Научная статья на тему 'Личные сервитуты в цивилистике и гражданском законодательстве России'

Личные сервитуты в цивилистике и гражданском законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1029
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные сервитуты в цивилистике и гражданском законодательстве России»

Кляч ин А.А.,

ассистент Пермского государственного университета

ЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ В ЦИВИЛИСТИКЕ И ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

Система вещных прав, закрепленная в гражданском законодательстве современной России, еще не имеет своей стройности и еще находится в процессе своего формирования. В связи с этим наблюдаются споры среди ученых-цивилистов о перечне вещных прав, его исчерпывающем характере.

Так, в развитых правопорядках к разновидности вещных прав относятся личные сервитуты, которые как и многие институты гражданского права зародились и получили свое развитие в праве Древнего Рима.

В Риме личные сервитуты (servitutes personamm) появились позже вещных (земельных, предиальных, реальных) сервитутов. Появление старейшего из личных сервитутов — узуфрукта — связывается с выполнением алиментных функций. Самой первой его формой был узуфрукт, оставленный по легату pater familias своей вдове, чтобы обеспечить ей доходы от наследственного имущества, которое после его смерти переходило в полную собственность детей

С точки зрения своего назначения, они имели лишь отдаленное сходство с вещными сервитутами 2. По мнению отдельных ученых, между вещными и личными сервитутами так мало общего, что, как говорят некоторые из них (Wendt и др.), не будь у римлян одного термина servitutes для обоих видов, не было бы новейшими учеными потрачено массы труда на выработку общего учения о сервитутах3.

Личные сервитуты отличаются от вещных тем, что, во-первых, они связаны с определенным лицом, тогда как вещные принадлежат собственнику земельного участка как таковому; во-вторых, вещные сервитуты управомочивают только на ограниченное пользование чужой вещью, содержание личных сервитутов предполагает более широкое использование; в-третьих, вещные сервитуты рассчитаны на постоянное существование, а личные ограничены сравнительно коротким сроком в пределах жизни их правообладателя 4; в-четвертых, предметом личных сервитутов может быть как недвижимое, так и движимое имущество, между тем как предметом вещных сервитутов только недвижимость5.

1 Санфилитю Ч. Курс римского частного права / под ред. Д.В. Дождева. М., 2000. С. 198.

2 Муромцев С.А. Гражданское право древнего Рима. М., 2003. С. 593.

J Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1901. С. 346.

4 Хвостов В.М. Система римского права. М. 1905. С. 307.

5 Ефимов В.В. Указ. соч. С. 353.

Тем не менее, присутствие в них известных общих черт неоспоримо. Оно заключается в том, что как личные, так и вещные сервитуты имеют в виду пользование чужими вещами в том или ином отношении в порядке вещного права Поэтому римские юристы оба эти отношения выделяли как особые виды общего института сервитута.

В римском праве были известны четыре вида личных сервитутов: узуфрукт (шийисйгв), узус (ивив), хабитацио (ЬаЬкаПо) и право пользоваться трудом чужих рабов и животных (орегае вегуошт \ еI аштаИит)2.

Римский юрист Павел дал следующее определение узуфрукта: «узуфрукт есть право пользоваться чужими вещами и извлекать из них плоды с сохранением целостности субстанции» (0.7.1.1)3.

Научный анализ дошедших до наших дней источников римского права, основу которых составляют дигесты Юстиниана, позволяет выделить следующие характеристики узуфрукта по римскому праву:

1. По своему содержанию узуфрукт является правом пользоваться чужой вещью и ее плодами.

2. Предметом узуфрукта могут быть любые непотребляемые вещи (исключение составляют так называемые квазиузуфрукты), он может быть установлен как на недвижимую вещь, так и на движимую.

3. Узуфруктарий не имеет полномочий в отношении субстанции вещи, т.е. должен сохранить вещь неизменной.

4. Право распоряжения вещью сохраняется за собственником, который в связи с лишением права владения и пользования вещью и ее плодами называется «голым собственником».

5. Узуфрукт является строго личным правом и в связи с этим неотчуждаемым. Узуфруктарий не может передать своего права третьему лицу, в том числе по наследству, он может уступить лишь правомочия по осуществлению узуфрукта, при этом оставаясь субъектом узуфрукта.

6. К основаниям установления узуфрукта относят, прежде всего, легат, кроме этого, узуфрукт устанавливается посредством комплекса договоров и стипуляций, а также на основании судебного решения.

7. К основаниям прекращения узуфрукта относят смерть узуфруктария (физическую или юридическую), гибель или непригодность вещи, истечение срока, на который был установлен узуфрукт, соединение в одном лице собственника и узуфруктария, а также неиспользование узуфрукта в течение определенного времени.

