Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзова Т.В., Чернобродов Е.Р.

Данная статья посвящена актуальной проблеме поисков эффективных психологопедагогических подходов в приобретении необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научноквалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. На основе теоретического анализа нами установлено, что современные зарубежные и отечественные исследователи акцентируют свое внимание на необходимость разработки новых методов по развитию мышления (дискурсивного, критического, креативного) в образовательном процессе при подготовке кадров высшей квалификации. Наше исследование показало, что в данном направлении развитие понимания научного текста обучаемыми создает условия для реализации их творческого потенциала. Целью настоящей статьи является определение роли лингвистических приемов в диагностике понимания учебного материала в процессе обучения научно-педагогических кадров высшей квалификации. Для достижения поставленной цели нами были использованы методологические тексты, обрабатываемые с помощью приемов «терминологизации / детерминологизации», «метафоризации / деметафоризации», «концептуализации / деконцептуализации» научного текста. В итоге были получены следующие результаты: при использовании специальных упражнений, направленных на понимание текста, обучающиеся демонстрировали положительную динамику в установлении смысловых связей, развитии понятийного мышления. Примененный нами подход может быть эффективен в формировании методологической грамотности научно-педагогических кадров на протяжении всего процесса обучения в адъюнктурах/аспирантурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC TECHNIQUES FOR DEVELOPING THE UNDERSTANDING OF METHODOLOGICAL TEXTS IN THE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL

This article is devoted to the urgent problem of searching for effective psychological and pedagogical approaches in acquiring the necessary level of knowledge, skills, skills, experience of activity and preparation for the defense of a scientific qualification work (dissertation) for the degree of candidate of sciences. Based on the theoretical analysis, we have established that modern foreign and domestic researchers focus their attention on the need to develop new methods for the development of thinking (discursive, critic al, creative) in the educational process during the training of highly qualified personnel. Our research has shown that in this direction, the development of students' understanding of the scientific text creates conditions for the realization of their creative potential. The purpose of this article is to determine the role of linguistic techniques in the diagnosis of the understanding of educational material in the process of teaching highly qualified scientific and pedagogical personnel. To achieve this goal, we used methodological texts processed using the techniques of "terminologization / determinologization", "metaphorization / demetaphorization", "conceptualization / deconceptualization" of a scientific text. As a result, the following results were obtained: when using special exercises aimed at understanding the text, students demonstrated positive dynamics in establishing semantic connections, developing conceptual thinking. The approach we have applied can be effective in the formation of methodological literacy of scientific and pedagogical personnel throughout the entire process of training in adjunct/postgraduate studies.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 159.99:81"42 DOI: 10.25730/VSU.7606.22.047

Лингвистические приемы развития понимания методологических текстов в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации*

Т. В. Борзова1, Е. Р. Чернобродов2

1доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, Тихоокеанский государственный университет. Россия, г. Хабаровск.

ORCID: 0000-0002-2307-9001. E-mail: borzova_tatiana@mail.ru 2кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии и педагогики, Дальневосточный юридический институт МВД России. Россия, г. Хабаровск. ORCID: 0000-0002-4530-8709. E-mail: erch70@rambler.ru

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме поисков эффективных психолого-педагогических подходов в приобретении необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. На основе теоретического анализа нами установлено, что современные зарубежные и отечественные исследователи акцентируют свое внимание на необходимость разработки новых методов по развитию мышления (дискурсивного, критического, креативного) в образовательном процессе при подготовке кадров высшей квалификации. Наше исследование показало, что в данном направлении развитие понимания научного текста обучаемыми создает условия для реализации их творческого потенциала. Целью настоящей статьи является определение роли лингвистических приемов в диагностике понимания учебного материала в процессе обучения научно-педагогических кадров высшей квалификации. Для достижения поставленной цели нами были использованы методологические тексты, обрабатываемые с помощью приемов «терминологизации / детерминологизации», «метафоризации / деметафоризации», «концептуализации / деконцептуализации» научного текста. В итоге были получены следующие результаты: при использовании специальных упражнений, направленных на понимание текста, обучающиеся демонстрировали положительную динамику в установлении смысловых связей, развитии понятийного мышления. Примененный нами подход может быть эффективен в формировании методологической грамотности научно-педагогических кадров на протяжении всего процесса обучения в адъюнктурах/аспирантурах.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, методы обучения, саморегуляция, критическое мышление, понимание, педагогическая герменевтика, методологическая рефлексия.

