Научная статья на тему 'Личные фонды ученых как хранители и трансляторы научного знания: на примере фондов А. П. Павлова и М. В. Павловой в Архиве РАН'

Личные фонды ученых как хранители и трансляторы научного знания: на примере фондов А. П. Павлова и М. В. Павловой в Архиве РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
236
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВ РАН / ДОКУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ УЧЕНЫХ / А.П. ПАВЛОВ / М.В. ПАВЛОВА / ГЕОЛОГИЯ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮБИЛЕИ УЧЕНЫХ / ARCHIVE OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES / PERSONAL COLLECTIONS / PERSONAL DOCUMENTS / PERSONAL FUNDS OF SCIENTISTS / A.P. PAVLOV / M.V. PAVLOVA / GEOLOGY / PALEONTOLOGY / COMMUNICATION / SCIENTIFIC HERITAGE / JUBILEES OF SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиманова Светлана А.

Статья затрагивает актуальную проблему сбережения и трансляции научного наследия в России в XX начале XXI в. В качестве примера подробно рассмотрены личные фонды геолога А.П. Павлова (академик АН, 1916 г.) и его супруги палеонтолога М.В. Павловой (почетный член АН СССР, 1930 г.), которые хранятся в Архиве Российской академии наук. Эти ученые внесли заметный вклад в развитие геологической науки на рубеже XIX-XX вв., а также способствовали становлению палеонтологии как отдельной области знаний.В статье представлены краткие биографические сведения об ученых-Павловых, дан общий обзор фондов и показаны предпосылки формирования Павловской научной школы. Представленные документы позволяют обратиться к широкому кругу вопросов: от подготовки статей и докладов до издания монографий и участия в крупных международных симпозиумах и конгрессах, от пересылки отдельных писем до выстраивания целой сети научных связей, от личных заслуг в определенной области знаний до комплексного изучения истории науки.Отдельно рассмотрены юбилеи ученых как факторы поддержания межличностной коммуникации и способ репрезентации научных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal funds of scientists as depository and disseminator of scientific knowledge by the example of the A.P. Pavlov and M.V. Pavlova funds in the Archive of Russian Academy of Sciences

The article touches the problem of scientific heritage preserving and transmitting in Russiain 20th 21st centuries. As an example, the personal funds of the geologist A.P. Pavlov and paleontologist M.V. Pavlova from the Archive of Russian Academy of Sciences are discussed in details.The article presents brief biographical information about A.P. Pavlov and M.V. Pavlova, gives an overview of their funds and shows the formation conditions of the Pavlov Scientific School. The documents of scientists allow us to address a wide range of issues from the preparation of articles and reports to participation in major international symposia and congresses, from sending individual letters to building a whole network of scientific connections, from personal merits in science activities to a comprehensive study of the science history.Besides the jubilees of scientists as a factor in maintaining interpersonal communications are examined, and a way of scientific achievements representation is traced.

Текст научной работы на тему «Личные фонды ученых как хранители и трансляторы научного знания: на примере фондов А. П. Павлова и М. В. Павловой в Архиве РАН»

В фондах отечественных и зарубежных архивов

УДК 930.253

Б01: 10.28995/2658-6541-2019-2-85-96

Личные фонды ученых как хранители и трансляторы научного знания: на примере фондов А.П. Павлова и М.В. Павловой в Архиве РАН

Светлана А. Лиманова

Архив Российской академии наук, Москва, Россия; [email protected]

Аннотация. Статья затрагивает актуальную проблему сбережения и трансляции научного наследия в России в XX - начале XXI в. В качестве примера подробно рассмотрены личные фонды геолога А.П. Павлова (академик АН, 1916 г.) и его супруги палеонтолога М.В. Павловой (почетный член АН СССР, 1930 г.), которые хранятся в Архиве Российской академии наук. Эти ученые внесли заметный вклад в развитие геологической науки на рубеже XIX-XX вв., а также способствовали становлению палеонтологии как отдельной области знаний.

В статье представлены краткие биографические сведения об ученых-Павловых, дан общий обзор фондов и показаны предпосылки формирования Павловской научной школы. Представленные документы позволяют обратиться к широкому кругу вопросов: от подготовки статей и докладов до издания монографий и участия в крупных международных симпозиумах и конгрессах, от пересылки отдельных писем до выстраивания целой сети научных связей, от личных заслуг в определенной области знаний до комплексного изучения истории науки.

