► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
УДК 37.013 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-92-105
ББК 74.002.4
ЛИЧНОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ КАК ИДЕАЛ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ПРАВОСЛАВИЯ
A PERSONAL MODEL AS AN IDEAL FOR IMITATION IN THE PEDAGOGY OF ORTHODOXY
Хорин Дмитрий Владимирович
Аспирант Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена E-mail: dim.horin@yandex.ru
Horin Dmitrii V.
PhD postgraduate student at the Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: dim.horin@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена подражания в педагогике Православия. Проведен анализ использования в отечественной педагогической науке понятий «пример», «образ», «идеальный образ», «личностный образец», «идеал», «педагогический идеал» и «цель». Доказано, что все они выступают понятиями одного порядка и направлены на организацию духовной преобразующей деятельности человека. С точки зрения педагогики и психологии рассмотрено понятие «подражание», изучена традиция его использования в педагогике Православия. Следование личностному образцу как идеалу для подражания в Православии соотносится с методом примера в педагогической науке. С опорой на акмеологический, культурологический и аксиологический
Abstract. The article considers the phenomenon of imitation in the pedagogy of Orthodoxy. The analysis of the use of the concepts of "example", "image", "ideal image", "personal sample", "ideal", "pedagogical ideal" and "goal" in the Russian pedagogical science is carried out. It is proved that all of them are concepts of the same order and are aimed at organizing the spiritual transformative activity of a person. From the point of view of pedagogy and psychology, the concept of "imitation" is considered and the tradition of its use in the pedagogy of Orthodoxy is studied. Following a personal model as an ideal for imitation in Orthodoxy correlates with the method of example in the pedagogical science. Based on acmeological, culturological and axiological approaches, the essence
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Хорин Д. В., 2023
подходы раскрывается сущность примера в педагогике Православия. Доказывается, что традиционно в воспитательной системе Православия методу примера отводится особая роль. Примером в данном случае служат святые, прославленные в данном лике Православной Церковью. Особую роль, в таком случае, играют жития святых как средство воспитания и образования.
of the example in the pedagogy of Orthodoxy is revealed. It is proved that the method of example traditionally plays a special role in the educational system of Orthodoxy. An example in this case is the saints glorified in this face by the Orthodox Church. A special role is played by descriptions of the life of saints as a means of upbringing and education.
Ключевые слова: личностный образец, пример, метод примера, идеал, подражание, жития святых.
Keywords: a personal model, an example, the method of example, the ideal, imitation, descriptions of the life of saints.
Для цитирования: Хорин Д. В. Личностный образец как идеал для подражания в педагогике православия // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 92-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-92-105.
Cite as: Horin D. V. A personal model as an ideal for imitation in the pedagogy of Orthodoxy. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 92-105. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-92-105.
Русское понятие «образование» аналогично немецкому «bildung» происходит от слова «образ». Исходя из этого, под образованием следует понимать «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [1, с. 62-63]. Как отмечал А. А. Корольков, «образование - это вочеловечивание, предполагающее созидание и самосозидание личности, приближающейся к идеальному Образу. Видение такого Образа у верующего связано с Богом, а у неверующего - с некими, как ему кажется, рациональными идеалами, сдобренными поэзией, социальными стремлениями, но объяснить которые рационально никогда и никому не удалось» [2, с. 114].
Словарь Ушакова так толкует слово «образ»: «облик, вид, подобие». В философии под понятием «образ» понимается «результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем» [3]. В педагогической науке термин «образ» тесно связан с лексемой идеал (франц. idéal, от греч. idéa 'идея', 'первообраз'). В. И. Даль так объясняет данное понятие: «Идеал - мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта». Большая советская энциклопедия говорит об идеале как об идеальном образе, определяющем способ мышления и деятельности человека или группы людей. Формирование идеала предполагает «специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления» [4]. По мнению В. Е. Давидовича, идеал - это та
цель, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор» [5, с. 33].
Также в педагогике существует разработанный П. Ф. Каптеревым термин «педагогический идеал» - это комплексное описание достойного с точки зрения общества образцового человека, особенностей его личности, ценностных отношений, характерном поведения и взаимодействия с людьми.
