О.Н. Ильина
Личные библиотеки как источник по истории культуры
Личные библиотеки как оригинальные и ценные историко-культурные источники у же давно привлекают внимание исследователей. Литература о личных библиотеках обширна и разнообразна. Условно можно представить все многообразие исследований о личных библиотеках в виде двух потоков: собственно книговедческие исследования, в которых накапливались и систематизировались сведения о личных книжных собраниях, и отраслевые исследования, где материалы о личных библиотеках использовались в качестве источника для решения конкретных задач в рамках различных гуманитарных областей. Логично было бы предположить, что «книговедческий поток» естественным образом сливается с потоком «общегуманитарным», представляя разнообразный и обильный материал для дальнейших научных построений и выводов. Но в реальной практике исследований книговедческий и отраслевые потоки «текли по параллельным руслам», лишь эпизодически сближаясь и пересекаясь.
Многочисленные книговедческие публикации по данной теме давали преимущественно лишь количественный прирост сведений: изучались отдельные книжные собрания, издавались каталоги личных библиотек видных деятелей науки и культуры, предпринимались попытки реконструкции утраченных библиотек, анализировались разнообразные записи на книгах, пристально рассматривались отдельные экземпляры изданий, входивших в то или иное собрание. Были созданы и обобщающие книговедческие исследования, построенные на анализе личных книжных собраний, среди них выделяются, признанные классическими, работы С.П. Луппова [9, 10, 11]. Однако, огромный фактический материал о личных библиотеках, накопленный в результате книговедческих исследований, не использовался в полной мере в гуманитарных исследованиях, а личные библиотеки до сих пор не заняли должного места в источниковедческом спектре историко-культурных исследований.
Лишь в литературоведении изучение личных библиотек имеет давние и плодотворные традиции. Личные библиотеки писателей активно изучаются в России уже на протяжении века. Ученые-филологи обращаются к этому источнику для изучения влияний и заимствований, творческой истории произведений, литературных взаимосвязей, для уточнения фактов биографии и творчества писателя и т. д. В некоторых случаях исследование личной библиотеки, как это стало с изучением библиотеки В.А. Жуковского, привело к изменению представлений научного сообщества о процессе формирования жанровой системы русского романтизма. Показательно также появление специальных филологических исследований, предметом которых является именно личная библиотека писателя в качестве источника изучения его жизни и творчества [2, 7, 12].
Примеры использования личных библиотек в качестве историко-культурного источника в других областях гуманитарного знания встречаются в отечественных исследованиях крайне редко1.
«К сожалению, до сих пор результаты многочисленных книговедческих исследований, оставались преимущественно в сфере историко-книговедческой же проблематики», - писал еще в 1972 году А.С. Мыльников. Применительно к вопросам изучения личных библиотек его утверждение справедливо и спустя тридцать лет.
В данной статье предпринимается попытка показать (в первом приближении) особенности личных библиотек как историко-культурного источника. Необходимость рассмотрения личных библиотек с позиций источниковедения в современной теоретико-познавательной ситуации обус-
1 В.А. Щученко, отмечая, что такого рода исследования практически не ведутся в России, посчитал необходимым познакомить отечественных исследователей с опытом французского ученого А.-Ж. Мартэна, в фундаментальном труде которого материалы личных библиотек были использованы для решения историко-философских задач, для изучения возникновения новых культурных явлений во Франции XVII в. (См.: Щученко В.А. К вопросу о методологии изучения движения книги // Проблемы методологии и методики изучения библиотечной отрасли: Сб. науч. трудов СПбГАК. Т. 144. - СПб., 1994. - С. 50-58).
ловлена прежде всего логикой развития гуманитарного знания. Сегодня специалисты-гуманитарии обращаются к историческим источникам, следуя принципу «признания чужой одушевленности». Антропологически ориентированная парадигма гуманитарных наук предполагает целостное познание человека в обществе и во времени. Источниковедение становится интегрирующей дисциплиной в системе гуманитарного знания, а «исторический источник выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов» [6, с. 7].
