Научная статья на тему 'Лингвистическая формализация науки в контексте учения В. И. Вернадского о ноосфере'

Лингвистическая формализация науки в контексте учения В. И. Вернадского о ноосфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ноосфера / формальные системы / искусственные языки / языковое планирование / парадигматика языка / интерлингвистика / искусственный интеллект / noosphere / formal systems / constructed language / language planning / language paradigm / interlinguistics / artificial intelligence.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петренко Александр Демьянович, Храбскова Данута Михайловна

Активизация процессов международного взаимодействия и прогрессирующие темпы развития технологий искусственного интеллекта актуализируют философскую интерпретацию планетного научного мировоззрения, выполненную В. И. Вернадским. Ноосферное пространство, как одна из возможных перспектив развития человечества, представляется все более реалистичным. Цель исследования заключается в аналитическом осмыслении истоков и форм коммуникативного кода метанауки, а также перспектив его проектирования. Основные теоретические задачи формулируются в пределах трех отраслей знаний: филологии, философии, математики. Гипотетико-дедуктивный метод, применяемый в работе, сопровождается элементами языкового проектирования и статистической оценки формальных моделей. Абстрактный подход к построению логических заключений в пределах положений философии обыденного языка позволяет сформулировать гипотезу о плановой формализации социолекта Homo intellegens: ноосферное пространство, семантически отображающееся в логической модели формальной действительности, формируется посредством апостериорного метаязыка, определенного над алфавитом международного общения в пределах естественного грамматического аналитизма замкнутого типа. Дальнейшая разработка гипотезы предполагает эмпирические исследования в пределах формальной системы с заданными лингвистическими параметрами. Разработка пилотного проекта контролируемого языка планетной науки в конкретном многопрофильном образовательном учреждении высшего образования, а также его формализация позволят минимизировать трудоемкость освоения научной коммуникации, а также провести апробацию работы искусственной интеллектуальной системы в естественной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Formalization of Science in the Context of V. I. Vernadsky's Doctrine about a Noosphere

The activation of international interaction processes and the progressive pace of development of artificial intelligence technologies actualize the philosophical interpretation of the planetary scientific worldview made by V. I. Vernadsky. Noospheric space, as one of the possible prospects for human development, seems increasingly realistic. The purpose of the study lies in analytical comprehension of the origins and forms of the meta-science communication code as well as in assessment of the prospects of its project planning. The main theoretical problems are formulated within three branches of knowledge: Philosophy, Philology and Mathematics. The hypothetical-deductive method used in the work is accompanied by elements of lingual project planning and statistical estimation of formal models. An abstract approach to the construction of logical conclusions within the provisions of the ordinary language philosophy allows us to formulate a hypothesis about the planned formalization of the sociolect Homo intellegens: noospheric space, semantically displayed in the logical model of formal reality is formed by a posteriori meta-language defined over the alphabet of international communication within the limits of natural grammatical analytics of a closed type. Further development of the hypothesis presupposes empiric researches within a formal system of the given linguistic project. Such a formal system can be a classic educational space for training highly qualified personnel, involving the development of universal competencies based, inter alia, on the system of scientific worldview and the ability to solve research and practical problems in interdisciplinary fields. The development of the pilot project of the controlled language of planetary science in the multidisciplinary educational institution of higher education as well as its formalization will minimize the complexity of teaching of scientific communication and also test the work of the artificial intellectual system in the natural environment.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая формализация науки в контексте учения В. И. Вернадского о ноосфере»

Теория языка

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10046 УДК 811.929.3:140.8:006.1

А. Д. Петренко

https://orcid.org/0000-0002-3481-1130 Д. М. Храбскова

https://orcid.org/0000-0002-2700-3661

Лингвистическая формализация науки в контексте учения В. И. Вернадского о ноосфере

Активизация процессов международного взаимодействия и прогрессирующие темпы развития технологий искусственного интеллекта актуализируют философскую интерпретацию планетного научного мировоззрения, выполненную В. И. Вернадским. Ноосферное пространство, как одна из возможных перспектив развития человечества, представляется все более реалистичным. Цель исследования заключается в аналитическом осмыслении истоков и форм коммуникативного кода метанауки, а также перспектив его проектирования. Основные теоретические задачи формулируются в пределах трех отраслей знаний: филологии, философии, математики. Гипотетико-дедуктивный метод, применяемый в работе, сопровождается элементами языкового проектирования и статистической оценки формальных моделей. Абстрактный подход к построению логических заключений в пределах положений философии обыденного языка позволяет сформулировать гипотезу о плановой формализации социолекта Homo intellegens: ноосферное пространство, семантически отображающееся в логической модели формальной действительности, формируется посредством апостериорного метаязыка, определенного над алфавитом международного общения в пределах естественного грамматического аналитизма замкнутого типа. Дальнейшая разработка гипотезы предполагает эмпирические исследования в пределах формальной системы с заданными лингвистическими параметрами. Разработка пилотного проекта контролируемого языка планетной науки в конкретном многопрофильном образовательном учреждении высшего образования, а также его формализация позволят минимизировать трудоемкость освоения научной коммуникации, а также провести апробацию работы искусственной интеллектуальной системы в естественной среде.

Ключевые слова: ноосфера, формальные системы, искусственные языки, языковое планирование, парадигматика языка, интерлингвистика, искусственный интеллект.

Theory of Language

A. D. Petrenko, D. M. Khrabskova

Linguistic Formalization of Science in the Context of V. I. Vernadsky's Doctrine about a Noosphere

The activation of international interaction processes and the progressive pace of development of artificial intelligence technologies actualize the philosophical interpretation of the planetary scientific worldview made by V. I. Vernadsky. Noospheric space, as one of the possible prospects for human development, seems increasingly realistic. The purpose of the study lies in analytical comprehension of the origins and forms of the meta-science communication code as well as in assessment of the prospects of its project planning. The main theoretical problems are formulated within three branches of knowledge: Philosophy, Philology and Mathematics. The hypothetical-deductive method used in the work is accompanied by elements of lingual project planning and statistical estimation of formal models. An abstract approach to the construction of logical conclusions within the provisions of the ordinary language philosophy allows us to formulate a hypothesis about the planned formalization of the sociolect Homo intellegens: noospheric space, semantically displayed in the logical model of formal reality is formed by a posteriori meta-language defined over the alphabet of international communication within the limits of natural grammatical analytics of a closed type. Further development of the hypothesis presupposes empiric researches within a formal system of the given linguistic project. Such a formal system can be a classic educational space for training highly qualified personnel, involving the development of universal competencies based, inter alia, on the system of scientific worldview and the ability to solve research and practical problems in interdisciplinary fields. The development of the pilot project of the controlled language of planetary science in the multidisciplinary educational institution of higher education as well as its formalization will minimize the complexity of teaching of scientific communication and also test the work of the artificial intellectual system in the natural environment.

Keywords: noosphere, formal systems, constructed language, language planning, language paradigm, interlinguistics, artificial intelligence.

© Петренко А. Д., Храбскова Д. М., 2018

Интердисциплинарность научных исследований актуализируется как методологический прием в начале XXI в. и находит отображение в принципах и механизмах НБИКС-конвергенции. Подобное устремление к систематизации и синтезу результатов научного «прорыва» ХХ в. (здесь и далее: тезаурус В. И. Вернадского - курсивом в кавычках) обусловлено объективными факторами, на развитие которых указывает В. И. Вернадский в рукописи 1936-1938 гг. «Научная мысль как планетное явление» [2]:

— осознание единства истории человечества, как следствие Первой мировой войны;

— исследовательский интерес к «проблемам», а не конкретным научным отраслям;

— социальная универсальность науки как мировоззрения, интерпретирующего «формальную действительность».

В пределах изложенной аксиоматики постулируется гипотеза о «планетном» научном мировоззрении как условии прогрессивного изменения биосферы, ее эволюции в ноосферу. «Гипотеза о ноосфере», как новой стадии развития планеты в целом, где научный разум представляет собой «геологическую силу», отсутствующую в пределах биосферы, формулируется В. И. Вернадским, не будучи воспринятой современниками.

