Т.Н. Синеокова
ЛИНГВИСТИКА ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ:
рабочая программа курса для студентов, обучающихся по специальности «Филология», специализация - «Лингвокриминалистика»
Пояснительная записка
1. Цель и задачи курса - ознакомить студентов с принципами, понятийно-терминологической системой и методологией лингвистики измененных состояний сознания; показать связь лингвистики измененных состояний сознания с разнообразными юридическими аспектами; обеспечить знание основных алгоритмов идентификации психофизиологического состояния человека по вербальным и невербальным компонентам деятельности; сформировать способность к оптимальному выбору языковых и неязыковых средств в соответствии с речевой ситуацией и целью коммуникации. Курс способствует углублению языковой компетенции студентов, а также улучшению навыков лингвистического и психолингвистического анализа текста.
2. Данный курс читается на пятом году обучения студентов-филологов (9-й семестр), поскольку в его основе лежит знание теоретического и практического материала, приобретаемого на предшествующих курсах, и определенный уровень восприятия. Программа рассчитана на 80 часов (лекции - 20 часов, семинарские занятия - 20 часов, самостоятельная работа - 40 часов); форма контроля - экзамен.
3. Курс состоит из 9 разделов. К программе курса прилагаются перечни примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, списки основной и дополнительной литературы.
Содержание курса
ТЕМА 1. Лингвистика измененных состояний сознания: теоретические и прикладные аспекты исследований
Предмет, задачи, методологическая основа лингвистики измененных состояний сознания (ЛИСС). Связь ЛИСС с другими науками антропологического плана. Социальные и биологические факторы, обусловливающее возникновение ИСС, и их роль в жизни современного общества. Связь общественного бытия, сознания и языкового мышления. Место ЛИСС в общетеоретических и прикладных лингвистических исследованиях. Специфика текстов, ориентированных на определенные слои сознания. Сферы практического применения ЛИСС. ЛИСС и юрислингвистика: основные аспекты взаимодействия.
ТЕМА 2. Психофизиологические и нейролингвистические аспекты изучения языка и мышления
288
Концепция двух сигнальных систем И.П. Павлова и проблема взаимосвязи языка и мышления. Уровни внутренней речи. Периферические системы обеспечения речи. Речевые зоны мозга, функциональная асимметрия мозга и мышление, развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. Механизмы восприятия речи. Организация речевого ответа. Электрофизиологические корреляты речевых процессов (нейронные корреляты восприятия слов, пространственная синхронизация биопотенциалов, вызванные потенциалы). Психофизиология мыслительной деятельности (нейронные корреляты мышления, нейронные коды, нейронные корреляты мыслительных операций); электроэнцефалографические корреляты мышления (ритмы ЭЭГ, пространственно-временная организация ЭЭГ). Психофизиологические аспекты принятия решения (понятие «принятие решения» в теории функциональных систем, корреляты и механизмы принятия решения). Психофизиологический подход к изучению интеллекта.
ТЕМА 3. Психофизиология измененных состояний сознания
Базовые типы ИСС. Нелингвистические методы диагностики ИСС. Аффект как форма проявления ИСС. Квалификация состояния аффекта в практике судебно-психологических экспертиз: цели, задачи, методики диагностики. Типы аффективных состояний (ИСС), определяющих специфику протекания речемыслительных процессов и невербального поведения (состояние дистресса, эвстресса и поисковое состояние). Механизмы реализации аффективных состояний (торможение действий и движений, регресс деятельности, «охранительное торможение», «охранительное бегство», хаотическая модель поведения; ориентировочная реакция, превентивная адаптация («защитный колпак адаптации»); собственно реакция адаптации, активно-оборонительная реакция (агрессия), демонстративная модель поведения, контактообусловленная модель поведения.
ТЕМА 4. Паралингвистические корреляты измененных
состояний сознания
Паралингвистические средства передачи информации о говорящем. Комплекс невербальных поведенческих характеристик как основа идентификации типа измененного состояния сознания (ИСС). Специфика мимики, позы, жеста, локомоций, голосовых характеристик, тактильного и визуального контакта, манипуляций с предметами при ИСС; прогностический потенциал классификации невербальных компонентов коммуникации (НКК) при идентификации типа ИСС. Психотехники профессионального использования НКК в работе правоохранительных органов (ведение допроса, переговоры с террористами/похитителями и др.). Психологический аспект невербального поведения человека, захваченного в качестве заложника.
