Научная статья на тему 'ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГИМНАЗИЯ №171 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГИМНАЗИЯ №171 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зезкова Марина Александровна, Викулова Людмила Викторовна

Одним из лидеров российского образования, согласно результатам национальных рейтингов и рейтингам образовательных организаций Санкт-Петербурга, ежегодно становится ГБОУ гимназия №171 Центрального района. В новой рубрике «Школы России» мы познакомимся ближе с этой уникальной гимназией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГИМНАЗИЯ №171 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

СРЕДИ СОТЕН ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕСТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИЗВЕСТНЫ НЕ ТОЛЬКО МЕСТНЫМ ЖИТЕЛЯМ, НО И ВСЕЙ СТРАНЕ. ОДНИ ПРОСЛАВЛЕНЫ СВОИМИ УЧЕНИКАМИ, ДРУГИЕ - ПОДХОДОМ К ОБРАЗОВАНИЮ, ТРЕТЬИ -БОГАТОЙ ИСТОРИЕЙ.

■ II III н III

ЛИДЕРЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ГИМНАЗИЯ №171 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Одним из лидеров российского образования, согласно результатам национальных рейтингов и рейтингам образовательных организаций Санкт-Петербурга, ежегодно становится ГБОУ гимназия №171 Центрального района.

В новой рубрике «Школы России» мы познакомимся ближе с этой уникальной гимназией.

33

Викулова Людмила Викторовна,

зам. директора по ОЭР

ГБОУ гимназия N171 Санкт-Петербурга

На двух языках

Главной особенностью гимназии является реализация образовательной программы двуязычного русско-французского отделения. А именно, обучение с 8-го по 11-й класс на двух языках - русском и французском, с использованием методов и приемов, свойственных образовательным системам России и Франции. В рамках программы гуманитарные и социально-экономические дисциплины (литература, история, география, экономика) изучаются на французском языке. В конце обучения выпускники получают диплом Министерства образования Франции, позволяющий

поступать во французские университеты без лингвистических тестов.

На сегодняшний день более 500 учащихся гимназии получили французский диплом. И более 80% учащихся сдают международные экзамены DELF, сертифицирующие уровень владения французским языком. При этом 95% выпускников двуязычного отделения получают диплом уровня DELF B2 (продвинутый уровень).

Диалог культур

Совместно с французскими экспертами учителя гимназии разрабатывают учебные пособия по истории, географии, ли-

86 | MAGISTER, 2022, №2

Здание гимназии в историческом центре Петербурга рядом с Невским проспектом

тературе, социальным и экономическим наукам.

«Двуязычие создает уникальную образовательную среду, которой свойственен постоянный диалог культур, образов жизни, мировоззрений, способов мышления. В таком диалоге приходит понимание, что каждая культура особенна, что мы все разные, что мы живем, мыслим, познаем по-разному, но можем взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, - отмечает руководитель двуязычного русско-французского отделения, заслуженный учитель РФ, кавалер французского национального ордена «Академические пальмы» Нина Анатольевна Синицина. - Такое обучение формирует критически мыслящую личность, готовую к профессиональным и человеческим контактам в поликультурной среде. Личность, способную воспринимать и генерировать новые идеи».

«Овладение родным и иностранным языками идет разными путями, но суть у них одна - формирование языкового сознания через овладение «внутренней формой языка» и развитие навыков и умений речевой деятельности, - поясняет учитель французского языка, кавалер французского национального ор-

дена «Академические пальмы» Наталья Ивановна Гарвацкая. - Я уверена, что качество обучения будет выше, если применять межпредметную интеграцию. Ведь родной и иностранные языки (а шире -русская и зарубежная литература) способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе и обществе. Конечно же, французский язык и литература нисколько не мешают творческой работе на уроках русского языка и литературы - напротив, они стимулируют познавательную и коммуникативную деятельность ребят. Такой подход к обучению успешно решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи гимназии. При интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются речемыслитель-ные способности учащихся, а также все сферы их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Кроме того, повышается мотивация к обучению в гимназии».

Как известно, в системе двуязычного обучения для развития лингвистических компетенций учащихся, а также для повышения мотивации большое значение имеют естественные ситуации общения на втором (иностранном) языке. Один из способов создать такие ситуации - театр на французском языке, который открыт на базе гимназии. Это отличная возможность для учащихся совершенствовать французский язык, а также общаться со сверстниками из разных стран.

Новаторский подход

Одним из главных механизмов обеспечения высокого качества образования является экспериментальная и инновационная деятельность.

В этом направлении гимназия №171 ведет активную работу, и ее результаты получают признание. Так, гимназия стала победителем всероссийских конкурсов «Лучшие практики профильного обучения» (Министерство просвещения РФ), «Эффективные механизмы формирования, развития и

оценки функциональной грамотности обучающихся» (проект «РгоТекст»), конкурса среди государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы (инновационная программа «Горизонт»), районного конкурса инновационных продуктов (здесь гимназия представила проект «Мои предметы на французском языке»).

