Научная статья на тему '«Ликторские чтения» как элемент молодежной политики Италии 1930-х гг'

«Ликторские чтения» как элемент молодежной политики Италии 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
812
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФАШИЗМ / ИТАЛИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ФАШИСТСКИЕ ГРУППЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЛИКТОРСКИЕ ЧТЕНИЯ / FASCISM / ITALY / FASCIST UNIVERSITY GROUPS / YOUTH POLICY / LITTORIALI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестерова Татьяна Петровна

Статья посвящена молодежной политике фашистского режима в Италии в 1930-е гг. В рамках этой политики были организованы так называемые «Ликторские чтения», способствовавшие выявлению наиболее талантливой и преданной режиму молодежи, формированию интеллектуальной элиты нового общества. Однако в реальности «Ликторские чтения» стали формой организации творческой деятельности молодежи, способствовавшей развитию скрытого антифашизма и свободомыслия в Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Littoriali as Element of Youth Policy in Italy in the 1930s

The article covers the youth policy of the fascist regime in Italy in the 1930s. Within the frame of this policy the so-called Littoriali were organized. They contributed to revelation of the most talented and faithful to the regime young people as well as to formation of the new society's intellectual elite. Yet in fact the Littoriali became an organization form of the youth creative activity that contributed to development of covered antifascism and freethinking in Italy.

Текст научной работы на тему ««Ликторские чтения» как элемент молодежной политики Италии 1930-х гг»

УДК 94(450).094:329.78

«Ликторские чтения» как элемент молодежной политики Италии 1930-х гг.

Т. П. Нестерова

Статья посвящена молодежной политике фашистского режима в Италии в 1930-е гг. В рамках этой политики были организованы так называемые «Ликторские чтения», способствовавшие выявлению наиболее талантливой и преданной режиму молодежи, формированию интеллектуальной элиты нового общества. Однако в реальности «Ликторские чтения» стали формой организации творческой деятельности молодежи, способствовавшей развитию скрытого антифашизма и свободомыслия в Италии.

Ключевые слова: фашизм; Италия; Университетские фашистские группы; молодежная политика; Ликторские чтения.

Любой тоталитарный режим требует формирования новой интеллектуальной элиты. Режиму нужны собственные интеллектуалы, те, кто будет обосновывать преимущества нового режима и доказывать нежизнеспособность и никчемность его противников, воспитывать новых достойных граждан идеального общества. «Правильное» воспитание позволяет гарантировать стабильность общественной системы, и действующие в тоталитарном государстве детские и молодежные организации предназначены для общественного воспитания подрастающих поколений и воспроизводства господствующих идеологических догм.

Во второй половине 1920-х годов в Италии был начат и успешно проходил процесс фашизации системы образования на всех уровнях.

Процесс этот шел по нескольким направлениям, включая в себя такие аспекты, как смена преподавательского состава и изменение учебных планов. Одним из самых успешных нововведений фашистского режима в деле фашизации системы образования стало создание Университетских Фашистских Групп (Gшppi Шп^ге^ай Fascisti, GUF, ГУФ). Задачи, возложенные на ГУФ, были сформулированы в «Первой книге фашиста» (первое издание — в 1937 году): «Основные направления деятельности ГУФ таковы: политико-культурная деятельность, спортивная деятельность и вспомогательная деятельность. Политикокультурная деятельность направлена на подготовку и отбор молодежи, которая сможет эффективно обучаться в Школе фашистской мистики имени Сандро Италико Муссолини, на организацию Курсов политической подготовки для молодежи, на проведение пред-ликторских и ликторских состязаний в сфере искусства, культуры и ремесел...» [7]. Как отмечает современный итальянский исследователь деятельности ГУФ Лука Ла Ровере, ГУФ рассматривались фашистским режимом как «питомники, из которых должны были выйти новые руководящие кадры партии» [8, р. 45].

Одним из центральных мероприятий фашистского режима в рамках политики по образованию и воспитанию молодежи стало учреждение в 1933 году «Ликторских чтений по культуре и искусству». Начиная с 1934 года ГУФ было поручено проведение ежегодных ликторских чтений [2, р. 5], которые приобретали исключительную важность, во-первых, в поиске консенсуса между студентами, а во-вторых, из-за относительной свободы, которая предоставлялась участникам чтений — у студентов впервые за многие годы появилась возможность вести диалог и дискутировать. Первые «Ликторские чтения по культуре» ^К-toriaH, Литториали) были проведены в качестве эксперимента еще в 1933 году «как результат сотрудничества между секретариатом ГУФ и Конфедерацией профсоюзов» [8, р. 266]. Один голос в судейской

комиссии был предоставлен секретарю Национальной фашистской партии Италии (ПНФ) Акилле Стараче, для того чтобы заручиться его поддержкой и проводить подобные чтения ежегодно. Чтобы подчеркнуть значимость ликторских чтений, был учрежден журнал «Лик-торские чтения по культуре и искусству» («I Littoriali della cultura e deU’arte»). Первый номер ежемесячника вышел в декабре 1933 года [8, p. 267].