Отдельно рассмотрены юбилеи ученых как факторы поддержания межличностной коммуникации и способ репрезентации научных достижений.

Ключевые слова: Архив РАН, документы личного происхождения, личные фонды ученых, А.П. Павлов, М.В. Павлова, геология, палеонтология, коммуникация, научное наследие, юбилеи ученых

Для цитирования: Лиманова С.А. Личные фонды ученых как хранители и трансляторы научного знания: на примере фондов А.П. Павлова и М.В. Павловой в Архиве РАН // История и архивы. 2019. № 2. С. 85-96. Б01: 10.28995/2658-6541-2019-2-85-96

© Лиманова С.А., 2019 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2019. № 2

Personal funds of scientists as depository and disseminator of scientific knowledge by the example of the A.P. Pavlov and M.V. Pavlova funds in the Archive of Russian Academy of Sciences

Svetlana A. Limanova

Archive of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; [email protected]

Abstract. The article touches the problem of scientific heritage preserving and transmitting in Russiain 20th - 21st centuries. As an example, the personal funds of the geologist A.P. Pavlov and paleontologist M.V. Pavlova from the Archive of Russian Academy of Sciences are discussed in details.

The article presents brief biographical information about A.P. Pavlov and M.V. Pavlova, gives an overview of their funds and shows the formation conditions of the Pavlov Scientific School. The documents of scientists allow us to address a wide range of issues from the preparation of articles and reports to participation in major international symposia and congresses, from sending individual letters to building a whole network of scientific connections, from personal merits in science activities to a comprehensive study of the science history.

Besides the jubilees of scientists as a factor in maintaining interpersonal communications are examined, and a way of scientific achievements representation is traced.

Keywords: Archive of Russian Academy of Sciences, personal collections, personal documents, personal funds of scientists, A.P. Pavlov, M.V. Pavlova, geology, paleontology, communication, scientific heritage, jubilees of scientists

For citation: Limanova SA. Personal funds of scientists as depository and disseminator of scientific knowledge by the example of the A. P. Pavlov and M.V. Pavlova funds in the Archive of Russian Academy of Sciences. History and archives. 2019;2:85-96. DOI: 10.28995/2658-6541-2019-2-85-96

Введение

В XXI в. антропологический подход в изучении истории выходит на качественно иной уровень. Во многом этому способствует более продуманная и систематическая работа с материалами личных фондов. Проблемам выявления, комплектования и использования документов личного происхождения уделяется все больше

внимания. В декабре 2017 г. состоялось совещание ведущих специалистов, посвященное именно этим вопросам1.

Документы личного происхождения имеют свою специфику, которой обусловливается выбор места их хранения. Так, в Архиве РАН в настоящее время насчитывается 646 фондов личного происхождения. Среди фондообразователей - крупнейшие ученые ХIХ-XX вв., представляющие различные области знаний: химик Н.Д. Зелинский, естествоиспытатель И.М. Сеченов, биолог И.И. Мечников, историк В.О. Ключевский, геолог В.И. Вернадский и многие другие. Все они - важные свидетели развития научной мысли в нашей стране.

Фонды содержат большой объем информации как биографического, так и общенаучного плана, включая документы о деятельности, переписку и собранные коллекции. Каждый такой фонд -уникальный рассказ о жизненном выборе, научном поиске и безграничной любви к своему делу. Чем разнообразнее и обширнее сохраненный материал, тем больше возможностей для изучения истории науки и трансляции научного знания дает он исследователям. Личные фонды академика Алексея Петровича Павлова и его супруги Марии Васильевны Павловой, хранящиеся в Архиве РАН, - наглядный тому пример.

