Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКОЕ СООБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СООБЩЕСТВА УЧАСТНИКОВ КАДРОВОГО ПРОЕКТА «ЛИДЕРЫ КУБАНИ»)'

ЛИДЕРСКОЕ СООБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СООБЩЕСТВА УЧАСТНИКОВ КАДРОВОГО ПРОЕКТА «ЛИДЕРЫ КУБАНИ») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКОЕ СООБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ЛИДЕРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самаркина Ирина Владимировна, Мирошниченко Инна Валерьевна, Шпиро Лаура Артуровна

В статье представлены результаты исследования регионального лидерского сообщества (участников пяти сезонов губернаторского кадрового проекта «Лидеры Кубани - движение вверх!»), проведенного в 2022 г. методом онлайн-анкетирования для оценки карьерного роста, профессионального потенциала и эффективности институциональных механизмов рекрутирования молодежных лидеров в систему публичного управления Краснодарского края. Авторы приходят к следующим выводам: сообщество лидеров региона включает представителей разных возрастных групп общества, сочетая в себе потенциал энергии и опыта; лидерский потенциал сосредоточен преимущественно в локальных центрах; лидерское сообщество в основном ориентировано на реализацию собственного потенциала в регионе. Лидерский потенциал региона сконцентрирован в системе публичной политики, однако распределен неравномерно: максимальная концентрация наблюдается в социальной сфере и в области экономики и бизнеса. Представители лидерского сообщества ориентированы на дальнейший поиск социальных лифтов и продвижение по карьерной лестнице, открыты к использованию различных инновационных форматов рекрутирования в общественно- и административно-политическую элиту региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самаркина Ирина Владимировна, Мирошниченко Инна Валерьевна, Шпиро Лаура Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP COMMUNITY IN THE SYSTEM OF REGIONAL PUBLIC POLICY (BASED ON THE STUDY OF THE PARTICIPANTS’ COMMUNITY OF THE “LEADERS OF KUBAN” PERSONNEL PROJECT)

The article presents the results of a study of the regional leadership community (participants of five seasons of the Governor’s Personnel Project “Leaders of Kuban - Moving Up!”), conducted in 2022 by online questionnaire to assess the career development, professional potential and effectiveness of institutional mechanisms for recruiting youth leaders into the system of public administration of Krasnodar Krai. The authors come to the following conclusions: the community of leaders in the region includes representatives of different age groups of society, combining the potential of energy and experience; leadership potential is concentrated mainly in local centers; the leadership community is mainly focused on realizing its potential in the region. The region’s leadership potential is concentrated in the system of public policy, but this potential is unevenly distributed: the maximum concentration of leadership potential is in the social sphere, the economy and business. Representatives of the leadership community are focused on the further search for social lifts and career advancement, they are open to using various innovative recruitment formats for the socio-political and administrative-political elite of the region.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКОЕ СООБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ СООБЩЕСТВА УЧАСТНИКОВ КАДРОВОГО ПРОЕКТА «ЛИДЕРЫ КУБАНИ»)»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 25-31. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 25-31.

Научная статья

УДК 323:316.46(470.620)

https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.2

Лидерское сообщество в системе публичной политики региона (на материалах исследования сообщества участников кадрового проекта «Лидеры Кубани»)

Ирина Владимировна Самаркина1, Инна Валерьевна Мирошниченко2, Лаура Артуровна Шпиро3

123Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1smrkn@mail.ruJ_https://orcid.org/0000-0002-0205-8543 2mirinna78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2650-6662 3l.shpiro7@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5409-2922

Аннотация. В статье представлены результаты исследования регионального лидерского сообщества (участников пяти сезонов губернаторского кадрового проекта «Лидеры Кубани - движение вверх!»), проведенного в 2022 г. методом онлайн-анкетирования для оценки карьерного роста, профессионального потенциала и эффективности институциональных механизмов рекрутирования молодежных лидеров в систему публичного управления Краснодарского края. Авторы приходят к следующим выводам: сообщество лидеров региона включает представителей разных возрастных групп общества, сочетая в себе потенциал энергии и опыта; лидерский потенциал сосредоточен преимущественно в локальных центрах; лидерское сообщество в основном ориентировано на реализацию собственного потенциала в регионе. Лидерский потенциал региона сконцентрирован в системе публичной политики, однако распределен неравномерно: максимальная концентрация наблюдается в социальной сфере и в области экономики и бизнеса. Представители лидерского сообщества ориентированы на дальнейший поиск социальных лифтов и продвижение по карьерной лестнице, открыты к использованию различных инновационных форматов рекрутирования в общественно- и административно-политическую элиту региона.