Идейное обоснование и раскрытие возможных параметров формализованного кода «планетной» научной коммуникации в пределах заданной мировоззренческой метасистемы является целью настоящей работы. Поставленная цель предполагает решение ряда задач, представляющих такие отрасли научного знания, как филология, философия, математика:

— семантическое осмысление понятия ноосфера как философской категории, а также анализ его концептуальной составляющей в пределах гипотезы В. И. Вернадского;

— определение явлений ноосферного пространства в контексте теории познания;

— изучение показателей взаимодействия естественных систем в синтагматике и парадигматике на примере сущностей наука и язык;

— лингвофилософская интерпретация перспектив глобализации языка как всеобщей коммуникативной системы человечества;

— статистическая оценка развития искусственных языков;

— раскрытие механизмов построения контролируемого языка как транзитивной эволюционной модели коммуникативного кода;

- проектирование базовой парадигмы формальных параметров «планетного» научного языка.

Методика исследования представлена в разрезе абстрактного подхода к решению научной проблематики. Первичная модель заданного коммуникативного кода формируется путем гипотетико-дедуктивных выводов с использованием элементов языкового проектирования и статистической оценки параметров устойчивости формальных систем.

Идея о существовании «разумной оболочки Земли» зарождается в начале ХХ в. в среде ученых-энциклопедистов. Дж. Мюррей определяет ее как психосферу, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, вдохновленные лекциями В. И. Вернадского, предлагают термин «ноосфера». В 1938 г. В. И. Вернадский определяет ноосферу как «область проявления научной мысли и технической деятельности» [2, с. 16], ближе к 1945 г. его ноосфера суть рациональный конгломерат человечества и природной среды. В 1990-х гг. формирование ноосферы В. И. Вернадского представляется как потенциальный результат стратегии устойчивого развития человечества. Термин официально фиксируется в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утв. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. №440) [4].

Содержание термина ноосфера раскрывается путем анализа семантической трансформации древнегреческого существительного О voug в античной, а затем европейской коммуникативной традиции. Концепт ноосфера в русскоязычной терминологической системе устойчиво соотнесен с понятием «разумная оболочка Земли», поскольку древнегреческое О voug традиционно переводится как «разум» (А. Д. Вейсман, И. Х. Дворецкий). Однако греческо-латинский лексикон, изданный в 1908 г. в Афинах (А. А. Фе^п?) [11], указывает на следующую параллель: О voug = mens ~ intellectus, что подтверждается в этимологическом словаре древнегреческого языка 1968 года издания (P. Chantraine) [9]. При подобной интерпретации О voug соотносится по значению с русским словом «рассудок», субъектом же ноосферы становится не Homo sapiens -«человек разумный», а Homo intellegens - «человек рассудочный», который, по определению А. Г. Дугина, «на основании рационального подхода формулирует истины о природе окружающей его реальности» [3, с. 29]. В контексте указанной дихотомии разум рассматривается как «способ-

ность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания» [1], а рассудок понимается как форма мышления, основанная на способности «логически обрабатывать материал познания» [1]. Подобным образом на современном этапе осмысляется идея В. И. Вернадского о синкретизме мировоззренческой триады «наука -философия - религия». В. И. Вернадский изначально оговаривает, что «обязательность вывода для всех без исключения людей мы встречаем только в некоторых частях мировоззрения - в областях, доступных его методам, образующих формальную действительность, хотя бы они раньше и были охвачены религиозными или философскими концепциями» [2, с. 219].

Первичной и единственной ныне плоскостью унификации деятельности человечества, непосредственно взаимодействующего с биосферой Земли, представляется научное мировоззрение, поскольку научные истины формулируются на основании рационального подхода, а научные факты должны подчиняться причинно-следственной логике [3]. Таким образом, «планетное» научное мировоззрение суть основа но-осферного пространства. Представляя собой «социальную модель познания» [3, с. 29], наука формируется в пределах социально ориентированной коммуникативной системы. Следовательно, формирование «планетной» науки обусловлено существованием «планетного» языка науки, социолекта ноосферного Homo intellegens.

Идея о едином / всеобщем / глобальном / международном / «планетном» языке сопровождает человеческое сообщество на протяжении всей истории его существования. Единство коммуникативного кода свидетельствует о единстве пространства взаимодействия и обусловлено единством концептосферы. Унифицирующую роль могут выполнять как естественные (латинский, персидский, русский, английский), так и искусственные языки (эсперанто, Globish, C/C++, PHP, Python). Однако, как свидетельствует история, глобальная унификация недоступна ни одному из известных на сегодняшний день коммуникативных кодов: любой язык, претендующий на всеобщность коммуникации, реализуется в функционально ограниченных пределах, будь то наддиа-лектная стандартизованная койне, спонтанные лингва франка, формальные языки логики и т. д. В любом случае, отмечается наличие субъектов, объединенных коммуникативной системой, и существование субъектов за пределами заданной системы, что объясняется Первым законом диа-

лектики. Таким образом, единый язык есть явление преходящее и по природе прескриптивное.

Существование единого языка возможно в пределах строго ограниченной системы с заданными параметрами. Подобное условие зафиксировано в синтагматике слова «язык», которое в значении «коммуникативный код» всегда сопровождается определением: национальный / этнический язык, язык социальной группы, язык профессиональной отрасли и т. д. Следует также отметить, что естественные языки являются открытыми системами избыточного типа. Претендуя на унифицирующую роль, любой естественный язык непроизвольно подвержен формализации. Чем более формализован язык, тем более он универсален. Общепризнанно универсальной коммуникативной системой сегодня выступают математические обозначения.

В свою очередь универсальный язык может функционировать исключительно в пределах формальной системы, такой устойчивой замкнутой среды, в которой элементы подчинены четкой структурно-логической связи. Подобной системой и является ноосферное пространство В. И. Вернадского, выступающее на начальной стадии развития в виде научного мировоззрения. Философские и религиозные системы, обладающие национальными, этническими, культурно-историческими и другими маркерами, остаются за пределами формализации. Таким образом, вполне объективной представляется разработка и стандартизация «планетного» языка науки, то есть коммуникативного кода, функционирующего в пределах системы единой («планетной») науки.

Теория лингвистического проектирования формулируется в работах Р. Декарта и Г. В. Лейбница. Широкое распространение она получает со II половины XIX в., а к концу ХХ в. лингвистические проекты приобретают регулярный массовый характер. Первый, известный современности, искусственный язык, разработанный во II в. древнеримским медиком и философом Галеном, носит имя своего автора и нашел некоторое отображение в переводах армянских ученых VI-VII вв. Следующей в хронологии представлена Ignota lingua, зафиксированная в XII в. в рукописи аббатисы Хильдегарды Бингенской. Однако современная текстология определяет данный язык как криптолалию. Оба названных языка функционально ограничены, являясь исключительно системой письменных знаков. Первый искусственный язык, обеспечивающий автоматизацию вычислительных операций, разработан в 1880-х гг.

А. Лавлейс для «аналитической машины» Ч. Бэббиджа. Согласно статистическим данным, 74 % ныне зафиксированных искусственных языков разработаны в ХХ в., 19 % - в первом десятилетии XXI в., 4 % - в XIX в. и 3 % - в период до XIX в.

