Научная статья на тему 'Лингвоконцептуальные особенности компьютерных текстов (на материале текстов экономического форума)'

Лингвоконцептуальные особенности компьютерных текстов (на материале текстов экономического форума) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / FORUM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ECONOMIC DISCOURSE / ДИСКУРСИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / DISCOURSE CHARACTERISTICS / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMPUTER COMMUNICATION / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / CONCEPTUAL ANALYSIS / КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ / KEY CONCEPTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логунова Елена Андреевна

Статья посвящена дискурсивному анализу материалов экономического форума (на примере материалов Aardvark Business Forum). Описывается структура форума и особенности компьютерных текстов. Приводится схема протекания компьютерной коммуникации, и определяются компетенции участников дискурса. В статье отражены когнитивные основания экономического дискурса, базовые категории и ключевые концепты, объективированные в специфической терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguoconceptual features of computer texts (represented by the texts of economic forums)

This article deals with the discourse analysis of materials of economic forum (Aardvark Business Forum). The aim is to show the structure of Aardvark Business Forum and its discoursive characteristics. You can find detailed description of all phases and participants of the communication computer scheme: sender processing receiver. The article reflects cognitive bases of economic discourse (acti-vity/action; state/event/process; components/parts), base categories and the key concepts in specific terminology.

Текст научной работы на тему «Лингвоконцептуальные особенности компьютерных текстов (на материале текстов экономического форума)»

УДК 811.111:004(06)

Е.А. Логунова

ЛИНГВОКОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА)

Статья посвящена дискурсивному анализу материалов экономического форума (на примере материалов Aardvark Business Forum). Описывается структура форума и особенности компьютерных текстов. Приводится схема протекания компьютерной коммуникации, и определяются компетенции участников дискурса. В статье отражены когнитивные основания экономического дискурса, базовые категории и ключевые концепты, объективированные в специфической терминологии.

Ключевые слова: форум, экономический дискурс, дискурсивные характеристики, компьютерная коммуникация, концептуальный анализ, ключевые концепты.

По мере развития современных технологий, появляются все более новые, современные средства общения, передачи и поиска информации. Бесспорным является тот факт, что Интернет занимает в данный момент лидирующую позицию в информационной области. Ведь именно Интернет включает в себя общение в чатах, форумах, конференциях, по электронной почте; благодаря компьютерной интерактивности он обеспечивает непосредственное взаимодействие через видеоконференции, тексты, видео- и программное обеспечение, объединяя в себе все возможности современных средств общения; достаточно специфической чертой является процесс, который включает в себя как взаимодействие с людьми, так и с компьютерными технологиями. В Интернете функционирует множество форумов, созданных с целью общения, получения новой информации и обмена опытом по всевозможным темам и проблематикам. В данной статье мы попытаемся подробнее остановиться на описании и анализе экономического форума на примере двух концептов, выявленных в обсуждениях на Aardvark Business Forum.

При исследовании особенностей электронного экономического дискурса мы исходим из анализа текста, репрезентирующего дискурс, выявления единиц электронного текста, идентификации концептов с опорой на ключевые слова, образующие пики сообщений и осуществляющие интенцию текста; и, наконец, мы учитываем весь спектр фоновых знаний, относящихся к рассматриваемому типу дискурса. Ключевые слова и их ассоциативное поле представляют самые главные составляющие рассматриваемой темы - концеп-тосферы экономического форума. Концептуальный анализ помогает проникнуть в концептуаль-

ные системы, обмен которыми может рассматриваться как коммуникация в коммуникативном пространстве Интернета, который предоставляет неограниченные возможности для изучения концептуальной системы всевозможных моделей дискурсов, воплощающихся в текстах.

Форум представляет собой сервис, с помощью которого можно создать виртуальные области для решения и обсуждения различных вопросов, и рассматривается как один из видов компьютерного общения, в котором участвует сообщество пользователей, сформированное на каком-либо сайте, специально предназначенном для общения в пошаговом режиме (turn-based mode). Например, Aardvark Business Forum рассчитан на широкий круг людей, общение на котором представляет собой диалог, состоящий из высказываний, не превышающих обычно по объему одну или несколько страниц. Форум характеризуется пониженной динамичностью по сравнению с другими видами on-line общения, растянутостью общения во времени. Но именно такой режим общения дает возможность участникам форума обдумать, оформить и построить тексты своих высказываний. Для форума характерна тематическая ориентированность, а основной единицей общения является сообщение, которое обычно задает тему коммуникации, является отправной точкой, толчком к порождению других высказываний, интерпретируемых участниками коммуникации, что в результате отражает идеи, эмоции, интересы и установки определенного социума и ведет к развитию нового дискурса (причем, тема обсуждения является его концептуальным ядром). Как правило, обсуждение состоит из ряда единиц-высказываний, но случается, что высказывание не получает поддержки пользователей и обсуждение не