1 Дренбург Г. Пандекты: в 2 т. Т. I. Ч. 2 Вещное право: пер. с нем. А.Ф. Мейндорфа. СПб., 1905. С. 185.

2 Горонович И. Исследование о сервитутах. СПб., 1883. С. 23.

3 Дигесты Юстиниана: пер. Перетерского И.С. / под ред. Скрипилева Е.А. С. 141.

Узус (Usus), в римском праве, по своему буквальному смыслу, есть вещное право пользования без права извлечения плодов. Узуарий не имеет права пользоваться вещью, как источником доходов, поэтому не может присваивать себе плоды вещи и может пользоваться ею только сам, но не должен извлекать выгоды из нее путем возмездного предоставления ее третьим лицам; безвозмездное предоставление также не допускается. Однако в некоторых случаях, в зависимости от природы данной вещи и принимая во внимание волю собственника вещи, права узуария несколько расширяются, и, в частности, за ним признается ограниченное право извлечения плодов, поскольку последние идут на удовлетворение его личных нужд

Таким образом, узус имеет значительно меньший объем, чем узуфрукт, однако в остальном это право схоже с узуфруктом и являлось фактически производным от него.

Хабитацио (Habitatio) в праве Древнего Рима представляет собой вещное право, которое получает тот, кому отдается в вещное пользование дом — право жить в чужом доме. Этот сервитут возник следующим образом: римляне-заве-щатели, желая установить в пользу кого-нибудь нечто среднее между узуфруктом и узусом, в своих завещаниях употребляли выражение habitatio2. Его считали более фактическим, нежели юридическим отношением, поэтому оно не прекращалось при изменении правоспособности или путем неиспользования \

Право пользования трудом чужих рабов и животных (operae servomm vel animalium), как сервитутное право Древнего Рима, возникает так же, как хабитацио и следует его правилам4.

Римское право предусматривает случаи, когда содержанием личного узуфрукта, принадлежащего определенному лицу, могут быть такие права, которые обыкновенно служат содержанием вещных сервитутов (право прохода, проезда и др.). Такие отношения называются неправильными личными сервитутами (servitutes irregularis)5.

Право дореволюционной России также знало такое право на чужую вещь, как личный сервитут, называемый пользовладением. Г.Ф. Шершене-вич так определял понятие пользовладения: «Пользовладение есть обусловленное сроком или продолжительностью жизни вещное право определенного лица пользоваться чужой вещью и извлекать плоды без изменения существа вещи»6. Как следует из приведенного определения пользовладения, оно по своим признакам совпадает с признаками узуфрукта.

1 Гримм Д.Д. Лекции по доме римского права: пособие для слушателей. СПб., 1914. С. 211.

2 Дорн Л.Б. Догма римского права: курс лекций. СПб., 1884. С. 117.

J Дернбург Г. Указ. соч. С. 231.

4 Дорн Л.Б. Указ. соч. С. 117.

5 Горонович И. Указ. соч. С. 31.

1 Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 304.

Современное зарубежное законодательство также, как римское право и право дореволюционное, выделяет в качестве вещных прав личные сервитуты, хотя подходы к этому понятию в разных странах имееют свои особенности.

Германское гражданское уложение (далее по тексту — ГГУ) предусматривает две разновидности личных сервитутов. Первая — это узуфрукт, который по своему содержанию во многом схож с узуфруктом в римском праве. Так, согласно § 1030 ГГУ, вещь может быть обременена таким образом, чтобы лицо, в пользу которого произведено обременение, имело право извлекать все выгоды от пользования вещью (узуфрукт)1. Вторая — ограниченный личный сервитут, по признакам совпадающий с неправильным личным сервитутом в праве Древнего Рима; в соответствии с § 1090 ГГУ земельный участок может быть обременен таким образом, чтобы лицо, в пользу которого установлено обременение, имело право пользоваться земельным участком при определенных обстоятельствах либо чтобы ему было предоставлено другое полномочие, которое может составить содержание земельного сервитута (ограниченный личный сервитут)2.

В отличие от ГГУ, Гражданский кодекс Франции, выделяя в качестве ограниченных вещных прав узуфрукт, узус и право проживания, отошел от позиции, считавшей данные права на чужую вещь сервитутами. Им воспринят подход ученых к понятию сервитута исключительно как к вещному (земельному) сервитуту, т.е. которому присущи такие признаки, как объективное отношение двух недвижимых вещей. Однако по содержанию узуфрукт, узус и право проживания в законодательстве Франции сопоставимы с этими вещными правами в праве Древнего Рима и Германии.