ТЕМА 5. Языковая типология измененных состояний сознания
Лингвистические корреляты измененных функциональных состояний на фонологическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, смысловом уровнях. Особенности восприятия речи при ИСС. Метод свободных ассоциаций как инструмент исследования вербальных характеристик при ИСС. Методика идентификации адаптивных способностей при ИСС.
ТЕМА 6. Базовые синтаксические деформации при измененных
состояниях сознания
Синтагматические и парадигматические отношения между элементами языка. Принципы классифицирования структурных форм речи при ИСС. Экспликация и импликация как универсальные количественные характеристики синтаксических трансформаций. Алгоритм идентификации базовых модификаций аффективного синтаксиса.
ТЕМА 7. Первичные структурные признаки как основа идентификации типов измененного состояния сознания
Классификация первичных структурно-семантических признаков аффективной речи: дифференциация базовых модификаций. Алгоритмы идентификации типов ИСС по доминантным признакам и комбинациям признаков.
ТЕМА 8. Статистические характеристики речи как основа идентификации типа измененного состояния сознания
Уникальные сочетания первичных признаков и уникальные структурные группы высказываний. Информативность параметров разнообразия, частотности и сложности структур, реализуемых в состоянии стресса, эвстресса и поисковом состоянии.
ТЕМА 9. Аффективные средства языка как инструмент идентификации и прогнозирования глубинных параметров текста
Фильтрующая роль ИСС при дифференциации факторов социального и биологического характера (пол, возраст, социальный статус, ситуация общения, индивидуальные особенности личности и др.). Манипулятивные и суггестивные аспекты анализа текста (этапы процесса убеждения; роль полушарий головного мозга в восприятии суггестивных текстов; языковые уровни суггестивно-лингвистического анализа).
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
ТЕМА 1. Лингвистика измененных состояний сознания:
теоретические и прикладные аспекты исследований
1. Что изучает лингвистика измененных состояний сознания?
2. Перечислите причины, вызывающие непроизвольное изменение обыденного состояния сознания.
3. Чем можно объяснить растущий интерес к результатам, полученным в рамках лингвистики измененных состояний сознания?
4. Каков вклад лингвистики измененных состояний сознания в решение общетеоретических и прикладных лингвистических проблем?
5. Перечислите практические потребности, стимулирующие изучение вербальных и невербальных характеристик при измененных состояниях сознания.
6. Объясните принцип организации и функциональные возможности послойных текстов.
7. Какие задачи лежат на стыке лингвистики измененных состояний сознания и правоведения?
8. Где и с какой целью могут использоваться суггестивные и манипулятивные языковые средства?
9. Подготовьте доклад о технологии изменения сознания в деструктивных культурах (см. список рекомендуемой литературы).
10. Подготовьте доклад о коммуникативных стратегиях в адвокатской практике (см. список рекомендуемой литературы).
ТЕМА 2. Психофизиологические и нейролингвистические аспекты изучения языка и мышления
1. Что дает теория двух сигнальных систем И.П. Павлова для понимания соотношения языка и мышления?
2. Охарактеризуйте речевые зоны мозга и их функции.
3. Ранжируйте речевые зоны мозга по важности для человека. Объясните, почему это так.
4. Охарактеризуйте вклад А.Р. Лурии в изучение механизмов мозга.
5. Объясните разницу между моторной и сенсорной афазией.
6. Что такое функциональная асимметрия полушарий головного мозга?
7. Охарактеризуйте функции левого полушария.
8. Дайте характеристику функциям правого полушария.
9. Каким образом осуществляется обработка информации в полушариях головного мозга?
10. Сопоставьте особенности функционирования левого и правого полушарий при выполнении схожих задач. Составьте таблицу. Используйте дополнительный материал (см. список рекомендуемой литературы).
11. Каковы механизмы восприятия речи?
12. Расскажите о механизмах организации речевого ответа.
13. Опишите основные электрофизиологические корреляты речевых процессов.
14. Расскажите о психофизиологических основах и электроэнцефалографических коррелятах мыслительной деятельности.
15. Опишите психофизиологические механизмы принятия решения.
16. Расскажите о видах интеллекта и методиках его тестирования.