Жизненный путь А.П. Павлова и М.В. Павловой

Знакомство молодого магистра геологии Алексея Павлова и начинающего палеонтолога Марии Иллич-Шишацкой, урожденной Гортынской, состоялось в 1884 г. в Париже. Геолог Павлов только что защитил магистерскую диссертацию по теме «Нижневолжская юра» и был направлен в первую заграничную командировку. Уроженец Москвы (19 ноября (1 декабря) 1854 г.), выпускник естественного отделения физико-математического факультета Московского университета (1878 г.), ученик известного русского геолога Г.Е. Щуровского, он успел после окончания учебы в течение нескольких лет поработать учителем естественной истории, физики и химии в Твери (с тех пор его интерес к преподаванию в средней школе был неугасим). В 1880 г. Павлова пригласили продолжить

1 Иноземцева З.П. Документы личного происхождения в составе архивного фонда Российской Федерации. Итоги и перспективы комплектования и использования. Круглый стол в Москве 8 декабря 2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://vestarchive.ru/konferencii/3791-ldokymenty-lichnogo-proishojdeniia-v-sostave-arhivnogo-fonda-rossiiskoi-federacii-itogi-i-perspek. html (дата обращения 10 апр. 2018 г.).

научные занятия в Московском университете в качестве хранителя Геологического и Минералогического кабинетов, там он и завершил работу над диссертацией.

Мария Гортынская родилась в городе Козелец Черниговской губернии (15 (27) июня 1854 г.), в семье земского врача Василия Степановича Гортынского, выпускника Московского университета. Именно от него маленькая Мария получила первые представления о естественных науках. В 1872 г. Мария Гортынская окончила Киевский женский институт, некоторое время занималась преподаванием, а затем вышла замуж за земского врача Н.Н. Иллич-Шишацко-го. Однако семейное счастье не было продолжительным, в 1880 г. муж заболел брюшным тифом и умер. Для того чтобы отвлечься от горьких мыслей, молодая вдова много читала и решила продолжить свое образование в Париже, куда она отправилась слушать лекции по естественно-научным дисциплинам2. Во время подготовки к сдаче экзаменов Мария и познакомилась с Алексеем Павловым.

Встреча стала судьбоносной для молодых ученых, хотя они и не сразу поняли это. После успешной сдачи экзаменов Мария вернулась к отцу в Чернигов с намерением серьезно заняться наукой. Через некоторое время Алексей Павлов предложил ей работу в геологическом музее Московского университета. В начале 1886 г. Мария переехала в Москву, и с тех пор их личная и научная жизнь незримо переплелись. 1886 год вообще был богат на события. Алексей Петрович ввел Марию Васильевну в круг своих коллег и друзей, а также познакомился с ее родственниками. «Радушный прием обязателен для каждого хозяина; поэтому не Вы, а я должен благодарить Вас за любезное посещение и желание познакомиться с нами, - писал после встречи с А.П. Павловым В.С. Гортынский, отец М.В. Иллич-Шишацкой (Гортынской). - Я тем более признаю себя обязанным благодарить Вас, что Вы совершили эту кратковременную поездку к нам при самых неблагоприятных для себя обстоятельствах и ради любимой моей дочери. Сожалею лишь о кратковременном Вашем у нас пребывании». И далее уверял, «что и кратковременное наше знакомство внушило как мне, так и всем моим родным искреннюю к Вам симпатию, и я надеюсь, что в будущем эта симпатия между нами еще более разовьется»3.

В мае 1886 г. Павлов защитил докторскую диссертацию «Аммониты зоны Aspidocerasacanthicum восточной России», а в конце того же месяца Алексей Петрович и Мария Васильевна стали мужем и женой. Их дальнейшая профессиональная деятельность оказалась насыщенной и плодотворной. Вскоре А.П. Павлов был избран экс-

2 Подробнее см.: [1].

3 Архив РАН (АРАН). Ф. 48. Оп. 2а. Д. 25а. Л. 2 об.

траординарным профессором по кафедре геогнозии, в 1896 г. стал ординарным, а с 1909 г. - заслуженным профессором, неизменно являясь при этом деятельным участником всевозможных научных обществ. С 1916 г. он - действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии наук (впоследствии - АН СССР). В 1924 г. А.П. Павлов стал сверхштатным профессором и директором Геологического института Московского университета. В университете он читал курсы «Общая геология», «Динамическая геология», «Историческая геология», создав своими стараниями Московскую школу геологов (Павловская школа). Среди его учеников - целая плеяда выдающихся геологов: В.М. Цебриков, А.П. Иванов, А.В. Павлов, Н.Н. Боголюбов, А.А. Чернов, М.М. Василевский, М.М. Приго-ровский, А.Д. Архангельский, Д.В. Соколов, Ф.В. Лунгерсгаузен, А.Н. Мазарович, О.К. Ланге, Е.В. Милановский, Г.Ф. Мирчинк, М.С. Швецов, А.Н. Семихатов, С.В. Обручев, Д.П. Стремоухов и др.4 Еще одна ученица - В.А. Варсанофьева - стала первым биографом А.П. Павлова [3].

