Научная статья на тему 'ЛИНГВОАКСИОСФЕРА СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ЛИНГВОАКСИОСФЕРА СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОАКСИОСФЕРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЦЕННОСТИ / ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЙ МАРКЕР / ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старостина Ю.С.

В статье представлены результаты исследования, посвященного лингвоаксиологическому анализу американского драматургического дискурса XXI века. Современный драматургический дискурс в силу своей специфики и особого лингвистического статуса выступает пространством вербальной репрезентации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий, анализ которых позволяет определить фрагмент ценностной системы, актуальной для социума в целом. Целью исследования является систематизация структурно-содержательных динамических характеристик личностных лингвоаксиосфер персонажей и определение степени их включенности в формирование той части социальной ценностной парадигмы, которая находит отражение в современнoй американской драме. Материалом практического исследования выступили пьесы, написанные американскими драматургами в пятилетний период XXI века (2015-2020 гг.) Индивидуальные лингвоаксиосферы, представленные в американском драматургическом дискурсе XXI века, - это подвижные иерархические конструкции, динамичность которых определяется жизненным опытом персонажей. С помощью метода лингвоаксиологической интерпретации, основанного на принципе сочетания аксиологического анализа и дискурс-анализа, было определено, что структура индивидуальных лингвоаксиосфер представляет собой симплифицированную версию социальной лингвоаксиосферы, но с ограниченным количеством ценностных доминант и актуализирующих их оценочных векторов при сохранении многообразия лингвистических средств оценочной репрезентации. Лингвистическое маркирование индивидуальных аксиосфер реализуется с помощью оценочных высказываний, включающих оценочные лексемы, частотность употребления которых характеризуется количественными и качественными флуктуациями у разных участников стилизованной коммуникации, и определяется оценочным потенциалом семантики языковых единиц. В американском драматургическом дискурсе индивидуальная аксиосфера вербализируется не только в личностных оценочных высказываниях, но и в реагирующих высказываниях на оценочные сообщения партнеров по стилизованному диалогу, а также в высказываниях оценки, объектом которой выступает коммуникант. Несовпадение содержательных оценочных векторов или отличие в расположении личностных ценностных доминант в границах индивидуальных лингвоаксиологических иерархий персонажей может приводить к коммуникативным сбоям. В результате лингвоаксиологической интерпретации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий в американском драматургическом дискурсе XXI века был определен фрагмент актуальной социальной лингвоаксиосферы с акцентурацией центральных ценностных доминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOAXIOSPHERE OF SOCIETY AND PERSONALITY IN AMERICAN DRAMA DISCOURSE

The article presents the results of the study devoted to the linguistic axiological analysis of the XXI century American drama discourse. Contemporary drama discourse, due to its special linguistic status, is a space for verbal representation of characters’ individual axiological trajectories, the analysis of which contributes to determining the values, which are relevant for society as a whole. The aim of the study is to systematize the dynamic structural and content elements of drama characters’ personal axiological spheres and to define their involvement in the piece of social value paradigm, which has its linguistic reflection in modern American drama. The empirical research is based on the texts of the plays written by American playwrights in 2015-2020. Individual linguistic axiological spheres are examined in terms of flexible hierarchical structures, the dynamism of which is determined by the characters’ life experience. The method of linguistic axiological interpretation based on the combination of axiological analysis and discourse analysis is applied to show that the structure of individual linguistic axiological spheres presented in the contemporary American drama discourse is a simplified version of the social linguistic axiological sphere; it has fewer value dominants and evaluative vectors while preserving the diversity of linguistic means of evaluative representation. Linguistic marking of characters’ individual axiological spheres occurs with the help of evaluative utterances, which include evaluative lexemes. Their frequency is characterized by quantitative and qualitative fluctuations in the speech of different communicants and is predetermined by the evaluative potential of the word semantics. In American drama discourse, the individual axiological sphere has a linguistic representation not only in personal evaluative remarks, but also in the personage’s reaction to other people’s value judgments, as well as in the utterances where the object of evaluation is the character himself/herself. The discrepancy between the content-based evaluative vectors or the difference in the position of personal value dominants within individual linguistic axiological hierarchies can lead to communication failures. As a result of the linguistic axiological interpretation of individual linguistic axiological trajectories, represented in American dramatic discourse of the XXI century, a fragment of the current American social linguistic axiological sphere is identified, and the central value dominants are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОАКСИОСФЕРА СОЦИУМА И ЛИЧНОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Оригинальная статья УДК 811.111

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-203-213

Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе

Ю.С. Старостина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Самара, Российская Федерация, Московское шоссе, 34; e-mail: juliatim@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-1578-7590

Резюме: В статье представлены результаты исследования, посвященного лингвоаксиологическо-му анализу американского драматургического дискурса XXI века. Современный драматургический дискурс в силу своей специфики и особого лингвистического статуса выступает пространством вербальной репрезентации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий, анализ которых позволяет определить фрагмент ценностной системы, актуальной для социума в целом. Целью исследования является систематизация структурно-содержательных динамических характеристик личностных лингвоаксиосфер персонажей и определение степени их включенности в формирование той части социальной ценностной парадигмы, которая находит отражение в современнoй американской драме. Материалом практического исследования выступили пьесы, написанные американскими драматургами в пятилетний период XXI века (2015-2020 гг.) Индивидуальные лингвоаксиосферы, представленные в американском драматургическом дискурсе XXI века, - это подвижные иерархические конструкции, динамичность которых определяется жизненным опытом персонажей. С помощью метода лингвоак-сиологической интерпретации, основанного на принципе сочетания аксиологического анализа и дискурс-анализа, было определено, что структура индивидуальных лингвоаксиосфер представляет собой симплифицированную версию социальной лингвоаксиосферы, но с ограниченным количеством ценностных доминант и актуализирующих их оценочных векторов при сохранении многообразия лингвистических средств оценочной репрезентации. Лингвистическое маркирование индивидуальных аксиос-фер реализуется с помощью оценочных высказываний, включающих оценочные лексемы, частотность употребления которых характеризуется количественными и качественными флуктуациями у разных участников стилизованной коммуникации, и определяется оценочным потенциалом семантики языковых единиц. В американском драматургическом дискурсе индивидуальная аксиосфера вербализируется не только в личностных оценочных высказываниях, но и в реагирующих высказываниях на оценочные сообщения партнеров по стилизованному диалогу, а также в высказываниях оценки, объектом которой выступает коммуникант. Несовпадение содержательных оценочных векторов или отличие в расположении личностных ценностных доминант в границах индивидуальных лингвоаксиологических иерархий персонажей может приводить к коммуникативным сбоям. В результате лингвоаксиологической интерпретации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий в американском драматургическом дискурсе XXI века был определен фрагмент актуальной социальной лингвоаксиосферы с акцентурацией центральных ценностных доминант.

