Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азимов Эльхан Гейдарович, Кулибина Наталья Владимировна, Ван Вэньин

В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Азимов Эльхан Гейдарович, Кулибина Наталья Владимировна, Ван Вэньин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC AND DIDACTIC POTENTIAL OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Currently, online learning materials in Russian as a foreign language have been actively developed, which set the task of learning through various functions of social services that are popular in the modern world. The aim of the research is to identify and justify the linguodidactic potential of social networks as a means of teaching Russian as a foreign language based on the analysis of their functions and the communicative needs of users. The material of the study included different types of social services, which present educational materials for teaching Russian, available through information retrieval systems. Theoretical (analysis, comparison) and diagnostic (pedagogical observation, oral interviews with teachers and students) methods were used. The obtained results determine the specifics of teaching and learning Russian as a foreign language in social networks. The authors characterize different social groups (age, interests, communication needs), focused on the use of digital resources for learning Russian. The use of social services in teaching Russian considers communicative needs of students, their interests, implements a sociocultural approach to learning, significantly increases the number of students learning Russian, contributes to the promotion of the Russian language on the Internet.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

Russian Language Studies

Русистика

ISSN 2618-8163 (Print); ISSN 2618-8171 (Online) 2023 Vol.21 No. 2 133-147

http://journals.rudn.ru/russlan-language-studles

МЕДИАДИДАКТИКА И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

MEDIADIDACTICS AND ELECTRONIC MEANS OF INSTRUCTION

DOI: 10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147 EDN: BAUPZH

Научная статья

Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному

Э.Г. Азимов1 , Н.В. Кулибина1 , В. Ван2

1 Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Москва,

Российская Федерация 2Цицикарский университет, Цицикар, Китайская Народная Республика

^ azimov@yandex.ru

Аннотация. В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.

Ключевые слова: интерактивность, информационно -коммуникационные технологии, методика преподавания русского языка, социальные сервисы, дистанционное обучение

История статьи: поступила в редакцию 05.11.2022; принята к печати 18.01.2023.

© Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В., 2023

Iß* I work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

КЯЕХЯ https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Для цитирования: Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 133-147. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147

Введение

Проблеме использования социальных сетей в обучении языкам посвящено значительное количество исследований. Социальные сети часто рассматриваются как дополнительные средства к традиционным формам обучения: выделяются возможности стимулирования общения на изучаемом языке, погружение в среду, организация самостоятельной работы, коллективных форм изучения языка и др. Социальные сети постепенно становятся важным элементом формирующейся системы электронных средств обучения благодаря их популярности, функциональным возможностям.

Широкое распространение социальных сетей в интернете началось в начале 2000 гг. Российские «ВКонтакте» и «Одноклассники» начали распространяться примерно с 2006 г. На первом этапе эти сети привлекали внимание пользователей как удобное средство коммуникации, поиска людей с общими интересами, развлечениями. Позже стали появляться первые попытки использования социальных сетей в обучении, в частности русскому языку как иностранному (РКИ).

Обзор литературы по проблемам применения социальных сетей показывает, что для эффективного их использования в обучении языкам необходимо учитывать ряд факторов:

1. Раскрытие лингводидактического потенциала, выбор той или иной методической концепции для повышения эффективности изучения языков: смешанное, проблемное обучение, геймификация, конструктивизм, коннек-тивизм (Reinhardt, 2019; Lamy, Zourou, 2013; Stevenson, Liu 2010; Soffer, Cohen 2019; Brocca, 2020).

2. Учет аудитории, возрастных, психологических, социальных особенностей пользователей социальных сетей, прежде всего молодежи, которая активно использует различные компьютерные технологии в своей жизни и проявляет интерес к изучению языков, что находит отражение в росте посещаемости онлайн-ресурсов (Вараксин, 2016; Кожевников, Масликов, 2020; Смычков, 2019; Сорокоумова и др., 2018; Thomas, 2011).