М.В. Павлова в 1887 г. выпустила первую работу по эволюции ископаемых копытных млекопитающих, за ней последовала целая серия выпусков «Этюды по палеонтологической истории копытных», издававшихся на протяжении 20 лет. Параллельно М.В. Павлова занималась исследованиями хоботных, результатом чего, помимо многочисленных статей, стала публикация в 1910 г. капитального труда об ископаемых слонах России. От описания отдельных групп ископаемых млекопитающих М.В. Павлова постепенно перешла к описанию целых фаун. Она же подготовила и прочла первый в Москве курс лекций по палеонтологии, пользовавшийся большим интересом у студентов. Эти лекции легли в основу опубликованного в 1928-1929 гг. двухтомного курса «Палеозоология». Как и А.П. Павлов, Мария Васильевна состояла в различных научных обществах. В 1916 г. ей была присуждена степень доктора зоологии. С 1919 по 1930 г. М.В. Павлова возглавляла кафедру палеонтологии в Московском университете. В 1930 г. она стала почетным членом АН СССР.

Главным «детищем» Алексея Петровича и Марии Васильевны Павловых стал Геологический музей Московского университета и созданный в нем Палеонтологический отдел (впоследствии тоже музей). Всю жизнь они вели активную работу в области геологии и палеонтологии, постоянно расширяя сеть научных контактов: общались со специалистами из России и из других стран, посетили огромное количество музеев, участвовали в международных конгрессах и конференциях, находили время на популяризаторство

4 О Павловской научной школе см. также: [2]. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2019. № 2

науки, считали своим долгом просвещать учащихся. Научные успехи Алексея Петровича и Марии Васильевны Павловых получили международное признание. Французское геологическое общество в 1926 г. присудило им высшую премию - золотую медаль имени Альбера Годри.

Личные фонды А.П. и М.В. Павловых в Архиве РАН

По отдельности и вместе супруги Павловы внесли значительный вклад в развитие геологии и становление палеонтологии как отдельной области знаний. Различные аспекты многолетней деятельности этих трудолюбивых ученых нашли отражение в личных фондах, хранящихся в Архиве РАН.

Фонд Алексея Петровича Павлова (АРАН. Ф. 48) начал формироваться почти сразу после его смерти. Академик Павлов скончался на 75-м году жизни 9 сентября 1929 г. 6 марта 1930 г. М.В. Павлова писала непременному секретарю АН СССР: «Передавая в Архив Академии Наук все материалы научного содержания моего мужа Академика Алексея Петровича Павлова, а именно: рукописи, чертежи, рукописные карты, диаграммы, клише и т.п., а также научную переписку, литографированные издания его лекций, дипломы русских и иностранных Академий и Ученых Обществ, портреты и группы и т. п., прошу для выбора всех этих материалов и отправки их в Академию командировать в Москву ученика Алексея Петровича - Старшего геолога и Консультанта Института Подземных Вод ГГРУ Михаила Максимовича Васильевского»5. Помимо М.М. Васильевского, в разборе материалов фонда принимали участие академики А.А. Борисяк и В.И. Вернадский. В том же 1930 г. была составлена первая опись, содержащая 130 единиц хранения. В последующие десятилетия фонд пополнялся новыми делами: документы сдавали коллеги и ученики А. П. Павлова, представители научных организаций, где работал или с которыми сотрудничал известный геолог. В результате общий объем превысил 700 единиц хранения. Фонд насчитывает шесть описей: описи 1 и 1а - научные труды и материалы к ним; описи 2 и 2а - переписка; опись 3 - биографические документы и документы по деятельности А.П. Павлова; опись 4 - труды других лиц; опись 5 - геологическая карта, составленная Лоренцом; опись 6 - материалы А.П. Павлова по строительству железных дорог и мостов.