К. Д. Ушинский отмечал в первом томе «Педагогической антропологии», что «вечно предшествующий идеал педагогического искусства есть совершенный человек» [6, с. 13], а далее подчеркивал то, что педагогика «стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому, к идеалу совершенного человека» [6, с. 32]. Каждая эпоха имеет свои идеальные образы совершенного человека, которые определяют глобальные цели образования. Последние характеризуют ожидаемые либо планируемые результаты образования, к которым возможно только стремиться [7, с. 63]. Данные цели, соответствуя системе требований определенного общества и личностного развития, в свою очередь, определяют содержание всех остальных компонентов целостного образовательного процесса (содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный, ресурсный).
В связи с феноменом идеала следует обратиться к понятию «идеальной формы», введенном советским психологом Л. С. Выготским при описании поведения ребенка. Идеальная форма - это результат, к которому стремится система в процессе саморазвития, иными словами аттрактор, определяющий тип поведения.
С этой точки зрения прошлое личности не обуславливается исключительно ее настоящим, важную роль в его формировании имеет будущее. Каждый человек имеет проект своего будущего, строит определенные мечты о нем и движется к ним. Утверждать это позволяют открытия нейрофизиолога Н. А. Бернштейна. По мнению ученого, «наметить двигательную задачу (независимо от того, как она закодирована в нервной системе) - это необходимо означает создать в какой-то форме образ того, чего еще нет, но что должно быть. Подобно тому, как мозг формирует отражение реального внешнего мира - фактической ситуации настоящего момента и пережитых, запечатленных памятью ситуаций прошедшего времени, он должен обладать в какой-то форме способностью «отражать» (т. е., по сути дела, конструировать) и не ставшую еще действительностью ситуацию непосредственно предстоящего» [8, с. 280-281].
Благодаря переводу на русский язык книги «Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали» видного польского философа и социолога Марии Оссовской (1896-1974) в конце ХХ в. в отечественной науке появилось понятие «личностного образца» или «нормативного образа личности». Этот термин определяется автором как «реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию» [9, с. 29]. Личностный образец служит целью притязаний для индивида или для группы людей, а система его норм и ценностей выступают для этого процесса стратегическими ориентирами [10, с. 69].
Таким образом, можно констатировать, что в отечественной педагогике термины «образ», «идеальный образ», «личностный образец» «идеал», «педагогический идеал»
и «цель» выступают названиями понятий одного порядка, направленных на организацию духовной преобразующей деятельности человека [10, с. 69].
Подобные категории широко используются и в европейской науке. Так, французская социология знает понятия «images-guides» - «направляющие образы» и «ideal de la personne» - «идеал личности». Англоязычные исследования говорят об «enviable human figure» - «человеческом образе, представляющем предмет притязаний», human ideal-type of a given culture - «идеальном типе человека в данной культуре» или об «admirable human figure» - «образе, вызывающем восхищение». Немецкие ученые часто пользуются термином «vorbild» - «образец, пример, модель, пример для подражания», а также выражением «Ideal-Typus der Gruppe» - «идеальный тип группы» [11, с. 83].
Для выявления идеального образа в православной педагогике следует вначале определить идеал совершенного человека конфессии в целом. Для православной антропологии такой идеал не абстракция: с точки зрения конфессии человеческое совершенство являет Иисус Христос [12].
Идеальным образом в педагогике Православия К. Д. Ушинский в материалах к третьему тому «Педагогической антропологии» называет Иисуса Христа, утверждая, что «этот идеал надобно внедрять детям с детства», так как «каждый христианин рожден для высшего совершенства» [13, с. 323]. С. Ю. Дивногорцева подтверждает эту точку зрения, называя Иисуса Христа высочайшим нравственным идеалом «для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать нравственную работу над собой». По мнению исследователя, «православному человеку не нужны вымышленные идеалы, для него высочайшим образцом совершенного человека является Богочеловек Иисус Христос» [14, с. 3].
Аналогичной точки зрения придерживается и епископ Русской православной церкви заграницей Александр (Милеант): «Христос - идеал совершенства. В лучшие моменты жизни, когда нас посещает вдохновение начать жить для добра, всех любить и всем делать добро, нам не найти более высокого примера для подражания, чем Господь Иисус Христос. Праведники всех времен - пророки, апостолы, мученики, преподобные и другие подвижники веры - сияют духовной красотой в той мере, в какой они уподоблялись Христу. "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись", - поется при крещении человека (Гал. 3:27, 4:19). Как дождевые капли, переливаясь цветами радуги, отражают сияние солнца, так каждый верующий христианин должен отображать нравственную красоту Христа. Мы не только можем, но и должны подражать Христу» [15].
