Научная статья на тему 'Личные неимущественные права авторов аудиовизуального произведения'

Личные неимущественные права авторов аудиовизуального произведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1963
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИНОФИЛЬМ / АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / АВТОР / ЛИЧНЫЕ ПРАВА / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилипенко Сергей Владимирович

Статья посвящена изучению проблемных вопросов охраны личных неимущественных прав авторов аудиовизуальных произведений. Рассматриваются вопросы охраны имени автора, переработки произведения и иных личных неимущественных прав. Рассматривается существующая практика и основные проблемы применения законодательства РФ. Предлагаются пути решения обозначенных проблем в сфере охраны личных неимущественных прав авторов аудиовизуальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные неимущественные права авторов аудиовизуального произведения»

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Пилипенко С.В.

Пилипенко Сергей Владимирович - студент магистратуры, кафедра гражданского права, Омская юридическая академия, г. Омск

Аннотация: статья посвящена изучению проблемных вопросов охраны личных неимущественных прав авторов аудиовизуальных произведений. Рассматриваются вопросы охраны имени автора, переработки произведения и иных личных неимущественных прав. Рассматривается существующая практика и основные проблемы применения законодательства РФ. Предлагаются пути решения обозначенных проблем в сфере охраны личных неимущественных прав авторов аудиовизуальных произведений.

Ключевые слова: кинофильм, аудиовизуальное произведение, автор, личные права, авторское право, интеллектуальная собственность.

Личные неимущественные права автора произведения в соответствии со статьей 150 ГК РФ не передаются и не отчуждаются. Также автор произведения не может при желании никоим образом отказаться от личных неимущественных прав на произведение, что полностью соответствует вышеуказанным принципам.

Личные неимущественные права являются независимыми от имущественных прав, что отмечалась учеными в первой половине ХХ века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».1

Как установлено в статье 6 bis Бернской конвенции: «Независимо от имущественных прав автора и после уступки этих прав, автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».2

В законодательстве РФ устанавливается конкретные виды личных неимущественных прав, которые призваны обеспечивать полную защиту и охрану нематериальных интересов автора произведения, а именно: право на имя, право авторства, право на обнародование произведения, право на неприкосновенность на произведение, право на отзыв.

Одним из основополагающих личных неимущественных прав, является право авторства - право быть признанным автором произведения, которое является неотчуждаемым и автором произведения может быть только его создатель. Как отмечается в научных исследованиях: «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Это воспринимается как сердцевина авторства».3 Права быть признанным автором произведения, является основополагающим понятием во всей системе авторского права. Автор может потребовать признать тот факт, что он в

1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб. Издание юридического книжного склада «Право», 1912. С. 9.

2 «Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г. // «Бюллетень международных договоров». 2003, № 9, С.4.

3 Новоселова Л.А., Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография. «Норма: ИНФРА-М», 2014. С. 60.

21

действительности является автором такого произведения, в случаях, когда его не признают таковым или в случае плагиата.

В действительности, на практике, происходит ситуация, когда произведение создается множеством числом авторов, но автором выступает другое лицо. Право авторства не может передаваться по соглашению, и данный факт дает право автору в любой момент обратиться в суд, с требованием о признании своего права на авторство спорного произведения.

Следующим личным неимущественным правом является право на имя, которое дает право автору использовать или разрешение на использование произведения под своим собственным именем или же вымышленным псевдонимом, или же вовсе без указания своего имени. Данное право, аналогичным образом, является неотчуждаемым и непередаваемым, даже в случаях передачи другому лицу исключительных прав на произведение или же право пользования таким произведение. Автор также вправе потребовать указания, как своего личного имени, так и вымышленного псевдонима.

Необходимо отметить, что в определенных случаях право на имя может ограничиваться или же быть предметом соглашения между автором и например издателем произведения, данный факт отмечается исследователями: «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ».1 В практике же возможно соглашение, в случае, когда автор обязуется в течение определенного времени не раскрывать своего настоящего имени и публиковаться под вымышленным псевдонимом.