Ключевые слова: лингвоаксиосфера, индивидуальная лингвоаксиологическая траектория, ценности, оценка, оценочные высказывания, оценочный маркер, драматургический дискурс.

* © Старостина Ю.С., 2021.

ф I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https:// ¿¿^^■□a^B creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Для цитирования: Старостина Ю.С. Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №1. С. 203-213.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-1-203-213

Linguoaxiosphere of Society and Personality in American Drama Discourse

Julia S. Starostina

Samara National Research University Named after academician S.P. Korolev,

34 Moskovskoye Shosse, Samara, Russian Federation, 443086; e-mail: juliatim@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-1578-7590

Abstract: The article presents the results of the study devoted to the linguistic axiological analysis of the XXI century American drama discourse. Contemporary drama discourse, due to its special linguistic status, is a space for verbal representation of characters' individual axiological trajectories, the analysis of which contributes to determining the values, which are relevant for society as a whole. The aim of the study is to systematize the dynamic structural and content elements of drama characters' personal axiological spheres and to define their involvement in the piece of social value paradigm, which has its linguistic reflection in modern American drama. The empirical research is based on the texts of the plays written by American playwrights in 2015-2020. Individual linguistic axiological spheres are examined in terms of flexible hierarchical structures, the dynamism of which is determined by the characters' life experience. The method of linguistic axiologi-cal interpretation based on the combination of axiological analysis and discourse analysis is applied to show that the structure of individual linguistic axiological spheres presented in the contemporary American drama discourse is a simplified version of the social linguistic axiological sphere; it has fewer value dominants and evaluative vectors while preserving the diversity of linguistic means of evaluative representation. Linguistic marking of characters' individual axiological spheres occurs with the help of evaluative utterances, which include evaluative lexemes. Their frequency is characterized by quantitative and qualitative fluctuations in the speech of different communicants and is predetermined by the evaluative potential of the word semantics. In American drama discourse, the individual axiological sphere has a linguistic representation not only in personal evaluative remarks, but also in the personage's reaction to other people's value judgments, as well as in the utterances where the object of evaluation is the character himself/herself. The discrepancy between the content-based evaluative vectors or the difference in the position of personal value dominants within individual linguistic axiological hierarchies can lead to communication failures. As a result of the linguistic axiological interpretation of individual linguistic axiological trajectories, represented in American dramatic discourse of the XXI century, a fragment of the current American social linguistic axiological sphere is identified, and the central value dominants are highlighted.

Keywords: linguistic axiological sphere, individual linguistic axiological trajectory, values, evaluation, evaluative utterances, evaluative marker, drama discourse.

For citation: Starostina J.S. Linguoaxiosphere of Society and Personality in American Drama Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 203-213 (In Russ.).

Введение

Антропоцентрический фокус современной науки о языке предопределяет повышенный интерес к лингвоаксиологии, которая переживает в настоящий момент период активного развития. Язык предстает как сфера концептуализации и фиксации социальной ценностной парадигмы, а коммуникация выступает в качестве пространства актуализации ценностных ориентиров посредством оценочных суж-

дений и лингвистических оценочных маркеров. Актуальность современных лингвоаксиологических исследований определяется тем, что стремительное социальное развитие, характерное для XXI века, сопровождается динамической трансформацией лингвоаксиосферы, которая сохраняет при этом поликомпонентную структуру. Система ценностей находит свое лингвистическое выражение во всех типах дискурса: вряд ли можно найти дискурсивное пространство, не имеющего лингвоаксиологической репрезентации. Актуальность лингвоаксиологических исследований также связана с многообразием элементов, формирующих социальную ценностную парадигму, и существенным количеством факторов, оказывающих влияние на ее лингвистическое оформление. Социальная сущность ценностей предопределяет их значимость для каждого члена общества, выстраивая его жизненные приоритеты, принципы и принимаемые им решения. Аксиологические ориентиры формируют ценностное мировоззрение каждого представителя социума, преломляясь сквозь призму личностного опыта и целей. Индивидуальная лингвоаксиосфера является результатом субъективной интерпретации ценностной парадигмы социума. Система индивидуальных ценностных ориентиров, так же как социальная лингвоаксиосфе-ра, характеризуется иерархической структурой с имманентно присущей ей подвижностью. Более того, трансформация иерархии ценностных ориентиров начинается на индивидуальном уровне, соотносится и определяется личностным опытом. Динамическое развитие индивидуальной системы ценностей, определяющее все поведение человека и находящее лингвистическое выражение в коммуникативном пространстве, можно обозначить как индивидуальную лингвоаксиологическую траекторию. Трансформация аксиосферы лингвокультурного сообщества может происходить в случае, когда под влиянием социальных обстоятельств наблюдается сдвиг в значительном количестве личностных лингвоаксиоло-гических траекторий. В целом можно говорить о принципиально значимом взаимовлиянии социальной лингвоаксиосферы и индивидуальной лингвоаксиологической траектории: с одной стороны, ценностные ориентиры индивида, а также способы их коммуникативной репрезентации, выстраиваются на основе актуальной ценностной парадигмы социума под влиянием жизненного опыта и персональных целей; с другой стороны, ценности лингвокультурного социума складываются из совокупности индивидуальных ценностных систем.