Во всех представленных цитатах ключевым словом является «подражание». Подражание в педагогической науке - это «следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком действий, поведения другого человека» [16, с. 202]. Среди синонимов этого слова: заимствование, повторение, копирование, имитация.
Особое значение подражание имеет в развитии ребенка, являясь одним из важнейших средств усвоения общественного опыта. Особенно велика роль данного феномена на ранних этапах развития: таким образом в раннем и дошкольном возрасте ребенок овладевает речью, постигает навыки самообслуживания, предметные действия и нормы поведения.
Разным возрастам соответствуют определенные психологические механизмы подражания. Так, у младенцев - это копирование звуков голоса и движений взрослых как опыт выстраивания осмысленного контакта. В дошкольном возрасте - путь познания смысловых структур человеческой деятельности. У подростков определяет «идентификацию подростком себя с некоторой значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик» [16, с. 202]. У взрослых подражание служит компонентом системы освоения некоторых профессий и видов деятельности (например: спорт, искусство).
В психологии под подражанием понимается процесс воспроизведения человеком качеств и стереотипов наблюдаемого поведения. Кроме того, данный феномен относится к механизмам взаимного влияния, которые определяют характер массового поведения. Подражание как механизм психологии масс регулируется двумя следующими закономерностями:
1. Низшие образцы подражают высшим.
2. Внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние.
Подражание носит не односторонний характер, и источник подражания также испытывает воздействие подражающего. Интенсивность такого взаимовлияния зависит от критичности индивидов, участвующих в процессе.
Современная психология отдает значительную роль в процессе формирования ценностных отношений личности, помимо подражания таким механизмам, как идентификация, рефлексия, субъектификация и эмпатия.
Толкование понятия «подражание» порождает вопрос: а приемлемо ли его использование в связи с феноменом личностного образца? Отвечая на него, следует отметить некоторые моменты. Созидание и самосозидание личности, стремящейся к идеальному образу, не может ограничиваться копированием определенного примера, воспроизведением его действий и поведения.
Это более глубокий процесс, предполагающий присвоение системы ценностей идеального образа (который можно определить и как ценностно-нормативный образ) и образование на его основе ценностных ориентаций своей личности. Причем идеальный образ всегда удаляется, по мере того как мы к нему приближаемся. Так, в Православии противопоставляется толкование феномена «подражание Иисусу Христу» как внешнего копирования на уровне общественного явления и как понятия, целиком охватывающего христианскую нравственность и жизнь [17]. В первом случае предполагается ограничение данного явления исключительно вопросами морали, а Иисус Христос выступает в антропологии «сугубо моделью для подражания в поступках» [18, с. 132]. Во втором варианте этическое и онтологическое не разделяется и не противопоставляется.
В Православии понятие «подражание» имеет с определенного времени отрицательные коннотации: многими православными идея подражания Иисусу Христу была воспринята как ошибочная и недопустимая. Такая точка зрения связана с проникновением в восточное христианство из мира западного христианства учения о подражании, несовместимого с Православием.
Данное направление в России ассоциируется, прежде всего, с книгой Фомы Кем-пийского «О подражании Христу». Эта работа была широко известна на Руси с XVII в. и на протяжении столетий оставалась популярной, выдержав в нашей стране 54 издания в 20 переводах [19]. По содержанию эта книга пропитана идеей индивидуальной, внутренней религиозности, которая противопоставлена культовому элементу религии. По выражению Фомы Кемпийского, «если только во внешней обрядности полагаем свое преуспеяние в религии, скоро придет конец нашему благочестию. Но у самого корня положим секиру, чтобы, очистившись от страстей, снискать себе промысел мирный» [20].
С резкой критикой книги в России выступили епископ Игнатий (Брянчанинов), публицист М. А. Новоселов, иеросхимонах Лев (Наголкин), В. Соловьев, В. Лосский, священники П. Флоренский и Г. Флоровский. Их точка зрения исходит из полемического «настроя в отношении моралистического учения Запада», заключающегося во внешнем моралистическом сообразовании человека «с проявлениями в жизни исторического Христа» [17] и неприемлемого для Православия «чувственного характера практики подражания» [18, с. 131]. Вместе с тем ряд православных теологов поддержали эту работу немецкого католического монаха и мыслителя. Среди них митрополиты Иоанн (Максимович) и Димитрий (Туптало), а также профессор К. П. Победоносцев.