На наш взгляд проблемным вопросом является право автора потребовать в любой момент становления своего авторства или же изменения авторского имени, в случаях, если в соглашение между автором и пользователем устанавливается иное, нежели в законе. Как пример можно привести ситуацию, когда в договоре заказа может быть установлено, что автор произведения обязуется создать аудиовизуальное произведение под вымышленным псевдонимом или же передать право на произведение заказчику или пользователю. На основании такого договора будет прописано условие указания имени автора произведения. Опять же время разрешение на использование произведения анонимно или определение порядка указания имени либо псевдонима автора могут быть установлены как путем получения одностороннего разрешения от автора, так и дополнительным соглашением с ним.

Таким образом, издатель такого произведения, которое было опубликовано анонимно, обладает правом защищать права автора произведения и осуществлять меры для их реализации, но за исключением случаев, когда такое произведение было опубликовано под псевдонимом и оно не оставляет сомнений в подлинной личности автора или же автор самостоятельно раскрыл совою истинную личность и заявил о своем авторстве на произведение.

Право на имя и авторство охраняются бессрочно, и даже после смерти автора защита от его имени может быть осуществлена, любым заинтересованным лицом, но за исключениями установленными пунктом 2 статьей 1267 и пунктом 2 статьей 1316 ГК РФ.

Следующим личным неимущественным правом является право на неприкосновенность произведения, которое не допускает без согласия автора вносить в произведение какие-либо изменения, сокращения или дополнения, а также наполнение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями или изменениями, в соответствие с требованиями статьи 1266 ГК РФ.

1 Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма. 2000. С.63.

Внесение изменений, сокращений и дополнений произведения при его использовании после смерти автора возможно лишь в следующих моментах:

а) лицо, владеющее исключительным правом на произведение (в соответствии со ст. 1270, 1287 ГК РФ), дало официальное разрешение на внесение изменений, дополнений и сокращений в указанное произведение;

б) указанные изменения не искажают замысел автора (т.е. то, каким образом автор видел конечный результат своей творческой деятельности);

в) этими изменениями, дополнениями, сокращениями не нарушается целостность восприятия произведения (т.е. несмотря на эти действия, произведение сохраняет свои свойства и целостность);

г) они не противоречат воле автора, которая была последним выражена в завещании, в письмах (в т.ч. и к посторонним лицам), дневниках или иной письменной форме.

Автор произведения также обладает правом на обнародование аудиовизуального произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики - «для всеобщего сведения» (ст. 1268 ГК РФ). Иными словами, обнародование произведения - это право совершать действие или выразить свое согласие на совершение действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим доступным способом, с помощью которого с произведением сможет ознакомиться широкий круг лиц.

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, важность личных неимущественных прав автором как одной из составляющей авторского права на аудиовизуальное произведение.

Защита личных неимущественных прав автора обладает важным значением для идентификации аудиовизуального произведения, что в свою очередь, имеет важное значение для получения значительного дохода от его коммерческого использования, путем привлечения большего числа зрителей, благодаря известным именам режиссера, автора музыки, автора литературного произведения, автора сценария и иных лиц, участвующих в создании такого произведения.

Охраняя личные неимущественные права, автор позволяет, таким образом, индивидуализировать свой творческий труд, в результате чего может получить народное признание и дальнейшую возможность получения материальной выгоды от творческой деятельности, даже в случаях отчуждения исключительного права на результаты творческой деятельности. При этом само имя автора гарантирует определенный уровень качества созданного им аудиовизуального произведения, что в дальнейшем создает дополнительную возможность для продвижения своего произведения правообладателям, которые, в свою очередь, аналогичным образом заинтересованы в использовании имен известных авторов. Такое взаимодействие между автором произведения и правообладателем создает дополнительные возможности для защиты своих интересов, в частотности, имущественного характера, путем использования правовых механизмов, которые представлены об охране авторского права в отношении имени автора, авторства и неприкосновенности произведения.

Исходя из этого, можно сделать вывод о взаимосвязи между личными неимущественными правами и исключительными имущественными правами авторов и правообладателей аудиовизуальных произведений. Данная взаимосвязь была также отмечена В.А. Дозорцевым: «Личный характер имеют и имущественные исключительные права. Результаты творческой деятельности всегда есть выражение

личности автора, поэтому имущественные права, хотя они и есть конечная цель, коренятся в личных».1

В соответствие с положениями пункта 1 статьи 6bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений странам-участницам необходимо предоставлять авторам произведения право требования о признании авторства на такое произведение, а также возможность противодействовать изменению и всякому искажению произведения независимо от имущественного права автора и даже в случаях уступки такого права автор имеет возможность требовать признать свое авторство на произведение и противодействовать посягательством на такое произведение.

