Научная статья на тему 'Лингвистическая и лингвокультурологическая характеристика слов с количественной семантикой табасаранского языка'

Лингвистическая и лингвокультурологическая характеристика слов с количественной семантикой табасаранского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАСАРАНСКИЙ ЯЗЫК / ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СЕМАНТИКА / ЧИСЛОВОЙ КОД КУЛЬТУРЫ / TABASARAN LANGUAGE / NUMERALS / QUANTITATIVE SEMANTICS / NUMERICAL CODE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанова М.А., Раджабова М.Б.

В статье рассмотрены слова табасаранского языка с количественной семантикой в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах. Перечислены и описаны количественные, порядковые, собирательные, кратные, разделительные и дробные числительные; определены способы образования сложных и составных числительных. Рассмотрена особая семантическая группа, обозначающая приблизительное количество; выявлена специфика образования инклюзивных и эксклюзивных форм множественного числа местоимений. Отмечается, что в табасаранском языке наряду с десятеричной системой исчисления локально функционирует старинная исконная двадцатеричная. Обращается внимание на счетные слова этнокультурной семантики, используемые для исчисления животных, счете насаждений, мер длины, объема и веса, меры площади и измерения времени. Для анализа привлекается паремиологический материал как источник и хранитель этнокультурной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic and linguistic-cultural characteristics of words with quantitative semantics of the Tabasaran language

The article considers the words of the Tabasaran language with quantitative semantics from the point of view of linguistic and linguistic and culturological aspects. Such numerals as quantitative, ordinal, collective, multiple, separating and fractional are listed and described; the ways of formation of complex and composite numerals are determined. A special semantic group denoting an approximate quantity is considered; revealed the specifics of the formation of inclusive and exclusive plural forms of pronouns. It is noted that in the Tabasaran language, along with the decimal system of calculus, the ancient primordial twelve is locally functioning; Attention is drawn to the counting words used for the calculation of animals, the counting of plantings, the measures of length, volume and weight, the measure of area and the measurement of time, with ethnocultural semantics resulting from any historical events that influenced the evolution of the numerical concept. For analysis, paremiological material is used as a source and keeper of ethnocultural information.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая и лингвокультурологическая характеристика слов с количественной семантикой табасаранского языка»

УДК 81'27:811.35

DOI: 10.21779/2542-0313-2019-34-1-56-61 М.А. Гасанова, М.Б. Раджабова

Лингвистическая и лингвокультурологическая характеристика слов с количественной семантикой табасаранского языка

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; gas.marina@mail.ru

В статье рассмотрены слова табасаранского языка с количественной семантикой в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах. Перечислены и описаны количественные, порядковые, собирательные, кратные, разделительные и дробные числительные; определены способы образования сложных и составных числительных. Рассмотрена особая семантическая группа, обозначающая приблизительное количество; выявлена специфика образования инклюзивных и эксклюзивных форм множественного числа местоимений. Отмечается, что в табасаранском языке наряду с десятеричной системой исчисления локально функционирует старинная исконная двадцатеричная. Обращается внимание на счетные слова этнокультурной семантики, используемые для исчисления животных, счете насаждений, мер длины, объема и веса, меры площади и измерения времени. Для анализа привлекается паремиологический материал как источник и хранитель этнокультурной информации.

Ключевые слова: табасаранский язык, числительные, количественная семантика, числовой код культуры.

Внимание языковедов всегда привлекала категория числа во всех сферах деятельности человека. Специфика лингвистического подхода к изучению числового кода заключается в его репрезентации, которая в каждом отдельном языке обладает собственными средствами реализации количественной семантики.

Категория количества проходила определенные этапы становления. В лингвистической науке существует несколько гипотез возникновения числа: прагматическая (числа рассматриваются как результат коммуникации, коммуникативной деятельности человека), концептуальная или вербальная (согласно которой у человека есть врожденный концепт «один» как исходного, точки отсчета для конструирования следующих за ним чисел), ритуальная (противоположная концептуальной гипотезе, согласно которой человек может воссоздать число).

В лингвистике изучение категории числа идет в двух основных направлениях:

1) полевой анализ, в основе которого лежит представление о понятийных категориях;

2) «уровневый» анализ, который предполагает изучение средств выражения количе-ственности на лексическом, словообразовательном и других языковых уровнях.

Язык является базовой знаковой системой для всей семиосферы человека. А языковой знак может рассматриваться как главное средство выражения актуализации культурного смысла. Поэтому языковеды рассматривают число не только как грамматическую категорию, но и как значимый этнолингвистический и лингвокультурологический компонент любой языковой картины мира.

В языкознании имя числительное определяется как часть речи, обозначающая отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете. Но средства репрезентации количественной семантики в языках могут обнаруживать как универсальные, так и специфические особенности.

