Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка,
профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Лютова Ольга Валентиновна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);
ассистент кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Шевченко Наталья Николаевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТА КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному с применением современных информационных технологий. Продукты с программным обеспечением пользуются сегодня большим спросом в образовательной сфере. Одним из таких продуктов является чат-бот. В статье чат-бот рассматривается как средство обучения. Дается методическое обоснование применения данной категории программных продуктов, их потенциала в области обучения иностранных граждан русскому языку, определяются проблемы, которые позволяет решить применение чат-бота в учебном процессе.
Ключевые слова: современные информационные технологии, иностранные студенты, средства обучения, чат-бот, обучение русскому языку как иностранному.
Annotation. The article is devoted to the issues of teaching Russian as a foreign language to foreign students using modern information technologies. Software products are in high demand in the educational sphere today. One of these developments is a chatbot. This article discusses the chatbot as a learning tool. The article provides a methodological justification for the use of this category of software products, their potential in the field of teaching Russian to foreign citizens, and the problems that can be solved by using a chatbot in the educational process.
Keywords: modern information teaching technologies, training tools, foreign students, chatbot, Russian as a foreign language training.
Введение. В сложившейся ситуации, спровоцированной пандемией, естественно и понятно желание педагогов надёжно и гарантированно обеспечивать достижение высоких результатов образовательного процесса, в том числе, в области обучения иностранных студентов русскому языку. В значительной степени это становится возможным благодаря современным информационным технологиям, получившим огромное развитие в XXI веке. Сегодня термин «технология обучения» на практике стал более употребительным, чем традиционные «методы, формы и приемы обучения». С понятием «технология» связаны такие слова, как производство, процесс, техника, машины, стандарт и др. Привычнее всего понятие «технология» связывать с производством продукции, под которой понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Иначе говоря, «технология» - термин производственный, но, тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, временных и энергетических ресурсов ведет их к технологизации деятельности.
Изложение основного материала статьи. При использовании тех или иных технологий в образовании, по нашему мнению, необходимо помнить: «они эффективны настолько, насколько с их помощью решается конкретная учебная задача - научить чему-то, выработать самостоятельный навык работы с чем-то. Обучение пользованию источниками лингвистической информации именно для формирования у учащихся приемов и способов самостоятельной деятельности и именно через методический инструментарий может гарантировать умение самостоятельно учиться дальше. Большую роль в этом должны сыграть новые возможности и условия обучения, которые открывают инновационные технологии» [1: с. 72]. Это убеждение сформировано на убеждении о том, что «любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов» (Селевко 1998:50).
«Инновационные программные средства учитывают следующие аспекты:
1) индивидуальные потребности и интересы учащихся;
2) различные стратегии усвоения/овладения языком;
3) дифференциацию способов предъявления учебного материала;
4) обеспечение индивидуальных форм тренировки;
5) создание широкого диапазона стимулов для вовлечения учащихся в иноязычную языковую деятельность;
6) моделирование языковой среды» (Э.Г. Азимов, Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских, Е.С. Полат, О.П. Крюкова, Ю.Г. Федотова).
Несмотря на то, что наука, в том числе и педагогическая, не стоит на месте, главной целью обучения иностранным языкам, в том числе, и в условиях пандемии, остается сформированная у обучающегося коммуникативная компетенция, а именно: «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности» [1: с. 72]. Теоретические знания, лежащие в основе лингвистической компетенции, как структурного компонента коммуникативной компетенции, получаются обучающимися в ходе взаимодействия с преподавателем, учебной литературой, интернет-источниками и пр. Речевая сторона коммуникативной компетенции формируется в процессе выполнения условно-речевых, речевых и коммуникативных упражнений, участия в диалогах и полилогах как в учебной аудитории, так и за ее пределами. Одним из средств формирования и развития речевой компетенции как составляющей коммуникативной компетенции в
современном цифровом мире является чат-бот. Данный вид программного продукта позволяет смоделировать речевой акт и таким образом развивать способность иностранного гражданина, изучающего русский язык, пользоваться им для реализации коммуникативных намерений, понимания мыслей другого, выражения собственных суждений.
«Боты - это автоматизированные аппаратные или программные средства, которые основаны на технологиях искусственного интеллекта (ИИ)» [3: 18] Диалоговые интерфейсы (интерфейсы естественного языка, разговорные диалоговые системы, разговорные чат-боты, интеллектуальные виртуальные агенты и т.д.) весьма разнообразны и отличаются наличием интегрированных в них серверных элементов (например, баз данных), модальностью (например, текстовые, голосовые и визуальные аватары) и пр. (С. Джанарсам, 2019)
Чат-бот (англ. ЛаШо^ - это программа, которая создана для имитации реального разговора пользователя с одним или несколькими собеседниками. Чат-боты позволяют общаться с помощью текстовых или аудио сообщений на сайтах, в мессенджерах, мобильных приложениях или по телефону. Из определения чат-бота вытекает его лингвометодический потенциал: вне аудитории он создает языковую среду для иностранного обучающегося, позволяя тем самым интенсифицировать обучение, оптимизировать учебный процесс; снижает количество ошибок при построении диалога, обусловленных ошибкой собеседника-не носителя языка.