Введение. Современная подготовка научно-педагогических кадров для органов внутренних дел должна ориентироваться на передовые технологии с целью повышения адаптивности специалиста к политическим, социальным, экономическим изменениям с учетом развития позитивной профессиональной перспективы. Потребность в постоянной поисковой активности, раскрытие творческого потенциала и интерес к открытию новых знаний у обучающихся требует особого внимания к совершенствованию методологических подходов в образовательном и воспитательном аспектах.

Для определения путей совершенствования подготовки научно-педагогических кадров в России необходим системный мониторинг основных мировых трендов в зарубежных и отечественных исследованиях. В. Я. Гельман и Н. М. Хмельницкая [3] отмечают, что одним из значимых элементов американской системы стали специальные тренинги по обучению аспирантов методам исследования. Диссертационное исследование проводится через реализацию научных проектов, раскрывающих сущность промежуточных результатов.

Если обратить внимание на подготовку научно-педагогических кадров в Великобритании, то, по мнению Б. Ш. Усмонова [16], в настоящее время акцент делается на междисциплинарные ориентации в обучении. Многопрофильность и поиск новых методологических подходов научных исследований поддерживается созданием программ (образовательные модули, методологические семинары, тренинги исследовательских навыков и т. п.) поддержки молодых ученых.

© Борзова Т. В., Чернобродов Е. Р., 2022

* Статья опубликована при поддержке гранта 4.22 - ТОГУ «Развитие понимания в обучении студентов вуза»

Marginson S. и Yang L. [19] считают, что в англо-американской и китайской системах высшего образования основным трендом являются интегративные процессы, аналогичные глобализации. Авторы указывают на ведущую роль дискурсивного мышления в области гуманитарного образования.

Short A. [20] обратила внимание на необходимость учета в разработке программ для обучения научно-педагогических кадров такого фактора, как возраст аспиранта/адъюнкта. Действительно, имеется существенная разница между аспирантом, вчерашним выпускником вуза, и тем, кто пришел в науку с профессиональным и жизненным опытом. Short A. отмечает, что в соответствии с теориями обучения взрослых особую роль приобретает внутренняя мотивация к научной деятельности и решение ими жизненных проблем в плане повышения удовлетворенности работой, самооценки, качества жизни.

Британские исследователи Herodotou C., Sharpies M., Gaved M., Kukulska-Hulme A., Rienties B., Scanion E., Whitelock D. [18] в своем аналитическом обзоре отмечают, что эффективность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации зависит от развития критического мышления, навыков работы в команде, знания иностранных языков.

Среди наиболее эффективных подходов к обучению-аспирантов/адъюнктов является развитие метапознания и саморегуляции. Саморегуляцию авторы рассматривают как самогенерируемые мысли, чувства и действия, которые планируются и циклически адаптируются для достижения личных целей обучения. Процесс саморегуляции в становлении молодых ученых задается соответствующими стратегиями, сгенерированными их научными руководителями и преподавателями.

Особое место в подготовке научно-педагогических кадров видится в развитии у аспирантов/адъюнктов аналитических и исследовательских навыков и компетенций. Данную задачу возможно реализовать через практику ведения научных дискуссий, создания модели самопрезентации собственного видения исследуемых проблем. Естественным образом это даст импульс к развитию критического мышления и методологических подходов в научной работе.

Внедрение новых образовательных технологий с учетом динамично меняющейся «картины мира» предопределяет интеграцию в образовательную международную среду с опорой на фундаментальные знания и прикладные исследования [15].

Принимая во внимание современные подходы к требованиям для высшего образования, становится необходимым особое внимание уделять развитию самосознания и способности к саморефлексии обучающихся. Образовательный и научный уровень будущих профессионалов предопределяется их ориентацией на развитие и возможности реализации творческих способностей. Анализ проблем, связанных с поиском, оптимизации высшего образования, позволяет констатировать значимую роль индивидуализации обучения и развития личностного потенциала как обучающихся, так и преподавательского состава.

Познание профессиональной сферы неразрывно связано с креативностью аспирантов/адъюнктов. Н. А. Маркина рассматривает креативность как «совокупность способностей, позволяющих личности генерировать новые нестандартные, оригинальные образы, идеи, решения задач и проблем» [9, с. 10].

