Научная статья на тему '«LIEBEN UND ARBEITEN», И СТИПЕНДИЯ: СМЫСЛЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ В РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

«LIEBEN UND ARBEITEN», И СТИПЕНДИЯ: СМЫСЛЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ В РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взрослость / рефлексия / смысл / жизнь / концепт / студент / adulthood / reflection / meaning / life / concept / student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клементьева Марина Владимировна

В статье рассмотрены смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«LIEBEN UND ARBEITEN», AND A STIPEND: MEANING OF ADULT LIFE IN THE REFLECTION OF A MODERN STUDENTS

The article deals with the meanings of the events of adult life in the biographical reflection of modern students from 17 to 33 years. The author introduced generalized concepts serving as subjective signs of adulthood: responsibility, independence, involvement, relativity.

Текст научной работы на тему ««LIEBEN UND ARBEITEN», И СТИПЕНДИЯ: СМЫСЛЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ В РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - С.958-961

20. Степнова Л. А., Костюк Ю. А., Микитюк Н.В., Прядко Л.А. Преподавание психологии в школе как средство формирования произвольной формы самосознания подростков // Научный журнал «Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева», 2020. - №3 (53). - С.150-160.

21. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. Учпедгиз, 1953.

22. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. (Уроки психологии в средней школе) (5-6 классы). (7-8 классы) - М., ГЕНЕЗИС, 2012.

23. Яновская Л.В. Основы психологии-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2007.-192с.

УДК 159.9

«LIEBEN UND ARBEITEN», И СТИПЕНДИЯ: СМЫСЛЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ В РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Клементьева Марина Владимировна - доктор психологических науе,профессор департамента психологии и развития человеческого капитала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Москва, Ленинградский проспект д.49); профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (Тула, пр. Ленина д.92); e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность.

Ключевые слова: взрослость, рефлексия, смысл, жизнь, концепт, студент

«LIEBEN UND ARBEITEN», AND A STIPEND: MEANING OF ADULT LIFE IN THE REFLECTION OF A MODERN STUDENTS

Klementyeva M.V. doctor of psychology, professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Leningradsky Prospekt, page 49, Tula State University, Tula, pr. Lenina, page 92; e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Abstract

The article deals with the meanings of the events of adult life in the biographical reflection of modern students from 17 to 33 years. The author introduced generalized concepts serving as subjective signs of adulthood: responsibility, independence, involvement, relativity. Keywords: adulthood, reflection, meaning, life, concept, student

В современном научно-практическом дискурсе, посвященном проблематике психологии взрослости, выделяется новый период «формирующейся взрослости» (emerging adulthood) как переходный возраст, хронологически охватывающий период 18 -30 лет, существующий только в странах с высоким уровнем постиндустриального развития (США, страны ЕС, Россия, Япония, Корея и пр.). J.Arnett [2] характеризует «формирующуюся взрослость» как отложенную взрослость по критерию принятия ответственности и независимости, через пять аспектов: самопознание личности, особенно в области любви и работы; нестабильность; самофокусировка; чувство переходного периода от отрочества к

взрослости; биографическое экспериментирование и высокий уровень оптимизма, связанный с осознанием собственных беспрецедентных возможностей изменить свою жизнь. Для этого периода характерны: длительное образование, сексуальные отношения до вступления в брак, откладывание брака и родительства, отказ от постоянной трудовой занятости, нестабильность социальных отношений. Отсроченный переход к взрослости с ее ставшими уже классическими маркерами свободной включенности в систему общественного производства и социальных отношений, характерный для современных молодых людей в возрасте 18-35 лет, интерпретируется как новый модус жизни (например, «бегство от взрослости» [1]). Отказ молодых людей от вступления во взрослость когнитивно, эмоционально и поведенчески в значительной мере подкрепляется фактором длительного непрерывного вузовского образования (в России - это три ступени: бакалавриат, магистратура, аспирантура, которые совокупно включают 10-15 лет), что удлиняет период «ученичества» вплоть до 30-33 лет, отодвигает вовлеченность студентов во взрослую профессиональную и социальную жизнь. С другой стороны, очевидна психологизация современного общества, его навязчивое поощрение индивидуализации жизненного пути и биографического экспериментирования, что значительно повышает невротизацию, тревожность и дезадаптацию «формирующихся» взрослых, поскольку человек при этом теряет важнейшие социально-культурные ресурсы поддержки смыслов собственной жизни.

