УДК 370.02
ЛИДЕРСТВО И НОВАТОРСТВО КАК КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
© 2012 Е.А.Самойлов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 17.05.2011
Устойчивое развитие общества связывается с воспитанием человека высоконравственного, свободного, ответственного, умеющего преобразовывать мир с учетом общечеловеческих ценностей. Определяются понятия «компетенция», «ключевая компетенция». На основе идей экзистенциализма, положений концепции управления открытыми организационными системами и универсальных общесистемных закономерностей обосновывается, что лидерство и новаторство следует рассматривать в качестве ключевых компетенций субъекта в информационном обществе.
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование, компетенция, ключевые компетенции, лидерство, новаторство.
В российских психолого-педагогических публикациях широко обсуждаются возможности и преимущества, так называемого компетентностно ориентированного образования (КОО) как альтернативы традиционному образованию. В данной статье на основе идей экзистенциализма, концепции управления открытыми организационными системами и универсальными общесистемными закономерностями обосновывается, что лидерство и новаторство следует рассматривать в качестве ключевых компетенций субъекта в информационном обществе. Под компетенциями будем понимать комплексы разнородных личностных психических качеств (когнитивных, аффективных, волевых), которые обеспечивают человеку сложные виды практически преобразующих действий и позволяют ему достигать личностно значимых целей независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой он живет и работает. Ключевыми компетенциями назовем группу родовых качеств, которые необходимы представителям большинства профессий и значимы для общества в целом на данном временном отрезке развития цивилизации.
Лидерство определяется как стремление к влиянию в коллективе, связанное с возлаганием на себя ответственности по собственной воле. Лидер - это человек, пользующийся авторитетом и влиянием в обществе; руководитель или вдохновитель какой-либо группы людей. Лидерство характеризует специфику отношений человека с другими людьми. Кроме того, оно предполагает изучение человеком своих личностных
о
Самойлов Евгений Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики и методики обучения физике факультета математики, физики и информатики, докторант Московского педагогического государственного университета E-mail: evge-samojlov@yandex. ru
особенностей (эмоциональных, волевых, интеллектуальных и др.) и их оптимальное использование в деятельности. С позиций экзистенциализма лидерство, понимаемое как самопроизвольное возлагание ответственности на себя, является условием самоотдачи, которая трактуется как принятие своей судьбы, какой бы она не была. Такое понимание лидерства предписывает считать его основой самоопределения и саморазвития человека. Ведь поиск самого себя, открытие своего предметного мира, обретение и развитие своей индивидуальности связаны с решением сверхличных задач, а, значит, предполагают самоограничение, самоотречение, расширение личной ответственности и видение своей деятельности через призму всеобщей взаимосвязи. В индустриальном обществе лидерство считается прерогативой элиты - группы лиц, обладающих властными полномочиями. В условиях глобализации устойчивость развития общества связывается с привлечением к социальному управлению большой части населения, а, значит, предполагает делегирование полномочий и ответственности широким слоям граждан. Поэтому лидерству придается статус ключевой компетенции, что призвано увеличить негэнтро-пию общественного сознания и через него увеличить негэнтропию материального мира.
Делегирование полномочий выражается в побуждении рядовых граждан и работников открытых организаций к участию в принятии решений, что призвано способствовать росту качества принимаемых решений, распределению ответственности и повышению уровня компетентности всех участников взаимодействия. Лидерство предполагает нетерпимость к порокам в обществе, активное участие в общественной жизни, выражение своего мнения по разным вопросам, действие в условиях плюрализма мнений и учет долгосрочных социальных последствий своих действий. Важнейшим свойством ли-
дера является саморегуляция поведения. Стремление к влиянию в коллективе обязывает гражданина развивать такие личностные качества, как уравновешенность, самообладание, терпимость к ближнему (толерантность) и рассудительность.
