Научная статья на тему 'Лидерство как коммуникативный феномен: к вопросу о коммуникативной компетентности государственной власти'

Лидерство как коммуникативный феномен: к вопросу о коммуникативной компетентности государственной власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
401
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / "МЯГКАЯ ВЛАСТЬ" / КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАСС-МЕДИА / "SOFT POWER" / POLITICAL LEADERSHIP / COMMUNICATION / COMMUNICATION AND INFORMATION SYSTEM / STATE INFORMATION POLICY / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богатырева Т. Г., Богатырева Е. А.

В статье рассмотрены концептуальные подходы к исследованию коммуникативной природы политического лидерства государства в мире. Проблема политического лидерства сопряжена с трендом последнего времени развитием и применением «мягкой силы» в международных отношениях, а также с пониманием коммуникативной компетентности власти на геополитическом уровне. Показано, что изучение проблемы лидерства страны в мире имеет практическое значение для формирования имиджа государства в сознании мировой общественности. Отражена связь лидерства с новыми информационно-коммуникационными стратегиями России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AS A COMMUNICATION PHENOMENON: TO THE QUESTION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE STATE POWER

The article focuses on the conceptual approaches to the study of the communicative nature of political leadership of a state in the world. The problem of political leadership is connected with the trend of the last time the development and application of "soft power" in international relations, and with understanding of the communicative competence of the authorities on the geopolitical level. It is shown that the study of the problems of leadership of a country in the world has practical value for the formation of the country's image in the consciousness of the world community. Studied together, the discourses of political leadership and new communication strategies reveal how the potential of communicative and informational power of Russia can be created.

Текст научной работы на тему «Лидерство как коммуникативный феномен: к вопросу о коммуникативной компетентности государственной власти»

■ ■ ■ ЛИДЕРСТВО КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН:

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Авторы: БОГАТЫРЕВА Т.Г., БОГАТЫРЕВА Е.А.

БОГАТЫРЕВА Татьяна Георгиевна - доктор культурологии, профессор, директор Центра научно-образовательных инновационных технологий, зам. зав. кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.

Адрес: 119571, Россия, г.Москва, просп. Вернадского,84.

Тел.: +7(495)-956-46-35. E-mail: [email protected]

БОГАТЫРЕВА Елена Андреевна, кандидат политических наук.

Адрес: 119571, Россия, г.Москва, просп. Вернадского,84.

Тел.: 8(903)-788-55-40. E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье рассмотрены концептуальные подходы к исследованию коммуникативной природы политического лидерства государства в мире. Проблема политического лидерства сопряжена с трендом последнего времени - развитием и применением «мягкой силы» в международных отношениях, а также с пониманием коммуникативной компетентности власти на геополитическом уровне. Показано, что изучение проблемы лидерства страны в мире имеет практическое значение для формирования имиджа государства в сознании мировой общественности. Отражена связь лидерства с новыми информационнокоммуникационными стратегиями России.

Ключевые слова: политическое лидерство, коммуникация, «мягкая власть», коммуникационно-информационная система, государственная информационная политика, масс-медиа.

На рубеже тысячелетий произошли кардинальные сдвиги в глобальном распределении политического могущества. Сегодня оно осуществляется в мировом информационном пространстве, на международном уровне развиваются сложные процессы политической коммуникации. С одной стороны, эти процессы ведут к интеграции, а с другой - поиску странами своей национальной идентичности. Развернулось острое геополитическое соревнование за влияние на мировой арене. В условиях необходимости выработки глобальных мер, которые позволят улучшить обстановку в мире, усиливается роль государства как катализатора движения к глобальному сообществу, основанному на принципах лидерства.

Слово «лидерство», переставшее произноситься в отношении России, буквально в последнее время вновь входит в оборот. Актуализация этой проблематики происходит с повышением значения глобальных процессов, а также возможностей и потенциала России как субъекта международных отношений, использующего для продвижения своего влияния инструменты коммуникативно-информационной власти. В условиях современной международной ситуации формирование образа России связано с необходимостью разработки концепции представления страны как мирового лидера, но несмотря на остроту проблемы, само воплощение в образе России тех составляющих,

которые определят ей достойное место и роль в современном мировом пространстве, модели и способы формирования ее международного имиджа весьма мало изучены, а структура, и базовые компоненты ее лидерства практически не обсуждаются.

