Научная статья на тему 'Личный досмотр физического лица сквозь призму зарубежного законодательства'

Личный досмотр физического лица сквозь призму зарубежного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
личный досмотр / досмотр вещей / досмотр имущества / personal search / inspection of things / inspection of property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежда Афанасьевна Дудина

В статье анализируются отдельные положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей в сравнении со схожими процедурами, предусмотренными законодательством Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надежда Афанасьевна Дудина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal search of an individual through the prism of foreign legislation

The article analyzes individual provisions of the legislation of the Russian Federation regulating the procedure for conducting a personal search and inspection of things in comparison with similar procedures provided for by the legislation of the Republic of Uzbekistan, the Republic of Tajikistan and the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Личный досмотр физического лица сквозь призму зарубежного законодательства»

Закон и право. 2024. № 10. С. 92-95. Law and legislation. 2024;(10):92-95.

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-92-95 NIION: 1997-0063-10/24-505

EDN: https://elibrary.ru/ETXBQB MOSURED: 77/27-001-2024-10-705

Личный досмотр физического лица сквозь призму зарубежного законодательства

Надежда Афанасьевна Дудина

Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, nadezhda.dudina.87@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются отдельные положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей в сравнении со схожими процедурами, предусмотренными законодательством Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.

Ключевые слова: личный досмотр, досмотр вещей, досмотр имущества.

Для цитирования: Дудина H.A. Личный досмотр физического лица сквозь призму зарубежного законодательства // Закон и право. 2024. № 10. С. 92—95. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-92-95 EDN: https://elibrary.ru/ETXBQB

Original article

Personal search of an individual through the prism of foreign legislation

Nadezhda A. Dudina

Siberian law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia, nadezhda.dudina.87@mail.ru

Abstract. The article analyzes individual provisions of the legislation of the Russian Federation regulating the procedure for conducting a personal search and inspection of things in comparison with similar procedures provided for by the legislation of the Republic of Uzbekistan, the Republic of Tajikistan and the Kyrgyz Republic.

Keywords: personal search, inspection of things, inspection of property.

For citation: Dudina N.A. Personal search of an individual through the prism of foreign legislation // Law and legislation. 2024;(10):92—95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-92-95 EDN: https:// elibrary.ru/ETXBQB

Я российском законодательстве представлено множество правовых норм, устанав-- ^лива^тттиу различные виды досмотровых мероприятий, которые так или иначе направлены на обеспечение безопасности граждан, а также на поиск предметов и орудий совершения правонарушений. При этом законодатель по-разному называет такие мероприятия: «осмотр», «личный досмотр», «личный обыск», «наружный досмотр» и др.

© Дудина Н.А. М., 2024.

Поскольку досмотровые мероприятия сопряжены с ограничением конституционных прав граждан, стоит отметить важность точного соблюдения оснований и порядка их проведения. Развлетвение системы досмотровых мероприятий создает некую неопределенность в правоприменительной деятельсти сотрудников органов внутренних дел.

Как верно было указано на страницах научной литературы [5; 6], «отмечается необходимость четкой регламентации оснований и и порядка применения» таких мер. В целях дальнейшего реформирования и развития научной мыс-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ли в сфере применения мер административного принуждения, а, в частности, досмотровых мероприятий, предусмотренных КоАП РФ, весьма интересным кажется опыт Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики.

Российский законодатель определил, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование этих вещей без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр направлен на выявление орудий или предметов административных правонарушений (ст. 27.7 КоАП РФ). Однако закон не уточняет, что подразумевается под «конструктивной целостностью».

Личный досмотр проводится лицом того же пола, что и досматриваемый, в присутствии двух понятых того же пола. В исключительных случаях, когда есть основания считать, что у физического лица есть оружие или его аналог, участие понятых не требуется. При необходимости возможны фото- и киносъемка, а также иные способы фиксации доказательств, предусмотренные законом. Для досмотра вещей закон предлагает выбор между участием двух понятых без гендерного обозначения или использованием видеозаписи. Досмотр вещей в отсутствие их владельца недопустим.

В Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности (утв. Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2015-Х11) (далее — КоАО РУ) не приводится понятие личного досмотра.

В статье 289 КоАО РУ установлены следующие правила проведения личного досмотра и досмотра вещей:

1. Личный досмотр и досмотр вещей может производиться исключительно определенными субъектами, прямо предусмотренными законом.

2. Как и в российском законодательстве, лицу, производящему досмотр, и двум понятым предъявляется требование соответствия полу досматриваемого.

3. По общему правилу, досмотр вещей, орудий охоты и рыбалки, добытой продукции и других предметов проводится в присутствии владельца. В некоторых случаях досмотр может быть проведен без участия владельца, но с участием двух понятых.

4. Личный досмотр и досмотр вещей в таможенных учреждениях проводятся согласно таможенному законодательству.

Как видим, принципиальные отличия в российском и узбекском административном зако-

нодательстве, регламентирующем личный досмотр и досмотр вещей, отсутствуют.

В Республике Таджикистан действует Процессуальный кодекс об административных правонарушениях (утв. 22 июля 2013 г.а № 975) (далее — ПК РТ), предусматривающий меры обеспечения производства, в котором представлена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр и досмотр имущества.

Целевым предназначением досмотра имущества, находящегося при физическом лице, является обнаружение орудий или предметов административного правонарушения. Такой досмотр проводится без нарушения конструктивной целостности.

В соответствии со ст. 66 ПК РТ:

1. Личный досмотр и досмотр имущества осуществляются уполномоченными должностными лицами.

2. Досмотр имущества проводится в присутствии двух понятых.

3. Требование единого пола для уполномоченного лица и двух понятых с досматриваемым сохраняется.

4. В случае подозрения, что у физического лица есть оружие или предметы, которые могут быть использованы как оружие, досмотр может проводиться без понятых.

5. При необходимости закон допускает использование фото- и киносъемки, видеозаписи и других установленных способов фиксации доказательств.

6. По общему правилу, досмотр имущества, ручной клади и др. проводится в присутствии пользователя или владельца, но в оперделенных законом случаях указанные предметы могут быть досмотрены без владельца при условии участия двух понятых.

7. В законе содержится бланкетная норма, касающаяся личного досмотра и досмотра имущества, находящегося при физическом лице, в таможенных органах.

Таким образом, видно, что законодательства трех стран схожи в основных аспектах регулирования личного досмотра и досмотра имущества.

В Кыргызской Республике нормы, регулирующие личный досмотр и осмотр вещей, изложены в Кодексе Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 (далее — КоП КР).

В соответствии с данным нормативным правовым актом личный досмотр и досмотр вещей аналогичны мерам, предусмотренным в законо-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

дательстве России, Узбекистана и Таджикистана. Основной целью данных мер является обеспечение выявления и пресечения административных правонарушений. Согласно ст. 528 КоП КР:

1. Личный досмотр может проводиться только уполномоченными должностными лицами.

2. Весьма отличительным от российского и узбекского законодательства является положение о том, что в качестве объектов осмотра помимо вещей могут выступать транспортное средство и маломерное судно.

3. Осмотр таких предметов осуществляется в присутствии их собственника или владельца. Но в оперде ленных случаях перечисленные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру в отсутствие собственника с применением технических средств фото- и видеофиксации.

4. Еще одним важным отличием является то, что в законе не упоминается требование об участии понятых.

Краткий сравнительный анализ российского и зарубежного законодательств, регламентирующих порядок производства личного досмотра и досмотра вещей, позволяет утверждать, что:

■ такие процессуальные действия всегда проводятся специально уполномоченными субъектами;

■ несмотря на спорный в науке и практике вопрос существования института понятых, отметим, что почти в каждом случае (исключением является законодательство Кыргызской Республики), когда речь идет о личном досмотре, в законадательстве есть указание на обязательное участие понятых одного и того же пола с досматриваемым лицом, при этом есть исключительные случаи, когда их отсутствие является законным;

■ уместным в зарубежном законодательстве видится указание на то, что личный досмотр и досмотр имущества, находящегося при физическом лице, в таможенных органах производится в соответствии с таможенным законодательством страны.