Ключевые слова: лидерство, лидерское сообщество, молодежное лидерство, молодежь, человеческий капитал, региональная публичная политика

Финансирование: исследование «Молодежное лидерство в региональных практиках публичного управления развитием человеческого капитала: стратегии достижения успеха, возможности, результаты» выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (FZEN-2022-0013).

Для цитирования: Самаркина И.В., Мирошниченко И.В., Шпиро Л.А. Лидерское сообщество в системе публичной политики региона (на материалах исследования сообщества участников кадрового проекта «Лидеры Кубани») // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 25-31. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.2.

Original article

Leadership Community in the System of Regional Public Policy (Based on the Study of the Participants' Community of the "Leaders of Kuban" Personnel Project)

Irina V. Samarkina1, Inna V. Miroshnichenko2, Laura A. Shpiro3

123Kuban State University, Krasnodar, Russia 1smrkn@mail.ruJ_https://orcid.org/0000-0002-0205-8543 2mirinna78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2650-6662 3l.shpiro7@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5409-2922

Abstract. The article presents the results of a study of the regional leadership community (participants of five seasons of the Governor's Personnel Project "Leaders of Kuban - Moving Up!"), conducted in 2022 by online questionnaire to assess the career development, professional potential and effectiveness of institutional mechanisms for recruiting youth leaders into the system of public administration of Krasnodar Krai. The authors come to the following conclusions: the community of leaders in the region includes representatives of different age groups of society, combining the potential of energy and experience; leadership potential is concentrated mainly in local centers; the leadership community is mainly focused on realizing its potential in the region. The region's leadership potential is concentrated in the system of public policy, but this potential is unevenly distributed: the maximum concentration of leadership potential is in the social sphere, the economy and business. Representatives of the leadership community are focused on the further search for social lifts and career advancement, they are open to using various innovative recruitment formats for the socio-political and administrative-political elite of the region.

© Самаркина И.В., Мирошниченко И.В., Шпиро Л.А., 2023

Keywords: leadership, leadership community, youth leadership, youth, human capital, regional public policy

Funding: The reported study is funded by "Youth Leadership in Regional Practices of Public Management of Human Capital Development: Strategies for Success, Opportunities, Results" carried out as part of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (FZEN-2022-0013).

For citation: Samarkina, I.V., Miroshnichenko, I.V. & Shpiro, L.A. (2023) Leadership Community in the System of Regional Public Policy (Based on the Study of the Participants' Community of the "Leaders of Kuban" Personnel Project). Society: Politics, Economics, Law. (6), 25-31. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.2 (In Russian).

Введение. В новых гео- и социально-политических условиях важным фактором стабильности и поступательного развития общества становятся лидерство и возможности его влияния на современную молодежь. Ресурсный потенциал лидерских сообществ нуждается в масштабной и исчерпывающей оценке для максимально эффективного использования во благо развития Российского государства и его регионов. Политический ресурс российской молодежи в настоящее время является предметом интереса и одной из ключевых целей информационной войны, которая разворачивается в информационном пространстве.

В этом контексте понимание сущности и методов работы с лидерскими сообществами, в том числе значимыми для молодежной среды, представляется чрезвычайно актуальной практической задачей. Научная актуальность темы исследования состоит в необходимости определения способов актуализации лидерства и механизмов интеграции лидеров в эффективное конвенциональное взаимодействие в системе публичного управления региона.