Включенность аспиранта/адъюнкта в образовательную и научную деятельность предполагает личностную интенцию к активности, которая проявляется в постоянном интересе к процессу познания и стремлению экспериментировать. Такая стратегия профессионального развития предопределит «устойчивую потребность, сформировавшийся интерес к определенной области знаний» [6, с. 40].

Т. В. Ворончихина и А. О. Ивонин высказали значимое суждение о том, что успех образовательного процесса предопределяется уровнем развития у обучающихся способности к интерпретированию полученных результатов. Для подготовки научно-педагогических кадров данный подход, несомненно, предопределит положительный результат в научных исследованиях [2].

Выбор форм и методов обучения научно-педагогических кадров предполагает учет сформированности их познавательных способностей. Так, Ш. И. Булуева, Д. А. Хохлова и Э. Л. Тимарова акцентируют наше внимание на роль познавательных способностей в генерировании новых идей в процессе усвоения знаний и умений на основе различных мыслительных операций [1].

Современный сотрудник органов внутренних дел должен обладать развитым интеллектом, широким кругозором, высокой культурой, построенной на метапредметной образовательной платформе.

Особенно необходимы активные формы обучения: диалоговое взаимодействие, проблемно-поисковый подход, интерактивные методы, методы научных дискуссий, психосемантические методы анализа значений. Среди наиболее востребованных в настоящее время, по мнению С. Ю. Лаврентьева и Д. А. Крылова [7], интерактивных методов обучения остается метод кейсов.

Содержательная научная дискуссия как метод обучения приводящая к коллективному мышлению - мышлению в общении (по Г. П. Щедровицкому) - предполагает ведущую роль научного руководителя/преподавателя. Г. П. Щедровицкий отмечал, что для успешного продвижения в познании предмета изучения необходима серьезная работа по его пониманию и осмыслению. Научная дискуссия запускает необходимую для молодых исследователей рефлексию, а она «важнейший момент в механизмах научного рассуждения» [17].

По мнению С. А. Писаревой [13], исследовательские компетенции аспиранта/адъюнкта формируются не только через приобретение теоретико-методологических знаний, но и с помощью профессионального и жизненного опыта с опорой на ценностные ориентации и мировоззрение личности.

Одним из важных аспектов процесса обучения является понимание учебного материала. Успешным овладением учебной программы считается возможность обучающегося понимать пройденный материал, уметь его преобразовывать, а также порождать абсолютно новые знания. Понимание - главный фактор, определяющий результативность и качество образования. Проблему понимания в обучении поднимали многие ученые (П. П. Блонский, Е. Д. Бо-жович, В. А. Крутецкий, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Г. Салмина и др.). В настоящее время психология понимания является одной из динамично развивающихся областей психологической науки (В. В. Знаков, В. П. Зинченко, Т. В. Борзова и др.) [11]. Вместе с тем недостаточно исследований, в которых на конкретном эмпирическом материале разрабатываются и валидизируются показатели понимания.

Цель статьи - систематизировать результаты исследования, в котором лингвистические приемы выступают экспериментальной моделью диагностики понимания учебного материала адъюнктами. Методологической основой исследуемой проблемы стали педагогическая герменевтика, психология понимания и психолингвистика, философия, педагогика и психология.

Методы. Проведено экспериментальное обучение в условиях вуза с диагностикой качественных изменений различных форм понимания текста на основе открытой возможности для обучающихся применять в собственном образовательном процессе полученные знания и способы работы с учебным материалом. Нами использовалось внедрение в учебный процесс пакета методологических текстов, связанных с образовательным процессом. Следует учитывать, что в современных условиях фиксируется тенденция отторжения человека от глубокого чтения (Л. А. Мосунова) [12]. Благодаря такому «глубокому чтению» человек может раскрыть свои лучшие внутренние качества читающего, актуализировать качественные модели поведения в социуме. Обучение способам работы с различного рода текстами и осознание их структуры позволит специалисту высшей школы применять данные способы работы с научными текстами в ходе освоения учебных дисциплин (уголовное право, криминалистика, педагогика, история и др.). Владение специальным инструментарием при работе с текстами особенно важно в связи с развитием информационных технологий, например, в ходе дистанционного обучения, когда прочитать и понять содержание методологических текстов можно в любое удобное время.