имеет продолжения. Темы обсуждений зачастую эмоционально окрашены, выступают перед адресатами в виде вопросительных, либо восклицательных высказываний, например: Question????????? (Вопрос???????), Bookkeeping or Accounting services? (Бухгалтерский учет или расчетные услуги службы, выполняющей вычисления?). Этот факт объясняется тем, что чем интереснее будет тема высказывания, тем более популярной станет она при дальнейшем обсуждении и тем выше вероятность, что адресат данного сообщения/обсуждения извлечет необходимую для него информацию, ответы на интересующие его вопросы. Протекание дискурса станет более интерактивным, если исходное высказывание в заявленном обсуждении сможет привлечь большое количество участников к участию в дискурсе. Так, на форуме Aardvark Business, тема обсуждения: «The International investment pool» (Международный инвестиционный пул), получила 102 ответа (высказывания) пользователей. Таким образом, можно отметить, что важной особенностью компьютерного дискурса является стремление получить ответную реакцию, о чем свидетельствуют многократные побудительные фразы: Who do you bank with? (Через какой банк вы проводите операции), Hope this is not too personal for you! (Надеюсь, это не слишком лично!), вовлекающие участников компьютерной конференции в общение. Общению на данном форуме свойственны эксплицитные выражения собственной точки зрения, оценка высказывания оппонента, собеседника: Boy, they must wear rose glasses! (Парень, они должно быть носят розовые очки!), That's crazy, I have the same kind ofproblem... (С ума сойти, у меня такая же проблема.), Sorry, I must have misunderstood... (Простите. Я должно быть не так понял.), Ok guys!, Beware!!! (О, ребята! Будьте осторожны!) [www.aardvarkbusiness.net]. Инкорпорирование устной формы речи в средства электронной коммуникации приводит к возникновению так называемого chat-talk -de facto, - как результат попытки передать особенности разговорной речи графическим способом. Происходит стирание границ между устной и письменной формой коммуникации, участники обсуждения пытаются в наибольшей степени приблизить общение к непосредственному, личностному. Объяснима и эмоциональная окрашенность. Даже внешне, форум достаточно яркий и красочный, привлекает своим видом внимание и как бы призывает принять в нем участие. Текст характеризуется наличием смайликов, передающих челове-т

ческую мимику: ^ - озадаченность, V - подми-

гивание, - улыбка, - смех, ¿Ь - грусть; сокращений ( ...some women are cruel as bosses cos ... - некоторые женщины такие же жестокие, как и мужчины потому что...), незаконченных фраз (So .... Итак.), лексических и грамматических ошибок (Well I spose it was.... Итак, я предполагаю, что это было...), обилием дискурсивных слов, характерных для устной разговорной речи; собственных способов передачи интонации и эмоций, к которым относится: специфика использования знаков препинания, строчных и прописных букв, иконических единиц. Выделение заглавными буквами отдельных слов: I REALLY LIKE this ad! (Мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НРАВИТСЯ эта реклама) характерно для обсуждений на рассматриваемом форуме, где подобное использование графики применяется с целью показать эмоции, чтобы подчеркнуть интонацию, акцентировать внимание. Широко используются для выделения и подчеркивания курсив и кавычки, их разнообразные формы: ' ' / "/ **. Встречается многократное повторение вопросительного и восклицательного знака, их чередование. Другой особенностью является многократное повторение одних и тех же букв: Hmmm, wonder if they ... (Хммм, интересно, если они.) для создания дополнительной эмоциональности, выражения неуверенности, раздумья, осмысления, сомнения и иронии. Такие особенности, как сниженность стиля, некорректность, грубость, которые можно наблюдать на форуме в некоторых случаях, следует объяснять тем, что Интернет создает новый, «виртуальный» тип общения, нивелирующий различия между межличностной и массовой коммуникацией. При этом возникает достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, пребывание в сети - сугубо индивидуальный опыт, с другой - перед каждым открывается практически неограниченная аудитория, появляются неожиданные, непредсказуемые контакты, позволяющие при этом сохранить анонимность. Что касается лексического слоя языка рассматриваемого Форума, то поскольку текст репрезентирует устную речь и представлен вопросо-ответной формой, он в большей степени насыщен нетерминологической лексикой, это также обусловлено участием в обсуждениях большого количества пользователей с разной базой знания в экономической области.

