Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАММАТИКО-ПЕРЕВОДНОЙ МЕТОД / ПРЯМОЙ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлючко Ирина Петровна

В статье представлено описание традиционных и современных методов и приемов обучения иностранным языкам в российской и зарубежной лингводидактических школах, проведен анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации относительно возможной востребованности иностранных языков в будущем. Исследование подтвердило, что большинство российских методистов относят к числу современных методических концепций коммуникативный метод, метод интенсивного обучения, метод деятельностного обучения, методы проблемного обучения (метод проектов, кейсов и т.д.). Зарубежные методисты, признавая важную роль развития коммуникативных компетенций, особо выделяют прямой метод, коммуникативный подход, метод проектов и отдают предпочтение эклектическому подходу, сочетающему в себе различные методики преподавания иностранного языка в соответствии с целями урока и способностями учащихся. В статье высказано предположение относительно возможного развития иноязычной коммуникации в будущем. Наблюдается тенденция снижения интереса к английскому языку и растущая заинтересованность к изучению других иностранных языков, например, китайского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлючко Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUODIDACTIC LANGUAGE FUNCTIONING: TRADITIONS AND MODERNITY

The article presents a description of traditional and modern methods and techniques of teaching foreign languages in Russian and foreign linguodidactic schools, and analyzes the current situation regarding the possible demand for foreign languages in the future. It was stated, that the most Russian methodologists include the communicative method, the method of intensive learning, the method of activity learning, the methods of problem-based learning (the method of projects, cases, etc.) among the modern methodological concepts. Foreign methodologists, recognizing the important role of the development of communicative competencies, emphasize the direct method, the communicative approach, the project method and prefer the eclectic approach, which combines various methods of teaching a foreign language in accordance with the objectives of the lesson and the abilities of students. A possible development of foreign language communication in the future is suggested. There is a downward trend in interest in English and a growing interest in learning other foreign languages, such as Chinese.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Лингводидактическое функционирование языка: традиции и современность

Павлючко Ирина Петровна,

доцент, кандидат филологических наук, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: pavluchkoirina@rambler.ru

В статье представлено описание традиционных и современных методов и приемов обучения иностранным языкам в российской и зарубежной лингводидактических школах, проведен анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации относительно возможной востребованности иностранных языков в будущем. Исследование подтвердило, что большинство российских методистов относят к числу современных методических концепций коммуникативный метод, метод интенсивного обучения, метод деятельностного обучения, методы проблемного обучения (метод проектов, кейсов и т.д.). Зарубежные методисты, признавая важную роль развития коммуникативных компетенций, особо выделяют прямой метод, коммуникативный подход, метод проектов и отдают предпочтение эклектическому подходу, сочетающему в себе различные методики преподавания иностранного языка в соответствии с целями урока и способностями учащихся. В статье высказано предположение относительно возможного развития иноязычной коммуникации в будущем. Наблюдается тенденция снижения интереса к английскому языку и растущая заинтересованность к изучению других иностранных языков, например, китайского языка.

Ключевые слова: образование, обучение, лингводидактика, компетенция, педагогические и образовательные технологии, грамматико-переводной метод, прямой метод, коммуникативный подход, проектный метод, эклектический подход.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по традиционным и современным методам обучения иностранным языкам, установить, какому методу в зарубежной лингводидактике отдается предпочтение.

2. Ответить на вопрос о возможных перспективах развития иноязычной коммуникации в будущем.

Методы: Общенаучный логико-дедуктивный метод, эмпирический метод исследования, описательный метод с основными его компонентами (наблюдением, интерпретацией и обобщением).

Результаты исследования. Начало 21 века охарактеризовалось изменением международной экономической ситуации и ее влиянием на систему высшего образования. Массовость и увеличение доступности высшего образования, глобализация образования и усиление международной конкуренции вузов, интернационализация высшего образования, активное европейское сотрудничество в области образования и профессиональной подготовки, создание университетов мирового класса в Европе, формирование центров академического превосходства (Германия), создание французской «Программы инвестиций в будущее», внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, тенденции развития электронного и дуального обучения в странах Европы - вот основные тенденции развития системы высшего образования в Европе[1].