Согласно экспериментальным данным психолога Д.Големана, 80% успеха в жизни обеспечивает не академическая успешность, не высокий интеллектуальный коэффициент или креа-
тивность, а эмоциональный интеллект, который включает: способность к самомотивации; устойчивость к разочарованиям; контроль над своими эмоциями; умение отказываться от удовольствий; регулирование настроения; умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать, надеяться1. М.А.Холодная большое значение придает интеллектуальной саморегуляции, под которой понимает «умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения»2. Психологической основой этого умения являются «механизмы непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, особый тип метазнания относительно оснований интеллектуальной деятельности и своих индивидуальных интеллектуальных особенностей, а также готовность работать в режиме «открытой» познавательной позиции» (там же).
Сегодня лидер - тот, кто ищет сферу деятельности, в которой он может приносить максимальную пользу обществу, а не только получать от общества максимум возможных благ; это тот, кто стремится самостоятельно и высококачественно работать без постоянного внешнего руководства (без инструкции). Возлагание по собственной воле ответственности на себя, нацеленность на высококачественную самостоятельную деятельность, стремление к совершенству побуждает лидера к учению на протяжении всей активной жизни, к установке на непрерывное образование. Ведь чтобы оказывать влияние, лидер как сложная открытая самоорганизующаяся система должен прогрессивно эволюционировать во времени, а значит, нуждается в постоянном обновлении информации. К лидерским качествам следует отнести личностное самоопределение и связанные с ним независимость, предприимчивость, готовность пойти на риск и в случае поражения держать удар, увлеченность, стремление к постановке перед собой новых задач, уверенность в себе. Последняя, по
1 Савенков А.И. Аспекты компетентности // Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 40 - 48.
2 Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - Томск; Москва: 1997. - С.304.
мнению Дж. Равена3, представляет собой проверенное на опыте знание, что ты способен справляться с новыми проблемными ситуациями; входить в контакт с новыми людьми; работать в команде с другими и брать на себя роль лидера и вести за собой, а также пользоваться поддержкой других; вносить разумные суждения и принимать правильные решения; оценивать разные факты для вынесения адекватного решения, и для этого не обязательно иметь полную информацию по каждому аспекту ситуации, но не следует полностью концентрироваться на одном-двух соображениях, упуская из виду все остальные (возможно, более важные); вносить поправки, если используемый способ действия не приводит к желаемому результату.
Лидерство неразрывно связано с инициативой субъекта, под которой понимается почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, стремление действовать без специальных на то указаний, предприимчивость, энтузиазм. Инициатива невозможна по чужой просьбе, она определяется внутренней мотивацией субъекта, его личностными ценностями. Д.Б.Богоявленская подчеркивает значимость интеллектуальной инициативы, которая определяется, как «готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность» и рассматривается как органическое единство познавательных и мотивационных факторов4. Формами проявления лидерства можно считать: 1) желание понять общую программу действий и взять на себя инициативу, необходимую для выполнения своей части общей задачи; 2) активность в условиях неопределенности и сложности; 3) склонность к тому, чтобы совершенствовать понимание явлений и ситуаций; 4) выполнение с максимальной пользой того, что необходимо, не дожидаясь детальных указаний; 5) четкое формулирование целей группы и направление энергии членов группы на их достижение; 6) обеспечение в группе обмена знаниями для принятия эффективных совместных решений; 7) желание и способность принимать решения; 8) умение договариваться, идти на разумные компромиссы, учитывая потребности и интересы всех взаимодействующих лиц; 9) конструктивное разрешение конфликтов; 19) отзывчивость, готовность откликаться на запросы людей.
3 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: 2002.
4 Богоявленская Д.Б. Творчество и нравственность. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www. samara.orthodoxy.ru/Hristian/Bogoyavl.html (Дата обращения 16.04.2011).
В таб. 1 представлена спецификация лидерства как ключевой компетенции. Анализ экономического развития ведущих мировых стран во второй половине XX века показывает, что инновационные процессы являются в настоящее время основным источником роста общественного
богатства и непрерывного повышения внутреннего валового продукта на душу населения. Инновации запускают внутренние процессы саморазвития, самоорганизации, самоуправления в социуме.
Таб. 1. Спецификация лидерства как ключевой компетенции
Функции лидерства 1. Самоотдача - принятие своей судьбы, какой бы она не была. 2. Самоопределение и саморазвитие - поиск своей индивидуальности и реализация своего предназначения. 3. Социальное управление и развитие свободной и достойной общественной жизни.