Обратимся к рассмотрению дискурса на тему: Who does your business bank with (С каким банком вы ведет дела) [aardvarkbusiness.net].

Дискурс начинается со следующей фразы: I am interested to see what the most popular bank is

(Интересно узнать, какой самый популярный банк). Несмотря на то, что предложение повествовательное, оно подразумевает вопрос, недосказанность, некую неопределенность, привлекая внимание участников форума. Разворачивается дискуссия, в которой определяются серьезные проблемы данной области: выбор банка (I however would prefer to bank with... Я, тем не менее, предпочел бы вести банковские операции с ...), работа банковской системы (The service is good, there are no charges... they provide free banking. Сервис хороший, нет расходов. они предоставляют бесплатные банковские услуги). Участники дискурса делятся опытом (We also refer people to ... - Мы также направляем людей к ...; I am so pleased that ... - я так доволен, что.; I have had nothing but problems... - Я ничего не получил кроме проблем); мнением (I think... - Я думаю.; One thing that I do not agree with... - Одна вещь с которой я не могу согласиться. ); советуют (If your bank wants to charge you then go and bank with someone else - Если ваш банк желает предъявить вам расходы, идите и ведите банковские операции с другим); предостерегают (BEWARE!!! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!!); запрашивают дальнейшую информацию (I did not realize. Is this for any business or is ...? Я не понял. Это для какого-то бизнеса или..?), или обрывают высказывание, не закончив: (I don't like their charges on US dollar cheques, though - Мне не нравятся их издержки относительно американских чеков, хотя), чем провоцируют собеседника на продолжение обсуждения. Задавая тему дискуссии, автор называет два банка: Barclays и the Co-operative bank, сравнивает, объясняет преимущества одного банка и отрицательные стороны другого: Barclays ethical policy is pretty poor (Этическая политика Barclays достаточно плоха) - основу пропозиции составляет концепт ЭТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА БАНКА; с другой стороны: The Co-operative bank's rates are too high (Процентные ставки банка Cooperative слишком высоки) - в основе пропозиции концепт УЧЕТНЫЕ СТАВКИ. На его высказывание реагирует следующий участник диалога. Он исходит из своего опыта работы с банком и предлагает воспользоваться услугами банка Abbey, который предоставляет бесплатный сервис online. Темой нового обсуждения становятся банковские услуги ON-line, возникает новый концепт. Акцентируется внимание на концепте ONLINE BANKING, что делает проблему центральным предметом обсуждения всех участников; отправитель нового сообщения задает направлен-

ность дальнейшего дискурса, внимание в котором далее фокусируется именно на аспекте электронных банковских услуг и на том круге проблем, которые ассоциируются с ними. Так, тема-ремное членение диалога вносит определенную динамику в дискуссию, задает характер обсуждения. Выстраивается цепочка взаимосвязанных концептов, формирующих ассоциативное поле концепта БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА в конкретномконтексте: ethical policy (этическая политика), bank's rates (банковские процентные ставки), free banking (бесплатные банковские услуги), on-line banking (банковские услуги он-лайн), international bank transfer (международный банковский перевод), presence on the High Street (нахождение на High Street), to pay interest (выплачивать проценты) и т.д. В пользу того или другого европейского банка (Barclays, the Cooperative bank, Bos, Abbey, Natwest, Bank of Scotland, Alliance, Leicestr) приводятся аргументы, банки сравниваются, противопоставляются. В ходе дискуссии выявляются те критерии, которые принимаются участниками обсуждения во внимание при выборе банка: банк должен иметь этическую политику, его проценты не должны быть слишком высоки, принимается во внимание качество обслуживания и бесплатные банковские услуги: репутация и территориальное расположение банка не играют серьезной роли и т.д. Причем, отношение участников диалога к обсуждаемому подчеркивается всеми средствами, принятыми в электронном и характерными для устного общения. Ироническое отношение, кажущаяся невероятность ситуации, сомнение в ее возможности сопровождается графическими и икоиическими обозначениями, например: Not much chance of that © (Для этого совсем немного шансов). Приближение текста к устной речи позволяет получить дополнительные смыслы через отношение участников обсуждения к проблеме как следствие их личного когнитивного опыта и тех знаний, которые они сумели почерпнуть.