При дальнейшем реформировании системы досмотров в Российской Федерации полезно учитывать опыт этих стран, адаптируя лучшие практики к национальной правовой системе.

С учетом того, что досмотровые мероприятия в значительной мере ограничивают личную свободу и неприкосновенность граждан, необходимо постоянное совершенствование законодательной базы и обеспечение высокого уровня

профессионализма должностных лиц, проводящих такие мероприятия.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (утв. Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 № 2015-XII, с изм. и доп. по сост. на 28.08.2024) // https:// online.zakon.kz

3. Процессуальный кодекс об административных правонарушениях Республики Таджикистан от 22.07.2013 № 975 (с изм. и доп. по сост. на 03.01.2024) // https://online.zakon.kz

4. Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28.10.2021 № 128 (с изм. и доп. по сост. на 07.08.2024) // https://online.zakon.kz

5. Сергеев М.В., Дизер О.А. Вопросы регламентации досмотровых и осмотровых мероприятий, осуществляемых сотрудниками полиции в отношении физических лиц // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2018. № 3 (45) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-reglamentatsii-dosmotrovyh-i-osmotrovyh-meropriyatiy-osuschestvlyaemyh-sotrudnikami-politsii-v-otnoshenii-fizicheskih-lits

6. Сидоров Я. С. Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 37-40. DOI 10.18572/ 2071-1166-2022-8-37-40. EDN BJVQFT

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences dated December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on August 8, 2024) // http://www. consultant.ru/

2. Code of the Republic of Uzbekistan on administrative responsibility (approved by the Law of the Republic of Uzbekistan dated September 22, 1994 № 2015-XII, with amendments and additions as of August 28, 2024) // https://online.zakon. kz

3. Procedural Code of Administrative Offenses of the Republic of Tajikistan dated July 22, 2013 № 975 (with amendments and additions as of January 3, 2024) // https://online.zakon.kz

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

4. Code of Offenses of the Kyrgyz Republic dated October 28, 2021 № 128 (with amendments and additions as of07.08.2024) // https: / / online. zakon. kz

5. Sergeev M. V., Dizer O.A. Issues of regulation of search and inspection activities carried out by police officers in relation to individuals / / Legal science and law enforcement practice. 2018. № 3 (45) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-regla-mentatsii-dosmotrovyh-i-osmotrovyh-meropriyatiy-

osuschestvlyaemyh-sotrudnikami-politsii-v-otnoshenii-fizicheskih-lits

6. Sidorov Ya.S. Search as a measure to ensure proceedings in cases of administrative offenses, applied by police officers in cases of administrative offenses related to illegal drug trafficking // Administrative law and process. 2022. № 8. Pp. 37— 40. DOI 10.18572/2071-1166-2022-8-37-40. EDN BJVQFT

Информация об авторе

Дудина Н.А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административно права и административной деятельности органов внутренних дел

Статья поступила в редакцию 08.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Dudina N.A. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of administrative law and administrative activity of internal affairs

The article was submitted 08.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Преступления в сфере экономической деятельности

Молчанова Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности. Статистическая оценка и возможности прогнозирования: монография / под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 191 с. ISBN 978-5-238-03624-3

Монография посвящена статистическому измерению преступности в сфере экономической деятельности и ее прогнозированию. Изложены вопросы статистической оценки преступлений с учетом особенностей лиц, совершивших их в сфере экономической деятельности. Сфера экономической деятельности статистически измерена состоянием организованной преступности, преступлениями с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Дана общая характеристика статистико-математических методов прогнозирования. Статистико-математические методы прогнозирования преступности рассмотрены в зависимости от вида математического описания. Продемонстрирована методика прогнозирования на определенных статистических показателях преступлений в сфере экономической деятельности, описаны их прогнозные тенденции.

Для научных работников, студентов, преподавателей юридических вузов, практических работников, читателей, интересующихся проблемами экономической преступности в России, а также для самого широкого круга любителей статистики.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.