ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
УЧИТЕЛЯ Турдиев Ш.Р.1, Келдиёрова М.Г.2 Email: [email protected]
1Турдиев Шохрух Раззокович - доктор философии по педагогическим наукам; 2Келдиёрова Манзура Гайбуллаевна - магистрант, кафедра начального образования, Каршинский государственный университет, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье подчеркивается, что сегодняшний учитель должен быть образованным, умным, мудрым, самоотверженным и духовным человеком, обладающим всесторонне развитым высоким уровнем интеллекта, глубоко изучающим основы науки, знать помимо своей специальности один из иностранных языков и пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, быть высококультурным, глубоко знающим историю нашего народа и вдохновляющим его на будущее, а также искренне относиться к профессии учителя, то есть к здоровому поколению. Необходимо желание стать тренером, страсть, было признано, что он должен быть быстро и глубоко понимающим требования времени, последовательно реализовывать свой научный, социально-политический уровень, педагогическое мастерство, быть глубоко вооруженным идеей и идеологией независимости, настоящим патриотом и трудолюбивым.
Ключевые слова: учитель, образование, личность, профессия, мастерство, ответственность, потребность, необходимость, трудолюбие, образованность, страсть, формирование.
PERSONAL AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF THE TEACHER Turdiev Sh.R.1, Keldiyоrova M.G.2
1Turdiev Shokhrukh Razzokovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences;
2Keldiyоrova Manzura Gaibullayevna - Master's Student, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, K4RSHI STATE UNIVERSITY, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, the teacher of today's day should be a knowledgeable, intelligent, wise, self-sacrificing, enlightened and spiritually educated person who has developed a high level of education in every way, has studied the basics of science, knows one of foreign languages in addition to his specialty, can use information communication technologies, is a highly cultured person who knows the history of airy, passionate salty, it is recognized that it is necessary to be a real patriot and hardworking person who quickly and deeply understands the modern requirements, consistently implements its scientific, socio-political level, pedagogical skills, is well armed with the idea and ideology of independence. Keywords: teacher, education, person, profession, skill, responsibility, need, necessity, labor, resourcefulness, knowledge, diligence, formation.
УДК:3 77;3 7;(077) DOI10.24411/2304-2338-2020-10602
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Республике Узбекистан, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования [5, с. 486]. Особое внимание в истории педагогики и психологии всегда уделялось проблеме деятельности, которая является основой воспитания личности начиная с первых периодов ее становления [6, с. 49]. Вооружить каждого молодого специалиста тщательными научно - теоретическими знаниями, применить полученные научные знания в практической деятельности, овладеть и навыками, воспитать, конечно, непросто [7, с. 14]. Это определяет комплекс современных требований к педагогу, готовящему конкурентоспособные кадры.
Эффективность образования зависит от активности педагога и студента-ученика, наличия образовательных средств, организационного, научного, методического совершенства образовательного процесса, потребности в знаниях людей в обществе и других еще не выявленных факторов [3, с.265]. Совокупность взаимосвязанных требований составляет обобщенную модель педагога. Основными требованиями, предъявляемыми к преподавателю в соответствии с обобщенной моделью, являются:
- навыки обучения;
- навыки воспитания;
- личностные качества, обеспечивающие человеческий фактор в учебно-воспитательном процессе;
- умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся и т.д.
Требования квалификационного времени в рамках обобщенной модели
характеризуют педагогическую «внешность».
На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [8, с. 42]. Эффективное решение проблемы подготовки нового поколения кадров связано, прежде всего, с подготовкой преподавательского состава, обладающего всесторонними глубокими знаниями профессиональной квалификации, способного глубоко знать основы знаний психологии, педагогики, экономики, экологической культуры, юриспруденции и других подобных дисциплин, способных отвечать современным требованиям. Соответственно, подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров в основном зависит от:
- взаимодействие образования, науки и производства;
- многообразие видов (типов) образовательных учреждений и профессиональных образовательных программ, новейшие достижения науки и техники в них, высочайшие шаблоны и представления экономики и технологий;
- преобразование системы профессионального образования в приоритетную и прибыльную экономическую сеть;
- обеспечение образовательных учреждений современной учебно-методической литературой и создание их материально-технической базы и укрепление их финансовых показателей;
- привлечение высококвалифицированных преподавателей и специалистов в систему профессионального образования;
- информатизации и компьютеризации учебного процесса;
- внедрение системы объективного контроля и оценки качества подготовки кадров;
- проведение психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам профессионального мастерства и оценке развития, измерения, качества и поведения, способностей и интеллекта человека;
- материальное поощрение учителей на высоком уровне и их социальная защита.