Масштаб лидерства Определяется масштабом задач, решение которых человек самопроизвольно возлагает на себя.
Формы лидерства 1. Поиск субъектом сферы деятельности, в которой он может приносить максимальную пользу обществу. 2. Стремление самостоятельно и качественно работать без постоянного руководства (инструкции). 3. Активное участие в общественной жизни. 4. Нетерпимость к абсурду в жизни и борьба с ним в меру личных возможностей.
Условия лидерства 1. Стремление к совершенству. 2. Установка субъекта на непрерывное образование на протяжении всей активной жизни. 3. Чувство долга.
Характеристики лидерства 1. Нез ависимость. 2. Инициатива - предприимчивость, внутренний почин. 3. Уверенность в себе. 4. Саморегуляция.
Составляющие лидерства Аффективная 1. Переключение эмоций на выполняемую задачу. 2. Отзывчивость, готовность откликаться на запросы людей. 3. Желание договариваться, идти на разумные компромиссы. 4. Стремление к конструктивному разрешению конфликтов. 5. Оптимизм, энтузиазм.
Волевая 1. Самообладание, уравновешенность. 2. Готовность пойти на риск и при неудаче держать удар. 3. Умение настраивать, стимулировать, увлекать себя и других. 4. Толерантность (терпимость к ближнему). 5. Активность в условиях неопределенности и сложности.
Когнитивная 1. Желание понять механизм жизнедеятельности общества и свою роль в нем. 2. Желание понять общий план действий и взять на себя выполнение своей части общей задачи. 3. Стремление к постановке перед собой новых задач. 4. Желание и способность принимать решения. 5. Планирование, осуществление своих действий и учет их долгосрочных социальных последствий. 6. Выражение своего мнения по разным вопросам.
Причем наиболее острая потребность существует в нововведениях, повышающих эффективность политического, экономического, общественного управления на всех уровнях5. Поэтому важнейшей ключевой компетенцией современного работника следует признать новаторство. Новаторство - нацеленность субъекта на поиск противоречий и их оптимальное (т.е. наилучшее в данных условиях) разрешение. Новатор -человек, который замечает проблемы и вносит новые, прогрессивные идеи, приемы в какой-
5 Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные
закономерности: Вопросы управления сложными систе-
мами. - М.: 2003.
нибудь области деятельности для улучшения жизни. Отсюда следует, что новаторство связано с творчеством, с продуктивной деятельностью, целью которой как раз и является решение проблем. Оно характеризует связи человека с другими людьми, с культурой, с природой.
С позиций экзистенциализма творчество, новаторство способствуют подлинному существованию (экзистенции), то есть обретению собственного Я, разрушению влияния, давления общественного мнения (MAN). Не экзистирующий человек - не более чем природный объект. Новаторство и творчество являются способом борьбы с абсурдностью человеческого бытия, формой противодействия иррациональной бес-
человечной действительности. Они позволяют человеку возвыситься над своей судьбой. С точки зрения синергетики, человечество в своем развитии наталкивается на противостояние порядка и беспорядка, на противоборство негэн-тропии и энтропии. Решая одну важную проблему, общество немедленно порождает другую, часто еще более опасную. Проблема отличается от типовой задачи тем, что содержит противоречие. Задача определяется как цель, данная в определенных условиях6. Противоречия будем различать объективные, т.е. свойственные самому объекту исследования, и субъективные, которые представляют собой конфликт между тем, что человек знает и умеет, и тем, что ему еще предстоит освоить нового в данной сфере деятельности. Проблема превращается в задачу после того, как идея разрешения противоречия найдена, и остается реализовать ее применением известных субъекту алгоритмов. Поиск идеи решения проблемы сопровождается становлением у человека новообразований - новых духовно-нравственных качеств, знаний, способов умственных и практических действий7. Важнейшими критериями новаторской деятельности являются актуальность, уровень новизны, культурная (духовная, теоретическая, практическая) значимость предлагаемого материального или интеллектуального продукта. Способствуя более эффективной организации общества, новый продукт тем самым повышает негэнтропию социальной системы. Возведение новаторства в ранг ключевой компетенции отражает тот факт, что в условиях глобализации на каждого человека возлагается антиэнтропийная функция (Равен, 2002; Прангишвили, 2003).