Акилле Стараче лично взял на себя обязанности секретаря общенациональной студенческой организации, что подчеркивало прямую связь между университетами и ПНФ, а также имело глубокий символический подтекст [5, p. 24]. Новым руководством ГУФ было определено, что высшая функция университетов состоит в том, чтобы «воспитывать ее (университетскую молодежь) согласно фашистской доктрине» [8, p. 178]. Для Стараче было принципиально важно воспитывать «новых людей» в фашистском стиле. Фашистский стиль, по мнению Стараче, должен был характеризовать «интегральную модель жизни современного молодого человека» [8, p. 220]. ГУФ должны были стать структурой, не только пропагандирующей, но и формирующей «фашистский стиль» жизни итальянской молодежи [1, p. 70—

71].

Ликторские чтения представляли собой один из амбициозных проектов фашистского режима, целью которого была фашизация молодых людей, формирование личности в направлении, нужном фашизму. Публицист Умберто Д’Андреа писал в теоретическом журнале фашистской партии «Фашистская критика»: «Следует отметить, что Литториали являются не только полезными и плодотворными, но и необходимыми. Так как решение проблемы воспитания молодежи и преемственности духа Революции от одного поколения к другому не может существовать, если не предоставить молодым людям способ выразить их мысли и ощущения» [4, p. 277].

Литториали никогда не были и не должны были быть мероприятием, носившим чисто академический, учебный характер. Они представляли собой состязания, имеющие политическую значимость. С учреждением Ликторских чтений Национальная фашистская партия взяла на себя политическое и духовное воспитание студентов. Ликторские чтения, по замыслу фашистских руководителей, должны были служить для отбора фашистской интеллектуальной элиты.

Регулярные ликторские чтения проводились с 1934 по 1940 годы во Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе, Триесте, Палермо и Болонье [2, р. 5], то есть во всех основных университетских городах Италии. «Несомненной заслугой этих чтений было то, что они порождали дискуссии, волнения умов, каких до этого еще не было» [2, р. 5]. В ходе вторых по счету Литториалей, проводившихся в Риме, была окончательно утверждена структура и организационная система проведения данного мероприятия, согласно которой и проводились все последующие Ликторские чтения вплоть до 1940 года. В 1940 году деятельность Литториалей была прервана из-за вступления Италии в войну.

На первых трех ликторских чтениях (1934, 1935, 1936) отмечалась некая неадекватность со стороны фашистских органов контроля — как из-за чрезмерной свободы, предоставленной дебатирующим, так и из-за неподготовленности судей и руководителей чтений. Оказалось, что фашистское руководство не было готово к столь активному отклику со стороны молодежи, к таким оживленным дискуссиям, в результате чего были допущены некоторые вольности. Ситуация не нашла организованного политического выхода лишь потому, что участие в чтениях было индивидуальным, а не групповым. Таким образом, ликторские чтения прошли две фазы развития: первая фаза, либеральная, до 1936 года, противопоставлена второй, характеризующейся жестким контролем со стороны руководства партии, прежде всего Акилле Ста-раче.

Действительно, фашистская верхушка была недовольна чрезмерно свободными дискуссиями, развернувшимися на первых ликторских чтениях. В комментариях, публиковавшихся в прессе, отмечалось: «Все, кто говорят и пишут о Литториалиях, почему-то переоценивают роль дебатов и дискуссий. Хотя, напротив, необходимо сделать обратный вывод. Письменная и творческая части соревнований, то есть написание стихов, новелл, политических и юридических эссе, создание фильма, музыкального отрывка, художественных произведений и скульптуры, должны выходить на первый план. Мы думаем, что следует более поощрять творческую деятельность, так как она является более естественной и значимой, чем критическая деятельность» [4, р. 277]; «Критика — это не та область деятельности, в которой следует проявлять себя молодежи. Гораздо более она соответствует и подходит зрелым людям, которым сумма знаний и опыта позволяет проводить сопоставления, из которых может родиться критическое исследование. Более уместно было бы проводить дискуссии, посвященные просто литературе, искусству и т. д.» [4, р. 278].