В проводимом нами исследовании акцент был сделан на обучение способам работы с текстом на основе применения приема «терминологизации/детерминологизации», метафо-ризации/деметафоризации», «концептуализации/деконцептуализации» научного текста.

Так, на основе применения приема «терминологизации /детерминологизации» научного текста В. И. Слободчикова «Философский смысл принципа развития в психологии» [14] нами была получена следующая работа адъюнкта П. О. (орфография сохранена):

Парадигмы Ключевые понятия Пример использования

Натурализм «Человек - природа» Принцип природосообразности Наследственность Природный индивид Учет биологических ритмов человека при планировании различных видов занятий (проведение ответственных аттестационных мероприятий в первой половине дня).

Окончание таблицы

Парадигмы Ключевые понятия Пример использования

Созревание и рост Учет особенностей темпераментов обучающихся (спокойная, медленная речь - для флегматиков и более динамичное общение с холериками), особенностей слабой и сильной нервной системы, экстра-вертивованной и интровертированной направленности индивида

Социоморфизм «Человек - Общество» Процесс социализации Отношения, сложившиеся в социальном опыте общества Социальный индивид Интериоризация видов деятельности Моделирование реального судебного процесса с целью формирования навыка поведения, общения, публичного выступления. Проблема морального выбора. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Качественная оценка собственного профессионализма и рефлексия на ситуацию.

Гносеологизм «Субъект-Объект» Познающий индивид Интеллект Познавательная установка Взаимодействие и отражение Составить «конспект-карту» лекции «Интеллект как фундаментальный механизм уравновешивания, гармонизации, адаптации индивида к условиям природной и общественной среды».

Культурализм «Человек-Культура» Преобразование культуры личности в мир личности - Человек Культуры Творчество Посредник Канон Изучения биографии и текстов (речей) известных адвокатов, юристов и создание «встречных» текстов (например, «Моя встреча с А. Ф. Кони») Написание своей биографии, как если бы я жил, например, в период Античности и был оратором.

Теологизм «Человек - Божество» Духовность Смысл (назначение) человека Нравственность Сверхиндивидуальные цели/задачи Часто речи гениальных адвокатов приводили к оправданию преступника. Обсуждение дилеммы «профессиональное-личное», «закон-справедливость».

Антропологизм «Человек - мир» Целостность Со-творчество Со-бытие Сотрудничество САМО Индивидуальность Субъективность На входе - предоставление возможности вербали-зировать собственные ожидания от дисциплины, что хотелось бы узнать, чему научиться. На выходе - формирование портфолио «Мой путь в изучении дисциплины» (цель - результаты).

Приведем пример использования приема «метафоризации/деметафоризации» при прочтении обучающимися работы А. К. Марковой «Психология труда учителя» [10]. Каждый адъюнкт выбирал для анализа данного произведения понравившиеся стихотворения японских авторов. В работе обучающегося О. П. (орфография сохранена) отмечается:

«О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему -

В этом высший подвиг цветка!

В данном стихотворении мной был усмотрен следующий смысл. Каждое существо, каждый человек - индивидуален и уникален. В этом наша высшая цель, наш подвиг, наша сверхзадача - быть собой и нести в себе что-то особенное. Людей много, но каждый из них личность и у каждого своя судьба, в этом и заключается жизнь каждого из нас. Несмотря на то, что нас окружают люди с похожими чертами внешности и характера, каждый обладает своими неповторимыми особенностями. И, главное, это их развивать, не пытаться быть копией других».

Приведем пример использования приема «метафоризации/деметафоризации» обучающимся И. К. (орфография сохранена):

«Сливы весенний цвет

Дарит свой аромат человеку...

Тому, кто ветку сломал.

Каждый человек сам выбирает, как поступить, о чем думать, но если он желает развиваться, совершенствоваться, не оставаться в прежнем положении, то он должен предпринять усилие, совершить определенные действия к достижению поставленной цели. В ином случае, все останется в прежнем состоянии и человек не узнает на что он, действительно, способен и какой потенциал в нем заложен».

Адъюнкт В. Ж. отметил следующее:

«Бусон (1716-1783)

Грузный колокол.

А на самом его краю

Дремлет бабочка.

