Научная статья на тему 'Личностный потенциал опережающего образования учителя технологии в области современных технологий'

Личностный потенциал опережающего образования учителя технологии в области современных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ADVANCED EDUCATION / PERSONAL POTENTIAL / SUBJECT AREA TECHNOLOGY / MODERN TECHNOLOGIES / NATIONAL-TECHNOLOGICAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китайгородский М. Д.

Современный учитель технологии должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Измерить эти качества возможно с помощью личностного потенциала опережающего образования учителя интегративного показателя, объединяющего в себе такие качества личности, которые являются основой для высокопродуктивной образовательной деятельности, опережающего самосовершенствования, профессиональной самореализации. Рассматриваемый личностный потенциал включает в себя ценностно-мотивационный, содержательно-операциональный и креативный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL POTENTIAL OF MODERN EDUCATION TEACHER OF TECHNOLOGY IN THE FIELD OF MODERN TECHNOLOGIES

A modern technology teacher must possess certain professional and personal qualities. To measure these qualities is possible with the help of the personal potential of the teacher's advanced education an integrative quality that combines such characteristics of the teacher that are the basis for effective pedagogical activity, constant self-improvement, achievement of pedagogical skills and help him to realize himself professionally. The considered personal potential includes the value-motivational, content-operational and creative components.

Текст научной работы на тему «Личностный потенциал опережающего образования учителя технологии в области современных технологий»

УДК 372.862

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.Д. Китайгородский

Аннотация. Современный учитель технологии должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Измерить эти качества возможно с помощью личностного потенциала опережающего образования учителя - интегративного показателя, объединяющего в себе такие качества личности, которые являются основой для высокопродуктивной образовательной деятельности, опережающего самосовершенствования, профессиональной самореализации. Рассматриваемый личностный потенциал включает в себя ценностно-мотивационный, содержательно-операциональный и креативный компоненты.

Ключевые слова: технологическое образование, опережающее образование, личностный потенциал, предметная область технология, современные технологии, национально-технологическая инициатива.

PERSONAL POTENTIAL OF MODERN EDUCATION TEACHER OF TECHNOLOGY IN THE FIELD OF MODERN TECHNOLOGIES

M. Kitaygorodskiy

Abstract. A modern technology teacher must possess certain professional and personal qualities. To measure these qualities is possible with the help of the personal potential of the teacher's advanced education - an integrative quality that combines such characteristics of the teacher that are the basis for effective pedagogical activity, constant self-improvement, achievement of pedagogical skills and help him to realize himself professionally. The considered personal potential includes the value-motivational, content-operational and creative components.

Keywords: technological education, advanced education, personal potential, subject area technology, modern technologies, national-technological initiative.

Вопросы и проблемы технологического развития нашей страны в последнее время очень часто являются предметом рассмотрения на самых разных уровнях. Разрабатываемая в настоящее время Национальная технологическая инициатива является одним из приоритетов государственной политики и включает в себя комплекс программ и проектов, которые направлены на включение России в формирующиеся глобальные технологические рынки будущего.

Для решения таких глобальных задач необходимы соответствующие кадры, владеющими современными технологиями, способными к освоению новых технологий, формирующихся в будущем. И готовить такие кадры необходимо уже в системе общего образования. Именно поэтому в поручении президента России Правительству Российской Федерации указано, что при проектировании проектов в сфере образования необходимо обеспечить решение задач внедрения «... на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в

образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»» [1].

Обновление содержания и его реализация в предметной области «Технология» должно осуществляться новыми профессиональными кадрами, учителями способными к восприятию новых технологий, их освоению и использованию в образовательном процессе. Современный учитель технологии должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами.

Наиболее часто при рассмотрении каких-то возможностей личности используют термин «потенциал» (лат. potential), что означает возможность, мощь, сила. В психолого-педагогических исследованиях приводятся различные определения этого понятия.

В психологии понятие «потенциальный» рассматривается как «возможный, еще не реализованный или не полностью реализованный» [2]. В частности, «потенциал достижений» определяется как «возможности человека в достижении успехов в том или ином виде деятельности» [2].