Рассмотрим подробнее лингводидактический потенциал чат-ботов как средства обучения русскому языку как иностранному.
Учебный диалог - необходимое, распространенное в учебой и учебно-методической литературе упражнение, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Чтение, подстановка, имитация и составление собственного диалога - основные этапы работы с данным видом упражнений. Выход в речь, подготовка иностранного обучающегося к реальной коммуникации - вот задачи, которые решает диалог. Аудиторная работа ограничена временными рамками урока и включает в себя огромное количество видов деятельности. Она не может ограничиваться исключительно работой с диалогами. Развитие диалогической речи у обучающихся вне аудитории затрудняется следующими факторами:
1) отсутствие собеседника. Очень часто, особенно в условиях дистанционного образования, обучающийся изолирован от учебной группы (не проживает с другими обучающимися в одном общежитии, кампусе, городе), взаимодействует с сокурсниками и / или одногруппниками только на уроках;
2) недостаточный уровень компетенции собеседника, не являющегося носителем языка. Даже если обучающиеся имеют возможность общаться вне аудитории, их уровень коммуникативной компетенции, естественно, ниже уровня носителя языка. Как следствие, в диалогах встречаются ошибки, провоцирующие ответную ошибочную реакцию;
3) разная скорость формирования речевых навыков и умений у разных обучающихся. Каждый обучающийся индивидуален и имеет свои когнитивные особенности: особенности мышления, памяти и т.д. Как следствие, существенно может отличаться темп работы и скорость запоминания, количество повторений одной и той же диалогической ситуации, необходимых для доведения данного конкретного умения и навыка до автоматизма. Совместная работа двух обучающихся, отличающихся по этому критерию, вызовет не только дискомфорт, но, возможно, спровоцирует конфликтную ситуацию.
Применение чат-бота как средства обучения РКИ позволяет минимизировать перечисленные негативные факторы и повысить эффективность учебного процесса, поскольку:
1) обучающийся имеет возможность пользоваться ботом в любое удобное для него время. Это, можно сказать, собеседник, который всегда с тобой, независимо от того, где ты живешь;
2) данный вид программного продукта создается носителями языка, соответственно, нет сомнений в уровне коммуникативной компетенции и правильности реплик, заложенных в сценарии бота. Соответственно, ошибки, допущенные обучающимся, не будут следствием неправильной реплики;
3) каждый обучающийся может столько раз выполнять упражнение с чат-ботом, сколько необходимо конкретно ему. При этом не будет испытывать дискомфорт, сравнивая себя с более сильным сокурсником. Либо не будет раздражаться из-за ошибок собеседника и необходимости повторять упражнение снова и снова.
Таким образом, чат-бот - весьма удобное и эффективное средство обучения диалогической речи.
Безусловно, чтобы чат-бот был эффективным средством формирования коммуникативной компетенции, необходимо тщательно подойти к формированию массива реплик, используемых ботом. При отборе и составлении реплик необходимо учитывать уровень владения языком обучающихся, сферу и ситуацию общения.
Чем выше уровень владения языком иностранных обучающихся, тем меньше ограничений при отборе и / или создании реплик, и тем больше вариативность этих реплик. Чем ниже уровень владения языком обучающихся, тем более тщательно необходимо отбирать и / или создавать реплики для чат-бота: следует контролировать лексическое наполнение и грамматическую структуру реплик.
Кроме того, уровень владения языком обусловливает и количество реплик в одном сценарии. Чем выше уровень владения иностранным обучающимся РКИ, тем большее количество реплик можно использовать в одном сценарии. В этом чат-бот коррелируется с таким видом учебной работы как работа с диалогом.
Не менее важным является учет сферы и ситуации общения. Перечень ситуаций общения для чат-бота, используемого при обучении общему владению РКИ более широк и неспецифичен, чем набор ситуаций для чат-бота, применяемого как средство обучения профессиональному общению на русском языке как иностранном. Наиболее перспективно использование чат-ботов в обучении профессиональному общению, поскольку даже если иностранец живет и учится в России, гораздо сложнее в реальной жизни найти возможность формирования и развития профессионально-коммуникативной компетенции, как компонента коммуникативной компетенции. Например, не составит большого труда найти возможность закрепления и развития речевых навыков и умений в ситуации «покупатель-продавец», гораздо сложнее найти контекст для закрепления ситуации «дизайнер - заказчик», «рентгенолог - травмированный человек», «руководитель организации - менеджер» и т.д. Именно сложностью встретить ситуацию общения в реальной жизни обусловливается необходимость создания чат-ботов для формирования профессионально-коммуникативной компетенции по разным направлениям подготовки, поскольку это связано с реализацией ФГОС РФ. Здесь мы
придерживаемся утверждения: «Наличие профессионально-коммуникативной компетенции у иностранных студентов, обучающихся по медицинским специальностям ординатуры, является одним из важнейших компонентов компетентностной модели будущего специалиста в сфере здравоохранения» [2: с. 186].