3. Переход от общих рассуждений о преимуществах использования социальных сетей к их применению не только как дополнения к аудиторным занятиям, но и как самостоятельного средства обучения. Речь уже идет об учете особенностей социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, YouTube и др. (Гольцова, Проценко, 2019; Ласукова, Рабкина, 2022; Наволочная, 2019; Писарь, 2021; Родионов, Котова, 2021).

4. Учет коммуникативных потребностей учащихся, анализ оценки эффективности использования различных социальных сетей в настоящее время (Писарь, 2021; Brocca, 2020; Cohen et al., 2022).

5. Использование онлайн-средств обучения в вузах России, оценка их состояния и перспектив, создание электронной среды обучения (например, Вязовская и др., 2020).

Полагаем, что привлекательность изучения русского языка как иностранного с помощью социальных сетей вызвана рядом причин:

- доступ к онлайн-курсам, вебинарам, функционирующим в рамках той или иной социальной сети, что позволяет не только пользоваться готовыми онлайн-материалами, но и создавать новые учебные материалы, публиковать рекомендации, комментарии, оценки;

- активное использование мультимедийных средств, гипертекстовых связей;

- поддержка аутентичного общения на изучаемом языке не только с преподавателем, но и с носителями языка на разные актуальные для молодежи темы.

Для классификация материалов социальных сервисов используются различные критерии, например: особенности аудитории, способы организации общения, связи с другими ресурсами, ориентация на уровень владения языком, поддержка печатными пособиями и др. Социологические исследования показывают, что наиболее популярными являются такие функции социальных сетей, как поддержка коммуникации, поиск музыкальных произведений, необходимой в данный момент информации и др. (Вараксин, 2016; Смычков, 2019; Кожевников, Масликов, 2020).

Принципиальная особенность социальной сети - создание контента самими пользователями. С помощью социальной сети устанавливаются различного рода связи пользователей. Для поддержки коммуникации каждая социальная сеть предлагает комплекс средств, учитываются различные характеристики: общие интересы, совместная учеба, профессия и др. Например, с помощью социальных сетей «ВКонтакте» или Telegram можно:

- формировать тематические группы пользователей, сообщества разных типов на основе интересов, информационных потребностей и др.;

- создавать новый контент сервиса с помощью загрузки аудио- и видеофайлов, текстовых сообщений различных форматов, делать их доступными или, наоборот, ограничивать к ним доступ;

- публиковать материалы с целью комментирования дискуссии, обмена мнениями;

- привлекать для обсуждения разнородные источники, предлагать новые темы для обсуждения;

- использовать многообразие информационных материалов, которые существуют в различных формах (тексты, фотографии и картинки, аудио-и видеозаписи).

Наконец, с помощью социальных сетей пользователи, прежде всего студенты и школьники, получают возможность формировать навыки поиска и извлечения необходимой информации из различных источников для изучения РКИ, что способствует развитию коммуникативной компетенции (Родионов, Котова, 2021).

Цель исследования - на основе анализа функционирования социальных сетей в интернете выявить и обосновать их лингводидактический потенциал как особого средства обучения РКИ.

Методы и материалы

В исследовании применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы.

В качестве материала для исследования выбран контент различных популярных в РФ социальных сетей (YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Yappy, Likee, Tik Tok), в которых в той или иной степени обсуждаются проблемы преподавания и изучения русского языка, представлены трудности, связанные с изучением РКИ.

Для поиска информации использовались ключевые слова русский язык, русский язык как иностранный, русский язык для иностранцев. С помощью этих ключевых слов производился сбор информации в различных социальных сетях, относящихся к изучению русского языка.