Имя числительное в табасаранском языке характеризуется особыми формами словоизменения и словообразования.

В табасаранском языке различаются количественные, порядковые, собирательные, кратные, разделительные и дробные числительные.

Количественные числительные: саб «один», кьюб «два», хьуб «пять», йиц1уб «десять», йиц1икьюб «двенадцать», къаб «двадцать», варж «сто», агъзур «тысяча» и др. Перечисленные количественные числительные служат базой для образования сложных и составных количественных числительных (миржц1ур «восемьдесят» [восемь + десять], хьудварж «пятьсот» [пять + сто], агъзурна варжна йирхьуб «тысяча сто шесть» и т. д.), а также числительных остальных разрядов.

Количественные числительные от 11 до 19 образуются от числительного йиц1уб «десять» [йиц1и-] плюс соответствующее числительное: йиц1исаб «одиннадцать» [десять + один], йиц1иургуб «семнадцать» [десять + семь] и т. д. Аналогично образуются и десятки от 30 до 90: хьуц1ур «пятьдесят» [пять + десять].

В числительных сумч1ур «тридцать» и ягъч1вур «сорок» исконные корни подверглись некоторым фонетическим изменениям, но, на наш взгляд, они подобного же образования.

Числительные от 200 до 900 образуются от соответствующих числительных с классным показателем д с участием числительного варж «сто»: кьюдварж «двести» [два + сто], хьудварж «пятьсот» [пять + сто].

Количественные числительные всегда имеют классный показатель: сар риш «одна девочка», хьуб гъван «пять камней», саб к1ари «один теленок». При некоторых существительных временного значения (год, день, ночь) числительные и в единственном числе сохранили реликтовый классный показатель д, выступающий и во множественном числе обоих классов. Ср. саб йиц «один бык», сад йигъ «один день» - садар йицар «одна пара быков», садар йигъар «одни дни».

При количественных числительных существительное всегда ставится в единственном числе: саб чарва «одна овца», къаб чарва «двадцать овец» и др. В составе предложения количественные числительные, которые обычно выступают в определительной функции, традиционно рассматриваются вместе с определяемым словом как один член предложения: саб чарва гъубккну «одного барана зарезали» - хьуб чарва гъурккну «пять баранов зарезали» и др.

Существительное ставится во множественном числе лишь в тех случаях, когда между количественным числительным и существительным находится прилагательное. Ср.: хьур бай «пять парней» - хьур жигьил баяр «пятеро молодых парней» и т. д.

Порядковые числительные. В составе порядковых числительных табасаранского языка следует различать:

1) собственно-порядковые, обозначающие порядковый номер: Манаф Шамхалов агъзурна урч1вудваржна йиц1ихьудпи йисан Хив райондиъ бабкан гъахьну «Манаф Шамхалов родился в тысяча девятьсот пятнадцатом году в селении Хив»;

2) качественно-порядковые, близкие по своему значению к прилагательным: Гъийин дарс дугъан сабпи тажруба ву «Сегодняшний урок - его первый опыт». В этом предложении слово сабпи «первый» означает «неуверенный», «не вполне удачный».

Порядковые числительные образуются прибавлением к основе простого количественного числительного или к составному количественному числительному специального аффикса -пи, сокращенной части причастия происшедшего времени гъапи в значении «сказанный, названный, называемый».

Порядковые числительные в предложении могут употребляться и без определяемого слова, тогда они принимают показатели имен существительных и выступают в функции подлежащего, сказуемого и дополнения: Сабпидар ухди хъуркьну «Первые рано прибыли». Узу сарпир вуза, хъауву кьюрпир «Я первый, а ты второй». Сабпи месела гьял дап1ну кьюбпибдихъ хъюгъган Аьли уч1вну «Когда закончили обсуждение первого вопроса и приступили ко второму, вошел Али».

Порядковые числительные не согласуются с существительными в числе и падеже: сарпи ученик «первый ученик», сарпи ученикари «первые ученики».

В табасаранском языке числительные могут переходить в разряд существительных, т. е. субстантивироваться: Шубурпирухди хъуркьну «Третий давно дошел».

Собирательные числительные - это небольшая группа количественных числительных, обладающих особым значением и характеризующихся специфическими словообразовательными аффиксами. Они образуют данную группу числительных путем присоединения к основе количественных числительных аффиксов -ид для класса разумных существ и -иб для класса неразумных существ и вещей: кьюр - кьюрид «два -двое», шубуб - шубрид «три -трое».

Семантика собирательных числительных состоит из отдельных единиц. По своему значению собирательные числительные более предметны и ближе к существительным, поэтому в устной и письменной речи часто употребляются в субстантивированной форме с падежными аффиксами: Мялимди шубриддизра чухсагъул гъапну «Учитель всем троим объявил благодарность».