5 АРАН. Дело фонда 48. Л. 1.

History and Archives, 2019, no. 2 • ISSN 2658-6541

А.П. Павлов, геолог, академик. 1920-е гг. АРАН. Ф. 1663. Оп. 1. Д. 134. Л. 2

М.В. Павлова, палеонтолог. [1930-е гг.] АРАН. Ф. Р-Х. Оп. 2. Д. 1178. Л. 3

М.В. Павлова пережила супруга на девять лет. Пока позволяло здоровье, она продолжала заниматься любимым делом и даже в преклонном возрасте принимала участие в научных экспедициях вместе со своими учениками. Скончалась Мария Васильевна 23 декабря 1938 г.

9 января 1939 г. по акту, подписанному геологами Р.Ф. Гекке-ром и В.В. Меннером, а также заведующим Московским отделением Архива АН СССР Ф.Д. Гетманом, документы М.В. Павловой были переданы в Архив Академии наук6. По первоначальной описи 1939 г. числилось 82 единицы хранения (АРАН. Ф. 311), но оставались еще необработанные материалы. Отдельная опись была сделана на нумизматическую коллекцию В.С. Гортынского, отца М.В. Павловой (коллекция в том же году была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж). Часть фонда М.В. Павловой до 1970 г. оставалась в Архиве АН в Ленинграде. После объединения обеих частей в фонде стало числиться около 500 единиц хранения. Дела разделены на четыре описи: описи 1 и 1а - научные труды; опись 2 - биографические документы М.В. Павловой; опись 3 - переписка7.

6 АРАН. Дело фонда 311. Л. 3.

7 Подробнее см.: [4].

Среди научных материалов Павловых представлены черновики статей и материалы к монографиям; лекции по геологии, исторической геологии, кристаллографии, палеонтологии, петрографии, минералогии и др.; тезисы к докладам; графики, палеонтологические таблицы; зарисовки черепов, скважин, вулканов; негативы, диапозитивы, фотографии и рисунки к трудам; экспедиционные записи; отчеты о геологических и палеонтологических исследованиях, экскурсиях; картотеки и каталоги по фауне; выписки, библиография; записные книжки и тетради; отзывы о трудах других лиц (А.Ф. Слудского, В.А. Городцова, В.А. Теряева и др.); воспоминания о коллегах-ученых.

Биографический раздел содержит автобиографии; списки научных работ; анкеты, дипломы, свидетельства; паспортные книжки; удостоверения; юбилейно-поздравительные документы; членские билеты; хозяйственно-бытовые документы и др. Разнообразны материалы о научно-организационной и педагогической деятельности: издательские договоры; переписка о найденных костях мамонта, месторождениях, международных геологических конгрессах, издании работ, железнодорожных изысканиях; чертежи; заключения экспертов; планы и отчеты научных обществ и научных сотрудников; докладные записки об организации и деятельности научных учреждений; протоколы, уставы и списки членов научных обществ; объявления о лекциях; маршруты экспедиций; описи коллекций; программы курсов.

Самую объемную часть обоих фондов составляет переписка. В основном это переписка с российскими и зарубежными учеными. Корреспондентами А.П. Павлова и М.В. Павловой были геологи Н.И. Андрусов, А.Д. Архангельский, К.Д. Глинка, М.Д. Залесский,

A.П. Карпинский, Н.И. Криштафович, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг,

B.В. Меннер, Д.И. Мушкетов, С.В. Обручев, П.А. Тутковский, А.А. Чернов; палеонтологи А.А. Борисяк и М.А. Болховитинова; зоологи Л.С. Берг, А.А. Бялыницкий-Бируля, Н.Ю. Зограф, Н.М. Кулагин, Н.В. Насонов; геохимики и минералоги В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман; биолог А.Н. Северцов, ботаник и палеоботаник И.В. Палибин; доктор медицины и книгоиздатель М.Л. Цитрон; генетик А.С. Серебровский и многие другие.