Политическое лидерство определяется в широком смысле как субъект-объектные отношения подчинения, влияния и следования по поводу завоевания, удержания и использования власти. Власть и влияние - это основные инструменты политического лидерства.

Характеризуя специфику подходов к лидерству государства, целесообразно учитывать не только базовые характеристики лидерства, но и распространенные теоретические подходы к пониманию государства как совокупности управляющих определенной территорией институтов, которая способна создавать законы, регулировать поведение людей в пределах данной территории, а также как актора международных отношений. Традиционно лидерство государства рассматривалось с позиций военного, экономического могущества. Однако ситуация существенно меняется. Как показывает мировая практика, успехи, достигнутые с помощью силового давления, являются временными и оборачиваются для государства негативным восприятием в мировом общественном мнении. В то же время обнаружилась перспективность тенденции роста политической привлекательности государства, что делает его власть легитимной, а устремления более легко осуществимыми.

Феномен политического лидерства государства в современном мире целесообразно рассматривать с позиций социокоммуникативного подхода, позволяющего выявить признаки, сущностные свойства и внутренних, и международных информационных связей социума и власти. Проблема социокоммуникативного содержания политического лидерства государства актуализируется в связи с изучением коммуникативной природы политического лидерства и представлением его как феномена, построенного на общении и вовлечении, умении лидера вести за собой, давая пример деятельности, который должен быть убедительным и вдохновляющим. В политической сфере лидерство - это качественная характеристика политического управления.

Проблема лидерства - сложная междисциплинарная проблема. Под лидерством понимается ведущее, руководящее положение личности, социальной группы, партии, государства, нации, цивилизации, обусловленное более эффективными результатами их деятельности и воздействия на развитие общества в целом или его различных сфер [8]. Сегодня происходит значительное расширение понятия политического лидерства, оно включает в себя «руководство», «командование», «ведение за собой», «исполнение главной роли», «влияние», «превосходство».

В условиях постиндустриального общества выстраивание лидерской модели государства в мировом масштабе все сильнее зависит от его способности осуществлять направляющее воздействие с помощью информации. Тенденцию осмысления лидерства как коммуникативно-информационного феномена отражают научные теории конца ХХ века, что ярче всего проявилось в подходах Н.Лумана [5], который выявил, что социальные системы образуются исключительно благодаря коммуникации, а лидерство имеет коммуникативную природу, и его можно представить как проявление коммуникативных кодов. Ученый считает, что существует некая дополняющая обычный язык инстанция, а именно код генерализированных символов. По Н. Луману, не только власть, но и лидерство является таким символически генерализированным средством коммуникации.

О том, что мощь государства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. обогащается новыми средствами коммуникации и информации, используемыми в межгосударственном соперничестве, можно сделать, основываясь на концепциях Р.Арона [1] и Дж. Ная [6]. Этими авторами признается существование, наряду с властью экономической и военной, власти, связанной с распространением и ролью современных информационных потоков, с ростом объема информации.

Зб. Бжезинский [2] также приходит к выводу: в современном мире доминирование, основанное на силе, ведет в тупик, что требует изменения стратегических приоритетов и выбора между господством над миром и лидерством в нем. Полемизируя с его идеями относительно наступления эры американского господства в мире и незыблемости лидерства США, считаем важным саму постановку исследователем вопроса о глобальном лидерстве, которая свидетельствует о новом видении проблем реализации национальных интересов страны в условиях глобализации.

При определении средств, которые используются в процессе коммуникативно-информационной деятельности и позволяют осуществлять информационное и информационно-психологическое воздействие на индивидуальное и массовое сознание, нельзя не учитывать теоретико-методологические подходы к трактовке коммуникативно-информационных ресурсов М. Кастельса [3] и Э. Тоффлера [9]. Анализ работ названных авторов приводит к выводу о том, что современная власть значительно модифицируется, включает гибкие информационные параметры, а основания легитимности в современном обществе вырабатываются при помощи новых средств. Это существенно меняет представления о политическом лидерстве государства, которое видится с опорой не только на такие составляющие, как стабильность, темпы экономического роста, военное могущество, но и наличие ресурсов «мягкой», информационной власти, которые позволяют транслировать послания, продуцирующие привлекательность страны.

