УДК 372.862
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
М.Д. Китайгородский
Аннотация. Современный учитель технологии должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Измерить эти качества возможно с помощью личностного потенциала опережающего образования учителя - интегративного показателя, объединяющего в себе такие качества личности, которые являются основой для высокопродуктивной образовательной деятельности, опережающего самосовершенствования, профессиональной самореализации. Рассматриваемый личностный потенциал включает в себя ценностно-мотивационный, содержательно-операциональный и креативный компоненты.
Ключевые слова: технологическое образование, опережающее образование, личностный потенциал, предметная область технология, современные технологии, национально-технологическая инициатива.
PERSONAL POTENTIAL OF MODERN EDUCATION TEACHER OF TECHNOLOGY IN THE FIELD OF MODERN TECHNOLOGIES
M. Kitaygorodskiy
Abstract. A modern technology teacher must possess certain professional and personal qualities. To measure these qualities is possible with the help of the personal potential of the teacher's advanced education - an integrative quality that combines such characteristics of the teacher that are the basis for effective pedagogical activity, constant self-improvement, achievement of pedagogical skills and help him to realize himself professionally. The considered personal potential includes the value-motivational, content-operational and creative components.
Keywords: technological education, advanced education, personal potential, subject area technology, modern technologies, national-technological initiative.
Вопросы и проблемы технологического развития нашей страны в последнее время очень часто являются предметом рассмотрения на самых разных уровнях. Разрабатываемая в настоящее время Национальная технологическая инициатива является одним из приоритетов государственной политики и включает в себя комплекс программ и проектов, которые направлены на включение России в формирующиеся глобальные технологические рынки будущего.
Для решения таких глобальных задач необходимы соответствующие кадры, владеющими современными технологиями, способными к освоению новых технологий, формирующихся в будущем. И готовить такие кадры необходимо уже в системе общего образования. Именно поэтому в поручении президента России Правительству Российской Федерации указано, что при проектировании проектов в сфере образования необходимо обеспечить решение задач внедрения «... на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в
образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»» [1].
Обновление содержания и его реализация в предметной области «Технология» должно осуществляться новыми профессиональными кадрами, учителями способными к восприятию новых технологий, их освоению и использованию в образовательном процессе. Современный учитель технологии должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами.
Наиболее часто при рассмотрении каких-то возможностей личности используют термин «потенциал» (лат. potential), что означает возможность, мощь, сила. В психолого-педагогических исследованиях приводятся различные определения этого понятия.
В психологии понятие «потенциальный» рассматривается как «возможный, еще не реализованный или не полностью реализованный» [2]. В частности, «потенциал достижений» определяется как «возможности человека в достижении успехов в том или ином виде деятельности» [2].
Нас, конечно, в большей степени будет интересовать потенциал личности или
личностный потенциал. Несмотря на кажущуюся простоту термина, понятие «потенциал личности» психологи трактуют по-разному. Например, В. Франкл связывает потенциал личности со стремлением человека познать смысл жизни и даже вводит понятие «потенциальный смысл» [3].
A. Маслоу [4] потенциал личности связывает с самоактуализацией, с потребностью человека добиваться полного использования своих талантов, способностей, с преобразованием компетенций личности (знаний, умений, навыков) из потенциального состояния в конкретные практические действия.
В исследованиях, посвященных изучению феномена личностного потенциала (А.А. Деркач, И.Н. Дроздов, ОН. Зубова, ВН. Марков, ЕВ. Дьячкова, Е.П. Ходаева и др.), делается акцент и на творческий потенциал личности будущего учителя.
B.Н. Марков под личностным потенциалом понимает систему внутренних ресурсов личности, которые самоуправляемы и возобновляемы и которые реализуются в деятельности, связанной с получением значимых социальных результатов. При этом как часть личностного потенциала - личностно-профессиональный потенциал направлен на профессиональную реализацию [5].
Под ресурсами автор понимает средства, которые специалист может использовать для достижения определенных результатов и цели. К внешним ресурсам могут быть отнесены различные субъекты и объекты, процессы и явления внешней среды: человеческие и материальные ресурсы, внешние события и явления и т.д. Внутренние ресурсы могут быть представлены совокупностью внутренних установок и состояний, специальных и общих способностей, результатов творческой и мыслительной деятельности, поведенческих стратегий и т.д.
В.Н. Марковым выделены уровни личностно-профессионального потенциала для профессиональных кадров управления, основанные на определенных критериях и показателях. Одним из выделенных критериев является управленческий уровень кадров управления, связанный с показателями объективного положения управленца в организационно-управленческой структуре, а также его профессиональной самооценки.
И.А. Беспалов рассматривает
акмеологический потенциал, представляя его как систему профессиональных качеств личности, которые сформированы на основе
профессиональных акмеологических
компетенций и культуры личности [6].
В целом, под потенциалом следует понимать источник возможностей, средств, запаса, использование которых возможно для решения определенной задачи либо поставленной цели, а также как возможности отдельно взятого человека, общества, государства в конкретной области.