ТЕМА 3. Психофизиология измененных состояний сознания
1. Перечислите базовые типы ИСС. Найдите дополнительный материал о таких ИСС, как сон, кома, состояние сознания при гипнозе и др. (см. список рекомендуемой литературы).
2. Какие параметры ИСС можно измерить с помощью специальной аппаратуры?
3. Подготовьте доклад о диагностических метода регистрации и анализа ИСС с помощью специальной аппаратуры (см. список рекомендуемой литературы).
4. Какие сведения могут служить источником информации о внешне наблюдаемых особенностях поведения человека?
5. Чем отличается аффективное состояние от других проявлений эмоциональной сферы?
6. Какова специфика патологического и физиологического аффекта?
7. Какие задачи стоят перед экспертом в ходе СПЭ физиологического аффекта? Каковы особенности экспертного заключения?
8. Расскажите о методике реконструкции состояния подэкспертного. Чем она отличается от клинической беседы с подэкспертным?
9. Какие типы аффективных состояний оказывают воздействие на речемыслительные процессы? Какова специфика этого воздействия?
10. Какие психофизиологические механизмы регулируют жизнедеятельность человека: а) в диссоциативном состоянии; б) в поисковом состоянии, в) в состоянии эвстресса?
11. Подготовьте доклад о предмете и задачах судебной патопсихологии (см. список рекомендуемой литературы).
ТЕМА 4. Паралингвистические корреляты измененных состояний
сознания
1. Какие параметры ИСС можно измерить с помощью специальной аппаратуры?
2. Какие голосовые характеристики связаны с психофизиологическим состоянием человека, а не с деятельностью сознания, выражаемой системой языковых средств?
3. Расскажите о характере влияния основных механизмов реализации аффективных состояний (см. тему 3) на специфику мимики, позы, жеста,
локомоций, голосовых характеристик, тактильного и визуального контакта, манипуляций с предметами.
4. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы особенности невербального поведения человека в разных типах ИСС. Объясните механизмы реализации специфических невербальных компонентов коммуникации. Обратите внимание на особенности комбинаторики рассматриваемых кинем. Сделайте выводы о возможности использования художественных произведений как источника для изучения особенностей реализации невербальных компонентов коммуникации при ИСС.
5. Подготовьте доклад по статье А.Р. Лурии «Проблема дезорганизации поведения».
6. Подготовьте доклад о тактике использования невербальных средств коммуникации сотрудниками ОВД в конфликтных ситуациях (см. в списке рекомендуемой литературы: Доспулов Г.Г., Мажитов Ш.М.; Олейник А.Н. и др.).
7. Ознакомьтесь с разработанными ФБР правилами установления физического контакта с террористами. Какие правила и каким образом связаны с невербальным поведением переговорщиков?
1) Прежде договоритесь, что вам не причинят вреда.
2) Не говорите с ним, если он держит вас на мушке, настаивайте, чтобы он опустил пистолет.
3) Лицом к лицу можно говорить тогда, когда время прошло, установлен контакт и достигнуто доверие.
4) Никогда не ведите беседы лицом к лицу больше чем с одним террористом.
5) Поддерживайте прямой контакт глазами.
6) Всегда имейте план по спасению.
7) Никогда не поворачивайтесь спиной.
8) Следите за пространством, от степени вашего приближения к собеседнику зависит уровень психологического давления.
8. Расскажите об использовании невербальных компонентов коммуникации в юридической практике (см. в списке рекомендуемой литературы: «Прикладная юридическая психология»).
9. Какие элементы невербального поведения являются составной частью нейролингвистического программирования (см. в списке рекомендуемой литературы: О'Коннор Дж., Сеймор Дж.)?
10. Расскажите об использовании невербальных компонентов в технологии изменения сознания в деструктивных культах (см. в списке рекомендуемой литературы: Лири Т., Стюарт М.).
11. Сделайте доклад о невербальном аспекте поведения человека, захваченного в качестве заложника (см. в списке рекомендуемой литературы: Криворучко С.И.).
ТЕМА 5. Языковая типология измененных состояний сознания
1. Расскажите о лингвистических коррелятах измененных состояний сознания на фонологическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, смысловом уровнях.
2. Каковы особенности восприятия речи при ИСС?
3. Подготовьте доклад на тему «Методика диагностики психологических характеристик личности и прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях» (см. в списке рекомендуемой литературы: Леонгард К.).