В разрезе современной интерлингвистики и теории моделей искусственный язык определяется как семиотическая система специального назначения с контролируемой коммуникативной функцией. Все искусственные языки по целевой направленности могут быть разделены на гуманитарно ориентированные или плановые и механистически ориентированные, или языки программирования. Плановые языки составляют предмет интерлингвистики, языки программирования функционируют в пределах теорем математической логики и информатики. Структурные параметры плановых языков разрабатывались в соответствии с языковыми уровнями и нашли отображение в работах О. Есперсена, А. Мартине, Э. Сепира, Н. С. Трубецкого, Н. Хомского, Н. В. Юшманова. На сегодняшний день известно более 1000 плановых языков, из которых наиболее социализированным считается эсперанто Л. Л. Заменгофа [10]. В актуальной базе данных HoPL (History of Programming Languages) зафиксировано более 8500 языков программирования [12]. «Энциклопедия языков программирования» указывает на цифру 2500-10000 [7], обусловливая расхождение транспарентностью уровней структурной градации: языки (25 %), диалекты (4 %), реализации (22 %), версии (49 %).

Во II половине XX в. вокабуляр интерлингвистики пополняется термином «контролируемый язык». По структурной организации - это формализованный подвид естественного языка, полученный путем целенаправленного устранения многозначности на лексическом и/или грамматическом уровне. Таким образом, пригодный для автоматического использования, контролируемый язык переходит в разряд искусственных плановых. Характеризующая же его потенциально открытая структурная организация позволяет носителям беспрепятственно переходить на естественный уровень коммуникации. Именно эта характеристика придает контролируемым языкам интерсистемный статус, обусловливая функцию транзитивности и обеспечивая психологическое доминирование над собственно искусственными языками в современном обществе.

Одним из первых контролируемых языков, созданных на основе английского, признан Basic

English, разработанный Ч. Огденом в 19251932 гг. [6]. Далее по заданной схеме развиваются Simple English, Special English, Blitz English, Basic Global English, Lango, Espering, Globish. Однако по различным формальным (отсутствие официальной стандартизации) либо идеологическим причинам (зафиксированная торговая марка, этническая направленность целевой аудитории) ни один из названных языков не получил официальной общепризнанной социализации. Кроме того, подобные эксперименты не являются изобретением ХХ в. Известна KoivH EA^nvixq постклассической античной эпохи; разработанные на латинской основе Lingua universalis или Язык Лаббе (XVII в.), Carpophorophilus (XVIII век), Kosmos (XIX век), Latino sine flexione (XX в.); язык Шипфера, созданный в XIX в. в пределах системы французского языка.

Современное предпочтение, отдаваемое английскому языку, обусловлено как внеязыковыми, так и внутриязыковыми факторами. Внеязыковые факторы заключаются как в преобладающем количестве пользователей разных версий английского языка (по данным «Всемирной книги фактов» ~ 6 млрд., что в 20 раз превышает количество естественных носителей) [8], его социальной и экономической престижности, так и в многолетнем целенаправленном языковом планировании (начало активной фазы финансирования определяется 1950-и гг.); формировании англо-саксонского научного потенциала, ведущего свою историю с середины XVIII в.; а также в выполненной Н. Хо-мским в 1970-х гг. формализации английской грамматики в соответствии с логикой первого порядка, что позволяет принимать английский язык как основу большинства языков программирования.

К внутриязыковым факторам относятся:

— латинское алфавитное письмо, визуально распознаваемое ~ 100% образованного населения планеты [1];

— высокий уровень аналитизма грамматики английского языка (коэффициент Дж. Гринберга 1,68, что является вторым показателем среди языков международного общения после китайского);

— прогрессирующая интернационализация лексики: по разным оценкам от 50 до 70% активной лексики английского языка составляют ин-тернационализмы, что обусловлено продуктивным заимствованием латинской лексики (до 30%) и развитием лингвистических проектов контролируемого типа [1; 4].

Основными условиями формирования искусственных плановых контролируемых языков, которые получают название апостериорные, являются:

— на уровне алфавита: международная распространенность и четкость отождествления;

— на уровне лексики: ограничение использования синонимов и многозначных слов;

— на синтаксическом уровне: минимизация частотности личных глагольных форм, предпочтение активного залога и настоящих вневременных форм, построение предложений с повествовательным утверждением, четкое соблюдение последовательности событий.

Теория лингвистического проектирования различает три типа апостериорных языков: упрощенный, натуралистический, автономный [1]. Из языков трех названных типов лишь к натуралистическим предъявляется наиболее жесткое требование использовать максимально возможное количество интернациональной лексики.

По структурным показателям синтагматического порядка апостериорный язык натуралистического типа приближается к формальным маркерам научного стиля речи:

— использование интернациональной терминологической лексики;

— минимизация экспрессивных и образных средств выражения;

— преобладание однозначных слов либо слов с одним заданным значением;

— нейтрализация грамматического значения времени;

— снижение формальной и семантической избыточности синтаксических структур [1].

Следует отметить, что подобные характеристики наиболее ярко выражены в собственно научном стиле речи, который единственно и рассматривается как объект потенциальной формализации.

Апостериорные языки, относясь к разряду контролируемых, характеризуются формализацией синтаксиса и семантики, что сближает их с языком логики первого порядка, составляющей структурно-семантическую основу формальных языков механистического типа.

Формальный язык формируется как контролируемая завершенная математическая модель естественного языка по заданной схеме:

— алфавит: замкнутая система знаков;

— слово: конечный набор знаков, заданных в определенной последовательности с целью кодировки информации;

— синтаксис: система правил синтагматической организации языковых конструкций, созданных согласно логике первого порядка;

— семантика: принципы и формальные правила однозначной интерпретации отдельных языковых конструкций, формирующих замкнутую систему [6].

На основе изложенных характеристик, исходя из функционального предназначения формальных языков, следует, что контролируемый апостериорный язык натуралистического типа, разработанный для собственно научной коммуникации, может быть подвержен механистической трансформации.

Изложенные логические заключения позволяют сформулировать следующую гипотезу: но-осферное пространство, семантически отображающееся в логической модели формальной действительности, формируется посредством апостериорного метаязыка, определенного над алфавитом международного общения в пределах естественного грамматического аналитизма замкнутого типа.

Дальнейшая разработка гипотезы предполагает эмпирические исследования в пределах формальной системы заданного лингвистического проекта. Подобной формальной системой может выступать классическое образовательное пространство по подготовке кадров высшей квалификации, предполагающее развитие универсальных компетенций, основанных в том числе на системности научного мировоззрения и способности решать исследовательские и практические задачи в междисциплинарных областях (УК-1 - УК-3 ФГОС ВО) [5]. Разработка пилотного проекта контролируемого языка «планетной» науки в конкретном многопрофильном образовательном учреждении высшего образования, а также его формализация позволят минимизировать трудоемкость освоения УК-4 (осуществление научной коммуникации) по ФГОС ВО аспирантуры, а также провести апробацию работы искусственной интеллектуальной системы в естественной среде.

Библиографический список

1. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/

2. Батура, Т. В. Математическая лингвистика и автоматическая обработка текстов на естественном языке [Текст] : учебное пособие / Т. В. Батура. - Новосибирск : Издательство Новосибирского национального исследовательского университета, 2016. - 166 с.

3. Белоглазова, Л. Б., Белоглазов, А. А. Информационные технологии как основа обучения научному

стилю речи [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования / Л. Б. Белоглазова, А. А. Белоглазов. - М. : Издательство РУДН, 2015. - № 2. - С. 49-56.

4. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь [Текст] / А. Д. Вейсман. - СПб. : Издание автора, 1899. - С. 851.

5. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / В. И. Вернадский / отв. ред. А. Л. Яншин. - М. : Наука, 1991. - 271 с.

6. Гончарова, А. А. Вклад Рене Декарта в современную лингвистическую философию [Текст] // Социально-гуманитарные знания / А. А. Гончарова. -М. : Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания», 2016. - № 4. - С. 211-216.

7. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь [Текст] / И. Х. Дворецкий. - М. : Русский язык, 1976. -С. 540.

8. Дугин, А. Эволюция парадигмальных оснований науки [Текст] / А. Дугин. - М. : Аркторгея-Центр, 2002. - 418 с.

