Научная статья на тему 'Лидерство как основной инструмент менеджмента производственного предприятия'

Лидерство как основной инструмент менеджмента производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лымарева Ольга Александровна, Слупская Анастасия Валерьевна

Данная статья посвящена изучению проблемы лидерства, как основного инструмента управления производственным предприятием, также дается новое представление о роли лидерского потенциала на современном этапе развития экономики России. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерство как основной инструмент менеджмента производственного предприятия»

УДК 316.46:338.24:338:45

Лымарева Ольга Александровна

кандидат экономических наук, доцент.

Кубанский государственный университет

slups.av@gmail.com

Слупская Анастасия Валерьевна

магистрант кафедры прикладной экономики

и управления персоналом Кубанского

государственного университета

slups.av@gmail.com

Olga. A. Lymareva

PhD, associate professor.

Kuban state university

slups.av@gmail.com

Anastasiya. V. Slupskaya

graduate student of the department аpplied

Economics and management personnel Kuban state university

slups. av@gmail .com

Лидерство как основной инструмент менеджмента производственного предприятия

Leadership as a basic management tool manufacturing plant

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы лидерства, как основного инструмента управления производственным предприятием, также дается новое представление о роли лидерского потенциала на современном этапе развития экономики России. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: лидерство, лидер, лидерский потенциал, руководитель, повышение эффективности управления, предприятие, бизнес.

Summary: This article is devoted to the problem of leadership as a key management tool manufacturing company , also provides new insight into the role of leadership capacity at the present stage of economic development. This problem is a multi-faceted character.

Keywords : leadership , leader, leadership potential , Head , improve management, enterprise business .

В настоящее время происходят значительные изменения в геополитическом и экономическом положении России, которые характеризуются усилением процессов глобализации, устранением барьеров, сдерживающих развитие экономических связей. Это открывает новые возможности для использования отечественными предприятиями

разнообразных факторов развития, привлечения финансовых и

технологических ресурсов, применения производственного и управленческого опыта, расширения рынков сбыта.

Руководитель всегда является ключевым звеном организации, ведь очень многое зависит от личности менеджера, уровня его квалификации, харизмы, принципов, мировоззрения, персональной ответственности за результат и, конечно, очень многое зависит от стиля руководства: темпы, прибыльность и качество производства.

На наш взгляд, лидер - это член организации, обладающий высоким личным статусом, способный думать на перспективу, лицо компании с новыми взглядами и идеями, а также с нестандартным подходом в системе управления и ведения бизнеса в целом. Лидерство - это сила характера, воля к победе, прекрасный дар убеждения, а также готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей.

Также стоит отметить тот факт, что в исследованиях и в книгах признанных авторитетов в области управления понятия «менеджер» и «лидер» часто противопоставляются. Так Кричевский отмечает, что роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство — феномен психологический, тогда как руководство — социальный[1].

Несмотря на большое число разнообразных определений этих понятий, наиболее универсальными, на наш взгляд, можно считать следующие:

- управление — процесс социального влияния, причем это намеренное воздействие одного человека на других с целью структурирования деятельности и отношений в группе или организации;

- лидерство — способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей.

Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство является пусковым механизмом работы системы качества и без него она скорее фикция, чем реальность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива «Пространство доктора Деминга». Прежде всего важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны [2].

Сейчас мы все чаще и чаще можем встретить много книг, огромное количество статей, касающихся темы лидерства. Концепции лидерства разрабатываются психологами, социологами, специалистами в области менеджмента и в области качества. Возникает вопрос: с чем связано возрастание интереса многих исследователей к данной теме? Проблема лидерства приобрела в последние годы особое значение в связи с изменениями в функционировании организации. Таким образом, происходит эволюция понятия лидерства, оно приобретает некий другой смысл в так называемых

постиндустриальных, самообучающихся, сетевых компаниях. Основа таких организаций: повышенная гибкость, частая перестройка оргструктуры, акцент на адаптации к внешней среде, небольшие размеры, акцент на командности и самоуправляемости. Все сопутствующие изменения становятся объектом обсуждения экономистов и исследователей в изучаемой области.

Проблема и парадокс российских предприятий заключается в том, что компании, принимая на работу новых людей с иным менталитетом и иным взглядом на экономику, в управлении оставляют старые кадры управляющих, стиль управления которых остается авторитарным. Из этого следует, что и старые и новые управляющие по-прежнему используют иерархические, негибкие, авторитарные правила и методы управления.

Компаниям нужны три типа лидеров:

1) лидер -руководитель компании или организации;

2) лидеры-менеджеры, которые проводят политику компании на местах;

3) лидеры-активисты среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно «поддерживают огонь» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом.

Выявление людей с прирожденными (или сформировавшимися) лидерскими качествами и их привлечение на руководящие посты вполне может исходить как из тезиса, что лидерами рождаются, так и из признания возможности их целенаправленного формирования[3]. Способы определения лидерских способностей — тестирование, изучение биографии, трудового стажа.

Кризис лидерства обусловлен рядом причин. Одни из этих особенностей объясняются культурной спецификой страны, другие скорее носят структурный характер и обусловлены недавним прошлым российских предприятий, третьи связаны с молодостью российского бизнеса[4].