Учитывая признаки личных сервитутов в римском и германском праве, можно дать следующее определение личного сервитута:

Под личным сервитутом понимается неотчуждаемое и непередаваемое по наследству или по другим основаниям право пользования чужой непотребляемой вещью в том или ином отношении, неразрывно связанное с личностью его обладателя.

Законодательство современной России, как и законодательство советского периода, не выделяет в качестве разновидности права на чужую вещь личный сервитут, но представляется возможным говорить о наличии в отдельных нормах отечественного законодательства вещных прав, имеющих признаки личных сервитутов.

В первую очередь, это права, возникающие в силу завещательного отказа, так, в соответствии с п. 2 ст. 1137 ГК РФ «Предметом завещательного

1 Гражданское уложение Германии / пер. с нем. М., 2006. С. 283.

2 Там же. С. 295.

отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства. В частности на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его частью. При последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу, право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу»1.

Данная норма говорит о возможности установления на основании завещательного отказа права пользования чужой вещью (вещью, принадлежащей наследнику), например права проживания в чужом доме, и данное право сохраняется при переходе права собственности к другому лицу (свойство следования). Кроме этого, в признаках данного права пользования чужой вещью присутствует основной признак, свойственный личному сервитуту, — неразрывная связь с личностью его обладателя.

Однако приведенная норма содержит больше вопросов, чем ответов, поскольку ею не урегулированы вопросы, необходимые для ее применения. Так, в ней не определены права и обязанности отказополучателя (сервитуа-рия), права и обязанности собственника, а также не установлены основания прекращения права. Это связано с тем, что завещательный отказ, которому посвящена указанная норма, является одним из оснований возникновения права, соответственно следует еще один вопрос — может ли это право на чужую вещь возникать по другим основаниям.

Также признаками личных сервитутов обладают права пользования жилым помещением, возникающие у граждан на основании договора пожизненного проживания с иждивением (п. 1 ст. 602 ГК РФ) и у членов семьи собственника (ст. 292 ГК РФ). Однако данные нормы, как и приведенные выше, носят поверхностный характер и не вписываются в систему норм, посвященным вещным правам.

Представляется, что отсутствие в современном российском законодательстве такой разновидности прав на чужую вещь, как личный сервитут, подробно разработанную еще в праве Древнего Рима, свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании, отсутствии стройной системы вещных прав.

Думается, что существует необходимость рецепирования отечественным законодательством норм о личных сервитутах из римского, дореволюционного и германского права. Речь идет о системном законодательном регулировании личных сервитутов, для чего необходимо осуществить следующее:

1 Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 // Собрание законодательства РФ. № 49 от 03 декабря 2001. Ст. 4552.

1. Дать легальное определение личного сервитута, определив его признаки; также необходимо внести изменения в понятие сервитута, закрепленное в ст.274 ГК РФ, поскольку оно соответствует лишь такой разновидности сервитута, как земельный сервитут.

2. Установить основания установления и прекращения личного сервитута.

3. Провести классификацию личных сервитутов.

4. Определить права и обязанности сервутуария и собственника вещи.

5. Установить в качестве личного сервитута, принадлежащего определенному лицу, права, которые обычно составляют содержание земельного сервитута (право прохода, проезда, водопользования и т.д.), что позволит придать дополнительную гибкость в регулировании прав на чужие вещи, которой зачастую не хватает отечественному законодательству.

Представляется необходимым посвятить сервитутам отдельную главу части первой ГК РФ, а нормы, регулирующие личные сервитуты, закрепить в одном из параграфов этой главы.

Богдан В.В.,

доцент кафедры гражданского права Курского государственного технического университета

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ЗАКЛЮЧЕННОГО ДИСТАНЦИОННЫМ

СПОСОБОМ

В последнее десятилетие стремительно развивалась так называемая торговля «на диване», когда покупатель приобретал товар, не выходя из дома, но при этом не имел возможности предварительно с ним ознакомиться. Плюсы и минусы осуществления таких покупок были очевидны: положительным моментом являлась возможность приобрести интересующий товар дома, не тратя время на походы по магазинам, отрицательным — практически полное отсутствие каких бы то ни было гарантий на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств. Кроме того, данные правоотношения регулировались нормами Гражданского кодекса РФ о купле-продаже товаров по образцам (ст. 497), в которых упоминалась возможность заключить договор розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с описанием товара, каталогом товаров и т.д. Также действовали Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ 21 июля 1997 г., которые не отражали основных характеристик торговли дистанционным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.