Определение компонентов актуальной лингвоаксиосферы общества, таким образом, предполагает (в качестве одного из возможных подходов) изучение индивидуальных лингвоаксиологических траекторий, которые особенно репрезентативно представлены лингвистически в пространстве повседневной коммуникации, «живой» или стилизованной. Коммуникация, как указывает Г.Н. Манаенко, является смысловым аспектом общения, предполагающим взаимодействие людей, зачастую принадлежащих к определенному социуму [1: 37]. Подчеркнем, что в настоящей работе рассматривается исключительно стилизованная коммуникация, представленная в пределах американского драматургического дискурса. Стилизованная коммуникация в формате диалога персонажей драматургического произведения представляет собой результат авторского преломления спонтанного общения в соответствии с художественным замыслом при соблюдении параметра аутентичности. Современный англоязычный драматургический дискурс представляет собой последовательность коммуникативных ситуаций, максимально приближенных по своим дискурсивным параметрам к реальному диалогу. Участники англоязычной стилизованной коммуникации различаются по социальным и психологическим характеристикам, следовательно, каждый из них характеризуется индивидуальной лингвоаксиологической траекторией, т.е. персонализированной иерархически организованной системой ценностных ориентиров, которая отражается в речи персонажа в процессе коммуникативного взаимодействия. В качестве лингвистической репрезентации ценностных ориентиров индивида выступают оценочные высказывания, широко представленные в англоязычном драматургическом дискурсе. Вместе с тем, участники драматургического диалога функционируют в едином социальном пространстве, и в этом смысле находятся под определяющим воздействием актуальной лингвоаксиосферы социума. Обозначенные параметры оказывают влияние на отбор вербальных оценочных маркеров, которые используются в рамках стилизованной коммуникации. Таким образом, англоязычный драматургический дискурс позволяет проследить коммуникативное представление индивидуальных ценностных ориентиров, исследование которых может выступать в качестве одного из вариантов определения и научного осмысления тенденций актуальной социальной лингвоаксиосферы.

В этом плане продуктивным представляется изучение лингвоаксиологической специфики американского драматургического дискурса XXI века. Драматургический дискурс можно определить как

ценностно маркированный дискурс, т.е. «дискурс, отмеченный представлениями о ценностях коммуникантов» [2: 68] в силу существенной концентрации в нем оценочных высказываний, т.е. ценностно-ориентированных суждений. Актуальность исследования лингвоаксиосферы на материале современного американского драматургического дискурса обусловлена по меньшей мере двумя факторами. С одной стороны, аксиологическая система американского лингвокультурного соообщества отличается тенденцией к глобальной экстраполяции в силу объективных политических и экономических причин, т. е. ценностная парадигма американского социума оказывает немалое влияние на аксиологические системы других национально-культурный сообществ. С другой стороны, американская лингвокультура традиционно тяготеет к индивидуализации, отражение которой можно найти в коммуникативных практиках, в том числе в рамках драматургического дискурса. В связи с этим, индивидуальные лингвоаксиоло-гические траектории наглядно представлены в оценочных высказываниях участников стилизованного диалога, что особенно важно, поскольку, как указывалось выше, изучение социальной лингвоак-сиосферы американского лингвокультурного сообщества, нашедшей свою лингвистическую актуализацию в американском драматургическом дискурсе, было бы неполным без анализа индивидуальных лингвоаксиологических траекторий.

Цель статьи

Целью статьи является представление результатов исследования, направленного на определение и систематизацию актуального содержательного наполнения структурных компонентов социальной лингвоаксиосферы, фрагмент которой представлен в американском драматургическом дискурсе XXI века, через анализ динамических параметров индивидуальных лингвоаксиологических траекторий персонажей. Для реализации обозначенной цели представляется необходимым ответить на ряд исследовательских вопросов:

- Какова специфика лингвистической репрезентации индивидуальных аксиосфер в современном американском драматургическом дискурсе?

- Какие дискурсивные факторы оказывают принципиальное влияние на отбор коммуникантами лингвистических оценочных маркеров для выражения отношений, основанных на системе личностных ценностей?

- Какие уровни выделяются в индивидуальных лингвоаксиосферах? Как соотносятся между собой иерархические структуры лингвоаксиосферы социума и индивидуальной лингвоаксиосферы?

- Какие ценностные доминанты как компоненты высшего уровня социальной лингвоаксиосферы отражаются в индивидуальных лингвоаксиосферах персонажей в американском драматургическом дискурсе XXI века?

Обзор литературы

Методологическая база исследования представлена научными трудами по лингвоаксиологической проблематике, а также по вопросам научного осмысления драматургического дискурса. Современная лингвоаксиология, находясь в стадии активного становления и занимая мультидисциплинарную позицию, имеет множество векторов развития, направленных на анализ различных уровней аксиосферы и вариантов ее лингвистической репрезентации. Лингвоаксиосферу следует определить как иерархически организованную систему ценностных ориентиров, которая репрезентирована в языке и актуализирована в дискурсе. Ряд ученых, в частности, А.В. Кравец, А.А. Утюганов [3], Е.А. Смолий [4], О.В. Казаченко [5], L. Sagiv, S. Roccas, J. Cieiuch, Sh.H. Schwartz [6] фокусируются на определении собственно природы ценностей, их типов и функциональной специфики. Их исследования доказывают, что ценности являются индивидуальными и одновременно имеют социальную природу. С одной стороны, ценностные ориентиры определяют жизненные цели и принципы каждого отдельного человека, выделяя то, что является для индивида максимально значимым [3: 230]. Совокупность личностных ценностей имеет по сути уникальное наполнение при стандартной структурной организации: выделяются персонализированные ценности высшего уровня, среднего уровня и так далее [6: 632], или аксиологическое ядро, ближняя и дальняя периферия [4: 355]. Чем выше уровень ценности в персональной аксиологической иерархии, тем выше мотивация конкретного человека полагаться на нее при принятии жизненно важных решений [6: 630]. На формирование и характер индивидуальных ценностных ориентиров оказывает влияние весь жизненный опыт индивида и полный набор его предпочтений [4: 359].

