Научная статья на тему 'ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА'

ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЛИНГВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАГМАТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Чарос Бахромовна

В статье рассматриваются вопросы валидации языкового статуса феномена лингвотворчества в антропоцентрической парадигме; дается обзор исследований явления лингвокреативности и ее функций (коммуникативная, стилистическая, прагматическая, когнитивная); дается действующее определение понятия лингвокреативности; разрабатывается программа исследования языкового описания актуализации функции лингвокреативности в различных типах и видах; формулируются цели, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCREATIVITY IN THE ANTHROPOCENTRIC CONTEXT

The article focuses on the issue of validation of the linguistic status of the phenomenon of linguocreativity in the anthropocentric paradigm; provides an overview of studies of the phenomenon of linguistic creativity and its functions (communicative and stylistic, pragmatic and cognitive); provides a basic definition of the concept of linguocreativity; outlines the research program of linguistic description of actualization of the function of linguocreativity in various types and forms; formulates the goals, objectives, object, subject and hypothesis of research.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

УДК 81 https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/50

ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМА

©Абдуллаева Ч. Б., ORCID: 0000-0002-5124-6292, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. А. Навои, г. Ташкент, Узбекистан, charos82@list.ru

LINGUOCREATIVITY IN THE ANTHROPOCENTRIC CONTEXT

©Abdullaeva Ch., ORCID: 0000-0002-5124-6292, Navoi Tashkent State University of Uzbek Language and Literature, Tashkent, Uzbekistan, charos82@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы валидации языкового статуса феномена лингвотворчества в антропоцентрической парадигме; дается обзор исследований явления лингвокреативности и ее функций (коммуникативная, стилистическая, прагматическая, когнитивная); дается действующее определение понятия лингвокреативности; разрабатывается программа исследования языкового описания актуализации функции лингвокреативности в различных типах и видах; формулируются цели, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.

Abstract. The article focuses on the issue of validation of the linguistic status of the phenomenon of linguocreativity in the anthropocentric paradigm; provides an overview of studies of the phenomenon of linguistic creativity and its functions (communicative and stylistic, pragmatic and cognitive); provides a basic definition of the concept of linguocreativity; outlines the research program of linguistic description of actualization of the function of linguocreativity in various types and forms; formulates the goals, objectives, object, subject and hypothesis of research.

Ключевые слова: лингвокреативность, антропоцентризм, лингвотворческая деятельность, лингвокреативная функция, прагматика.

Keywords: linguocreativity, anthropocentrism, linguocreative activity, linguocreative function, pragmatics.

Благодаря антропоцентрической научной парадигме были поставлены совершенно новые цели в изучении языка, требующие современных методов его характеристики, применения иных методов анализа его единиц, категорий и норм. «Концепция антропоцентризма — идея ключевая в современной лингвистике. В настоящее время задачей в рамках лингвистического исследования нельзя рассматривать лишь констатацию особенностей той или иной языковой системы. Невозможно изучать язык без образа его существования — человека. Вот это и является антропоцентризмом». Как отмечает Ю. С. Степанов, «ни один выдающийся языковед за последнее десятилетие не обошел стороной проблему антропоцентризма в языке» [11, с. 49]. В качестве приоритетных принципов научного исследования на сегодняшний день называется антропоцентризм, который, по мнению Е. С. Кубряковой, «ставит человека выше всех теоретических оснований научного исследования и определяет его конкретную перспективу», т.е. человек не просто участвует в процессе анализа тех или иных феноменов, но и устанавливает «перспективу данного анализа и поставленных перед ним конечных целей» [2, с. 212].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

Согласно антропоцентризму, индивид- это, в первую очередь, «центральный и высший объект мироздания всего происходящего в окружающем мире» [7, с. 25]. Особое место в лингвистике отводится применению принципа «человек в языке» (Бенвенисте, 1985), т.е. принципу антропоцентризма. Соответственно лингвистическим нормам язык изучается в неразрывной связывающей нитью с индивидом, его творчеством и культурой. Понятие «человек в языке», или антропоцентризм, было введено в русскую лингвистике довольно давно. Именно в конце XIX в. И. А. Бодуэн де Куртене в своих трудах «Фонология» (1963) выделил антропофонику в качестве науки, занимающейся «только лишь звуками, которые по своей сути относятся к человеким звукам «речи» [1, с. 354].

