Научная статья на тему 'Лингвокогнитивные механизмы поликодовости гимна США'

Лингвокогнитивные механизмы поликодовости гимна США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликодовость / поликодовый дискурс / «жесткая» сила / «мягкая» сила / «умная» сила / лингвокогнитивный механизм. / multimodality / multimodal discourse / hard power / soft power / smart power / linguocognitive mechanism.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якоба Ирина Александровна, Костина Ксения Викторовна

Актуальность исследования поликодовых дискурсов вызвана стремительным техническим прогрессом и повсеместным использованием элементов поликодовости в мультиформатном медийном дискурсе. Особого внимания требует уточнение когнитивных и аксиологических оснований формирования механизмов поликодовости, степени эффективности поликодовых дискурсов и целесообразности их применения. Целью настоящей работы является моделирование лингвокогнитивных механизмов поликодового дискурса для выяснения степени его эффективности. В качестве эмпирического материала взаимодействия механизмов в поликодовом представлении (вербальный, графический, музыкальный, аудиальный и визуальный семиотические коды) выбран гимн США. В результате исследования сконструирована модель управления дискурсом предметной области социальной сферы, в которой дискурс обладает аттрактивностью для адресата. Управление поликодовым дискурсом гимна США происходит с помощью «жесткой», «мягкой» и «умной» сил, при синергетическом эффекте действия разных механизмов в разных кодах. Определено, что в вербальном представлении гимна США активизируются механизмы позиционирования (оппозиция), имажинеринга (драматизация и гиперболизация), фокусирования и псевдодискуссии. В визуальном коде активируются механизмы имажинеринга (искривление), позиционирования (единение), фреймирования и масштабности. В аудиальном коде прослеживается механизм имажинеринга (бьютизация). Музыкальный код обладает слабыми характеристиками и низкой аттрактивностью, хотя не лишен жесткости. В гимне США наблюдается синергетический эффект разных механизмов, усиливается их воздействующий потенциал, что способствует дестинаторности смысловой траектории дискурса. Следовательно, гимн США может быть признан эффективным дискурсом для своего адресата внутри страны при поликодовом рассмотрении. Выявленные силы дискурса, лингвокогнитивные механизмы и инструментарий представляют собой часть исследования, в ходе которого разрабатывается когнитивно-коммуникативная параметризация медийного дискурса. В данной статье применяется авторский пoнятийно-терминoлогический аппарат для когнитивно-коммуникативного моделирования, используются метoд деконструкции, дискурс-анализ, критический анализ, лингвоаксиологический анализ, интерпретативный анализ. Полученные результаты могут внести определенный вклад в теорию языка, прагмалингвистику, социолингвистику, психолингвистику, теорию коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCOGNITIVE MECHANISMS OF US ANTHEM MULTIMODALITY

The relevance of the study of discourse multimodality is explained by the rapid development of technical progress and the widespread use of multimodal elements in multiformat media discourse. Particular attention should be paid to the identification of the cognitive and axiological bases for the formation of multimodality mechanisms, as well as the degree of effectiveness of multimodal discourses and their practicability. This paper aimed to model the linguocognitive mechanisms of multimodal discourse in order to determine the degree of its effectiveness. The national anthem of the United States was chosen as an empirical material of the interaction of mechanisms in a multimodal representation (verbal, graphical, musical, auditory, and visual semiotic codes). As a result of the research, a model for managing the discourse of the subject area of the social sphere was designed, in which discourse is attractive to the addressee. The multimodal US anthem discourse is regulated through hard, soft, and smart powers, with the synergistic effect of different mechanisms in different semiotic codes. It was revealed that in the verbal presentation of the US anthem, mechanisms of positioning (opposition), imagineering (dramatization and hyperbolization), focusing, and pseudo-discussion are activated. In the visual code, the mechanisms of imagineering (deformation), positioning (unity), framing, and large scale are involved. In the audio code, the mechanism of imagineering (beautification) is found. Despite being regulated by hard power, the musical code has weak characteristics and low attractiveness. In the US anthem, a synergistic effect of various mechanisms is observed; their impact potential is enhanced, which contributes to the destinational nature of the semantic trajectory of discourse. Consequently, the US anthem can be recognized as an effective discourse for its addressee within the country when in a multimodal form. The revealed discourse powers, linguocognitive mechanisms and tools are part of the research in which the cognitive-communicative parameterization of media discourse is developed. In this study, we used the author’s terminology for cognitive-communicative modelling, deconstruction method, discourse analysis, critical analysis, linguoaxiological analysis, and interpretive analysis. The results obtained can make a certain contribution to the theory of language, pragmalinguistics, sociolinguistics, psycholinguistics, and communication theory.

