Научная статья на тему '«ЛИК», «ЛИЦО», «ЛИЧИНА»: ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ С. Н. ДУРЫЛИНА'

«ЛИК», «ЛИЦО», «ЛИЧИНА»: ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ С. Н. ДУРЫЛИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Н. Дурылин / человек / христианская антропология / духовное возрастание / личность / «лик» / «лицо» / «личина» / образ Божий

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щепалина Екатерина Александровна

В статье анализируется представление о человеке в литературном творчестве С. Н. Дурылина (1886–1954). Писатель, создавая образы героев, во многом ориентируется на особенности христианской антропологии, фор-мирующейся в текстах Священного Писания и Предания, Посланиях апостола Павла и теологических трудах святых отцов (блаженного Августина, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Григория Нисского и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ЛИК», «ЛИЦО», «ЛИЧИНА»: ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ С. Н. ДУРЫЛИНА»

УДК 572:341.462.2

Щепалина Екатерина Александровна

(Самара)

«ЛИК», «ЛИЦО», «ЛИЧИНА»: ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ С. Н. ДУРЫЛИНА

Аннотация: В статье анализируется представление о человеке в литературном творчестве С. Н. Дурылина (1886-1954). Писатель, создавая образы героев, во многом ориентируется на особенности христианской антропологии, формирующейся в текстах Священного Писания и Предания, Посланиях апостола Павла и теологических трудах святых отцов (блаженного Августина, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Григория Нисского и др.).

Ключевые слова: С. Н. Дурылин, человек, христианская антропология, духовное возрастание, личность, «лик», «лицо», «личина», образ Божий.

Современное культурное пространство является фраг-ментированным: человек существует среди рассеянных, разрозненных смыслов, и сам начинает «дробиться», терять духовную целостность, истинное лицо.

Об этом еще в XX веке заявляет в своем творчестве С. Н. Дурылин (1886-1954) — писатель, поэт, литературовед, священник, богослов, религиозный философ, педагог, театровед, археолог, этнограф.

Существование человека для С. Н. Дурылина наполняется смыслом лишь в том случае, если оно соотносится с высшей ценностью, вписывается в духовную традицию. Писатель, создавая образы героев, во многом ориентируется на особенности христианской антропологии, формирующейся

в текстах Священного Писания и Предания, Посланиях апостола Павла и теологических трудах святых отцов (блаженного Августина, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Григория Нисского и др.).

Духовное возрастание личности у С. Н. Дурылина можно охарактеризовать в традиционных для христианской антропологии терминах: «лик», «лицо», «личина» (Визгин. 2009. С. 57). «Лик» проявляется у человека, достигшего образ и подобие Божие и устремленного к бытию. Такая личность, согласно апостолу Павлу, выбирает «жизнь по духу» (Рим. 8: 13) и имеет «ум Христов» (1 Кор. 2: 16). «Лицом» обладает «человек душевный», пребывающий в «мелькании» «быва-ния» и «бытования»: будучи наделен образом Божиим, он выбирает «жизнь по плоти» (Рим. 8: 13) и зачастую не стремится к Божьему подобию. «Личина» затмевает истинную человеческую сущность, становится признаком небытия, духовной гибели, лукавства падших духов.

Воззрения С. Н. Дурылина во многом сопоставимы с ми-ровидением свящ. Павла Флоренского. Согласно Флоренскому, «лик» обретает «человек литургический» («homo liturgus»), желая всю свою жизнь превратить в литургию, а Вселенную — в храм (Бонецкая. 2010. С. 109).

С. Н. Дурылин показывает, что человек призван стать Христом по благодати. В судьбе дурылинских героев реализуется антиномичность христианской жертвенности: «человек по благодати рассекается на части и не распадается, съедается — и никогда не истощается... его жизнь питает и напояет брата» (Гондикакис. 2007. С. 52), а собственное существование преумножается. Именно «распадаясь» ради «другого» человек «собирает» себя, стремится к Божественному Лику.

Потеря веры, ведет к «раздроблению» личности, смене «личин». Однако самостоятельно обрести целостность, «некую онтологию» человек уже не может. Писатель свидетельствует о том, что личность, отступившая от Бога, не обладает истинным присутствием в мире и не может утвердить свое бытие без участия Творца: «Я и болью, и кровью

своей не мог бы доказать себе, что я существую» (Дурылин. 2014. С. 222), — это возможно доказать только страданием и кровью Христа.

В дурылинском творчестве, во многом связанном с традициями христианской антропологии, дан ответ вызовам современного общества: писатель свидетельствует о том, что личность призвана жить так, чтобы дух обладал душой и телом, а Божественный Лик освящал человеческое лицо. Только обретя духовную целостность, человек будет способен выстраивать вокруг себя социокультурное пространство, наполненное глубинными смыслами.

Литература

Бонецкая Н. К. «Homo faber» и «homo liturgus» (Философская антропология П. Флоренского) // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 90-109.

Визгин В. П. Феномен Дурылина // Философские науки. 2009. № 6. С. 51-59.

Гондикакис Василий архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. 208 с.

Дурылин С. Н. Три беса. Художественная проза, очерки. М.: Совпадение, 2013. 384 с.

ю се ю ся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.