Современные исследователи уделяют значительное внимание вопросу распределения информационно-коммуникативных ресурсов между государствами, видят в информационно-коммуникационных технологиях самый динамичный фактор развития любого государства. В политической системе общества информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субъектом общественных отношений [10].

Отвечая современному тренду, понятия «лидерство» и «мягкая власть» тесно сопряжены в Концепции внешней политики Российской Федерации. В Концепции утверждается, что «мягкая сила» становится неотъемлемой составляющей современной международной политики и рассматривается как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [4].

Существуют различные формы активности государства в международной информационной сфере. К области обмена информацией между государствами относятся такие формы, как общение первых лиц, прямые контакты представителей государств, общение через международные организации, переговоры как самостоятельное взаимодействие международных акторов. Государственные органы развивают коммуникации на основе институционального обмена документами. Для развития коммуникаций создаются специальные информационные службы. Известно, что события сегодня приобретают политическое значение в том случае, если «попадают» в массмедиа.

Политическая реальность становится медийной реальностью, а формирование виртуальных образов ведет, в том числе, и к имитации политических событий, что часто вызывает скепсис по отношению к политической информации.

При этом правительственные коммуникации - это лишь небольшая доля коммуникаций. Важна работа в сфере информирования зарубежной общественности и «публичной дипломатии». Усиливается значимость различного рода гуманитарных контактов, деятельности специализированных институтов продвижения информации за рубежом, обменов, грантов, конференций, доступа к средствам массовой информации. Большую роль с точки зрения продуцирования власти имеет как классическая культура, так и поп-культура, которая создает свои ценности. Политические послания не обязательно передаются как специализированные, а могут транслироваться с помощью кино, телевидения: посредством использования образов звезд спорта или шоу-программ.

В коммуникационно-информационной системе, характеризующей контакты власти и общества, массовые политические продукты в наши дни производятся с помощью массмедиа, а сами медиа, будучи основным средством распространения информации, являются действенным инструментом управления групповыми настроениями, воздействия на мировое общественное мнение. Известно, что общество, игнорирующее сферу смыслов и ценностей, не имеет перспектив развития, и в глобальной конкуренции не может оказывать на окружающий мир определяющего и разнопланового воздействия. При этом правительства участвуют в глобальном рынке лояльности через прямой экспорт взглядов [7].

Лидерство в условиях глобализации тесно связано с формированием определенных идей и смыслов, определенного образа страны за рубежом, то есть созданием ее стереотипного восприятия, совокупностью представлений отдельных личностей, групп людей и целых народов о том, что она из себя представляет. Такой собирательный образ всегда многогранен и зависит от многих составляющих, в том числе исторически сложившихся отношений между государствами, наличия общих интересов или их столкновения, а также в целом от реальной ситуации, которая складывается в стране и той политики, которую она проводит на международной арене. Важно насыщение мирового информационного пространства объективной, современной и возможно более полной и разносторонней информацией о событиях, реалиях и перспективах развития страны, и здесь коммуникации выступают в качестве механизма формирования имиджа страны в общественно-политическом пространстве, отражая смысловой и идеально-содержательный аспекты социальных взаимоотношений.

Объем передаваемой и перерабатываемой информации, плотность коммуникаций во многом определяют эффективность политического влияния государства на мировой арене, его лидерские позиции как обладателя гибкой власти.

Средства массовой информации являются не только распространителями информации, но и механизмом корректировки общественного мнения, позволяют регламентировать и проектировать массовое сознание и психику, что в свою очередь ведет к социально-политическим изменениям в странах - объектах влияния. В конце ХХ века значение массмедиа увеличивается с формированием мирового информационного пространства и неуклонным возрастанием роли общественного мнения, которое становится мощным фактором управления и регулирования поведения людей. При этом целями информационного влияния в современной международной политике часто являются негативно отражающиеся на общественном развитии цели идеологической,

культурной и экономической экспансии, эксплуатация иностранного интеллектуального потенциала, ослабление национально-государственного самосознания граждан, подрыв духовно-нравственных устоев общества.

