Научная статья на тему 'Лингвистика городского пространства в методическом ракурсе рассмотрения'

Лингвистика городского пространства в методическом ракурсе рассмотрения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ РЕЧЬ / MODERN CITY SPEECH / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИОИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SOCIOANDPHYCOLINGUISTIC METHODS / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / PRACTICAL VALUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерофеева Тамара Ивановна

Дана краткая характеристика трех учебных пособий и одного спецкурса, рассматривающих актуальные проблемы изучения речи современного города. В учебных пособиях показаны методы обработки местной устной речи, что представляется ценным как для студентов, так и для ученых социолингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTICS OF THE CITY SPACE IN METHODICAL ASPECT

The article provides a short characteristics of three textbooks and a special course on vital issues of study of the modern city speech. The textbooks demonstrate some research methods of local speech wich are considered to be valuable for sociolinguistics students and researches.

Текст научной работы на тему «Лингвистика городского пространства в методическом ракурсе рассмотрения»

СОЦИО- И ПСИХОЛИНГВИСТИКА

УДК 81'27

Ерофеева Тамара Ивановна

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания,

Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Тел.: 8 (342) 2396-477 E-mail: psu@mail.ru

ЛИНГВИСТИКА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МЕТОДИЧЕСКОМ РАКУРСЕ РАССМОТРЕНИЯ

Дана краткая характеристика трех учебных пособий и одного спецкурса, рассматривающих актуальные проблемы изучения речи современного города. В учебных пособиях показаны методы обработки местной устной речи, что представляется ценным как для студентов, так и для ученых -социолингвистов.

Ключевые слова: современная городская речь, теоретические проблемы, социо- и психолингвистические методы, практическая ценность.

Введение

Настоящая тема посвящена рассмотрению методического аспекта такой теоретической проблемы, как исследование лингвистики городского пространства. В Пермском центре по изучению разговорной речи в 2002 г. издано учебное пособие «Локализмы в литературной речи горожан» (авторы: Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева, Ф.Л. Скитова), в котором описываются диалектные особенности речи носителей литературного языка. При этом задача пособия не сводилась к тому, чтобы побуждать студентов изгонять из своей речи все привычное с детства; значительно сложнее - учить овладевать искусством нормированной литературной речи и вместе с тем умело пользоваться богатством национального языка в целом, народного - в частности.

Основная часть

Учебное пособие включает краткую характеристику локализмов как особой лингвистической категории, складывающейся в процессе взаимодействия литературного языка и диалектов. Оно содержит лексикографический обзор локальных элементов, обнаруженных в литературной речи горожан пермского региона на различных языковых уровнях: лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом. В основу пособия легли многолетние наблюдения авторов над разговорной речью города. Целенаправленная работа с локальным вариантом литературного языка (в том числе и наблюдения над собственной разговорной речью) оказалась актуальной для формирования речевой культуры преподавателя разных регионов России.

Исследование локальных элементов в литературной речи горожан обладает и теоретической значимостью, ибо способствует разработке таких актуальных проблем, как языковой быт города; единство и вариативность литературного языка; узуальная норма городской литературной речи и др., - и в этом смысле его результаты важны для курса «Социальная диалектология», спецкурсов «Изучение устной русской речи», «Лингвистика городского пространства» и др.

Наконец, современный специалист должен не только в совершенстве разбираться в системе русского литературного языка, владеть нормами кодифицированной русской речи и множеством методических приемов, но и уметь квалифицированно анализировать факты реального языка с теоретической точки зрения, чтобы иметь возможность в сложной языковой ситуации российской периферии методически правильно объяснять их своим ученикам. Поэтому особую важность в этом смысле приобретает знание экстралингвистических аспектов функционирования русского языка, в том числе и социолингвистических, позволяющих учитывать разнообразные языковые ситуации, складывающиеся в различных городах на территории России.

Тенденции, определяющие современное состояние лингвистической науки, учтены в теоретических курсах учебной программы бакалавров и магистров.

Подробнее остановимся на содержании спецкурса «Лингвистика городского пространства». Этот спецкурс рассчитан на 18 часов и предполагает изложение основных сведений по социолингвистике. Важное место в решении этой задачи занимает рассмотрение понятийного аппарата, круга актуальных проблем социолингвистики, подходов к исследованию языкового материала, возможностей социолингвистического исследования. Проблематика науки анализируется с точки зрения природы социальных отношений, изменений социальной структуры, интересов субъектов социального взаимодействия и т.д.