Текст научной работы на тему «Лингвокогнитивные механизмы поликодовости гимна США»

УДК 8122+81'26 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.72

ЯКОБА Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры иностранного языка для технических специальностей № 1 Иркутского национального исследовательского технического университета. Автор более 70 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, 6 публикаций, включенных в базы данных Scopus и Web of Science*

КОСТИНА Ксения Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1 Иркутского национального исследовательского технического университета. Автор 21 научной публикации**

лингвокогнитивные механизмы поликодовости

гимна сша

Актуальность исследования поликодовых дискурсов вызвана стремительным техническим прогрессом и повсеместным использованием элементов поликодовости в мультиформатном медийном дискурсе. Особого внимания требует уточнение когнитивных и аксиологических оснований формирования механизмов поликодовости, степени эффективности поликодовых дискурсов и целесообразности их применения. Целью настоящей работы является моделирование лингвокогнитивных механизмов поликодового дискурса для выяснения степени его эффективности. В качестве эмпирического материала взаимодействия механизмов в поликодовом представлении (вербальный, графический, музыкальный, аудиальный и визуальный семиотические коды) выбран гимн США. В результате исследования сконструирована модель управления дискурсом предметной области социальной сферы, в которой дискурс обладает аттрактивностью для адресата. Управление поликодовым дискурсом гимна США происходит с помощью «жесткой», «мягкой» и «умной» сил, при синергетическом эффекте действия разных механизмов в разных кодах. Определено, что в вербальном представлении гимна США активизируются механизмы позиционирования (оппозиция), имажинеринга (драматизация и гиперболизация), фокусирования и псевдодискуссии. В визуальном коде активируются механизмы имажинеринга (искривление), позиционирования (единение), фреймирования и масштабности. В аудиальном коде прослеживается механизм имажинеринга (бьютизация). Музыкальный код обладает слабыми характеристиками и низкой аттрактивностью, хотя не лишен жесткости. В гимне США наблюдается синергетический эффект разных механизмов, усиливается их воздействующий потенциал, что способствует дестинаторности смысловой траектории дискурса. Следовательно, гимн США может быть признан эффективным дискурсом для своего адресата внутри страны при поликодовом рассмотрении. Выявленные силы дискурса, лингвокогнитивные механизмы и инструментарий представляют собой часть исследования, в ходе которого разрабатывается когнитивно-коммуникативная параметризация медийного дискурса. В данной статье применяется авторский понятийно-терминологический аппарат

* Адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83; e-mail: irina_yakoba@mail.ru

"Адрес: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83; e-mail: ksenia_kostina84@mail.ru

Для цитирования: Якоба И.А., Костина К.В. Лингвокогнитивные механизмы поликодовости гимна США // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 3. С. 72-79. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.72

для когнитивно-коммуникативного моделирования, используются метод деконструкции, дискурс-анализ, критический анализ, лингвоаксиологический анализ, интерпретативный анализ. Полученные результаты могут внести определенный вклад в теорию языка, прагмалингвистику, социолингвистику, психолингвистику, теорию коммуникации.

Ключевые слова: поликодовость, поликодовый дискурс, «жесткая» сила, «мягкая» сила, «умная» сила, лингвокогнитивный механизм.

Моделирование синергетического эффекта лингвокогнитивных механизмов поликодового дискурса нацелено на выяснение степени эффективности такого дискурса. Эффективный дискурс понимается как достижение замысла коммуникации [1, с. 15]. При этом решающее значение для успешного убеждения имеет не только логика изложения доводов, но и форма их презентации. Зачастую персуазивные высказывания облекаются в такую форму, которая отвлекает от содержания, и тогда говорят о скрытом воздействии [2]. В настоящей работе потенциал поликодового представления дискурса для воздействия на адресата раскрывается на примере современного официального гимна США. Данная статья является продолжением исследования механизмов поликодовости в дискурсе на материале гимнов разных стран (см., например: [3]). Исследование осуществляется в русле динамического процессуального подхода к дискурсу, что определяется ракурсом его рассмотрения как тенсивной, силовой сущности, воздействующей с разной степенью на разум, эмоции, сознание /бессознательное дестинатора.