Нас, конечно, в большей степени будет интересовать потенциал личности или

личностный потенциал. Несмотря на кажущуюся простоту термина, понятие «потенциал личности» психологи трактуют по-разному. Например, В. Франкл связывает потенциал личности со стремлением человека познать смысл жизни и даже вводит понятие «потенциальный смысл» [3].

A. Маслоу [4] потенциал личности связывает с самоактуализацией, с потребностью человека добиваться полного использования своих талантов, способностей, с преобразованием компетенций личности (знаний, умений, навыков) из потенциального состояния в конкретные практические действия.

В исследованиях, посвященных изучению феномена личностного потенциала (А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, ОН. Зубова, ВН. Марков, ЕВ. Дьячкова, Е.П. Ходаева и др.), делается акцент и на творческий потенциал личности будущего учителя.

B.Н. Марков под личностным потенциалом понимает систему внутренних ресурсов личности, которые самоуправляемы и возобновляемы и которые реализуются в деятельности, связанной с получением значимых социальных результатов. При этом как часть личностного потенциала - личностно-профессиональный потенциал направлен на профессиональную реализацию [5].

Под ресурсами автор понимает средства, которые специалист может использовать для достижения определенных результатов и цели. К внешним ресурсам могут быть отнесены различные субъекты и объекты, процессы и явления внешней среды: человеческие и материальные ресурсы, внешние события и явления и т.д. Внутренние ресурсы могут быть представлены совокупностью внутренних установок и состояний, специальных и общих способностей, результатов творческой и мыслительной деятельности, поведенческих стратегий и т.д.

В.Н. Марковым выделены уровни личностно-профессионального потенциала для профессиональных кадров управления, основанные на определенных критериях и показателях. Одним из выделенных критериев является управленческий уровень кадров управления, связанный с показателями объективного положения управленца в организационно-управленческой структуре, а также его профессиональной самооценки.

И.А. Беспалов рассматривает

акмеологический потенциал, представляя его как систему профессиональных качеств личности, которые сформированы на основе

профессиональных акмеологических

компетенций и культуры личности [6].

В целом, под потенциалом следует понимать источник возможностей, средств, запаса, использование которых возможно для решения определенной задачи либо поставленной цели, а также как возможности отдельно взятого человека, общества, государства в конкретной области.

Представленные подходы можно перенести на профессиональную педагогическую подготовку, рассматривая профессиональный потенциал педагога как систему естественных качеств личности и приобретенных компетенций во время профессиональной подготовки. При этом очень важно, чтобы будущий учитель был способен этот потенциал наращивать, выбирая и осваивая новые технологии. В этом контексте можно говорить о личностном потенциале опережающего образования учителя как интегративного качества, объединяющего в себе характеристики учителя, являющиеся базовыми для эффективной профессиональной деятельности, непрерывного

самосовершенствования и стремления к достижению педагогического мастерства и помогающие ему самореализоваться в педагогической практике.

В личностном потенциале опережающего образования учителя можно выделить несколько компонентов: ценностно-мотивационный,

содержательно-операциональный (компетенции), креативный.

В основе ценностно-мотивационного компонента лежит совокупность мотивов и ценностей, которые определяют творческий характер профессиональной педагогической деятельности. К этому можно отнести осознание значимости инновационных процессов в образовании, стремление к

самосовершенствованию, повышению

квалификации, стремление к получению новых знаний и профессиональных компетенций.

Содержательно-операциональный компонент определяет способности, знания, умения и навыки, которые формируют современную профессиональную грамотность учителя. Применительно к учителю технологии это означает сформированность компетенций в области современной техники, современных технологий обработки материалов и информации. Содержательно-операциональный компонент определяет и методическую грамотность учителя, которая подразумевает освоение современных технологий и средств обучения.