Изменение международной политической и экономической ситуации не могло не повлиять на систему образования в мире, в том числе и на преподавание иностранных языков, которое во многом зависит от глобальных проблем мирового сообщества, подпитывающих либо снижающих интерес к изучению иностранных языков.

Тем не менее, проблема образования остается одним из наиболее жизненно-важных приоритетов человечества на пути прогресса и развития на протяжении последних веков. Передовые и прогрессивные педагоги всегда руководствовались в своей гуманной деятельности стремлением не только воспитать достойное, но и высокоинтеллектуальное поколение, владеющее продуктивным пониманием фундаментальной науки и техники и способное в будущей профессиональной деятельности преодолевать все возлагаемые на них обществом задачи. Российская педагогика всегда отличалась вниманием к индивидуальности ребенка и руководствовалась необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском, непрерывно меняющемся мире. Она проникнута идеями гума-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нистической образовательной системы Монтессо-ри, которая во главу угла ставит индивидуальный подход и умело инструментированную программу развития каждого ребенка, соединяющую в себе и обучение, и воспитание независимости и уверенности на основе пробуждения детской активности, любви к обучению и последующей мотивации для самостоятельной познавательной активности [2]. И в 21 веке эти принципы лежат в основе мирового образовательного процесса, хотя с позиций диахронии или синхронии акценты могли смещаться в сторону определенной модели образования, отражающей те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и развитие личности: традиционные («знаниевые») и инновационные (развивающие) модели, технократические и гуманистические, учебно-дисциплинарные и личностно-ориентированные, модель систематического академического образования, рационалистическая модель (практическое приспособление молодого поколения к обществу), феноменологическая модель (персональное обучение, индивидуальный подход), неинституциональная (образование вне школ и вузов, дистанционное обучение, обучение через книги, мультимедийные учебники, сМи, сеть Интернет [3].

В настоящее время в условиях реализации требований ФГОС ООО в научный педагогический лексикон вошли такие актуальные понятия, как образовательные и педагогические технологии. Есть ли принципиальная разница между этими понятиями? По каким основаниям осуществляется классификация разнообразных образовательных технологий? Сравним между собой два определения технологий, наиболее полно, на наш взгляд, раскрывающих их сущность: 1.Образовательная технология есть совокупность специально подобранных методов, форм, способов и приемов воспитания и обучения, которые используются педагогом системно в образовательном процессе, с целью повышения его эффективности и достижения прогнозируемого педагогического результата [4].

2. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [5]. Как видим, оба определения подчеркивают важность взаимодействия и взаимопроникновения когнитивной и воспитательной составляющих образовательного процесса, с перечнем необходимых для осуществления образовательной цели способов и приемов, но во втором определении технологии акцентируется ссылка на личность педагога как главного координатора образователь-5 ной деятельности.

о Заметим, что концепт образовательная тех-£3 нология детально разработан и осмыслен в со-еЗ временной российской лингводидактике, клас-Ц сификация видов образовательных технологий

по ФГОС проводится по различным основаниям:

1) в зависимости от уровня применения (общепедагогические, частнопредметные и модульные);

2) в зависимости от организационной формы (классно-урочная, академическая, клубная, индивидуальная, групповая); 3) в зависимости от типа управления познавательной деятельностью учащихся: традиционные технологии (лекции, ТСО), дифференцированные технологии - с использованием индивидуальных программ обучения (малые группы, репетиторство), программированные технологии (с использованием мультимедиа, разнообразных учебных программ ИКТ); 4) в зависимости от подхода к обучаемому (авторитарный подход или сотрудничество между педагогом и учащимися, технологии, основанные на традиционных (массовых) принципах обучения и технологии, основанные на продвинутом обучении; 5) в зависимости от ориентации технологии на личностные структуры различают информационные технологии, операционные технологии (формирование у учащихся навыков операционной деятельности), технологии, направленные на саморазвитие, эвристические технологии (развитие творческих способностей), прикладные технологии (эффективное обеспечение формирования действеннно-практической сферы личности обучаемого); 6) в зависимости от характера структуры и содержания технологии (обучающая, светская, религиозная, общеобразовательная, профессиональная, гуманистическая, технократическая и т.д.) [4].

