1.4. ЛИЧНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДВИГ ТИМОФЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСИЛЬЕВА КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБРАЗЕЦ СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ
Сушкова Ю.Н., д.и.н., доцент, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им.
Н.П. Огарева (г. Саранск)
Аннотация: В статье анализируется вклад видного юриста Т.В. Васильева в дело национально-государственного строительства мордовского народа.
Ключевые слова: Васильев Т.В.
PERSONAL AND PROFESSIONAL HEROISM OF TIMOFEY VASILIEVICH VASILIEV AS SIGNIFICANT EXAMPLE OF DEDICATION TO THE MOTHERLAND
Sushkova Yu.N., professor, Dean of the law faculty of the Mordovian State University (Saransk)
Annotation: In the article there is analyzed the input of the significant lawyer T.V. Vasiliev in the state establishment of the Mordovinian ethnos.
Keywords: Vasiljev T.V.
Тимофей Васильевич Васильев родился 19 февраля 1897 года в деревне Тавла Малопесчанской волости Мариинского уезда Томской губернии (ныне село Тавлы, сельское поселение Высоковское Зырянского района Томской области) в многодетной мордовской семье крестьянина-середняка. В 2012 году исполнилось 115 лет со дня его рождения. Этой памятной дате посвящается данная статья и доклад на международной научно-практической конференции «Совершенствование российского законодательства: отечественный и зарубежный опыт» (г. Саранск, 18-19 октября 2012 г.), организованной Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева при содействии Верховного суда Республики Мордовия. Следует отметить, что материалы о жизни и профессиональной деятельности этого видного соотечественника крайне фрагментарны. Лишь в семейном архиве дочери Элеоноры Тимофеевны Васильевой (в замужестве - Кузнецовой) сохранились единичные документы (автобиография, письма, заметки, фотографии). Многие пробелы в биографии Т.В. Васильева в некоторой степени восполняют воспоминания внучки Ларисы Анатольевны Головиной, опубликованные в связи со 110-летием со дня рождения деда в 2007 году вместе с его основным трудом «Мордовия», впервые вышедшем в свет в Москве в 1931 году1. Большая часть документов, связанных с его жизнью либо уничтожены, либо поныне не преданы гласности.
Судьба Т.В. Васильева неразрывно связана с судьбой страны и народа, которым он беззаветно служил. Многогранный природный талант озарял его деятельность как профессионального юриста, судьи, защитника, депутата, государственного и общественного деятеля, международника, знатока английского языка, писателя, ученого и дипломата. Он стоял у истоков национально-государственного строительства мордовского народа, продвижения его на качественно новый уровень социально-экономического, политического и
правового развития. Его вклад в дело государственного строительства справедливо можно считать колоссальным. Жена Тимофея Васильевича Елизавета Павловна (в девичестве Рябова) в воспоминаниях о своем муже скромно говорила: «здание Мордовии построено, а в нем и Тимофея кирпич есть». Она продолжала: «Если кто-нибудь спросил бы меня, кто такой Васильев Тимофей Васильевич, что он строил? Я ответила бы так - на основе решения партии и Советского правительства Васильев вместе с лучшими сынами мордовского народа строил Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, которая теперь занимает достойное место. Я, дочь мордовского народа, приношу должную дань уважения светлой памяти Тимофея Васильевича не как мужа, а как мордовского деятеля и перед лицом цветущей Мордовской АССР низко кланяюсь не только ему, но и всем деятелям, клавшим камни при строительстве здания мордовской государственности»2.