Обратимся к структуре концепта ON-LINE BANKING (см. рис. 1).

Схематически мы можем проследить, что подразумевается собеседниками под on-line banking на данном форуме.

В данный концепт входят 2 основные составляющие: позитивная оценка on-line banking и отрицательная. Такое отношение было сформировано у участников коммуникации благодаря их прагматическому и когнитивному опыту, то есть, тому непосредственному опыту, который был ими получен после использования банковских услуг в режиме on-line.

Рис. 1. Структура концепта ON-LINE BANKING

Исследуя данный концепт, становится очевидно, что on-line banking, с одной стороны, предоставляет некие преимущества, с другой, приносит проблемы. Так, например, согласно собеседникам Accountancy & Finance Forum, с помощью on-line banking, можно получить: e-account (электронный счет), own business manager (собственного бизнес менеджера), quick transactions (быстрые сделки), time saving (экономию времени), low rates (низкие проценты), trading internationally (торговлю на международном уровне), helpful business team (вспомогательную бизнес команду), free service (бесплатный сервис), paying interests (выплату процентов); данные банковские услуги так же можно охарактеризовать как услуги free of charge (бесплатные), и easy to use (простые в использовании). Помимо положительных характеристик, следует также отметить и наличие отрицательных. Так, использование on-line banking, может вызвать следующие проблемы: loosing money (потерю денег), misplacing money (потерю денег, неверное их размещение), unauthorised overdraft fees (незаконные, превышающие кредиты обложения), admin fees (административные выплаты), wrong transfers (неверные переводы), fiction fees & bills (фиктивные платы и счета); все это может рассматриваться как mistakes(ошибки), incompetence (некомпетентность). Перечисленные отрицательные стороны приводят к процессу, который вредит бизнесу (harming a business) и оцен-

ке кредитоспособности (credit rating), результатом которых может стать снятие денег со счетов (taking the money out, withdrawing money).

При сравнении дефиниции «On-line ban-king» (банковские услуги в оперативном режиме - электронный словарь Lingua 12) с контекстуальным наполнением анализируемого понятия становится очевидно, что только в контексте его употребления выявляются все дополнительные смыслы, из которых складывается то, как себе представляют банковские услуги их пользователь на сегодняшний день.

Рассмотрим фрагмент дискурса на тему: Inflation and amount of printed money question (Инфляция и проблема количества напечатанных денежных купюр) [aardvarkbusiness.net].

В основе высказывания - концепт ИНФЛЯЦИЯ. Аналогично, как и в предыдущем примере задается ситуация с рядом проблем, которые требуют решения: инфляция, потребность в бумаге для печати денег и как это сказывается на инфляции (If inflation rose rapidly, would they have to physically print more of every bank note...? - Если бы инфляция выросла быстро, действительно ли бы пришлось печать каждую купюру в большем количестве? ... would this increase inflation... - увеличило ли бы это инфляцию.); обсуждается возможность обогащения (.if there is only a certain amount of money in the world and we all get rich quick. - если будет определенное количество денег в мире и мы все быстро разбогатеем .The

number of notes and coins in the system wouldn't make you richer because. - количество денежных купюр и монет в системе не сделало бы вас богаче так как...); рассматривается проблема денег (Money is only useful as a representation of value. Деньги - единственное полезное отображение ценности. This caused people to take money out . - Это заставило людей забрать деньги. Money in itself has no value - Деньги сами по себе не имеют ценности); в свете новых компьютерных технологий обсуждается потенциальная возможность замены денежных банкнот и монет электронными деньгами (So is it possible in the near future that actual paper money and coinage disappear altogether, and all transactions will be conducted digitally? Итак, возможно ли, что в ближайшем будущем фактически денежные купюры и монеты совсем исчезнут и все сделки будут выполняться в электронной форме?); обсуждение затрагивает вопросы ведения бизнеса по Интернету, при этом пользователи дискутируют на счет того в какой среде протекающий бизнес потенциально опаснее для людей (Think how much business is conducted via the web. Fraud will always be an issue but it will be a bigger issue than say counterfeit notes - Подумайте, насколько велик объем бизнеса, свершаемого по Интернету. Мошенничество всегда будет проблемой, но станет еще более большой проблемой нежели фальшивые купюры).