Итак, свободное жизненное развитие, авторство жизни, оптимистичное утверждение своей аутентичности сопряжены с принятием на себя независимости и ответственности за результаты собственных жизненных выборов, которые могут быть как продуктивными и положительными, так и ошибочными и негативными, вызывать удовлетворенность самореализацией или приводить к отчаянию. В результате возникает противоречивое переживание «ожидания взрослости»: обладая возможностями быть взрослым человеком, молодой человек не живет полноценной взрослой жизнью, формируя в ответ совокупность иных смыслов уже «квазивзрослой» жизни.

В настоящее время для измерения субъективных оценок «формирующейся взрослости» используется единственная шкала IDEA (The Inventory of the Dimensions of Emerging Adulthood), которая является культурно детерминированной, а ее шкалы отличаются изменчивостью и вариативностью интерпретаций [2]. Исследования субъективных оценок «формирующейся взрослости», выполненные на российской выборке, в настоящее время отсутствуют.

Цель настоящего исследования - выделить и описать дескрипторы, характеризующие смыслы подлинной «взрослой жизни» и степень реализованности «взрослого Я» в контексте рефлексивно-биографического анализа событий жизни у студентов в период обучения в ВУЗе (17-33 лет).

Выборку составили данные, полученные от 200 студентов. Из них: 100 бакалавров 1724 лет и 100 магистрантов 24-33 лет.

Авторская методика предполагала предъявление заданий, ориентирующих респондентов на тезаурусное и нарративное изложение событий жизни с последующей оценкой (по шкале Ликерта) степени воплощения в них «взрослого Я». Данные обработаны с использованием контент-анализа, а затем подвергнуты статистическому анализу (ф*-критерий углового преобразования Фишера).

Результаты. Выделены 4 концепта, характеризующие смысловые признаки подлинно взрослой жизни. Это: 1) независимость (финансовая; от родителей); 2) релятивность (проявлять коммуникабельность; дружить; уметь строить отношения; поддерживать другого; аттрактивность; заботиться о другом; помогать); 3) причастность (самостоятельность; принятие решения; выбор пути; самоопределение; самодостаточность); 4) ответственность (принятие риска, ответственность за свои поступки или за действия другого).

Выделены события жизни, имеющие наиболее высокие показатели оценок смысловых признаков подлинно взрослой жизни (коэффициент сопряженности значим при р = 0,92). Для обучающиеся 17-33 лет взрослая жизнь в первую очередь связана с началом университетской

жизни, уходом из дома родителей (проживанием в студенческом общежитии), смертью родителя (прародителя). Обучающиеся 17-24 лет, в отличие от 24-33-летних, к событиям, приобщающим их к субкультуре взрослых людей, отнесли также трудовую занятость (часто -freelance), любовь и получение студенческой стипендии, а 24-33-летние значительно чаще, по сравнению с младшей подвыборкой, выбирали брак, родительство и самостоятельный выбор желаемой профессии. Межгрупповые различия статистически значимы (при р < 0,01).

Субъективные оценки достижимости взрослости к моменту проведения опроса оптимистичны в обеих подгруппах и не имеют статистических различий (М = 7,2 ± 1,1): студенты в возрасте 17-33 лет оценивают себя как субъектов, еще не достигших полноценной взрослости, но относящих себя к возрастной когорте взрослых людей.