9. Дуличенко, А. Д. Между африканистикой и кос-моглоттикой: к концепции всемирного языка Николая Владимировича Юшманова [Текст] // Вопросы языкознания / А. Д. Дуличенко. - М. : Наука, 2015. - № 1. -С. 118-132.

10. Исираилова, А. М. Пути применения инновационных методов в обучении научному стилю [Текст] // Известия вузов Кыргызстана / А. М. Исираилова. - Бишкек : Наука и новые технологии, 2017. - № 1. - С. 241-243.

11. Исмагилов, Р. С., Мастихина, А. А., Филиппова, Л. Е. О числовых характеристиках формальных языков [Текст] // Вестник Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. Серия: Естественные науки / Р. С. Исмагилов, А. А. Мастихина, Л. Е. Филиппова. - М. : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - № 4 (73). - С. 4-15.

12. Комарова, З. И. Философия лингвистического познания и образования: к постановке проблемы [Текст] // Педагогическое образование в России / З. И. Комарова. - Екатеринбург : Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2017. - № 7. - С. 24-37.

13. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipravo.info/russia2/law8/603.htm

14. Косырева, М. С. Глобализация английского языка: причины и последствия [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики / М. С. Косырева. - Тамбов : ООО «Грамота», 2016. -№ 7-3 (73). - С. 138-140.

15. Кузнецов, А. Глобализация по-англосаксонски [Электронный ресурс] / А. Кузнецов. - Режим доступа: http://my-banks.info/analitics_globalizaciya-po-а^^ак^ошЫ/

16. Кузнецов, С. Н. Интерлингвистика и синтезирующее языкознание [Текст] // Современная наука /

С. Н. Кузнецов. - М. : ООО «Законные решения», 2015. - № 4. - С. 96-100.

17. Малявко, А. А. Формальные языки и компиляторы [Текст] : учебное пособие / А. А. Малявко. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 429 с.

18. Мамченко, А. А., Редюхин, В. И. Путь в ноосферу: сложностные характеристики моделей миропонимания [Текст] // Материалы ежегодных Моисеев-ских чтений / А. А. Мамченко, В. И. Редюхин. - М. : Издательство МНЭПУ 2017. - № 5. - С. 94-99.

19. Меликян, М. А. Между техносферой и ноосферой: в поисках человеческого качества [Текст] // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки / М. А. Меликян. - Иваново : Издательство Ивановского государственного университета, 2015. - № 2 (15). - С. 30-35.

20. Никитина, И. Н. Исследование естественного языка с позиций формальной логики (на материале английского языка) [Текст] // Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний / И. Н. Никитина. - Самара : Поволжская научная корпорация, 2016. - С. 93-105.

21. Осминин, П. Г. Модель автоматического реферирования на основе базы знаний, ориентированная на автоматический перевод [Текст] // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Лингвистика» / П. Г. Осминин. - Челябинск : Издательский центр Южно-Уральского государственного университета, 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 65-68.

22. Петренко, А. Д., Храбскова, Д. М., Петренко, Д. А. Проблемы социолингвистической вариативности языка в немецкоязычных автохтонных ареалах [Текст] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки / А. Д. Петренко, Д. М. Храбскова, Д. А. Петренко. -Симферополь : Издательство Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, 2016. - Т. 2 (68). - № 2-1. - С. 3-16.

23. Петренко, А. Д., Храбскова, Д. М., Петренко, Д. А., Исаев, Э. Ш. Актуальные проблемы языковой вариативности в аспекте мировой интеграции и глобализации [Текст] : коллективная монография / А. Д. Петренко, Д. М. Храбскова, Д. А. Петренко, Э. Ш. Исаев. - Симферополь : Издательство Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, 2011. - 274 с.

24. Петренко, О. Д., Храбскова, Д. М. Об'екгивне i прескриптивне в мовнш еволюци. Досввд прибалпй-сько-бшоморського комушкативного ареалу [Текст] // Записки по романо-германской филологии / О. Д. Петренко, Д. М. Храбскова. - Одесса : Феникс, 2011. - Вып. 26. - С. 199-207.

25. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/95/91/7

26. Представление информации. Естественные и формальные языки. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:

http://sites.google.com/site/informacia2013/dopolnenie

27. Савин, Л. Геополитика классическая и постсовременная. Материал лекции, прочитанной в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) 15 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] / Л. Савин. -Режим доступа:

http://konservatizm.org/seminars/sotsiologiya-geopoliticheskih-protsessov/230110105141.xhtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Шувалова, О. Н. Обзор видов деятельности, возникающих вокруг проектов вымышленных языков в интернете [Текст] // Современная филология: теория и практика. Материалы XIX международной научно-практической конференции, Москва, 9-10 апреля 2015 года / О. Н. Шувалова. - М. : Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. - С. 240-245.

29. Энциклопедия языков программирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://progopedia.ru/

30. Andrews, E. Language Planning: Theoretical Background // Language Planning in the Post-Communist Era. The Struggles for Language Control in the New Order in Eastern Europe, Eurasia and China / E. Andrews. -Bloomington : Palgrave Macmillan, 2018. - P. 37-67.

31. Carton, O. Langages formels, calculabilité et complexité / O. Carton. - Paris : Vuibert, 2008. - 240 p.

32. Central intelligence agency. The World Factbook. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

33. Chantraine, P. Dictionnaire étimologique de la langue grecque / P. Chantraine. - Paris : Ed. Klincksieck, 1968. - P. 773.

34. Comment parler l'anglais Globish pour se faire comprendre à l'international. - Режим доступа: https://www.mosalingua.com/blog/2010/09/23/comment-parler-langlais-globish-pour-se-faire-comprendre-a-linternational-2/

35. Conlang Atlas of Language Structures. - Режим доступа: http://cals.conlang.org/value/1Z

36. Couturat, L., Jespersen, O., Lorenz, R., Ost-walkd, W., Pfaundler, L. International Language and Science: Considerations on the Introduction of an International Language into Science / L. Couturat, O. Jespersen, R. Lorenz, W. Ostwalkd, L. Pfaundler. - London : Constable & company, 1910. - P. 118.

37. David, R., Nour, K., Raffalli, C. Introduction à la logique. Théorie de la démonstration. Cours et exercices corrigés / R. David, K. Nour, C. Raffalli. - Dunod, 2001. - 334 p.

38. Ertel, W. Introduction to Artificial Intelligence. 2nd edition / W. Ertel. - Weingarten. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - 356 p.

39. Ethnologue. Esperanto. - Режим доступа: https://www.ethnologue.com/language/epo

40. Gorter, D., Cenoz, J. Language education policy and multilingual assessment // Language and Education /

D. Gorter, J. Cenoz. - UK: Taylor & Francis Group, 2017. - Vol. 31, Issue 3: Education and multilingualism: navigating policy and assessment. - P. 231-248.

41. Greenberg, J. H., Ferguson, Ch. A., Moravcsik,

E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg, Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 2. Phonology. - 590 p.

42. Greenberg, J. H., Ferguson, Ch. A., Moravcsik, E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg, Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 1. Method & Theory. -P. 249-295.

43. Grzega, J. Globish and Basic Global English (BGE): Two Alternatives for a Rapid Acquisition of Communicative Competencein a Globalized World? // Journal for Euro LinguistiX. - No. 3. - 2006. - Pp. 113. - Режим доступа: http://www1.ku-eichstaett.de/SLF/EngluVglSW/ELiX/grzega-061 .pdf

44. Hatch, M. J. Organization Theory: Modern, Symbolic, and Postmodern Perspectives / M. J. Hatch. -4th edition. - Oxford : University Press, 2018. - 407 p.

45. Heller, M. Dr. Esperanto, or Anthropology as Alternative Worlds // American Anthropologist / M. Heller. - Arlington : American Anthropological Association, 2017. - Vol. 119, Issue 1. - P. 12-22.

46. History of Programming Languages. - Режим доступа:

http://web.cs.iastate.edu/~cs104/notes/histlanguage.html

47. Hughes, G. E., Cresswell, M. J. A New Introduction to Modal Logic / G. E. Hughes, M. J. Cresswell. -London. - New York : Routledge, 1996. - 421 p.