Профессиональная деятельность Т.В. Васильева, как юриста, началась с должности писаря («письмоводителя») у Колыонского мирового судьи, что сыграло в последующем не маловажную роль, когда при становлении советской власти в Омске ему пришлось взять на себя обязанности первого советского народного судьи, а также председателя Омского совета Народных судей. Будучи в этой должности, он организовал Революционный трибунал в городах Омске и Таре. В январе 1926 года Т.В. Васильев назначен в Уфу на должность помощника прокурора Республики Башкирия. С апреля 1927 года по март 1928 г. - юрисконсульт топливного и лесопромышленного треста, затем член московской губернской коллегии защитников, а в июне 1928 г. выдвинут на научную работу в Московский государственный университет, но этой деятельностью ему заниматься не пришлось. С образованием Мордовского округа 13 июля 1928 г. он был направлен из Москвы в Саранск в качестве уполномоченного по ор-
1Головина Л.А. Страницы семейного архива // Т.В. Васильев. Мордовия / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики.
- Саранск, 2007. - С. 8-28.
2Головина Л.А. Страницы семейного архива // Т.В. Васильев. Мордовия / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики.
- Саранск, 2007. - С. 8.
Ю. Н. Сушкова ЛИЧНЫЙ И ПРО ФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДВИГ
ТИМОФЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСИЛЬЕВА КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБРАЗЕЦ СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ
ганизации Мордовского окружного суда, а вскоре стал его первым председателем. 17 сентября 1929 г. он был освобожден от должности члена областного СреднеВолжского суда и 5 декабря 1929 года вновь зачислен в орготдел ВЦИКа на должность секретаря для ответственных поручений. 17 апреля 1930 года перешел на работу в Институт Советского строительства и права.
Выдающийся вклад Т. В. Васильева в становление и развитие новейшей национальной государственности мордвы нельзя переоценить. В докладной записке он указывал: «необходимо обратить особое внимание на мордовский народ, ибо благодаря вековому угнетению он является в несколько раз более отсталым во всех отношениях по сравнению с великорусским крестьянством... В Советском Союзе одна только мордва до сих пор не имеет своего автономного объединения». Обретение мордвой национальной государственности - это одна из драматических страниц в истории народа.
Движение мордвы, как и других финно-угорских народов, за самоопределение координировалось и направлялось партийными и советскими органами. Была создана специальная комиссия по вопросу образования мордовской автономии. Тимофей Васильевич был приглашен на работу в отдел национальностей ВЦИКа секретарем-инструктором (1924 г.). Существенное значение имела деятельность ТВ. Васильева по проведению мероприятий, направленных на использование мордовского языка в государственном делопроизводстве. Президиум Средне-Волжского Краевого (в то время Областного) Исполнительного комитета Советов, рассматривая 21 ноября 1928 года (протокол № 14, п. 6) вопрос об итогах 1-го областного совещания по работе среди национальных меньшинств, вынес решение приступить к практической проработке мероприятий по коренизации государственного аппарата, выдвигать на руководящие должности из числа представителей «нацмен». Было предложено Мордовскому, Бугурусланскому, Оренбургскому, Ульяновскому и Кузнецкому окрисполкомам обеспечить в 1928-1929 гг. перевод не менее чем в 20 % нацменрайонов и сельских советов Мордовского автономного округа делопроизводства на языки «большинства нацменнаселе-ния», а также принять срочные меры к «укомлектова-нию» окружных и районных аппаратов техническими работниками из основных национальностей области3.
Относительно коренизации судебного аппарата на пленарном заседании Мордовского окружного суда 19 октября 1928 г. было предложено народным судам районов с преобладающим мордовским населением (Ст. Шайговский, Кочкуровский, З-Полянский, Рыбкин-ский, Ачадовский, Козловский, Атяшевский, Дубенский) при рассмотрении дел, в которых участвующими лицами являются представители мордовского населения, «производить судоговорение на мордовском языке», при этом, разумеется, Нарсуды обязывались для «обеспечения родного судоговорения вызывать соответствующих народных заседателей». Пленум Окружного суда с учетом перспективы расширения делопроизводства на мордовском языке посчитал целесообразным начать данную работу с двух районов, чтобы
3Васильев Т.В. Мордовия / НИИ гуманитар. наук при
Правительстве Республики. - Саранск, 2007. - С. 138.
