технологии массовым потребителем, находят свою реализацию концепты "AESTHETICS" и "CONSENT". Авторы многих рассмотренных нами статей ведут речь о том, что для того, чтобы технология была успешной, необходимо
8 Reality, only better. The promise of augmented reality, the Economist, 4 $eBpa^a 2017. URL: http://www.economist.com/news/science-and-technology/21716013-replacing-real-world-virtual-one-neat-trick-combining-two (accessed 07.04.2017).
добиться успеха с эстетической точки зрения: качественные компоненты, стильный дизайн, дорогие и долговечные материалы, а с другой стороны, должно пройти некоторое время, по мнению автора, когда в обществе произойдет осознание и принятие новой технологии. На современном этапе большинство людей не выражают согласия находиться под потенциальным прицелом технологий, способных их записывать и транслировать в международную компьютерную сеть, однако новое поколение, скорее всего, будет более терпимо относится к этой стороне моральных принципов.
Так, в следующих предложениях мы находим объяснение, почему новая технология не получила массового признания на первом этапе — недостаточная внешняя красота устройств, неудобное использование, высокая цена: Social factors often govern the path to mass adoption, and for AR, two problems stand out. One is aesthetic. The HoloLens is an impressive machine, but few would mistake it for a fashion item. Its alien appearance makes its wearers look more creepy than cool.
In 2013 Google launched its "Glass" headsets to a chosen segment of the public. As well as those who thought the product looked silly, plenty found the glasses sinister, worrying that their users were covertly filming everyone they came into contact with. "Glassholes" became social pariahs. Two years later, Google withdrew Glass from sale. It may well be possible one day to build a capable and affordable AR computer that looks like a pair of fashionable glasses.
В данном контексте концепт "AESTHETICS" реализуется посредством следующих слов и выражений, показывающих насколько немодно и странно может выглядеть обладатель новой технологичной вещицы: an impressive machine, but few would mistake it for a fashion item, alien appearance, look more creepy than cool, look silly, to find the glasses sinister, to become social pariahs, to build a capable and affordable AR computer, to look like a pair of fashionable glasses, clunky brick-sized device, a frequent target of mockery, a nifty piece of technology, a desirable consumer bauble etc.
Реализация концепта "CONSENT", т.е. принятия новой технологии и согласия с ее использованием в общественных местах, находит свое воплощение в следующем контексте:
As well as those who thought the product looked silly, plenty found the glasses sinister, worrying that their users were covertly filming everyone they came into contact with.
Social etiquette also evolves. The Snapchat generation may not be troubled by the idea of being perpetually on camera.
You would not wear a HoloLens on a night out. Twenty years from now, though, your children may well be showing off a distant descendant.
Автор статьи также выражает мнение о том, что в коммерческих компаниях сотрудникам могут просто навязать использование новой технологии, встроенной в очки с целью освободить руки работникам, не заботясь особенно об их согласии или эстетических соображениях: In the meantime, AR's first inroads will probably come in the world of work, where bosses can order their employees to use headsets with little concern for the finer social niceties, or for how much of a berk they make people look.
Таким образом, проанализировав различные контексты реализации лингвокультурной сферы "AUGMENTED REALITY" мы смогли глубже понять сущность данной технологии и отношения к ней в обществе. Общепринятое настроение потребителей можно охарактеризовать как настороженное, в то время как оптимисты говорят о том, что за данной технологией — будущее и она непременно найдет свою реализацию во всех сферах человеческой деятельности. Реализация кон-цептосферы посредством концепта "SCIENCE FICTION" говорит о том, что данная технология получила признание в достаточно узком кругу почитателей, однако связано с ней все-таки будущее и фантастика, а не настоящее и реальность. В то же время языковые средства, описывающие данный концепт, подчеркивают важность, доступность, раскрывают новые возможности и необходимые в будущем свойства дополненной реальности. На ассоциативном уровне реализация данной концептуальной сферы затрагивает концепты "AESTHETICS" и "CONSENT", неразвязно связанных с признанием новых устройств с технологией дополненной реальности в обществе и согласием с тем, чтобы потенциально быть объектом воздействия компьютерных технологий, даже когда нет видимых тому подтверждений.
Изучение концептуальной сферы "AUGMENTED REALITY" средствами когнитивной лингвистики позволяет проследить реализацию данного явления в языке. Представления общества, основные ценности и важные черты национального характера выражаются лингвистическими средствами в виде ярких эпитетов, сравнений, описывающих технологии дополненной реальности. Изучая язык и языковую реализацию различных концептов, мы предпринимаем попытку понять человеческое мышление, выявляем связь с ценностными установками и представлениями о них.