Поликодовость как актуальный и востребованный феномен современной визуальной мультимедийной культуры и информационного общества оказывает более интенсивное воздействие на адресата, варьируя семиотические коды и их интеграцию. К поликодовым семиотическим элементам мы относим соединение письменных и устных текстов, их креолизацию, инкорпорирование разнообразных графических, вербальных, аудиальных, музыкальных и видеоэлементов, таких как рисунки, звуки, анимация, музыка, фото и видео, гиперссылки.

Особенно ярко воздействующий синергети-ческий эффект поликодовости можно наблюдать в персуазивном медийном дискурсе при создании рекламы, в интернет-пространстве, где «возникновение смыслов зависит от взаимодействия изображения, звука и начертания знаков» [4, с. 124]. Например, в мультимедийной среде Интернет «информационные смыслы располагают и в характере заголовка, и в определенном размещении текста на полосе или в программе, и в интонации ведущего или диктора, и в шрифтовых выделениях, линейках, отбивках и т. п. -они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему журналисты» (цит. по: [5, с. 172]). Потребность в поликодовых мультимедийных структурах связана с тенденцией к сгущению подробностей события и оценочных смыслов: «Часто визуализация смыслов связана либо с необходимостью их прояснить, либо - наоборот, завуалировать» [5, с. 172].

Следовательно, для комплексного анализа всех заложенных в дискурсе смыслов необходимо изучение вербального медиатекста при взаимодействии с другими знаковыми системами, т. к. различные семиотические системы, взаимодействуя между собой, обостряют чувство реальности, что приводит к «эффекту личного присутствия» [5, с. 173], а значит, усиливают воздействие и приобретают манипуля-тивный потенциал.

Среди способов исследования поликодово-сти стоит отметить: характеристику поликодово-сти как жанровой доминанты мультимедийности интернет-СМИ [5]; лингвокультурологический и семиотический анализ особенностей политического дискурса [6]; анализ поликодовости

как формы текстовой гетерогенности; когнитивный аспект в понимании поликодовых текстов [7]; лингвовизуальность феномена поли-кодовости [8]; анализ поликодового дискурса в современной коммуникации [9]. Рассмотрение механизмов поликодовости с целью повышения эффективности коммуникации требует уточнения, т. к. является новым направлением в исследовании эффективных дискурсов, учитывая концепцию когнитивно-коммуникативной параметризации дискурса, разрабатываемую одним из авторов [10]. Основными методами изучения поликодовости выступают критический анализ дискурса, лингвоаксиологический и интерпретативный анализ.

Результаты исследования показывают, что вербально-графический код гимна США активизирует лингвокогнитивные механизмы има-жинеринга (гиперболизация и драматизациия) и позиционирования (оппозиция и псевдодискуссия), регулируется «умной» и «жесткой» силами дискурса. Активизация механизма има-жинеринга происходит посредством использования образного мышления: (1) the Heaven-rescued land; the rocket's red glare; (2) the bombs bursting in air; (3) In full glory reflected now shines in the stream: 'Tis the Star-Spangled Banner! O long may it wave; (4) Their blood has washed out their foul footsteps 'pollution.

Аттракторами гимна становятся концепты патриотизма и свободы: эмоциональное и образное описание важного события в жизни американцев вдохновляет их на защиту своей страны как «земли свободных и дома храбрых». Каждый из четырех куплетов гимна заканчивается такими строками: (5) O'er the land of the free, and the home of the brave, что становится не просто кольцевым, но и смысловым повтором, способствуя внедрению идеи важности выработки качеств свободолюбия и храбрости у жителей США для защиты родины. Такое взаимодействие с адресатом посредством «умной» силы дискурса, пресуппозитивно предполагающей, что все американцы свободны и смелы, является весьма распространенным манипулятивным приемом. В данном случае

«умная» сила не навязывает, не предлагает и не заставляет делать что-либо, а просто констатирует «факты» как свершившиеся или реально существующие события и состояния, не предоставляя никаких доказательств. Псевдодискуссия выражается в моделировании диа-логичности в форме риторических вопросов:

(6) O say, can you see, by the dawn's early light, What so proudly we hailed at the twilight's last gleaming? Модализация смысловой траектории происходит посредством внедрения идеи уникальности, индивидуализма и превосходства:

(7) Blest with vict'ry and peace, may the Heaven-rescued land Praise the Power that hath made and preserved us a nation.