Автор как бы начал говорить, но потом как будто остановился, решив, что сказанного достаточно, чтобы понять мысль или поймать ощущение стихотворения. Своим стихотворением автор поставил задачу - передать настроение, показав мгновенно схваченную картинку, эпизод, мимолетную игру фантазии. Для меня стихотворение наполнено грустью и тоской, связанной с неизбежностью бытия. Грузный колокол характеризует огромный, необъятный мир, его бесконечность и неизвестность. Человек же предстает в нем, как бабочка, маленькое, хрупкое существо, существование которого часто проходит незаметно для этого мира. Но у бабочки, как и у человека, есть огромный потенциал, и несмотря на столь короткую и мгновенно пролетающую жизнь, они оба могут привнести в мир что-то прекрасное: бабочка - порханием своих прелестных разноцветных крылышек, а человек - своими поступками и действиями. Всех нас ждет неизбежное забвение, однако только нам решать, как прожить эту жизнь, какой оставить след, все в наших руках и крылышках».

Приведем пример использования приема «концептуализации/деконцептуализации» при прочтении обучающимся А. П. (орфография сохранена) работы Д. А. Леонтьева. «В поисках основы личности. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному» [8]:

«Синквейн по пятому тезису: В тезисе Леонтьева Д. А. сказано следующее:«...именно то, что в нашей жизни, помимо необходимого, существует сфера возможного, вводит в жизнь человека измерении самодетерминации и автономии... автономия и самодетерминация нужны человеку для того, чтобы ориентировать поведение в пространстве возможного... превращение возможности в действительность происходит только через недетерминированный (точнее, самодетерминированный) выбор и решение субъекта...»

1 строка: автономия и самодетерминация

2 строка: уникальная, жизнеопределяющая

3 строка: ориентироваться, превращать, определять

4 строка: «Большинство людей выбирают из того, что им предлагает жизнь, совершенно не думая о том, чтобы пойти и потребовать чего-то еще» Изабель Юппер

5 строка: свобода

Нами использовался прием написания синквейна не только по одному тезису Леонтьева Д. А., но и сразу по всем его одиннадцати тезисам. Приведем пример результата работы с научным текстом на основе «концептуализации/деконцептуализации» адъюнктом А. П. (орфография сохранена):

«Синквейн по всем тезисам:

1 строка: развитие

2 строка: непричинно-обусловленная, допустимая, определяющая

3 строка: рефлексировать, развиваться, направлять

4 строка: одним из элементов бытия человека, является постоянное развитие его собственной личности, что достигается за счет формирования в нем самостоятельности, а также научения его возможности осознавать и видеть целесообразность совершаемых действий

5 строка: прогресс»

Адъюнкт О. Л. написал следующее: «Синквейн по всем тезисам в целом:

Осознанность

Приобретаемая, автономная, определяющая.

Направлять, рефлексировать, совершенствовать.

Влияние бытия на сознание является относительно универсальным и постоянным, а влияние сознание на бытие - вариативным и не всегда проявляющимся.

Развитие».

А если рассматривать параметры понимания в работе В. В. Знакова [4; 5], то понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение, данные в виде синквейна, имеют следующий вид в работе адъюнкта О. Л. (орфография сохранена):

Понимание-знание Понимание-интерпретация Понимание-постижение

Истина Доказательная, адекватная Проверять, доказывать, узнавать Отражать эмпирическую реальность Правда Вариант Разный, самобытный Видеть, растолковывать, интерпретировать Сколько людей столько и мнений Альтернатива Сложность Единая, комплексная, многофакторная Постигать, схватывать, вникать Постигать можно только сложное Трудность.

Результаты. Контрольная и экспериментальная группы состояли из адъюнктов Дальневосточного юридического института МВД России (10 и 10 человек в экспериментальной и контрольной группах соответственно), которые обладали одинаковыми умениями осуществлять способы работы с текстом. Статистически достоверных различий между группами не обнаружено.

Нами была оценена достоверность различий между процентными долями экспериментальной и контрольной групп при использовании критерия ф* - угловое преобразование Фишера. Результаты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Качественный анализ продуктов деятельности студентов_

Эмпирические показатели Результаты экспериментальной группы, % Результаты контрольной группы, %

Выполнено Не выполнено Выполнено Не выполнено

Терминологизация/ детерминологизация 90 (9 чел.) 10 (1 чел.) 40 (4) 60 (6)

Концептуализация/ деконцептуализация 80 (8 чел.) 20 (2) 20 (2) 80 (8)

Метафоризация/ деметафоризация 70 (7) 30 (3) 10 (1) 90 (9)

Качественные различия между экспериментальной и контрольной группой адъюнктов показали значимость обучения способам работы с методологическими текстами. Достоверные различия между группами на основе данных таблицы 1 представлены ниже. Критерий Фишера представлен как ф:ф1 - различия экспериментальной группы на начало и конец исследования, ф2 - различия контрольной группы на начало и конец исследования, ф* - различия между экспериментальной и контрольной группами на конец исследования.