Разумеется, способности людей к новаторству, как и к любой другой деятельности, неодинаковы. В соответствии с общесистемной закономерностью Паретто, 20% представителей социума являются авторами 80% всех новшеств и соответственно на оставшиеся 80% представителей социума приходится всего 20% новшеств. Тем не менее, глобальные противоречия в мире достигли такого масштаба, что сегодня одной из главных потребностей всего общества, важнейшим элементом общественного сознания становится нацеленность, психологическая установка каждого человека на улучшение в той области действительности, которая является сферой приложения его сил. Уровень новаций может быть различным. Возможны творческие реше-
6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 2004.
7 Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания. Монография. - Самара: 2006.
ния, не выходящие за рамки существующих установок и способов мышления. Реже продуцируются революционные новаторские идеи, кардинально изменяющие сложившиеся в обществе представления. Существует системная закономерность, в соответствии с которой прирост истинно новых знаний составляет все меньшую величину на единицу затрачиваемых средств (Прангишвили, 2003).
Следует иметь в виду, что нововведения не должны осуществляться ради нововведений. В условиях глобализации важен учет интересов различных представителей социума. «Необходимо учитывать, какие ценности формируются в результате введения данных новаций, кто выиграет (кто заинтересован) в их результате, каковы приоритеты, насколько они достижимы, какие области потенциальных изменений недооцениваются. Все это напрямую связано с необходимостью тщательного анализа причин и следствий инновационных процессов...»8. В соответствии с универсальной общесистемной закономерностью энтропийного баланса, каждое нововведение, повышая уровень структурной организованности открытой самоорганизующейся системы, приводит к возрастанию выбросов энтропии в окружающую среду. Поэтому возрастают требования к системам управления и регулирования последствий внедрения новшества, возникает необходимость постоянного поиска эффективных средств сдерживания обратных разрушительных воздействий (Равен, 2002). Новаторская (продуктивная) деятельность человека в современном мире связана с изменением многих стереотипов и догм, сформировавшихся в индустриальную эпоху развития современной цивилизации. В соответствии с прежними воззрениями мир представляется как гигантский музей различных систем, в котором человек является сторонним наблюдателем. В этом мире царствует необходимость, в нем нет места активности и индивидуальности познающего субъекта. Новое мышление трактует мир как средоточие взаимосвязанных созидающих и разрушающих процессов. Человек является их полноценным участником, способным активно влиять на события и изменять их9.
Новаторская деятельность является нелинейным процессом. Нелинейность как свойство открытых неравновесных самоорганизующихся систем «заключается в возможности при решении нелинейных уравнений иметь несколько
8 Новикова Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. - 2005. - №5. - С.30.
9 Тарасов Л.В. Школа «Экология и диалектика». - М.: 1997.
(более одного) различных решений. Из этого следует, что множеству решений уравнений соответствует множество путей развития (эволюции) системы, описываемой этими уравнения-ми»10. Нелинейность означает непредсказуемую реакцию системы на внешние воздействия из-за того, что слабое внешнее воздействие оказывает много большее влияние на развитие (эволюцию) системы, чем более сильное воздействие на систему, организованную не адекватно ее собственным тенденциям. Нелинейность новаторства выражается также в неизбежности ложных шагов в решении проблемы, что накладывает принципиальные ограничения на прогнозирование результатов новаторской деятельности. Анализ творчества видных представителей науки, техники, искусства, изучение генезиса земной цивилизации позволяют сделать несколько поучительных выводов (Самойлов, 2006).
1. В целом история культуры (науки, техники, искусства, хозяйства и пр.) является яркой иллюстрацией диалектики необходимого и случайного. Любое открытие, каким бы случайным оно не казалось, предопределено общим ходом развития человечества, его средств производства. Поэтому открытия и изобретения часто совершаются независимо друг от друга несколькими личностями или группами новаторов, а приоритет отдаётся тому, кто осознал важность открытия и сумел убедить в этом мировое сообщество.