Для реализации теории и практики иностранного языка в техническом вузе, в частности, в МГСУ служит частнопредметная образовательная технология (преподавание иностранного языка), задействованы информационные, программированные, операционные технологии. Передача знаний обучаемым осуществляется с использованием эвристических, профессиональных, направленных на саморазвитие личности технологий. В зависимости от организационной формы технологии преподавание иностранного языка осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения, в виде практических занятий, а по программам ДПО также лекций и семинаров.

Бесспорно, что образование и развитие личности по своей сути всегда сводилось к подготовке социально востребованного профессионала и гражданина. Знание иностранных языков открывает новые перспективы для подрастающего поколения, так как во многом определяет конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда. Успех обучения во многом зависит от эффективности методов и приемов, способствующих успешному овладению иностранным языком. Не вызывает сомнений тот факт, что на каждом этапе своего развития человечество разрабатывало новые и совершенствовало уже имеющиеся традиционные методы обучения - важный и неотъемлемый инструмент образовательного процесса, необходимый для более успешного достижения поставленных перед образованием задач.

Традиционные методы обучения нацелены на сообщение обучающемуся новых знаний и доведение до него актуальной информации по определенному предмету. Такие методы основываются на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны преподавателя и деятельности репродуктивного характера со стороны обучающегося. Среди традиционных методов обучения иностранным языкам выделяют три основных типа: прямые указания и лекции, самостоятельная работа, обучение через восприятие на слух и наблюдение.

В российской педагогике к основным традиционным методам обучения иностранным языкам относят натуральный, грамматико-переводной, прямой (исключал родной язык и прямо связывал слово иностранного языка с понятием), аудио-лингвальный (развитие навыков говорения и аудирования) и аудиовизуальный методы (восприятие языкового материала на слух), метод «общины» («метод советника»), метод «тихого обучения» (развитие самостоятельности и ответственности), направленные на развитие грамматических, лексических и фонетических навыков, в основе этих методов лежит понимание языка как системы. Традиционные методы продолжают существовать и сейчас в виде современного лексико-грамматического метода [6]. Естественно, что лингводидактика, традиционно называемая методикой обучения языкам, на каждом историческом этапе пыталась найти оптимальный метод обучения.

Для решения лингводидактических проблем важным является тот факт, что главной целью обучения на современном этапе является овладение коммуникативными компетенциями, позволяющими вовлечь студента в поисковую и исследовательскую деятельность (И.Л. Бим, Е.И. Пассов), побудить к активизации умственной деятельности, самостоятельности (эмоционально-смысловой метод И. Шехтера и метод интенсивного обучения, активизации резервных возможностей Г.А. Китайгородской, метод деятельностного обучения И.И. Ильясова [6,7]. К нетрадиционным методам обучения относятся также методы проблемного обучения, включающего в себя все виды речевой деятельности: метод проектов и кейсов, дискуссии, дебаты, ролевые игры.

Метод проектов - это способ достижения лингводидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Преподавателю, которому отводится роль координатора, эксперта, консультанта, важно продумать вопросы проблемной направленности. Проекты, в том числе исследовательские, предполагают решение студентом одной или ряда проблем по интересующей студента теме. Дополнительным стимулом при реализации исследовательского проекта может служить разнообразная тематика и совмещение в одном проекте нескольких предметных

тем, мотивирующих деятельность студента, изучение разнообразных информационных источников, сбор, анализ и систематизация практического материала, например, лингвострановедческой лексики, номинирующей архитектурные детали и культурные символы, отображенные в московской архитектуре. Итогом проектной деятельности может явиться доклад, реферат, фильм, сценарий и даже статья [8].