Соответственно, человек воспринимает реальный мир и строит свою жизнь, сверяясь, «как по компасу, со своей системой ценностей» [5: 172]. С другой стороны, бесспорна социальная природа ценностей как продукта деятельности лингвокультурного сообщества. Ценности общества регулируют социальную жизнь в целом и во многом определяют ментальность народа. Личностная лингвоаксиосфера является вариативной экспликацией социальной лингвоаксиологической системы. Социальная лингвоакси-осфера представляет собой устойчивую, но не застывшую иерархию, поскольку она имеет тенденцию к постепенным содержательным и структурным изменениям с течением времени [4: 359].

Другой уровень исследований, представленный трудами В.И. Карасика [7], Н.А. Сидоровой, Е.В. Ку-рочкиной [2], Ж.В. Краснобаевой-Черной [8], Е.Д. Столяр [9], R.L. Boyd, S.R. Wilson [10] фокусируется на культурно-обусловленной дискурсивной репрезентации ценностной парадигмы. В.И. Карасик считает социальные ценности «концентрированным выражением культуры» [7: 59], вследствие чего они находят множественное воплощение в коммуникативной практике. Ценности детерминируют речевое поведение, побуждая коммуниканта к использованию определенных языковых средств как лингвистически релевантных способов выражения ценностей в общении [2: 63]. На дискурсивном уровне происходят процессы «оценочной категоризации» и «оценочной концептуализация» [8: 100; 9: 41], в ходе чего аксиологические ориентиры репрезентируются в оценочных, т.е. ценностно-мотивированных, высказываниях говорящего.

Наконец, значительная часть исследований посвящена анализу лингвистических компонентов лингвоаксиосферы, т.е. семантической структуре и специфике функционирования лингвистических средств выражения оценки, т.е. прежде всего оценочной лексике (см, например, труды А.А. Зальнутди-нова, Э.Ф. Керо Хервилья [11], R. Age am [12], D. Biber, M. Zhang [13]). Оценка может фиксироваться в семантической структуре лексической единицы, являясь компонентом ее значения и находясь в тесном взаимодействии с эмоциональностью и экспрессивностью [11: 98], что позволяет говорить о «лексической репрезентации ценностей» и «ценностно-релевантном языке» [10: 32]. Все ученые, разрабатывающие актуальную лингвоаксиологическую проблематику, едины во мнении о тесном взаимодействии различных уровней лингвоаксиосферы, поскольку лингвистическое выражение оценочного отношения в коммуникативных практиках обусловлено ценностями, существующими как на уровне личности, так и на уровне социума.

Драматургический дискурс, выступивший в качестве материала для настоящего лингвоаксиологи-ческого исследования, представляется современным языковедам значимым дискурсивным феноменом, требующим разностороннего научного осмысления. А.В. Зиньковская [14] указывает на особый статус дискурсивного драматургического пространства, О.В. Сахарова [15], Л.А. Борботько и Е.М. Вишневская [16] подчеркивают «квазиреальный» характер драматургии, поскольку театральное действо «идентично реальной жизни по способу представления» [16: 24], а воплощение авторского замысла происходит через воссоздание в драматургии процесса непосредственного общения, т. е. посредством воспроизведения коммуникативной интеракции языковых личностей [15: 114]. Зарубежные исследователи также сходятся во мнении, что язык современной драмы, представленный поочередными репликами персонажей, чрезвычайно близок по своим параметрам к языку повседневного бытового межличностного общения [17: 565; 18: 23]. Для нашего исследования такое видение драматургического диалога как стилизованной повседневной коммуникации представляется особенно значимым, поскольку позволяет говорить о способности современного драматургического дискурса к отражению структурных и содержательных характеристик индивидуальных лингвоаксиологических траекторий участников коммуникативного процесса и далее — о фрагменте актуальной социальной лингвоаксиосферы в дискурсивном пространстве американской драмы.

Методы исследования

В качестве ведущего метода исследования был задействован метод лингвоаксиологической интерпретации, который предполагает использование многокомпонентного лингвоаксиологического анализа, позволяющего определить структуру лингвоаксиосферы (индивидуальной и социальной) и системное содержательное наполнение лингвоаксиологических уровней, и одновременный учет результатов дискурс-анализа, что способствует определению экстралингвистических параметров, оказывающих влияние на формирование и динамику индивидуальных лингвоаксиологических траекторий. Фактическим материалом исследования выступили пьесы таких американских драматургов как Jordan E. Cooper,

Mona Mansour, Tracey Knight Narang и др., написанные в 2015-2020 гг. и представленные в открытом доступе в сети Интернет. Обращение к новейшему языковому материалу позволяет определить актуальные характеристики фрагмента социальной лингвоаксиосферы, который нашел отражение в американском драматургическом дискурсе.