В настоящее время, современное законодательство, представляет гораздо больший объем личных неимущественных прав, которые обладают авторы произведения. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1228 ГК РФ автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права. В большинстве случаях, которые как раз таки, встречаются в создании аудиовизуальных произведений, автор заинтересован в том, чтобы обозначаться под псевдонимом или же вовсе анонимно, а также в дальнейшей возможности запрещать лицам, которые организуют создание аудиовизуального произведения, раскрывать псевдоним и личность автора. Так на практике встречаются случаи, когда автор аудиовизуального произведения, в частности, режиссер - постановщик или автор сценария, не согласны с вносимыми изменениями в произведение или переростки и сокращения, и они в дальнейшем просят себя не указывать или указывать под избранным им псевдонимом.

Значительная сложность на практике возникает с разрешением вопросов, связанных с соблюдением права на неприкосновенность при создании аудиовизуального произведения. Статьей 1266 ГК РФ устанавливается запрет на внесение изменений в произведение без наличия согласия автора такого произведения, при этом не предусматривается никаких исключений в случаях создания аудиовизуального произведения. При создании аудиовизуального произведения, в частности, действия связанные с монтажом, неизбежно происходит отбор и изменение отснятого материала.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» было разъяснено наличия различия между правом на неприкосновенность произведения и правом на переработку такого произведения, которое является способом использования произведения, а также правомочием, которое входит в исключительное право, в соответствие с подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ). При этом авторы такого разъяснения указывали на то, что право на неприкосновенность произведения относиться к таким изменениям, которые никак не связаны с созданием нового произведения на основе уже имеющегося. При этом сама переработка произведения означает создание, нового произведения на основе уже ранее созданного произведения.

Как нам представляется, такое разъяснение может применяться в случае создания аудиовизуального произведения с использованием, входящих в них произведений, которые в дальнейшем подвергаются переработки с целью включения и создания нового аудиовизуального произведения. Такой подход наиболее точно обосновывает правомерность таких изменений, которые вносятся в произведение и используются для дальнейшего создания нового аудиовизуального произведения.

1 Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2000, № 3. С. 70.

24

Наряду с закреплением личных неимущественных прав авторов ГК РФ предусмотрел возможность возникновения личных неимущественных прав ряда иных лиц, в том числе изготовителей аудиовизуальных произведений и иных лиц, организующих создание сложных объектов (пункт 4 статьи 1263 ГК РФ, статья 1240 ГК РФ, пункт 2 статьи 1251 ГК РФ), однако указанные положения до настоящего времени не получили широкой практической реализации.

Исходя из вышеизложенного и на основании рассмотренных проблем, связанных с охраной личных неимущественных прав на аудиовизуальные произведения, можно сделать вывод о том, что необходимо разработать дополнительную правовую регламентацию, которая регулировала бы решение авторов об использовании их аудиовизуального произведения в составе другого аудиовизуального произведения на условиях анонимности или под псевдонимом. В связи с тем, что право на переработку рассматривается в качестве одного из действий по использованию произведения и расценивается как элемент исключительного права, у авторов и иных правообладателей должна существовать возможность запретить любую переработку как предоставляемого ими для включения в аудиовизуальное произведение творческого результата, так и созданного аудиовизуального произведения, если иное не будет предусмотрено договором с ними. В связи с отмеченными проблемами с защитой личных неимущественных прав на аудиовизуальные произведения, имеющими системный характер, мы считаем, что на сегодняшний день российское законодательство не способно в полной мере защитить права авторов. Практика применения судами законодательства несовершенна и требует, соответствующего развития. В дальнейшем от этого во многом зависит, насколько эффективно будут защищены личные неимущественные права на аудиовизуальные произведении.

Список литературы

1. «Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г. // «Бюллетень международных договоров», 2003. № 9.

2. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб. Издание юридического книжного склада «Право», 1912.

3. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2000. № 3.

4. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.

5. Новоселова Л.А., Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография. «Норма: ИНФРА-М», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.