Такой была реакция фашистской элиты на проведение первых Литто-риалей, настороживших фашистскую верхушку и показавших опасность предоставления права голоса молодежи. Не зря в статье У Д’Андреа акцент делался на то, что больше внимания следует уделять непосредственно делу и меньше позволять молодежи рассуждать и критиковать.

В связи с этим организационная комиссия, занимавшаяся подготовкой следующих Литториалей, издала несколько директив: «участие большего количества студентов в конкурсах и обсуждениях; допуск к соревнованиям молодых фашистов, отличающихся успехами в учебе; предметами дискуссий, кроме прочих, станут темы, затронутые Дуче в его речах» [6, р. 773].

«В следующих Ликторских чтениях, проводившихся в Неаполе и Палермо, фашистский режим, наученный предыдущим опытом, со-

кратил возможность свободных дискуссий, прибегнув к фиксированному выбору тем, от которых нельзя было отклоняться» [2, р. 5]. Темы выбирались с особой тщательностью уполномоченными членами секретариата ГУФ. Отбор тем проводился из общего списка предложений, полученных от лиц, принадлежавших к интеллектуальным и политическим кругам, а также, как уже было сказано выше, использовались темы из речей Муссолини, так как «выставить в качестве темы обсуждения доктрину Дуче ... значит обеспечить для молодежи прямой контакт с фашистской реальностью, с ее настоящим и ее будущим» [6, р. 773].

Темы дебатов вполне соответствовали замыслу чтений: военная музыка и психология масс, место театра в политической пропаганде, необходимость Средиземного моря для Италии, ср. также: «Итальянское искусство в свете традиций, иностранных течений и политических потребностей фашизма», «Политическая литература Италии в ХХ веке», «Характер фашистского кино», «Фашизм в мире» [9, р. 170] и т. п. Из речей Дуче были отобраны такие темы, как «Конституционная структура корпоративного государства» и «Корпоративная экономика». Выбор тем был поддержан в прессе: «Лучшего выбора нельзя и придумать. Век, в котором мы живем, станет веком фашизма. И заботой сегодняшних студентов завтра станет продолжение дела Революции» [6, р. 774].

Соревнования в виде публичных дебатов по научно-политическим темам проходили на трех уровнях: университетском, провинциальном, общеитальянском. Победившие в последнем туре получали звание «ликторов» по определенной специальности на один год.

Победа на первом отборочном этапе, который проводился на университетском уровне, давала возможность участвовать во втором отборочном туре, Прелитториалиях. Учреждение Прелитториалий было еще одним новшеством, введенным после первых Литториалий. Объ-

яснялось это тем, что они должны были «повысить уровень Литто-риалий ... и качественно улучшить результаты самих соревнований» [6, р. 774]. Однако на самом деле, Прелитториали стали неким барьером, для того чтобы не допустить до участия в ликторских чтениях «неблагонадежных» студентов.

Прелитториали проводились обычно в период с февраля по март по тем же самым темам и в том же порядке, что и сами ликторские чтения. «Для проведения Ликторских чтений 1940 г. были учреждены состязания в Ливии, которые выполняли ту же функцию, что и Прелитториали» [8, р. 271], только на колониальных территориях. В ходе второго отборочного тура, Прелитториалий, судейские комиссии составляли список десяти лучших участников. Первых двоих, стоявших в этом списке, посылали представлять ГУФ на общегосударственном уровне.

Последним и заключительным туром были сами ликторские чтения, проводившиеся обычно в апреле. Судейские комиссии состояли из пяти членов, назначаемых секретариатом партии из представителей интеллигенции и политиков. Среди этих пяти судей присутствовал и ликтор предыдущего года по данной дисциплине. Университетская фашистская группа, в числе членов которой было больше всего победителей, то есть ликторов, объявлялась ликторской ГУФ.

Число участников ликторских чтений возрастало год от года. В первых ликторских чтениях, проводившихся во Флоренции, участвовали 1174 студента [8, р. 273], в пятых чтениях (Палермо, 1938) приняли участие в общей сложности около 18000 студентов, из них 15000 участвовали в Прелитториалиях, и 3000 в Литториалиях [8, р. 273].

Ликторские чтения органично вписались в символико-идеологическую систему фашистского режима. Церемония открытия проходила в присутствии высших иерархов режима, сопровождалась хореографическими номерами и музыкальными выступлениями военных оркестров, также присутствовали представители всего спектра молодеж-

ных организаций ПНФ. В ходе этой церемонии студенты торжественно произносили клятву, в которой обязались передавать патриотический дух, дух нации в своих научных работах. Такая же торжественная атмосфера была характерна и для церемонии награждения, завершавшей чтения. Литториали служили не только витриной успехов фашизма в молодежной сфере, но и имели своей целью создать новую молодежь, поколение, которое бы подчинялось в культурном плане и полностью принимало догмы фашизма.

