Научная статья на тему 'Лидерство как стратегический инструмент управления предприятием'

Лидерство как стратегический инструмент управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LEADERSHIP / MANAGEMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Вадим Вячеславович, Морозова Анастасия Максимовна

В данной статье рассматриваются ключевые различия и сходства между лидером и менеджером. Лидерство раскрывается как стратегический инструмент управления предприятием. А также обозначаются проблемы управления в российской практике и предлагаются пути их разрешения. Обосновывается современное видение успешного бизнеса. Рассматриваются негативный и положительный опыт ведения бизнеса лидерами, тем самым выводятся основы для достижения высоких результатов предприятия. Предоставляется информация об основах эффективного управления компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AS A STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT TOOL

This article discusses the key differences and similarities between a leader and a manager. Leadership is revealed as a strategic tool for enterprise management. It also outlines management problems in Russian practice and suggests ways to resolve them. The modern vision of a successful business is grounded. The negative and positive experience of introducing a business by leaders is examined, thereby laying the foundations for achieving high enterprise results. Provides information on the basics of effective company management.

Текст научной работы на тему «Лидерство как стратегический инструмент управления предприятием»

3. Андреева И.В. Совершенствование системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.), 2019. № 109. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/17226 (дата обращения: 13.11.2019).

ЛИДЕРСТВО КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Остапенко В.В.1, Морозова А.М.2 Email: Ostapenko675@scientifictext.ru

'Остапенко Вадим Вячеславович - магистрант, специальность: менеджмент, Санкт-Петербургский государственный университет; 2Морозова Анастасия Максимовна - бакалавр, специальность: маркетинг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассматриваются ключевые различия и сходства между лидером и менеджером. Лидерство раскрывается как стратегический инструмент управления предприятием. А также обозначаются проблемы управления в российской практике и предлагаются пути их разрешения. Обосновывается современное видение успешного бизнеса. Рассматриваются негативный и положительный опыт ведения бизнеса лидерами, тем самым выводятся основы для достижения высоких результатов предприятия. Предоставляется информация об основах эффективного управления компанией.

Ключевые слова: лидерство, менеджмент, стратегия развития, эффективное управление.

LEADERSHIP AS A STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT

TOOL

Ostapenko V.V.1, Morozova A.M.2

'Ostapenko Vadim Vyacheslavovich - Master Student, SPECIALTY: MANAGEMENT, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY; 2Morozova Anastasia Maximovna - Bachelor, SPECIALTY: MARKETING, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG

Abstract: this article discusses the key differences and similarities between a leader and a manager. Leadership is revealed as a strategic tool for enterprise management. It also outlines management problems in Russian practice and suggests ways to resolve them. The modern vision of a successful business is grounded. The negative and positive experience of introducing a business by leaders is examined, thereby laying the foundations for achieving high enterprise results. Provides information on the basics of effective company management.

Keywords: leadership, management, development strategy, effective management.

УДК: 2964

В настоящее время общемировые тенденции в виде глобализации и преодолении барьеров, выражающихся в новых экономических связях между странами, открывают

новые возможности для организаций, но в то же время и ужесточают конкуренцию за право быть лидером и диктовать свои условия рынку.

Однако быть лидером - значит соответствовать определенным идеалистическим установкам, которые вырабатываются и проявляются достаточно длительное время. Само по себе лидерство организации — это результат деятельности всего персонала, начиная от рядовых сотрудников, и, заканчивая руководителем.

В стратегическом управлении организацией лидерство занимает особое положение. Оно создает уникальную корпоративную культуру и формирует образ будущего компании, что обеспечивает поддержание ценностей и способствует эффективной реализации стратегии. По мнению Кузеса Джеймса М.1, роль лидера крайне важна на всех этапах развития организации и отводится руководителю (менеджеру). В литературе часто встречаются противопоставления таких понятий как «лидер» и «менеджер». Р.Л. Кричевский утверждает, что лидер проявляется стихийно, что подобная роль не закрепляется за конкретным человеком. Более того, по его мнению, лидерство - феномен психологический, а руководство -социальный. Идея ученого проста: лидер - это тот, кто вдохновляет, а руководитель или менеджер - это тот, кто направляет.