2. Новые прогрессивные идеи остаются незамеченными или быстро забываются, если человечество не созрело для понимания их культурной значимости. При этом революционное новшество, как правило, принимается обществом не сразу: сначала имеет место активное отторжение идеи («этого не может быть»), затем происходит её глубокое осмысление («в этом что-то есть»), наконец, идея принимается обществом, становится общекультурным достоянием («это необходимо реализовать»).
3. Основой эффективной творческой, новаторской деятельности являются методологические знания. Дж.Равен сформулировал эмпирически найденные правила инновационного поведения, которые могут быть полезны начинающим новаторам и творческим работникам11: 1) чем скорее приступаешь к делу, тем лучше: изменяющиеся внешние обстоятельства могут сделать достижение цели невозможным; 2) совсем не обязательно обладать полной уверенностью в результатах деятельности еще до ее начала; 3) можно достичь мастерства и при выполнении заданий, которые кажутся очень трудными; 4) тревога, вызванная новизной за-
10 Равен Дж. Компетентность в.... - С.135.
11 Там же. - С.135.
дания, рано или поздно проходит; 5) если вновь полученная информация указывает на ошибочность предыдущих действий, нужно поменять направление поисков; 6) следует искать эффективные стратегии в отношениях с окружающими, учиться получать поддержку людей для достижения своих целей; 7) важно обращать внимание на социальные процессы, непосредственно не относящиеся к текущей работе и разрабатывать пути эффективного влияния на эти процессы.
Новаторство является функцией интеллектуальной деятельности индивида. Интеллект как специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта человека представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой соответствующая направленности субъекта незначительная внешняя причина (новый факт, новое действие и др.), может вызвать значительные подвижки, изменения в привычной структуре представлений, что приводит, в свою очередь, к рождению новых идей. Отсюда следует, что, с точки зрения эффективности новаторства, важно «найти себя» в мире, понять свое предназначение и развивать свою уникальность. Интеллект личности и социума в целом рассматривается сегодня в качестве стратегического ресурса информационного общества, поскольку создаваемые в постиндустриальную эпоху технологии и продукция являются преимущественно наукоемкими и имеют тенденцию к прогрессивно усложняющемуся обновлению. Именно интеллект (индивидуальный, коллективный) генерирует новые идеи, способы действий, технологии. Новаторство предполагает самостоятельные действия человека, работу вне постоянного руководства. Но как находить новые решения в нестандартной ситуации без посторонней помощи? Как развивать в себе эту способность и накапливать опыт творчества?
По мнению ряда психологов, важнейшим элементом индивидуального интеллекта, который, во многом, обусловливает продуктивность решения проблем, новаторской деятельности, являются интенциональные структуры личности. Интеллектуальные интенции определяют направленность и избирательность интеллектуальной активности человека, выработку субъективных внутренних ориентиров при решении проблем12. Связанные с личностной мотивацией, интенции создают вокруг субъекта «заряженное поле», которое становится фактором естественного отбора из окружающей среды как информации, так и средств для решения значимой проблемы. Если использовать терминоло-
12 Холодная М.А. Психология интеллекта:.. - С.304.
гию синергетики, человек переходит в режим аттрактора, который способен притягивать соседние режимы и автоматически подавлять малые возмущения (флуктуации). Интеллектуальные интенции развиваются, если систематически: 1) работать со своим подсознанием; например, загрузив его информацией, заняться деятельностью, способствующей появлению новых идей, и при этом оставаться начеку, чтобы в любой момент все бросить и «ухватить» новую всплывшую идею; 2) замечать проблески понимания и всматриваться в них, «играть» с идеями; 3) обращать внимание на неясные, почти неосознаваемые сомнения, быть чувствительным к этим ощущениям, прояснять их, делать полностью осознанными и опираться на них в своих
действиях; 4) учиться настраивать свои чувства и доверять им при решении задач; 5) оперировать образами, представлениями, освобождаться от жесткости знаков; 6) терпеть и преодолевать отрицательные эмоции в случае неверных действий, которые неизбежны в процессе поиска нового, понимать, что эти неприятности временны; 7) интегрировать размышление, действие и обратную связь ради эффективных действий, вместо того, чтобы разграничивать их; 8) регулярно оценивать степень продвижения к цели, задаваться вопросом, что этому мешает, и планировать будущее поведение (Холодная, 1997; Прангишвили, 2003).