Влияние массмедиа - это прежде всего результат обладания такими компонентами, как контроль над определением действительности, выдвижение насущных проблем, возможность повторять одни и те же идеи, манипулировать условностями, изменять механизмы принятия решений. Массмедиа можно рассматривать как один из инструментов, которые обеспечивают приоритеты государства на международной арене. В числе используемых средств сегодня не только традиционные медиа, но и веб-сайты, Интернет-СМИ, социальные сети - и они особенно эффективны, если оказывают комплексное влияние.

В международной коммуникационно-информационной системе субъектами выступают не только государства, но и различные организации, компании. При этом негосударственные массмедиа могут проводить собственную политику, не принимая во внимание государственную, а также некорректно или сознательно искаженно использовать информацию о деятельности структур государственной власти, что существенно вредит национальным интересам и имиджу страны.

Рассмотрим задачи информационной политики России, исходя из ее национальных интересов в международной сфере по обеспечению суверенитета, упрочению ее позиций как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира.

Один из важнейших аспектов связан с широким пониманием информационной политики и отражает необходимость подкрепления реализации целей государства в социально-экономической или политической сферах. Рассмотрим его на примере информационно-коммуникативной роли средств массовой информации как фактора экономического развития. Отметим, что массмедиа могут сами составлять существенный сегмент национальной экономики, являясь специфическим сдвоенным рынком товаров и услуг. На первом рынке товаром является их содержание, информация. Второй рынок - это рынок услуг, где средства массовой информации и коммуникации действуют, предоставляя услуги рекламодателям, становясь своего рода коммерческими посредниками между покупателями и продавцами с помощью рекламного контента. Однако важно и то, что массмедиа могут обеспечивать необходимые коммуникации между субъектами экономики, оказывая влияние на сферы производства и потребления. В данном случае они выступают как инструмент воздействия и как важнейший канал распространения информации.

Для того, чтобы стать эффективными участниками процессов в рыночной экономике, массмедиа должны привести в соответствие с уровнем экономического развития общества свою технологическую, организационную, информационную и другие составляющие. Бизнес же, чтобы быть конкурентоспособным, должен повысить прозрачность своей деятельности посредством медиафакторов.

В условиях, когда появились новейшие информационные технологии, дифференцировалась аудитория бизнес-коммуникаций, остро встают вопросы определения специфики коммуникативной политики субъектов экономики, формирования новой системы связей между различными коммуникативными потоками, возможностей и механизмов взаимодействия массмедиа и субъектов рынка.

Средства массовой информации и коммуникации формируют общественное мнение и играют важную роль в построении репутации экономического субъекта. Эффек-

тивность деятельности рыночных субъектов в немалой степени зависит от уровня доверия населения к ним. Среди наиболее распространенных инструментов в деятельности организации или фирмы по связям с общественностью можно выделить взаимоотношения с прессой, разного рода медиа-мероприятия, размещение материалов в целях формирования положительного имиджа того или иного субъекта, а также выступления его представителей на телевидении и радио, публикации в периодических изданиях, Интернете, специальных экономические изданиях.

Стратегии продвижения при этом со временем становятся все более изощренными и имеют как позитивные, так и негативные последствия. В теоретическом плане важно, что роль как правительств, так и бизнеса в информационной области увеличивается, а также происходит конвергенция РЯ и традиционной журналистики. Слияние массмедиа с другими видами бизнеса, воздействие на них различных общественных сил порождают разнообразные конфликты интересов и противоречия, когда журналистам становится все сложнее следовать стандартам своей профессии. Говоря об относительной свободе конкуренции различных групп общества на информационном рынке, нельзя забывать о проявлении неравенства, доминировании официальных источников в СМИ, а также воздействии новейших тенденций в РЯ на распределение ресурсов в обществе.