Ликторские чтения стали существенным вкладом в процесс создания фашистского общества. Многие победители ликторских состязаний впоследствии получили должности в политических и культурных учреждениях режима. Действительно, среди различных функций Лит-ториалий была и задача выявить наиболее перспективных и многообещающих представителей молодежной интеллигенции, чтобы впоследствии использовать их как кадры для режима [3, р. 131]. Ликторские чтения во многом служили коллективным подтверждением веры в фашистскую доктрину. Даже основным лозунгом ликторских чтений была формула «Дискутировать, веря!» [8, р. 283]. Смещение состязаний интеллектуальной молодежи по культуре и искусству в сторону тоталитарности было зеркальным отображением процесса, который шел по стране в целом. Тоталитаризация ликторских чтений была лишь звеном общей тоталитаризации государства.

Система Литториали стала элементом отбора новой политической элиты. Многие победители Литториали приглашались для работы в партийных и государственных структурах, некоторым из них предлагалось продолжить обучение в Школе фашистской мистики. Ликторские чтения все в большей степени должны были демонстрировать веру молодежи в идеологию и доктрину фашизма, стать своего рода триумфом деятельности ГУФ и Национальной фашистской партии по подготовке новой интеллектуальной элиты Италии.

Фашистская партия пыталась создать через систему высшего образования инструмент для тотального подчинения студентов и преподавательского состава политической воле режима. В соответствии с доктриной фашизма, вне фашизма не существовала и не могла существовать никакая форма социальной жизни. Вполне понятное желание получать материальные преимущества, предлагаемые студенческой организацией, невозможность вступления в альтернативные организации, изменение учебных программ в угоду режиму, внедрение фашистской идеологии в стенах университетов, милитаризация студенческой жизни — все это делало попадание молодежи в орбиту влияния фашистского режима и фашистских догматов практически неизбежным. В то же время является неоспоримым тот факт, что именно Университетские фашистские группы стали своеобразным инкубатором скрытого антифашизма, тайного свободомыслия, что ярко проявилось сразу же после падения фашистского режима в июле 1943 года: новая интеллектуальная элита Италии в значительной степени оказалась состоящей из прошедших школу ГУФ людей, среди которых оказалось немало победителей ликторских чтений.

Литература

1. Accardi T. Stile nuovo / T Accardi // Gerarchia. - 1935. - № 1. -P. 70-71.

2. Bertini N. I giovani e il fascismo / N. Bertini. - Режим доступа : http://www./archivio.com/storia/bertini.htm.

3. Calendoli G. I Littoriali e l’intelligenza fascista / G. Calendoli // Gerarchia. - 1939. - № 9. - P. 131.

4. DAndrea U. I littoriali della cultura e dell’arte / U. D’Andrea // Critica fascista. - 1935. - № 14. - P. 277.

5. Galeotti C. Achille Starace e il vademecum dello stile fascista / C. Ga-leotti. - Catanzaro : Rubbettino, 2000. - 139 с.

6. GasliniP.F. La cultura in funzione politica / P. F. Gaslini // Gerarchia. -1934. - № 9. - P. 773.

7. Ilprimo libro del fascista. - Roma, 1939. - 127 p.

8. La Rovere L. Storia dei GUF : organizzazione, politica e miti della gio-vento universitaria fascista / L. La Rovere. — Torino, 2003. — 220 p.

9. Stratta G. La funzione politica dei gruppi universitari / G. Stratta // Gerarchia. - 1935. - № 2. - P. 170.

© Нестерова Т. П., 2012

Littoriali as Element of Youth Policy in Italy in the 1930s

T. Nesterova

The article covers the youth policy of the fascist regime in Italy in the 1930s. Within the frame of this policy the so-called Littoriali were organized. They contributed to revelation of the most talented and faithful to the regime young people as well as to formation of the new society's intellectual elite. Yet in fact the Littoriali became an organization form of the youth creative activity that contributed to development of covered antifascism and freethinking in Italy.

Key words: fascism; Italy; Fascist University Groups, youth policy; Littoriali.

Нестерова Татьяна Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры европейских исследований Института социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), agn1154@yandex.ru.

Nesterova, T., PhD in History, associate professor, Department of European Studies, Institute of Social and Political Studies, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), agn1154@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.