Список литературы
1. Александрова О.В. Формирование концептуальной картины мира на
основании изучения лексико-грамматической системы языка // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.
2014. № 3. C. 19-27.
2. Вишнякова О.Д. Языковой знак в референциальном поле культурной памяти социума // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 50—66.
3. Вишнякова О.Д. Язык и концептуальное пространство (на материале современного английского языка). М., 2002.
4. Загрязкина Т.Ю. Референтные точки языка и культуры: статика и динамика (на примере Квебека) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 61—71.
5. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. М., 1998.
6. Молчанова Г.Г. Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации: вербалика и невербалика. М., 2014.
7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 40-76.
8. Тер-Минасова С.Г. Язык, личность, Интернет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4. C. 35.
9. Maxwell K. Augmented Reality // Macmillan Dictionary Buzzword. URL: http://www. macmillandictionary.com/buzzword/entries/augmented-reality. html (accessed: 15.09.2017).
10. Augmented reality // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Augmented_ reality#Education (accessed: 15.09.2017).
Polina I. Sergienko
LINGUO-CULTURAL SPHERE OF "AUGMENTED REALITY" AND ITS LANGUAGE REALIZATION
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
This article deals with the problem of realization of "Augmented reality" linguo-cultural sphere in the English discourse. Linguo-congnitive research is a major subject of attention in the modern linguistic science, as scientists see a close link between the mental processes and their realization in the language. In this article we follow the principle that the language itself expressing different phenomena of culture represents a great value for the study of mental processes. The analysis of linguistic units, which help unfold the conceptual sphere of "Augmented reality" reveals controversial attitude towards this phenomenon. The phenomenon of AR in the language and culture is only at the initial stage of installation and acquiring certain characteristics in search of public recognition. Thus, the supportive concept of "science fiction" contributes to the explanation of the augmented reality technology to the unprepared audience. On the associative level the linguo-cultural sphere of 'augmented reality' touches upon the concept of 'aesthetics' and 'consent' which are tightly connected to the recognition of the new devices with the AR technology in society. The study of linguistics features, such as bright epithets, metaphors and comparisons, describing the AR, contributes to the knowledge about key images, major values and national traits of the English character.
Key words: linguo-conceptual sphrere of 'augmented reality'; cultural experience; language realization; concepts; 'science fiction'; 'aesthetics'; 'consent'.
About the author: Polina I. Sergienko — Ph.D., lecturer, Department of the English
Language for Humanities Faculties, Faculty for Foreign Languages and Area Studies,
Moscow Lomonosov State University (e-mail: poserg@bk.ru).
References
1. Aleksandrova O.V. 2014. Formirovanije kontseptual'noj kartiny mira na os-novanii izucheniya leksiko-grammaticheskoj sistemy yazyka [Formation of the conceptual world outlook on the basis of the study of the lexico-gram-matical language system]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 19—27. (In Russ.)
2. Vishnyakova O.D. 2015. Yazykovoj znak v referentsial'nom pole kul'turnoj pamyati sotsiuma [Language sign in the referential field of the social cultural memory]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 50—66. (In Russ.)
3. Vishnyakova O.D. 2002. Yazik i kontseptual'noe prostranstvo (na materiale sovremennogo anglijskogoyazika [Language and Concept Area]. Moscow. (In Russ.)
4. Zagryazkina T.Yu. 2014. Referentnye tochki yazyka i kul'tury: statika i din-amika (na primere Kvebeka) [Reference Points of Language and Culture: Statics and Dymanics (as Exemplified by Quebec)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 61-71. (In Russ.)
5. Krasnykh V.V. 1998. Virtual'naya real'nost' ili real'naya virtual'nost'? Che-lovek. Soznanie. Kommunikaziya [Virtual reality or real virtuality? Human. Consciousness. Communication]. Moscow. (In Russ.)
6. Molchanova G.G. 2014. Kognitivnaya polikodovost' mezhkul'turnoi kommu-nikacii: verbalika i neverbalika [Cognitive Polycodeness of Intercultural Communication: Vsrbalics and Non-Verbalics]. Moscow. (In Russ.)
7. Stepanov Yu.S. 1997. Konstanty: Slovar' russkoi kul'turi. Opyt issledovaniya [Constants: A dictionary on Russian culture. Research experience]. Moscow, pp. 40-76. (In Russ).
8. Ter-Minasova S.G. 2000. Yazyk, lichnost', Internet [Language, personality, Internet]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, p. 35. (In Russ.)
9. Maxwell K. Augmented Reality, Macmillan Dictionary Buzzword. URL: http:// www.macmillandictionary.com/buzzword/entries/augmented-reality.html (accessed: 15.09.2017).
10. Augmented reality. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Augmented_ reality#Education (accessed: 15.09.2017).