Единодушное признание специалиста-ми-гуманитариями личной библиотеки в качестве важного историко-культурного источника до сих пор не подкреплено серьезным рассмотрением этого источника в ряду других и определением его особых источниковых функций. Показательны в этой связи замечания о роли исторических источников, хранящихся в библиотеках, в одном из самых обстоятельных учебных пособий по источниковедению: «Они выступают как источники исторической информации и одновременно как исторические источники» [6, с. 149]. И далее авторы данного учебного пособия отмечают: «Изучение социального состава владельцев книги, круга их чтения, отношения к книге в разное время, в различных общественных слоях, регионах, конфессиях выводит исследователя на постановку новых междисциплинарных проблем коллективной психологии, менталитета, культурологии» [6, с. 150]. Процитированными строками ограничивается косвенная характеристика источниковедческого значения личных библиотек: они не названы даже в ряду других источников. Между тем, в этом же учебном пособии обстоятельно характеризуются разнообразные группы исторических источников, прослеживаются типологические изменения корпуса источников в различные периоды истории, рассматриваются методы их изучения. Такое невнимание авторов к личным библиотекам вполне объяснимо: в исследовательской литературе личные библиотеки с позиций источниковедения до сих пор специально не изучались.
Вместе с тем, для осмысления источниковых функций личных библиотек чрезвычайно важными являются те работы, где с источниковедческих и культурологичес-
ких позиций рассматривается феномен книги. В ряду таких работ следует, прежде всего, назвать исследования А.С. Мыльникова [13, 14, 15, 16, 17]1. По мнению ученого, «книга может выступать по крайней мере в двух качествах - либо как аккумулятор информации (книга как инструмент в научной работе), либо как памятник письменности и печати (книга как источник)» [16, с. 20]. Определяя книгу как своеобразный синтезирующий компонент культуры, являющийся продуктом как духовного, так и материального производства, А.С.Мыльников считал, что основной задачей историко-культурных и историкобиблиографических исследований личных книжных собраний должно быть раскрытие через книгу духовных ценностей эпохи и порожденного ею типа человеческой личности. Предложенная им «формула» исследований предполагает изучение репертуара книги данной эпохи - изучение истории данного книжного собрания -изучение данного экземпляра книги [16, с. 40]. С одной стороны - поэкземпляр-ное изучение состава библиотеки, с другой - ее комплексное рассмотрение (история, тематика, соотношение книг по отдельным отраслям знания, характер организации и т. д.). Не останавливаясь на особенностях, предложенной А.С. Мыльниковым книговедческой методики анализа, как отдельной книги, так и книги в составе того или иного собрания, отмечу, что он является автором статьи «Каталоги личных библиотек ученых как историко-культурный источник» [14], также представляющей несомненный интерес с точки зрения рассмотрения личных библиотек в качестве исторических источников. В работах О.Г. Ласунского, В.И. Харламова [8, 23] и ряда других авторов также затрагиваются источниковедческие аспекты изучения личных библиотек, но ничего принципиально отличного от позиции А.С. Мыльникова работы названных авторов не содержат.
Положение о двойственном характере книги (источник информации и исторический источник одновременно) применитель-
1 Во время работы над данной статьей пришло печальное известие о кончине А.С. Мыльникова. Блестящий историк культуры, этнограф, книговед, Александр Сергеевич, пожалуй, как никто из его современников, много сделал для сближения источниковедения и книговедения, для культурологического осмысления явления книги, для определения подходов к изучению личных библиотек.
но к изучению личных книжных собраний чрезвычайно плодотворно, при всей, казалось бы, его очевидности и бесспорности. Если в первый период своей истории (при жизни владельца), личная библиотека - прежде всего источник получения информации (профессиональной, эстетической), то во втором периоде источниковые функции становятся преобладающими. Личное собрание выступает свидетелем времени, становится историко-культурным источником, к которому чаще обращаются не за той информацией, которую дает содержание книг, а за той, которая возникла в результате жизни библиотеки. Особую значимость приобретают такие характеристики, которые делают ее уникальной: неповторимое сочетание книг, индивидуальные переплеты, конволюты, экслибрисы, пометы, владельческие и дарственные надписи, вложения, следы чтения. Вместе с тем, информация, заключенная в книгах собрания, также приобретает важную характеристику - принадлежность к данному собранию: содержание книги может восприниматься и интерпретироваться именно сквозь призму принадлежности.
В особую группу источников выделяются в источниковедении разнообразные записи на книгах. Этот вид источников достаточно обстоятельно рассмотрен в специальной литературе: разработана систематизация записей, охарактеризованы особенности различных групп записей и их источниковые функции, показаны возможности использования материалов записей в исторических исследованиях1 [1, 3, 4, 18, 19, 20, 22]. Специалисты неоднократно подчеркивали, что историческая информация, заложенная в маргиналиях, значительно шире круга интересов только книговедческой науки, подтверждая данное положение оригинальными исследованиями записей на конкретных экземплярах книг. Большинство работ посвящено рассмотрению записей на рукописных и первопечатных книгах безотносительно к тому, в составе каких собраний (личных или общественных) эти книги находятся. Лишь в последнее время усилился интерес к изучению следов чтения и записей
1 Среди многочисленных публикаций по данной теме сошлюсь лишь на те, в которых записи на книгах рассматриваются в качестве исторического источника.