С другой стороны, гимн США жестко моделирует дискурсивную траекторию адресата: он интенционально направлен на достижение определенных целей любой ценой. Смысловая траектория гимна идеологически модали-зируется как праведная борьба за выживание американской нации посредством механизма позиционирования (оппозиции): «мы - правы, они - не правы», «мы - справедливы, они -не справедливы». Следовательно, «мы боремся за правое дело, защищаем себя и свою землю по справедливости»: (8) our cause it is just, но при этом умалчивается, что американские земли первоначально принадлежали индейцам и были отвоеваны у них. Пресуппозитивно предполагается, что в США все - свободные люди (англ. freemen), что четырежды повторяется в конце каждого восьмистишия: (9) O'er the land of the free and the home of the brave!, но заметим, что чернокожие рабы за людей не считались, а рабство в США процветало не один век.

Само название гимна The Star-Spangled Banner повторяется в каждом куплете, что позволяет прийти к выводу о важной роли флага для американской нации, который, возможно, ассоциируется у них со свободой белого населения США и независимостью от Великобритании. Дестинацией дискурсивной траектории американского гимна, логично предположить, является отвоевывание места под солнцем любой ценой, без учета интересов тех, кто мешает

достижению целей. Девиз In God is our Trust может быть интерпретирован как вера в божье благословение на любые действия, что демонстрируется в примере (7). Следовательно, воздействие вербального кода гимна США на аксиологическую матрицу американской нации происходит весьма успешно, дискурсивная траектория от интенциональности до дестинатор-ности воплощается в действительности, что подтверждают действия США на мировой арене.

Для анализа визуального кода гимна США были просмотрены разные варианты исполнения гимна1: в хоровом исполнении и сольно, например The Mormon Tabernacle Choir, школьных хоров, Дэми Ловато, Уитни Хьюстон, Френка Дребина, Леди Гага, Бейонс и т. д. В результате отбора выбран видеоролик The Star Spangled Banner (version 4.0) с канала Drew Van Media2. Данный ролик представляет современную вариацию гимна, исполненного певицей Санди Патти во второй редакции Клэр Клонин-гер для церемонии празднования столетия Статуи Свободы в 1986 году.

Необходимо отметить, что в новом варианте гимна 3-й и 4-й куплеты, наиболее воинственные и агрессивные по семантике, заменены на более нейтральное в эмоциональном плане описание памятника культуры - Статуи Свободы, а акцент смещен на ценность свободы как «мечты, огонь которой все еще горит и дает надежду ищущим ее»3. В финале повторяется припев и добавляется экскламатив «Америка, мой дом!», который повторяется 4 раза. Это дополнительно актуализирует эпидейктический механизм позиционирования (единение), направленный на формирование солидарности адресата с высказыванием, что придает перформативности слову-действию в форме лозунга.

Выбранный видеоряд гимна начинается представлением флага и Статуи Свободы, национального мемориала президентов на горе Раш-мор, самых известных природных достопримечательностей США, расположенных в разных климатических зонах от севера до юга и от востока до запада, в течение длинного проигрыша. Это дает возможность увидеть краткое содержание всего видеоролика, осветить основные темы и настроить адресата на интерпретацию гимна в заданном направлении. Видеоанализ гимна США показывает, что визуальный ряд уточняет смыслы вербального кода, концентрируя внимание адресата в направлении, нужном адресанту. Постоянно мелькающий звездно-полосатый флаг является связующим элементом между вербальным и визуальным кодами, что активизирует лингвокогнитивный механизм имажинеринга и отсылает к истории страны, ее достопримечательностям и главным символам. Присутствие большого количества людей в видеоролике может способствовать конструированию образа единства многонационального народа, связанного едиными ценностями и единым местом проживания, что актуализируется механизмами масштабности и позиционирования (единение). Фреймирование аксиологической матрицы в рамках ценности свободы, борьбы за свои права и гордости за достижения американцев позволяет смещать фокус внимания.

Представим анализ аудиального и музыкального кодов гимна США, которые, хотя и являются частями звукового кода, выражают разные интенции и активируют разные механизмы. Продолжительное вступление и звучание горна в начале анализируемого музыкального произведения ассоциируются с военными действиями, что может отрицательно влиять на восприятие

'United States of America's National Anthem. URL: https://www.youtube.com/results?search_ query=us+national+anthem (дата обращения: 05.05.2019).