По представлениям Р.Л. Кричевского можно провести сравнительную характеристику «руководителя (менеджера)» и «лидера».

Таблица 1. Сравнительная характеристика «менеджера» и «лидера»

Характеритика менеджера Характеристика лидера

Управляет организацией и персоналом Вдохновляет персонал

Ориентирован на стабильность Творчество и инновации

Ориентирован на структурированность и иерархию Ориентирован на людей

Основа для менеджера - планирование Основа для лидера - видение будущего

Тотальный контроль за максимальным количеством бизнес-процессов Доверие

Мыслит стратегически на перспективу Мыслит стратегически на перспективу

Копирует лучший опыт (по принципу бенчмаркинга) Создает «новое» / совершенствует

Источник: составлено автором.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточных способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доводить его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению управления (чувство причастности) и что он может признать свои слабые стороны, и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

По мнению автора, представления вышеупомянутого ученого выглядят несколько противоречиво, особенно, с точки зрения менеджмента. Особенно, если брать во внимание эффективное управление. В данном противоречии справедлив вопрос: «Должен ли быть руководитель (менеджер) одновременно лидером?» Ответ на этот вопрос, по мнению автора, очевидно утвердительный. Так, Эдвардс Деминг считает: «Лидерство требуется для всех компонентов системы. Прежде всего, важна лидирующая роль руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны2».

1 Кузес Джеймс М. Управляй как бог. Экстраординарный менеджмент в компании / Джейис Кузес, Барри Познер; [пер. с англ. В.С. Агеева]. Москва: Из-во «Э», 2017. 400 с. (Top Buesiness Awards).

2 Г.Р. Нив Пространство доктора Деминга(344 с)

В современном представлении менеджер должен быть лидером. Он -руководитель, на нем лежит ответственность за организацию, за людей, которые в ней работают, и, самое главное, на сколько эффективно они работают. Для обеспечения эффективности, именно менеджер должен создать условия для своих сотрудников. Трудно не согласиться с вышеупомянутым мнением. История знает много примеров, когда руководитель был лидером, вдохновлял своими словами и поступками, направлял. Такой была историческая личность Александра Македонского. В современном мире ничего не изменилось, все исторические примеры великих завоевателей можно перенести и на организацию.

В 21 веке понятие лидер несколько расширилось. Лидер - человек, способный думать на перспективу, обладающий новыми идеями и неординарными взглядами на происходящие процессы. Лидер способен управлять, используя нестандартные подходы и методы1.

Одно из важнейших требований экономики знаний к лидерам — это высокий профессионализм. Лидер должен быть примером для подражания, экспертом, активно работающим в следующих направлениях:

- постоянное повышение квалификации, развитие творческого и лидерского потенциала;

- своевременная оценка творческих идей сотрудников;

- мотивация и поощрение творчества и саморазвития;

- поиск способов финансирования инновационной деятельности;

- помощь во внедрении идей и изобретений в производство.

Также необходимо особое внимание уделять методам по повышению эффективности управления: стратегическое планирование, мотивация персонала, делегирование полномочий, контроль и т.д.

По мнению автора, идеальной будет ситуация, когда менеджер (руководитель) является еще и лидером. Руководитель интегрирует качества лидера с качествами менеджера и реализует их в организации. В результате, повышается эффективность работы всего предприятия, а также каждого сотрудника в отдельности.

Таким образом, лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате совместных усилий его и последователей. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят или могут иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии

1 Долгов М.Ю. Лидерство как основной инструмент управления современным промышленным предприятием // Современные развития науки и технологий. 2016. №4-10. с 32-35. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25984652 (дата обращения 17.04.2019).

работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Однако существует большая проблема в российской практике, заключающаяся в пересечении поколений. На предприятия приходят молодые специалисты со своими видением, менталитетом и взглядами на экономику и бизнес-процессы, но в то же время в управлении остаются старые кадры, стиль управления которых в 99% случаев авторитарный. И под их влиянием все возможные новые методы и подходы в управлении, гибкость и прочее не реализуются. В данном случае можно говорить о наличии кризиса лидерства, который объясняется несколькими причинами:

1) Культурная специфика страны или менталитет;

2) структурные изменения, связанные с недавним прошлым российский предприятий;

3) молодость бизнеса в России1.

Каждую из вышеперечисленных причин можно считать ключевой, но главная проблема в том, что они проявляются в совокупности.

Большинство российских лидеров-руководителей не соответствуют данному статусу. Они противоречивы и не последовательны в принятии управленческих решений, не соответствуют ценностям и не следуют правилам ими же установленными. Это дезориентирует персонал, вызывает негодование и в целом препятствует эффективному управлению.

Известным фактом является существующий в российском бизнесе принцип единоличной власти, который противоречит экономике знаний, эффективному управлению, ориентированному на инновации и развитие и реализацию человеческого потенциала. Такой негативный принцип сводит все возможные инновационные идеи к простому согласию всех сотрудников со своим руководителем.

Также нужно отметить, что в большинстве организациях существует политика управления персоналом, направленная на развитие специалистов и, прежде всего, лидеров. Однако бюджеты, закладываемые на такое важное направление крайне малы, что не соответствует требованиям по подготовке управленческих кадров и экономике знаний.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что кризис лидерства2 является серьезным барьером в развитии российского бизнеса, влияющий на конкурентоспособность и на развитие инноваций. Традиционный бюрократический подход в управлении, существующий в большинстве отечественных организациях, не удовлетворяет запросам общества и не соответствует реалиям времени. Никакие радужные перспективы, приписываемые управлению через лидерство, не удастся реализовать в рамках существующей бюрократической модели управления. Необходимы программы исследования и внедрения соответствующих моделей управления на конкретных предприятиях, которые полностью позволят раскрыть потенциал управления современными предприятиями через лидерство.

Для того, чтобы оставаться на плаву, и тем более продолжать развиваться в условиях турбулентной среды, современным отечественным предприятиям необходимо повысить эффективность использования ресурсов. Эпоха перемен - это то время, когда необходим новый взгляд на бизнес. Вывести организацию на новый уровень способен только «лидер-руководитель», способный правильно оценивать ситуацию и видеть перспективу.

1 Лымырева О.А., Сидорова А.А. Развитие службы управления персоналом на современном предприятии // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). - с 73- 78.

2 Черненко В.А., Бочаров В.В., Юрьев С.В., Молдован А.А., Скороход А.Ю., Щелканов А.А. учебник и практикум для академического бакалавриата / Санкт-Петербург, 2017.

Список литературы /References

1. Кузес Джеймс. М. Управляй как бог. Экстраординарный менеджмент в компании / Джейис Кузес, Барри Познер; [пер. с англ. В.С. Агеева]. Москва: Изд-во «Э», 2017. 400 с. (Top Buesiness Awards).

2. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга (344 с) / Санкт-Петербург, 2005.

3. Долгов М.Ю. Лидерство как основной инструмент управления современным промышленным предприятием // Современные развития науки и технологий, 2016. № 4-10. С. 32-35. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25984652/ (дата обращения: 17.04.2019).

4. Лымырева ОА., Сидорова А.А. Развитие службы управления персоналом на современном предприятии // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 73-78.

5. Черненко В.А., Бочаров В.В., Юрьев С.В., Молдован А.А., Скороход А.Ю., Щелканов А.А. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Санкт-Петербург, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29277447/ (дата обращения: 09.11.2019).

6. Лымарева О.А., Слупская А.В. Лидерство как основной инструмент менеджмента производственного предприятия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №4. С 371-373. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ra/artide/n/liderstvo-kak-osnovnoy-instrument-menedzhmenta-proizvodstvennogo-predpriyatiya/ (дата обращения: 09.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.