В спецкурс включены вопросы, связанные с исследованием и описанием языковой ситуации. В контексте этой темы предполагается рассмотрение таких теоретических понятий, как формы существования языка; природа языковых норм; языковая политика и языковое планирование. Естественно, что языковая ситуация в рамках данного курса анализируется на примере языковой ситуации Пермского края. Поскольку русский язык в Прикамье развивается и функционирует в условиях взаимодействия с языками тюркской семьи (татарским, башкирским) и уральской семьи (в первую очередь коми-пермяцким), особое внимание уделяется проблеме языковых контактов, двуязычия и билингвизма [Боронникова и др. 2011].

Следующий цикл вопросов, рассматриваемых в названном спецкурсе, касается изучения коммуникативного поведения. Сегодня уже можно говорить о сложившемся теоретическом аппарате, методах и приемах, используемых в данном разделе языкознания. В рамках спецкурса на материале различных лингвистических исследований [см., например: Ерофеева Е., 2010; Ерофеева Т., 2010; Прохоров, 1996; Прохоров, Стернин, 2006] дается описание русского коммуникативного поведения, а также демонстрируется важность учета коммуникативного поведения при обучении иностранному языку.

Студенты знакомятся также с основами прагматики - науки о коммуникативном взаимодействии говорящего и слушающего; правилах, позволяющих построить высказывание таким образом, чтобы адекватно воплотить свое коммуникативное намерение. Преднамеренная деформация адресантом коммуникативного пространства трактуется как речевая агрессия. В спецкурсе рассматриваются стратегии речевой агрессии и раскрывается понятие конфликта. Данный раздел спецкурса заканчивается рассмотрением «языковых игр» как вида использования речи [Гридина, 1996; Санников, 1999].

Социолингвистический аспект изучения языкового материала строится в рамках терминологического аппарата социальной диалектологии. Вводится понятие социолект, понимаемое как речь «среднего индивида», представляющего определенную группу, культуру; обсуждается система речевых средств группы, определяемая рядом социальных факторов. Данный раздел спецкурса подразумевает социолингвистический анализ конкретных социолектов Перми и городов Пермского края. На материале фонетических, лексических и грамматических единиц демонстрируется разница в характеристиках речи, обусловленная влиянием различных социальных факторов: пола, возраста, места рождения, образования, специальности и т.п. [Ерофеева Е., 2005, 2010; Ерофеева Т., 2004, 2009, 2010].

Рассмотрение функционирования лексических единиц языка реальной речевой деятельности проводится при обращении к словарю нового типа - социолингвистическому глоссарию пермских локализмов - слов диалектного или собственно городского происхождения, имеющих ограниченное употребление в Перми и других городах края [Грузберг, Ерофеева Т., 2009]. Словарь достаточно полно описывает территориальную и социальную основу лексических локализмов: в нем представлена информация об употреблении слов разными социальными группами и в разных городах Пермского края. Можно сказать, что данный словарь - это словарь социально-речевого престижа, что дает возможность использовать его как источник наиболее употребительных в широких слоях населения локализмов.

Лингвокультурный аспект изучения языка строится на показе фрагментов языковой картины мира по данным обыденных толкований слов [Балашова, 2005] и данных сценической речи [Щукина, 1999; Санников, 1999]. Проблемы когнитивной лингвистики обозначены в спецкурсе через исследование концептов «время», «любовь» и гендерной специфики когнитивных моделей ситуаций [Мамонова, 2006; Усманова, 2006].

Все теоретические вопросы, рассматриваемые в рамках социальной диалектологии, опираются на анализ конкретной языковой ситуации г. Перми и Пермского края.

НА УЧНЫЙЖУРНАЛ № 2, 2017

81

Таким же образом построено учебное пособие «Штрихи речевого портрета Прикамья», опубликованное в 2010 г. Оно представляет результаты исследования речи горожан в ракурсе, определяемом проблематикой социальной диалектологии. Демонстрируются нормы устной городской литературной речи; лексикон городских социолектов, методика их исследования; индивидуальная речевая продукция; отражение социолингвистической информации в словарях городской речи; характеризуются актуальные для жителей концепты - тем самым создаются штрихи языковой картины мира горожан. Пособие предназначено для студентов филологического факультета, учителей школ и тех, кто интересуется проблемами комплексного изучения человека.

В 2016 г. опубликовано учебное пособие «Лингвистика городского пространства», посвященное языку города. Пособие состоит из 3 глав.