Итак, при обсуждении данной темы, участники дискурса предполагают (I'm assuming - я допускаю, If you think - если вы думаете, If it were to happen I would imagine - если это должно было произойти я представляю), делают выводы (So- итак; Of course несомненно; I disagree - я не согласен), задают вопросы, делятся информацией и опытом.

Обратимся к структуре содержания концепта INFLATION (см. рис. 2).

Данная схема отражает причины, последствия и возможный результат процесса инфляции. Основываясь на дискуссии в Accountancy & Finance Forum, мы можем выделить две основные составляющие, которые способствуют (вызывают) процессу инфляции: government (правительство), issue of paper money & coinage (выпуск банкнот и монет). Процесс инфляции вызывает определенные негативные последствия, а именно depression in economy and life (депрессию в экономике и жизни), что в свою очередь увеличивает cost of products (затраты на продукты, продукцию), cost of services (затраты на услуги), prices (цены).

Результатом такого повышения является rise in taxes (рост налогов) и соответственно, rise in tax revenues (рост доходов от налогов), что выгодно government (правительству). С другой стороны, depression in economy and life (депрессия в экономике и жизни) увеличивает выпуск counterfeit notes (фальшивых банкнот) и fraud (мошенничество).

В качестве альтернативы избежания столкновений с counterfeit notes (фальшивыми банкнотами) и fraud (мошенничеством), собеседники форума рассматривают возможность использования on-line service (услуг он-лайн), которые включают в себя money represented digitally (электронно представленные деньги), Internet accounts (Интернет счета), electronic cash transactions (электронные сделки с наличными). Но при этом, не гарантируется, что on-line service (услуги он-лайн) исключают fraud (мошенничество). Поэтому данный процесс схематически обозначается

Рис. 2. Структура концепта INFLATION

Аналогично связаны понятия inflation (инфляции) и issue of paper money & coinage (выпуск банкнот и монет), так как выпуск банкнот и монет является как результатом, так и причиной инфляции.

Проанализировав содержание концепта INFLATION (ИНФЛЯЦИЯ) на страницах форума, мы можем отметить, что инфляция воспринимается участниками дискурса намного шире, чем увеличение обычного уровня цен, вызванное превышением спроса над предложением и связанное с увеличением имеющихся денежных средств (Inflation - a rise in the general level of prices, caused by an excess in demand over supply and related to an increase in the supply of money... Инфляция - рост обычного уровня цен, вызванный превосходством спроса над предложением и увеличением предложения денег) [DBE 1993: 242]. В данном случае, инфляцию можно определить как процесс, порождаемый политикой правительства, наличием большого числа банкнот и монет, что приводит к депрессивному состоянию экономики и жизни общества, это выражается в росте цен на продукты, продукцию и услуги, что в свою очередь, сопровождается мошенничеством и появлением фальшивых купюр, а также приводит к использованию услуг он-лайн как альтернативы операций с бумажными банкнотами и монетами.

Проведя концептуальный анализ составляющих элементов концептов INFLATION И ONLINE BANKING, а также терминов, их репрезентирующих можно сделать определенные выводы.

В связи с тем, что Aardvark Business Forum рассчитан на широкий круг пользователей, лексика, используемая здесь, сочетает в себе как термины непосредственно экономической сферы (account -счет, transactions - сделки, fee - плата, business manager - бизнес менеджер, bills - счета, interest -процент, law rates - низкие процентные ставки, credit rating - кредитные рейтинг, etc.), так и общенаучную и общеупотребительную лексику, понятную большинству пользователей (mistakes - ошибки, incompetence - некомпетентность, fraud - мошенничество , depression - депрессия, products -продукты, notes - заметки, etc).

Проведенное исследование позволяет предположить, что в компьютерном общении номинативные стратегии участников коммуникации отражают как их научные, профессиональные знания, так и обыденные знания, которые обычно всегда взаимодействуют и дополняют друг друга в реальном механизме отражения действительности.

