Научная статья на тему 'Ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий при перевозке аварийно химически опасных веществ'

Ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий при перевозке аварийно химически опасных веществ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3295
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кияшко А. А., Одинцов Л. Г.

Транспортными средствами нередко осуществляется перевозка опасных грузов. Опасность ДТП с участием таких автомобилей значительно выше, чем при обычных ДТП. Отсутствие нормативных документов по организации ликвидации подобного рода химических аварий, осложняет взаимодействие реагирующих подразделений и снижает эффективность действий при ликвидации данного вида ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кияшко А. А., Одинцов Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий при перевозке аварийно химически опасных веществ»

УДК 614.8: 656.1

А.А. Кияшко (отряд «Центроспас»), ОдинцовЛ.Г., д.т.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ))

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПОИСШЕСТВИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВАРИЙНО ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Транспортными средствами нередко осуществляется перевозка опасным грузов. Опасность ДТП с участием таких автомобилей значительно выше, чем при обытныа ДТП. Отсутствие нормативных документов по организации ликвидации подобного рода химических аварий, осложняет взаимодействие реагирующих подразделений и снижает эффективность действий при ликвидации данного вида ЧС

А.А. Кияшко

Л.Г. Одинцов

Менее чем за сто лет ДТП по количеству человеческих жертв опередили все остальные виды чрезвычайных ситуаций, включая и такие как пожары и наводнения. Несмотря на принимаемые профилактические меры уже сейчас в нашей стране, равно как в других странах мира этот вид ЧС по своим масштабам приближается к масштабам национального бедствия. На настоящий момент в нашей стране отработаны технологии оказания помощи пострадавшим при ДТП. Однако транспортными средствами нередко осуществляется перевозка опасных грузов. Опасность ДТП с участием таких автомобилей значительно выше, тем более что достаточно часто такая транспортировка осуществляется в населенных районах и вблизи промышленных предприятий и может создавать угрозу не только непосредственным участникам ДТП. Характерными особенностями этого вида чрезвычайных ситуаций является и то, что они, как правило, не могут быть полноценно ликвидированы силами только одного спасательного подразделения, как в случае с обычным ДТП. Другой особенностью является очень высокая динамика развития ситуации. Таким образом, эффективное реагирование на такие чрезвычайные ситуации возможно при хорошо организованном взаимодействии служб, которые должны работать в рамках единого стандарта или алгоритма. Единый стандартизированный подход позволяет значительно сократить время на координацию, согласование совместных действий и постановку задач на месте ЧС и повысить эффективность принятия решений на этапе привлечения различных служб и подразделений, входящих в систему РСЧС. Для выработки стандартных подходов к ликвидации чрезвычайных ситуаций связанных с перевозкой опасных грузов необходимо прибегнуть к моделированию подобного рода чрезвычайных ситуаций.

Все опасные грузы по характеру опасности классифицируются в соответствии с ГОСТ 19433—88* Грузы опасные. Классификация и маркировка.

К опасным грузам, обладающим пожарной опасностью относятся вещества подклассов:

1.3. Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой.

2.4. Воспламеняющиеся горючие газы.

2.5. Ядовитые и воспламеняющиеся газы.

3.1. 3.2, 3.3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества.

4.2. Самовозгорающиеся вещества.

4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

В качестве примера можно рассмотреть модель развития ЧС с легковоспламеняющейся жидкостью и алгоритм действий спасательных подразделений в данной ситуации.

Модель чрезвычайно ситуации с участием горючих жидкостей наиболее наглядна, так как в реакции участвует газообразное состояние вещества, способное подобно газам создавать взрывоопасные концентрации с воздухом (наиболее распространенным окислителем). С другой стороны горение жидкостей характеризуется высокой вероятностью распространения по площади розлива, при разгерметизации или разрушении транспортной емкости.

Действия спасательных подразделений, прибывших на место ЧС, на первом этапе должны развиваться в двух направлениях, исключение источников огня вблизи зоны розлива и изоляция горючего вещества от окислителя. Кроме того, целесообразно принять меры к ограничению площади

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

разлива путем препятствования свободному вытеканию горючей жидкости из емкости и организации обвалования места разлива. В отдельных случаях может быть эффективным сооружение стоков в естественные углубления рельефа местности.

Эффективным способом изоляции от кислорода воздуха является покрытие поверхности разлива пеной. Для получения воздушномеханической пены используются пожарные автомобили, оснащенные емкостью для пенообразователя и пенными стволами.

При ликвидации последствий ЧС, связанных с разливами горючих жидкостей необходимо иметь достаточный резерв технических средств для тушения вероятного пожара и защиты объектов, находящихся в непосредственной близости.

Рассмотрим алгоритм действий спасательных подразделений (рис. 1) подробнее. При получении сигнала о ДТП с участием автомобиля перевозившего опасный груз есть необходимость принятия решения о привлечении достаточного количества сил и средств. Характер, предполагаемой на этом этапе, опасности в значительной степени зависит от типа и количества вещества. Тип груза предварительно

может быть определен по стандартной маркировке в соответствии с ГОСТ 19433—88*. Что касается его количества, то на этом этапе следует исходить из максимально возможного количества, т.е. размера емкости. Не имея дополнительных сведений, решение о привлечении сил следует принимать с учетом расчета исходя из максимальной степени риска. В данном случае следует считать, что вся цистерна с ЛВЖ разлилась на горизонтальной плоской поверхности. Можно подсчитать, при наличии справочных данных по конкретному веществу, что при объеме цистерны в 6 м3 площадь разлива бензина, например, составит 1200 м, а радиус пятна разлива будет около 20 м. Проведя дальнейшие расчеты можно определить потребное количество пенных генераторов ГПС-600 для тушения вероятного пожара. И, исходя из полученных данных, привлечь к ликвидации данной ЧС соответствующие подразделения ГПС.