Результаты

В ходе исследования выделены различные типы социальных сервисов и описаны особенности организации обучения в рамках той или иной социальной сети:

- социальные сети (Yappy, Likee, Tik Tok), построенные на демонстрации видеороликов, пользующиеся популярностью у молодежи (в первую очередь школьной и студенческой), могут представлять некоторый интерес для преподавателя РКИ. В названных сервисах рассматриваются трудности, возникающие в процессе изучения русского языка (например, использование глаголов надеть или одеть и др.). Общение в таких сетях носит неформальный характер, нет каких-либо специальных учебных материалов и курсов для изучения русского языка;

- в телеграм-канале часто встречаются материалы, подготовленные молодыми преподавателями. Есть возможность публиковать развернутые мнения, оценки, проводить обсуждения, связанные с изучением языка, и формировать группы по интересам;

- в социальной сети «ВКонтакте», на видеохостинге YouTube представлены онлайн-курсы, вебинары. Интерактивность достигается благодаря возможности комментирования и обсуждения просмотренного материала с другими пользователями. Обычно авторы таких курсов - аспиранты, молодые преподаватели русского языка. Уровень подготовки авторов онлайн-курсов в области методики преподавания РКИ не всегда высокий. Содержание и формы обучения языку, информационная поддержка процесса обучения устанавливаются самими авторами, которые ориентируются, прежде всего, на коммуникативные потребности пользователей.

Определены особенности различных социальных сетей с точки зрения лингводидактического потенциала, содержания учебных материалов по русскому языку, особенностей взаимодействия пользователей. Лингводидакти-ческий потенциал социальных сетей состоит в следующем:

1) возможность использования социальной сети для самостоятельного или индивидуального обучения (иногда в качестве дополнения к аудиторным занятиям);

2) знакомство с языком и культурой страны изучаемого языка (линг-вострановедческий аспект);

3) изучение практического курса русского языка (на разных этапах определенной группой учащихся);

4) обмен опытом преподавания, обсуждение проблем, возникающих в ходе изучения и преподавания русского языка (прежде всего на начальном этапе), а также поддержка коммуникации на изучаемом языке.

Обсуждение

В ходе исследования выделено несколько групп популярных социальных сетей. Рассмотрим их подробнее.

Главной особенностью Yappy, Likee, Tik Tok является публикация и обсуждение созданных пользователями кратких видеороликов. Они удобны для постоянного удержания внимания молодежной аудитории, обсуждения их содержания. Основной особенностью сервисов является возможность быстрой публикации в интернете коротких 15- и 60-секундных видеороликов, которые дополняются по выбору пользователя фоновой музыкой. По своим функциональным возможностям особой популярностью пользуется Tik Tok (Родионов, Котова, 2021). Пользователи сами загружают контент (тексты или видеоролики) и снимают ролики в приложении. В этих сервисах нередко встречаются материалы, которые посвящены преподаванию и изучению русского языка. Авторы (в основном это школьники и студенты) обсуждают различные трудности, возникающие при изучении русского языка, предлагают свои рекомендации (не всегда научно обоснованные).

Перечислим некоторые трудности, которые описывают пользователи социальной сети Likee (рис. 1, 2), например: написание букв о и а в окончании слов, слитное или раздельное написание слов никогда, некогда, не раз.

Q РУССКИЙ ОГЭ, ЕГЭ ^ВНЦ^

Подписывайся. ставь ф#егэ »решуегэ tf руссшй ярепетиторпорусскаму »репетитор »русский »огэ »русскийетэ #етэогэ

Я ortglnol-music-onn_mensh 67 likes ■ 7 comments

Поделиться

</> о © О О

https: //likee video/ @onn _ mensh/ video/ 71440; Копировать Комментарии

( * I Мама бродилкина ^р - Хотел в лайке посидеть отдохнуть от русского АГА ОТДОХНУЛф

2 months ago Q1 ¿Jl ^ 1090697} 299

▼ не правельно не акно а окно сначала сама научись песать грамотно а потом уже показывай лремер чуж какаета ебогу

2 months ago ф Л' I&906975299

потаму что они правду говорят и верно аты нет

Рис. 1. Социальный сервис Likee. Написание гласных о и а в словах Figure 1. Social service Likee. How to write vowels о and a in words

Рис. 2. Социальный сервис Likee. Написание слов некогда и никогда Figure 2. Social service Likee. How to write adverbs once and never

Часто встречаются комментарии к темам, которые актуальны для изучающих русский язык как иностранный:

1. Глаголы движения.