на книгах (владельческих и дарственных) из личных книжных собраний.
Даже столь краткое обозрение имеющихся книговедческих и источниковедческих исследований, в которых затрагиваются вопросы изучения личных библиотек, показывает, что до настоящего времени, по крайне мере, в отечественной литературе, личные библиотеки специально не рассматривались в ряду источников, характеризующих отдельные периоды и особенности отечественной культуры.
В источниковедении источник определяется как продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе. Личная библиотека является результатом целенаправленной собирательской деятельности ее владельца, а деятельность по созданию библиотеки, в свою очередь, обусловлена другими видами деятельности человека, стремившегося решать важные для себя проблемы. Очевидно, что чем более осознанно и целенаправленно формировалось то или иное книжное собрание, тем большую ценность оно представляет в качестве объекта исторического познания.
Другая особенность личных библиотек как историко-культурного источника заключается в том, что на всем протяжении письменной истории человечества они аккумулировали в себе другие виды письменных источников различных периодов, представлявших ценность для конкретной личности определенного времени. Если состав фонда общественных библиотек в рамках определенного периода и определенного региона достаточно стабилен, то состав личных библиотек дает более целостное представление о разнообразии культурных устремлений своего времени. И чем значительнее личность владельца библиотеки, тем сложнее выделить типические характеристики его библиотеки. Практика изучения личных библиотек показывает, что типичные книжные собрания чаще всего используются для изучения уровня развития культуры в целом, то есть для получения данных об обществе: обращение к личным библиотекам известных людей (государственных деятелей, писателей, ученых и т. д.) в большей степени отвечает задачам исследований в области персонологии, то есть позволяет полу-
чить оригинальные данные о конкретном человеке.
Не будет большим преувеличением сказать, что из всего вещного окружения человека, закончившего свой земной путь, личная библиотека наиболее ярко представляет духовный облик своего владельца, является его портретом и отражает неповторимый путь личности в пространстве культуры. «Собрание неотделимо от собирателя, это его микрокосм, овеществленная модель его личной культуры, особое средство освоения и интериоризации истории и культуры человечества», - отмечал известный библиофил и исследователь феномена собирательства М.В. Рац [21, с. 215]. Творческие достижения личности (научные труды, художественные произведения, изобретения и т. д.) представляют вершину айсберга, то, что автор посчитал необходимым явить миру, а книги личной библиотеки позволяют рассмотреть подводную часть, хранящую следы творческих и духовных исканий личности.
Личные библиотеки являются одним из наиболее информативных источников для познания неповторимых черт личности и процесса создания новых культурных ценностей. Принцип понимания одного человека другим через посредство текста произведения, определяющий специфику гуманитарного познания, органичен и для явления личной библиотеки. Уникальность этого источника постепенно осознается в научной среде. Исследования последних лет демонстрируют возможности использования материалов личных библиотек в различных направлениях историко-культурных исследований: взаимовлияние и взаимодействие культур, историческое портретирование, психология творчества, распространение культурных ценностей. Показательно, например, замечание Б.С. Илизарова: «Источников, непосредственно отражающих скрытую интеллектуальную и духовную жизнь человека, почти нет. Лишь прерывающимся пунктиром обозначают некоторые внутренние процессы черновые и подготовительные материалы людей, привыкших излагать свои мысли на письме, сюда же примыкают зафиксиро-
ванные спонтанные комментарии и высказывания <...> но именно они дают возможность историку заглянуть в душу своего героя» [5, с. 184]. К «спонтанным комментариям и высказываниям» ученый относит, прежде всего, маргиналии на книгах личной библиотеки. На основе тщательного анализа состава личной библиотеки И.В. Сталина и содержания его помет и записей на книгах автор приходит к интересным выводам, позволяющим по-новому осмыслить личность «отца народов», его поступки и их мотивы.
Сложность включения личных библиотек в существующие классификации исторических источников объясняется, прежде всего, их синтетическим характером: личная библиотека как единое целое обладает разнообразными источниковыми функциями и одновременно включает в себя рукописные и печатные источники, имеющие самостоятельную ценность. В свою очередь, отдельные экземпляры книг личной библиотеки, отражая историю их бытования в культурной среде и в составе конкретной библиотеки, также могут содержать в себе различные письменные источники (экслибрисы, маргиналии, вложения, закладки и т. д.).