Результаты и дискуссия

Проведенное исследование показало, что структура индивидуальной лингвоаксиосферы участника драматургического диалога представляет собой симплифицированный вариант социальной лингвоак-сиосферы, которую, в свою очередь, можно представить как трехуровневую систему. Лингвоаксиосфе-ра включает в себя уровень лингвистического выражения в формате оценочных сообщений, содержащих лингвистические оценочные маркеры и лингвистические средства моделирования оценочного знака, уровень множественных тематически организованных оценочных векторов, которые выстраивают высший уровень лингвоаксиосферы - уровень ценностных доминант, внутри которого можно выявить центральные и периферийные ценности, определяющие социальную действительность лингвокуль-турного сообщества. В индивидуальных лингвоаксиоферах персонажей наблюдается существенное упрощение уровня оценочных векторов: индивидуальный ценностный ориентир может базироваться на единичном оценочном векторе, отражающем содержательное наполнение личностной ценностной доминанты. Единицей лингвистической репрезентации индивидуальных ценностных ориентиров следует признать оценочное сообщение, т. е. высказывание, выражающее субъективное позитивное или негативное отношение участника стилизованного диалога к собеседнику, событию или явлению. Аксиологическим центром оценочного высказывания выступает лингвистический оценочный маркер, т. е. вербальная единица, актуализирующая оценочный потенциал в рамках реплики коммуниканта. Оценочные маркеры могут быть использованы комбинаторно в пределах одного сообщения, за счет чего происходит усиление аксиологических смыслов. Кроме того, интенсивность оценочного знака может моделироваться при помощи средств аксиологической интенсификации и деинтенсификации, относящихся к различным уровням языка.

Исследование 40 индивидуальных лингвоаксиосфер, обнаруженных в американском драматургическом дискурсе XXI века, показал значительное сходство уровня лингвистической репрезентации ценностных ориентиров. В высказываниях всех коммуникантов маркеры различных частей речи используются примерно с равной частотностью. Ведущую позицию занимают оценочные прилагательные, следующим по частотности классом выступают оценочные существительные, далее следуют глаголы и наречия. Флуктуации в частотности употребления оценочных маркеров, относящихся к разным частям речи, в оценочных сообщениях участников стилизованной коммуникации незначительны. Такие результаты объясняются закрепленным в семантическом значении лексических единиц оценочным потенциалом — большое количество прилагательных содержит оценочную сему в своем значении, за счет чего говорящий имеет возможность при помощи лишь одного аксиологического маркера выразить свое оценочное отношение, следуя при этом типичному для разговорной речи принципу экономии речевых усилий. Однако, говорить о полном единообразии лингвистической репрецентации ценностных ориентиров в рамках индивидуальных лингвоаксиосфер в американском драматургическом дискурсе XXI века было бы преувеличением. Оценочные языковые единицы в высказываниях разных персонажей существенно варьируются по своей стилистической маркированности: от строго литературных до грубо-просторечных. Подобные различия отражают социальные характеристики героев (как, например, социальный статус и уровень образования коммуникантов), а также дискурсивные параметры стилизованной коммуникативной ситуации — уровень формальности диалога, тип отношений между его участниками) и т.п.

Анализ средств лингвоаксиологического моделирования показал, что интенсификаторы оценочных маркеров в сообщениях разных говорящих существенно превосходят по своему качественно-количественному составу деинтенсификаторы. Однако этот аспект лингвистической репрезентации обладает более вариативным содержанием: в речи друх персонажей количество интенсификаторов и деинтенси-фикаторов практически совпадает по частотности употребления.

Анализ объектов оценки в пределах оценочных высказываний и общей тематики оценочных сообщений участников стилизованного диалога позволил определить содержательный план индивидуальных аксиологических траекторий, а именно, - уровень оценочных векторов, на основе которых

конструируются личностью ценностные ориентиры. Их количество в каждой индивидуальной аксиологической траектории относительно невелико, что во многом объясняется спецификой исследуемого материала — каждое драматургическое произведение содержит ограниченное количество стилизованных коммуникативных ситуаций, в пределах которых могут найти свою лингвистическую репрезентацию индивидуальные аксиологические доминанты персонажей. Вместе с тем, сопоставительный анализ индивидуальных аксиологических траекторий отразил несколько ценностных доминант, актуализированных посредством оценочных высказываний в речи значительного количества персонажей — это такие аксиологические доминанты как «семья», «работа/карьера», «время», «истина», «здравый смысл», «чувства и эмоции», «социальная справедливость/права меньшинств». К элементам социальной лингвоаксиосферы, которые обнаруживаются в меньшем количестве индивидуальных лингвоакси-ологических траекторий и, соответственно, в меньшем количестве оценочных высказываний, можно отнести такие ценности как «отношения с друзьями», «интеллект», «личные границы», «внешность», «психологический комфорт», «креативность», «новые технологии», «развлечения». Стилизованная коммуникация многолика, в ней находят отражение как ядерные компоненты лингвоаксиосферы, так и периферийные. Так, в нескольких пьесах 2020 года, где основной темой является карантин как средство социального дистанцирования при угрозе коронавируса, наблюдается системная лингвистическая реализация таких ценностных ориентиров как «безопасность», «ментальное здоровье», «оптимизм», «способность преодолеть кризис», что можно рассматривать как отражение актуальных изменений в индивидуальных лингвоаксиологических траекториях представителей американского лингвокультур-ного сообщества. Стоит отметить, что одни и те же ценностные ориентиры могут выражаться в речи участников драматургического диалога с различной периодичностью, т.е. одни и те же аксиологические доминанты занимают разную позицию в индивидуальных ценностных иерархиях персонажей. Тем не менее, актуализация указанных ценностей в пределах многих индивидуальных лингвоаксиологических траекторий позволяет говорить об их включенности в тот фрагмент лингвоаксиоферы современного американского лингвокультурного сообщества, который представлен в драматургическом дискурсе.