2. Приставочные глаголы в русском языке.

3. Разница между словами сочник, утренник, заочник.

4. Употребление словосочетаний стакан стоит - вилка лежит.

5. Употребление глаголов одеть и надеть.

Telegram - это популярная социальная сеть и платформа, которая поддерживает коммуникацию пользователей с помощью различных аудиовизуальных средств (аудио- и видеосообщения, фотографии), файлами различных форматов. С ее помощью происходит трансляция информации в каналах и группах, проводятся конференции, организуется общение пользователей по различным темам.

Telegram активно применяет облачные технологии, что позволяет его использовать на различных компьютерных устройствах и создавать учебные материалы (с учетом технологических возможностей сервиса). Есть опыт использования данного сервиса в преподавании РКИ (Гольцова, Проценко, 2019; Быков, 2017). Наиболее популярные функции этого сервиса с точки зрения преподавания русского языка: информационная поддержка процесса изучения русского языка, обмен профессиональной информацией, педагогическим опытом.

В области преподавания РКИ широко известным является канал «PRO преподавание»1, посвященный проблемам преподавания иностранных языков и РКИ (почти 3500 подписчиков). Другой канал «РКИ для всех»2 регулярно представляет информацию об учебниках и пособиях по РКИ (рис. 3).

1 PRO преподавание. URL: https://t.me/rkichannel

2 РКИ для всех. URL: https://t.me/rki_dlya_vsex

На канале «Кафедра РКИ»3 демонстрируются учебные материалы, лекции преподавателей Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Учебные и информационные материалы канала Interesting Russian4 представлены и в других социальных сетях, например в YouTube.

Рис. 3. Сервис Telegram. Канал «РКИ для всех» Figure 3. Telegram. Chanel "RKI dlya Vsekh" (Russia as a Foreign Language for Everybody)

Рис. 4. Учебные материалы в Telegram: канал Interesting Russian Figure 4. Learning materials in Telegram: channel "Interesting Russian"

3 Кафедра РКИ. URL: https://t.me/kafedrarki

4 Interesting Russian. URL: https://t.me/s/int_russ

«ВКонтакте» - самая популярная социальная сеть в России. Ее ежемесячная аудитория превышает 80 миллионов пользователей. Функциональные возможности сети поддерживают создание групп, специальных информационных страниц для сообщения новостей, публикации фотографий, видео- и аудиозаписей. На основе этой сети можно создать отдельный сайт, посвященный той или иной теме или проблеме. ВКонтакте публикуются учебные материалы, проводятся демонстрации занятий, функционируют различные группы (сообщества) преподавателей РКИ (Писарь, 2021). В этой сети популярны каналы, поддерживающие обучение русскому языку как иностранному: «Русский язык как иностранный для детей», «Русский как иностранный», «Методика преподавания РКИ»5.

Рис. 5. Канал «Методика преподавания РКИ», более 3 тысяч подписчиков Figure 5. Channel "Metodika prepodavaniya RKI" (Methods of teaching Russian as a foreign language)

more than 3000 subscribers

Социальная сеть «Одноклассники» является одной из самых популярных, ее ежемесячная аудитория насчитывает более 40 миллионов пользователей. Содержание ее информационных материалов отражает особенности пользователей (статус, социальное положение, возраст). Основная аудитория несколько старше по возрасту, чем в других социальных сетях. «Одноклассники» особенно популярны в странах СНГ (Ласукова, Рабкина, 2022). Материалов, посвященных обучению РКИ, в ней мало, часть из них ориентирована на пользователей из СНГ, изучающих русский язык (рис. 6).