В современных условиях педагог должен обладать креативными качествами. Профессиональное созревание, развитие личности как специалиста проявляется в процессе по своей сути [9, с. 44]. Сегодня специалист должен быть образованным, умным, мудрым, самоотверженным, образованным и духовным человеком, обладающим всесторонне развитым высоким уровнем интеллекта, глубоко
изучающим основы науки. Он должен знать один из иностранных языков и пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, кроме своей специальности, например, экономики.
Современный педагог должен быть высококультурным, гуманным и благородным человеком, глубоко знающим историю нашего народа и жаждущим его будущего.
Учебная деятельность связана со знанием и восприятием. Если эти процессы не участвуют, образовательная деятельность не может проявляться [4, с. 22]. Говоря о добровольном обучении и воспитании молодого поколения в процессе реализации системы непрерывного образования, следует отметить, что такую сложную и многогранную задачу можно выполнить только с помощью высококвалифицированных педагогических кадров. Таким образом, преподавание-это искусство. К этому искусству тот или иной педагог не может достигать легко, самостоятельно. Поэтому достичь профессии учителя, то есть стать по настоящему наставником для здорового поколения могут только те, кто последовательно реализует свой научный, социально-политический уровень, педагогическое мастерство, тщательно вооружен идеей и идеологией независимости, глубоко понимает требования времени.
Педагогическое мастерство-это не врожденный талант или наследственная черта, в основе которого лежит поиск и творческий труд. Поэтому педагогическое мастерство является стандартом для всех учителей, т. е. не является методом работы в одной форме, но оно организуется и развивается в процессе работы, творческого труда каждого учителя над собой.
Основу коммуникативных навыков, присущих педагогу, составляет культура педагогического общения, которая проявляется в процессе его взаимодействия с обучающимися и их группами, родителями, коллегами и руководством [1, с. 29]. В этом процессе педагогическое мастерство и опыт передового учителя должен изучать другой учитель, творчески использовать его и обогащать свою деятельность передовым опытом. Педагогическое мастерство учителя проявляется, в основном, в классе, на занятиях аудиторией. Потому что учебные занятия по своему содержанию и сути являются основной работой учителя в учебном заведении.
В общем, в сознании студента всегда должно быть мнение, что «я не могу найти свое место в жизни, если я не разбираюсь в этой теме» [10, с. 182]. Поэтому он должен быть научно-идейно зрелым и популярным, неразрывно связанным с жизнью, уровнем подготовки учащихся или студентов. В процессе обучения необходимо тесное сотрудничество между учителем и учащимися или студентами в достижении их основной цели - это живой языковой диалог, обмен мнениями, искреннее уважение. Поверхностный урок (лекция) для формальности, содержание которого состоит из неглубокого, практического опыта, общего слова и сухого наставления, и другие учебные занятия не интересуют учащихся, не питают их научно, идейно. Поэтому необходимо организовать обучение таким образом, чтобы под их влиянием у студентов возникали и формировались разные взгляды, научное мышление и убеждения относительно данной науки.
Творчество педагога имеет свои возможности, природные и социальные возможности в направлении профессиональной деятельности к качественной, продуктивной организации [2, с. 177]. Более высокая эффективность образовательного и воспитательного процесса зависит от научного потенциала, престижа, личностных качеств, научного таланта учителя, опыта и умения в сфере образования, а также дружеского отношения с учащимися или студентами.
Требования времени не ограничиваются имеющимися у профессоров знаниями и уровнем, а также вниманием и саботажем зарубежный опыт, призывом к предмету и последующим обучением своих студентов.
Эффективность педагогической деятельности зависит и от того, в какой степени сформированы педагогические способности учителя. Талант-это способность к
познанию, способность к объяснению, способность к речи, способность к приобретению авторитета, способность к ведению себя как таковая, которая проявляется и развивается в процессе деятельности.
Сам процесс педагогического обучения усложняется рядом условий, в которых он проходит, условия обращения не оказывают существенного влияния на его характер в целом, на самом деле они во многом определяют профессиональную направленность обращения [11, а 68].
Педагогические способности и умения не легко формируются у учителя. Человек, который выбирает эту профессию, должен постоянно учиться, учиться и искать ее для достижения своей цели, творчески трудиться, быстро понимать идее своей страны и мира и глубоко ощущать, насколько его труд необходим стране.
Размышляя о педагогическом мастерстве учителя, необходимо обратить внимание на его осознание, приверженность национальной идее и идеологии, широту кругозора знаний и мыслей, отношение к своей задаче. В частности, в разделе педагогическое мастерство необходимо учитывать необходимость широкого круга взглядов учителя. Потому что, когда у человека нет идеальных знаний и идей, он не может достичь совершенства. На самом деле, человек решает тот или иной вопрос, конечно, через мнение. Поэтому человек, стремящийся овладеть педагогическими навыками, несомненно, должен постоянно расширять свои знания, обновлять идеи и мысли, которые оказывают морально-нравственное воздействие на ученика или студента. Для этого он должен много читать и учиться. При оценке педагогического мастерства учителя важно знать, в какой степени он может организовать свое образование.
