Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ'

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРА / ИСТОКИ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лихтанская О.И., Салий В.В., Шаланов Н.В.

Предметом рассмотрения в данной статье выступает личность менеджера организации сферы услуг; факторы, позволяющие менеджеру быть формальным и неформальным лидером в организации; зависимость эффективности управленческой деятельности менеджера на предприятии сферы услуг от наличия у него лидерских качеств у менеджера; зависимости лидерских качеств и предрасположенности к проявлению этих качеств от гендерной принадлежности. Лидерство определяется как процесс, с помощью которого человек влияет на поведение и отношение других. Роль лидера - позиция в организации или группе, которая, как ожидается, имеет особое влияние в организации. Лидеры оказывают влияние, но эффективные лидеры оказывают влияние и достигают организационных целей. Эффективное лидерство сводится к созданию правильного имиджа и формированию у начальства, подчиненных, коллег и клиентов; веры в то, что лидер заслуживает признания за успехи группы, а не вины за неудачи. Личность менеджера в системе управления выступает как саморазвивающаяся система, испытывающая разнообразные воздействия и одновременно являющаяся активным фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP QUALITIES OF A MANAGER AS A FACTOR OF SUCCESSFUL MANAGEMENT ACTIVITY AT SERVICE ENTERPRISES

The subject of consideration in this article is the personality of a manager of a service sector organization; factors that allow a manager to be a formal and informal leader in an organization; the dependence of the effectiveness of a manager's managerial activity at a service sector enterprise on the presence of leadership qualities in a manager; the dependence of leadership qualities and predisposition to the manifestation of these qualities on gender. Leadership is defined as the process by which a person influences the behavior and attitude of others. A leader role is a position in an organization or group that is expected to have a special influence in the organization. Leaders exert influence, but effective leaders exert influence and achieve organizational goals. Effective leadership comes down to creating the right image and forming the superiors, subordinates, colleagues and clients; the belief that the leader deserves recognition for the successes of the group, and not guilt for failures. The personality of the manager in the management system acts as a self-developing system, experiencing a variety of influences and at the same time being an active factor.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-165-169

О.И. Лихтанская - к.э.н, зав. кафедрой менеджмента Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), o.lihtanskaya@gmail.com,

O.I. Likhtanskaya - Candidate of Economics, Head of the Department of Management of the Siberian University of Consumer Cooperation (SibUPK);

В.В. Салий - д.э.н, профессор ВАК, профессор кафедры торгового дела и рекламы Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), goodmang@sibupk.nsk.su,

V.V. Saliy - Doctor of Economics, Professor of the Higher Attestation Commission, Professor of the Department of Trade and Advertising of the Siberian University of Consumer Cooperation (SibUPK);

Н.В. Шаланов - д.э.н., профессор ВАК, зав. кафедрой статистики и математики Сибирского университета потребительской кооперации, ec_progn@sibupk.nsk.su,

N.V. Shalanov - Doctor of Economics, Professor of the Higher Attestation Commission, Head of the Department of Statistics and Mathematics of the Siberian University of Consumer Cooperation.

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ LEADERSHIP QUALITIES OF A MANAGER AS A FACTOR OF SUCCESSFUL MANAGEMENT

ACTIVITY AT SERVICE ENTERPRISES

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает личность менеджера организации сферы услуг; факторы, позволяющие менеджеру быть формальным и неформальным лидером в организации; зависимость эффективности управленческой деятельности менеджера на предприятии сферы услуг от наличия у него лидерских качеств у менеджера; зависимости лидерских качеств и предрасположенности к проявлению этих качеств от гендерной принадлежности.

Лидерство определяется как процесс, с помощью которого человек влияет на поведение и отношение других. Роль лидера - позиция в организации или группе, которая, как ожидается, имеет особое влияние в организации. Лидеры оказывают влияние, но эффективные лидеры оказывают влияние и достигают организационных целей. Эффективное лидерство сводится к созданию правильного имиджа и формированию у начальства, подчиненных, коллег и клиентов; веры в то, что лидер заслуживает признания за успехи группы, а не вины за неудачи.

Личность менеджера в системе управления выступает как саморазвивающаяся система, испытывающая разнообразные воздействия и одновременно являющаяся активным фактором.

Abstract. The subject of consideration in this article is the personality of a manager of a service sector organization; factors that allow a manager to be a formal and informal leader in an organization; the dependence of the effectiveness of a manager's managerial activity at a service sector enterprise on the presence of leadership qualities in a manager; the dependence of leadership qualities and predisposition to the manifestation of these qualities on gender.

Leadership is defined as the process by which a person influences the behavior and attitude of others. A leader role is a position in an organization or group that is expected to have a special influence in the organization. Leaders exert influence, but effective leaders exert influence and achieve organizational goals. Effective leadership comes down to creating the right image and forming the superiors, subordinates, colleagues and clients; the belief that the leader deserves recognition for the successes of the group, and not guilt for failures.

The personality of the manager in the management system acts as a self-developing system, experiencing a variety of influences and at the same time being an active factor.

Ключевые слова: лидер, влияние лидера, истоки эффективного лидерства, гендерный подход к лидерству.