обретенный опыт использовать в будущем. При участии в деле сторон, относящихся к разным народам, суд обязывался спросить, на каком языке они желают «вести судоговорение», а при отсутствии между сторонами соглашения суд по своему усмотрению самостоятельно решает вопрос о языке «судоговорения». При участии сторон, являющихся представителями русского народа, то судопроизводство должно было
4
осуществляться по-русски .
Т.В. Васильев отмечал, что данное Постановление Окрсуда, несмотря на его «исключительную осторожность в деле коренизации аппарата («сначала в виде опыта»)», встречено было со стороны некоторых работников окружных советских учреждений критическим замечаниями. «Суть этой «критики», - писал он, - заключалась в недопонимании значения коренизации. Многие окружные аппараты не были приспособлены к обслуживанию мордовских масс на родном языке, а потому - говорили критики - «Окрсуд своими поспешными мерами сможет затруднить работу в других учреждениях». Для иллюстрации приводились примеры. Суд ведет судебное заседание на мордовском языке, а присутствующий на этом заседании прокурор выступает на русском языке, так как он совершенно незнаком с языком судоговорения. Или такие случаи, когда следователь производит следствие на русском языке, а суд продолжает это дело на мордовском. По этому поводу давались в печати специальные разъяснения, что вытекающие из коренизации аппарата организационные недочеты надо разрешать не по линии запрещения Окрсуду проводить коренизацию, а по линии усиления темпов коренизации аппарата и в других учреждени-ях»5. Думается, что прогрессивный опыт работы Васильева в деле коренизации может служить методологической базой для более глубокого понимания современного конституционного права человека на пользование родным языкам.
В 1931 г. Т.В. Васильев получил назначение в Лондон, юрисконсультом в Торгпредство СССР. Будучи начальником юридической службы торгпредства, ему было необходимо выступать в английских судах, причем на английском языке и со знанием всех тонкостей морского и торгового права, защищая интересы советского государства. По воспоминаниям его жены Елизаветы Павловны, произошел такой случай. Представитель английской фирмы, не согласный с решением суда заявил, что нельзя признавать серьезными и обоснованными решения советских юристов, если у них (в СССР) все судьи «вышли из сапожников». В ответ Васильев отметил: «Да, верно, я один из таких сапожников. Я бывший кузнец, получивший затем образование в Московском госуниверситете. Сейчас, чтобы лучше изучить язык и право той страны, где мне было доверено работать, я стал студентом Лондонского университета». Председатель суда строго заметил обиженному представителю английской фирмы, «что у суда нет оснований сомневаться в компетентности доктора Васильева, он достойно защищает интересы своей страны». Т.В. Васильев был одним из разработчиков торгового соглашения между СССР и Велико-
4 Там же. - С. 139.
5 Там же. - С. 140.
британией. Он решал отдельные вопросы в сфере налоговых отношений. Так, английские власти требовали уплаты налогов с 1930 по 1937 г. на прибыли советских организаций от торговли в Англии на сумму свыше 1,5 миллионов фунтов стерлингов. Наркомв-нешторг и Наркоминдел готовы были заплатить на тех условиях, которые существовали в Соглашениях с Германией и Японией. Тимофею Васильевичу удалось снизить сумму налогов до 32 тысяч стерлингов, за что он был представлен к награде. В конце 1937 года был отозван из Великобритании в СССР, в Москву.
По возвращении из Лондона Тимофея Васильевича арестовали в феврале 1938 года по делу «Мордовского правотроцкистского буржуазно-националистического террористического блока, который ставил своей целью свержение советского строя и реставрацию капитализма в Мордовии, выход ее из СССР под протекторат Финляндии, а также планировал убийство руководителей партии и правительства во главе со Сталиным». 7 апреля 1939 года на Подготовительном заседании Верховной коллегии Верховного Суда СССР рассматривалось дело ТВ. Васильева. Без обвинения и защиты и без вызова свидетелей оно было передано в Военный трибунал, состоявшийся 27 апреля 1939 года. В июне т1939 года он получило второй смертный приговор, а 29 августа 1939 г. приговор приведен в исполнение. Он был расстрелян на 42 году жизни.