В качестве примера индивидуальной аксиологической траектории рассмотрим структурно-содержательные компоненты одной из личностных лингвоаксиосфер, зафиксированной в пьесе «To Each Their Own» американского драматурга Tracey Knight Narang [19]. Одним из персонажей выступает сорокалетняя Лиз, чьи ценностные ориентиры и их динамика наглядно прослеживаются в ее оценочных высказываниях. Всего в указанном драматургическом произведении обнаружено 84 оценочных сообщения, принадлежащих коммуниканту, аксиологическим центром которых выступают языковые оценочные маркеры, принадлежащие к различным частям речи в соответствии с обозначенной выше частотностной последовательностью (оценочные прилагательные составили 57,5% в индивидуальной парадигме лингвистических оценочных маркеров; существительные, включая те, значение которых метафоризировано для усиления оценочного потенциала высказывании, — 30,5%; глаголы использовались для выражения оценочного отношения в 9% случаев; прочие части речи - 3%). Все оценочные лексемы, зафиксированные в речи Лиз, не выходят за рамки литературного языка даже в случае крайней эмоциональной напряженности коммуникативной ситуации. Подобная специфика аксиологического плана речи объясняется социальными характеристиками женщины — она является успешным деловым человеком, принадлежит к среднему социальному классу, что предполагает наличие хорошего образования и устойчивого социального статуса. Кроме того, у нее подчеркнуто дружеские отношения с другими участниками стилизованной коммуникации в рамках драматургического произведения — мужем, свекровью, сестрой и деловым партнером. Категоричность оценочных высказываний Лиз активно варьируется при помощи средств лингвоаксиологического моделирования, которые также не выходят за пределы литературной нормы.

Ведущим ценностным ориентиром, который можно выделить в ходе лингвоаксиологической интерпретации речи Лиз, является аксиологическая доминанта «семья», при этом оценочный вектор, который главным образом актуализирует указанный ценностный ориентир, можно обозначить как «родительская ответственность». Подобная актуализация обусловлена жизненным опытом — Лиз и ее муж стремятся завести ребенка, однако, в течение нескольких лет это не удается, и пара начинает рассматривать вариант усыновления малыша. Тема беременности, наследственности, важности ребенка в жизни семьи и т. д. доминирует в оценочных высказываниях Лиз. Другие ценностные ориентиры в рамках индивидуальной лингвоаксиологической парадигмы также актуализируются в ее речи в тесной связи

с центральной ценностной доминантой. Например, аксиологическая доминанта «возраст» маркирована при помощи негативно-оценочных лексем, поскольку Лиз видит в нем причину трудностей во время беременности: LIZ I hear so many horrible stories about older women and pregnancy that... [19] Аналогичным образом в диалоге проявляется и индивидуальный ценностный ориентир «новые технологии», его единственным оценочным вектором для Лиз являются «новые медицинские технологии»: JOHN It's not up to us to play God. LIZ It S not playing God, it S called modern medicine. John, we did IVF; that S hardly "natural" and you had no issues with that [19]. В данной коммуникативной ситуации один и тот же оценочный вектор репрезентируется с помощью оценочных высказываний, противоположных по знаку — семейная пара говорит о необходимости ультрасовременного генетического тестирования, при этом муж оценивает ситуацию резко отрицательно, не желая вмешиваться в естественный ход вещей, в то время как жена — положительно, стремясь максимально контролировать возможные риски с помощью достижений современной науки. Таким образом, единый ценностный ориентир может быть лингвистически представлен через оценочные сообщения с противоположным знаком в зависимости от личного опыта и знаний коммуникантов. Лингвистическую маркированность в формате высказываний с оценочными лексемами имеет и динамика индивидуальных ценностных доминант внутри индивидуальной лингво-аксиологической траектории. В случае Лиз это смена ценностного ориентира «карьера» на ценностный ориентир «семья»: LIZ (Quiet) Maybe I should have prioritized differently. JOHN You did what was right for you-for us. And now look at you - you have an amazing business and a baby on the way [19]. Периферию индивидуальной лингвоаксиосферы Лиз составляют ценностные ориентиры «успех в бизнесе», «здравый смысл», «время», каждый из которых также имеет лингвистическую маркированность в диалоге.

В целом, «семья» и «родительская ответственность» в различных интерпретациях является ценностной доминантой значительного числа персонажей, что позволяет зафиксировать принадлежность указанных ценностных ориентиров к лингвоаксиосфере американского социума XXI века. Однако обозначенная аксиологическая доминанта имеет разное содержательное наполнение у каждого из участников стилизованной коммуникации, что находит отражение в актуализации оценочных маркеров разного знака и разной плотности. Например, для свекрови Лиз аксиологическая доминанта «семья» актуализируется через оценочный вектор «отношения с мужем, даже в ущерб интересам детей», а для ее сестры «родительская ответственность» означает «хорошее образование для дочери» и «сохранение свободного времени для матери», что категорически не находит поддержки у Лиз, поскольку в ее индивидуальной линвоаксиосфере данная ценностная доминанта актуализируется через совершенно другой оценочный вектор: LIZ And you would be the authority? Sending your child off to boarding school before she could walk and talk is hardly what I call an authority on juggling motherhood. JENN Sending Charlotte off to school was responsible parenting. She gets the attention she needs and I get "mommy time" [19]. Соответственно, конфликтная ситуация или коммуникативный сбой происходит, если действия персонажей определяются разными ценностями и получают противоположную оценку; или в случае, если одни и те же ценности занимают разные позиции в индивидуальных лингвоаксиосферах. Вместе с тем, коммуникация имеет благоприятный тон, если определенные ценности персонажей занимают одно и то же положение в личностных аксиосферах, имеют одинаковую актуализацию в оценочных векторах и лингвистически репрезентируются в речи через оценочные маркеры одного знака с небольшими экспрессивными вариациями: LIZ It's amazing after all these years the hold our mothers still have on us. JOHN That's an understatement! Things my mother did, and said, affect me to this day... [19]. Следует отметить, что индивидуальная лингвоаксиосфера представлена лингвистически не только в оценочных высказываниях самого коммуниканта, но и в его реакциях на оценочные суждения других участников драматургического диалога, а также в сообщениях, объектом оценки которых выступает носитель ценностной парадигмы. Примером может служить следующее оценочное высказывание Нейта, делового партнера Лиз: NATE (Looking at Liz) She's always so hard at work [19].