Преимуществом нетрадиционных методов является преодоление психологических барьеров и устранение страха перед ошибками. В современной лингводидактике на протяжении последних десятилетий большую роль играют ИКТ. Появилась новая концепция Смарт-образования, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, методов и технологий [9]. Основным источником знаний являются электронные образовательные ресурсы интернета. Использование ресурсов интернета повышает мотивацию обучаемых к изучению иностранного языка и может существенно расширить круг лиц, желающих повысить свой запас знаний, например, МООК - массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC). С методической точки зрения MOOK -это дистанционные учебно-методические комплексы, включающие видеолекции, слайд-презентации, дополнительный материал для чтения или просмотра, глоссарии, домашние задания в форме проектов, интерактивных игр, промежуточные и итоговые тесты, списки литературы по курсу, полезные ссылки, вопросы для обсуждения на форуме или в социальных сетях и так далее. Какие же методы используют в преподавании наши западные коллеги и какие считают самыми лучшими?

Анализ зарубежных источников показал, что западные педагоги к 5 наиболее популярным методам, используемым в настоящее время при преподавании английского языка (ESL), относят: l) прямой метод (direct method) обучения иностранному языку, использующий разговорную речь непосредственно как метод обучения, (в то время как в традиционной методике «разговорная речь» все еще считается последней фазой, завершением процесса обучения иностранному языку), естественный подход (natural approach), способствующий естественному овладению языком в классе, с меньшим изучением грамматики, часто называют разновидностью прямого метода;

2) коммуникативный подход в преподавании иностранных языков (commun^t^e language teaching (CLT). Поскольку CLT акцентируется на обучении языку с помощью реальных заданий и решения проблем, он больше фокусируется на беглости речи, а не на точном соблюдении грамматических норм. Обучаемые приобретают навыки общения в контексте реальной жизни, учатся обращаться с просьбами, принимать предложения и выражать свои чувства и предпочтения.

3) востребованным считается также метод проектов (Project based learning, PBL).

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

4) популярен метод обучения иностранному языку посредством физической (двигательной) активности, с опорой на физические действия (Total Physical Response (TPR). Джеймс Ашер, основоположник данного метода, подчеркивал, что метод наиболее активен на ранних стадиях изучения языка, он способствует успешному овладению языком благодаря стимулированию памяти, понятности изучаемых лексических единиц (конкретные существительные) и грамматических структур (повелительное наклонение), и что TPR следует использовать в сочетании с другими методами и техниками. Важным принципом TPR является снижение тревожности обучаемых и уменьшение стресса [10].

5) Эклектический подход (an eclectic approach) -это метод языкового образования, который сочетает в себе различные подходы и методики преподавания иностранного языка в соответствии с целями урока и способностями учащихся и способствует более эффективному обучению иностранному языку [11].

Ряд иноязычных источников по методике ИЯ подчеркивают важность совместного обучения (Kooperatives Lernen), так как с использованием этого метода на первый план выдвигается личная активность и сотрудничество между участниками учебного процесса. Зарубежные методисты выступают за свободное и активное использование на уроке элементов всех методов, главное - это учет индивидуальных особенностей обучаемого и соответствие используемых методов учебной ситуации. В связи с этим на 1 план выдвигается использование эклектического подхода, который можно реализовать благодаря варьированию заданий. Кроме упомянутых выше прямого метода, метода с опорой на физические действия (TPR), коммуникативного и эклектического подходов, упоминаются также метод языкового погружения (language immersion), грамматико-переводной метод (grammar translation), метод обучения на основе задач/проектов/запросов (task-based learning), метод CALL (Computer Assisted Language Learning) - изучение языка с помощью компьютера, для этого существует и ряд коммерческих продуктов (Pimsleur, Rosetta Stone, Michael Thomas Method) и онлайн-продуктов (Duolingo, Bab-bel), которые обычно используются лицами, самостоятельно изучающими язык. Допускается существование и метода чтения (reading method). Его можно назвать одним из проявлений традиционного переводно-грамматического метода или профессиональной технологии. Этот метод является эффективным в случае, если аспирантам или исследователям нужно научиться читать и переводить научные статьи на иностранном языке, для осуществления этой методической це-5 ли нужно освоить грамматику и накопить боль-о шой запас специальной лексики. В иностранных S3 источниках упоминается также ряд менее исполь-еЗ зуемых в преподавании методов, например, су-Ü ггестопедия (Suggestopedia), где учебная среда