Следует также отметить, что в данном форуме участники дискурса в результате личного когнитивного опыта, оперируют терминами различных сфер (политической: goverment - правительство, policy - политика, party - партия etc.; социальной; behaviour - поведение, pension - пенсия, strata - слой; технической: tool - инструмент, ratio - соотношение, frame - каркас, abandoned oil - потерянная нефть, machine -машина, instruction - инструкция; сферы юриспруденции: absolute authority - абсолютная власть, absolute duty - абсолютная обязанность, back taxes - недоимки, ownership of property - собственность на имущество и др.).

Концептуальный анализ раздела Accountancy and Finance Forum на Aardvark Business Forum позволил выделить концепты, формирующие концептосферу Accountancy and Finance: INFLATION (ИНФЛЯЦИЯ), BANKING (БАНКОВСКОЕ ДЕЛО), SAVINGS (СБЕРЕЖЕНИЯ), INVESTMENT (КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЕ), BANKRUPTCY (БАНКРОТСТВО), ACCOUN-TING (БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО), ADVERTISING (РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО), BUDGET (БЮДЖЕТ), TRADING (ТОРГОВЛЯ), MARKET (РЫНОК), FINANCING (ФИНАНСИРОВАНИЕ), MARKETING (ТОРГОВЛЯ), PROPERTY (СОБСТВЕННОСТЬ), MANAGING (УПРАВЛЕНИЕ), MONEY (ДЕНЬГИ), STOCK MARKET (ФОНДОВАЯ БИРЖА), TAXATION (НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ), PARTNERSHIP (ПАРТНЕРСТВО), LIMITED LIABILITY COMPANY (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ), SMALL BUSINESS (МЕЛКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ), INTERNATIONAL BUSINESS (МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ), SALESFORCE (ТОРГОВЫЙ ПЕРСОНАЛ), PUBLIC COMPANY (ОТКРЫТАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ) и др.

Данные концепты отражают следующие категории:

1) activity/action (деятельность/действие):

'banking' (банковское дело), 'investment' (капиталовложение), 'advertising' (рекламное дело), 'trading' (торговля), 'managing' (управление), 'taxation ' (налогообложение), 'marketing ' (торговля), 'accounting' (бухгалтерское дело), ' international business' (международная торговля);

2) state/event/process (состояние/явление/ процесс): 'inflation' (инфляция), 'bankruptcy' (банкротство), 'stock market' (фондовая биржа), 'public company' (открытая акционерная компания), 'partnership' (партнерство), 'limited liability

company' (общество с ограниченной ответственностью), 'small business' (мелкое предпринимательство);

3) components/parts (объекты/части): 'savings' (сбережения), 'budget' (бюджет), 'market' (рынок), 'property' (собственность), 'money' (деньги).

Как мы видим, концептосфера Accountancy and Finance Forum представляет собой сложное интегрированное концептуальное пространство, которое включает как базовые экономические концепты, так и концепты других сфер деятельности (политической, юридической, социальной), а также обыденные концепты, отражающие повседневный опыт и обыденное познание.

Общению на форуме свойственны следующие характеристики:

- коммуникативность. То есть интенция говорящего передать информацию и получить ответ, а также интенция слушающего воспринять эту информацию адекватно(... let us know what you think - позвольте узнать, что вы думаете...). Для компьютерного дискурса данный признак является одним из основополагающих. Это подтверждается тем, что именно поиски собеседников и установка на общение являются причинами для использования той или иной сферы компьютерной коммуникации;

- ситуативная обусловленность, то есть зависимость речи от условий ее протекания. В данном случае следует иметь в виду наличие участников общения, коммуникативную интенцию, техническое обеспечение;

- коннотативность - насыщенность эмоциональными, экспрессивными, стилистическими и другими субъективными элементами смысла (... oooh now you are asking for trouble! ... - ООО теперь ты уже напрашиваешься на неприятности);

- социальная заданность, характеризующаяся стиранием в сфере речевой коммуникации социальных ограничений, преобразование этикетных правил общения, образование новых коммуникативных сообществ с новыми правилами коммуникации. Данная характеристика позволяет общаться вне зависимости от пола, возраста, внешних данных, общественного статуса, тем самым, формируя собственную коммуникативную личность;

- креативность. Другими словами, дискурс имеет способность управлять развитием событий.

Компьютерные форумы максимально приближены к конференциям, протекающим в реальном времени, на форумах соблюдаются те же правила, порядок и процедура проведения конферен-

ций. Но в отличие от обычных конференций, компьютерные конференции доступны для просмотра большому количеству людей, сохраняются довольно долго на сайтах, при этом происходит постоянное обновление и пополнение содержания конференций, однако для создания тем и вопросов, необходима регистрация на сайте.