Роль массмедиа в экономическом развитии видится и в том, что они могут косвенно помогать экономическому росту, привлекать инвесторов, осуществляя контроль над качеством управления, информируя граждан о происходящем, предоставляя критический взгляд на вещи, расширяя демократические права на участие в обсуждении важных социально-экономических вопросов. Очевидно, что существует ряд условий, которым должна отвечать государственная информационная политика, чтобы медиа могли быть подлинным движителем экономики и обеспечивали бы экономический рост.

Неотъемлемым условием динамики экономического развития является свобода информации. В условиях глобализации государство в меньшей степени, чем раньше, способно регулировать деятельность СМИ. Регулирование свободы слова в современном мире наталкивается на все более сложные проблемы, чем раньше. В этом аспекте приобретают важность такие вопросы, как вопросы структуры собственности, правового регулирования деятельности, приватизации и монополизации в сфере средств массовой информации и коммуникации. В некоторых странах существуют законы, ограничивающие концентрацию прессы и перекрестное владение коммуникационными средствами, системы субсидирования на поддержку разнообразия средств массовой информации, применяется регулирование, предполагающее политическую сбалансированность и общую нейтральность новостей. В России в условиях демократизации принцип органического единства свободы и ответственности приобрел особую значимость.

Важнейший принцип функционирования современных, отвечающих прогрессу масс-медиа - отражение в них достоверной информации. Однако важно не только, что говорится, но и то, что не говорится. Если не поднимаются важнейшие вопросы, это минимизирует критические настроения. Экономическое давление на средства массовой информации способствует конформизму посредством опускания важных проблем.

Современные массмедиа как очень динамичный, свободный от жестких регламентаций сектор российского общества нуждается в установлении четких «правил игры». Государственная политика по отношению к этому сектору должна отвечать условиям прозрачности, интерактивности, открытости, публичности, чтобы следовать идеям информационно-коммуникативных связей власти и гражданского общества.

Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов связана не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, формированием единого правового поля и т.д., но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.

Сегодня ряд стран посредством массовой информации и коммуникации ведет пропаганду своих экономических преимуществ перед остальными членами мирового сообщества, формируя «повестку дня» и одновременно стереотипы у той части потребителей информации, решения которых значимы. В мировой политике для отдельной страны возможность быть в числе государств-лидеров глобального информационного развития дает неоспоримые преимущества - это своего рода дополнительные преференции в вопросах от привлечения требуемых инвестиций для развития собственной экономики до решения конкурентных международных задач.

Известно, что расширение глобальной экономики носит избирательный характер, соединяя лишь значимые сегменты и пренебрегая местностями и людьми, которые не обладают необходимым потенциалом. Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, значительная степень информатизации общества являются важной составляющей такого рода потенциала, одним из первых условий развития глобальной экономики. Неразвитость информационного пространства препятствует коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, возникновению нового постиндустриального типа общества, способна отбросить страну на обочину мировой цивилизации.

Массмедиа должны осуществлять эффективную поддержку торгово-экономическому направлению, что будет способствовать стимулированию интереса к России и, очевидно, будет сказываться на степени заинтересованности в сотрудничестве. При этом проведение грамотной внешней информационной политики предполагает не только распространение позитивной информации о России, но и противодействие негативной информации, преодоление провалов в освещении тем, важных для межгосударственного сотрудничества.

Помимо широкого аспекта государственной информационной политики, а именно: подкрепления реализации целей государства в социально-экономической или политической сферах, рассмотрим и узкий - собственно государственную информационную политику. В условиях демократизации, децентрализации, обретения свободы слова в России выстраиваются новые отношения государства с массмедиа, - отметим их плюрализм, возможность свободной конкуренции, законодательное закрепление многообразия форм собственности и др. Существуют такие негативные явления, как отсутствие в России доверия к власти и к средствам массмедиа, гражданская и профессиональная безответственность журналистов, распространение информационных продуктов, ментально чуждых россиянам. Конкурентоспособность России в мировом информационном пространстве невелика, что затрудняет сдерживание влияния глобального потока информации, противодействие информационной агрессии, сокращает возможность государства позитивно влиять на зарубежную аудиторию.