Сегодня обсуждение проблемы подражания Иисусу Христу в Православии гораздо шире, чем осмысление труда Фомы Кемпийского. Так, видный греческий философ и теолог Христос Яннарас не допускал даже гипотетической возможности присутствия подражания Иисусу Христу в православной традиции. Ученый просматривает его корни не только в работе Фомы, но и в пиетизме 1690-1730 гг., французском янсенизме XVII в., квиетизме, учениях Терезы Авильской, Иоанна Креста, Франциска Сальского (Франсуа Де Саля), Франсуа де Салиньяка де Ла Мот-Фенелона [21, рр. 109-114].
По мнению Христоса Яннараса, религиозность такого типа целиком сформировалась на Западе и характеризуется ограничением отношения к культовому элементу религии как к практике укрепления индивидуальной внутренней религиозности, восприятием Священного Писания как источника морального развития, страхом вероотступничества, кальвинистском толковании духовности, отношении к нравственности как к самоцели [22]. В Россию данное явление проникло вместе с реформами Петра I и было связано с деятельностью архиепископа Феофана (Прокоповича).
Г. И. Мантзаридис считает подражание Иисусу Христу важным элементом православной традиции с первых веков христианства. Неприятие этого феномена рядом исследователей он связывал с неверным его пониманием и неправильными подходами к нему на Западе. Вместе с тем, по мнению ученого, в Православии сохранилось истинное наследие подражания и важно его разделять с ложными наслоениями.
По выражению Г. И. Мантзаридиса, «с самого начала главной заботой христиан было подражание Христу, разные виды и формы которого нашли свое выражение в их личной и общественной жизни. И это естественно, поскольку феномен подражания характеризует общественную жизнь людей вообще, и особенно жизнь детей, а христиане призваны жить в Церкви, как дети Божии и воспитывать в себе такое сознание» [17]. О подражании Иисусу Христу говорит еще апостол Павел: «...умоляю вас: подражайте мне, как я - Христу»
(1 Кор. 1:4-16). В XII столетии виднейший духовный деятель Древнерусского государства, православный богослов, церковный писатель епископ Кирилл Туровский (1130 - ок. 1182) призывал: «С трезвением подражай Христову житию» [23, с. 117]. Многие исследователи констатируют факт существования в агиографической поэтике Древней Руси литературной парадигмы «Подражание Христу» [24; 25].
Можно утверждать, что учение о подражании Иисусу Христу, следующее Библии и православному вероучению, изначально известно православной традиции. Базис учения о подражании Иисусу Христу определяется уже в Священном Писании Нового Завета. В Евангелиях содержится описание жизни Иисуса Христа, имеющее среди прочего своей целью дать верующим образец для жизни.
Более того, сам основатель христианства призывал Своих последователей подражать Его примеру: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15). Отдельно следует отметить описание в Евангелиях страданий Иисуса Христа, представляющее собой образец для подражания гонимым либо отторгаемым обществом христианам. Подтверждает это и ученик Иисуса Христа Петр: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2, 21).
Так, один из величайших последователей Иисуса Христа Игнатий Антиохийский, ведомый на мучения и смерть в Рим, воодушевлялся мыслью о том, что станет подражателем своего Учителя: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня» [26].
По мнению Г. И. Мантзаридиса, подражание «здесь воспринимается не как внешнее сообразование, но как переживание, затрагивающее глубочайшие пласты человеческого бытия. Благодаря этому подражанию осуществляется полное преображение расположений и деятельности христианина» [17]. В Православии подражание Иисусу Христу есть подражание Богу, так как Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, а кроме того, Сам подражает Богу Отцу. Так, Игнатий Антиохийский призывает: «...будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему» [27]. О подражании Иисусу Христу учили святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий, греческий богослов Ориген, византийские богословы от Максима Исповедника и Иоанна Синаита до Григория Паламы и его приемников.
В педагогике Православия это подражание носит относительный характер, так как еще Климент Александрийский утверждал невозможность уподобления человека Богу по добродетели. По утверждению Г. И. Мантзаридиса: «Человек подражает Богу и уподобляется Ему в определенных рамках, заданных его возможностями» [17]. И даже в этих границах он проходит эти ступени совершенства только при помощи Бога.
Все это позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, подражание Иисусу Христу очень часто ассоциируется с именем Фомы Кемпийского (ставшего нарицательным) и определенной практикой духовных упражнений как части западной христианской практики lectio divina - «божественного чтения»
(как вариант - «молитвенного или медитативного чтения»), чуждого традициям восточного христианства из-за привлечения целенаправленной работы воображения, заключающемся в максимально осознанном, чувственном переживанием сцен и картин Священного Писания.