Как утверждает теория В. фон Гумбольдта: «человек мыслит, ощущает и живет исключительно в языке, который изначально должен быть образован с использованием языка...» [4, а 378]. Представленные В. фон Гумбольдтом идеи отразились и в научно-исследовательской деятельности А. А. Потэбни. Дискутируя эволюцию языка, он, опираясь на Гумбольдта, подтверждает его антропоцентричность: «В самом же деле, язык формируется только в пределах социума, и не только потому, — что человек остается неотъемлемой частью целого, к которому он относится, а именно его родословной, народа, всего человечества, не только по причине потребности взаимопонимания как правила перспективы социальных начинаний, а также, понимать себя после того, как в других испытал внятность собственных слов» [8, с. 126].

Еще одним немало важным фактом является фундаментальный постулат принципа антропоцентризма, который сформулирован Э. Бенвенистом в его труде «Общая лингвистика» (2002). В соответствии с его концепцией, под языком понимается возможность воплощения личностного фактора в человеке. Этому исследователю приписывают формулировку принципа антропоцентризма: «С. Степанов отмечает, что антропоцентризм в языке» находит различные индивидуальные формулировки в современной лингвистике" и оказывается связанным с изучением широкого спектра лингвистических феноменов, отраженных в языковом сознании носителей языка [11, с. 50].

Согласно Б. А. Серебренникову, «Рассмотрение темы человеческого фактора в языкознании указывает на важнейший методологический переход в области современного лингвистического языкознания — смещение фундаментальной парадигматики, а также осуществление перехода от «присущей» лингвистики с ее принципом рассмотрения языка «само по себе и для себя» именно к антропологической лингвистике, что предполагает освоение языка в непосредственной взаимосвязью с личностью, его самосознанием, мыслительным, духовным и практическим занятием» [10, с. 8].

Напомним, что возникновение антропоцентрической научной парадигмы в лингвистике осуществляется под воздействием и потребностью дифференцирования двух факторов языкового подхода: языкового фактора как замкнутой по своей структуре и языкового фактора в области его функционирования. Как известно, в первом случае в исследование языка «сам по себе и для себя» человек «находится вне языка». А в другом, «язык в действии», личность попадает в центр анализа всех лингвистических феноменов [5, а 214]. «Язык не обладает другой беспристрастностью, кроме той, которая определена в глубине субъективного». В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что антропоцентрическая парадигма — смещением акцентов с объекта познания на субъект, а именно синтез индивида в языке и языка в индивиде (Бодуэн де Куртенэ, 1963, с. 20). Отсюда следует, что на протяжении последних десятилетий лингвистика переживает радикальную трансформацию и на сегодняшний период лингвистического развития

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

сопровождается полипарадигмой, хотя доминирующую роль занимает антропоцентрическая парадигма [2, 4, 6, 8-12].

Ссылаясь на работы вышеперечисленных ученых, антропоцентризм в лингвистике объясняется изменением перспективы исследования, формулированием нового объекта исследования, т.е человеческий фактор в призме новых направлений в лингвистике. Являясь одной из активных форм познания действительности, язык дает нам реальный образ мира, т.е репрезентирующей креативную деятельность личности. С этих позиций представляется актуальным рассмотрение проблематики, связанной с осуществлением целенаправленной лингвокреативной деятельности в науке.

В западной же научной традиции явление лингвокреативности связывают с Н. Хомским и его психолингвистической концепцией генеративной грамматики. Согласно Н. Хомскому, этот феномен является способностью личности, которая представляет собой некую «схему» обработки лингвистического опыта, причем эта способность врожденная. Иначе говоря, человек способен продуцировать и понимать неопределенное количество новых фраз и предложений из конечного числа слов. В итоге лингвокреативность интерпретируется как лингвистическая продуктивность человеческого сознания, как неординарность его языкового самовыражения, как «проявление тенденции к нарушению языкового стандарта в коллективной и индивидуальной речевой деятельности» [7, с. 12].