48. Ideopedia [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.europalingua.eu/ideopedia/index.php5?title=A ccueil

49. Israel, N. Esperantic Modernism: Joyce, Universal Language, and Political Gesture // Modernism / modernity / N. Israel. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2017. - Vol. 24, No. 1. - P. 1-21.

50. John, A. C. A section from the Greek-Armenian lexicon to Galen // Medieval Armenian Culture / A. C. John. - Samuelian T. & Stone M., 1983. - P. 3-12.

51. Lecherbonnier, B. Pourquoi veulent-ils tuer le français? / B. Lecherbonnier. - Paris : Albin Michel, 2005. - 249 p.

52. Lemaignan, S., Warnier, M., Sisbot, E. A., Clod-ic, A., Alami, R. Artificial cognition for social humanrobot interaction: An implementation // Artificial Intelligence / S. Lemaignan, M. Warnier, E. A. Sisbot, A. Clodic, R. Alami. - Elsevier B. V., 2017. - Vol. 247. -P. 45-69.

53. Linguistique et Traitement Automatique des Langues (TAL). Université de Franche-Comté Centre de Recherche Lucien Tesnière. - Режим доступа: http://tesniere.univ-fcomte.fr/index.html

54. Merlini, M. La classificazione tipologica delle lingue di J. H. Greenberg: valutazione critica e saggi di applicazione / M. Merlini. - Firenze : La Nuova Italia, 1985. - 170 p.

55. Pennycook, A. The Cultural Politics of English as an International Language / A. Pennycook. - London. -New York : Routladge - Taylor & Francis Group, 2017. -365 pp.

56. Peterson, D. J. The art of language invention: From horse-lords to dark elves, the words behind the world-building // Language Problems and Language Planning / D. J. Petterson. - Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2018. - Vol. 41, Issue 3. - P. 304-306.

57. Rosé, C. P. Artificial intelligence: A social spin on language analysis // Nature. International journal of science / C. P. Rosé. - Macmillan Publishers Limited, 2018. - Vol. 545. - Pp. 166-167.

58. Sapir, E. The Function of an International Auxiliary Language / E. Sapir. - Режим доступа: http://interlanguages.net/sapir.html

59. Schor, E. Bridge of Words: Esperanto and the Dream of a Universal Language / E. Schor. - New York : Metropolitan Books, 2016. - 384 p.

60. Seidlhofer, B. English as a Lingua Franca and Multilingualism // Language Awareness and Multilingual-ism. Encyclopedia of Language and Education / B. Seidlhofer. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2015. - P. 1-14.

61. Sokolovska, Z. Languages in "the United Nation of Europe: debating a postwar language policy for Europe // Language Policy / Z. Sokolovska. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - Vol. 16, Issue 4. - P. 461-480.

62. Wilson, A. Biosphere, Noosphere, Infosphere: Epistemo-Aesthetics and The Age Of Big Data // Parallax / A. Wilson. - Leeds : University of Leeds, 2017. -Vol. 23, No. 2. - P. 202-219.

63. Wright, S. Language policy and language planning. From nationalism to globalisation (2nd edition) / S. Wright. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2016. -385 p.

64. Фе^п?, А. А. Ле^гкш EXXnvo-Латткш / А. А. Фе^п?. - Ev A0nvai?: Ек tov PipXietóoTiKrav KmacTn^aTrav, 1908. - E. 325.

Bibliograficheskij spisok

1. Akademik [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/

2. Batura, T. V. Matematicheskaja lingvistika i avto-maticheskaja obrabotka tekstov na estestvennom jazyke [Tekst] : uchebnoe posobie / T. V Batura. - Novosibirsk : Izdatel'stvo Novosibirskogo nacional'nogo issle-dovatel'skogo universiteta, 2016. - 166 s.

3. Beloglazova, L. B., Beloglazov, A. A. Informacionnye tehnologii kak osnova obuchenija nauchnomu stilju rechi [Tekst] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija

obrazovanija / L. B. Beloglazova, A. A. Beloglazov. -M. : Izdatel'stvo RUDN, 2015. - № 2. - S. 49-56.

4. Vejsman, A. D. Grechesko-russkij slovar' [Tekst] / A. D. Vejsman. - SPb. : Izdanie avtora, 1899. - S. 851.

5. Vernadskij, V. I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie [Tekst] / V. I. Vernadskij / otv. red. A. L. Janshin. - M. : Nauka, 1991. - 271 s.

6. Goncharova, A. A. Vklad Rene Dekarta v sov-remennuju lingvisticheskuju filosofiju [Tekst] // So-cial'no-gumanitarnye znanija / A. A. Goncharova. - M. : Redakcija zhurnala «Social'no-gumanitarnye znanija», 2016. - № 4. - S. 211-216.

7. Dvoreckij I. H. Latinsko-russkij slovar' [Tekst] / I. H. Dvoreckij. - M. : Russkij jazyk, 1976. - S. 540.

8. Dugin, A. Jevoljucija paradigmal'nyh osnovanij nauki [Tekst] / A. Dugin. - M. : Arktorgeja-Centr, 2002. -418 s.

9. Dulichenko, A. D. Mezhdu afrikanistikoj i kosmoglot-tikoj: k koncepcii vsemirnogo jazyka Nikolaja Vladimiro-vicha Jushmanova [Tekst] // Voprosy jazykoznanija / A. D. Dulichenko. - M. : Nauka, 2015. - № 1. - S. 118-132.

10. Isirailova, A. M. Puti primenenija innovacionnyh metodov v obuchenii nauchnomu stilju [Tekst] // Izvestija vuzov Kyrgyzstana / A. M. Isirailova. - Bishkek : Nauka i novye tehnologii, 2017. - № 1. - S. 241-243.

11. Ismagilov, R. S., Mastihina, A. A., Filippova, L. E. O chislovyh harakteristikah formal'nyh jazykov [Tekst] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta imeni N. Je. Baumana. Serija: Estestvennye nauki / R. S. Ismagilov, A. A. Mastihina, L. E. Filippova. - M. : Izdatel'stvo MGTU im. N. Je. Baumana, 2017. - № 4 (73). - S. 4-15.

12. Komarova, Z. I. Filosofija lingvisticheskogo poznanija i obrazovanija: k postanovke problemy [Tekst] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii / Z. I. Komarova. - Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017. -№ 7. - S. 24-37.

13. Koncepcija perehoda RF k ustojchivomu razvitiju [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ipravo.info/russia2/law8/603.htm

14. Kosyreva, M. S. Globalizacija anglijskogo jazyka: prichiny i posledstvija [Tekst] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki / M. S. Kosyreva. -Tambov : OOO «Gramota», 2016. - № 7-3 (73). -S. 138-140.

15. Kuznecov, A. Globalizacija po-anglosaksonski [Jelektronnyj resurs] / A. Kuznecov. - Rezhim dostupa: http://my-banks.info/analitics_globalizaciya-po-anglosaksonski/

16. Kuznecov, S. N. Interlingvistika i sintezirujushhee jazykoznanie [Tekst] // Sovremennaja nauka / S. N. Kuznecov. - M. : OOO «Zakonnye reshenija», 2015. - № 4. - S. 96-100.

17. Maljavko, A. A. Formal'nye jazyki i kompiljatory [Tekst] : uchebnoe posobie / A. A. Maljavko. - M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. - 429 s.

18. Mamchenko, A. A., Redjuhin, V. I. Put' v noosferu: slozhnostnye harakteristiki modelej miroponimanija [Tekst] // Materialy ezhegodnyh Moiseevskih chtenij / A. A. Mamchenko, V. I. Redjuhin. -M. : Izdatel'stvo MNJePU, 2017. - № 5. - S. 94-99.