Aardvark Business Forum строится на тематике, которая в свою очередь охватывает определенное количество предложенных тем:

1) Accountancy & Finance (бухгалтерское дело и финансы).

2) Education & Training (образование и обучение).

3) Law &Insurance (законодательство и страхование).

4) Sales & Marketing (продажи и маркетинг).

5) Small Business (малое предприятие).

6) Self-Employment (самостоятельная предпринимательская деятельность).

7) Jobs & Employment (работа и занятость).

8) Women in Business (женщины в бизнесе).

9) Working from home (работа на дому) и др.

Обращаясь к области Accountancy & Finance

Forum, например, мы находим круг вопросов, обсуждаемых в данной области, полный список которых составляет 8 страниц. Вот лишь некоторые из них: The international investment pool (международный инвестиционный пул - финансовые средства нескольких независимых лиц, объединенные с целью совместного осуществления инвестиционной деятельности), How do you borrow money at a low in-trest rate? Как вы занимаете деньги под низкие проценты), How does oil price effect sales? Как цены на нефть влияют на продажи?), Accounting & Finance in UK & Ireland (Бухгалтерское дело и финансы в Великобритании и Ирландии), Withdrawing a dividend (Снятие дивиденда), Investors (Инвесторы), Company incorporation question (Вопрос инкорпорации компании), Selling a house yourself (Продажа дома собственными силами), Who does your business bank with? (С каким банком вы ведете ваш бизнес?) и многие другие.

Стоит отметить, что так как форум рассчитан на широкий круг реципиентов, его структура достаточно проста и понятна для любого начинающего пользователя. Так, при работе с Accountancy & Finance Forum, перед нами появляется электронная страница, с помощью которой мы легко можем найти интересующую нас информацию (см. рис. 3).

Рис. 3. Вид электронной страницы

Так, по первой колонке, мы можем судить о том, насколько популярным является определенная тема с помощью следующих «иконок», представленных на рисунке 4.

Announcement

New . . No new

posts posts

New No new

posts [ posts [

Popular ] '■-'-' Popular ]

j New j No new

posts [ posts [

Locked Locked

Sticky

Рис. 4. «Иконки», показывающие популярность тем

Во второй колонке (topics) находятся все предложенные темы по проблематике Accountancy & Finance. В третьей (replies) видим количество ответов (реакций на сообщение); в следующей (author) - имя автора; в пятой (views) - число просмотров данного сообщения и в последней, шестой (last post) - дату, время и автора того коммен-

тария, который является последним на данный момент.

Общение на форуме происходит следующим образом: Sender^ Processing^Receiver (отправитель-обработка-получатель).

Анализируя дискурс экономического форума по тематике Accountancy & Finance, можно, учитывая вышеприведенную схему, описать каждого из участников данного процесса.

Под "sender" (отправителем), подразумевается тот, кто является непосредственным участником дискурса, отправителем какого-либо сообщения. Обычно в форумах он предстает под определенным "ником" (от англ. "nickname" - прозвище) наряду с которым может присутствовать и фотография, зачастую даже шуточная (изображение животных, героев мультфильмов и т.д.). Из текста форума мы можем получить определенную информацию об участниках дискурса: когда они присоединились к форуму, то есть стали непосредственно его участниками (например, joined: 14 Sep.2005); какое количество комментариев имеет каждый участник (posts:6); и последняя, обязательная характеристика - это количество "ants" (муравьев). Вышеперечисленные характе-

ристики относятся к обязательным, они присутствуют рядом с каждым сообщением любого автора. Кроме того, иногда участники указывают свое место жительства (location.UK), а в конце реплики даже встречается адрес, телефон или е-mail, по которым в случае необходимости собеседники могут связаться друг с другом. Хотелось бы пояснить, что такое "а^'Хангл. "ant" - муравей) и для чего используется этот концепт. Для ответа на данный вопрос мы использовали поисковую систему Aardvark Business Forum. После ввода вопроса, мы получаем список, которым можно воспользоваться для ответа или получения разъяснения по поводу данного вопроса, подобно всем известным поисковым системам типа Rambler, Yandex и др. Достаточно четким, на наш взгляд, является следующее толкование: Ants are a means of rewarding participation in the Aardvark Business, Sport and Travel _ forums. They can be exchanged for free advertising or sold to other members [1] (Муравьи - средство поощрения, предоставляемое сайтом Aardvark при общении на бизнес-, спортивном форуме и форуме путешествий. Муравьи могут быть обменены на бесплатную рекламу на сайте, либо проданы другим участникам форума). Необходимо отметить, что средства поощрения (means of rewarding) заключают в себе двоякую оценку. С одной стороны, они выполняют функцию положительной оценки, что выражается в поощрении активно участвующих в дискурсе, с другой стороны, отрицательной, когда "sender" (отправитель) может быть лишен поощрения, если модератор посчитает это необходимым, что может случиться, если участие в дискуссии будет рассмотрено модератором лишь как способ получить выгоду, либо в случае нарушения предусмотренных правил общения на форуме.