Во-вторых, в Православии есть целый ряд признанных деятелей, считающих работу Фомы Кемпийского вполне совместимой с той традицией, носителями которой они являлись.
В-третьих, в Православии со времен земной жизни Иисуса Христа существует учение о подражании Ему, не имеющее никакого отношения ни к lectio divina, ни к книге Фомы Кемпийского, а «являющееся исключительно практическим руководством к духовной жизни». И Библия, и труды признанных деятелей православия содержат места, посвященные, в большей или меньшей степени, подражанию Иисусу Христу. Но в этих источниках данная тема выступает лишь «одним из элементов духовной жизни, существующим наряду с прочими» [18, с. 133]. Таким образом, использование понятия «подражание» в связи с именем Иисуса Христа как личностного высочайшего образца совершенного человека православной культуры видится вполне приемлемым, хотя и требует некоторых оговорок.
В педагогике Православия существует сродный понятию «подражание» термин -«уподобление». Священное Писание говорит о совете Святой Троицы перед созданием человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». После появления первого человека в Библии сказано: «По образу Божию сотворил его» (Быт. 1:26-27). Из этого можно сделать вывод, что образ Божий даруется каждому вместе с жизнью, подобие же требует определенных усилий со стороны человека. По словам В. Н. Духанина, «подобие Бога в человеке - это насколько Сам Бог - Высшее Добро, Любовь и Святость видны в человеке» [28].
Именно этот процесс непрестанного труда человека над собой, его нравственного возрастания и называется уподоблением. Исходя из этого, в педагогике Православия данное понятие более высокого порядка чем «подражание». Подражание - это только один из путей уподобления верующего человека Самому Богу.
Практически подражание Иисусу Христу, по мнению профессора Георгия И. Мантза-ридиса, «достигается путем подражания Его истинным ученикам» [17]. Они служат верными указателями и вспомогательными примерами созидания и самосозидания личности в ее стремлении к идеальному образу.
В Православии такие примеры - это святые, признанные таковыми Церковью. В вероучении Православия Иисус Христос, как самый совершенный образец, «Которому подражали и сами святые» [17], абсолютно чужд моральному злу и никогда не нарушал действием, словом или мыслью воли Бога. С точки зрения педагогики Православия, куда ближе к обычному человеку жизненный опыт святых, оступавшихся, совершавших недостойные поступки, но раскаивавшихся в них и выправлявших свой путь на достойную дорогу. Подражание святым - это «личное переживание их добродетелей» [17], включая и чисто человеческое положительное нравственное свойство характера - обличение своих злых мыслей или поступков и решимость никогда не повторять их в дальнейшем.
Современная педагогическая наука также знает метод примера, обоснованный в 1975 году в качестве метода воспитания Т. Е. Конниковой. Иногда пример относят к средствам воспитания. Например, Б. П. Битинас предлагал считать пример и методом, и средством воспитания в силу распространенности в педагогической практике образцов целостного поведения, что делает необходимым существование особого метода их предъявления при формировании идеалов [29, с. 118].
По определению И. В. Бабуровой, пример как метод воспитания это «способ взаимодействия педагога и воспитанников, при котором педагогом осуществляется продуманное предъявление образца установления отношений с миром, способного служить ориентиром (маркером) при выстраивании воспитанниками индивидуальной системы отношений с миром и самими собою» [30, с. 102].
Таким образом, пример - это «возможная модель выстраивания отношений с объектами внешнего мира и с самим собою; вариант другого смысла; образец ценностного выбора (найденного и совершенного кем-то другим), подталкивающий... человека к внутреннему диалогу, без которого процесс поиска индивидуального смысла невозможен» [30, с. 101]. Мы бы добавили к этому определению категории «пример» и отношение человека к различным событиям жизни: их оценку личностью и последующие ее действия в соответствии с творчески рассмотренным образцом. Таким образом, можно утверждать общее совпадение объема понятий «пример» и «личностный образец».
По мнению Б. Т. Лихачева, постижение человеком нравственной привлекательности идеала, личностного образца перерастает в самовоздействие на сознание субъекта воспитательного процесса. Это позволило ученому отнести метод воспитания примером к группе методов «обращение и самообращение к сознанию» [31, с. 275]. По выражению И. Ф. Харламова: «Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.
Раскрывая характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание - это вызывание действия внешней моделью». Я. А. Ко-менский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать».
Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей» [32, с. 310-311].
Так, в связи с примером как методом воспитания, мы возвращаемся к понятию «подражание». В. А. Сластенин выделил три этапа в механизме подражания:
Первый этап - появление у человека субъективного образа действия в определенных условиях в результате восприятия этого конкретного действия.
На втором этапе образуется связь между примером для подражания и последующими действиями этого человека.
На третьем этапе происходит творческий синтез самостоятельных и подражательных действий, «на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации» [1, с. 336].
Таким образом, по мнению ученого, подражание не является слепым копированием готового образца поведения, а выступает механизмом творческого формирования личности со свойственными ей действиями, как совпадающими с примером, так и вполне оригинальные, но следующие в канве ведущей идее такого примера [1, с. 336].
В воспитательной системе Православия традиционно методу примера отводится особая роль. В России всегда с любовью всей семьей читали жития святых, которые, как уже отмечалось выше, содержали примеры созидания и самосозидания личности. Это позволило развить в педагогике различные формы организации деятельности по изучению агиографического наследия.
Во-первых, это традиция давать имя новорожденному человеку в соответствии с календарем дней памяти святых. Этот святой сопровождает человека всю жизнь, а его жизнеописание внимательно изучается.
Во-вторых, это выбор более зрелым человеком себе небесного покровителя (или целой группы святых), наиболее близкого ему по обстоятельствам жизни (не обязательно совпадающего по имени) и стремление следовать его примеру. Например, если в центре жизненных ценностей человека находится построение семьи, в качестве покровителей избираются святые семьи императора-священномученика Николая Второго, благоверного князя Димитрия Донского или другие.
В-третьих, это чтение жизнеописаний святых в связи с определенными историческими датами или событиями. В таком случае открываются историческая роль тех или иных святых, их поступки применительно к тем или иным событиям жизни.
В-четвертых, это выборочное чтение к определенным обстоятельствам жизни примеров того, как в сопоставимых случаях поступали святые.
В-пятых, это чтение житий святых индивидуально или совместно в классе, семье, храме ежедневно в соответствии с календарем дней памяти святых и соотнесение своей личности и жизни с описанием биографий этих святых.
Комплексно подойти к вопросу смысла изучения житий святых попытался преподобный Иустин (Попович). По его мнению, цель такого изучения только одна - приобщения читателя к совершенству, а святые - это «самые совершенные христиане, потому что они в наибольшей мере освятили себя подвигами святой веры в воскресшего и вечно живого Господа Иисуса. Действительно, они единственные истинные бессмертные в роде людском, ибо всем существом своим живут в воскресшем и ради воскресшего Господа Христа, и над ними никакая смерть не имеет власти. Их жизнь вся от Господа Христа, и потому вся - христожизнь; и мысль их есть христомысль, и чувство их - христочувст-во. Все, принадлежащее им, есть в первую очередь Христово, а уж затем их; если совесть, то она сперва Христова, а затем их, если жизнь, она сперва Христова, а затем их. У них и нет их самих, а все и во всем Христос» [33].
Эта цель позволяет сформулировать систему положений о необходимости чтения жизнеописаний святых, которые выступают средствами воспитания:
1. Изучение житий святых выступает приемником изучения апостольского предания, так как они продолжают «Деяния Апостолов», описывающие деяния Иисуса Христа и Его ближайших учеников.
2. Изучая жития святых, христианин осознает цель своей жизни.
3. Жития святых укрепляют читателя в вере и помогают преодолевать жизненные трудности.
4. Жития святых дают пример, как догматические истины православного христианства воплощаются в жизни конкретного человека.
5. Жития святых - это самая полная энциклопедия преодоления плохих наклонностей и корректировки поведения.
6. Жития святых воплощают в себе всю сокровищницу педагогики Православия, так как жизненный опыт святых демонстрирует в бесчисленном множестве подробно разработанные пути созидания совершенной личности, проверенные многовековым опытом.
Список литературы
1. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
2. Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб., 1998. 576 с.
3. Спиркин А. Г. Образ // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1969-1986. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/083/207.htm (дата обращения: 07.06.2023).
4. Ильенков Э. В. Идеал // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1969-1986. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/050/539.htm (дата обращения: 07.06.2023).
5. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 184 с.
6. Ушинский К. Д. Полн. собр. соч. Т. VIII. М.-Л., 1950. 777 с.
7. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / ред. А. П. Тряпицына. СПб., 2014. 304 с.
8. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж, 2004. 700 с.