19. Melikjan, M. A. Mezhdu tehnosferoj i noosferoj: v poiskah chelovecheskogo kachestva [Tekst] // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki / M. A. Melikjan. - Ivanovo : Izdatel'stvo Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. - № 2 (15). - S. 30-35.

20. Nikitina, I. N. Issledovanie estestvennogo jazyka s pozicij formal'noj logiki (na materiale anglijskogo jazyka) [Tekst] // Nauchnye issledovanija v sfere social'no-jekonomicheskih i gumanitarnyh nauk: mezhdisciplinarnyj podhod i konvergencija znanij / I. N. Nikitina. - Samara : Povolzhskaja nauchnaja korporacija, 2016. - S. 93-105.

21. Osminin, P. G. Model' avtomaticheskogo referirovanija na osnove bazy znanij, orientirovannaja na avtomaticheskij perevod [Tekst] // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Lingvistika» / P. G. Osminin. - Cheljabinsk : Izdatel'skij centr Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. - T. 11. - № 2. - S. 65-68.

22. Petrenko, A. D., Hrabskova, D. M., Petrenko, D. A. Problemy sociolingvisticheskoj variativnosti jazyka v nemeckojazychnyh avtohtonnyh arealah [Tekst] // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki / A. D. Petrenko, D. M. Hrabskova, D. A. Petrenko. -Simferopol' : Izdatel'stvo Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, 2016. - T. 2 (68). -№ 2-1. - S. 3-16.

23. Petrenko, A. D., Hrabskova, D. M., Petrenko, D. A., Isaev, Je. Sh. Aktual'nye problemy jazykovoj vari-ativnosti v aspekte mirovoj integracii i globalizacii [Tekst] : kollektivnaja monografija / A. D. Petrenko, D. M. Hrabskova, D. A. Petrenko, Je. Sh. Isaev. -Simferopol' : Izdatel'stvo Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, 2011. - 274 s.

24. Petrenko, O. D., Hrabskova, D. M. Ob'ektivne i prsskriptivne v movnij evoljuciï. Dosvid pribaltijs'ko-bilomorskogo komunikativnogo arealu [Tekst] // Zapiski po romano-germanskoj filologii / O. D. Petrenko, D. M. Hrabskova. - Odessa : Feniks, 2011. - typ. 26. -S. 199-207.

25. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91Z7

26. Predstavlenie informacii. Estestvennye i formal'nye jazyki. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

http://sites.google.com/site/informacia2013/dopolnenie

27. Savin, L. Geopolitika klassicheskaja i postsovremennaja. Material lekcii, prochitannoj v Juzhnom federal'nom universitete (g. Rostov-na-Donu) 15 dekabrja 2009 g. [Jelektronnyj resurs] / L. Savin. -

Rezhim dostupa:

http://konservatizm.org/seminars/sotsiologiya-geopoliticheskih-protsessov/230110105141.xhtml

28. Shuvalova, O. N. Obzor vidov dejatel'nosti, voznikajushhih vokrug proektov vymyshlennyh jazykov v internete [Tekst] // Sovremennaja filologija: teorija i praktika. Materialy XIX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 9-10 aprelja 2015 goda / O. N. Shuvalova. - M. : Nauchno-informacionnyj izdatel'skij centr «Institut strategicheskih issledovanij», 2015. - S. 240-245.

29. Jenciklopedija jazykov programmirovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://progopedia.ru/

30. Andrews, E. Language Planning: Theoretical Background // Language Planning in the Post-Communist Era. The Struggles for Language Control in the New Order in Eastern Europe, Eurasia and China / E. Andrews. -Bloomington : Palgrave Macmillan, 2018. - P. 37-67.

31. Carton, O. Langages formels, calculabilité et complexité / O. Carton. - Paris : Vuibert, 2008. - 240 p.

32. Central intelligence agency. The World Factbook. - Rezhim dostupa: https ://www. cia.gov/library/publications/the -world-factbook/

33. Chantraine, P. Dictionnaire étimologique de la langue grecque / P. Chantraine. - Paris : Ed. Klincksieck, 1968. - P. 773.

34. Comment parler l'anglais Globish pour se faire comprendre à l'international. - Rezhim dostupa: https ://www. mosalingua. com/blog/2010/09/23/comment-parler-langlais-globish-pour-se-faire-comprendre-a-linternational-2/

35. Conlang Atlas of Language Structures. - Rezhim dostupa: http://cals.conlang.org/value/1Z

36. Couturat, L., Jespersen, O., Lorenz, R., Ost-walkd, W., Pfaundler, L. International Language and Science: Considerations on the Introduction of an International Language into Science / L. Couturat, O. Jespersen, R. Lorenz, W. Ostwalkd, L. Pfaundler. - London : Constable & company, 1910. - P. 118.

37. David, R., Nour, K., Raffalli, C. Introduction à la logique. Théorie de la démonstration. Cours et exercices corrigés / R. David, K. Nour, C. Raffalli. - Dunod, 2001. - 334 p.

38. Ertel, W. Introduction to Artificial Intelligence. 2nd edition / W. Ertel. - Weingarten. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - 356 p.

39. Ethnologue. Esperanto. - Rezhim dostupa: https ://www. ethnologue.com/language/epo

40. Gorter, D., Cenoz, J. Language education policy and multilingual assessment // Language and Education /

D. Gorter, J. Cenoz. - UK: Taylor & Francis Group, 2017. - Vol. 31, Issue 3: Education and multilingualism: navigating policy and assessment. - P. 231-248.

41. Greenberg, J. H., Ferguson, Ch. A., Moravcsik,

E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg,

Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 2. Phonology. - 590 p.

42. Greenberg, J. H., Ferguson, Ch. A., Moravcsik, E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg, Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 1. Method & Theory. -P. 249-295.

43. Grzega, J. Globish and Basic Global English (BGE): Two Alternatives for a Rapid Acquisition of Communicative Competencein a Globalized World? // Journal for Euro LinguistiX. - No. 3. - 2006. - Pp. 113. - Rezhim dostupa: http://www1.ku-eichstaett.de/SLF/EngluVglSW/ELiX/grzega-061 .pdf

44. Hatch, M. J. Organization Theory: Modern, Symbolic, and Postmodern Perspectives / M. J. Hatch. -4th edition. - Oxford : University Press, 2018. - 407 p.

45. Heller, M. Dr. Esperanto, or Anthropology as Alternative Worlds // American Anthropologist / M. Heller. - Arlington : American Anthropological Association, 2017. - Vol. 119, Issue 1. - P. 12-22.

46. History of Programming Languages. - Rezhim dostupa:

http://web.cs.iastate.edu/~cs104/notes/histlanguage.html

47. Hughes, G. E., Cresswell, M. J. A New Introduction to Modal Logic / G. E. Hughes, M. J. Cresswell. -London. - New York : Routledge, 1996. - 421 p.

48. Ideopedia [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-

pa:

http://www.europalingua.eu/ideopedia/index.php5?title=A ccueil

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Israel, N. Esperantic Modernism: Joyce, Universal Language, and Political Gesture // Modernism / modernity / N. Israel. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2017. - Vol. 24, No. 1. - P. 1-21.

50. John, A. C. A section from the Greek-Armenian lexicon to Galen // Medieval Armenian Culture / A. C. John. - Samuelian T. & Stone M., 1983. - P. 3-12.

51. Lecherbonnier, B. Pourquoi veulent-ils tuer le français? / B. Lecherbonnier. - Paris : Albin Michel, 2005. - 249 p.

52. Lemaignan, S., Warnier, M., Sisbot, E. A., Clod-ic, A., Alami, R. Artificial cognition for social humanrobot interaction: An implementation // Artificial Intelligence / S. Lemaignan, M. Warnier, E. A. Sisbot, A. Clodic, R. Alami. - Elsevier B. V., 2017. - Vol. 247. -P. 45-69.