В первой главе рассматриваются языковые процессы в городе. Подробно описаны некоторые социолекты, реализующиеся в городской речи жителей Пермского края (тема 2); группы локальных и просторечных единиц в речи городского населения и художественной речи (тема 3); профессиональная микросфера (тема 4); арготические элементы в территориальном и социально-психологическом аспектах (тема 5). Есть темы, раскрывающие различные стороны коммуникации (диалогическое общение, нарратив, языковая игра и т.д.).

Глава 2 посвящена социопсихологическому описанию портретов городов Соликамска, Кунгура, Чусового, Глазова, Перми.

Глава 3 демонстрирует культурное пространство города через субкультурные лексические микросферы.

Описание речевой продукции ведется с помощью различных методов, в том числе и лексикографических.

Заключение

Итак, создание трех учебных пособий, посвященных описанию городского пространства, позволяют глубже показать теоретические проблемы, которые характерны для языка города. Обращение пермских лингвистов к социолингвистическому рассмотрению языка городов отдельного региона приобретает в настоящее время особое значение, поскольку без сбалансированной, научно обоснованной региональной политики не могут решаться общегосударственные проблемы. Недаром Н.М. Карамзин писал «Россия сильна провинцией».

Список литератцры

1. Балашова Е.А. Наивная картина мира русских и словенцев по данным обыденных толкований слов (опыт исследования четырех фрагментов). Учеб. пособие по спецкурсу. Пермь, 2007. 176 с.

2. Боронникова Н.В. и др. Проблемы изучения билингвов единого региона. Социальные варианты языка -VII: материалы междунар. науч. конф., 14-15 апр. 2011 / Н.В. Боронникова, Е.В. Ерофеева, Т.И. Ерофеева, Т.И. Доценко. Нижний Новгород: Изд-во «Нижегор. лингв. ун-т», 2011. С. 33-35.

3. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотипы и творчество. Екатеринбург: Изд-во «Урал. гос. пед. унта, 1996. 214 с.

4. Грузберг Л.А., Ерофеева Т.И. Социолингвистический глоссарий Пермских локализмов как словарь нового типа // Проблемы истории, филологии, культуры: науч. журн. РАН / под ред. М.Г. Абрамзона. Москва, Магнитогорск, Новосибирск: Изд-во ООО «Аналитик», 2009. Вып. 2(24). С. 476-481.

5. Ерофеева Е.В. Вероятностные структуры идиомов: социолингвистический аспект. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2005. 320 с.

6. Ерофеева Е.В. Дифференциация и интеграция социолектов: к вопросу о взаимодействии социальных факторов // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 5. С. 39-47.

7. Ерофеева Е.В., Ерофеева Т.И., Скитова Ф.Л.. Локализмы в литературной речи горожан / Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2002. 106 с.

8. Ерофеева Т.И. Лингвистика городского пространства. Социолингвистический подход изучения: учеб. Пособие. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2016. 196 с.

9. Ерофеева Т.И. Социолект: стратификационое исследование. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2009. 240 с.

10. Ерофеева Т.И. Штрихи речевого портрета Прикамья. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во «Перм. гос. ун-т», 2010. 192 с.

11. Мамонова Ю.А. Имя ВРЕМЯ и имя CAS в аспекте теории концепта (на материале русского и чешского языков) Автореф. ... к. филол. н. Пермь, 2006. 19 с.

12. Прохоров Ю.Е. Национальные и социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. Москва: Педагогика Пресс, 1996. 228 с.

13. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. Изд. 2-е, испр. и доп. Воронеж: Истоки, 2006. 238 с.

14. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. Москва: Языки русской культуры, 1999. 541 с.

15. Усманова М.В. Тендерная специфика когнитивных моделей ситуаций (на материале устных спонтанных монологов). Учебное пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во «Пермск. гос. ун-т», 2006. 152 с.

16. Щукина И.Н. Сценическая речь в аспекте сценической нормы. Автореф. ... к. филол. н. Пермь, 1999. 19 с.

Erofeeva T.I.

Doctor of Philology, Professor of the Department of Theoretical and Applied Linguistics, Perm State University

LINGUISTICS OF THE CITY SPACE IN METHODICAL ASPECT

The article provides a short characteristics of three textbooks and a special course on vital issues of study of the modern city speech. The textbooks demonstrate some research methods of local speech wich are considered to be valuable for sociolinguistics students and researches.

Key words: modern city speech, socio- andphycolinguistic methods, practical value

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.