Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ БРИТАНСКИМИ ГАЗЕТАМИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗА РОССИИ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ БРИТАНСКИМИ ГАЗЕТАМИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ГАЗЕТА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / NEWSPAPER AND JOURNALISTIC STYLE / ENGLISH NEWSPAPER / UK / LINGUISTIC MEANS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сычева В.О.

В статье представлен перечень лингвистических средств, которые британские газеты используют для представления образа России. Для анализа была взята такая популярная среди граждан страны и "респектабельная" газета Великобритании, как "The Guardian". Представленные в статье стереотипы и клише помогают читателю определить точку репортеров данного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC MEANS, USED BY BRITISH NEWSPAPERS FOR PRESENTATION OF RUSSIA'S IMAGE

List of linguistic means, which British newspapers use for presentation of Russia's image, is presented. For analysis "The Guardian" was taken as the most popular among citizens and respectful newspaper of the UK. Found stereotypes and cliché help a reader to define the point of view of every publication

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ БРИТАНСКИМИ ГАЗЕТАМИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗА РОССИИ»

УДК 81-13

Сычева В.О. студент магистратуры н.п. "Педагогическое образование" Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского факультет иностранных языков и лингводидактики

Россия, г. Саратов ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ БРИТАНСКИМИ ГАЗЕТАМИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗА

РОССИИ

Аннотация: В статье представлен перечень лингвистических средств, которые британские газеты используют для представления образа России. Для анализа была взята такая популярная среди граждан страны и "респектабельная" газета Великобритании, как "The Guardian". Представленные в статье стереотипы и клише помогают читателю определить точку репортеров данного издания.

Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, англоязычная газета, Великобритания, лингвистические средства.

Sycheva V.O.

student of magistracy of "Pedagogical education "

Saratov State University named by N. G. Chernyshevsky Department of foreign languages and linguodidactics

Russia, Saratov

LINGUISTIC MEANS, USED BY BRITISH NEWSPAPERS FOR PRESENTATION OF RUSSIA'S IMAGE

Annotation: List of linguistic means, which British newspapers use for presentation of Russia's image, is presented. For analysis "The Guardian" was taken as the most popular among citizens and respectful newspaper of the UK. Found stereotypes and cliché help a reader to define the point of view of every publication

Key words: newspaper and journalistic style, English newspaper, the UK, linguistic means.

В статье представлены лингвистические средства представления образа России, формирующегося на страницах британской прессы. Эмпирическую базу исследования составляют статьи из британских газет за 2010-2018 гг. Выбор данного периода связан с происходящими в России политическими, экономическими и социальными событиями, которые повлекли за собой отклик мирового сообщества и соответственно развитие представлений, утверждение стереотипов о России в медиасфере. Данный период характеризуется серьезным противостоянием позиции западных

стран позиции России по кардинальным вопросам ее внутренней и внешней политики. Данные представления основываются на давно уже имеющихся стереотипах западных СМИ, а также на выработке новых на базе развивающихся мировых событий.

Стереотипизация в СМИ предполагает, во-первых, закрепление уже имеющихся стереотипов и/или, во-вторых, создание новых. Процесс стереотипизации базируется на эксплуатации упрощенного представления тех или иных черт объекта за счет многочисленных обращений к ним.

Основная часть статей и заголовков, взятых для анализа в представленной работе, принадлежит известной британской газете " The Guardian", поскольку эта газета, единственная из британской прессы, по мнению медиаэкспертов вышла на пятое место в мире в 2018 году "по цифровой подписке"419. Такая англоязычная газета, как "The Times"является одной из самых влиятельных медиа изданий в мире и одной из самых старейших, поскольку первый ее выпуск был осуществлен в 1785 году, и в 2018 году она заняла шестое место в мире по "цифровой подписке" сразу после "The Guardian".

Итак, в стереотипическом образе России можно выделить несколько референциальных зон, а именно: экономическая ситуация и внутренняя политика, политическая система и президент, русская природа и русский народ.

Одним из ключевых положений современной теории массовых коммуникаций, раскрывающих роль СМИ, является положение о том, что массмедиа служат созданию новой реальности, в которую помещается читательская аудитория и которая в дальнейшем уже незаметно для себя живет в этой созданной СМИ реальности. Одним из инструментов создания такой новой реальности является оперирование стереотипами. Обращение к исследованию стереотипов, которые удобны для журналистов вследствие своей схематичности, нарочитости и простоты, помогает раскрыть процесс формирования установок на положительное или отрицательное восприятие чужой страны, а также вынесение общей оценки о том или ином государстве и его роли на мировой арене.