Таблица2

Д остоверные различия между группами

Эмпирические показатели ф1 для экспериментальной группы ф2 для контрольной группы ф*

Терминологизация/ детерминологизация 2,50 1,369 2,52

Концептуализация/ деконцептуализация 2,32 1,772 2,88

Метафоризация/ деметафоризация 2,41 0,644 2,99

Учитывались критические значения ф*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:

ф= 1,64 (р<0,05) {2,31 (р<0,01)

Количественные данные подтвердили эффективность обучения пониманию научного текста в плане его содержания и структуры. По трем показателям для ф1 в ходе формирующего эксперимента зафиксирована динамика развития умений понимать текст (ф1 больше 2,31, а

значит, входит в интервал значимости). Рассчитанный ф2 менее 2,31, следовательно, статистических различий в контрольной группе на начало и конец исследования не обнаружено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоверные различия выявлены при сравнении групп в связи с проведением специального обучения. Рассчитанный коэффициент ф* говорит о том, что в экспериментальной группе увеличилось число адъюнктов, которые не испытывают трудностей в осознании методологических текстов в ходе обучения специальным способам работы по трем показателям. Это подтверждается на уровне достоверности p< 0,01.

В современных условиях осознается необходимость построения качественно иной системы обучения, где актуализируются новые цели, задачи, проблемы, ранее не задействованные подходы. При этом возникает необходимость дистанцирования от выраженной когнитивной ориентации, не способствующей полноценному пониманию адъюнктами явлений и событий окружающего мира, принятию и объяснению ими усваиваемых знаний, применению этих знаний, постижению новых смыслов бытия.

В ходе работы с методологическими текстами у обучающихся сохраняется возможность нерегламентированных возвратов при чтении к сложным частям текста. Особое внимание нами уделялось обучению способам работы с текстом на основе применения приема «терминологизации /детерминологизации», «метафоризации/деметафоризации», «концептуализа-ции/деконцептуализации» научного текста. «Концептуализация/деконцептуализация» научного текста - это сложный мыслительный процесс и лишь отдельные обучающиеся делают своего рода прорыв в объяснении и понимании явлений и событий окружающего мира. Тем не менее современному гуманитарию в процессе понимания необходимо владеть комплексом рациональных процедур, которые позволяют объективировать существующее знание и из различного рода текстов, в том числе и методологических, определять для себя (формулировать) основания собственной профессиональной деятельности и профессионального роста, выстраивать модели поведения в социуме, приводить существующий вокруг человека объем информации к максимально достоверному виду. Мы предполагаем, что представленные в статье способы работы с текстом могут рассматриваться как универсальные, могут быть применены в любой дисциплине образовательного процесса.

Список литературы

1. Булуева Ш. И., Хохлова Д. А., Тимарова Э. Л. Формирование познавательных способностей студентов в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). C. 159-160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id = 41833098.

2. Ворончихина Т. В., Ивонин А. О. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения в современном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3 (3). C. 39-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =18973407.

3. Гельман В. Я., Хмельницкая Н. М. О некоторых проблемах подготовки научно-педагогических кадров // Управление наукой и наукометрия. 2017. № 1 (23). С. 102-119. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id =28994850.

4. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2016. 488 с.

5. Знаков В. В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. C. 18-29.

6. Казначеева С. Н., Гриценко Д. И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id = 23211323.

7. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Современные методы обучения как средство активации познавательной активности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id = 20419335.

8. Леонтьев Д. А. В поисках основы личности. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Личностный потенциал: структура и диагностика / А. Ж. Аверина и др.; под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 12-41.

9. Маркина Н. А. Рефлексивные механизмы креативности личности : дисс. канд. ... психол. наук. М., 2012.

10. Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1994. 192 с.

11. Методологические тексты как основа развития субъектности в образовании : хрестоматия / автор-сост. Т. В. Борзова. Хабаровск : ТОГУ, 2020. 187 с.