Педагоги гимназии ведут инновационную деятельность в области формирования навыков смыслового чтения текстов различной функциональности. Так, за гимназией в 2020-2023 годах закреплен статус региональной инновационной площадки по теме «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования». Работы в этом направлении ведутся вместе с ГБОУ гимназия №155 Центрального района и Информационно-методическим центром Центрального района Санкт-Петербурга. Цель совместной опытно-экспериментальной работы - описать и реализовать эффективную технологию смыслового

В гостях у гимназии педагоги Горчаковского лицея МГИМО (г. Москва)

чтения, направленную на систематическое обновление содержания образования по предметам гуманитарного цикла. И еще одна цель - описать и реализовать технологии и методы обучения с учетом

достижений науки, изменений запросов учащихся, ориентированности на применение знаний, умений, компетенций, для того чтобы сформировать функциональную грамотность в реальных жизненных ситуациях.

Гимназия №171 сегодня - это:

• Высокий уровень лингвистического и общего образования. Гимназия занимает высшие строчки рейтингов по различным аспектам деятельности образовательного учреждения.

• Реализация образовательной программы двуязычного русско-французского отделения, которая предполагает обучение на иностранном языке наряду с родным языком.

• Сотрудничество с представительствами Франции в России (Посольство Франции и Французский институт), с образовательными учреждениями во Франции и других странах, в которых работают русско-французские отделения (Москва, Пермь, Екатеринбург, Самара, Тула и другие), интерес и внимание к развитию международных связей.

• Мотивированные ученики, которые достигают высоких образовательных результатов, что стимулирует работу с талантливыми и одаренными детьми.

• Насыщенная культурная среда, активное включение в образовательные программы содержательные компоненты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.

• Признанный лидер среди двуязычных русско-французских отделений России. В 2015 году за высокий уровень обучения французскому языку

гимназии присвоен «Г ^^^ \ знак качества Мини- £ °

стерства образования £

Франции.

88 | М^^ТЕ^ 2022, №2

На данном этапе реализации проекта (второй год) собраны технологии и методики, работающие на формирование и оценку смыслового чтения и читательской грамотности. Также апробированы различные методы формирования читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла, созданы рабочие программы внеурочной деятельности, выбраны модули рабочих программ, которые будут реализованы в сетевом формате.

В основу отбора технологий и методик формирования и оценки результатов положены два ключевых понятия, связанные с работой с информацией, - читательская

Справка

Гимназия №171 открыта в 1950 году как школа для девочек, затем стала смешанной общеобразовательной школой, а в 1963 году - школой с углубленным изучением французского языка, одной из первых в городе. В 1993 году школа получила статус гимназии.

С 1994 года в гимназии реализуется программа двуязычного русско-французского отделения, созданного по инициативе Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Посольства Франции в России. Деятельность двуязычного отделения регламентируется Хартией, заключенной гимназией №171 и Посольством Франции в РФ при поддержке Комитета по образованию.

Специфика образовательной программы гимназии связана со следующими приоритетными направлениями:

* обеспечение высокого качества образования,

* создание условий для самоидентификации и самореализации учащихся,

* выявление и развитие одаренных детей и подростков,

* сохранение и укрепление здоровья школьников,

* воспитание достойного гражданина своего города и страны.

В составе педагогического коллектива гимназии: заслуженные учителя РФ (2), отличники образования и почетные работники общего образования (23), награжденные знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (6), государственными наградами РФ (13), а также лауреаты премии Правительства Санкт-Петербурга педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников (17), доктора и кандидаты наук (7).

Гимназия №171 входит в Ассоциацию лучших школ России и Ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга. В числе партнеров гимназии Посольство Франции в РФ, Французский институт, учебные заведения России, Франции, Германии, Польши, Финляндии, Австрии, стран СНГ. Совместно с педагогами школ-партнеров гимназия организует сетевые проектно-исследовательские работы учащихся и ведет разработку учебных программ.

Ученики 9-11 классов, победители и призеры ВсОШ по французскому языку, на награждении в Академии талантов, 2022 г.

грамотность в международных сравнительных исследованиях качества образования (МСИ) и смысловое чтение в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Кроме того, учитывается взаимосвязь между этими понятиями в Европейской классификации навыков, компетенций (исследование PISA) и характеристики результатов, принятые в российском образовании и сформулированные во ФГОС.

В качестве сетевой поддержки проекта создан и наполняется сайт http:// gip2020.tilda.ws

Технологии на службе качества

Используя и осваивая новые технологии и методики, педагоги гимназии создают программы учебных курсов и внеурочной деятельности, уроки, диагностический ин-

струментарий. Такие продукты позволяют сформировать поле ключевых компетенций современного ученика. Кроме того, педагоги делятся опытом - например, проводят мастер-классы для учителей школ кластера «Лингва» Центрального района Петербурга.

«Современный этап развития образования ставит перед школой многоплановые задачи. Важнейшей целью организации школьного образования всегда было обеспечение его качества, которое сегодня понимается как комплексная характеристика, отражающая степень соответствия ФГОС. Используя и осваивая новые технологии и методики, педагоги нашей гимназии создают транслируемые учебные продукты. Бесспорно, это инструменты, которые повышают качество образования в контексте международных исследований», - подвела итог заместитель директора гимназии №171 по ОЭР Людмила Викторовна Викулова.

90 | MAGISTER, 2022, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.