2The Star Spangled Banner. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_QT0ZGP-rr0 (дата обращения: 05.05.2019).

3Вольный перевод строк из гимна США во второй редакции: «There's a dream in our land / Like a flame that keeps burning / And the lantern of hope / From the harbor still shines / Those who seek freedom's dream / To its light are still turning».

адресатом гимна, настраивать адресата воинственно и стимулировать агрессию. Такое воинственное начало и милитаристские ассоциации активируют стратегию мобилизации. Духовые инструменты в силу специфики звучания призваны придавать торжественность гимну, однако слышатся только на заднем плане, что уменьшает степень возвышенности и праздничного настроя. Тихое, слабое сольное начало и мягкость женского голоса не являются маркерами эпичности гимна, снижают аттрак-тивность восприятия гимна, хотя и трансформируют излишнюю жесткость вступительного милитаристского проигрыша в мягкость первого куплета, вуалируя голосом агрессию текста. Эмоциональное и выразительное исполнение способствует активизации образности мышления: адресату легче создать яркий, запоминающийся, эмоционально насыщенный образ. Данный процесс образного восприятия основан на активизации лингвокогнитивного механизма имажинеринга (бьютизации) и способен вызывать гордость за достижения своей страны и чувство ценности нации. Одновременно происходит смещение смысловых акцентов, когда вербальный ряд о войне и взрывах визуально замещается красивыми салютами: (10) And the rocket's red glare, the bombs bursting in air, Gave proof through the night that our flag was still there, что указывает на включение механизма рефреймирования.

Что касается музыкальных характеристик, в первую очередь следует отметить высокую тональность гимна, довольно хаотичное чередование темпа (ускорение/замедление), отсутствие четкой структуры и логичной последовательности интонационных переходов. Все это вызывает трудности при прослушивании и исполнении гимна простыми людьми. Поскольку гимн, как герб и флаг, выступает символом народности, государственности, то любой гражданин своей страны должен быть способен к воспроизведению данного опуса, а при исполнении гимна США это является весьма затруднительным.

Примечательно то, что в гимне США есть несколько музыкальных фрагментов, где мажорное

звучание переходит в минорное. Воздействие на реципиента происходит путем резкого перехода от позитивной темы произведения к негативной: такая тенденция нетипична для эпического произведения, в котором преобладают яркие, торжественные, жизнеутверждающие мотивы и более логичен переход от минора к мажору. В конце произведения появляется мужской хор - как итог, главная мысль, суть гимна. Таким образом, адресант акцентирует внимание адресата на выделении основной идеи текстового обращения с помощью контраста в голосовом оформлении. Перечисленные выше факторы снижают аттрак-тивность перцепции гимна. Следовательно, отсутствие аттрактивного начала, резкие перемены тембра, переход мажора в минор, слабость торжественных мотивов и скудность звукового оформления редуцируют не только пенетрацион-ную способность гимна, но и его смысловое давление, направленное на вовлечение адресата в предлагаемый дискурс.

В целом, сравнивая действия механизмов вербально-графического, аудиального, визуального и музыкального кодов в гимне США, приходим к выводу о том, что на аксиологическую матрицу адресата воздействуют разные механизмы. Так, вербальный код обладает жесткой ин-тенциональностью, репрезентированной в ориентации на победу любой ценой, регулируется «жесткой» силой, однако аудиальный код женского голоса смягчает жесткость, преобразуя ее. Фокусирование внимания на флаге, его описание на протяжении четырех куплетов могут быть интерпретированы как значимые для американской нации материальные символы и блага, бескомпромиссность. Диалог между адресантом и целевым адресатом восхваляет действия американцев, указывает на их преимущества по сравнению с другими, отсылает к действию «умной» силы. Визуальный код вносит новые, основанные на ценностях свободы, военного могущества страны и многообразии знаменательных событий и культурно-исторических символов смыслы в произведение посредством стратегии самопрезентации, смещает акценты, жестко управляя траекторией

дискурсивизации и обращая внимание адресата на предложенный визуальный ряд. Музыкальный код обладает слабой выразительностью, лишен торжественности и может оказать минимальное воздействие на адресата, при этом характеризуется жесткостью, т. к. основан на маршевой милитаристской мелодии, интенционально направленной на доминирование и контроль.

Модель взаимодействия лингвокогнитив-ных механизмов, активизирующихся при полимодальном восприятии гимна США, представлена на рисунке.