12. Мосунова Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 151-157.

13. Писарева С. А. Проблемы содержания подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре современных университетов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 158. С. 124-135. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id = 20397754.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : ПСТГУ, 2013. 242 с.

15. Тенденции развития высшего образования в мире и в России: аналитический доклад-дайджест / Л. В. Константинова, Е. В. Шубенкова и др. М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. URL: https://www.rea. ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija /Documents/ (дата обращения: 11.04.2022).

16. Усмонов Б. Ш. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Европе: опыт и проблемы // Вестник ТГПУ. 2018. № 3 (192). С. 139-149. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id = 32723685.

17. ЩедровицкийГ. П. Мышление - Понимание - Рефлексия. М. : Наследие ММК, 2005. 320 с.

18. Herodotou C., Sharpies M., Gaved M., Kukulska-Hulme A., Rienties B., Scanlon E., Whitelock D. Innovative Pedagogy of the Future: Evidence-Based Choice. 2019. DOI: 10.3389/feduc.2019.00113.

19. Marginson S., Yang L..Individual and collective outcomes of higher education: a comparison of Anglo-American and Chinese approaches. 2022. Vol. 20. Is. 1. Pp. 1-31. DOI: 10.1080/14767724.2021.1932436.

20. Short A. Mandatory pedagogical training for all staff in higher education by 2020 - a great idea or bridge too far // Journal of the European Higher Education Area. 2015. No. 3. Pp. 1-21. URL: https://www.resear-chgate.net/publication/283211609.

Linguistic techniques for developing the understanding of methodological texts in the training of highly qualified scientific

and pedagogical personnel

T. V. Borzova1, E. R. Chernobrodov2

doctor of Psychological Sciences, associate professor, professor of the Department of Psychology,

Pacific State University. Russia, Khabarovsk.

ORCID: 0000-0002-2307-9001. E-mail: borzova_tatiana@mail.ru 2PhD in Psychological Sciences, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Russia, Khabarovsk. ORCID: 0000-0002-4530-8709. E-mail: erch70@rambler.ru

Abstract. This article is devoted to the urgent problem of searching for effective psychological and pedagogical approaches in acquiring the necessary level of knowledge, skills, skills, experience of activity and prep aration for the defense of a scientific qualification work (dissertation) for the degree of candidate of sciences. Based on the theoretical analysis, we have established that modern foreign and domestic researchers focus their attention on the need to develop new methods for the development of thinking (discursive, critic al, creative) in the educational process during the training of highly qualified personnel. Our research has shown that in this direction, the development of students' understanding of the scientific text creates conditions for the realization of their creative potential. The purpose of this article is to determine the role of linguistic techniques in the diagnosis of the understanding of educational material in the process of teaching highly qualified scie n-tific and pedagogical personnel. To achieve this goal, we used methodological texts processed using the techniques of "terminologization / determinologization", "metaphorization / demetaphorization", "conceptualization / deconceptualization" of a scientific text. As a result, the following results were obtained: when using special exercises aimed at understanding the text, students demonstrated positive dynamics in establishing semantic connections, developing conceptual thinking. The approach we have applied can be effective in the formation of methodological literacy of scientific and pedagogical personnel throughout the entire process of training in adjunct/postgraduate studies.

Keywords: scientific and pedagogical personnel, teaching methods, self-regulation, critical thinking, understanding, pedagogical hermeneutics, methodological reflection.

References

1. Bulueva Sh. I., Hohlova D. A., Timarova E. L. Formirovanie poznavatel'nyh sposobnostej studentov v processe obucheniya [Formation of cognitive abilities of students in the learning process] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture, education. 2019. No. 6 (79). Pp. 159-160. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp7id = 4183098.

2. Voronchihina T. V., Ivonin A. O. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe obucheniya v sov-remennom vuze [Development of cognitive activity of students in the learning process in a modern university] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State University for the Humanities. 2012. No. 3 (3). Pp. 39-41. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =18973407.

3. Gel'man V. Ya., Hmel'nickaya N. M. O nekotoryh problemah podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov [About some problems of training scientific and pedagogical personnel] // Upravlenie naukoj i naukometriya -Management of science and scientometrics.2017. No. 1 (23). Pp. 102-119. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id =28994850.