Оценочные векторы, актуализированные в индивидуальных лингвоаксиологических траекториях персонажей, выстраивают ценностные доминанты фрагмента социальной лингвоаксиосферы, представленного в американском драматургическом дискурсе. В пределах индивидуальной лингвоаксиос-феры может быть показан только один из оценочных векторов, однако их множество, актуализированное в оценочных высказываниях различных персонажей, выстраивает единую ценностную доминанту «семья». Аналогичным образом с помощью анализа индивидуальных лингвоаксиологических траекторий участников стилизованной коммуникации в пределах американского драматургического дискурса

XXI века можно определить содержание прочих ценностных доминант, формирующих высший уровень социальной лингвоаксиосферы: ценностная доминанта «истина» репрезентирована лингвистически в оценочных векторах «факты», «ложь», «секретная информация», «откровенность», «честность», «разоблачение»; аксиологический ориентир «время» реализуется через оценочные векторы «пунктуальность», «стресс при нехватке времени», «личное время» и т. д.

Сравнительный анализ индивидуальных лингвоаксиосфер участников стилизованной коммуникации позволил определить структуру и содержание части лингвоаксиосферы современного американского лингвокультурного сообщества, вербализованной в драматургическом дискурсе XXI века, и выделить несколько аксиологических доминант, актуальных для современного американского социума. Очевидно, что ценностные доминанты социума диверсифицированно представлены через различные оценочные векторы в речи его представителей: имеет место персонализация ценностной доминанты посредством актуализации индивидуально релевантного оценочного вектора, который представлен в речи с помощью оценочных маркеров должной степени интенсивности. Количество и частотность лингвистических оценочных средств позволяет сделать вывод об актуальности той или иной ценностной доминанты. Исследование индивидуальных аксиологических траекторий персонажей, позволило определить те ценностные доминанты современного американского общества, которые репрезентированы в американском драматургическом дискурсе. Ядерными компонентами фрагмента лингвоаксиосферы, актуализированной в американском драматургическом дискурсе XXI века, являются аксиологические доминанты «семья», «истина», «время», «права меньшинств», «чувства и эмоции», то время как остальные ценностные ориентиры, такие как «развлечения», «креативность», «новые технологии», «психологический комфорт» и др. можно отнести к уровню периферии.

Выводы

Социум определяют люди, являющиеся носителями определенных ценностных ориентиров. Лингво-аксиосфера современного американского лингвокультурного сообщества в значительной формируется за счет индивидуальных лингвоаксиологических парадигм. При этом можно говорить о влиянии общей системы ценностей социума на личностную аксиосферу: каждый человек интериоризирует систему ценностных доминант лингвокультурного сообщества в соответствии со своим социальным опытом, выстраивая собственную систему ценностных координат. Личностная лингвоаксиосфера представляет собой подвижную структуру, которая по мере накопления человеком жизненного опыта, претерпевает многоуровневые трансформации, формируя таким образом индивидуальную лингвоаксиологическую траекторию, лингвистически маркированную в коммуникации — в оценочных высказываниях самого коммуниканта, его реакциях на оценочные сообщения партнеров по общению, а также в оценочных высказываниях других говорящих. Изучая индивидуальные ценностные траектории и их соположение можно определить значимый фрагмент социальной лингвоаксиосферы социума, а также выделить те факторы, которые принципиально влияют на формирование персональных ценностных систем, и при этом имеют дискурсивное оформление.

Современная драматургия является уникальное многоликим дискурсивным образованием, позволяющим проследить динамику развития индивидуальной системы ценностных ориентиров персонажей как представителей лингвокультурного сообщества, а также обнаружить фрагмент актуальной лингво-аксиосферы современного американского социума с выделением ядерных и периферийных компонентов. Персонажи исследованных драматургических произведений обладают аутентичными социальными характеристиками и действуют в рамках коммуникативных ситуаций, максимально приближенных к условиям реального общения. Их оценочные высказывания выстраиваются в зависимости от индивидуальных лингвоаксиосфер и одновременно коррелируют с актуальной аксиосферой американского лингвокультурного сообщества.

Список литературы

1. Манаенко Г.Н. Этичность текста как дискурсивная характеристика. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016;3:37-40.

2. Сидорова Н.А., Курочкина Е.В. Семантика ценностно маркированного дискурса. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020;6:63-71. doi: 10.37482/2687-1505^064.

3. Кравец А.В., Утюганов А.А. Социальная природа ценностей и проблема организации и инте-риоризации ценностей и ценностных ориентаций в структуру личности. Вестник университета. 2016;(3):230-235.

4. Смолий Е.А. Проблема ценностей в отечественной науке. Социально-гуманитарные исследования. Сборник научно-методических трудов. М.: Перо; 2017:354-360.

5. Казаченко О.В. Изучение слов, выражающих ценности, в различных лингвистических дисциплинах. Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2020;18:168-175. doi: 10.26170/ pla20-01-17.

6. Sagiv L., Roccas S., Cieiuch J., Schwartz Sh.H. Personal values in human life. Nature Human Behaviour. 2017;1(9):630-639. doi: 10.1038/s41562-017-0185-3.

7. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей. Язык и культура. 2019;47:59-75. doi: 10.17223/19996195/47/4.

8. Краснобаева-Чёрная Ж.В. Опыт осмысления ценностной картины мира во фразеологии (на материале русского, украинского, английского и немецкого языков). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;54:98-116. doi: 10.17223/19986645/54/6.

9. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера в языке. Вопросы когнитивной лингвистики. 2019;2:41-48. doi: 10.20916/1812-3228-2019-2-41-48.

10. Boyd R.L., Wilson S.R., Pennebaker J.W., Kosinski M., Stillwell D.J., Mihalcea R. Values in Words: Using Language to Evaluate and Understand Personal Values. Proceedings of the Ninth International AAAI Conference on Web and Social Media. 2015:31-40.