Диаграмма показывает синергизм действия семиотических кодов: разные механизмы в разных кодах имеют точки соприкосновения, что отражено пространственно. Наличие разных лингвокогнитивных механизмов, активирующихся в разных кодах, способствует аттрактиви-зации и усиливает эффект поликодового восприятия информации на аксиологическую матрицу адресата. Следовательно, при поликодовом рассмотрении гимн США активирует разные линг-вокогнитивные механизмы, которые создают си-нергетический эффект взаимодействия «умной»,

8ербальн

М»

„ьИЫЙ*0А

Музыкальный код

стратегия создания фантомной угрозы, мобилизация

Модель синергетического взаимодействия семиотических кодов в гимне США

«мягкой» и «жесткой» сил дискурса, способствуют достижению дестинаторности в смысловой траектории дискурса.

Проведенный комплексный анализ приближает к пониманию, с помощью каких дискурсивных операций происходит взаимодействие адресанта дискурса, самого дискурса и его адресата, как поликодовый дискурс становится персуазивным. Выявлено, что анализируемые механизмы способны привлечь внимание адресата, сместить фокус рассмотрения явления, усилить или ослабить пенетрационную способность его смысловой модели, увеличить или уменьшить степень взаимодействия с адресатом, интенсифицируя эмоциональную реакцию, очертить оппозицию «свои - чужие»

или объединить. Сконструированная модель поликодового дискурса позволяет убедиться в эффективности активации разных механизмов в разных семиотических кодах. Возникающий синергетический эффект усиливает персуазив-ность дискурса и, как следствие, эффективность воздействия на целевого адресата. Таким образом, полученные результаты расширяют возможности анализа дискурса и указывают на потенциал поликодовости при профессиональном управлении семиотическими кодами в медийном дискурсе для эффективной коммуникации. Дальнейшее исследование поликодовости дискурса и его механизмов будет способствовать уточнению его воздействующего эффекта, особенно в рекламном медийном дискурсе.

Список литературы

1. Демьянков В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации: сб. науч.-аналит. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 13-40.

2. Пономаренко Е.В. Межнациональное деловое общение: убеждение или манипуляция // Проблемы эффективности делового общения на иностранном языке: сб. науч. докл. / под ред. Л.К. Раицкой. М.: МГОУ 2011. С. 60-64.

3. Якоба И.А. Деконструкция гимна России: выявление дискурсивных сил взаимодействия // Дискурс-Пи. 2017. № 2(27). С. 174-180.

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.

5. Прасолова Е.В. Поликодовость как жанровая доминанта мультимедийной истории в интернет-СМИ // Фи-лол. науки. Вопр. теории и практики. 2015. № 12(54), ч. 4. С. 171-174.

6. Садуов Р. Т. Лингвокультурологический и семиотический анализ особенностей структуры и содержания политического дискурса Барака Х. Обамы: дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011. 223 с.

7. Сонин А.Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект: моногр. М.: Ин-т языкознания РАН, 2005. 220 с.

8. Сладкова В.С. Поликодовость текста как лингвовизуальный феномен // Унив. чтения / Пятигор. гос. ун-т, 2012. Ч. 7. URL: http://pglu.ru/editions/un_reading/detail.php?SECTION_ID=2970&ELEMENT_ID=12570 (дата обращения: 21.09.2018).

9. Kress G., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. Oxford: Oxford University Press, 2001. 142 р.

10. Якоба И.А. Лингвокогнитивные параметры дискурса в технологии «Умная настройка»: моногр. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ 2017. 182 с.

References

1. Dem'yankov VZ. Effektivnost' argumentatsii kak rechevogo vozdeystviya [The Effectiveness of Argumentation as Means of Persuasion]. Problemy effektivnosti rechevoy kommunikatsii [Issues of Effectiveness of Speech Communication]. Moscow, 1989, pp. 13-40.

2. Ponomarenko E.V Mezhnatsional'noe delovoe obshchenie: ubezhdenie ili manipulyatsiya [Interethnic Business Communication: Persuasion or Manipulation]. L.K. Raitskaya (ed.). Problemy effektivnosti delovogo obshcheniya na inostrannomyazyke [Issues of Effectiveness of Business Communication in a Foreign Language]. Moscow, 2011, pp. 60-64.

3. Yakoba I.A. Dekonstruktsiya gimna Rossii: vyyavlenie diskursivnykh sil vzaimodeystviya [Deconstruction of the Anthem of Russia: Identifying Discursive Forces of Interaction]. Diskurs-Pi, 2017, no. 2, pp. 174-180.