4. Znakov V. V. Psihologiya ponimaniya mira cheloveka [Psychology of understanding the human world]. M. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. 2016. 488 p.

5. Znakov V. V. Mnogomernyj mir cheloveka: tipy real'nosti, ponimaniya i social'nogo znaniya [Multidimensional human world: types of reality, understanding and social knowledge] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14 - Herald of Moscow University. Series 14. Psychology. 2012. No. 3. Pp. 18-29.

6. Kaznacheeva S. N., Gricenko D. I. Sovremennye metody razvitiya poznavatel'noj aktivnosti studentov vuza [Modern methods of development of cognitive activity of university students] // Vestnik Mininskogo universiteta -Herald of Mininsky University. 2015. No. 1. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23211323.

7. Lavrent'ev S. Yu., Krylov D. A. Sovremennye metody obucheniya kak sredstvo aktivacii poznavatel'noj aktivnosti studenta vuza [Modern teaching methods as a means of activating cognitive activity of a university student] // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Mari State University. 2013. No. 12. Pp. 108-111. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20419335.

8. Leont'ev D. A. Vpoiskah osnovy lichnosti. Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psihologii: ot neobhodi-mogo k vozmozhnomu [In search of the basis of personality. New guidelines for understanding personality in psychology: from the necessary to the possible] // Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika - Personal potential: structure and diagnostics / A. J. Averina et al.; ed. by D. A. Leontiev. M. Smysl (Sense) 2011. Pp. 12-41.

9. Markina N. A. Refleksivnye mekhanizmy kreativnosti lichnosti : diss. kand. ... psihol. nauk [Reflexive mechanisms of personality creativity : diss. PhD in Psychological Sciences]. M. 2012.

10. Markova A. K. Psihologiya truda uchitelya [Psychology of teacher's work]. M. Prosveshchenie (Enlightenment). 1994. 192 p.

11. Metodologicheskie teksty kak osnova razvitiya sub'ektnosti v obrazovanii: hrestomatiya - Methodological texts as a basis for the development of subjectivity in education : textbook / author-comp. T. V. Borzova. Khabarovsk. TOSU. 2020. 187 p.

12. Mosunova L. A. Smyslovoe chtenie kak deyatel'nost': ee soderzhanie i struktura [Semantic reading as an activity: its content and structure] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2011. No. 2-1. Pp. 151-157.

13. Pisareva S. A. Problemy soderzhaniya podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture sov-remennyh universitetov [Problems of the content of training scientific and pedagogical personnel in postgraduate studies of modern universities] // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. Herzen - News of Russian State Pedagogical University n. a. A. I. Hertzen. 2013. No. 158. Pp. 124-135. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=20397754.

14. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub'ektivnoj real'nosti v onto-geneze [Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis]. M. PSTSU. 2013. 242 p.

15. Tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v mire i v Rossii: analiticheskij doklad-dajdzhest - Trends in the development of higher education in the world and in Russia: analytical report-digest / L. V. Konstantinova, E. V. Shubenkova, et al. M. Plekhanov Russian University of Economics. 2021. Available at: https://www. rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija/Documents/ (date accessed: 11.04.2022).

16. Usmonov B. Sh. Sistema podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej kvalifikacii v Evrope: opyt i problemy [The system of training of highly qualified scientific and scientific-pedagogical personnel in Europe: experience and problems] // Vestnik TGPU - Herald of TSPU. 2018. No. 3 (192). Pp. 139-149. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32723685.

17. Shchedrovickij G. P. Myshlenie - Ponimanie - Refleksiya [Thinking - Understanding - Reflection]. M. Heritemmk. 2005. 320 p.

18. Herodotou C., Sharples M., Gaved M., Kukulska-Hulme A., Rienties B., Scanlon E., Whitelock D. Innovative Pedagogy of the Future: Evidence-Based Choice. 2019. DOI: 10.3389/feduc.2019.00113.

19. Marginson S., YangL..Individual and collective outcomes of higher education: a comparison of Anglo-American and Chinese approaches. 2022. Vol. 20. Is. 1. Pp. 1-31. DOI: 10.1080/14767724.2021.1932436.

20. Short A. Mandatory pedagogical training for all staff in higher education by 2020 - a great idea or bridge too far // Journal of the European Higher Education Area. 2015. No. 3. Pp. 1-21. Available at: https://www.researchgate.net/publication/283211609.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.