Будущие успехи в российской информационной сфере сопряжены с решением следующих задач: обеспечение эффективности информационной политики; борьба с монополизацией и коммерциализацией массмедиа; обеспечение диалога гражданского общества и государства; ограничение оборота негативной информации; внедрение мо-

рально-этических кодексов в профессиональную деятельность журналистов; развитие современных информационных технологий; защита национальных информационных ресурсов; достижение приоритета государственных интересов над групповыми и частными. Без этого невозможно обеспечение лидерства страны в международном информационном пространстве. При этом оно необходимо в различных аспектах: развитие технологий и программного обеспечения, внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколов связи и коммуникаций, а также борьба с монопольными практиками использования информации на международном уровне, продвижение при помощи государства отечественных информационных корпораций на международный рынок, усиление творческого потенциала массмедиа.

Стратегия национальной безопасности, основанная на лидерстве, предполагает сотрудничество России в области информатизации с другими странами. Оно могло бы охватывать не только использование организационного и технического опыта, закупку информационных технологий или создание совместных предприятий по их производству. Важно обеспечить возможность доступа российских граждан к информационным ресурсам других стран, использовать зарубежную информацию для целей социально-экономического развития, организовать экспорт отечественных информационных ресурсов.

Модель информационной политики России может быть построена на основе различных принципов. Для такой сложной системы, как информационное пространство, особый интерес представляют возможности синергетики, связанные с исследованием зависимостей в нелинейной среде и самоорганизационных процессов. Существуют общие параметры порядка, утверждение которых в информационной политике позволяет достичь оптимального соотношения в ней процессов управления и процессов самоорганизации. Это параметры национальной культуры, идеологии как системы ценностей, национально-культурного менталитета, следование которым позволит не только усилить эффективность информационной политики, но и укрепить лидерские позиции страны в мире. Наиболее эффективным направлением деятельности государства становится комплексная информационно-культурная политика, предполагающая эмоционализацию воздействия через искусство, литературу, кинематограф. Важна подготовка информационных материалов такого уровня, которые могли бы конкурировать с сообщениями мировых агентств.

Занимаясь вопросами формирования и транслирования своего позитивного имиджа, налаживая поток адресной и объективной информации о стране, идущей на Запад, Россия практически не использует имиджевый ресурс отечественных средств массовой информации. Они в незначительной степени рассматривают Россию как геополитического игрока, одного из центров силы. Внешняя политика, направленная на влияние России в глобальной системе международных отношений, в представлении средств массовой информации слабо связана с лидерством страны.

Претендовать на роль лидера в условиях перехода к новому технологическому укладу, основанному на сетевых информационных технологиях, перспективных средствах телекоммуникаций страна может лишь в том случае, если активное участие в информационном обмене принимают органы власти, если они обладают необходимой коммуникативной компетентностью.

Изучение коммуникативных взаимосвязей людей, социальных групп, отдельных стран, опора на понятие дискурса как коммуникативного диалога позволяют сформулировать подход к пониманию коммуникативной компетентности власти на геополити-

ческом уровне, когда роль субъекта выполняет целая страна. Здесь в понятии «компетентность» акцент переносится с личностных на социальные факторы и предполагает наличие системы внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия наднациональных акторов.

Реинжениринг государственных функций в современном мире меняет не только способ, но и существо ведения дел, требует повышения компетентности правительства, качества и скорости его реакции на проблемы, перехода к гибким организациям, основанным на знании. Развитие электронного управления позволяет системе органов власти присутствовать в информационно-психологической сфере не в явном виде, а в виде электронного правительства. Электронное правительство реализует концепцию новой системы управления государством, это качественно новый тип государственной власти, обладающий способностью эффективной коммуникации с обществом, гибко реагирующий на его потребности и влияющий на его настроения. Электронное правительство включает в себя в том числе взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями и др.

На наднациональном уровне практика применения технологии электронного правительства пока весьма ограничена, а коммуникационно-информационное взаимодействие между ведомствами разных стран не развито. Однако, есть все основания ожидать появления глобального электронного правительства, единой системы интегрированных интерактивных интернет-порталов, представляющих многочисленные наднациональные политические правительственные и неправительственные организации, что даст возможность прямого политического взаимодействия с населением любых стран мира в обход национальных правительств и повлечет за собой неоднозначные последствия.