Обсуждение. В рефлексии современных студентов 17-33 лет наиболее значимые смыслы взрослой жизни связаны с достижением ответственности, независимости, релятивности, личной причастности или «авторства» жизни, стабильной трудовой занятости и устойчивых межличностных отношений. Полагаем, что чувство переходности у современных молодых людей возникает в связи с фрагментированным, неполным осознанием причастности всего комплекса отличительных характеристик взрослости своему Я. Полученные нами данные не только согласуются с результатами исследований формирующейся взрослости в отношении социально-психологических показателей независимости и ответственности [2], но и дополняют современные работы в области формирующейся взрослости, выделяя в качестве показателей оценку релятивности и причастности, которые характеризуют экзистенциальный аспект рефлексии взрослого бытия, осознания подлинности своего взрослого Я. «Lieben und arbeiten» - формула исполненности взрослого бытия, остроумно сформулированная З.Фрейдом, конкретизирована в современных исследованиях взрослости и зрелости (А.Г. Асмолов, Л.А. Головей, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Сапогова, Н.Н. Толстых, Г.Олпорт, М.А. Щукина, Э.Эриксон и др.) как профессиональная продуктивность, вовлеченность в широкие социальные связи и отношения, а также способность к установлению близких позитивных межличностных отношений, принятие другого человека. Современные студенты дополняют ключевые события взрослой жизни, связанные с профессиональным трудом и межличностными отношениям, получением стипендии, с которой они связывают частичное обретение финансовой независимости и социальное признание своей учебно-профессиональной компетентности. Рефлексивные оценки собственной взрослости подчеркивают переживание переходного периода формирующейся взрослости студентами: взрослости, которая обретена частично.

Вывод. Смыслы взрослой жизни в субъективных и рефлексивных оценках современных молодых людей (17-33 лет) охватывают как социально-психологические, так и экзситенциально-личностные аспекты индивидуального бытия. Понимание современной взрослости и критерии ее достижения помимо «классических» признаков включают признаки, характеризующие утверждение собственной аутентичности и достоинства.

Литература

1. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767 с.

2. Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties (2nd edition). Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. 416 р. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9

УДК 159.9; 378

АМПЛИФИКАЦИЯ СМЫСЛОВ УЧЕНИЯ В СИТУАЦИИ СОТВОРЧЕСТВА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ЦИФРОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ5

Гагарин Александр Валерьевич - доктор педагогических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, пр. Вернадского, 82, e-mail: alexandervgagarin@gmail.com,

Соловьева Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, пр. Вернадского, 82, e-mail:solov.52@mail.ru

Аннотация

В статье актуализируется идея профессионального развития личности в условиях цифровизации образования. В качестве одного из оснований для разработки данной идеи в современной ситуации авторы рассматривают положение об амплификации смыслов учения как комплекса условий: а) для свободного развития личности в вариативной образовательной среде; б) для поиска и нахождения собственных смыслов (себя) в учении; в) для создания социальной ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом (онлайн) взаимодействии.

Ключевые слова: амплификация, смыслы учения, профессиональное развитие, преподаватель и студент, ситуация сотворчества, цифровое взаимодействие.

AMPLIFICATION OF THE MEANINGS OF TEACHING IN A SITUATION OF

CO-CREATION BETWEEN A TEACHER AND A STUDENT IN DIGITAL INTERACTION6

Gagarin Alexander Valerievich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and PublicAdministration (RANEPA), Moscow, Vernadskogo pr., 82, e-

mail:alexandervgagarin@gmail.com

Solovieva Natalia Viktorovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and PublicAdministration (RANEPA), Moscow, Vernadskogo pr.,82, e-mail:solov.52@mail.ru

Abstract

The article actualizes the aspects of designing the professional development of a personality in digital education.One of the reasons -the provision on the amplification of the meanings of teaching as a set of conditions:a) for the free development of personality in a variable educational environment;b) to search and find your own meanings (yourself) in the teaching;c) to create a social situation of co-creation between a teacher and a student in digital (online) interaction.

Keywords: amplification, meanings of teaching, professional development, teacher and student, co-creation situation, digital interaction.

Современный этап развития общества в силу известных причин обозначен цифровизацией практически всех сторон жизнедеятельности человека, включая и сферу образования. Уже сегодня значительная часть педагогического взаимодействия осуществляется в цифровом (онлайн) режиме. Очевидно, что такие «стремительные»

5 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»).

6 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-013-00322 («Multicultural design of ecological development of personality in digital education»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.