Методы. Лидерское сообщество в исследовании определяется на базе интеграции теоретических оснований социально-экономического (Т. Шульца (Schultz, 1971) и Г. Беккера (2003)) и политико-психологического подходов. В рамках социально-экономического подхода человеческий капитал трактуется как совокупность знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность и служащих источником будущих доходов и выгод. С позиций политико-психологического подхода человеческий капитал понимается как набор субъективных характеристик человека: способностей, жизненного и профессионального опыта и навыков, готовности к продуктивной жизнедеятельности (потребности в самореализации, система ценностей и предпочтений, наличие мотивации к труду, структура интересов, степень активности), а также возможностей, которые предоставляет институциональная среда общества для развития человека (Российская политическая элита..., 2010).

Региональная система публичного управления человеческим капиталом рассматривается с методологических принципов неоинституционального подхода, который позволяет оценивать практики формирования лидерства и использование потенциала его представителей в аспекте актуализации субъектной позиции молодежи в решении задач обеспечения стратегических приоритетов субъекта РФ.

Деятельностный подход в исследовании позволил рассмотреть представителей лидерского сообщества как потенциальных субъектов публичной политики и управления, имеющих политический модус всех своих сущностных проявлений - познавательной активности, эмоционально-оценочного подхода к миру, поведенческих ориентаций; изучить политический потенциал индивидов и социальных общностей в пространстве социального взаимодействия («взаимопредставленности людей», Х. Арендт (2017)), проявляющийся в действиях, посредством которых реализуются убеждения и удовлетворяются потребности социального взаимодействия.

Проблематика лидерства достаточно разработана в научной литературе. В современной политической науке лидерство является изученным предметным полем, обозначенным как серией классических работ, так и современными исследованиями этого феномена в условиях новых реалий. Лидерство рассматривается как особый вид политического взаимодействия, подчеркиваются его полифункциональность и потенциал. Одно из направлений исследований феномена лидерства связано с политико-элитарным подходом. В рамках этого подхода лидерство как функцию политической элиты анализирует О.В. Гаман-Голутвина (Гаман-Голутвина, 2020; Политическое представительство., 2020); элиты в кризисном обществе изучает А.В. Дука (2022); федеральные и региональные административные элиты и каналы их рекрутирования отражены в работах Д.Б. Тева (2022а, б).

Исследования политического лидерства в постсоветской России широко представлены работами авторского коллектива под руководством Е.Б. Шестопал (Власть и лидеры., 2019; Шесто-пал, Рогач, 2020). Из актуальных исследований последних лет следует указать труды А.В. Селезневой и ее коллег, написанные в рамках политико-психологического подхода (Селезнева, 2020; Селезнева, Азарнова, 2020; Селезнева и др., 2022). Персонализацию политики и современные подходы к анализу этого процесса изучают Ю.Д. Артамонова и В.А. Демчук (2021). Лидерство в локальных сообществах рассматривают А.Е. Чирикова и В.Г. Ледяев (2021). Политический потенциал молодежного лидерства исследует О.В. Попова (2018); особенности реализации молодежного политического лидерства в регионах описаны Т.А. Асеевой и Я.Ю. Шашковой (2021).

Несмотря на большой интерес ученых к проблемам политического лидерства, в том числе в регионах, существует дефицит исследований региональных лидерских сообществ и потенциала их влияния на молодежь регионов. Целью исследовательского проекта, результаты которого представлены в статье, стало выявление субъектного потенциала сообщества участников губернаторского кадрового проекта «Лидеры Кубани - движение вверх!», который реализуется в Краснодарском крае по инициативе главы администрации В.И. Кондратьева с 2018 г.

Проект «Лидеры Кубани - движение вверх!» является открытым конкурсом для талантливых и перспективных жителей Краснодарского края с высоким уровнем управленческих и лидерских качеств, который проводится в целях выявления в регионе кадрового потенциала для привлечения на управленческие должности в социальной, экономической и общественно-политической сферах, в органах государственной власти, органах местного самоуправления муниципальных образований, а также для осуществления государственной поддержки перспективных специалистов, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций. За 5 лет в проекте приняли участие более 33 000 человек; теперь в резерве управленческих кадров края состоят 155 участников конкурса. По его результатам более 100 полуфиналистов, финалистов и победителей проекта назначены на должности в органах исполнительной власти и местного самоуправления.