Зная несколько языков, супруги Павловы поддерживали тесные контакты с иностранными коллегами. Так, М.В. Павлова в течение 20 лет переписывалась с известным французским геологом и палеонтологом Альбером Годри (Albert Gaudry). Среди других иностранных корреспондентов можно назвать австрийского палеонтолога Отенио Абеля (Othenio Abel), французского ботаника и биолога Филиппа Ван Тигема (Philippevan Thieghem), английского палеонтолога Артура Вудварда (Arthur Smith Woodward), французского

геолога и палеонтолога Шарля Депере (Charles Deperet), бельгийского палеонтолога Луи Долло (Louis Dollo), австрийского геолога Эдуарда Зюсса (Eduard Suess), американского геолога и палеонтолога Генри Осборна (Henry Osborn), французского зоолога Эдмо-на Перрье (Edmond Perrier), швейцарского зоолога и палеонтолога Людвига Рютимейера (Rutimeyer), американского палеонтолога Чарлза Уолкотта (Charles Walcott), английского зоолога Сиднея Хармера (Sidney Harmer), немецкого геолога и палеонтолога Карла фон Циттеля (Karl von Zittel), английского автора популярных книг по геологии, палеонтологии и антропологии Генри Хатчинсона (Henry Hutchinson).

В личных фондах А.П. Павлова и М.В. Павловой также хранятся их фотографии, групповые снимки с коллегами, в том числе сделанные во время проведения международных конгрессов. И кроме того, разнообразные рисунки и зарисовки, свидетельствующие о неиссякаемом творческом потенциале ученых. В материалах других лиц - лекции геолога А.П. Карпинского, историка В.О. Ключевского; статьи Д.Н. Анучина, А.Д. Архангельского, А.Е. Ферсмана и др.

Научное наследие Павловской школы и способы его трансляции

Все вышеобозначенные документы в совокупности дают богатый материал для изучения истории науки, становления научных дисциплин, вклада отдельных ученых в общенаучный процесс, реконструкции сети научных контактов, выявления особенностей формирования научных школ. А.П. Павлов и М.В. Павлова были во всех смыслах людьми широких взглядов. Они не замыкались исключительно в одной области знаний, а, напротив, сквозь призму своих объектов исследований стремились увидеть мир как можно шире, во всех его проявлениях и красках. «Истинное научное знание какого-нибудь предмета, - писал А.П. Павлов, - есть знание причин, определяющих его свойства, знание его происхождения, его истории. Поэтому и геология изучает не только природу и расположение тех масс, на которых сложена земля, но и те условия, те причины, которые определяли их расположение. Она стремится воссоздать минувшие судьбы нашей планеты от самых отдаленных времен, о которых можно получить какие-то сведения, до современной эпохи и проследить все многообразные изменения, какие пережила земля прежде, чем приняла свой современный вид» [5 с. 3]. Супруги Павловы полагали, что научное знание надо не только приращивать, но и уметь в популярной форме донести основные

мысли до всех интересующихся. Об этом не следует забывать при работе с их коллекциями и документами.

Трансляция научного знания на основе сохраненных личных фондов ученых может происходить различными способами: в виде рассказа (на конференциях, круглых столах, встречах с учащимися) о деятельности ученых, посредством публикации не введенных ранее в научный оборот документов, через написание и издание статей, книг, сборников и т. д. Возможности для расширения потенциальной аудитории могут предоставить визуальные материалы, как уже имеющиеся (фотографии, зарисовки, картины), так и воссозданные при помощи подробных описаний (слепки черепов, скелеты вымерших животных и т. д.). К этому можно добавить аудиоэффект - например, озвучивание научно-популярных докладов ученых. Успешной научной репрезентации способствуют регулярное проведение выставок и использование мультимедийных (интерактивных) возможностей, привлечение интернет-ресурсов.

Хорошим импульсом к созданию научных площадок для реализации межличностной коммуникации и обогащения научными знаниями зачастую служат юбилеи ученых. В честь А.П. Павлова и М.В. Павловой устраивалось два крупных юбилея: один в советский, другой - в постсоветский период. В 1954 г. исполнилось 100, а в 2004 г. - 150 лет с момента рождения супругов Павловых. К юбилеям были приурочены организация конференций и выставок, выход научных трудов, издание научно-популярной литературы и т. д. Коллекции А.П. Павлова и М.В. Павловой рассредоточены по нескольким музеям и экспонируются как на постоянных, так и на временных выставках в Геологическом музее им. В.И. Вернадского (который был объединен с Геолого-палеонтологическим музеем им. А.П. и М.В. Павловых), Музее землеведения Московского государственного университета, Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова. В результате комбинирования различных способов трансляции научного знания происходит формирование культуры памяти.

