Научная статья на тему 'Личный фонд фотографа С. И. Борисова в собрании АГКМ'

Личный фонд фотографа С. И. Борисова в собрании АГКМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личный фонд фотографа С. И. Борисова в собрании АГКМ»

Памятная Книжка Томской губернии на 1913 годъ, Барнаульское отделение государственного Банка, Издание Томского Губернского Статистического Комитета, подъ редакцией Секретаря Комитета П.Т. Виноградова. Томск: Типография губернского управления, 1913. 200 л.

Письмо Степана Яковлевича в Конкурсное управление по делам товарищества ... // Степан Яковлевич Яковлев (1866-1917) барнаульский предприниматель. История, рассказанная правнуком. М., 2015. С. 60-61.

Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.) : межвузовский сборник научных статей. Барнаул, 1995. 206 с.

Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX вв. Томск, 1975. С. 106.

Скубневский В.А. Торговая инфраструктура Сибирского города в начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.). Барнаул, 1995. С. 129.

Сорокина Н.Л. Банкротство торговых домов Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. (на примере торговых домов Томской губернии): [в т.ч. Алтая] // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2010. №4/3. С. 203-206.

Станченко В.И. Степан Яковлевич Яковлев (1866-1917), барнаульский предприниматель. История, рассказанная правнуком. М., 2015. 160 с.

Центральный архив города Москва. Д. 78/18. 1652 стр. 10-12. «В Конкурсное управление по делам товарищества С.Я. Яковлев и А.И. Поляков от членов Торгового дома «С.Я. Яковлев и А.И. Поляков» 1.09.1915, письмо С.Я. Яковлева.

Центральный исторический архив Москвы - ЦИАМ. Д.78/18-1652; 1650; 1648; 1651; 1656.

Л.С. Супонина

Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул, Россия

личный Фонд ФОТОГРАФА С.И. БОРИСОВА В СОБРАНИИ АГКМ

В начале XX в. в Барнауле работало довольно много фотографов-профессионалов, владельцев фотоателье. Среди них мне бы хотелось выделить Сергея Ивановича Борисова.

Борисов Сергей Иванович (1858?-1935 гг.) родился в г. Симбирске в семье крепостных. В конце XIX в. из-за голода в европейской части России он переехал в Барнаул, где начинал заниматься фотографией. Сначала С.И. Борисов основательно ознакомился со всеми техническими новинками в области фотографии, для чего совершил несколько поездок в столицы. Во время одной из таких поездок приобрел рецепт технологии изготовления фотобумаги и по возвращении в Барнаул пытался наладить ее производство. С 1894 г. практически все фотографии изготовлены на фирменном паспарту с указанием фамилии фотографа, адреса фотомастерской.

Значительная часть фотографий начала XX в., имеющихся и сегодня в семейных альбомах барнаульцев, сделана в фотоателье С.И. Борисова. В музее хранится более 200 фотоснимков и открыток конца XIX - начала XX в., не только запечатлевших Барнаул и горожан, но и открывших для широкой публики еще не известный мир Горного Алтая, вещи из семейного архива фотографа С.И. Борисова.

Личный фонд С.И. Борисова в собрании Алтайского государственного краеведческого музея (АГКМ) формировался благодаря поступлениям от местных жителей, однако значительная часть коллекции была скомплектована при участии дочери фотографа Татьяны Сергеевны Борисовой, внучатой племянницы Антонины Федоровны Сенниковой и Малюковых, у родственников которых жил С.И. Борисов по приезде в Барнаул.

Материалы фонда С.И. Борисова можно распределить на несколько разделов: фотографии из семейного архива, фотографии города и портреты горожан, виды Горного Алтая, виды Зыряновской выщела-чивательной и Змеевской электролитической фабрик.

Семейный архив включает в себя два портрета С.И. Борисова, фотографии семьи Малюковых, Клещевых, детский снимок дочери Татьяны, рисунки-шаржи Г.А. Мамонтова на С.И. Борисова и его супругу Таисию Петровну [ОФ 17269/1, 2, ОФ 17270/1-5, ОФ 17271, ОФ 17272, ОФ 17950, ОФ 17268/3].

С.И. Борисов обладал небольшим голосом - тенором, и еще в детстве с приездом в Барнаул он продолжил свою сценическую деятельность. В фонде АГКМ сохранилась фотография сцены из спектакля «Девичий переполох», поставленного членами Общества попечения о начальном образовании [ОФ 8392], а также три программы спектаклей, напечатанных на шелке разного цвета [ОФ 13473]. 29 января 1917 г. барнаульцы отметили двадцатипятилетие его сценической деятельности в Народном доме. В связи с этим событием он был награжден приветственными адресами от сообщества попечения о начальном образовании, Барнаульской женской прогимназии Н.Н. Красулиной, реального училища Императора Николая II, педагогического совета 2-го женского и 2-го мужского училищ с благодарностью за постановку ученических спектаклей [ОФ 17267/1-5].

В 1920-1930 гг. С.И. Борисов работал в фотоателье «Объединение», где готовил молодые кадры. За это он был удостоен звания «Ударник третьего года пятилетки» от Барнаульской кооперативной артели фотографов «Объединение» и нагрудным знаком «лучшему ударнику промкооперации от ЗСПС в 4 завершающем году. 1932» [ОФ 17267, ОФ 17948].