Методика проведения исследования и эмпирическая база. В рамках реализации проекта «Молодежное лидерство в региональных практиках публичного управления развитием человеческого капитала: треки, возможности, результаты» научным коллективом в октябре-ноябре 2022 г. было проведено онлайн-анкетирование финалистов губернаторского кадрового конкурса «Лидеры Кубани - движение вверх!» (всего 300 участников конкурса сезонов 2018-2022 гг.) для оценки их карьерного роста, профессионального потенциала и эффективности институциональных механизмов рекрутирования молодежных лидеров в систему публичного управления Краснодарского края. В финалах пяти сезонов кадрового конкурса «Лидеры Кубани» (в соответствии с правилами) участвовали 500 человек (100 финалистов в каждом сезоне). Таким образом, результаты исследования репрезентативно представляют мнение наиболее активной части лидерского сообщества региона.

Результаты. Социально-демографический портрет сообщества лидеров Кубани. 45 % участников опроса составили женщины, 55 % - мужчины, что в целом соответствует половозрастному распределению участников конкурса «Лидеры Кубани - движение вверх!».

Феномен молодежного лидерства в региональных практиках публичного управления в большей степени связан с лидерством, чем с возрастными параметрами. Большинство опрошенных участников конкурса - 60 % - уже, строго говоря, не являются представителями молодого поколения: 43 % - составляют возрастную группу от 36 до 45 лет; 17 - старше 45, 25 % - от 31 до 35 лет. Моложе 30 лет всего 15 % респондентов (5 % - от 21 до 25 лет и 10 % - от 26 до 30).

Потенциал молодежного лидерства сконцентрирован в локальных центрах: в городах и станицах - центрах муниципальных образований края, в столице региона. Так, 41 % лидеров -участников опроса проживают в станицах края - центрах муниципальных районов, 26 - в городах края (также столицах муниципалитетов), 23 % - в Краснодаре. 9 % респондентов являются жителями хуторов или станиц края, 1 % - выходцами из других субъектов РФ (как правило, «профессиональные» участники подобных кадровых конкурсов).

Анализ социально-демографического портрета участников опроса позволяет сделать выводы, что сообщество лидеров региона включает представителей разного общества, сочетая в себе потенциал энергии и опыта; лидерский потенциал сконцентрирован преимущественно в локальных центрах; лидерское сообщество преимущественно ориентировано на реализацию своего потенциала в регионе.

Губернаторский кадровый конкурс «Лидеры Кубани» как социальный лифт: оценка механизма рекрутирования лидеров. Результаты опроса показывают, что лидерский потенциал региона сконцентрирован в системе публичной политики: более половины опрошенных лидеров (67 %) до конкурса работали в системе государственного или муниципального управления, причем 31 % - на муниципальной службе или в муниципальном управлении, 8 - на государственной службе или в сфере государственного управления, 28 % - в государственном или муниципальном учреждении. Вместе с тем треть участников исследования (33 %) к системе власти отношения до конкурса не имели: 27 % работали в коммерческой структуре, 4 - были самозанятыми, 2 % работали в общественной организации.

Участники конкурса высоко оценивают его влияние на различные аспекты своей жизни. Участие в нем почти для половины лидеров (47 %) стало стимулом для дальнейшего саморазвития, расширился круг полезных контактов (22 %). У 7 % респондентов произошло кардинальное изме-

нение представлений о себе, 2 - отметили позитивные изменения в карьере, непосредственно связанные с конкурсом, у 1 % - возникли проблемы на работе. Примерно пятая часть участников опроса (22 %) отметили, что никаких изменений в связи с конкурсом в их жизни не произошло.

Конкурс существенно превзошел ожидания участников: 54,8 % опрошенных отметили, что конкурс расширил круг полезных контактов (+6,8 %). 40,7 % отметили, что он помог найти новое направление для саморазвития (+28,3 %). 6,8 % респондентов считают, что конкурс дал старт для участия в проекте «Лидеры России» (+1,7 %). 5,1 % подчеркнули, что конкурс помог стать частью региональной элиты региона.