Полагаясь на мнения исследователей, наиболее часто фигурирующими понятиями научных исследований в области лингвистики креатива являются термины «креативный», «лингвокреативность» (или языковая креативность) и «лингвокреативное мышление».

Итак, лингвистическая креативность - это своеобразная модификация языковых форм для речевой (дискурсивной) фиксации существующей материальной и иной действительности.

Большое внимание в исследованиях, посвященных лингвокреативности, уделяется проблеме выполняемых им функций. Ряд исследователей отмечают прежде всего коммуникативную функцию лингвокретивности, которая является глобальной функцией, служащей для передачи в основном фактуальной информации и состоящей из фатической и аппелятивной функции [1, 2, 5-7, 9, 10, 12]. Фактуальная информация легко обозрима, эксплицитна, отрезки актуальной информации легко выделимы и поддаются пересказу. При коммуникативной функции происходит обмен информацией, устанавливается контакт или побуждение к каким-либо действиям.

Отмечается также и стилистическая функция, так как она является одной из важнейших, присущих художественному тексту вообще и медийному, художественному тексту в частности [12, с. 50]. Эта функция экспрессивного плана, которая подразделяется на эмоциональную, оценочную, образную и реализуется с помощью стилистически маркированных единиц. Стилистическая маркированность обусловлена большим разнообразием стилистических средств, используемых в медийном и художественном тексте, к числу которых относится: а) эмоционально-оценочная лексика; б) выразительные средства языка и стилистические приемы; в) конвергенция стилистических приемов.

Менее изученным является прагматическая функция лингвокреативности, хотя во многих работах подчеркивается мысль о том, что лингвокретивность имеет прагматические связи [9, c. 28]. Прагматическая функция лингвокреативности требует более детальной разработки. На наш взгляд, прагматическая функция направлена на выявление социально-культурных, индивидуально-психологических, гендерных аспектов лингвокреативности, включает рассмотрение факторов адресата и адресанта, а также способов обеспечения

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

оптимальной передачи содержательной информации и др. Анализ языкового материала позволил выявить, что прагматическая функция подразделяется на характеризующую и воздействующие функции. Ценным для нашей работы является как прямая (эксплицитная), так и косвенная (имплицитная) характеризация лингвокреативных средств. Под характеризацией, вслед за В. В. Галкиной, в настоящей работе понимается процесс предицирования субъекту каких-либо качеств, указания на его динамичные (преходящие) состояния или статичные (постоянные) свойства [3, с. 41]. Характеризация включает в себя раскрытие целого ряда сторон и черт персонажа, таких как внешность, возраст, пол, уровень образования, профессия, материальное положение, социальный статус, семейное положение, хобби, религиозные верования, амбиции, мотивации и прочих [6, с. 41-42]. Воздействующая функция непосредственно связана с факторами адресата и адресанта, их ролевыми отношениями, фактором взамопонимания, а также внутреннего индивидуально-психологического состояния коммуникантов.

Что касается когнитивной функции, которая до сих пор не являлась предметом специального рассмотрения в лингвистической литературе, то она на наш взгляд, весьма значима с точки зрения теории лингвокреативности. В этом плане лингвокреативность рассматривается как средство передачи информации, структур знаний, картины мира и тезауруса личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лингвокреативность выполняет наряду с коммуникативной и стилистической, прагматическую и когнитивную функции. При этом необходимо отметить, что все перечисленные функции выступают в тесном взаимодействии, дополняя и обогащая друг друга. Но в каждом конкретном случае одна из функций выполняет доминирующую роль.