Во второй фазе формирования компьютерного дискурса, обозначенного как "processing" (обработка), участвуют администраторы форума, модераторы и используется непосредственно все необходимое техническое обеспечение для реализации компьютерного общения. Администраторы форума - это обычно его создатели. Они обладают правом удалять сообщения или запрещать доступ определенным пользователям, формировать правила общения, которые всегда подробно расписаны. Модераторы - это специальные наблюдатели, обычно назначаемые администраторами. Их основная задача - следить за соблюдением, принятых на форуме правил. Участие администраторов и модераторов - специфика ком-

пьютерной коммуникации. Хотелось бы так же отметить и техническую сторону данной фазы, значимость которой велика, т.к. если не будет обеспечена необходимая техническая поддержка, либо какой-нибудь элемент будет поврежден или отсутствовать, в таком случае коммуникация не состоится.

В заключительной фазе компьютерного дискурса участвуют получатели информации (receivers). Участников данного этапа можно подразделить на 3 группы. К первой группе, мы относим "advanced" пользователей, продвинутых пользователей, которые завоевали авторитет среди остальных участников общения благодаря своей активности, неординарности высказанных мыслей. Ко второй группе, мы относим "usual" пользователей, т.е. тех, кто время от времени участвует в дискурсе, придерживается всех установленных правил. И к последней, третьей группе, целесообразно отнести "secret" пользователей, скрытых пользователей. К ним мы относим то огромное число людей, которые, непосредственно не участвуя в дискурсе, извлекают из него необходимые советы, получают ответы на интересующие вопросы.

Проведенный нами анализ и обзор Aardvark business Forum позволяет нам так же выделить основные компетенции, характерные для участников процесса Sender-Processing-Receiver (отправитель-обработка-получатель).

Так, для участников первого этапа (senders) одним из важных показателей является их активность. Активность, в свою очередь, говорит нам об их профессиональной экономической компетенции, об этом свидетельствует используемая ими в речи специальная терминология, фоновые знания, которые стоят за обсуждением того или иного вопроса, когнитивные, коммуникативные и прагматические установки высказывания. Вторая фаза (processing) отражает наряду с активностью и профессиональной компетенцией техническую, узко специальную компетенцию, связанную со спецификой компьютерной коммуникации. Участники третьего, заключительного этапа (receivers), синтезируют в себе все выше перечисленные виды компетенции, наличие которых, в свою очередь, обеспечивает правильное понимание текста, репрезентирующего дискурс.

Список литературы

Концептуальный анализ языка: современные направления исследования: сб. науч. тр. М.; Калуга: «Эйдос», 2007.

Кубрякова Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Проблемы представления (репрезентации) в языке. Типы и форматы знаний. М.; Калуга: «Эйдос», 2007.

DBE - Adam J.H. Longman Dictionary of Business English. Longman - RELOD. Printed and Bound in Russia, 1993.

URL: http://www.aardvarkbusiness.net

E.A. Logunova

LINGUOCONCEPTUAL FEATURES OF COMPUTER TEXTS (REPRESENTED BY THE TEXTS OF ECONOMIC FORUMS)

This article deals with the discourse analysis of materials of economic forum (Aardvark Business Forum). The aim is to show the structure of Aardvark Business Forum and its discoursive characteristics. You can find detailed description of all phases and participants of the communication computer scheme: sender - processing - receiver. The article reflects cognitive bases of economic discourse (activity/action; state/event/process; components/parts), base categories and the key concepts in specific terminology.

Key words: forum, economic discourse, discourse characteristics, computer communication, conceptual analysis, key concepts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.