Социальная сеть YouTube выполняет функции хранения и демонстрации видеоматериалов. Сеть популярна в среде преподавателей языков, что обусловлено простотой создания и демонстрации видеоматериалов. Пользователи также могут создавать свой образовательный канал на YouTube. За-

5 Русский язык как иностранный для детей. URL: https://vk.com/clubgeneverki; Русский как иностранный. URL: https://vk.com/russianforeign; Методика преподавания РКИ. URL: https://vk.com/metodikarki

нятия по русскому языку построены в виде видеолекций, которые посвящены отдельным учебным темам (Наволочная, 2019; Ласукова, Рабкина 2022; Голь-цова, Проценко, 2019). Недостатком YouTube является ограниченные возможности синхронной коммуникации пользователей на изучаемом языке с авторами видеоматериалов, хотя это компенсируется с помощью комментирования, обсуждения видеоматериала, отсроченным обменом информацией.

В YouTube представлены различные материалы по обучению РКИ (рис. 7). Пользуется, например, популярностью канал Ирины Багинской «О русском по-русски»6, который имеет более 400 тысяч подписчиков.

Авторы онлайн-курсов по РКИ проводят занятия с помощью этой сети не только из России, но и из других стран. В США, например, ведутся онлайн-занятия на сайте Learn Russian with Real Russian Club7.

Рис. 6. Социальная сеть «Одноклассники»: материалы для узбеков, изучающих русский язык Figure 6. Social network "Odnoklassniki": materials for Uzbeks, learning Russian

Рис. 7. Скриншот курсов по РКИ, размещенных на YouTube Figure 7. Screenshot of courses on Russian as a foreign language on YouTube

6 О русском по-русски. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oHBmY8KG0DA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Learn Russian with Real Russian Club. URL: https://realrussianclub.com

Следует особо выделить сайты, посвященные изучению русского языка как иностранного, которые созданы в последнее время как отдельные независимые ресурсы, например «Учительская. Вебинары и индивидуальные консультации Юлии Амлинской по РКИ и иностранным языкам»8. Организаторы таких видеоуроков на основе социальных сетей или отдельных сайтов самостоятельно выбирают темы, конкретный лексико-грамматический материал для своих уроков.

Каждая социальная сеть ориентируется на интересы и коммуникативные потребности пользователей, есть разница в содержании и формах презентации информации, особенностях взаимодействия в сообществах или каналах, способах коммуникации.

Поиск по ключевым словам русский язык для иностранцев, русский язык как иностранный показывает, что особый интерес у пользователей вызывают дискуссии, обсуждения, посвященные методам обучения РКИ. Студенты и школьники делятся информацией о собственном опыте изучения или преподавания русского языка, предлагают свои приемы изучения иностранного языка, в том числе и русского языка как иностранного (рис. 8). На этот материал, как кажется, должны обратить внимание преподаватели д ля п он им ан ия проблем, возникающих при изучении иностранного языка.

Рис. 8. Скриншот дискуссии о способах изучения русского языка (YouTube) Figure 8. Screenshot of the discussion on methods of learning Russian (YouTube)

Материалы социальных сетей существенным образом отличаются от онлайн-материалов, предлагаемых учебными заведениями или специализированными образовательными порталами. Для последних характерна связь с определенной программой обучения, ориентация на конкретный уровень владения языком, использование классических приемов презентации, трени-

8 Учительская. Вебинары и индивидуальные консультации Юлии Амлинской по РКИ и иностранным языкам. URL: https://languageteacher.school/. https://languageteacher.school

ровки. Необходимо еще раз подчеркнуть, что содержание и формы обучения языку, информационной поддержки процесса обучения определяются самими пользователями, которые ориентируются, прежде всего, на коммуникативные потребности. Никакого административного или научного контроля нет. Система социальных сетей открыта, каждый человек может стать автором онлайн-курса. Такие курсы существенно отличаются от академических курсов с точки зрения организации обучения (дистанционное обучение, разный уровень подготовки и интересов слушателей, изменчивость аудитории, отсутствие стабильных учебников и др.).