53. Linguistique et Traitement Automatique des Langues (TAL). Université de Franche-Comté Centre de Recherche Lucien Tesnière. - Rezhim dostupa: http://tesniere.univ-fcomte.fr/index.html

54. Merlini, M. La classificazione tipologica delle lingue di J. H. Greenberg: valutazione critica e saggi di applicazione / M. Merlini. - Firenze : La Nuova Italia, 1985. - 170 p.

55. Pennycook, A. The Cultural Politics of English as an International Language / A. Pennycook. - London. -New York : Routladge - Taylor & Francis Group, 2017. -365 pp.

56. Peterson, D. J. The art of language invention: From horse-lords to dark elves, the words behind the world-building // Language Problems and Language Planning / D. J. Petterson. - Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2018. - Vol. 41, Issue 3. - P. 304-306.

57. Rosé, C. P. Artificial intelligence: A social spin on language analysis // Nature. International journal of science / C. P. Rosé. - Macmillan Publishers Limited, 2018. - Vol. 545. - Pp. 166-167.

58. Sapir, E. The Function of an International Auxiliary Language / E. Sapir. - Rezhim dostupa: http ://interlanguages.net/sapir. html

59. Schor, E. Bridge of Words: Esperanto and the Dream of a Universal Language / E. Schor. - New York : Metropolitan Books, 2016. - 384 p.

60. Seidlhofer, B. English as a Lingua Franca and Multilingualism // Language Awareness and Multilingual-ism. Encyclopedia of Language and Education / B. Seidlhofer. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2015. - P. 1-14.

61. Sokolovska, Z. Languages in "the United Nation of Europe: debating a postwar language policy for Europe // Language Policy / Z. Sokolovska. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - Vol. 16, Issue 4. - P. 461-480.

62. Wilson, A. Biosphere, Noosphere, Infosphere: Epistemo-Aesthetics and The Age Of Big Data // Parallax / A. Wilson. - Leeds : University of Leeds, 2017. -Vol. 23, No. 2. - P. 202-219.

63. Wright, S. Language policy and language planning. From nationalism to globalisation (2nd edition) / S. Wright. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2016. -385 p.

64. A. A. Ae^iKov EX^vo-AaTiviKov / A. A. - Ev A0nvai^: Ek xrav PipkeK5oTiK<»v KaxacTn^axrav, 1908. - £. 325.

Reference List

1. Academician [An electronic resource]. - Access mode: http://dic.academic.ru/

2. Batura T. V. Mathematical linguistics and automatic processing of texts in a natural language: manual / T. V. Batura. - Novosibirsk: Publishing house of Novosibirsk National Research University, 2016. - 166 pages.

3. Beloglazova L. B., Beloglazov A. A. Information technologies as basis of training in scientific style of the speech //Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Educ ation / L. B. Beloglazova, A. A. Beloglazov. - M. : RUDN Publishing House, 2015. - No. 2. - Page 49-56.

4. Veysman A. D. Greek-Russian dictionary / A. D. Veysman. - SPb. : Izdanie Avtora, 1899. - Page 851.

5. Vernadsky V. I. Scientific thought as planetary phenomenon / V I. Vernadsky / editor-in-chief A. L. Yanshin. - M. : Nauka, 1991. - 271 pages.

6. Goncharova A. A. Rene Descartes' impact in modern linguistic philosophy // Social and humanitarian knowledge / A. A. Goncharova. - M. : Editorial office

«Sotsialno-gumanitarnye Znaniya», 2016. - No. 4. -Page 211-216.

7. Dvoretsky I. H. Latin-Russian dictionary / I. H. Dvoretsky. - M. : Russky Yazyk, 1976. - Page 540.

8. Dugin A. Evolution of the paradigmatic bases of science / A. Dugin. - M. : Arktorgeya-Tsentr, 2002. - 418 pages.

9. Dulichenko A. D. Between African Studies and cosmoglotics to the concept of the world language by Nikolay Vladimirovich Yushmanov // Linguistics Questions / A. D. Dulichenko. - M. : Nauka, 2015. - No. 1. -Page 118-132.

10. Isirailova A. M. Ways of application of innovative methods in training in scientific style // News of higher education institutions of Kyrgyzstan / A. M. Isirailova. - Bishkek: Nauka i Novye tekhnologii, 2017. - No. 1. - Page 241-243.

11. Ismagilov R. S., Mastikhina A. A., Filippov L. E. On numerical characteristics of formal lan-guages//Bulletin of Bauman Moscow State Technical University. Series: Natural sciences / R. S. Ismagilov, A. A. Mastikhina, L. E. Filippova. - M.: Bauman MSTU Publishing House, 2017. - No. 4 (73). - Page 4-15.

12. Komarova Z. I. Philosophy of linguistic knowledge and education: to statement of the problem // Pedagogical education in Russia / Z. I. Komarova. - Ekaterinburg : Ural State Pedagogical University Publishing House, 2017. - No. 7. - Page 24-37.

13. Concept of transition of the Russian Federation to sustainable development [An electronic resource]. - Access mode: http://ipravo.info/russia2/law8/603.htm

14. Kosyreva M. S. Globalization of English: reasons and consequences // Philological sciences. Questions of the theory and practice / M. S. Kosyreva. - Tambov: OOO Gramota, 2016. - No. 7-3 (73). - Page 138-140.

15. Kuznetsov A. Globalization in Anglo-Saxon [Electronic resource] / A. Kuznetsov. - Access mode: http://my-banks.info/analitics_globalizaciya-po-anglosaksonski/

16. Kuznetsov S. N. Interlinguistics and the synthesizing linguistics // Modern science / S. N. Kuznetsov. -M. : OOO Zakonnye Resheniya, 2015. - No. 4. - Page 96-100.

17. Malyavko A. A. Formal languages and compilers: manual / A. A. Malyavko. - M. : Yurait Publishing House, 2017. - 429 pages.

18. Mamchenko A. A., Redyukhin V. I. Way to a noosphere: difficult characteristics of outlook models //Materials of annual Moiseevsky's readings / A. A. Mamchenko, V I. Redyukhin. - M.: MNEPU Publishing House, 2017. - No. 5. - Page 94-99.

19. Melikyan M. A. Between a technosphere and a noosphere: in search of human quality // Bulletin of Ivanovo State university. Series: Humanities / M. A. Melikyan. - Ivanovo: Ivanovo State University Publishing House, 2015. - No. 2 (15). - Page 30-35.

20. Nikitina I. N. Research of a natural language from positions of formal logic (on English material) //Scientific

research in the sphere of social and economic and the humanities: cross-disciplinary approach and convergence of knowledge / I. N. Nikitina. - Samara: Povolzhskaya Nauchnaya Korporatsiya, 2016. - Page 93-105.

21. Osminin P. G. Model of automatic text summarization on the basis of the knowledge base focused on machine translation // Bulletin of Southern Ural State University. Linguistics series / P. G. Osminin. - Chelyabinsk : Southern Ural State University Publishing Center, 2014. -V. 11. - No. 2. - Page 65-68.

22. Petrenko A. D., Khrabskova D. M., Petrenko D. A. Problems of sociolinguistic variability of language in German-speaking autochthonic areas // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Philological sciences / A. D. Petrenko, D. M. Khrabskova, D. A. Petrenko. - Simferopol: the Crimean Federal University named after V I. Vernadsky Publishing House, 2016. - T. 2 (68). - No. 2-1. - Page 316.

23. Petrenko A. D., Khrabskova D. M., Petrenko D. A., Isaev E. Sh. Current problems of language variability in aspect of world integration and globalizations: collective monograph / A. D. Petrenko, D. M. Khrabskova, D. A. Petrenko, E.Sh. Isaev. - Simferopol: Taurian National University named after V. I. Vernadsky Publishing House, 2011. - 274 pages.

24. Petrenko O. D., Khrabskova, D. M. Objective and perspective in language evolution of Baltic-and White sea communicative areal //Notes on the Roman-German philology / O. D. Petrenko, D. M. Khrabskova. - Odessa : Feniks, 2011. - Issue 26. - Page 199-207.