Специфическую особенность собирательных числительных составляет их изменение по падежам. Склоняются собирательные числительные как существительные, сохраняя при этом классные показатели во всех падежах: кьюрид «двое», кьюриди «двоих», кьюридиз «двоим». Собирательные числительные могут вступать в роли подлежащего: Кьюриди саб хилди сирнав ап1урайи «Двое дружно плыли».

Кратные числительные показывают, сколько раз совершается действие: кьюбан кьюб - юкьуб «дважды два - четыре» и т. д. Они образуются от количественных числительных в форме класса неразумных существ прибавлением суффикса -ан: саб - сабан «один - один раз», варж - варжбан «сто - сто раз».

К настоящему времени в табасаранском языке сложился и другой способ образования кратных числительных - путем сочетания количественных числительных со словом ражну (ражари) «раз»: Шубуб ражари шубуб - урч1вуб «Три раза три - девять». Мы полагаем, что образование кратных числительных посредством аффикса -ан является исконным, позже под влиянием других языков в табасаранском языке возник второй способ наподобие структурной кальки.

Разделительные числительные обозначают не абстрактную идею предметов, они указывают на то, сколько лиц или предметов входит в называемое количество. Разделительные числительные образуются путем повторения основы качественного числительного, но первый компонент сочетания сокращается: са-саб «по одному», хьу-хьуб «по пять» и т. д.

При образовании сложных и составных числительных обычно повторяется числительное, занимающее конечную позицию: Цци консервный заводиъ гьарсар студентди

урч1вц1урна урч1вуб манат пул гъазанмиш гъап1ну «В этом году на консервном заводе каждый студент заработал по девяносто девять рублей».

В предложении разделительные числительные обычно выступают в роли обстоятельства, а с аффиксом эргативного падежа -ди они употребляются в функции наречия: Хялар шу-шубурди гъюри дусрайи «Гости по трое приходят и садятся».

Особую группу числительных составляют дробные величины. Образуются они описательно - посредством слова пай «часть, доля». В структурном отношении дробные числительные типа шубубди саб «одна третья» представляют собой сочетание количественного числительного саб «один» в форме именительного падежа и числительного шубубдик в форме аблатива третьей серии падежа покоя.

Дробные числительные согласуются с именами существительными: имя существительное при дробном числительном стоит в именительном падеже. При образовании дробных числительных в табасаранском языке числительное ставится в именительном падеже единственного числа, а знаменатель - в одном из местных падежей: шубубдик саб «одна третья», йиц1убдик саб «одна десятая». Дробные числительные склоняются. При этом изменяется только числитель: шубубдик сабдин, шубубдик саб-диз и т. д.

Вне приведенных выше разрядов числительных стоит числительное гьац1 «половина», которое можно охарактеризовать как количественно-дробное, так как оно посредством союзной частицы -на, сочетаясь с целым числом, образует новое слово: кью-бна гьац1 «два с половиной», шубубна гьац1 «три с половиной».

В табасаранском языке встречаются числительные, обозначающие приблизительное количество. Образуются они посредством аффиксов -кьан, -ихьна-, -дихьна. По своему значению и составу такие числительные стоят ближе к дробным числительным. Гъи лекцияйиъ варждихьнакьан студент айи «Сегодня на лекции около ста студентов было».

Образование множественного числа местоимений тоже имеет свою специфику -наличие инклюзивных и эксклюзивных форм: ухьу «мы, включая вас» - учу «мы, исключая вас».

В табасаранском языке наряду с десятеричной системой исчисления (заимствованной) до сих пор локально действует старинная двадцатеричная система, которая является исконной. В данной системе двадцать осознается не просто как два десятка, а воспринимается как своеобразное и особое число [= количество пальцев рук и ног]. То есть числа тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто и т. д. интерпретировались как сумма двадцати и десяти, двух двадцаток и десяти и т. д. Например, числительное шестьдесят имеет два варианта номинации -ерхьц1ур и шубуб къаб (букв. три двадцать), восемьдесят - миржхьцур и юкъубкъаб (букв. четыре двадцать). Такая картина наблюдается и в других дагестанских языках: в аварском языке: лъабкъого «шестьдесят» включает числа лъаб(го) «три» и къого «двадцать», ункъого = ункъ(го) + къого «двадцать». Вместе с тем в современных дагестанских языках наблюдается явная тенденция к утрате вигезимальной системы и ее полной замене на децимальную [1, с. 155].