Заключение

Ратемотренные в исследовании социальные сети обладают рядом особенностей, связанных с изучением РКИ цифровым поколением. Мнение, интересы пользователей являются ключевыми факторами в организации взаимодействия, отборе учебного материала, его презентации и тренировки. Для понимания специфики общения необходимо учитывать функциональные возможности разных социальных сетей, особенности аудитории (возраст, профессия, коммуникативные потребности). Характеристика той или иной группы пользователей во многом определяет коммуникативные потребности, способы демонстрации и тренировки учебного материала, поддержку межличностного общения, методы и приемы изучения иностранного языка.

В интернете формируется своего рода открытое методическое пространство, создаваемое в основном волонтерами, добровольными (далеко не всегда профессиональными) помощниками, готовыми поделиться своим опытом изучения и/или преподавания русского языка как неродного/иностранного, подсказать эффективно работающие приемы усвоения и/или объяснения тех или иных трудностей и др. Предлагаемые в социальных сетях лингводидактические практики в значительной степени учитывают интересы, потребности, возможности и специфику интернет-аудитории изучающих русский язык, так как их авторы находятся на «одной волне» со своими слушателями, с которыми их объединяет общее сетевое пространство: группы, блоги, каналы и др.

Полное погружение в цифровую среду дает практически неограниченные возможности использования современных компьютерных технологий, что создает эффект присутствия и даже участия: благодаря видео на языковом учебном занятии без труда создаются реальные ситуации общения, непосредственным участником которых может стать изучающий русский язык. Есть, конечно, определенные недостатки такой методики преподавания РКИ (отсутствие системности, четких критериев оценки результативности обучения, нерегулярность и т. п.), но она в настоящее время, без сомнения, становится важным элементом общей стратегии продвижения русского языка в мире, вовлекая в сферу его распространения новые поколения пользователей, заинтересованных в коммуникации на русском, получении информации о России, общении с носителями русского языка и т. п.

В связи с вышесказанным необходима методическая поддержка обучения РКИ с помощью социальных сетей, разработка специальных программ

обучения, ориентированных на использование их функциональных и линг-водидактических возможностей, поддержка новых форм обучения ведущими учебными заведениями РФ. Все это может значительно расширить аудиторию изучающих русский язык как иностранный.

Список литературы

Быков А.С. Педагогический потенциал социальных сетей // Педагогический имидж.

2017. № 3 (36). С. 36-44. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров

современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 2. С. 205-212. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному : ожидания vs реальность // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 69-84. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84 Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 62-68. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417 Кожевников А.М., Масликов В.А. Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодежи // Социология. 2020. № 1. С. 149-158.

Ласукова Н.А., Рабкина Н.В. Обзор публикаций о роли социальных сетей и мессендже-ров в обучении иностранному языку // Виртуальная коммуникация и социальные сети 2022. Т. 1. № 1. C. 8-14. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. C. 267-272. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.58 Писарь Н.В. Использование социальных сетей в качестве инструмента обучения русскому языку как иностранному (на примере соцсети «ВКонтакте») // Вестник педагогических наук. 2021. № 5. С. 203-211. Родионов Н.М., Котова Е.Г. Обучающие возможности социальной сети «Tiktok» // Лингвистика и лингводидактика : сборник научных тезисов и статей по материалам всероссийской научно-практической очно-заочной конференции. Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 209-215. Смычков О.А. Воздействие социальных сетей на формирование жизненной позиции