11. Зайнульдинов А.А., Керо Хервилья Э.Ф. Лексикографическое описание эмоционально-оценочной лексики в русском и испанском языках. Вопросы языкознания. 2019;2:96-110. doi: 10.31857/ S0373658X0004304-3.

12. Aacam R., Ozkan M. A Corpus-based Study on Evaluation Adjectives in Academic English. The Proceedings of the 1st GlobELT Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language. 2015;199:3-11. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.07.480.

13. Biber D., Zhang M. Expressing Evaluation without Grammatical Stance: Informational Persuasion on the Web. Corpora. 2018;13(1):97-12. doi: 10.3366/cor.2018.0137.

14. Зиньковская А.В. Драматургический дискурс как статусно новое дискурсивное образование. Вестник Адыгейского государственного университета. 2015;2(153):36-42.

15. Сахарова О.В. Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса). Жанры речи. 2015;2(20):112-118.

16. Борботько Л.А., Вишневская Е.М. Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020;1:22-30. doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-22-30.

17. Eman A.J. Examining the Language of Drama Texts with a Reference to Two Plays: A Stylistic Study. International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016;1(3):564-575.

18. Manoliu M.N. The Dramatic Discourse. International Journal of Communication Research. 2016;1(6):23-27.

19. Narang T.K. To Each Their Own. ProPlay: play scripts by professionals, online. Доступно по: https:// proplay.ws/to-each-their-own/. Ссылка активна на 11.01.2021.

References

1. Manaenko GN. The Ethics of the Text as a Discursive Feature. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2016; 3:37-40. (In Russ.).

2. Sidorova NA., Kurochkina EV. Semantics of Value-Marked Discourse. Bulletin of NArFU. Linguistics. Ser.: Social and Humanitarian Sciences. 2020; 6:63-71. Available from: doi: 10.37482/2687-1505-V064 (In Russ.).

3. Kravets AV, Utyuganov AA. The social nature of values and the problem of organization and the interi-orization of values and value orientations in the structure of the personality. Bulletin of the University. 2016; 3:230-235. (In Russ.).

4. Smoliy EA. The Problem of Values in Russian Science. Social and Humanitarian Studies. Collection of scientific and methodological papers. Moscow: Pero. 2017; 354-360 (In Russ.).

5. Kazachenko OV The Analysis of Words, Denoting Values in Linguistic Disciplines. Psycholinguistic Aspects of Studying Speech. 2020; 18:168-175. Available from: doi: 10.26170/pla20-01-17 (In Russ.).

6. Sagiv L., Roccas S., Cieiuch J., Schwartz ShH. Personal values in human life. Nature Human Behaviour. 2017; 1(9):630-639. Available from: doi: 10.1038/s41562-017-0185-3.

7. Karasik VI. Narrative Dimension of Linguocultural Values. Language and Culture. 2019; 47:59-75. Available from: doi: 10.17223/19996195/47/4 (In Russ.).

8. Krasnobaeva-Chernaya ZhV. Experience of Understanding the Axiological World Image in Phraseology (based on Russian, Ukrainian, English and German). Tomsk State University Journal of Philology. 2018; 54:98116. Available from: doi: 10.17223/19986645/54/6.

9. Stolyar ED. Value Meaning Creation in Language. Issues of Cognitive Linguistics. 2019; 2:41-48. Available from: doi: 10.20916/1812-3228-2019-2-41-48 (In Russ.).

10. Boyd RL., Wilson SR., Pennebaker JW., Kosinski M., Stillwell DJ., Mihalcea R. Values in Words: Using Language to Evaluate and Understand Personal Values. Proceedings of the Ninth International Conference on Web and Social Media. 2015; 31-40.

11. Zaynuldinov AA., Quero Gervilla EF. Lexicographic Description of Emotional and Evaluative Vocabulary in Russian and Spanish. Issues of linguistic studies. 2019; 2:96-110. Available from: doi: 10.31857/ S0373658X0004304-3 (In Russ.).

12. Aacam R., Ozkan M. A Corpus-based Study on Evaluation Adjectives in Academic English. The Proceedings of the 1st GlobELT Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language. 2015; 199:3-11. Available from: doi: 10.1016/j.sbspro.2015.07.480.

13. Biber D., Zhang M. Expressing Evaluation without Grammatical Stance: Informational Persuasion on the Web. Corpora. 2018; 13(1):97-12. Available from: doi: 10.3366/cor.2018.0137.

14. Zinkovskaya AV Dramatic Discourse as a Basically New Discursive Formation. Bulletin of the Adyghe State University. 2015; 2(153):36-42. (In Russ.).

15. Sakharova OV. Genres and Roles (the Genre Structure of Drama Discourse). Genres of Speech. 2015; 2(20):112-118. (In Russ.).

16. Borbotko LA., Vishnevskaya EM. Play as a Constituent Part of Theatrical Discourse: on the Verge between Semantics and Pragmatics. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020; 1:22-30. Available from: doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-22-30 (In Russ.).

17. Eman AJ. Examining the Language of Drama Texts with a Reference to Two Plays: A Stylistic Study. International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016; 1(3):564-575.

18. Manoliu MN. The Dramatic Discourse. International Journal of Communication Research. 2016; 1(6):23-27.

19. Narang TK. To Each Their Own. ProPlay: play scripts by professionals, online. Available from: https:// proplay.ws/to-each-their-own/ [Accessed 11th Jan 2021].

История статьи:

Получена: 28.12.2020

Принята: 21.01.2021

Опубликована онлайн: 25.03.2021

Article history:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: 28.12.2020

Accepted: 21.01.2021

Published online: 25.03.2021

Сведения об авторе:

Старостина Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии, Самарский национальный исследовательский университет имени ак. С.П. Королева, кафедра английской филологии, Самара, Российская Федерация; e-mail: juliatim@mail.ru.

Bionote:

Julia S. Starostina, PhD (Philology), Samara National Research University named after ac. S.P. Korolev, Associate professor, Samara, Russian Federation; e-mail: juliatim@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.