9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. 528 с.
10. Логинова В. С. Личностный образец: содержание понятия и место в педагогическом терминологическом аппарате // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2. № 3-4 (7-8). С. 64-70.
11. Лельчицкий И. Д., Лукацкий М. А. «Идеал учителя» как научное понятие: историко-педа-гогический аспект // Педагогика. 2005. № 1. С. 79-86.
12. Леонов В. Антропологический идеал совершенства // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 81-92.
13. Ушинский К. Д. Полн. собр. соч. Т. X. М.-Л., 1950. 669 с.
14. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 195 с.
15. Александр (Милеант). Сущность христианства. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/3 (дата обращения: 07.06.2023).
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
17. Мантзаридис Г. И. Подражание Христу по свт. Григорию Паламе. URL: https:// palama.ru/stati-o-svt-grigorii-palame/podrazhanie-xristu-po-svt-grigoriyu-palame-professor-georgij-i-mantzaridis.html (дата обращения: 08.07.2022).
18. Редин Н. А. Что такое богословие подражания Христу? // Вестник РХГА. 2018. Т. 19, вып. 2. С. 128-135.
19. Стрижев А. Н. Фома Кемпийский в России // Богословские труды. Вып. 40. М., 2005. С. 368-384.
20. Фома Кемпийский. О подражании Христу / пер. с лат. К. П. Победоносцева. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pobedonoscev/o-podrazhanii-hristu-4-knigi-fomy-kempijskogo/1_11 (дата обращения: 07.06.2023).
21. Yannaras C. La Liberté de la morale. Gèneve: Labor et fides, 1983. 256 p.
22. Yannaras C. Orthodoxy and the West. Brookline: Holy Cross Orthodox Press, 2006. 379 p.
23. Кирилл Туровский. Творения святого отца нашего Кирилла, епископа Туровского, с предварительным очерком истории Турова и Туровской иерархии до XIII века. Киев, 1880. 296 с.
24. Rudi T. R. Imitatio Christi // Die Welt der Slaven. München, 2003. Bd. 48. S. 123-134.
25. Кузьмина М. К. Библейские цитаты в сказании инока Иннокентия о смерти Паф-нутия Боровского и их функции // Проблемы исторической поэтики. 2014. № 12. С. 62-72.
26. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к римлянам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-rimljanam/ (дата обращения: 07.06.2023).
27. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Послание к фи-ладельфийцам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/ (дата обращения: 07.06.2023).
28. Духанин В. Н. Сокровенный мир Православия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Valerij_Duhanin/sokrovennyj-mir-pravoslavija/11_15#sel (дата обращения: 07.06.2023).
29. Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. Методологический аспект. Каунас, 1984. 190 с.
30. Бабурова И. В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 91-102.
31. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992. 607 с.
32. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1997. 520 с.
33. Иустин (Попович), прп. Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»? URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/chto-takoe-svjatost-i-zachem-pravoslavnomu-khristianinu-chitat-zhitija-svjatykh/ (дата обращения: 07.06.2023).
References
1. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Ed. by V. A. Slastenin. Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.
2. Korolkov A. A. Russkaya dukhovnaya filosofiya. St. Petersburg, 1998. 576 p.
3. Spirkin A. G. Obraz. In: Bolshaya sovetskaya entsiklopediya. (In 30 vols.). Ed. by A. M. Prokhorov. Moscow: Sov. entsikl., 1969-1986. Available at: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/083/207.htm (accessed: 07.06.2023).
4. Ilyenkov E. V. Ideal. In: Bolshaya sovetskaya entsiklopediya. (In 30 vols.). Ed. by A. M. Prokhorov. Moscow: Sov. entsikl., 1969-1986. Available at: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/050/539.htm (accessed: 07.06.2023).
5. Davidovich V. E. Teoriya ideala. Rostov-on-Don: Izd-vo Rostovskogo un-ta, 1983. 184 p.
6. Ushinskiy K. D. Complete Works. Vol. VIII. Moscow-Leningrad, 1950. 777 p.
7. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tretyego pokoleniya. Ed. by A. P. Tryapitsyna. St. Petersburg, 2014. 304 p.
8. Bernshteyn N. A. Biomekhanika i fiziologiya dvizheniy. Moscow; Voronezh, 2004. 700 p.
9. Ossovskaya M. Rytsar i burzhua. Issledovaniya po istorii morali. Moscow, 1987. 528 p.
10. Loginova V. S. Lichnostnyy obrazets: soderzhanie ponyatiya i mesto v pedagogicheskom terminologicheskom apparate. Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2009, Vol. 2, No. 3-4 (7-8), pp. 64-70.