Проведение таких расчетов по каждому конкретному веществу после получения сигнала снижает оперативность реагирования. Характерно, что все расчеты на данном этапе опираются на справочные очнение обстановки. Теперь уже конкретно может

Рис. 1. Алгоритм действий спасательных подразделений

быть определен и тип вещества и форма и площадь разлива, а так же необходимость привлечения и количество дополнительных сил и средств для обеспечения защиты объектов, находящихся в опасной зоне.

Рассмотрим другую модель, ДТП с участием автотранспортного средства перевозившего АХОВ. Иной характер опасности и масштабы вероятного развития ситуации требуют другого алгоритма. На данном примере мы попытаемся их сравнить.

Чрезвычайные ситуации с участием веществ, классифицированных ГОСТ 19433—88* как ядовитые вещества, характеризуются высокой степенью опасности для населения, а, следовательно, и большим объемом эвакуационных мероприятий и могут быть проведены заблаговременно и готовые результаты расчетов могут быть обобщены в едином документе.

После прибытия к месту ЧС спасательных подразделений осуществляется утуточнение обстановки. Теперь уже конкретно может быть определен и тип вещества и форма и площадь разлива, а так же необходимость привлечения и количество дополнительных сил и средств для обеспечения защиты объектов,

находящихся в опасной зоне.

Рассмотрим другую модель, ДТП с участием автотранспортного средства перевозившего АХОВ. Иной характер опасности и масштабы вероятного развития ситуации требуют другого алгоритма. На данном примере мы попытаемся их сравнить.

Чрезвычайные ситуации с участием веществ, классифицированных ГОСТ 19433—88 как ядовитые вещества, характеризуются высокой степенью опасности для населения, а, следовательно, и большим объемом эвакуационных мероприятий из опасной зоны. Кроме того условия обеспечения безопасности личного состава аварийно-спасательных подразделений требуют проведения ряда подготовительных мероприятий к работе в зоне ЧС и постоянного контроля над развитием ситуации.

Еще одной особенностью чрезвычайных ситуаций с АХОВ является необходимость взаимодействия достаточно большого количества различных подразделений (рис. 2).

И вновь, как и в случае с ЛВЖ на первом этапе очень важно предварительно идентифицировать ве-

Рис. 2. Взаимодействия различных подразделений

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

щество. Далее следует предварительный расчет масштабов предполагаемой катастрофы. Так как на основе расчетов зоны химического заражения определяется объем экстренных мероприятий по эвакуации населения, и соответственно количество личного состава и технических средств для проведения этого мероприятия. Так же как и в первом случае рассчитывается максимально возможная зона заражения. В качестве примера зона вторичного облака сжиженного аммиака при объеме цистерны 4 м3 скорости ветра 4 м/с и температуре воздуха 20° С составит сектор с углом в 45° и радиусом 300 м (рис. 3).

Как и в первом случае, расчет может быть произведен предварительно на основе справочных данных

риала. При разработке документа он должен быть отработан практически с учетом опыта подобных работ на базе действующих оперативных подразделений. Единый подход к ликвидации подобного рода аварий позволит значительно сократить время предварительного планирования и привлечения сил и средств, за счет сокращения времени расчетов. Снизить временные затраты на координацию действий аварийно-спасательных подразделений на месте ЧС. Что немаловажно при столь скоротечных авариях. А главное позволит вплотную приблизиться к разработке необходимых комплексов технических средств для ликвидации подобного вида аварий.

Очевидно, что имеющаяся на вооружении аварий-

Рис. 3. Зона химического заражения

по наихудшим условиям развития ситуации и представлен в виде справочных таблиц.

Действия спасательных подразделений после прибытия к месту ЧС, как и в первой представленной модели остаются стандартными: определение безопасного места развертывания сил и средств, мероприятия по обеспечению безопасности личного состава, включая обязательное развертывание мобильного комплекса дегазации личного состава и оборудования. Особое значение в случае с АХОВ приобретает метеопост. С его помощью осуществляется оперативный контроль за направлением и скоростью ветра. Характер работ во многом схож с предыдущим вариантом, это действия направленные на минимизацию площади розлива и распыленные водяные струи для осаждения химического облака. В целом алгоритмы действий близки, а, следовательно, могут быть систематизированы и оформлены в виде единого документа. Результаты предварительных расчетов могут быть представлены в виде справочного мате-

но-спасательных служб и подразделений ГПС техника не может на настоящий момент обеспечить полноценное реагирование на ДТП с опасными грузами. Специализированный комплекс для таких работ должен включать в себя комплекс дегазации, либо автономный, либо работающий в комплексе с пожарным автомобилем, метеопост, комплект средств индивидуальной защиты, химические защитные костюмы, дыхательные аппараты, воздушные компрессоры, системы оперативного экспресс анализа воздушной среды, оборудование для устранения течей из стандартных емкостей, откачивающие помпы. Это далеко не полный перечень технических средств аварийно-спасательного комплекса предназначенного для реагирования на чрезвычайные ситуации связанные с транспортировкой опасных грузов. Разработка технических требований для такого комплекса может быть осуществлена только после систематизации и практической отработки действий по всем типам опасных грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.