25. Portal of Federal state educational standards [An electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7

26. Submission of information. Natural and formal languages. - [Electronic resource]. - Access mode: http://sites.google.com/site/informacia2013/dopolnenie

27. Savin L. Classical and post-modern geopolitics. Material of the lecture given in the Southern Federal University (Rostov-on-Don) on December 15, 2009 [An electronic resource] / L. Savin. - Access mode: http ://konservatizm. org/seminars/sotsiologiya-geopoliticheskih-protsessov/230110105141.xhtml

28. Shuvalova O. N. The review of the kinds of activity arising around projects of fictional languages in the Internet // Modern philology: theory and practice. Materials of the XIX international scientific and practical conference, Moscow, on April 9-10, 2015 / O. N. Shuvalova. - M. : Scientific and information publishing center «Institute Strategicheskikh Issledovanii», 2015. - Page 240-245.

29. Encyclopedia of programming languages [An electronic resource]. - Access mode: http://progopedia.ru/

30. Andrews E. Language Planning: Theoretical Background // Language Planning in the Post-Communist Era. The Struggles for Language Control in the New Order in Eastern Europe, Eurasia and China / E. Andrews. -Bloomington : Palgrave Macmillan, 2018. - P. 37-67.

31. Carton O. Langages formels, calculabilité et complexité / O. Carton. - Paris : Vuibert, 2008. - 240 p.

32. Central intelligence agency. The World Factbook. - Access mode: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

33. Chantraine P. Dictionnaire étimologique de la langue grecque / P. Chantraine. - Paris : Ed. Klincksieck, 1968. - P. 773.

34. Comment parler l'anglais Globish pour se faire comprendre à l'international. - Access mode: https://www.mosalingua.com/blog/2010/09/23/comment-parler-langlais-globish-pour-se-faire-comprendre-a-linternational-2/

35. Conlang Atlas of Language Structures. - Режим доступа: http://cals.conlang.org/value/1Z

36. Couturat L., Jespersen O., Lorenz R., Ostwalkd W., Pfaundler L. International Language and Science: Considerations on the Introduction of an International Language into Science / L. Couturat, O. Jespersen, R. Lorenz, W. Ostwalkd, L. Pfaundler. - London : Constable & company, 1910. - P. 118.

37. David R., Nour K., Raffalli C. Introduction à la logique. Théorie de la démonstration. Cours et exercices corrigés / R. David, K. Nour, C. Raffalli. - Dunod, 2001. - 334 p.

38. Ertel W. Introduction to Artificial Intelligence. 2nd edition / W. Ertel. - Weingarten. - Cham. - Heidelberg. -New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - 356 p.

39. Ethnologue. Esperanto. - Access mode: https://www.ethnologue.com/language/epo

40. Gorter D., Cenoz J. Language education policy and multilingual assessment // Language and Education /

D. Gorter, J. Cenoz. - UK: Taylor & Francis Group, 2017. - Vol. 31, Issue 3: Education and multilingualism: navigating policy and assessment. - P. 231-248.

41. Greenberg J. H., Ferguson Ch. A., Moravcsik

E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg, Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 2. Phonology. - 590 p.

42. Greenberg J. H., Ferguson Ch. A., Moravcsik E. A. Universals of human language / J. H. Greenberg, Ch. A. Ferguson, E. A. Moravcsik. - Stanford : Stanford University Press, 1978. - Vol. 1. Method & Theory. -P. 249-295.

43. Grzega J. Globish and Basic Global English (BGE): Two Alternatives for a Rapid Acquisition of Communicative Competencein a Globalized World? // Journal for Euro LinguistiX. - No. 3. - 2006. - Pp. 113. - Access mode: http://www1.ku-eichstaett.de/SLF/EngluVglSW/ELiX/grzega-061 .pdf

44. Hatch M. J. Organization Theory: Modern, Symbolic, and Postmodern Perspectives / M. J. Hatch. - 4th edition. - Oxford : University Press, 2018. - 407 p.

45. Heller M. Dr. Esperanto, or Anthropology as Alternative Worlds // American Anthropologist / M. Heller. - Arlington : American Anthropological Association, 2017. - Vol. 119, Issue 1. - P. 12-22.

46. History of Programming Languages. - Access mode:

http://web.cs.iastate.edu/~cs104/notes/histlanguage.html

47. Hughes G. E., Cresswell M. J. A New Introduction to Modal Logic / G. E. Hughes, M. J. Cresswell. -London. - New York : Routledge, 1996. - 421 p.

48. Ideopedia [An electronic resource]. - Access mode:

http ://www.europalingua. eu/ideopedia/index.php5 ?title=A ccueil

49. Israel N. Esperantic Modernism: Joyce, Universal Language, and Political Gesture // Modernism / modernity / N. Israel. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 2017. - Vol. 24, No. 1. - P. 1-21.

50. John A. C. A section from the Greek-Armenian lexicon to Galen // Medieval Armenian Culture / A. C. John. - Samuelian T. & Stone M., 1983. - P. 3-12.

51. Lecherbonnier B. Pourquoi veulent-ils tuer le français? / B. Lecherbonnier. - Paris : Albin Michel, 2005. - 249 p.

52. Lemaignan S., Warnier M., Sisbot E. A., Clodic

A., Alami R. Artificial cognition for social human-robot interaction: An implementation // Artificial Intelligence / S. Lemaignan, M. Warnier, E. A. Sisbot, A. Clodic, R. Alami. - Elsevier B. V., 2017. - Vol. 247. - P. 45-69.

53. Linguistique et Traitement Automatique des Langues (TAL). Université de Franche-Comté Centre de Recherche Lucien Tesnière. - Режим доступа: http://tesniere.univ-fcomte.fr/index.html

54. Merlini, M. La classificazione tipologica delle lingue di J. H. Greenberg: valutazione critica e saggi di applicazione / M. Merlini. - Firenze : La Nuova Italia, 1985. - 170 p.

55. Pennycook A. The Cultural Politics of English as an International Language / A. Pennycook. - London. -New York : Routladge - Taylor & Francis Group, 2017. -365 pp.

56. Peterson D. J. The art of language invention: From horse-lords to dark elves, the words behind the world-building // Language Problems and Language Planning / D. J. Petterson. - Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2018. - Vol. 41, Issue 3. - P. 304-306.

57. Rosé C. P. Artificial intelligence: A social spin on language analysis // Nature. International journal of science / C. P. Rosé. - Macmillan Publishers Limited, 2018. - Vol. 545. - Pp. 166-167.

58. Sapir E. The Function of an International Auxiliary Language / E. Sapir. - Access mode: http ://interlanguages.net/sapir. html

59. Schor E. Bridge of Words: Esperanto and the Dream of a Universal Language / E. Schor. - New York : Metropolitan Books, 2016. - 384 p.

60. Seidlhofer B. English as a Lingua Franca and Multilingualism // Language Awareness and Multilingual-ism. Encyclopedia of Language and Education /

B. Seidlhofer. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2015. - P. 1-14.

61. Sokolovska Z. Languages in "the United Nation of Europe: debating a postwar language policy for Europe // Language Policy / Z. Sokolovska. - Cham. - Heidelberg. - New York. - Dordrecht. - London : Springer, 2017. - Vol. 16, Issue 4. - P. 461-480.

62. Wilson A. Biosphere, Noosphere, Infosphere: Epistemo-Aesthetics and The Age Of Big Data // Parallax / A. Wilson. - Leeds : University of Leeds, 2017. -Vol. 23, No. 2. - P. 202-219.

63. Wright S. Language policy and language planning. From nationalism to globalisation (2nd edition) / S. Wright. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2016. -385 p.

64. Фе^п? А. Д. Ле^гкш EHnvo-Латткш / А. Д. Фе^п?. - Ev A0nvaiç: Ек t<v РфА.1ек5ота< KrnacTn^aTœv, 1908. - E. 325.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.02.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.