Интенсивное развитие науки, широкое применение современных педагогических и информационных технологий, внедрение инноваций в образовательный процесс ставят перед обучающимися задачу поиска знаний на регулярной и самостоятельной основе, наряду с их быстрым освоением [12, а 50]. В системе непрерывного образования безупречная организация уроков и всех других видов учебных занятий -первоочередная задача учителя. Занятия на высоком уровне долго сохраняются в сознании молодежи, оказывают положительное влияние на формирование в ней веры и идеологии. Поэтому академический уровень учителя проявляется в его подходе к своим обязанностям, тренерском порыве к молодежи, педагогическом мастерстве и, прежде всего, в умении давать качественные уроки. Уровень оценки деятельности преподавателя науки также определяет качество уроков и других видов занятий.
Как грамотный педагог-специалист должен уметь адекватно осваивать целенаправленные формы, методы и средства педагогического процесса и отношений [13, а 56]. Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков [14, а 91]. Учебная программа, организованная учителем, прекрасно владеющим искусством преподавать, наряду с глубоким знанием, служит зеркалом, показывающим, что нужно сделать для того, чтобы стать просвещенным, уверенным в завтрашнем дне, достойным гражданином и верным строителем общества. Ведь овладение знаниями на основе мышления, анализа гарантирует их прочность, тщательность [15, а 276].
Подводя итог, в первую очередь, пусть наша молодежь будет во всех отношениях довольна своим уроком тренеров. Пусть в них пробуждаются романтические мечты, развивается мышление, усиливается практическая деятельность, творческие способности, любовь к учебе и труду. Пусть они чувствуют, что они генерируют знания и навыки, получают духовное питание, а не оценку, которую они получают после обучения. Содержание образования, интересное и понятное, прочно связывает между собой сердце и душу учителя и ученика, укрепляет искреннее уважение и взаимное доверие между ними. Для этого учитель должен в первую очередь овладеть своей наукой и методами, методами и средствами ее преподавания, добиться высокого уровня культуры, присущего учителю-наставнику, проявить уважение и любовь к своим
ученикам, заинтересовать их в жизни и понять их психическое состояние, с давностью вести свои чувства, быть образцом по внешнему виду и культуре одевания, повышенная культура речи и социальная активность, особенно среди общественности, обладать научно-просветительской и духовно-просветительской направленностью.он должен быть пропагандистом культурных работ.
Список литературы /References
1. Амиров Н.И., Раджабова М.З. Коммуникативная культура преподавателя и студентов в учебном процессе. Вестник науки и образования, 2020. № 5 (83). Часть 2. С. 29.
2. Амиров Н.И., Бахриддинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.
3. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.
4. Турдиев Ш.Р., Келдиёрова М.Г. Организация в процессе обучения учебно-исследовательской работы студентов. Вестник науки и образования, 2020. № 5 (83). Часть 2. С. 22.
5. Рахимов З.Т. Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего педагога профессионального образования. Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». Май, 2012. № 5 (40). С. 486.
6. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.
7. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 14.
8. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал / Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.
9. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.
10. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 182.
11. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 68.
12. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 50.
13. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 56.
14. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики», 2020. № 2 (47). С. 91.
15. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Бабакова Л.М. Email: [email protected]
Бабакова Лариса Михайловна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», г. Харьков, Украина
Аннотация: в статье описывается практическое применение инновационных технологий обучения иностранному языку на базе электронной среды Moodle. Рассмотрены основные элементы данной среды и выявлены ее достоинства и недостатки. Определены навыки и умения, необходимые преподавателю для успешного внедрения этой электронной среды в процесс обучения. Выявлены некоторые трудности в применении системы Moodle и обозначены пути их преодоления. Сделан вывод о необходимости изучения и внедрения среды Moodle в современный процесс дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Ключевые слова: электронная середа Moodle, компьютерные технологии, современный подход, дистанционное обучение, знания и навыки.
PRACTICAL IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FOREIGN LANGUAGE DISTANCE LEARNING AT A NON-LANGUAGE UNIVERSITY Babakova L.M.
Babakova Larisa Mikhailovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, NATIONAL AEROSPACE UNIVERSITY NAMED AFTER N.YE. ZHUKOVSKIY "KHAI",
KHARKOV, UKRAINE
Abstract: the paper deals with practical implementation of innovative technologies of foreign language distance learning based on Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. The basic elements of the environment have been considered and some main advantages for its further successful use have been elicited. Knowledge and skills essential for successful incorporation of the environment into the process of teaching have been specified. Some challenges and problems in adopting the system have been highlighted. A conclusion has been made about the importance of studying and implementing of the environment into the modern foreign language distance learning.
Keywords: Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), computer technologies, distance learning, modern approach, knowledge and skills.