Первоначально понятие "стереотип" трактовалось как "упорядоченная, непротиворечивая картина мира", которая экономит усилия человека при восприятии сложных социальных объектов, ... "это картина возможного мира, к которому мы приспособились., ядро нашей личной традиции, способ защиты нашего положения в обществе"420. У. Липпмана понятие стереотипа представляет собой один из элементов теории предрассудка, склонность к которым служит укреплению предубеждений и антипатии в

419 Мирошниченко А. The Guardian вышла на 5-е место в мире по "цифровой подписке" // Журналист [Электронный ресурс] URL: https://jmlst.ru/guardian-500 Загл.с экрана. Яз.рус.

420 Красильникова Н. А. Советский Союз, фашистская Германия или Россия XXI века? (Образ России в дискурсе общественности на сайтах СМИ Великобритании) // Политическая лингвистика. 2010. №3. С. 76.

отношении целых групп людей421. В. В. Красных же определяет стереотип как некоторое "представление" фрагмента окружающей действительности, фиксированная ментальная "картинка", являющаяся результатом отражения в сознании личности "типового" фрагмента реального мира, некий

422

инвариант определенного участка картины мира" 422.

Вместе с тем в современной научной литературе не существует единого определения данного понятия. Однако, к основным его характерным чертам мы можем отнести следующие:

-стереотипы определяются культурой и состоянием лингвокультурного сообщества;

-стереотипы воспроизводятся автоматически, поскольку они являются психологической оценкой и психологической установкой;

-стереотипы бывают положительными и отрицательными (однако стоит отметить, что отрицательные характеристики при оценке чужой страны преобладают, поскольку чужое всегда непонятно и вызывает отрицательные эмоции);

- основу стереотипов составляют предубеждения, которые базируются на неприятии и непонимании чужой культуры;

-по основному своему содержанию стереотипы являются неточными, а

423

также ложными представлениями423.

По мнению современных российских исследователей британская пресса вместо Российского государства предлагает своим потребителям упрощенную ментальную картинку "России" и "русских".

В данном разделе работы мы рассмотрим основные подходы по отображению экономической ситуации в России и внутренней политики страны через анализ заголовков и содержания статей " The Guardian".

Все статьи по данным сферам мы можем разделить на три группы:

1) представленные в качестве интервью с известными за рубежом деятелями России, чаще всего имеющими или оппозиционную основной политической власти страны точку зрения, или конфликт с властными структурами России: Mikhail Khodorkovsky: "Russia's democratic future lies with Britain": The former oligarch, jailed on fraud charges after defying Vladimir Putin, says the UK must insist on Russian reforms before doing business with Moscow" (19.09.2010);

2) представленные в виде аналитической статьи в форме "long read": "15 years of Vladimir Putin: 15 ways he has changed Russia and the world: His critics say he has led his country into an autocratic cul-de-sac, but his fans point to the stability he brought after Yeltsin and the way he stood up to the west" (6.05.2015);

3) представленные в форме статей соответствующих рубрик газеты:

421 Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 29-30.

422 Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. С. 108.

423 Иванова, С.В., Салимова, Р.М. Стереотипизация и демонизация образа России на страницах британских газет // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1032.

"10 possible British responses to Russia over the Sergei Skripal affair: How could the UK punish Russia effectively? Here is an escalating list of potential measures" (12.03.2018).

Основными лингвистическими средствами, которые используются в заголовках статей и в их содержании, являются:

- цитирование ведущих политиков и деятелей Великобритании и близких ей по духу стран: "Boris Johnson: Russia has ability to disrupt UK politics with hacking: Foreign secretary accuses Russia of 'dirty tricks' as GCHQ is reported to have written to parties with advice on cyber-attacks" (12.03.2017);

- использование клише (dirty money): "How Britain let Russia hide its dirty money: "In the 1990s, British politicians have welcomed Russian money to our shores. They have celebrated when oligarchs have bought our football clubs, cheered when they've listed their companies on our Stock Exchange. They have gladly accepted their political donations and patronised their charitable foundations" (25.05.2018).

- использование фразеологизмов ("economic and political Janus", "tighten screws"):

1) "Why Russia is an economic and political Janus (by Robert Skidelsky): Putin has a misdeveloped economy masked by high energy prices, and a peace process for Syria sitting precariously alongside a poor human rights record at home" (12.09.2013)

2) "Members of liberal opposition parties turn on each other as Kremlin tightens screws" (23.06.2016).

В целом, экономика России на страницах британской прессы выглядит слабой, безжизненной и "безрадостной": "Russia's future looks bleak without economic and political reform (by Kenneth Rogoff): It managed to escape a deep crisis after oil prices plummeted - but prospects don't look as promising as they did five years ago" (5.07.2018) .