4. Подготовьте доклад на тему «Метод свободных ассоциаций как инструмент исследования вербальных характеристик при ИСС» (см. в списке рекомендуемой литературы: Сухих С.А.).
ТЕМА 6. Базовые синтаксические деформации при измененных
состояниях сознания
1. Почему в основе классификации структурных форм аффективной речи лежит парадигматический, а не синтагматический подход?
2. Дайте собственно лингвистическое и психологическое объяснение причин, лежащих в основе экспликационной и импликационной тенденций реализации значения.
3. Проанализируйте таблицу 1 в учебном пособии Т.Н. Синеоковой «Лингвистика измененных состояний сознания».
4. Воспроизведите примеры наиболее сложных случаев дифференциации экспликативных и импликативных трансформаций. Составьте или найдите в художественных произведениях аналогичные высказывания.
5. Перечислите признаки ядерного предложения. Расскажите о модификациях, реализующихся в результате деформации данных признаков.
6. Соотнесите модификации ядерного предложения с типами трансформаций (экспликационных и импликационных). Прокомментируйте таблицу 3 (см. там же).
7. Сопоставьте таблицы 1 и 4, сделайте выводы (см. там же).
8. Пошагово воспроизведите алгоритм идентификации трансформаций и модификаций ядерного предложения.
9. Найдите в художественной литературе 5 высказываний персонажей, находящихся в ИСС. Используйте алгоритм для идентификации содержащихся в примерах модификаций. Запишите каждое высказывание, используя кодовые обозначения признаков.
ТЕМА 7. Первичные структурные признаки как основа идентификации типов измененного состояния сознания
1. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Повтор». Приведите собственные примеры.
2. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Материально избыточные элементы». Приведите собственные примеры.
3. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Разрывы потенциального синтаксического целого». Приведите собственные примеры.
4. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Расшифровка». Приведите собственные примеры.
5. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Инверсия». Приведите собственные примеры.
6. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Транспозиция». Приведите собственные примеры.
7. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Эллипсис». Приведите собственные примеры.
8. Расскажите о первичных структурно-семантических признаках модификации «Изолированные элементы». Приведите собственные примеры.
9. Идентифицируйте тип ИСС персонажей художественного произведения, используя алгоритм, основанный на доминантных структурно-семантических признаках. Сравните полученные результаты с результатами, полученными при прогнозировании состояния по авторским ремаркам.
10. Идентифицируйте тип ИСС персонажей художественного произведения, используя интегральный алгоритм, базирующийся на доминантных признаках и комбинациях признаков. Сравните полученные результаты с результатами, полученными при прогнозировании состояния по авторским ремаркам.
ТЕМА 8. Статистические характеристики речи как основа идентификации типа измененного состояния сознания
1. Дайте определения понятий «уникальные сочетания первичных признаков» и «уникальные структурные группы высказываний».
2. Расскажите о разнообразии и частотности употребления структурных форм как дифференциальном признаке ИСС.
3. Расскажите о сложности и частотности употребления структурных форм как дифференциальном признаке ИСС.
4. Постройте гипотезу о прогностической информативности параметра «разнообразие и сложность структур», основываясь на полученных знаниях о механизмах речеобразования в различных типах ИСС.
5. Докажите целесообразность включения представлений о разнообразии, сложности и частотности реализации уникальных структур в алгоритм прогнозирования ИСС.
ТЕМА 9. Аффективные средства языка как инструмент идентификации и прогнозирования глубинных параметров текста
1. В силу каких причин ИСС можно считать состоянием, в значительной степени нивелирующим воздействие социокультурных факторов?
2. Расскажите о доминантных структурных признаках в мужской и женской речи.
3. Дайте характеристику этапов процесса убеждения.
4. Какие функции выполняют правое и левое полушария при суггестивном воздействии?
5. Охарактеризуйте следующие уровни суггестивно -лингвистического анализа:
- фонологический,
- просодический,
- лексико-стилистический,
- лексико-грамматический,
- морфо-синтаксический.
6. Подготовьте доклад на тему «Концепция возникновения суггестии в трудах Б.Ф. Поршнева» (см. сайты: <http://www.porshnev.ru>; <http://psylib.kiev.ua/books/porsh01/index.htm>).