11. Lelchitskiy I. D., Lukatskiy M. A. "Ideal uchitelya" kak nauchnoe ponyatie: istoriko-pedagogicheskiy aspect. Pedagogika. 2005, No. 1, pp. 79-86.
12. Leonov V. Antropologicheskiy ideal sovershenstva. Vestn. Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogogumanitarnogo un-ta. Ser. 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2006, Iss. 2, pp. 81-92.
13. Ushinskiy K. D. Complete Works. Vol. X. Moscow-Leningrad, 1950. 669 p.
14. Divnogortseva S. Yu. Teoreticheskaya pedagogika: ucheb. posobie. In 2 vols. Vol. 1: Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatelnost. Teoriya i metodika vospitaniya. Moscow: Izd-vo PSTGU, 2012. 195 p.
15. Aleksandr (Mileant). Sushchnost khristianstva. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/ Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/3 (accessed: 07.06.2023).
16. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. Ed. by B. M. Bim-Bad. Moscow: Bolshaya ros. entsikl., 2002. 527 p.
17. Mantzaridis G. I. Podrazhanie Khristu po svt. Grigoriyu Palame. Available at: https:// palama.ru/stati-o-svt-grigorii-palame/podrazhanie-xristu-po-svt-grigoriyu-palame-professor-georgij-i-mantzaridis.html (accessed: 08.07.2022).
18. Redin N. A. Chto takoe bogoslovie podrazhaniya Khristu? Vestnik RKhGA. 2018, Vol. 19, Iss. 2, pp. 128-135.
19. Strizhev A. N. Foma Kempiyskiy v Rossii. Bogoslovskie trudy. Iss. 40. Moscow, 2005. Pp. 368-384.
20. Foma Kempiyskiy. O podrazhanii Khristu. Transl. from Latin by K. P. Pobedonostsev. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pobedonoscev/o-podrazhanii-hristu-4-knigi-fomy-kempijskogo/1_11 (accessed: 07.06.2023).
21. Yannaras C. La Liberté de la morale. Gèneve: Labor et fides, 1983. 256 p.
22. Yannaras C. Orthodoxy and the West. Brookline: Holy Cross Orthodox Press, 2006. 379 p.
23. Kirill Turovskiy. Tvoreniya svyatogo ottsa nashego Kirilla, episkopa Turovskogo, s predvaritelnym ocherkom istorii Turova i Turovskoy ierarkhii do XIII veka. Kiev, 1880. 296 p.
24. Rudi T. R. Imitatio Christi. In: Die Welt der Slaven. München, 2003. Bd. 48. S. 123-134.
25. Kuzmina M. K. Bibleyskie tsitaty v skazanii inoka Innokentiya o smerti Pafnutiya Borovskogo i ikh funktsii. Problemy istoricheskoy poetiki. 2014, No. 12, pp. 62-72.
26. Svyashchennomuchenik Ignatiy Bogonosets, episkop Antiokhiyskiy. Poslanie k rimlyanam. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-rimljanam/ (accessed: 07.06.2023).
27. Svyashchennomuchenik Ignatiy Bogonosets, episkop Antiokhiyskiy Poslanie k filadelfiytsam. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/ (accessed: 07.06.2023).
28. Dukhanin V. N. Sokrovennyy mir Pravoslaviya. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/ Valerij_Duhanin/sokrovennyj-mir-pravoslavija/11_15#sel (accessed: 07.06.2023).
29. Bitinas B. P. Struktura protsessa vospitaniya. Metodologicheskiy aspekt. Kaunas, 1984. 190 p.
30. Baburova I. V. Kategoriya primera v vospitanii tsennostnykh otnosheniy shkolnikov. Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2008, No. 52, pp. 91-102.
31. Likhachev B. T. Pedagogika: Kurs lektsiy. Moscow, 1992. 607 p.
32. Kharlamov I. F. Pedagogika. Moscow, 1997. 520 p.
33. Iustin (Popovich), prp. Chto takoe svyatost i zachem pravoslavnomu khristianinu chitat "Zhitiya svyatykh". Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/chto-takoe-svjatost-i-zachem-pravoslavnomu-khristianinu-chitat-zhitija-svjatykh/ (accessed: 07.06.2023).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5
Статья поступила в редакцию 19.06.2023 The article was received on 19.06.2023