Большинство (millions more, nearly 20 millions) россиян живут за порогом бедности: "Millions more Russians living in poverty as economic crisis bites: Nearly 20 million now surviving on wages which are below the poverty threshold according to latest state statistics" (22.03.2016)

В заголовке также упоминается экономический кризис, который сказался на состоянии страны в противовес утверждениям российской официальной власти.

Отказ от поддержки российской экономики и образования организациями Сороса рассматривается негативно в свете растущей подозрительности России к иностранным организациям: "Russia bans two Soros foundations from disbursing grants: Added to list of 'undesirable organisations', the foundations are accused of posing a threat to Russian national security" (30.11.2015).

Хотя в социальной сфере журналистам видны определенные сдвиги:

- борьба женщин за свои права, против домашнего насилия, что однако представляется журналистам как нарушение национального табу: "Breaking

the taboo: the Moscow women taking a stand against domestic violence" (10.06.2015);

- борьба за свободу слова и самовыражения в культурной сфере: Leviathan director Andrei Zvyagintsev: "Living in Russia is like being in a minefield' (by Shaun Walker): Oscar contender Leviathan is a frank portrayal of a corrupt Russia. In a rare interview, its director talks about his country's 'eternal curse' and why voting there would be a 'completely pointless step " (6.11.2014);

- борьба за свободу самовыражения: "Freed Pussy Riot members say prison was time of 'endless humiliations': Maria Alyokhina and Nadezhda Tolokonnikova say they want acquittal from Vladimir Putin, not amnesty" (23.12.2013).

Только такая трактовка российской действительности как "Living in Russia is like being in a minefield" является истинным и правдивым отражением "коррупционной России". И это, по мнению А. Звягинцева и цитирующего Ш. Уолкера, является "вечным проклятием" для страны.

В целом, Россия, по мнению британской прессы, является раем только для гангстеров, бандитов и мафии: Gangster's paradise: how organised crime took over Russia: "Under Vladmir Putin, gangsterism on the streets has given way to kleptocracy in the state" (by Mark Galeotti) (23.03.2018)

Четкие и крупные фотографии татуировок мафиози только подтверждают точку зрения журналиста. Упоминание имени президента страны, контраст между использованными словами "организованная преступность" и "период правления Владимира Путина" только усиливает экспрессивность заголовка, и позволяет читателю самостоятельно увидеть четко расставленные параллели и взаимосвязи.

Результатом почти любого конфликта с Россией (ситуация в Солсбери, обвинение России вмешательство во внутренние дела Великобритании посредством кибер-аттак) представляется новая холодная война:

1) "The Salisbury attack was appalling. But we must avoid a drift to conflict (by Jeremy Corbyn): Britain needs to hold the perpetrators to account. Yet this is not a time for hasty judgments that could lead to a new cold war" (15.03.2018);

2) "The new cold war: how our focus on Russia obscures social media's real threat: We should welcome politicians' growing skepticism about Silicon Valley - but not if it means authoritarian interventions into our digital lives" (14.12.2017).

Хотя, стоит отметить, что Россия давно воспринимается западными странами как угроза ("красная угроза"), что характеризует заголовок одной из статей: "Russia is preparing for a conflict with NATO, and NATO is preparing for a possible confrontation with Russia" (12.08.2015).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что "в процессе стереотипизации неизменно включаются механизмы, отвечающие за передачу отрицательной оценочности, что в итоге складывается в эффект демонизации образа России. Из анализа дискурса британской печати очевидно, что демонизация образа России проходит на всех уровнях

кодирования информации массмедийного текста: дискурсивном, языковом и

424

культурном .

Анализ заголовков и содержания статей свидетельствует, что укоренившийся в британском обществе стереотипный образ России подвергается дальнейшей негативной модернизации. "При этом демонизация образа России осуществляется за счет стереотипизации негативных характеристик в основных концептуальных областях инварианта восприятия образа России"425.

Использованные источники:

1. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: изд-во Моск. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2011. 392 с.

2. Иванова, С.В., Салимова, Р.М. Стереотипизация и демонизация образа России на страницах британских газет // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1032-1038.

3. Красильникова Н. А. Советский Союз, фашистская Германия или Россия XXI века? (Образ России в дискурсе общественности на сайтах СМИ Великобритании) // Политическая лингвистика. 2010. №3. С. 76-86.

4. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.

5. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

6. Мирошниченко А. The Guardian вышла на 5-е место в мире по "цифровой подписке" // Журналист [Электронный ресурс] URL: https://jrnlst.ru/guardian-500 Загл.с экрана. Яз.рус.

7. The Guardian [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com Загл.с экрана. Яз.англ.

424 Иванова, С.В., Салимова, Р.М. Стереотипизация и демонизация образа России на страницах британских газет // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 3. С. 1032.

425 Там же. С. 1032.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.