Перспективно и удобно то, что многие популярные платформы обмена сообщениями (Telegram, Skype, WhatsApp, Viber и т.д.), без которых мы уже не представляем себе свой день, открыты для интеграции в чат-боты, что позволяет увеличить доступность данного программного продукта как средства обучения вообще и как средства формирования коммуникативной компетенции иностранных граждан, изучающих русский язык.
Кроме того, увлекательным является сам процесс овладения новым материалом, а не только форма организации (студент может самостоятельно получать знания путем преодоления посильных трудностей, а такого рода знания усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя).
Выводы. Разработка и применение чат-ботов в обучении русскому языку как иностранному имеет большое количество преимуществ перед традиционными средствами обучения РКИ, однако не исключает их. Интеграция чат-бота в учебный процесс позволяет создавать языковую среду даже тем обучающимся, которые находятся вне ее, избежать психологического дискомфорта более слабых обучающихся и создать такой массив реплик и сценариев, который будет достаточен для формирования коммуникативной компетенции иностранных граждан, в том числе и профессионально-коммуникативной компетенции как необходимой составляющей успешной реализации ФГОС РФ. Уровень и качество овладения феноменом зависит, в том числе, и от субъекта образовательной деятельности, его стараний, усидчивости и мотивации. Эффективность работы зависит также от мастерства педагогов, участвующих в этом процессе, от наличия высокоэффективной обратной связи, позволяющей обучающимся удостовериться в правильности своих действий. Учет всех факторов, влияющих на современное состояние и тенденции развития методики преподавания РКИ, объектно-ориентированный подход, при котором сложная проблема трансформируется в ряд простых задач, а их последовательное решение приводит к решению проблемы в целом, надлежащее использование продуктов с программным обеспечением предоставляют возможность преподавателю русского языка как иностранного, а также их подопечным - иностранным студентам перейти на качественно новый уровень деятельности.
Литература:
1. Петрова Л.Г., Моисеенко О.А., Сунь Дамань. Технология модульного обучения китайских студентов целеполаганию в процессе формирования грамматической стороны речи на русском языке: опыт и перспективы. Монография - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2020. - 100 с.
2. Самосенкова Т.В. Глаголы речемыслительной деятельности: лингвометодический аспект: монография / Т.В. Самосенкова, О.В. Лютова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 180 с.
3. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение [Текст] / Г. К. Селевко ; Ин-т повышения квалификации пед. и рук. работ. образования. - Ярославль: ИПК, 1998. - 66 с.
4. Свойкина Л.Ф., Лютова О.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих иностранных ординаторов, обучающихся на подготовительном факультете, как составляющей процесса адаптации. / Русский язык в социокультурном пространстве Вьетнама. Методические материалы и статьи. - Ханой: Издательство «Мир», 2019. - 236 с. - С. 185-192
5. Срини Джанарсанам. Практическое руководство по разработке чат-интерфейсов: пер. с англ.: М. Райтман. - М.: ДМК Пресс, 2019. - 340 с.
Педагогика
УДК 378.14
заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
МОДЕЛИ СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к обобщению ряда исследований о внедрении моделей свободного образования в современных реалиях трансформирующегося общества, приведен сравнительный анализ концепций высшего образования времен СССР и современной системы внедрения бакалавриата.
Ключевые слова: свободное образование, индивидуальная траектория образования, персонализация образования, открытый учебный план, ядерная программа, бакалавриат, система распределительных требований.
Annotation. The article discusses approaches to generalizing a number of studies on the implementation of free education models in the modern realities of a transforming society, provides a comparative analysis of the concepts of higher education during the USSR and the modern system for the introduction of bachelor's degree.
Keywords: free education, individual educational trajectory, personalization of education, open curriculum, nuclear program, bachelor's degree, distribution requirements system.
Введение. Индивидуализация и персонализация образования подразумевают, что студенту должна быть предоставлена определенная свобода в выборе своей образовательной траектории. Проблемный вектор данного тезиса связан с обоснованием необходимости индивидуализации и персонализации образования для современных студентов. Какие образовательные модели и форматы позволяют это сделать? Каков оптимальный баланс между свободой и ограничениями? В советской модели высшего образования все студенты учились по одному учебному плану.
Изложение основного материала статьи. В качестве условий эффективности советской модели высшего образования можно отнести следующие: