Научная статья на тему 'Лингводидактические основы обучения русской орфографии'

Лингводидактические основы обучения русской орфографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1282
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фефелова Галина Геннадьевна

В данной статье автор рассматривает орфографические принципы русского правописания, анализирует два ведущих принципа правописания, дает обоснование выбора одного из принципов. В отличие от морфологического принципа, ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с началом обучения правописанию. Основным принципом русской орфографии является фонематический, ему подчиняется 85%. написаний. Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма. Он устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания. Фонематический принцип обладает большими объяснительными возможностями, чем морфологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингводидактические основы обучения русской орфографии»

Методика преподавания языка

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Г. Г. Фефелова

В данной статье автор рассматривает орфографические принципы русского правописания, анализирует два ведущих принципа правописания, дает обоснование выбора одного из принципов. В отличие от морфологического принципа, ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с началом обучения правописанию. Основным принципом русской орфографии является фонематический, ему подчиняется 85% написаний. Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма. Он устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания. Фонематический принцип обладает большими объяснительными возможностями, чем морфологический.

Ключевые слова: орфография, морфологический принцип, фонематический принцип.

Орфография, как раздел науки, является составной частью методики обучения русскому языку, которая неразрывно связана с другими науками, такими как лингводидактика, педагогика, психология, где черпает принци-пиально важную для себя информацию. Обучение орфографии - один из аспек-тов освоения языка, традиционно принимаемый в качестве самого трудного. Оно может быть реализовано только при успешном овладении знаниями и умениями, которые формируются при изучении других сторон языка: фонетики, орфоэпии, словообразования, морфемики, лексики, грамматики.

Эти знания являются лингвистической основой успешного овладения орфографией. Кроме этого, современная орфография имеет ряд понятий, на которых базируется овладение правописанием. К ним относятся: орфография, орфограмма, написание, буквенная орфограмма, орфограмма-дефис, слитное написание, раздельное написание, орфограмма-черточка (перенос), проверяемая орфограмма,

193

Lingua mobilis №1 (20), 2010

непроверяемая орфограмма, вариант орфограммы, тип, вид и опознавательный признак орфограммы, ошибка, орфографический словарь, правила, принципы орфографии. Главными из них являются: орфография, орфограмма, принципы орфографии, орфографическое правило, условие выбора орфограммы, опознавательные признаки орфограмм.

Современная орфография состоит из пяти основных разделов: единообразное написание значимых частей слова; раздельное, полуслитное и слитное написание слов и их частей; употребление прописных букв; правила переноса слова; правила употребления сокращений.

Принцип, определяющий выбор буквы, считается ведущим принципом. В отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. В первой четверти ХХ в. завершились горячие споры о том, какой принцип русской орфографии является ведущим: фонематический или морфологический. Возобладала точка зрения А.И. Томсона, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Д.Н. Ушакова, обосновавших морфологический принцип в качестве ведущего в русском правописании.

Вместе с тем в последнее время в обучении правописанию определился новый подход, согласно которому наша орфография рассматривается как основывающаяся на фонематическом принципе, основоположником которого является В.К.Тредиаковский. В работе «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой» (1748) автор убежденно отстаивает принципы фонетического письма. Позднее сторонники фонетической орфографии смогли лишь немногое добавить к его аргументации в пользу письма «по звонам». В.К. Тредиаковский спорит против сложившейся к тому времени орфографической традиции, против сторонников письма по морфологическому принципу. Доводы его весомы; на многие из них в ХУШ в., при определенном уровне языковедения, и невозможно было дать ответ. Например, он сопоставляет слова мороз - морозы, пишу - писание. Если в слове «мороз» вместо с пишется з, то почему в «писание» вместо с не писать бы ш? Это отвечало бы морфологическому принципу - добиваться неизменного облика корня. Однако ясно, что орфограмма «пишание» (для слова «писание») невозможна; этим, по мнению В.К. Тредиаковского, доказано, что перенос букв из производящих в производные слова (или из одной формы слова в другую) последовательно осуществлять нельзя; в таком случае надо писать «морос» - морозы, отказавшись от уравнения корней.

194

Методика преподавания языка

Ответить на подобные аргументы языкознание ХVШ в. не могло; чтобы опровергнуть доводы В.К. Тредиаковского, надо было создать теорию, разграничивающую позиционные и непозиционные чередования; это было сделано гораздо позднее. Поэтому сторонники морфологического начала в орфографии более констатировали сложившееся положение вещей, чем обосновывали его рациональность и пригодность для русского письма.

Позднее (1928г.) идею о фонематическом принципе сформулировал Н.Ф. Яковлев. Затем она получила развитие и обоснование в работах В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, Л.И. Зарецкого, Р.И. Аванесова, И.С. Ильинской и др.

В последние годы внимание к этой концепции было привлечено в связи с работами М.В. Панова, Л.Н. Булатовой, П.С. Жедек, С.М. Кузьминой, В.В. Давыдова и др. Основные положения фонематического принципа, вытекающие из фонологической теории, могут быть сформулированы следующим образом:

1. Во всяком звуковом (алфавитном) письме единицей, отображаемой на письме, является фонема, то есть абстрактная звуковая единица, представляющая ряд позиционно чередующихся звуков.

2. Фонема обозначается на письме в соответствии с правилами графики, принятыми в данном языке, по своей сильной позиции.

3. Отсюда следует универсальный способ определения орфограммы, то есть буквы, обозначающей фонему в слабой позиции: она заключается в приведении слабой фонемы к сильной позиции путем построения пара-дигматического ряда для морфемы, в состав которой входит фонема [5. C. 16].

Новый фонематический этап теории правописания связан с развитием лингвистики, а именно с появлением раздела фонетики - фонологии, единицей которой выступает фонема, а не звук, как в фонетике.

Психологические исследования показали, что наиболее благоприятные условия для построения учебных программ складываются при такой организации обучения, когда уже на начальном этапе в учебном материале выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется весь теоретический материал и которые лежат в основе формирования практических навыков [3. C. 134]. Применительно к орфографии это возможно при фонематической трактовке ведущей закономерности русского правописания.

В отличие от морфологического принципа ознакомление с фонематическим принципом орфографии можно связать с самым на-

195

Lingua mobilis №1 (20), 2010

чалом обучения правописанию. Кроме того, при фонематическом подходе устраняется большая часть недостатков традиционного обучения орфографии: орфографическая слепота подавляющего числа учащихся, непонимание связей между отдельными правилами, их обобщенное представление.

Согласно фонематическому принципу звуки «как единицы устной речи связаны с буквами, единицами письменной речи, через посредство мельчайших незнакомых единиц языка - фонем» [8. С. 87]. Фонема - единица функциональная. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот, один и тот же звук может быть реализацией («представителем») разных фонем.

Так, например, звуки [о/а/ъ] в корне слов «вода», «водянка», «водяной» - позиционные «представители» фонемы <о>, а звуки [а/а/ъ] в корне слов «глаз», «глазок», «глазомер» «представляют» фонему <а>, так как фонема называется и обозначается буквой по своему основному звучанию: по сильной позиции.

Из фонематического принципа вытекают три обобщенных правила, на которых базируется русская орфография. 1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: «тропинка» - потому что «тропы», в «корзинке» - потому что в «руке» и т.д. 2. «Сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (сонорными и в): «глаз» - потому что «глаза», «колоски» - потому что «колосок» и т.д.

3. Мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова: «бантик» - потому что «бант», «встанька» - потому что «встань».

Все три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции. Раскрыть учащимся общую природу трех главных правил орфографии - значит поднять на высший уровень осознания устройство правописания. В то же время это позволяет организовать отработку орфографических навыков на основе единого алгоритма орфографического действия.

Следовательно, основным принципом русской орфографии является фонематический. Сравним две формулировки главного принципа русского правописания. «Фонематическое письмо - это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех

196

Методика преподавания языка

ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. В результате получается то, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково» [6. С. 57]. «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем - значащих частей слова. Например, корень дом во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному. [да]-машний, [дъ]мовой. То же наблюдается в приставке от-, пишущейся с буквой т, несмотря на ее произношение: отпуск - [от] и отбой - [ад]...» [7. C. 148].

Морфологическая и фонематическая трактовки ведущего принципа правописания едины в том смысле, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но при анализе этого факта они оказываются как бы на разной глубине. Морфологический принцип не проникает за рамки морфемного уровня: он лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождения этого явления. Фонематический же принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем и базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот, один и тот же звук может быть реализацией разных фонем.

Фонематический принцип устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания.

Поскольку сильную позицию фонемы нужно искать в той же морфеме, где была слабая, в орфографическое действие непременно включается операция выяснения тождества морфем в проверочном и проверяемом слове. Причем это требование относится не только к корням, но и к окончаниям. А так как окончание - часть слова, которая является носителем грамматических значений, ориентация на фонематический принцип обеспечивает действительную связь всех языковых уровней в обучении правописанию.

Фонематический принцип обладает большими объяснительными возможностями, чем морфологический, и при обучении на фонемной основе постоянно возникают условия для постановки вопроса «Почему?». Например, можно спросить: «Почему буква выбирается

197

Lingua mobilis №1 (20), 2010

по гласному звуку под ударением, а не по безударному?» Ответ в этом случае не может ограничиться формальной ссылкой на то, где «лучше слышится». Ответ на подобный вопрос потребует наблюдения и выводов о «поведении» звуков в различных фонетических условиях, выяснения, в каком «случае звуки лучше справляются со своей главной работой по различению слов» и т. п. А это значит, что создаются предпосылки не только для улучшения орфографической подготовки учащихся, но и для развития их мышления и познавательных способностей. Переход с морфологического уровня на фонематический вносит существенные коррективы в методику обучения орфографии.

Список литературы

1. Бельдиян, В. М.Основы дидак-толингвистики. Омск, 2007.

2. Голев, Н. Д. Освоение морфе-матического принципа русской орфографии: к типологии орфографической способности детей // Детская речь как предмет лингвистического исследования: материалы междунар. конф.. СПб.

: Наука, 2004. С. 50-54.

3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.

4. Давыдов, В. В. Виды обобще-

ния в обучении. Логико-психол. проблемы построения учебных предметов. М. : Педагогика,

1972. 423 с.

5. Жедек, П. С. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии // Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1974. С. 16-44.

6. Ильинская И. С. Современное русское правописание // Ученые записки Моск. гор. пед. ин-та им.

List of literature

1. Bel'diyan, V. M.Osnovy didak-tolingvistiki. Omsk, 2007.

2. Golev, N. D. Osvoenie morfe-maticheskogo printsipa rnsskoy orfografii: k tipologii orfogra-ficheskoy sposobnosti detey // Detskaya rech' kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya: materialy mezhdunar. konf.. SPb. : Nauka, 2004. S. 50-54.

3. Davydov, V. V Problemy razviv-ayuschego obucheniya. M., 1986. 240 s.

4. Davydov, V. V. Vidy obobscheni-ya v obuchenii. Logiko-psihol. problemy postroeniya uchebnyh predmetov. M. : Pedagogika, 1972. 423 s.

5. Zhedek, P. S. Iz opyta obucheni-ya zakonomernostyam russkoy orfografii // Posobie dlya uchite-ley. M. : Prosveschenie, 1974. S. 16-44.

6. Il'inskaya I. S. Sovremennoe russkoe pravopisanie // Uchenye zapiski Mosk. gor. ped. in-ta im. V.

198

Методика преподавания языка

В. П. Потемкина. М., 1953. Т. 12. Вып. 2. С. 8.

7. Кайдалова А. И. Современная русская орфография. М. : Высш. шк., 1976. 272 с.

8. Кузьмина, С. М. Теория русской орфографии: Орфография в ее отношении к фонетике и фонологии. М. : Наука, 1981. 265 с.

9. Репкин, В. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии. 1960. №2. С. 135-141.

P. Potemkina. M., 1953. T. 12. Vyp.

2. S. 8.

7. Kaydalova A. I. Sovremennaya rnsskaya orfografiya. M. : Vyssh. shk., 1976. 272 s.

8. Kuz'mina, S. M. Teoriya russkoy orfografii: Orfografiya v ee otnosh-enii k fonetike i fonologii. M. : Nauka, 1981. 265 s.

9. Repkin, V V Formirovanie or-fograficheskogo navyka kak umst-vennogo deystviya // Voprosy psi-hologii. 1960. №2. S. 135-141.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.