Особый интерес представляют счетные слова. Они использовались для исчисления животных, счета насаждений, в качестве мер длины, объема и веса, меры площади и измерения времени. Данный класс слов в дагестанском языкознании не всесторонне не изучался. В языковой системе остались следы ушедших в прошлое систем исчисления, техник счета, мер веса, объема и длины: швуттушв - мера сыпучих тел, равная 20

кг, сеъ - мера сыпучих тел, равная 2 кг, ч1иб - расстояние между кончиками большого пальца и мизинца, санти - расстояние между кончиками большого пальца и указательного и т. д. Подобные слова активно представлены и в других дагестанских языках: рат1ал - 2 кг, гирванка - 400 г, хьей - свернутая в жгут шерсть, снятая с одного барана (единица измерения при купле-продаже), къархьил - расстояние от локтя до кончиков пальцев, къваладж - расстояние между кончиками средних пальцев обеих вытянутых в сторону рук (таким образом измеряли длину штабелей кизяка, который был основным средством поддержания тепла) (агульский язык); барха - 25 кг, сях1 - 2,5 кг, дек1 -50 см, ч1им - 25 см, гирванка - 4 г (даргинский язык); ч1вим - расстояние между кончиками большого пальца и мизинца, имк1 - расстояние от локтя до кончиков пальцев (так измеряли длину ткани).

Числительные могут иметь этнокультурную семантику, являющуюся результатом каких-либо исторических событий, оказавших влияние на эволюцию числового понятия.

Паремиологический фонд языка является источником и хранителем этнокультурной информации. Проведенный анализ показал, что наиболее продуктивными и симво-лоносными в табасаранском языке выступают числительные первого десятка:

К1ул 'индии сумчирт1ан, вари халкьдихъди салам ужу ву «Чем одному свадьбу играть, лучше со всеми на похоронах».

Саб кюкдиинди хьадукар шулдар «Один цветок весну не делает».

Гьар алдабт1иган, кьюб кив «Срубив дерево, посади два».

Даждиз чан юкьуб лик али йишв дюн 'яйин кьялси шулу «Ослу место, где стоят его четыре ноги, серединой/центром мира кажется».

Хуйиз хьубпи ликси герек ву «Как собаке пятая нога нужна».

Таким образом, поле числового кода опирается на грамматическую категорию числа, класс числительных, количественно-именных сочетаний, имен абстрактных величин. Табасаранский числовой код культуры обнаруживает своеобразие языковой и культурной репрезентаций. Этнокультурная информация, отраженная в числительных, определяется исторической интерпретаций слов с числовым кодом культуры.

Литература

1. Гасанова М.А. Символика числа в табасаранской паремилогии // Вестник Адыгейского государственного университет. Сер. 2: Филология и искусствоведение. -2012. - № 2. - С. 155-159.

2. Гасанова М.А. Словарь табасаранских пословиц и поговорок. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014. - 208 с.

3. Гасанова С.Н. Прецедентные имена в паремиологических единицах агульского языка // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2018. - Вып. 3. - С. 47-51.

4. Дашдемиров Ш.З., Абасова Л.Я. К вопросу об ограниченном множественном числе в табасаранском языке // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. - 2018. - № 14. - С. 45-48.

5. Кокорина Е.А. Отрицательные предложения в лезгинских языках // Вестник ВЭГУ. - 2013. - № 2 (64). - С. 183-188.

6. Сафаралиев Н. Э. Лексическая категория класса имен существительного в табасаранском языке // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3. - С. 494-495.

7. Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. - М.: Наука, 1973. - 180 с.

8. Халилов А.И. Введение в изучение кавказских языков. - Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. - 480 с.

9. Ханмагомедов Б.Г.-К. Очерки по синтаксису табасаранского языка. - Махачкала, 1970.

10. Шихалиева С.Х. Табасаранский язык: история и письменность // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. - 2017. - Т. 11, № 2. - С. 103-108.

Поступила в редакцию 3 марта 2019 г.

UDC 81'27:811.35

DOI: 10.21779/2542-0313-2019-34-1-56-61

Linguistic and linguistic-cultural characteristics of words with quantitative semantics of the Tabasaran language

M.A. Gasanova, M.B. Radjabova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43а; gas.marina@mail.ru

The article considers the words of the Tabasaran language with quantitative semantics from the point of view of linguistic and linguistic and culturological aspects. Such numerals as quantitative, ordinal, collective, multiple, separating and fractional are listed and described; the ways of formation of complex and composite numerals are determined. A special semantic group denoting an approximate quantity is considered; revealed the specifics of the formation of inclusive and exclusive plural forms of pronouns. It is noted that in the Tabasaran language, along with the decimal system of calculus, the ancient primordial twelve is locally functioning; Attention is drawn to the counting words used for the calculation of animals, the counting of plantings, the measures of length, volume and weight, the measure of area and the measurement of time, with ethnocultural semantics resulting from any historical events that influenced the evolution of the numerical concept. For analysis, paremiological material is used as a source and keeper of ethnocultural information.

Keywords: Tabasaran language, numerals, quantitative semantics, numerical code of culture.

Received 3 March, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.