Keywords: leader, leader's influence, the origins of effective leadership, gender approach to leadership.

Огромное значение в менеджменте организации имеет личное влияние менеджера, т.е. с помощью каких управленческих воздействий менеджер добивается от подчиненных необходимого результата. Менеджеры определяют направление роста организации, ее стратегию и политику, являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой, несут ответственность за выполнение своей деятельности.

Вопросам лидерства было посвящено исследование, проведенное ассоциацией менеджеров. Выборка для проведения опроса составила 1600 человек россиян в возрасте 18 -60 лет, являющихся представителями компаний KFC, Mastercard, PepsiCo, VTB Capital и ВЦИОМ [1].

Известно, что личность руководителя оказывает большое влияние на функционирование организации, особенно организации сферы услуг. Так, согласно исследованию, проведенному ассоциацией менеджеров, по мнению 25 % россиян, есть сферы, в которых следует руководить именно женщинам. В частности, к таким сферам относят: гуманитарные отрасли и образование (6 %), медицину (5 %), воспитание детей и дошкольное образование (3 %), сферу красоты и моды (2 %), [1], т.е. именно сферы услуг.

Основную задачу современного менеджера, в том числе и менеджера предприятия сферы услуг, можно свести к такому определению, как обеспечения условий для групповой деятельности, с минимальными затраченными ресурсами, но с максимальной концентрацией на деятельность кадрового состава для достижения одной из главной цели организации -увеличение прибыли. Отсюда следует, что для реализации управленческой деятельности надо знать и выполнять свои функции.

Функции менеджеров в организации представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Функции менеджеров в организациях

Личность менеджера в системе управления выступает как саморазвивающаяся система, испытывающая разнообразные воздействия и одновременно являющаяся активным фактором.

Личные и профессиональные качества, которыми должен обладать успешный менеджер представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Личные и профессиональные качества, которыми должен обладать успешный менеджер [2]

Личные качества Профессиональные

Целеустремленность (стремление к успеху) Организаторские качества (подбор, расстановка кадров, планирование и контроль)

Трудолюбие Компетентность (специальные профессиональные знания в своей области)

Самоорганизация Эрудиция (знания в других областях)

Коммуникабельность Высокая обучаемость (гибкость)

Креативность Способность принимать решения (сделать выбор одной из альтернатив, успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера)

С опытом профессиональные навыки буду развиваться. Поэтому, на начальном этапе карьеры наиболее весомы именно личностные качества, а также - уровень полученной профессиональной подготовки.

Помимо указанных качеств, достаточно важной чертой характера является харизматич-ность. Лидер, обладающий харизмой, гораздо проще управляется с персоналом и клиентами.

Лидерство определяется как процесс, с помощью которого человек влияет на поведение и отношение других. Роль лидера - позиция в организации или группе, которая, как ожидается, имеет особое влияние в организации.

Одна из версий теории черт характера предполагает, что лидеры рождаются с врожденными характеристиками, которые позволяют им оказывать влияние на других. Лорд, Де Вейдер и Аллигер пришли к выводу, что люди рассматриваются как лидеры в той мере, в какой они являются мужественными в своей личности, очень умными и доминирующими. Это конечно может быть результатом существующих стереотипов.

Как показало исследование, для 62 % принявших участие в опросе, лидер - это человек, умеющий вдохновлять и готовый повести за собой.

При этом лидер должен:

- по мнению 53 % респондентов уметь организовать команду;

- по мнению 35 % респондентов обладать высоким уровнем профессионализма;

- по мнению 22 % респондентов влиять на принятие важных решений на работе [1].

Однако ни одной теории недостаточно, чтобы объяснить сложность лидерства в организации. Теоретики непредвиденных обстоятельств пытаются предсказать тип лидерства, необходимый в конкретных ситуациях. Фред Фидлер предлагает в своей теории непредвиденных обстоятельств лидерства, что наиболее эффективный тип лидерства зависит от черт лидера и благоприятной ситуации. Благоприятная ситуация влияет на легкость, с которой лидеры могут управлять, и вытекает из структуры задач, отношений между лидером и членами и властной позиции. Фидлер утверждает, что легче быть лидером, когда существует высокая степень структурированности задач, последователи очень уважают лидера, а лидер обладает значительным вознаграждением, принудительными и законными полномочиями, чем когда отсутствует эти условия.

Согласно теории непредвиденных обстоятельств Ф. Фидлера, поведение лидера зависит от сочетания его личностных качеств и благоприятной ситуации.

Таким образом, лидеры создают видение, общаются с другими, влияют на поведение и отношение других, координируют свои действия для достижения целей и мотивируют сотрудников.

Феномен лидерства не первый год волнует специалистов менеджмента. При этом исследователи уже давно спорят, влияет ли гендерная принадлежность на формирование управленческого состава? Кто более склонен к лидерству женщины или мужчины? Как общество относится к женщинам-лидерам? Есть ли различия между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, особенно в отношении их базовых убеждений, ценностей и чувств?

Так как это напрямую сказывается на их поведении в бизнесе, способах достижения успеха и корпоративной эффективности.