Представленные подходы можно перенести на профессиональную педагогическую подготовку, рассматривая профессиональный потенциал педагога как систему естественных качеств личности и приобретенных компетенций во время профессиональной подготовки. При этом очень важно, чтобы будущий учитель был способен этот потенциал наращивать, выбирая и осваивая новые технологии. В этом контексте можно говорить о личностном потенциале опережающего образования учителя как интегративного качества, объединяющего в себе характеристики учителя, являющиеся базовыми для эффективной профессиональной деятельности, непрерывного
самосовершенствования и стремления к достижению педагогического мастерства и помогающие ему самореализоваться в педагогической практике.
В личностном потенциале опережающего образования учителя можно выделить несколько компонентов: ценностно-мотивационный,
содержательно-операциональный (компетенции), креативный.
В основе ценностно-мотивационного компонента лежит совокупность мотивов и ценностей, которые определяют творческий характер профессиональной педагогической деятельности. К этому можно отнести осознание значимости инновационных процессов в образовании, стремление к
самосовершенствованию, повышению
квалификации, стремление к получению новых знаний и профессиональных компетенций.
Содержательно-операциональный компонент определяет способности, знания, умения и навыки, которые формируют современную профессиональную грамотность учителя. Применительно к учителю технологии это означает сформированность компетенций в области современной техники, современных технологий обработки материалов и информации. Содержательно-операциональный компонент определяет и методическую грамотность учителя, которая подразумевает освоение современных технологий и средств обучения.
Креативный компонент личностного потенциала опережающего образования учителя технологии включает в себя умения и навыки творческого применения в профессиональной деятельности приобретенных педагогом знаний и компетенций, способность учителя генерировать новые знания, стремление к организации творческой и исследовательской деятельности своих учеников, а также возможности проектирования и реализации своей программы профессионального личностного роста.
Формирование и развитие личностного потенциала опережающего образования учителя технологии в области современных технологий должно проходить на основе системных и интегрированных процессов, в которые включены: 1) овладение основ концепции опережающего образования в области современных технологий; 2) изучение и освоение современных технологий
преобразования материалов и информации, необходимых для решения профессиональных задач в образовательной области «Технология»; 3) применение современных технологий в
учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности.
Диагностику и оценку личностного потенциала опережающего образования учителя технологии необходимо проводить
покомпонентно, а уровень сформированности его должен отражать степень проявления всех его компонентов. Определим критерии, показатели и уровни личностного потенциала опережающего образования учителя технологии.
Критериями оценки сформированности личностного потенциала, являются признаки, на основе которого производится оценка. Исходя из этого, критериями можно определить одноименные понятия: ценностно-
мотивационный критерий, содержательно-операциональный критерий и креативный критерий. Данные критерии характеризуют степень сформированности того или иного компонента личностного потенциала.
Каждый выделенный критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих критерии, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Критерии и показатели личностного потенциала опережающего образования учителя технологии
Критерий Показатель
Ценностно-мотивационный - Интерес к предметной области «Технология» и профессии учителя. - Оценивание значимости предметной области «Технология», как базы инженерного образования. - Осознание необходимости опережающего образования в профессиональном образовании. - Стремление использовать современные информационные и радиоэлектронные технологии в профессиональной деятельности. - Потребность и значимость в приобретении новых компетенций в области современных технологий
Содержательно -операциональный - Владение основами концепции опережающего образования в области современных технологий. - Владение компетенциями в области современных информационных и радиоэлектронных технологий, необходимых для решения профессиональных задач в образовательной области «Технология». - Владение компетенциями в области методики обучения современным технологиям и использования современных информационных и радиоэлектронных технологий как средств обучения
Креативный - Владение знаниями о последовательности, содержании и технологиях проектирования исследовательской, проектной и соревновательной деятельности учащихся в процессе обучения технологии. - Корректирование деятельности профессиональной и учащихся на основе рефлексии. - Способность проектирования и реализации своей программы профессионального личностного роста
Степень выраженности описанных показателей позволяет выделить и охарактеризовать уровни сформированности
личностного потенциала опережающего образования учителя технологии: низкий, средний и высокий.
Для определения уровня сформированности личностного потенциала учителя технологии нами были применены анкетирование, тестирование, кейс-метод а также оценки результатов учебной деятельности студентов по таким дисциплинам как «Основы микропроцессорной техники»,
«Программирование микроконтроллеров в научно-исследовательской деятельности»,
«Образовательная робототехника», «Методика обучения технологии».
Таким образом, проведенный анализ проблемы оценки готовности современного учителя к профессиональной деятельности позволил нам предложить в качестве такой
оценки использовать уровень сформированности личностного потенциала опережающего образования учителя. Для более всесторонней оценки, рассматриваемый личностный потенциал должен быть многоаспектным и включать в себя ценностно-мотивационный, содержательно-операциональный и креативный компоненты. Выделенные в нашем исследовании показатели и критерии оценки сформированности личностного потенциала, а также предложенные методы исследования позволяют, с нашей точки зрения, объективно оценить уровень сформированное™ и рассмотреть динамику развития личностного потенциала опережающего образования учителя технологии.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsmlin.ru/acts/bank /43027
2. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; пер. с англ. и нем; под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
5. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. -Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.
6. Беспалов И.А. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / И.А. Беспалов. - М., 2008. - 262 с.
Сведения об авторе:
Китайгородский Михаил Дмитриевич (г. Сыктывкар, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин и методики обучения технологии Института точных наук и информационных технологий ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Kitaygorodskiy (Syktyvkar, Russia), candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Pitirim Sorokin Syktyvkar State University», e-mail: [email protected]