Лидерский потенциал края сконцентрирован в системе публичной политики, однако распределен неравномерно: максимальная концентрация потенциала наблюдается в социальной сфере и сфере экономики и бизнеса. Представители лидерского сообщества ориентированы на дальнейший поиск социальных лифтов и продвижение по карьерной лестнице, открыты к использованию различных инновационных форматов рекрутирования в общественно- и административно-политическую элиту региона. Конкурс, отвечая запросу этой категории лидеров, функцию социального лифта выполняет. Вместе с тем масштабы изменений карьерных позиций и сфер деятельности не в полной мере соответствуют ожиданиям участников.

Если ожидания масштабов карьерных изменений не вполне отвечают реальности, то остальные эффекты конкурса эти ожидания превосходят. Конкурс стимулирует лидеров к саморазвитию и существенно помогает в формировании и наращивании социального капитала лидеров. Конкурс также имеет образовательный эффект, что отражается в развитии профессиональных, цифровых и надпрофессиональных компетенций участников. Максимальный образовательный эффект достигается в сфере формирования надпрофессиональных компетенций, что связано с интерактивным форматом конкурсных мероприятий.

Таким образом, кадровый проект «Лидеры Кубани» в реальности в первую очередь выполняет функцию качественного формирования сообщества лидеров (наращивания компетенций, стимулирования к саморазвитию и поиску траекторий дальнейшего профессионального образования, формирования социального капитала). Функция социального лифта не является ключевой.

Обсуждение. Лидеры и сообщества: потенциал участия молодежных лидеров в пространстве публичной политики региона. Лидерский потенциал участников кадрового конкурса востребован в пространстве публичной политики региона. Степень его реализации в этой сфере была диагностирована вопросом о том, в какие форматы взаимодействия с субъектами публичного управления участники конкурса «Лидеры Кубани - движение вверх!» вовлекались по его результатам. Четверть опрошенных (24,3 %) никак не участвуют после конкурса во взаимодействии с субъектами публичного управления. Наиболее активно участники конкурса реализуют свой потенциал в сообществе, волонтерской деятельности (13,6 %); наставничестве для молодых лидеров или в своей сфере профессиональной деятельности (9,6); экспертной деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления (9,6); реализации образовательных программ, тренингов, семинаров по развитию лидерского потенциала (9,0); реализации регионального проекта, направленного на решение проблем территорий или сообществ региона (8,5 %).

Вместе с тем субъектную позицию лидера реализует только незначительная часть участников конкурса (14,1 %). Из них 6,8 % опрошенных стали организаторами волонтерского проекта или сообщества; 4,5 - инициаторами регионального проекта, ориентированного на решение проблем территорий или сообществ региона; 2,8 % - создали и продвигают собственный информационный ресурс на онлайн-площадках социальных сетей.

Для оценки имеющегося потенциала взаимодействия с субъектами публичной политики участникам проекта «Лидеры Кубани» региона был предложен вопрос: в каких форматах взаимодействия с субъектами публичного управления Вы хотели бы принять участие в дальнейшем? Ответы показывают наличие значительного потенциала интеграции участников конкурса в качестве исполнителей, участников региональных проектов, направленных на решение проблем территорий или сообществ (36,2 %), в экспертной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления (35,6), в организации конкурса «Лидеры Кубани» и проведении оценочных мероприятий (27,7), в реализации образовательных программ, семинаров и тренингов по развитию лидерского потенциала (20,3), в пиар-мероприятиях по продвижению конкурса и других региональных кадровых проектов (12,4 %).

Вместе с тем можно говорить о наличии у участников опроса ресурсов для реализации лидерского потенциала как инициаторов региональных проектов, направленных на решение проблем территорий или сообществ (19,8 %); проектов наставничества с молодыми лидерами или молодыми специалистами отрасли (13,0); проектов по созданию информационных ресурсов на площадках социальных сетей (7,9); как разработчиков и организаторов образовательных программ, тренингов и семинаров по развитию лидерского потенциала (5,1 %).

Противоречивой видится ситуация формирования сообщества потенциальных лидеров и их включенности в систему взаимодействия в публичной политике региона: желающих стать инициаторами деятельности в рамках сообщества (4,5 %) или участвовать в этой деятельности (2,3 %) меньше, чем тех, кто уже этой деятельностью занимался (13,6 и 6,8 % соответственно).