Обвинительные материалы того времени в отношении представителей финно-угорских элит чаще всего объединяют в дело «СОФИН» (Союз освобождения финно-угорских народностей»), инспирированное еще в 1931 году и продолжавшееся в различных вариациях на протяжении двадцати лет. Дело «СОФИН» является составным звеном общей цепи репрессивного механизма командно-бюрократической системы в нашей стране, созданной еще в середине 1920-х годов6. Через это дело познается драматическая и противоречивая история нашей страны и выступает своеобразным предупреждением возможности подобных преступлений со стороны государства против малочисленных и коренных народов России в будущем.
Васильев Т.В. реабилитирован посмертно после XX съезда КПСС. 22 августа 1956 году Военной коллегией Верховного суда дело по обвинению Васильева ТВ., необоснованно осужденного, пересмотрено. Приговор военного трибунала МВО от 27 апреля 1939 года и определение Коллегии Верховного суда СССР от 23 июня в отношении Т.В. Васильева по вновь открывшимся обстоятельствам отменены, и дело за отсутствием состава преступления прекращено7.
Соратниками Т.В. Васильева в деле просвещения мордвы и становления государственности были Макар Евсевьевич Евсевьев, Анатолий Павлович Рябов, Захар Федорович Дорофеев, Михаил Тимофеевич Маркелов.
Оригинальные материалы представлены в работе Т.В. Васильева «Мордовия» (1931), ставшей одной из первых исследований мордвы после приобретения ею национальной автономии. «Необходимость в такой книге, - писал автор, - которая бы давала всестороннее освещение мордовской действительности, давно назрела, т.к. без достаточного знакомства с затронутыми вопросами нельзя развить и укрепить. совет-
6 Куликов К.И. Дело «СОФИН»: монография. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. - С. 7.
7 Там же. - С. 303.
скую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям мордвы»8.
Автором приводится немало любопытных сведений о политико-правовом развитии мордвы, действии тех или иных традиций, наибольший интерес представляет раздел «От права обычного к необычному», в котором Т.В. Васильевым предпринята попытка осветить развитие правовых воззрений мордвы с древнейших времен, когда, по его мнению, власть сосредоточивалась в руках кудазоров (домохозяев. - Ю.С.), инязоров (эрз.), оцязоров (мокш.) (мордовских правителей. - Ю.С.). «Власть инязора покоилась все на том же обычном праве. Никаких писаных законов, фиксирующих веления господствующих классов, не было. Инязор вел войны, собирал с подчиненных дань и ни в каких письменных нормах, подчеркивающих это право, не нуждался». В качестве видов наказания со стороны куда-зора считалось изгнание из рода, а инязора - прекращение забот о безопасности провинившегося рода от внешних нападений. Однако эти меры считались настолько крайними, что никто не доводил себя до того, чтобы стать объектом подобного возмездия9.