7. Подготовьте доклад о мифологической ориентированности суггестивных текстов (см. в списке рекомендуемой литературы: Надирашвили Ш.А., Почепцов Г.Г. и др.).
8. Подготовьте доклад на тему «Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды» (см. в списке рекомендуемой литературы: Почепцов Г.Г. и др.).
9. Подготовьте доклад на тему «Теория переговоров» (см. в списке рекомендуемой литературы: Почепцов Г.Г. и др.).
Рекомендуемая литература (основная)
Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль, 1990.
Синеокова Т.Н. Лингвистика измененных состояний сознания: учебное пособие. - Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.А. Добролюбова, 2008.
Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. - СПб.: Ювента, 2000.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе (лекция). - Н. Новгород, 2002.
Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. - Нижний Новгород, 2003.
Александров А.С. Характеристика вопросов, употребляемых в ходе судебного допроса // Юрислингвистика-5: юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права / Под ред. Н.Д. Голева. - Барнаул, 2004. - С. 169-180.
Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - Л., 1985.
Алексеева Л.В. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
Андреева Е.С. Судебно-психиатрическая оценка аффективных состояний с учетом ст. 22 УК РФ // Практика судебно-психиатрической экспертизы: сб. № 38. - М., 2000. - С. 160-168.
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1989.
Баркалова О., Сидорова Л. Судебная речь в социолингвистических и психолингвистических исследованиях // Структуры языкового сознания. -М., 1990. - С.235-243.
Безруков В.А. Средства номинации измененных состояний сознания в драматургических ремарках (на материале английского языка): диск. ... канд. филой. наук. - Н. Новгород, 2007.
Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. -М., 1988.
Бехтерева Н.П., Голицин Ю.Л., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические механизмы мышления. - Л., 1985.
Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. - М., 1995.
Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 1997.
Васильева О.И. Взаимосвязь агрессивного побуждения и отношения к телевизионной рекламе. - М., 2001.
Васильева Н.В., Горьковая И.Г. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания: практич. руководство. - СПб, 1997.
Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. - СПб., 2000.
Волков А.А. Риторика для юристов (Теория аргументации) - М., 1996.
Вялова М.М. Диагностическое и прогностическое значение экстралингвистических параметров речи в клинике психогенных депрессий: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Томск, 1996.
Галяшина Е. И. Основы судебного речеведения: монография. - М.: Стэнси, 2003.
Ганина В.В. Невербальные компоненты коммуникации, отражающие эмоциональные реакции человека: гендерный аспект (на материале англоязычных художественных текстов): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2005.
Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологические исследования. - М., 1966.
Гольдинер В.Д. Защитительная речь. - М., 1970.
Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. - М., 2003.
Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: (Психолингвистический анализ): дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1996.
Грэхэм Л., Коген И. С., Шмавониан В. М. Некоторые методологические приемы исследования психофизиологических коррелятов поведения // Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970. - С. 209-224.
Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: учеб. пособие. - М.: Изд-во РИОР, 2005.
Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. - Новосибирск: СО РАН, 2001. - Электронный ресурс: http://hpsy.ru/public/public/x304.htm>
Доспулов Г.Г., Мажитов Ш. М. Психология показаний свидетелей и потерпевших. - Алма-Ата, 1975.
Ермолаев А.К. Моделирование личности по тексту: обобщение опыта оперативно-розыскной работы: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. -Барнаул, 1999.
Жариков Н.М., Морозов Г.В., Христинин Д.Ф. Судебная психиатрия. -М.: НОРМА ИНФА, 1999.
Ивакина Н.Н Культура судебной речи: учеб. пособие. - М., 1995.
Илюхин В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. -Л.: Наука, 1986.
Калашник Я.М. Патологический аффект // Психология эмоции. Тексты. - М.: Изд. МГУ, 1993. - С. 232-240.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
Катышев П.А. Ортология судебной речи // Русистика сегодня. - Томск, 2001.
Конева Е.В., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза. -Ярославль, 1998.
Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1980. - Гл. 6. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.
Креславская Г.А. Восприятие и представление эмоционально окрашенной речи в норме и при депрессивных состояниях: дисс. ... канд. псих. наук. - Л., 1968.
Криворучко СИ. Психологический аспект поведения человека, захваченного в качестве заложника. - Электронный ресурс: <http://www.bumerang.nnov.ru/ articles/psychology/behaviourofthehostage/>
Лазарева В.А. Теория судебной речи: учеб. пособие. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2001.