Анализ результатов опроса по двум сюжетам, связанным с включенностью в сообщества (в какие сообщества лидеры уже включены и в какие хотят интегрироваться), позволяет определить потенциал интеграции лидеров в развитие региональных сообществ. Максимальным потенциалом обладают территориальные, профессиональные сообщества и сообщества «одного дела» (положительная дельта между желанием участвовать и участием составляет 17,5, 15,9 и 14,2 % соответственно). Несколько меньше потенциал интеграции лидеров в политические сообщества (положительная дельта между желанием участвовать и участием равна 10,2 %). Очевидно, для респондентов исчерпан потенциал интеграции в сообщества по саморазвитию и волонтерские сообщества (отрицательная дельта между желанием участвовать и участием составляет -2,8 и -2,2 % соответственно).

Реализацию своего лидерского потенциала участники конкурса видят прежде всего в системе государственного (38 %) и муниципального (25 %) управления, на рабочем месте (13 % -с учетом того, что подавляющее большинство именно в системе государственного и муниципального управления уже трудится). 11 % опрошенных будут реализовывать свой лидерский потенциал в бизнесе, 10 - в общественной деятельности, 3 % респондентов видят самореализацию лидера в саморазвитии.

Таким образом, лидерский потенциал участников конкурса востребован в пространстве публичной политики региона. Этот потенциал уже реализуется в волонтерской деятельности, общественном или профессиональном наставничестве, экспертной деятельности, общественной деятельности в регионе. Однако только незначительная часть участников уже реализует (и готовы в дальнейшем реализовывать) свой потенциал в субъектной позиции лидера.

Лидеры уже интегрированы в различные сообщества (сообщества по саморазвитию, волонтерские, профессиональные, политические, территориальные сообщества и сообщества «одного дела»). Они открыты к коммуникации и готовы к дальнейшей интеграции в эти сообщества (прежде всего в сообщества «одного дела» и территориальные сообщества). Максимально открыты члены лидерского сообщества к реализации своего потенциала в системе государственной власти и местного самоуправления.

Субъектный потенциал сообщества лидеров Кубани в пространстве публичной политики региона. Анализ мотивов участия лидеров в конкурсе показывает, что в сообществе потенциальных лидеров мотивы, направленные на себя, связанные с собственными интересами, профессиональным, личностным развитием, карьерой преобладают: 36,7 % опрошенных отметили, что главным мотивом участия в конкурсе стало желание познать себя, увидеть новое направление, новые траектории собственного развития; 11,9 - в качестве главного мотива участия выделили расширение круга знакомств, интеграцию в новые профессиональные сообщества; 9,6 % главным мотивом считают карьерный рост. Вместе с тем для порядка 40,0 % респондентов основным мотивом участия в конкурсе стала возможность принести пользу своему региону (21,5 %) и включиться в деятельность команд по осуществлению изменений для развития Краснодарского края (18,6 %).

Реализовать лидерский потенциал опрошенные участники конкурса «Лидеры Кубани» готовы прежде всего в социально-политической деятельности: 36 % определили в качестве ключевой сферы самореализации гражданскую активность, 35 % - политическую активность. Чуть меньше - 27 % респондентов - считают для себя приоритетной самореализацию в экономической области, всего по 0,6 % видят себя в сфере культуры и 1Т-сфере.

Выводы. Сообщество лидеров региона включает представителей разных поколений и сочетает в себе потенциал энергии и опыта. Лидерский потенциал края сконцентрирован преимущественно в локальных центрах; а реальные и потенциальные лидеры главным образом ориентированы на самореализацию и реализацию своего потенциала в регионе. Лидерский потенциал сконцентрирован в системе публичной политики, однако распределен этот потенциал неравномерно в разных сферах. Представители лидерского сообщества ориентированы на дальнейший поиск социальных лифтов и продвижение по карьерной лестнице, открыты к применению различных инновационных форматов рекрутирования в общественно- и административно-политическую элиту региона.