Т.В. Васильев был первым исследователем советского периода, сформулировавшим судебные функции родовых институтов. «В более позднюю эпоху, когда мордва стала применять в своем хозяйстве тягловую силу, давшую возможность установить большие селения с несколькими родовыми коллективами, появляется у мордвы институт, напоминающий собой судебное учреждение». При возникновении конфликтов между членами рода и кудазором спор переносился на «рассмотрение старейшин других родов», что обозначалось по-мордовски «атят», то есть суд старейшин, выносивший устное и окончательное решение. «Никакой кассационной инстанции, - констатировал автор, - не существовало». Что же касается организационной структуры верховной власти, то у мордвы, подобно древнерусскому вече, действовало собрание родоначальников - пуромкс10
Автором отмечалось множество проблем, связанных с адаптацией мордвы к новым условиям правового поля российского государства, сопровождавшегося чиновничьим произволом, игнорированием этнических традиций и в целом бесправным положением инородцев. «Мордва между тем, - подытоживал Т.В. Васильев, - жила своими древними традициями. Видя произвол русской администрации, она не обращалась по своей инициативе к последней. Возникающие в мордовской среде имущественные споры разрешались судом «атят». Этот суд имел то преимущество, что он не брал взяток и не чинил такого произвола, который в русской юрисдикции был обычным явлением. Обращаться к русской администрации по спору, возникавшему между мордвой, считалось безнравственным поступком. Суд «атят» настолько укоренился в мордовском быту, что сохранил свое существование до Октябрьских дней»11.
В настоящее время, в год празднования 1000-летия единения мордвы с народами российского государства нельзя не подчеркнуть ценность федеративного устройства России и сохранения принципов национально-
8 Васильев Т.В. Мордовия. Саранск, 2007. - С. 30.
9 Сушкова Ю.Н. Этноправосудие у мордвы. Саранск, 2009. - С. 28-29. .
10 Там же. С. 28.
11 Там же. С. 29.
Ю. Н. Сушкова ЛИЧНЫЙ И ПРО ФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДВИГ
ТИМОФЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВАСИЛЬЕВА КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБРАЗЕЦ СЛУЖЕНИЯ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ
государственного строительства. Завершая статью о жизни и деятельности Т. В. Васильева, можно сделать вывод, что он самоотверженно стремился воплотить в жизнь чаяния родного мордовского народа о «праведном суде», который бы учитывал его традиции, особенности, судил на родном языке, обладал собственными кадрами судей. Эту стародавнюю мечту мордвы весьма своеобразно выразил Кузьма Алексеев - крестьянин-мордвин из села Большое Сеськино Терю-шевской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии, возглавивший крестьянское движение этой волости 1808-1810 гг, прозванный официальными властями ложным пророком, «Кузькой-мордовским богом». Выступая на волостных молениях на ключе Рахлейка близ указанного села, он иносказательно говорил: «Приходят последние веки и на ключ Рахлей-ку Божиим судом сойдет дом Давидов с золотым столбом. Давид будет судить по своей старой вере и все веры преклонит под свою веру; а вера оная будет мордовская. И ковши мордовские, которые хранятся здесь в Нижнем только и ждут Давидовых законов, все люди будут мордовской веры и ходить будут в мордовском платье. И тогда будет праведный суд.»12.
Список литературы:
1. Васильев Т.В. Мордовия. М., 1931.
2. Васильев Т.В. Мордовия / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики. - Саранск, 2007. - 192 с.
3. Головина Л.А. Страницы семейного архива // Т.В. Васильев. Мордовия / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики. - Саранск, 2007. - С. 8-28.
4. Зевакин М.И. Кузьма Алексеев. Крестьянское движение мордвы Терюшевской волости (1808 - 1810 гг.). Саранск: Мордов. гос. изд-во, 1936. - 72 с.
5. Куликов К.И. Дело «СОФИН»: монография. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. - 368 с.
6. Сушкова Ю.Н. Этноправосудие у мордвы. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 576 с.
Reference list:
1. Vasilev T.V. Mordovia. M. 1931
2. Vssilev T.V. Mordovia / SRU humanities under the Government of the Republic. - Saransk, 2007. - 192 p.
3. Golovin L.A. Pages of the family archive // T.V.. Vasil-EV. Mordovia / research Institute of St. Petersburg : humanities under the Government of the Republic. - Saransk, 2007. - p. 8-28
12 Зевакин М.И. Кузьма Алексеев. Крестьянское движение мордвы Терюшевской волости (1808 - 1810 гг.). Саранск, 1936. - С. 9-10.