максимально расслаблена, чтобы мозг учащихся мог впитывать язык, метод „тихого обучения" (The Silent Way), билингвальный метод (The Bilingual Method) - преподавание на родном и иностранном языках и т.д. Мнения, высказанные западными методистами относительно самого лучшего метода преподавания иностранного языка, достаточно едины. Часть педагогов назвали эклектический подход, другие высказываются более осторожно, полагая, что выбранный метод преподавания зависит от возраста, уровня подготовки обучаемых и от преподаваемой темы. Большинство педагогов констатируют, что в большинстве учебных ситуаций хорошо функционирует методика, представляющая собой совокупность (mixture) коммуникативного, аудиолингвального подходов и метода проектов, что по сути и есть эклектический подход к преподаванию иностранного языка. [10, 11, 12, 13, 14).

При обсуждении актуальной политической ситуации в мире невольно возникает вопрос относительно сегодняшней востребованности иностранного языка. К сожалению, на фоне возрастающей геополитической напряженности отмечается снижение интереса к изучению иностранных языков. Средства массовой информации сообщают о том, что профильные частные школы выставляются на продажу. В то же время увеличилось количество желающих быстрее выучить английский или немецкий, поскольку в ближайшее время планируют покинуть страну. Многие школы рассматривают возможность преподавать китайский в качестве второго иностранного языка, что объясняется экономическими причинами и желанием многих бизнесменов вывести свой бизнес из России на китайский рынок. Интерес к китайскому наметился еще в 2014 году после введения антироссийских санкций со стороны Запада. Портал SuperJob провел исследование, которое установило, что каждый девятый россиянин убежден в важности изучения китайского языка для построения успешной карьеры. Год назад такого мнения придерживались 5 процентов россиян. Отметим тот факт, что на территории России, как и во всей Европе, утверждается концепция мультилингвизма, связанная с масштабной глобализацией и постоянной миграцией населения, наблюдается рост исследований в области многоязычия и личного плюрилингвизма в национальном и международном контекстах. В то же время отмечается обострение культурно-языковой ситуации, вызванное расширением английского языка и американской массовой культуры, это отрицательно сказывается на положении языков и культур других стран мира, в частности, немецкого и французского языков. Международная организация Франкофонии пытается противостоять повсеместному засилью английского языка, провоцирующего лингвистическую монотонность и культурную деперсонализацию и выступает против подавления других языков. Новое общество формирует новый тип полиязычной языковой личности [15,16,17].

Выводы исследования: Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что наиболее актуальным в лингводидактических современных концепциях является коммуникативный метод, направленный на развитие целого ряда компетенций, позволяющих личности успешно ориентироваться в современном социуме. Для достижения этой цели используется целый ряд методик и приемов. В зарубежных лингвистических школах также признают важность коммуникативного метода, но акцентируют внимание на эклектическом подходе, то есть одновременном использовании нескольких методик, позволяющих более полно использовать коммуникативную ситуацию и личность обучаемого. На территории России, как и во всей Европе, утверждается концепция мультилингвизма, связанная с глобализацией и постоянной миграцией населения. В то же время отмечается снижение интереса к английскому языку и растущая заинтересованность к изучению китайского языка. В дальнейших изысканиях мы считаем перспективным и дальше изучать современные тенденции лингводидактического функционирования иностранного языка.