Креативный компонент личностного потенциала опережающего образования учителя технологии включает в себя умения и навыки творческого применения в профессиональной деятельности приобретенных педагогом знаний и компетенций, способность учителя генерировать новые знания, стремление к организации творческой и исследовательской деятельности своих учеников, а также возможности проектирования и реализации своей программы профессионального личностного роста.

Формирование и развитие личностного потенциала опережающего образования учителя технологии в области современных технологий должно проходить на основе системных и интегрированных процессов, в которые включены: 1) овладение основ концепции опережающего образования в области современных технологий; 2) изучение и освоение современных технологий

преобразования материалов и информации, необходимых для решения профессиональных задач в образовательной области «Технология»; 3) применение современных технологий в

учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности.

Диагностику и оценку личностного потенциала опережающего образования учителя технологии необходимо проводить

покомпонентно, а уровень сформированности его должен отражать степень проявления всех его компонентов. Определим критерии, показатели и уровни личностного потенциала опережающего образования учителя технологии.

Критериями оценки сформированности личностного потенциала, являются признаки, на основе которого производится оценка. Исходя из этого, критериями можно определить одноименные понятия: ценностно-

мотивационный критерий, содержательно-операциональный критерий и креативный критерий. Данные критерии характеризуют степень сформированности того или иного компонента личностного потенциала.

Каждый выделенный критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих критерии, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Критерии и показатели личностного потенциала опережающего образования учителя технологии

Критерий Показатель

Ценностно-мотивационный - Интерес к предметной области «Технология» и профессии учителя. - Оценивание значимости предметной области «Технология», как базы инженерного образования. - Осознание необходимости опережающего образования в профессиональном образовании. - Стремление использовать современные информационные и радиоэлектронные технологии в профессиональной деятельности. - Потребность и значимость в приобретении новых компетенций в области современных технологий

Содержательно -операциональный - Владение основами концепции опережающего образования в области современных технологий. - Владение компетенциями в области современных информационных и радиоэлектронных технологий, необходимых для решения профессиональных задач в образовательной области «Технология». - Владение компетенциями в области методики обучения современным технологиям и использования современных информационных и радиоэлектронных технологий как средств обучения

Креативный - Владение знаниями о последовательности, содержании и технологиях проектирования исследовательской, проектной и соревновательной деятельности учащихся в процессе обучения технологии. - Корректирование деятельности профессиональной и учащихся на основе рефлексии. - Способность проектирования и реализации своей программы профессионального личностного роста

Степень выраженности описанных показателей позволяет выделить и охарактеризовать уровни сформированности

личностного потенциала опережающего образования учителя технологии: низкий, средний и высокий.

Для определения уровня сформированности личностного потенциала учителя технологии нами были применены анкетирование, тестирование, кейс-метод а также оценки результатов учебной деятельности студентов по таким дисциплинам как «Основы микропроцессорной техники»,

«Программирование микроконтроллеров в научно-исследовательской деятельности»,

«Образовательная робототехника», «Методика обучения технологии».

Таким образом, проведенный анализ проблемы оценки готовности современного учителя к профессиональной деятельности позволил нам предложить в качестве такой

оценки использовать уровень сформированности личностного потенциала опережающего образования учителя. Для более всесторонней оценки, рассматриваемый личностный потенциал должен быть многоаспектным и включать в себя ценностно-мотивационный, содержательно-операциональный и креативный компоненты. Выделенные в нашем исследовании показатели и критерии оценки сформированности личностного потенциала, а также предложенные методы исследования позволяют, с нашей точки зрения, объективно оценить уровень сформированное™ и рассмотреть динамику развития личностного потенциала опережающего образования учителя технологии.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsmlin.ru/acts/bank /43027

2. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем; под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

5. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. -Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.

6. Беспалов И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / И.А. Беспалов. - М., 2008. - 262 с.

Сведения об авторе:

Китайгородский Михаил Дмитриевич (г. Сыктывкар, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии Института точных наук и информационных технологий ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», e-mail: [email protected]

Data about the author:

M. Kitaygorodskiy (Syktyvkar, Russia), candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.