Научная статья на тему 'Лингвистические параметры молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества'

Лингвистические параметры молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
83
28
Поделиться
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ДИСКУРСИВНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бронская Елена Леонидовна

В данной статье рассматривается проблема определения лингвистических параметров молодежной субкультуры. Цель исследования – выявление лингвистических параметров субкультуры как дискурсивного сообщества.

Текст научной работы на тему «Лингвистические параметры молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества»

Бронская Елена Леонидовна

Аспирант кафедры перевода, переводоведения и МКК ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 811.111-26 ББК 81.032+81.001.2

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ДИСКУРСИВНОГО СООБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается проблема определения лингвистических параметров молодежной субкультуры. Цель исследования - выявление лингвистических параметров субкультуры как дискурсивного сообщества.

Ключевые слова: субкультура; дискурсивное сообщество.

LINGUISTIC CHARACTERISTICS OF YOUTH SUBCULTURE AS DISCOURSE COMMUNITY

The article deals with the problem of defining linguistic characteristics of youth subculture. The research purpose is to define the linguistic parameters of youth subculture as discourse community.

Key words: subculture; discourse community; linguistic parameters.

Цель настоящей статьи - определить в первом приближении лингвистические параметры молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества. Под лингвистическими параметрами следует понимать использование языковых средств, направленных на достижение общих целей коммуникации дискурсивного сообщества.

К представителям современных молодежных субкультур, получивших большое распространение в России, можно отнести реконструкторов исторических эпох разных лет, толкиенистов, «последователей» фильма Дж. Кемерона «Аватар», а также реконструкторов распространенных сетевых компьютерных игр «World of Warkraft» и «S.T.A.L.K.E.R». Современные молодёжные субкультуры изучаются социологами и культурологами.

В качестве исходного можно применить определение субкультуры, данное И.Н. Красавцевой в Новейшем философском словаре, как «систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества», как «особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами» [Новейший философски словарь, 1998, с. 687]. На формирование субкультуры оказывают большое влияние такие факторы как «социальный класс, происхождение, религия и место жительства». Например, средний возраст ролевиков составляет 17-25 лет, большинство участников ролевого движения являются студентами вуза, чаще одного курса или группы.

Ценности, традиции, нормы поведения участников ролевого движения (реконструкторов разных веков, компьютерных игр) мы можем определить, как субкультуры и немаловажным фактором будет являться использование одного языка для общения и передачи информации и знаний, адекватно, и в равной степени, корректно воспринимаемого всеми членами группы. Все остальные люди, не входящие в субкультуру будут являться сторонними наблюдателями, как не принадлежащие к дискурсивному сообществу.

Согласно Дж. Суэйлзу [Swales, 1990, с. 24-27] дискурсивное сообщество характеризуется:

1) общими целями, которые могут быть «формально закреплены в документах или подразумеваться». Такими целями у субкультуры ролевиков являются выезды на игры, проходящие ежегодно, планы, и, как следствие, подготовка к ним, активно обсуждаемая участниками. Примером служит социальная сеть и возможность создавать внутри группы обсуждения:

Обсуждения:

- Заказы на ближайшее время

11 сообщений. Последнее от Lenka Novikova, сегодня в 12:14 ^

- План мероприятий на осень-зиму 2011

10 сообщений. Последнее от Романа Ярошевича, вчера в 17:26 ^

2) «связью между участниками посредством коммуникации», осуществляется во время сбора команды на тренировках. Обмен сообщениями в группе, личные переписки в социальных сетях преобладают.

3) «дискурсивное сообщество преимущественно использует механизм активного участия для осуществления обмена информацией и обратной связи». Как уже упоминалось ранее, участники ролевого движения целенаправленно обмениваются информацией и используют переписку онлайн.

4) для дискурсивного сообщества, в нашем случае ролевиков, типичным является создание собственного жанра общения, установленного и нужного для «коммуникации, посредством которой они могут быть признаны дискурсивным сообществом». Приведем небольшой пример:

#1 Дмитрий Семёнов 31 авг 2010 в 7:33:

1. Новый Обер (кольчуга с длинным рукавом) свежесплетенная из Канска стоит 4200 руб.!

Обычному человеку, не имеющему отношения к ролевым играм, достаточно сложно понять, какую ценность представляет свежесплетенная из Канска кольчуга. Возникает ряд вопросов, при ответах на которые у не - участника ролевого движения могут возникнуть затруднения. При упоминании слова обер, для каких целей нужен новый, свежесплетенный, почему старый обер не подходит, и, наконец, почему заказ обера должен быть из Канска? Для человека, не принадлежащего дискурсивному сообществу, знания о городе Канске ограничиваются географической картой. Потребуется определенное время, чтобы выяснить и понять то, что этот город известен всему ролевому сообществу мастером, который изготавливает не только качественные кольчуги, но и предметы исторической реконструкции для игр.

5) помимо того, что дискурсивное сообщество создает и использует собственный жанр, оно «обзаводится некоторыми специальными лексическими единицами», которые помогают установлению эффективного общения между участниками. Примером может служить все тот же заказ:

#2. Койф, кольчужный капюшон, свежесплетенный из Канска стоит 900р. Обязателен под Топфхельм. Заказываем через меня. #3. Шлем пехотный Цервельер, стоит 1600р делают в Иркутске, Ослябя, связываемся через Седьмого.