Литература

1. Высшее образование в Европе (2017 г.) // URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf (дата обращения: 8.11.2022)

2. Тарасова Н.М. Метод М. Монтессори: от теории к практике // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. URL: https://cy-berleninka.ru/artide/n/metod-m-montessori-ot-te-orii-k-praktike (дата обращения: 9.11.2022).

3. Сидоров С.В. Основные модели образования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/ publ/osnovnye_modeli_obrazovanija/14-1-0-504 (дата обращения: 10.11.2022).

4. Баева М.С. Образовательные технологии по ФГОС// URL: https://spravochnick.ru/peda-gogika/obrazovatelnye_tehnologii_po_fgos/ (дата обращения: 10.11.2022)

5. Понятие педагогической технологии в педагогике //URL: https://sibac.info/blog/ponyatie-pedagogicheskoy-tehnologii-v-pedagogike(дата обращения: 10.11.2022)

6. Традиционные и нетрадиционные методы преподавания иностранного языка // URL: https:// ulagat.com/2020/12/02/традиционные и нетрадиционные методы преподавания иностранного языка (дата обращения: 10.11.2022)

7. Игуменова М.В. Лингводидактика и методика языка // URL: https://spravochnick.ru/ya-zykoznanie_i_filologiya/lingvodidaktika_i_metodi-ka_yazyka/ (дата обращения: 8.11.2022)

8. Ларионов И.В., Павлючко И.П. - Реализация исследовательского проекта «Лингвокультур-ное функционирование московских памятни-

ков архитектуры» // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. Т. 10. № 1(34) стр. 205-209.

9. Иванова С.В., Малова А.В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // URL: https://kpfu.ru/staff_ files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_ tekhnologii_prepodavaniya_inostrannykh_yazyk-ov.pdf (дата обращения: 10.11.2022)

10. Подходы и методы к преподаванию иностранных языков: CLT, TPR // URL: https://eslspeak-ing.org/approaches-methods-language-teaching/ (дата обращения: 10.11.2022)

11. 5 популярных методов обучения английскому как иностранному языку, о которых должен знать каждый учитель // URL: https://bridge.edu/ tefl/blog/esl-teaching-methods/ (дата обращения: 9.11.2022)

12. Обзор методов// URL: https://deutsch-lernen. zum.de/wiki/Methoden_im_%C3%9Cberblick/ (дата обращения: 8.11.2022)

13. Основные методологии преподавания иностранных языков, и как выбрать из них лучшую // URL: https://www.fluentu.com/blog/educa-tor/foreign-language-teaching-methodology/ (дата обращения: 8.11.2022)

14. Новые методы преподавания английского языка в современной аудитории// URL: https://www. kafu-academic-journal.info/journal/10/294/ (дата обращения: 10.11.2022)

15. Проницына О.С., Проницына В.В. Язык и коммуникация в современной геополитической ситуации европейского сообщества на примере франкофонии // URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/up-loads/2021/02/%D0%9F%D1%80%D0%BE %D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%B-D%D0%B8%D0%BD%D0%B0_103_108.pdf (дата обращения: 15.11.2022)

16. Основные тенденции развития ESG в России: что изменилось после февраля 2022 // URL: fi-nance.hse.ru (дата обращения: 15.11.2022)

17. Кондратьева И.Г. Современные тенденции в языковом образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6// URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=31397 (дата обращения: 24.11.2022).

LINGUODIDACTIC LANGUAGE FUNCTIONING: TRADITIONS AND MODERNITY

Pavlyuchko I.P.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

The article presents a description of traditional and modern methods and techniques of teaching foreign languages in Russian and foreign linguodidactic schools, and analyzes the current situation regarding the possible demand for foreign languages in the future. It was stated, that the most Russian methodologists include the communicative method, the method of intensive learning, the method of activity learning, the methods of problem-based learning (the method of projects, cases, etc.) among the modern methodological concepts. Foreign methodologists, recognizing the important role of the development of communicative competencies, emphasize the direct method, the communicative approach, the project method and prefer the eclectic approach, which combines various methods of teaching a foreign language in accordance with the objectives of

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

the lesson and the abilities of students. A possible development of foreign language communication in the future is suggested. There is a downward trend in interest in English and a growing interest in learning other foreign languages, such as Chinese.