молодежи // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 181-182. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 138-140. Brocca N. Social media in education and foreign language teaching. An introduction // The heiEDUCATION Journal. Transdisciplinary Studies on Teacher Education. 2020. No 5. Pp. 9-23. https://doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.5.24155 Cohen A., Soffer T., Henderson M. Students' use of technology and their perceptions of its usefulness in higher education : international comparison // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. Issue 5. Pp. 1321-1331. https://doi.org/10.1111/jcal.12678 LamyM.-N., Zourou K. Social networking for language education. London: Palgrave Macmil-

lan, 2013. 237 p. https://doi.org/10.1057/9781137023384 Reinhardt J. Social media in second and foreign language teaching and learning : blogs, wikis, and social networking // Language Teaching. 2019. Vol. 52. Issue 1. Pp. 1-39. https://doi.org/10.1017/S0261444818000356 Soffer Т., Cohen A. Students' engagement characteristics predict success and completion of online courses // Journal of Computer Assisted Learning. 2019. Vol. 35. Issue 3. Pp. 378-389. https://doi.org/10.1111/jcal.12340

Stevenson M.P., Liu M. Learning a language with Web 2.0 : exploring the use of social networking features of foreign language learning websites // Calico Journal. 2010. Vol. 27. No. 2. URL : https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033 (accessed : 12.12.2017). Thomas M. Deconstructing digital natives : young people, technology and the new literacies. New York : Routledge, 2011. 232 p.

Сведения об авторах:

Азимов Эльхан Гейдарович, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, лингводидактическая терминология, использование компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному. ORCID: 0000-0002-32829177. Е-таП: EGAzimov@pushkin.institute

Кулибина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела, Управление инновационной деятельности и непрерывного образования, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, обучение чтению художественного текста, повышение квалификации преподавателей. ORCID: 00000002-4843-1403. Е-таП: NVKulibina@pushkin.institute

Ван Вэньин, преподаватель русского языка, Цицикарский университет, Китайская Народная Республика, 161006, Хэйлунцзян, Цицикар, район Цзяньхуа. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного китайским студентам, использование компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному, обучение аудированию. Е-таП: venjinvan@yandex.ru

DOI: 10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147 EDN: BAUPZH

Research article

Linguistic and didactic potential of social networks in teaching Russian as a foreign language

Elkhan G. Azimov1 , Natalia V. Kulibina1 , Venin Van2

lPushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russian Federation 2Qiqihar University, Qiqihar, People's Republic of China ^ azimov@yandex.ru

Abstract. Currently, online learning materials in Russian as a foreign language have been actively developed, which set the task of learning through various functions of social services that are popular in the modern world. The aim of the research is to identify and justify the linguodidactic potential of social networks as a means of teaching Russian as a foreign language based on the analysis of their functions and the communicative needs of users. The material of the study included different types of social services, which present educational materials for teaching Russian, available through information retrieval systems. Theoretical (ana-

lysis, comparison) and diagnostic (pedagogical observation, oral interviews with teachers and students) methods were used. The obtained results determine the specifics of teaching and learning Russian as a foreign language in social networks. The authors characterize different social groups (age, interests, communication needs), focused on the use of digital resources for learning Russian. The use of social services in teaching Russian considers communicative needs of students, their interests, implements a sociocultural approach to learning, significantly increases the number of students learning Russian, contributes to the promotion of the Russian language on the Internet.

Keywords: interactivity, information technologies, communication technologies, Russian language, teaching methodology, social services, distance learning, linguodidactic potential

Article history: received 05.11.2022; accepted 18.01.2023.

For citation: Azimov, E.G., Kulibina, N.V., & Van, V. (2023). Linguistic and didactic potential of social networks in teaching Russian as a foreign language. Russian Language Studies, 21(2), 133-147. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147

References

Brocca, N. (2020). Social media in education and foreign language teaching. An introduction. The heiEDUCATION Journal. Transdisciplinary Studies on Teacher Education, (5), 9-23. https://doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.5.24155 Bykov, A.S. (2017). Pedagogical potential of social networks. Pedagogical Image, (3), 36-44. (In Russ.)