Исследования, сравнивающие «женщин в целом» с «мужчинами в целом», показывают, что женщины действительно отличаются от мужчин по своим личностным качествам. Э.Игли и К.Джонсон пришли к выводу, что женщин как группу по сравнению с мужчинами как группу можно охарактеризовать как дружелюбных, приятных, заинтересованных в других людях, экспрессивных и социально чувствительных. Именно эти качества чаще всего и оказываются среди причин, способствующих назначению женщины на руководящую позицию при соответствующем профессиональном опыте.

Проблемами женского лидерства занимались такие зарубежные ученые, как Я. Джорстад, К. Джонсон, Т.В. Бендас, В. О'Лири, Э. Игли, Г.Джейкобс, а также российские ученые А.Л.Журавлев, В.А.Хащенко, А.Г.Шестакова и др.

Исходя из данных, полученных в ходе исследования, проведенного ассоциацией менеджеров, каждый десятый считает женщин более предрасположенными к лидерству, поскольку они внимательные (1 %), более ответственные (1 %) и могут вести за собой мужчин (1 %) [1].

Мнение респондентов исследования лидерских качеств по вопросу о том, какого пола должен быть руководитель, представлено на рисунке 2. Таким образом, для абсолютного большинства (84 %) пол руководителя не имеет существенного значения для эффективной работы, в том числе и в сфере услуг.

■ пол руководителя не имеет значения

■ во всех сферах должно оыть поровну руководителей обоих полов

нет определенного мнения по этому поводу

■ руководителем должна быть женщина:

Рисунок 2 - Мнение респондентов по вопросу о том, какого пола должен быть руководитель [1]

Основными причинами, способствующими тому, чтобы женщина стала руководителем при наличии достаточного профессионального опыта, по мнению респондентов являются следующие:

- личные качества женщины (45 %);

- желание и личная заинтересованность (так считают 37 % среди россиян в целом и 42 % среди женщин);

- поддержка окружающих (25 %).

По нашему мнению относительное отсутствие женщин в руководстве лучше всего объясняется ситуативными барьерами и культурными нормами, а не врожденными недостатками. Примечательно, что, по мнению самих женщин, мешают «строительству» карьеры отсутствие лидерских качеств, семейные обязанности и нежелание самой женщины ее строить.

Это подтверждает факты опроса, приведенные на рисунке 3.

Лидеры оказывают влияние, но эффективные лидеры оказывают влияние и достигают организационных целей. Эффективное лидерство на предприятиях сферы услуг сводится к созданию правильного имиджа и формированию у начальства, подчиненных, коллег и клиентов; веры в то, что лидер заслуживает признания за успехи группы, а не вины за неудачи. Это управление впечатлениями, особенно это касается сферы услуг. Управление впечатлениями может быть средством повышения самоуважения и уверенности последователей.

■ обязанность по воспитанию детей является женской преретатнвой

5% 13%

к

■ обязанность по воспитанию детей должна быть распределена равномерно между мужчиной и женщиной

нет определенного мнения по данному вопросу

Рисунок 3 - Отношение респондентов к гендерному вопросу по воспитанию детей [1]

Таким образом, женщина за счет своей большей эмоциональности может в качестве руководителя или лидера создать благоприятный психологический климат внутри коллектива на предприятии сферы услуг, где все направлено на организацию клиентоориентированного сервиса. В этом случае женщина-лидер при прочих равных с мужчинами условиях, может направить вектор своего воздействия на более эффективное решение поставленных задач за счет преобладающего использования социально-психологических методов управления.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что на успешность управленческой деятельности в сфере услуг влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению, т.е. основные черты личности менеджера оказывают влияние на управление организацией.

При этом положительное влияние оказывают такие черты личности, как уверенность в себе, креативность стрессоустойчивость, доминантность и т.д. Однако, бывают такие черты личности, которые отрицательно влияют на развитие организации. Среди них можно отметить рассогласование ценностей, недостаточность управленческих способностей и навыков управления, недоброжелательность к персоналу, отсутствие грамотного подхода к мотивации, неэффективные стили управления и т.д.

Источники:

1. Аналитические обзоры ВЦИОМ: https://wciom.ru/analytical-reviews.

2. Прокушев, Е.Ф. Менеджмент первичного уровня / Е.Ф.Прокушев. - Москва: «Дашков и К», 2017. - 382 с.

3. Чентемирова, Н. А. Ролевая структура менеджера (Социологический анализ): специальность 22.00.08 "Социология управления": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Чентемирова Наталья Анатольевна. - Саратов, 2000. - 138 с. References:

1. VTSIOM analytical reviews: https://wciom.ru/analytical-reviews.

3. Prokushev, E.F. Primary level management / E.F.Prokushev. - Moscow: "Dashkov and K", 2017. - 382 p.

4. Chentemirova, N. A. The role structure of the manager (Sociological analysis): specialty 22.00.08 "Sociology of management": dissertation for the degree of Candidate of Sociological Sciences / Chentemirova Natalia Anatolyevna. - Saratov, 2000 - 138 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.