С одной стороны, личные библиотеки следует отнести к вещественным источникам, с другой - они содержат целый комплекс письменных источников.
С точки зрения традиционного деления исторических источников на остатки и предания можно говорить о том, что личная библиотека является реальным воплощением времени и ее создателя (остатки), но одновременно и отображением того или иного исторического периода, явления через призму собирательской деятельности (предания). Создатель библиотеки сознательно отбирает воплощенные в книге культурные ценности, как своего времени, так и прошлого. Вместе с тем, нельзя забывать о функциях личной библиотеки как источника информации, заключенной в книгах библиотеки.
Многоуровневый характер личной библиотеки как исторического источника можно представить следующим образом:
Источник X ар ак т ер и с тики Какие с ведения дает ис т ор ику к уль тур ы Направления куль тур о л огич е ских исследований
Группа личных библиотек, выделенных на основании одного или нескольких признаков (период, регион, социальная и профессиональная принадлежность владельцев, тип собрания и т. д.) Количество библиотек в выбранных группах, средний объем, типичные черты, набор изданий по содержанию, хронологии, языкам и т. д. Пути миграции книги внутри группы и за ее пределами. Об уровне образованности различных профессиональных и социальных слоев, об уровне развития книгоиздания и книгораспростра-нения, о движении книги в различных слоях общества, в различные периоды, о ц е нн о стн о -п оз наватель ных ориентациях общества, об особенностях потребления книги, о проникновении иностранных, религиозных, эстетических, философских и др. влияний. Социологокультурологические, историческая диффузия культур, куль ту-рогенез, культурные контакты
Отдельная личная библиотека, как целостное историкокультурное явление Количественная (объем), принадлежность (сведения о владельце), состав (распределение по отраслям знания, видам и типам документов), географические, языковые и хронологические характеристики, внешние характеристики (наличие специальных переплетов, экслибрисов и т. д.), размещение, условия хранения, особенности и история формирования (источники комплектования библиотеки), наличие в собрании свидетельств принадлежности к той или иной социальной, профессиональной группе, научному сообществу, художественным и политическим направлениям (дары, оттиски статей, препринты, конволюты, особые группы документов- нелегальные и запрещенные издания, самиздат и т. д.) Сведения о владельце как читателе, книголюбе, библиофиле, состав и круг чтения, факты заимствований и преемственности, традиций и влияний, творческих и профессиональных связей, эстетические характеристики, политические взгляды, материальное положение и т. д. Историческая персо-нология, диалог культур, социология личности, история идей, открытий, хранение и трансляция культурных ценностей.
Отдельные экземпляры книг, рукописей, конволюты, входящие в состав библиотеки Переплет, экслибрис владельца библиотеки, сведения о прежних владельцах (владельческие записи, штампы, экслибрисы), дата и история поступления экземпляра в данное собрание, наличие дарственных надписей. История (судьба) отдельной книги, факты жизни и творчества владельца, сведения о контактах (творческих, личных, профессиональных и т. д. Историческая персо-нология, диалог культур, социология личности, история идей, открытий, хранение и трансляция культурных ценностей. Психология творчества, историческая персо-нология, диалог культур, социология личности
Записи на книгах: владельческие, дарственные, следы чтения, вложения, закладки, выписки, записи дневникового характера, творческие тексты. Характер записей, наличие исправлений, редакторской правки, условных обозначений, подчеркиваний и отчеркиваний, других способов выделения текста, наличие творческих текстов, изобразительных материалов. Особенности восприятия текста, психологические характеристики личности (темперамент, система ценностей ит. д.). Отношение к современникам и предшественникам, менталитет, аллюзии и реминисценции, заимствования и влияния, другие виды взаимодействия, факты биографии. Психология творчества, историческая персонология, диалог культур, социология личности
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие особенности личных библиотек как источников для изучения истории культуры:
• личные библиотеки - синтетический, многоуровневый источник, аккумулирующий в себе различные типы вещественных и письменных источников;
• при использовании личных библиотек в качестве историко-культурного источника особую значимость имеют те характеристики личных библиотек, которые они приобрели в процессе своего бытования в пространстве культуры; книги личной библиотеки как источник информации также приобретают особую характеристику - принадлежность к тому или иному собранию.