Таб. 2. Спецификация новаторства как ключевой компетенции
Функции новаторства 1. Самореализация личности. 2. Противодействие абсурду действительности 3. Преобразование природы с учетом экологических и духовно-нравственных ценностей. 4. Приращение культуры.
Виды новаторства 1. Интеллектуальное. 2. Духовное. 3. Материально-практическое. 4. Комбинированное.
Критерии новаторства 1. Актуальность. 2. Новизна. 3. Культурная (духовно-нравственная, теоретическая, практическая) значимость.
Уровень новаций 1. Локальный (новации в рамках существующих общественных установок и способов мышления). 2. Глобальный (новации, кардинально изменяющие общественные представления).
Особенности новаторства 1. Нелинейность - неизбежность ложных шагов в ходе решения проблемы; возможность различных решений проблемы; принципиальные ограничения на прогнозирование результатов новаторства. 2. Детерминированность - обусловленность новаций общим ходом развития социума. 3. Продуктивность - получение большего, чем мыслилось: 1) решение проблемы, 2) нахождение нового способа действия. 4. Конфликтность - столкновение нового знания с существующими представлениями. 5. Общественное противодействие - необходимость времени и усилий для признания новации.
Этапы новаторства 1. Мотивировка. 2. Постановка проблемы. 3. Ориентировка. Поиск идеи решения проблемы. 4. Реализация идеи. 5. Контроль результата продуктивной деятельности. 6. Коррекция результата продуктивной деятельности. 7. Представление результата продуктивной деятельности.
Составляющие новаторства Аффективная 1. Готовность к смене эмоций при решении проблемы: чередованию тревоги, эйфории, неуверенности. 2. Настройка своих чувств. 3. Чувствительность к личным сомнениям, ощущениям, проблескам понимания. 4. Работа со своим подсознанием.
Волевая 1. Решительность и смелость в начинании поиска нового. 2. Поиск поддержки других людей, настойчивость в общественном осмыслении и своего новшества. 3. Готовность терпеть и преодолевать неудачи. 4. Активность поиска уменьшает время нахождения решения, увеличивая время релаксации.
Когнитивная 1. Гибкость - варьирование направления поиска при неудачных действиях. 2. Оперирование образами, представлениями, готовность освобождаться от жесткости слов, символов. 3. Чувствительность к побочной, косвенной информации, ее восприятие в свете решаемой проблемы. 4. Регулярная оценка степени продвижения к цели, осмысление препятствий, планирование поведения
К сожалению, развитие этих сложных, тонких личностных качеств, которые можно рассматривать как формы проявления компетенции новаторства, находится вне поля зрения традиционной системы образования. В таб. 2 представлена спецификация новаторства как ключевой компетенции. Предложенная трактовка ключевых компетенций коммуникации и сотрудничества может быть положена в основание
теории компетентностно ориентированного образования (КОО). С нашей точки зрения, КОО -такой вид образования, который исходит из гуманистических общечеловеческих ценностей, учитывает внутренние потребности и ресурсы учеников и нацеливает их на максимально эффективную ответственную деятельность в динамичном мире на протяжении всей активной жизни.
LEADERSHIP AND INNOVATION AS KEY COMPETENCES
© 2012 E.A.Samoilov
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Sustainable development of a modern society is connected with upbringing of an independent, responsible human of high moral standards, who can modify the world taking into consideration the universal values. The paper discloses the entity of such concepts as "competence" and "key competence". The article analyzes leadership and innovation as key skills in the information-oriented society. These models are built in compliance with the ideas of existentialism, universal general system regularities and conception of the open organization systems control. Keywords: competence oriented education, competences, key competences, leadership, innovation.
Evgeny Andreevich Samoilov , Cand. Sc. in Pedagogics, Associate Professor of the department of General Physics and Methodology of Teaching Physics, Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science, Cand. for a Doctor's degree of Moscow State Pedagogical University. E-mail: evge-samojlov@yandex. ru