Для не - участника дискурсивного сообщества единственное, может оказаться понятным и не требующим дополнительного разъяснения, стоимость вещей и названия городов. Однако имеет право на существование создание адекватного контекста интерпретации для которого необходимы связь формы и содержания, «для того чтобы форма, имеющая функцию знака, символического (как слово или выражение), или воспроизводящего (как рисунок, изваяние), была правильно интерпретирована, то есть для того, чтобы воспринимались ее существенные (релевантные) черты, она должна быть отнесена к соизмеримому окружению» [Демьянков, 1989, с. 72].

6) «выживание» участника дискурсивного сообщества определяется отношениями «между новичками и мастерами». Важным будет упомянуть наличие иерархичной структуры, описанной в группе в социальной сети:

Руководство

Все 8 руководителей

Дмитрий Семёнов

LendKomthur - Dietrich Von Shpak

Александр Анохин

Bruder - Alexander von Chein. Заведующий по фехтованию.

Иван Вальков

Bruder - Heinz Tockler. Заведующий по физическому развитию и дисциплине.

Роман Ярошевич

Bruder - Reamald von Jansen. Заведующий по костюмам и аутентичности.

Саффка Каплуненко

Ordenstressler - Alexandra Stoltz. Заведующая казной.

Новичок сможет понять, что заведующие по фехтованию и физическому развитию помогут в физической подготовке к бою или игре, заведующий по костюмам и аутентичности - в выборе материала и правильности, аутентичности изготовления, а у заведующей казной всегда можно узнать о сумме взноса.

Необходимо еще раз упомянуть о том, что при выборе средства общения, обмена информацией, управления командой, большая роль отводится глобальной сети Интернет. У каждой команды существует группа или ветвь в социальных сетях. Интересным представляется тот факт, что принимая во внимание наличие «дружественных групп», либо «общих ветвей форума», закрытость своих групп приветствуется в большей степени, так как социаль-

ные сети и форумы условно определяют границы существования дискурсивного сообщества. До использования Интернета общение между членами дискурсивного сообщества могло осуществляться лишь при помощи «встреч, телекоммуникации, переписки, информационных писем, разговоров», о чем писал Дж. Суэйлз в 80-90 гг. ХХ столетия, давая характеристику дискурсивному сообществу. Сегодня одним из неотъемлемых параметров общения внутри дискурсивного сообщества является быстрота передачи сообщений, общение в режиме реального времени. Возникает вопрос о правомерности выделения нового лингвистического параметра дискурсивного сообщества -виртуальной разновидности дискурса.

Слово виртуальный (от лат. virtuaПs) определяется как «пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный, способный проявляться на некоторое время при определенных условиях». Согласно словарю лингвистических терминов О.С. Ахмановой, виртуальный - мыслимый элемент языковой системы, независимо от реализации, или актуализации, в речи; противоположное - актуализированный [Ахманова, 1966, с. 79]. Как упоминалось ранее, основная часть переписки ролевиков имеет место в социальных сетях в закрытых группах, будь то обсуждение прошедших или предстоящих игр, пошива костюма по всем правилам, заказа оружия или закупки материала на пошив, таким образом, происходит актуализация элементов языковой системы в виртуальном пространстве. К актуализации обсуждаемого будет относится продуктивный для общающихся обмен информацией и, создание костюмов, получение оружия, выезды на игры.

Необходимым представляется определение дискурса, как формы использования языка, которое содержит три основных компонента «кто использует язык, как, почему и когда», а так же включает три основных аспекта: «использование языка, познавательную деятельность и взаимодействие в социальных ситуациях» [Teun, 1997, с. 2].

Таким образом, правомерно дать определение виртуальному дискурсу как использованию языка, познавательной деятельности и взаимодействию участников коммуникации в виртуальном пространстве и предположить существование виртуального дискурсивного сообщества ролевиков.

Подводя итоги краткого исследования лингвистических параметров молодежной субкультуры как дискурсивного сообщества, суммируем их следующим образом: выбор языков средств участников характеризуется общими

целями, спецификой тематики и жанра общения внутри сообщества.

Библиографический список

1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.

2. Демьянков, В. З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ [Текст] / В. З. Демьянков. - М. : изд-во Моск. ун-та, 1989. - 172 с.

3. Новейший философски словарь [Текст] / сост. А. А. Грицанов. - Минск : изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

4. Swales, J.M. Genre Analysis [Text] / J.M. Swales. - Cambridge University Press: English in Academic and Research Settings, 1990. - 258 p.

5. van Dijk, Teun A. Discourse as Structure and Process [Text] / Teun A. van Dijk. - London: SAGE Publications Ltd, 1997. - 356 p.

6. Реконструкция Тевтонского Ордена на XIII- начало XIV века [Электронный ресурс] // Военно-исторический клуб «Торн». - 2011. - URL : http://vk.com/vik thorn (дата обращения 15.09.2011).

Личность и медиа: гуманитарное исследование в медиаобразовании Федоров Александр Викторович

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог, Россия

УДК 37(4/9)

ББК 74.04(3)

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В АВСТРАЛИИ*

В статье анализируется деятельность (основные цели и задачи, целевая аудитория, теоретические концепции, базовые блоки моделей, формы и методы работы) наиболее значимых центров медиаобразования в современной Австралии, среди которых лидирующее положение занимают организации Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO) и «Австралийские медиапедагоги» (Australian Teachers of Media - ATOM).

Ключевые слова: центры медиаобразования; медиаобразование; медиаграмотность; медиакомпетентность; Австралия; сравнительный анализ; школы; вузы; педагоги.

* Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 2010-1.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).