4. Barthes R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. Moscow, 1989. 615 p.

5. Prasolova E.V. Polikodovost' kak zhanrovaya dominanta mul'timediynoy istorii v internet-SMI [Multimodality as a Genre Dominant of Multimedia Story in Online Media]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2015, no. 12, pt. 4, pp. 171-174.

6. Saduov R.T. Lingvokul 'turologicheskiy i semioticheskiy analiz osobennostey struktury i soderzhaniya politicheskogo diskursa Baraka Kh. Obamy [Linguocultural and Semiotic Analysis of the Structure and Content of Barack H. Obama's Political Discourse: Diss.]. Ufa, 2011. 223 p.

7. Sonin A.G. Ponimanie polikodovykh tekstov: kognitivnyy aspekt [Understanding Multimodal Texts: A Cognitive Aspect]. Moscow, 2005. 220 p.

8. Sladkova V.S. Polikodovost' teksta kak lingvovizual'nyy fenomen [Multimodality of Text as a Linguovisual Phenomenon]. Universitetskie chteniya [University Readings]. 2012, pt. 7. Available at: http://pglu.ru/editions/un_ reading/detail.php?SECTI0N_ID=2970&ELEMENT_ID=12570 (accessed: 21 September 2018).

9. Kress G., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. Oxford, 2001. 142 p.

10. Yakoba I.A. Lingvokognitivnye parametry diskursa v tekhnologii "Umnaya nastroyka" [Linguocognitive Discourse Parameters in "Smart Tuning" Technology]. Irkutsk, 2017. 182 p.

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.72

Irina A. Yakoba

Irkutsk National Research Technical University; ul. Lermontova 83, Irkutsk, 664074, Russian Federation;

e-mail: irina_yakoba@mail.ru

Kseniya V Kostina

Irkutsk National Research Technical University; ul. Lermontova 83, Irkutsk, 664074, Russian Federation;

e-mail: ksenia_kostina84@mail.ru

LINGUOCOGNITIVE MECHANISMS OF US ANTHEM MULTIMODALITY

The relevance of the study of discourse multimodality is explained by the rapid development of technical progress and the widespread use of multimodal elements in multiformat media discourse. Particular attention should be paid to the identification of the cognitive and axiological bases for the formation of multimodality mechanisms, as well as the degree of effectiveness of multimodal discourses and their practicability. This paper aimed to model the linguocognitive mechanisms of multimodal discourse in order to determine the degree of its effectiveness. The national anthem of the United States was chosen as an empirical material of the interaction of mechanisms in a multimodal representation (verbal, graphical, musical, auditory, and visual semiotic codes). As a result of the research, a model for managing the discourse of the subject area of the social sphere was designed, in which discourse is attractive to the addressee. The multimodal US anthem discourse is regulated through hard, soft, and smart powers, with the synergistic effect of different mechanisms in different semiotic codes. It was revealed that in the verbal presentation of the US anthem, mechanisms of positioning (opposition), imagineering (dramatization and hyperbolization), focusing, and pseudo-discussion are activated. In the visual code, the mechanisms of imagineering (deformation), positioning (unity), framing, and large scale are involved. In the audio code, the mechanism of imagineering (beautification) is found. Despite being regulated by hard power, the musical code has weak characteristics and low attractiveness. In the US anthem, a synergistic effect of various mechanisms is observed; their impact potential is enhanced, which contributes to the destinational nature of the semantic trajectory of discourse. Consequently, the US anthem can be recognized as an effective discourse for its addressee within the country when in a multimodal form. The revealed discourse powers, linguocognitive mechanisms and tools are part of the research in which the cognitive-communicative parameterization of media discourse is developed. In this study, we used the author's terminology for cognitive-communicative modelling, deconstruction method, discourse analysis, critical analysis, linguoaxiological analysis, and interpretive analysis. The results obtained can make a certain contribution to the theory of language, pragmalinguistics, sociolinguistics, psycholinguistics, and communication theory.

Keywords: multimodality, multimodal discourse, hard power, soft power, smart power, linguocognitive mechanism.

Поступила: 07.11.2018 Принята: 08.02.2019

Received: 7 November 2018 Accepted: 8 February 2019

For citation: Yakoba I.A., Kostina K.V. Linguocognitive Mechanisms of US Anthem Multimodality. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 3, pp. 72-79. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.