Кадровый проект «Лидеры Кубани» в реальности в первую очередь выполняет функцию качественного формирования сообщества лидеров (наращивания их компетенций, стимулирования к саморазвитию и поиску траекторий дальнейшего профессионального образования, формирования социального капитала). Функция конкурса как социального лифта является публично значимой, но не ключевой.

Сообщество лидеров Кубани характеризуется невысоким и не в полной мере реализованным лидерским потенциалом; высоким уровнем ответственности (и субъектности) в решении собственных проблем; достаточно высоким уровнем ответственности (и субъектности) в решении проблем других людей; ориентацией в реализации лидерского потенциала на социально-политическую сферу (гражданскую и политическую активность); приоритетное использование микроформатов социальной активности (ориентация на социальные проекты и проекты развития территорий); приоритетностью социальных проблем как объекта реализации лидерского потенциала.

Сообщество лидеров региона находится на этапе формирования. Для дальнейшего развития ему необходимо соблюсти ряд условий: активность в совместной деятельности по решению актуальных проблем края; активное горизонтальное взаимодействие участников сообщества как в формате реального общения, так и с использованием современных информационных технологий; наличие общих целей и ценностей; поддержка региональной власти; наличие необходимых структур управления сообществом.

Список источников:

Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни / пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина. 2-е изд. М., 2017. 416 с.

Артамонова Ю.Д., Демчук В.А. Современная персонализация политики: новые подходы к анализу // Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 108-121. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.08.

Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Особенности реализации молодежного политического лидерства в регионах РФ (на примере Алтайского края) // История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3, № 1. С. 94-99. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2021-3-1-94-99.

Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории : пер. с англ. М., 2003. 672 с.

Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / отв. ред. Е.Б. Шесто-пал. М., 2019. 652 с.

Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты в фокусе компаративного анализа. М., 2020. 586 с.

Дука А.В. Элиты в кризисном обществе // Власть и элиты. 2022. Т. 9, № 1. С. 5-36. https://doi. org/10.31119/pe.2022.9.1.1.

Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы : материалы Ежегодной всерос. науч. конф. с междунар. участием РАПН'2020 / под ред. О.В Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М., 2020. 620 с.

Попова О.В. Политический потенциал молодежного лидерства в российских условиях: результаты межрегионального исследования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 4. С. 492-511. https://doi. org/10.21638/11701 /spbu23.2018.403.

Российская политическая элита: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала / А.В. Селезнева, И.И. Ро-гозарь-Колпакова, Е.С. Филистович, В.В. Трофимова, Е.П. Добрынина, И.Э. Стрелец // Полис. Политические исследования. 2010. № 4. С. 90-106.

Селезнева А.В. Ценностные ориентации и гражданско-политическая активность молодых российских патриотов // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2, № 3. С. 62-70. https://doi.org/10.33693/2658-4654/-2020-2-3-62-70.

Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08.

Селезнева А.В., Божедомова А.Л., Луканина Е.В. Образы молодежных политических лидеров в сознании российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 190-201. https://doi.org/10.17223/1998863X/67/17.

Тев Д.Б. Высокопоставленные чиновники федеральных экономических министерств России: основные каналы рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2022а. Т. 9, № 1. С. 56-93. https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.1.3.

Тев Д.Б. Региональная административная элита: социально-профессиональные источники рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2022б. Т. 9, № 2. С. 146-171. https://doi.org/10.31119/pe.2022.9.2.6.

Чирикова А.Е., Ледяев В.Г. Лидерство в локальных сообществах: в ком сегодня нуждается муниципальная власть в России // Полис. Политические исследования. 2021. № 2. С. 157-170. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.02.11.

Шестопал Е.Б., Рогач Н.Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 166-180. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.12.

Schultz T. Investment in human capital: The role of education and of research. N.Y., 1971. 272 р.