Что касается функции лингвокреативности, Кубрякова отмечает, что язык как вид познавательной деятельности наделен двумя взаимосвязанными феноменологическими признаками: с одной стороны, он выполняет функции когнитивного механизма для кодирования и преобразования данных, являясь системой символов, а с другой — функционально неотделим от процесса коммуникации и не зависим от человека. Обратим внимание на то, что исследователи указывают на возможность идентификации взаимосвязанных зон лингвокреативности, где преобразования творческой натуры проявляющийся на основании вариации, проявляющих в окружающей человека среде — мире и социуме, которые служат стимулом для создания языкового обозначения нового феномена, — что способствует созданию новых элементов языка.

Итак, следует подчеркнуть, что проблема лингвокреативность в современной лингвистике в силу своей многомерности и неоднозначности до сих пор остается актуальной и, в общетеоретическом плане, изучена недостаточно.

Список литературы:

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Избр. труды. Т. 1. М., 1995.

2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1985. С. 136

3. Галкина А. В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком // Вестник ТГУ 2011. №10 (102). С. 158-164.

4. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 451 с.

5. Гунина Н. А. Языковая игра как средство самопрезентации и идентификации языковой личности в виртуальном дискурсе // Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: мат-лы Всерос. науч. конф., 2010. С. 212-216.

6. Джусупов Н. М. Языковая девиация как результат лингвокреативного процесса в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64

художественном тексте: монолингвальный и транслингвальный аспекты. 2018. С. 39-43.

7. Кубрякова Е. С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный. процедурой, началом новой смены «научной парадигмы» // Общее языкознание. М., 2003. 212 с.

8. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 192 с.

9. Сафаров А. Ш. Pragmalinguistics. Ташкент: Фан, 2008.

10. Серебренникова М. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи // Язык и мышление. М., 1988.

11. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975.

12. Crystal D. Language and the Internet // IEEE Transactions on Professional Communication. 2002. V. 45. №2. P. 142-144. https://doi.org/10.1109/TPC.2002.1003702

References:

1. Apresyan, Yu. D. (1995). Leksicheskaya semantika. Moscow. (in Russian).

2. Benvenist, E. (1985). Obshchaya lingvistika. Moscow. (in Russian).

3. Galkina, A. V. (2011). Ovladenie lingvisticheskoi kreativnost'yu v kontekste ovladeniya inostrannym yazykom. Vestnik TGU, 10(102). 158-164. (in Russian).

4. Gumbol'dt, V. (1985). Yazyk i filosofiya kul'tury. Moscow. (in Russian).

5. Gunina, N. A. (2010). Yazykovaya igra kak sredstvo samoprezentatsii i identifikatsii yazykovoi lichnosti v virtual'nom diskurse. In Vzaimodeistvie myslitel'nykh i yazykovykh struktur: sobranie nauchnoi shkoly: mat-ly Vseros. nauch. konf., 212-216. (in Russian).

6. Dzhusupov, N. M. (2018). Yazykovaya deviatsiya kak rezul'tat lingvokreativnogo protsessa v khudozhestvennom tekste: monolingval'nyi i translingval'nyi aspekty. 39-43. (in Russian).

7. Kubryakova, E. S. (2003). Paradigmy nauchnogo znaniya v lingvistike i ee sovremennyi. protseduroi, nachalom novoi smeny "nauchnoi paradigm". Obshchee yazykoznanie. Moscow. (in Russian).

8. Potebnya, A. A. (1993). Mysl' i yazyk. Kiev. (in Russian).

9. Safarov A. Sh. (2008). Pragmalinguistics. Tashkent.

10. Serebrennikova M. (1988). Chelovecheskii faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi. In Yazyk i myshlenie. Moscow. (in Russian).

11. Stepanov, Yu. S. (1975). Osnovy obshchego yazykoznaniya. Moscow. (in Russian).

12. Crystal, D. (2002). Language and the Internet. IEEE Transactions on Professional Communication, 45(2), 142-144. https://doi.org/10.1109/TPC.2002.1003702

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.02.2021 г. 20.02.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Абдуллаева Ч. Б. Лингвокреативность в контексте антропоцентризма // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 375-379. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/50

Cite as (APA):

Abdullaeva, Ch. (2021). Linguocreativity in the Anthropocentric Context. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 375-379. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.