Ларин А. М. Нетрадиционные методы раскрытия преступлений // Государство и право. - 1995. - № 9. - С. 60-66.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989.
298
Лебедева М. М. Классификация тактических приемов, используемых при ведении переговоров. - М.: МГИМО. Центр международных исследований, 1990.
Леонгард К. Человеческая индивидуальность и акцентуированные личности. - Электронный ресурс: <http://www.terpsy.ru/page/491.shtml>
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. - М., 1977.
Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. - СПб: «Экслибрис», 2002.
Лисенкова О.А. Синтаксическая транспозиция в мужской и женской аффективной речи (на материале английского языка): дисс. ... канд. филол. наук. - Н. Новгород, 2007.
Лоренц К.Л Агрессия. - М: «Прогресс», 1994. - Электронный ресурс: <http://seismic.geol. msu.ru/travels/>
Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций: тексты. -М., 1984. - С. 228-234.
Лурия А.Р. Исследование объективных симптомов аффективных реакций // Мир психологии. - 2003. - № 2. - С. 176-214.
Майданова Л.М., Амиров В.М., Федотовских Т.Г. Агитационные тексты // Речевая агрессия и гуманизация общения. - Екатеринбург, 1997.
Мартыненко Н.Г. Речевое манипулирование в политическом дискурсе // Вестник Якутского государственного университета. Филология. Журналистика. - Якутск, 2001. - № 1.
Матвиенко Е.М. Судебная речь. - Минск: Вышейшая школа, 1967.
Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - М.: Наука, 1982.
Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. - М.: Юридическая литература, 1981.
Надирашвили Ш.А. Психология пропаганды. - Тбилиси: Мецниерба, 1978.
Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различии состояний психической напряженности // Психологические исследования / ред. Леонтьев А.Н. - М.: МГУ, 1970. - Вып. 2. - С. 40-46.
Недашковская С.И. Оценочное воздействие в судебной речи // Юрислингвистика-5: юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права / под ред. Н.Д. Голева. - Барнаул, 2004. - С. 156-164.
Непряхина Т.В. Юридическая риторика. - М., 2000.
Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев: Вища школа, 1981.
Носков Б.А. Психотехника общения. - Нижний Новгород, 1997.
О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. -Электронный ресурс: <www.psycho.all.ru>
Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. -М., 1992.
Ольшанникова А.Е., Семенов В.В. Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность. Опыт использования статистических закономерностей распределения показателей // Вопросы психологии. - 1976. - № 5. - С. 103-113.
Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. - М., Изд. Института психотерапии, 2001.
Панченко Н.Н. Симуляция эмоций и ее декодирование // Эмотивный код языка и его реализация: колл. монография / ВПГУ. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 71-76.
Печерникова Т.П. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, совершивших правонарушения в состоянии аффекта // Современное уголовное законодательство и судебная психиатрия: пособие для врачей. -М., 1998. - С. 71-81.
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. - Воронеж, 2002.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 2001.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - Электронный ресурс: <http://lib.socio.msu.ru/l/library>
Прикладная юридическая психология / под ред. А.М.Столяренко. - М., 2000.
Романов А.А., Черепанова И.Ю. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации. - Тверь, 1998.
Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания. - М.: Смысл, 2004.
Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых в криминально-агрессивных действиях: дисс. ... докт. псих. наук. - М., 2001.
Свидерская Н.Е. В поисках нейрофизиологических признаков измененных состояний сознания // Журн. высш. нерв. деят. - 2002. - Т. 52. -С. 513-530.
Сергеич П. Искусство речи на суде. - 3-е изд. - Тула: «Автограф», 2000.
Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. - М., 2000.
Солошенко А.Д. Некоторые психолингвистические аспекты процесса рекламного взаимодействия. - Львов, 2002.
Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. - Свердловск,1986.
Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - Электронный ресурс: <http://kazref.narod.ru/lib/legal_psychology>
Сухих С.А. Языковая репрезентация измененных состояний сознания // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. - С. 78-93.
Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Эксмо, 2003. Черепанова И.Ю. Заговор народа. - Электронный ресурс: <http://www.library.cjes.ru/online/>
Якобсон Р. Язык и бессознательное. (Работы разных лет). - М., 1996.