References:

Arendt, H. (2017) Vita Activa, or The human condition. Moscow, Ad Marginem Press. (In Russian)

Artamonova, Yu.D. & Demchuk, V.A. (2021) Modern personalization of politics: New approaches to its analysis. Polis. Political Studies. (6), 108-121. Available from: doi:10.17976/jpps/2021.06.08. (In Russian)

Asseva, T.A. & Shashkova, Ya.Yu. (2021) Features of the implementation of youth political leadership in the regions of the Russian Federation (The case of the Altai Krai). History and Modern Perspectives. 3 (1), 94-99. Available from: doi: 10.33693/2658-4654-2021 -3-1 -94-99. (In Russian)

Becker, G.S. (2003) Human Behavior: Economic Approach. Selected Works on Economic Theory. Moscow, HSE University. (In Russian)

Chirikova, A.E. & Ledyaev, V.G. (2021) Leadership in local communities: Who is needed in the municipal government in Russia. Polis. Political Studies. (2), 157-170. Available from: doi:10.17976/jpps/2021.02.11. (In Russian)

Duka, A.V. (2022) Elites in a crisis society. Power and Elites. 9 (1), 5-36. Available from: doi:10.31119/pe.2022.9.1.1. (In Russian)

Gaman-Golutvina, O.V. (2020) Political Elites in the Focus of Comparative Analysis. Moscow, Aspect-Press. (In Russian)

Gaman-Golutvina, O.V., Smorgunov, L.V. & Timofeeva, L.N. (eds.) (2020) Political Representation and Public Power: Transformational Challenges and Prospects: Proceedings of the Annual All-Russian Scientific Conference with International Participation RAPN'2020. Moscow, MPGU. (In Russian)

Popova, O.V. (2018) The political potential of youth leadership in the Russian context: The results of interregional research. Political Expertise: POLITEX. 14 (4), 492-511. Available from: doi:10.21638/11701/spbu23.2018.403. (In Russian) Schultz, T. (1971) Investment in human capital: The role of education and of research. New York, The Free Press. Selezneva, A.V. & Azarnova, A.A. (2020) "Birth of a Citizen": Political and psychological analysis of Russian high school students' civic consciousness. Polis. Political Studies. (5), 101-113. Available from: doi:10.17976/jpps/2020.05.08. (In Russian) Selezneva, A.V. (2020) Value orientations and civil-political activity of young Russian patriots. History and Modern Perspectives. 2 (3), 62-70. Available from: doi:10.33693/2658-4654/-2020-2-3-62-70. (In Russian)

Selezneva, A.V., Bozhedomova, A.L. & Lukanina, E.V. (2022) Images of youth political leaders in the consciousness of Russian youth. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (67), 190-201. Available from: doi:10.17223/1998863Х/67/17. (In Russian)

Selezneva, A.V., Rogozar-Kolpakova, I.I., Filistovich, E.S., Trofimova, V.V., Dobrynina, E.P. & Strelets, I.E. (2010) Russian Political Elite: Analysis From the Point of View of the Concept of Human Capital. Polis. Political Studies. (4), 90-106. (In Russian) Shestopal, E.B. & Rogach, N.N. (2020) Representations of an "Ideal" as a factor of the perception of a political leader in reality. Polis. Political Studies. (4), 166-180. Available from: doi:10.17976/jpps/2020.04.12. (In Russian)

Shestopal, E.B. (ed.) (2019) Power and Leaders in the Perception of Russian Citizens. A Quarter of a Century of Observations (1993-2018). Moscow, Ves Mir. (In Russian)

Tev, D.B. (2022а) High-ranking officials of the federal economic ministries of Russia: The main recruitment channels and careers. Power and Elites. 9 (1), 56-93. Available from: doi:10.31119/pe.2022.9.1.3. (In Russian)

Tev, D.B. (20226) Regional administrative elite: Socio-professional sources of recruitment and careers. Power and Elites. 9 (2), 146-171. Available from: doi:10.31119/pe.2022.9.2.6. (In Russian)

Информация об авторах И.В. Самаркина - доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой политологии и политического управления, декан факультета управления и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=186730

И.В. Мирошниченко - доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=384930

Л.А. Шпиро - преподаватель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1039911

Information about the authors I.V. Samarkina - D.Phil. in Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Political Science and Political Management, Dean of the Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=186730

I.V. Miroshnichenko - D.Phil. in Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=384930

L.A. Shpiro - Lecturer, Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1039911

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.