• для некоторых направлений культурологических исследований (история трансляции культуры, культурные контакты, диалог культур, история менталитета, историко-культурологическая психология, социология культуры) личные библиотеки являются уникальным источником, так как непосредственно отражают эмоциональные, интеллектуальные проявления личности, процесс освоения, распространения и возникновения культурных ценностей;
• использование личных библиотек в качестве историко-культурного источника может стимулировать новые направления междисциплинарных исследований, связанных с изучением культурных коммуникаций;
Можно предположить, что в период активной культурологизации гуманитарного знания, значимость изучения личных библиотек возрастет, что позволит по-новому взглянуть на идею преемственности в культуре и полнее раскрыть пути творческого освоения культурных ценностей.
Литература
1. Бакланова Н.А. Значение владельческих записей на древнерусских книгах как источника для истории русской культуры / Н.А. Бакланова // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963. - С. 197-205.
2. Балыкова Л.А. Мемориальная библиотека И.С. Тургенева как источник для изучения биографии и творчества писателя: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.А. Балыкова; ИРЛИ РАН. - СПб., 2003. - 22 с.
3. Будагова Л.Н. Дарственные надписи на книгах как источник культурно-исторической информации / Л.Н. Будагова // Книга в простран-
стве культуры: Тезисы докл. / Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1995. - С. 10-13.
4. Голева О.П. Некоторые аспекты изучения надписей на книгах / О.П. Голева // Букинистическая торговля и история книги. М., 1990. Вып. 1. - С. 157-161.
5. Илизаров Б.С. Сталин. Штрихи к портрету на фоне его библиотеки и архива / Б.С. Ильизаров // Новая и новейшая история. -
2000. - № 3. - С. 182-205.
6. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.
7. Каскина Ю.У. Шахматовская библиотека А.А. Блока как источник изучения его жизни и творчества: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.У. Каскина; МГУ. - М., 1996. - 22 с.
8. Ласунский О.Г. История библиофильства как отрасль книговедения / О.Г. Ласунский // Проблемы рукописной и печатной книги. - М., 1976. - С. 53-62.
9. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века / С.П. Лупов. - Л.: Наука, 1973. - 363 с.
10. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время: 1725-1740 / С.П. Лупов. -Л.: Наука, 1976. - 379 с.
11. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке: Книгоиздательство, Книготорговля. Распространение книг среди различных слоев населения. Книжные собрания частных лиц. Библиотеки / С.П. Лупов. - Л., 1970. - 224 с.
12. Макарова Е.А. Круг чтения как отражение культурной интуиции писателя: (На материале библиотеки Н.С. Лескова) / Е.А. Макарова // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1997. - Вып. 19. - С. 98-100.
13. Мыльников А.С. История книжных собраний как отрасль книговедения / А.С. Мыльников // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела: Секц. теорет. проблем библиофильства: Тез. докл. - М., 1974. - С. 6-8.
14. Мыльников А.С. Каталоги библиотек ученых как историко-культурный источник / А.С. Мыльников // Сов. библиогр. - 1986. -№ 5. - С. 38-44.
15. Мыльников А.С. Книга и культура /
А.С. Мыльников // Книга и культура: Сб. статей. - М., 1979. - С. 3-16.
16. Мыльников А.С. Книга как объект источниковедения / А.С. Мыльников // Источниковедение отечественной истории. - М., 1976. -С. 70-74.
17. Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении: (к постановке воп-
роса) / А.С. Мыльников // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 25. - М., 1972. - С. 8-21.
18. Поздеева И.В. Записи на старопечатных книгах кирилловского шрифта как исторический источник / И.В. Поздеева // Федоровские чтения. 1976. Читатель и книга. - М., 1978. -С. 39-54.
19. Поздеева И.В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (Историческая информация записей на книгах) / И.В. Поздеева // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 71. - М., 1995. - С. 97-115.
20. Пушкарев Л.Н. Записи на книгах как источник по истории культуры (На материале книг Симеона Полоцкого) / Л.Н. Пушкарев //
Археографический ежегодник за 2000 год // М.,
2001. - С. 115-128.
24. Рац М.В. О собирательстве: заметки библиофила / М.В. Рац. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 350 с.
22. Семенова Г.Ю. Об интересах читателей XVII века по материалам записей в книгах: Опыт применения корреляционного анализа / Г.Ю. Семенова // Отечественная история. -1994. - № 1. - С. 169-178.
23. Харламов В.И. К вопросу об истории книги как историко-культурной дисциплине /
В.И. Харламов // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 53. - М., 1986. - С. 43-51.