Россия должна быть такой же видимой в мировом информационном пространстве, как и на мировой политической карте. Пока этот вопрос остается открытым. Российские органы власти должны способствовать тому, чтобы страна стала законодателем новых форм коммуникативно-информационного взаимодействия в мире, закрепила свое лидерство в этой сфере. Не присоединиться к процессу трансформации индустриального общества в информационное означает для России отказаться от возможностей равноправной интеграции в международную экономику и мировое сообщество, лишить себя важного ресурса развития.

В условиях, когда происходит перемещение акцентов во взаимодействии международных акторов и повышение в их соперничестве такого компонента как притягательность ценностей, позитивный имидж, для лидерства страны на международной арене принципиальное значение приобретает совершенствование системы применения «мягкой силы», компонентов мощи государства, которые относятся к сфере культуры и информационно-коммуникационных технологий и потребительских предпочтений. Уверенность российских действий и включение стратегии «мягкой силы» в политический дискурс могут стать основой будущих успехов России как мирового лидера.

Список литературы

1. Aron, R. Paixetguerre entre les nations. Paris, 1962.

2. Brzezinski, Zb. The Choice: Global Domination or Global Leadership. N.Y., 2004.

3. Castells M. The rise of the network society. The Information Age: Economy, Societyand Culture. Vol.1 Second ed. N.-Y., 2010.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. Интернет ресурс: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944 257b160051bf7f

5. Luhmann, N. Trust and Power. Chichester, 1979.

6. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York, 2004.

7. Price, M. Television, the Public Sphere and National Identity. Oxford,1995

8. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. М., 2003.

9. Toffler, A. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century, N.Y.,1990.

10. Шарков Ф. И. Политическая коммуникация в современном информационном обществе // PolitBook. 2012. № 2.

■ ■ ■ LEADERSHIP AS A COMMUNICATION PHENOMENON: TO THE QUESTION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE STATE POWER

Authors: BOGATYREVA T.G., BOGATYREVA E.A.

BOGATYREVA Tatiana Georgievna, Doctor of Culturology, Professor, Head of the Center of scientific-educational innovation technologies, Deputy Head of the Department of innovative technologies in the Public Sphere and Business of the Institute of Business and Public Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 119571, Russian Federation, Moskow, Vernadskogo prospect, 84 Tel.: +7(495)956-4635. E-mail: [email protected]

BOGATYREVA Elena Andreevna - Candidate of Political Scienses.

Address: 119571, Russian Federation, Moskow, Vernadskogo prospect, 84.

Tel.: +7(903)788-5540. E-mail: [email protected]

Annotation. The article focuses on the conceptual approaches to the study of the communicative nature of political leadership of a state in the world. The problem of political leadership is connected with the trend of the last time - the development and application of "soft power" in international relations, and with understanding of the communicative competence of the authorities on the geopolitical level. It is shown that the study of the problems of leadership of a country in the world has practical value for the formation of the country's image in the consciousness of the world community. Studied together, the discourses of political leadership and new communication strategies reveal how the potential of communicative and informational power of Russia can be created.

Keywords: political leadership, communication, “soft power”, communication and information system, state information policy, mass media.

References

1. Aron, R. Paixetguerre entre les nations. Paris, 1962.

2. Brzezinski, Zb. The Choice: Global Domination or Global Leadership. N.Y., 2004.

3. Castells M. The rise of the network society. The Information Age: Economy, Societyand Culture. Vol.1 Second ed. N.-Y., 2010.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. 12 февраля 2013 г. Интернет ресурс: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944 257b160051bf7f

5. Luhmann, N. Trust and Power. Chichester, 1979.

6. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York, 2004.

7. Price, M. Television, the Public Sphere and National Identity. Oxford,1995

8. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. М., 2003.

9. Toffler, A. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century, N.Y.,1990.

10. SharkovF. I. Politicheskaya kommunikaciya v sovremennom informacionnom obshhestve // PolitBook. 2012. № 2. [SharkovF. I. (2012). The political communication in the modern information society // PolitBook. № 2.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.