пересматривая теперь уже музейную коллекцию фотографий, обращаешь внимание на разнообразие тем, сюжетов: портретные снимки горожан [ОФ 15216, ОФ 15269, ОФ 16901, ОФ 17109, ОФ 17112,

ОФ 17762, ОФ 17790, ОФ 17272, ОФ 17270, ОФ 17743, ОФ 17762, ОФ 17790, ОФ 15727, ОФ 17147, ОФ 12667, ОФ 17147] - общественный деятель В.К. Штильке, семья барнаульского мещанина А.Г. Пешкова, многочисленные детские портреты сменяют виды Барнаула, позволяющие совершить прогулку по старому городу. Фотографу явно хотелось запечатлеть самые красивые уголки Барнаула, его парадную часть: главную улицу города - Московский проспект, Пушкинскую улицу, Базарную площадь, панорамные снимки города. В его объектив попадают виды города в один из его лучших периодов [ОФ 12594, ОФ 12595, ОФ 9778, ОФ 10290, ОФ 10573, ОФ 12416]. В музее нет ни одного снимка, сделанного С.И. Борисовым сразу после пожара, возможно, потому, что пожар лично коснулся фотографа. С.И. Борисов все же продолжил работу, но уже не в своем ателье, а в фотоартели «Объединение». В это время С.И. Борисов делает не отдельные фотографии, а фотоколлажи, хотя каждый отдельный снимок достоин быть отдельной открыткой. Но в эти годы, видимо, такой возможности не было. Каждый снимок фотоколлажа несет большую информационную нагрузку и имеет авторское название. На них мы можем проследить новый и очень сложный этап в истории города - восстановление от пожара: реставрация пострадавших зданий, строительство новых объектов, памятников советского толка [НВФ 5689. ОФ 15713/3].

С 1907 г. С.И. Борисов начинает свои фотоэкспедиции по Горному Алтаю, продолжившиеся до 1914 г. - начала Первой мировой войны. Итогом поездки стали более 1000 снимков отдаленных уголков горного Алтая. Вернувшись из экспедиции, Борисов решил познакомить барна-ульцев с результатами работы. Для этой цели были вручную раскрашены диапозитивы, приобретен диапроектор. Окончательным результатом поездок по горному Алтаю были многочисленные цветные открытки. Изданные около 100 лет одной из европейских полиграфических фирм начала XX в. - Акционерным обществом Гранберг в Стокгольме, они и сегодня привлекают внимание посетителей музея. Открытки отличает очень высокое качество печати [ОФ 12595, ОФ 14239, ОФ 14536].

В коллекции С.И. Борисова представлены фотографии из альбома с видами Зыряновской выщелачивательной и Змеевской электролитической фабрик [ОФ 863-875]. Каждый снимок снабжен пояснительным текстом и свидетельствует о многом: в первую очередь о применении передовой технологии, да и покоряет работа тогдашних промышленников о глубине переработки.

Зыряновский рудник был открыт по старым «чудским» шурфам в 1791 г. работником Герасимом Зыряновым, по фамилии которого и назван. В 1820-е гг. Зыряновский рудник становится главным поставщиком серебросодержащих руд на все Алтайские заводы. В 1837 г. здесь была построена первая в России гидроэлектростанция - Березовская ГЭС, и впервые в России применены центробежные насосы с электри-

ческим приводом. В конце 1830-1840-х гг. на Зыряновском руднике добывалось до 914 пудов золотистого серебра.

В 1891-1892 гг. построен первый в России выщелачивательный завод для обогащения сульфидных руд мокрым (химическим) способом. В 1893-1894 гг. сереброплавильный завод перепрофилирован в электролитную фабрику для изготовления электролизной меди и серебра. Получаемый при выщелачивании зыряновских руд порошок цементной меди отправляли для окончательной переработки в г. Змеиногорск на Змеев-ский электролитный завод.

Фотографии Борисова с видами Барнаула и Горного Алтая приобрели мировую известность благодаря их публикации на почтовых открытках. «Торговый дом А.Г. Морозова с сыновьями», «Книжный магазин В.К. Сохарева» в Барнауле, шведская полиграфическая фирма «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме» и другие фирмы выпустили многочисленные серии открыток с этими видами.

Несмотря на то, что большая часть снимков С.И. Борисова была сделана около века назад, каждый из них и по сей день интересен как для исследователей, так и простых горожан. В АГКМ неоднократно проводились выставки, посвященные жизни и творческой деятельности С.И. Борисова. Так, в 2014 г. на выставке «Будущему на память: С.И. Борисов, фотограф, деятель культуры» была полностью представлена коллекция его фотографий.

М.А. целищева

АРКОО «Наследие Алтая», Барнаул, Россия

усадьба купцов Суховых в Барнауле

Купцы Суховы были известны в Барнауле с XIX в. Крупные предприниматели и владельцы недвижимости, они были хорошо известны в городе и как меценаты. В 60-80-е гг. XIX в. главой семьи являлся Ни-кифор Трофимович Сухов, купец первой гильдии. Помимо Дмитрия, у Н.Т. Сухова были сыновья Василий и Федор. Никифор Трофимович умер в 80-е гг. XIX в., а в 1888 г. умирает его сын Василий Никифоро-вич. Дмитрий и Федор Никифоровичи продолжили род Суховых. Особую активность в коммерческих и общественных делах проявили Дмитрий Никифорович и его сыновья Василий, Павел и Прокопий. Именно в 80-90 гг. XIX в., когда дело возглавил Дмитрий Никифорович, Суховы становятся крупнейшими предпринимателями Барнаула [Скубневский, 1996, с. 91-92].

Усадьба купцов Суховых занимала целый квартал по ул. Большая Тобольская (с 1910 г. - ул. Л. Толстого), Базарной площади и ул. МалоТобольская. Первым был построен двухэтажный каменный жилой дом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.