Cohen, A., Soffer, T., & Henderson, M. (2022). Students' use of technology and their perceptions of its usefulness in higher education: International comparison. Journal of Computer Assisted Learning, 38(5), 1321-1331. https://doi.org/10.1111/jcal.12678 Goltsova, T.A., & Protsenko, E.A. (2019). Use of blogs and social networks in teaching a foreign language. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3), 62-68. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417 Kozhevnikov, A.M., & Maslikov, V.A. (2020). The impact of internet communications on

value orientations: A review. Sociology, (1), 149-158. (In Russ.) Lamy, M.-N., & Zourou, K. (2013). Social networking for language education. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9781137023384 Lasukova, N.A., & Rabkina, N.V. (2022). Social nets and messengers in teaching foreign languages. Virtual Communication and Social Networks, 1(1), 8-14. (In Russ.) Navolochnaya, Y.V. (2019). Social networks use in foreign language teaching practice. Philology.

Theory & Practice, 12(2), 267-272. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.58 Pisar, N.V. (2021). Use of social media as a tool for teaching Russian language as a foreign language (on the example of the social network "VKontakte"). Bulletin of Pedagogical Sciences, (5), 203-211. (In Russ.) Reinhardt, J. (2019). Social media in second and foreign language teaching and learning: Blogs, wikis, and social networking. Language Teaching, 52(1), 1-39. https://doi.org/10.1017/S0261444818000356 Rodionov, N.M., & Kotova, E.G. (2021). Educational opportunities of the social network "Tiktok" Linguistics and Linguodidactics: Collection of Scientific Abstracts and Articles (pp. 209-215). Orekhovo-Zuyevo: MGOGI Publ. (In Russ.) Smychkov, O.A. (2019). The impact of social networks on the formation of the life position

of young people. Innovation Science, (5), 181-182. (In Russ.) Soffer, T., & Cohen, A. Students' engagement characteristics predict success and completion of online courses. Journal of Computer Assisted Learning, 35(3), 378-389. https://doi.org/10.! 111/jcal. 12340

Sorokoumova, E.A., Molostova, N.Yu., & Aryutina, D.N. (2018). Socialization of teenagers in the process of online communication. Pedagogy and Phycology of Education, (2), 138-140. (In Russ.)

Stevenson, M.P., & Liu, M. (2010). Learning a language with Web 2.0: Exploring the use of social networking features of foreign language learning websites. Calico Journal, 27(2). Retrieved December 12, 2017, from https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033 Thomas, M. (2011). Deconstructing digital natives: Young people, technology and the new

literacies. New York: Routledge. Varaksin, A.V. (2016). The influence of social networks on the formation of values of today's

youth social pedagogy. PrepodavatelXXI Vek, 1(2), 205-212. (In Russ.) Vyazovskaya, V.V., Danilevskaya, T.A., & Trubchaninova, M.E. (2020). Online resources in teaching Russian as a foreign language: Expectations vs reality. Russian Language Studies, 18(1), 69-84. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84

Bio notes:

Elkhan G. Azimov, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, PhD, Professor, Professor of the Department of Teaching Russian as a Foreign Language, Pushkin State Russian Language Institute, 6 Akademika Volgina St, Moscow, 117485, Russian Federation. Research interests: teaching Russian as a foreign language, terminology of linguodidactics, computer technologies in teaching Russian as a foreign language. ORCID: 0000-0002-3282-9177. E-mail: EGAzimov@pushkin.institute

Natalia V. Kulibina, PhD, Professor, Head of the Scientific and Methodological Department, Office of Innovation and Continuing Education, Pushkin State Russian Language Institute, 6 Akademika Volgina St, Moscow, 117485, Russian Federation. Research interests: teaching Russian as a foreign language, reading Russian literature, computer technologies in teaching Russian as a foreign language. ORCID: 0000-0002-4843-1403. E-mail: NVKulibina@pushkin.institute

Venin Van, teacher of Russian as a foreign language, Qiqihar University, Jianhua District, Qiqihar, Heilongjiang, 161006, People's Republic of China. Research interests: teaching Russian as a foreign language in China, teaching listening, computer technologies in teaching Russian as a foreign language. E-mail: venjinvan@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.