Заключение

Изучение личных фондов ученых - залог сохранения преемственности научной мысли и осознанного поиска новых исследовательских направлений. На примере фондов А.П. Павлова и М.В. Павловой в Архиве РАН показана возможная перспектива работы с личными фондами ученых в целом. Представленные материалы могут быть полезны как историкам науки, так и современ-

ным ученым (геологам, палеонтологам, биологам и т. д.). Однако этим потенциал данных фондов не исчерпывается.

Рассмотренные в статье способы трансляции научного знания предполагают привлечение более широкой аудитории, в том числе неспециалистов. Для этого (вос)создаваемое «научное пространство» (реальное или виртуальное) и его «обитатели» должны быть максимально понятны зрителям. И здесь не обойтись без архивных документов: зачастую именно они служат тем недостающим связующим звеном, способным объяснить непростой путь ученых к научным открытиям и объединить различные области знаний в общую картину познания мира.

Статья выполнена в рамках гранта «Актуализация документального научного наследия: изучение и анализ эффективных методов его контекстной визуализации в музейно-выставочной деятельности Архива РАН» Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-011-00238 А.

This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project «Actualization of scientific documentary heritage: the research and analysis of effective methods of contextual visualization in museum and exhibition activities of the Archive of Russian Academy of Sciences», no. 18-011-00238 А.

Литература

1. Любина Г.И. Мария Шишацкая в Париже: к биографии М.В. Павловой // Природа. 2015. № 3. С. 73-83.

2. Стародубцева И.А., Бессуднова З.А., Пухонто С.К. и др. Павловская геологическая школа. М.: Наука, 2004. 211 с.

3. Варсанофьева В.А. Алексей Петрович Павлов и его роль в развитии геологии. 2-е изд. М.: Московское общество испытателей природы, 1947. 392 с.

4. Лиманова С.А. Фонд палеонтолога М.В. Павловой в Архиве РАН: биографические материалы и научное наследие // Российские женщины-ученые: наследие: по материалам международной научной конференции «Столетию Великой русской революции: женские лица российской науки - наследие»: 7-8 ноября 2017 г. М.: ИИЕТ РАН, 2017. С. 34-41.

5. Павлов А.П. Очерк истории геологических знаний. М.: Госиздат, 1921. 84 с.

References

1. Lyubina G I. Maria Shishatskaya in Paris: to the biography of M. V. Pavlova. Priroda. 2015; 3:73-83. [In Russ.]

2. Starodubtseva IA., Bessudnova ZA., Pukhonto S K. et al. Pavlov Geological School. Moscow: Nauka Publ.; 2004. 211 p. [In Russ.]

3. Varsanofieva VA. Alexei Petrovich Pavlov and his role in the development of geology. 2nd ed. Moscow: Moskovskoe obshchestvo ispytatelei prirody Publ.; 1947. 392 p. [In Russ.]

4. Limanova SA. Fund of paleontologist M.V. Pavlova in the Archive of RAS: biographical materials and scientific heritage. V: Russian women scientists: heritage. Based on the materials of the International Scientific Conference "Centenary of the Great Russian Revolution: Women's Faces of Russian Science - Heritage": November 7-8,2017. Moscow: IIET RAN Publ.; 2017. p. 34-41. [In Russ.]

5. Pavlov AP. Essayon the history of geologicalknowledge. Moscow: Gosizdat Publ.; 1921. 84 p. [In Russ.]

Информация об авторе

Светлана А. Лиманова, кандидат исторических наук, Архив РАН, Москва, Россия; Россия, Москва, 117218, ул. Новочеремушкинская, д. 34; [email protected]

Information about the author

Svetlana A. Limanova, Cand. of Sci. (History), Archive of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bld. 34, Novocheremushkinskaya st., Moscow, Russia,117218; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.