Keywords: education, training, linguodidactics, competence, pedagogical and educational technologies, grammar-translation method, direct method, communicative approach, project method, eclectic approach.

References

1. Higher education in Europe (2017) // URL: https://www.spbstu. ru/upload/inter/higher-education-europe-2017.pdf (date of access: 11/8/2022)

2. Tarasova N.M. M. Montessori method: from theory to practice // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-m-montessori-ot-teorii-k-praktike (date of access: 9.11.2022).

3. Sidorov S.V. Basic models of education [Electronic resource] // Sidorov S.V. Website of the teacher-researcher - URL: http:// si-sv.com/publ/osnovnye_modeli_obrazovanija/14-1-0-504 (date of access: 11/10/2022).

4. Baeva M.S. Educational technologies according to the Federal State Educational Standard // URL: https://spravochnick.ru/ped-agogika/obrazovatelnye_tehnologii_po_fgos/ (date of access: 11/10/2022)

5. The concept of pedagogical technology in pedagogy // URL: https://sibac.info/blog/ponyatie-pedagogicheskoy-tehnologii-v-pedagogike (date of access: 11/10/2022)

6. Traditional and non-traditional methods of teaching a foreign language // URL: https://ulagat.com/2020/12/02/traditional and non-traditional methods of teaching a foreign language (date of access: 11/10/2022)

7. Igumenova M.V. Linguodidactics and language methodology // URL: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/lingvo-didaktika_i_metodika_yazyka/ (date of access: 11/8/2022)

8. Larionov I.V., Pavlyuchko I.P. - Implementation of the research project "Linguistic and cultural functioning of Moscow architectural monuments" // Baltic Humanitarian Journal. - 2021. V. 10. No. 1(34) pp. 205-209.

9. Ivanova S.V., Malova A.V. New pedagogical technologies in teaching foreign languages // URL: https://kpfu.ru/staff_ files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_tekhnologii_ prepodavaniya_inostrannykh_yazykov.pdf (date of access: 11/10/2022)

10. Approaches and methods in language teaching: CLT, TPR // URL: https://eslspeaking.org/approaches-methods-language-teaching/ (date of access: 10.11.2022)

11. 5 Popular ESL Teaching Methods Every Teacher Should Know // URL: https://bridge.edu/tefl/blog/esl-teaching-methods/ (accessed 11/9/2022)

12. Methoden im Ueberblick // URL: https://deutsch-lernen.zum.de/ wiki/MethodenJm_%C3%9Cberblick/ (accessed 8.11.2022)

13. The Key Foreign Language Teaching Methodologies and How to Choose the Best for You // URL: https://www.fluentu.com/ blog/educator/foreign-language-teaching-methodology/ (accessed 11/10/2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. New methods of teaching English in the modern classroom // URL: https://www.kafu-academic-journal.info/journal/10/294/ (date of access: 11/10/2022)

15. Pronitsyna O.S., Pronitsyna V.V. Language and communication in the modern geopolitical situation of the European community on the example of Francophonie // URL: https://www. imi-samara.ru/wp-content/uploads/2021/02/%D0%9F%D1% 80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%B-D%D0%B8%D0%BD%D0%B0_103_108.pdf (accessed 11/15/2022)

16. The main trends in the development of ESG in Russia: what has changed since February 2022 // URL: finance.hse.ru (Accessed: 11/15/2022)

17. Kondratieva I.G. Modern trends in language education // Modern problems of science and education. - 2021. - No. 6//URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31397 (date of access: 11/24/2022).

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.