Перечислим наиболее значимые:

- большинство российских лидеров являются, по сути, маргиналами, ценностные ориентации и поведенческие установки которых противоречивы и непоследовательны. Это обстоятельство препятствует эффективному управлению и дезориентирует персонал;

- головокружительные карьеры и быстрое обогащение ряда бизнесменов наряду с увеличением разрыва между богатыми и бедными, атмосфера вседозволенности привели к достаточно устойчивому стереотипному представлению о существовании «особых правил для лидеров», что закономерно ведет к ослаблению их лидерского авторитета и стратегической роли. Это разрушает сам институт лидерства и девальвирует базовые ценности (уважение, доверие, честность, открытость);

- ключевой принцип российского лидерства - единоличная власть (и ее «мягкая» разновидность «авторитарная демократия») - противоречит сути экономики знаний, поскольку ориентирует персонал не столько на предприимчивость и инновации, сколько на конформизм и бездумное соглашательство;

- политика управления персоналом большинства российских компаний проявляется в основном в декларировании идей развития персонала, а не в реальной практике поддержания роста специалистов, прежде всего лидеров. Бюджеты на развитие персонала отечественных компаний не соответствуют сегодняшним требованиям в плане подготовки управленческих кадров и абсолютно не соответствуют требованиям экономики знаний.

Таким образом, кризис лидерства является одним из ключевых факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность российских компаний и процесс модернизации отечественной экономики.

В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени. Для российского бизнеса это пока в новинку, хотя в большинстве своем российские компании достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится серьезным препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. Российским бизнесменам предстоит осознать важность широкого развития лидерства в современной трактовке этого понятия, проанализировать положение дел в своих организациях с точки зрения условий для выращивания талантливых и инициативных сотрудников и, не исключено, провести очень существенные, можно сказать, «идеологические» реформы[5].

Мы разделяем мнение Яхонтовой Е.С., которая отмечает следующее: «Глобализация меняет мир и людей. Плодами глобализации стали изменение характера конкуренции на рынках, плохо поддающаяся контролю либерализация финансовых рынков, девальвация традиционных ценностей и снижение эффективности рычагов воздействия на общественное сознание (семья, школа, церковь, трудовой коллектив и др.). Избежать хаоса, обусловленного воздействием многополярных и разновекторных сил, можно лишь при условии последовательной реализации адекватной экономике знаний концепции лидерства» [6].

Для устойчивого положения на рынке любое предприятие производственного сектора регулярно должно проводить исследования в области рынка. В результате должны быть изучены потребители, конкуренты, объемы спроса, объемы предложения, динамика цен.

Одно из важнейших требований экономики знаний к лидерам - это высокий профессионализм. Лидер должен быть примером для подражания, экспертом, активно работающим в следующих направлениях:

- постоянное повышение квалификации, развитие творческого и лидерского потенциала;

- своевременная оценка творческих идей окружающих;

- мотивация к творчеству и саморазвитию;

- поиск способов финансирования инновационной деятельности;

- помощь во внедрении идей и изобретений в производство;

Также необходимо особое внимание уделять методам по повышению эффективности управления: стратегическое планирование, мотивация персонала, делегирование полномочий и контроль.

Чтобы выжить, а тем более продолжать развиваться в современных условиях, производственным предприятиям требуется мобилизовать все имеющиеся ресурсы. Именно в эпоху перемен необходим новый взгляд на бизнес, на систему управления и на стиль отношений с работниками. Нужен новатор, способный думать на перспективу и верно оценивать ситуацию, что дает ему преимущество при принятии решений. Лидерство должно являться одной из целей любой компании, а основной залог его достижения - хороший коллектив и сильные лидеры в руководстве.

Литература:

1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник М.: 2001. — 528 с http://polbu.ru/knorring_management/

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Власть, влияние, лидер». (Пер, с англ. М.: Дело, 1992. С. 463-484.)

3. Денисов, А. А. Проблемы эффективного управления в России. /А. А, Денисов/Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №2. - С. 1254. Лымарева О.А., Сидорова А.А./ Развитие службы управления

персоналом на современном предприятии / Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 073-078.

5. Маценова Е.Б. Лидерство и руководство /Менеджмент сегодня -05(65)2011, с.310-320

6. Яхонтова Е.С. Новая парадигма лидерства в экономике знаний и кризис лидерства в России/Менеджмент сегодня 2011г. N2 - С.66-78.

Literature:

1. Knorring VI Theory, practice and art of management. Tutorial M. : 2001. -528 http://polbu.ru/knorring_management/

2 . Meskon M.H. Albert M. F. Hedouri "Power , influence, leader ." ( Translated from English. M. Case , 1992 . Pp. 463-484 .)

3 . Denisov, AA Problems of effective governance in Russia. / A. And Denisov / / Management in Russia and abroad. - 2010 . - № 2 . - S. 125 -

4 Lymareva O.A. Sidorov A.A. / Development of Personnel Management in the modern enterprise / Economy: Theory and Practice. 2013 . Number 4 (32) . Pp. 073078.

5 . Matsenova E.B. Leadership and governance / management today - 05 (65) 2011, s.310 -320

6. Yakhontova E.S. The new paradigm of leadership in the knowledge economy and the crisis of leadership in Russia /Management Today 2011. N 2 -p.66 -78 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.