к членам общества, возможности которых включают в себя огромное число разнообразных альтернатив, - это свидетельствует об усилении социального контроля. Таким образом, социальный контроль в современном обществе усиливается по мере увеличения степени свободы и вариативности этосов современного человека. В этой связи важнейшей функцией технологии массовой манипуляции психикой в современном обществе является структурно организованный набор средств, с помощью которых в обществе формируется конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям со стороны властных структур. Именно поэтому мы считаем, что технологии массовой манипуляцией психикой являют собой одну из действенных форм социального контроля [см.: 5; 6].
Таким образом, технологии массовой манипуляции психикой - это одна из действенных разновидностей социального контроля современного общества. Основными источниками технологии массовой манипуляции психикой являются развитие средств массовой коммуникации и психологических наук. Помимо этого, феномен технологий массовой манипуляции психикой являет собой
волю к власти манипуляторов. Данный феномен преобразует современные общественные практики, а также во многом формирует человека и «его» взгляды, воззрения, ущемляя тем самым человеческую индивидуальность и субъективность.
Библиографический список
1. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Тран-зиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 602 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 864 с.
3. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 336 с.
4. Михайличенко Д.Г. Противостоять и само-стоять: индивидуальность современного человека в контексте репрессивности общества неомодерн. - Уфа: РИЦ БашГУ 2009. - 308 с.
5. Михайличенко Д.Г. Современное общество и техники манипуляции (к критике концепции «постиндустриального общества» // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - .№12. - С. 306-316.
6. Пугачев В.П. Управление свободой. - М.: КомКнига, 2005. - 272 с.
УДК 070(4/5)
О.В. Токарева
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕЁ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИМИДЖ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена политическому имиджу женщин периода трансформации современного российского общества, описанию личностных особенностей женщины-политика, которые помогают ей справляться с ролью «политической охотницы» и, соответственно, влияют на её успешный имидж. Автор предлагает вниманию вариант многофакторной модели имиджа женщины-политика. Ключевые слова: имидж, женщина-политик, личностные особенности.
искуссии о женском лице в политике уже давно идут на международном уровне и становятся предметом научных исследований. Тот факт, что в политике женщина выступает не только в роли реципиента, но и агента политического воздействия, является составляющим фактором правового государства.
Последние годы западное общество отмечено особыми женскими победами. На пост президента Финляндии была переизбрана Тарья Ха-лоннен. Канцлером Германии стала Ангела Меркель. Президентом Чили - Мишель Бачелет. Пре-
зидентом Либерии - Эллен Джонсон-Серлиф. В США баллотировалась на пост президента от партии демократов Хиллари Клинтон; с теми же целями выходила на политическую арену француженка Сегален Роаяль. С приходом на пост президента Николя Саркази кабинет министров значительно пополнился женскими портфелями. На Украине Юлия Тимошенко дважды становится премьер министром. В скандинавских странах присутствие женщин в органах власти и государственного управления закреплено законодательно [1].
В России при том, что женщины составляют более половины всей страны, за последние два десятилетия, несмотря на значительное увеличение женщин в органах государственной власти и государственного управления, их представительство все еще незначительно (7%) [3, с. 88]. По данным ООН, если численность женщин в структурах власти и государственного управления не достигает 15%, в политике неизбежны диспропорции и несбалансированность [5, с. 44]. Более того, российская женщина на пути продвижения своей политической карьеры испытывает определенные трудности. Традиционно российское общество не без сопротивления впускает женщин на роли, отличные от образа «хранительницы домашнего очага».
С принятием конституции в 1993 г сложившийся в России порядок формирования органов государственной власти, в качестве средств борьбы за неё, использует арсенал «имиджелогии» и политической «рекламистики». В этих условиях женщи-нам-политикам есть возможность задуматься над тем, как использовать реальный шанс возможностей политической имиджелогии, которая в процессе политических коммуникаций в России за последние два десятилетия приобрела особую роль.
Если принять во внимание, что основные составляющие имиджелогического характера, это факторы, от которых зависит успешный политический имидж женщины равно в той же степени, как и у мужчины, это - особенности личности политика и того, как её преподносят каналы СМИ и СМК, то, прежде всего, следует ответить вопрос: «Какими же личностными особенностями должна обладать женщина, идущая в политику?»
Сэр Бернанд Ингхем, бывший пресс-секретарь М. Тетчер, говоря о главных задачах имиджмейкеров, как о поиске путей драматизации различных аспектов личности, подчеркивает, что лидер может получить от других ум, привлекательность, правдивость, но трудно ему передать оптимизм, убежденность, определенность и честность. Он пишет: «Следует различать манеру или темперамент и личность. Первые могут быть модифицированы или спрятаны имиджмейкером, если это необходимо сделать. Холодный или неряшливый темперамент может быть улучшен, грубость может быть спрятана, по крайней мере на время. Нервный темперамент может быть смягчен, а тщеславие осторожно занижено. Однако ни один имиджмейкер не имеет другого выбора, как принять личность своего объекта» [10, с. 49]. Посколь-
ку личность формируется задолго до того, как имиджмейкер прикоснется к ней, и она не может быть существенно изменена или спрятана.
Исследователями участия женщин в политическом процессе выявлены определенные типажи поведения, основанные на личностных особенностях. По мнению И. Горшевой, один тип женщины-политика - это общественные деятели, которые на ряду со своей основной работой достаточно много времени посвящают политической работе, это личности с высокой политической активностью. Другой тип политического поведения женщин предполагает политическое лидерство личности женщины при полном слиянии индивида с политической структурой. Такой тип поведения требует политической подготовки и высокого профессионализма. При этом первый тип политического поведения, когда женщина желает совместить общественную и частную жизнь, является наиболее оптимальным, нежели политическое лидерство женщин, которое требует полного слияния индивида с политической структурой. Постоянное участие женщин-лиде-ров в политическом процессе представляет определенную трудность для них ввиду двойной занятости [4, с. 28-29].
Нам представляется, что женщинам-полити-кам необходим дополнительный набор качеств и специфических черт, позволяющих конкурировать с сильными соперниками в борьбе за получение и сохранение власти. Им требуется, как минимум, более высокий профессионализм по сравнению с мужчинами, более четкая артикуляция политических позиций, умение отстаивать свои социальные интересы.
Особую важность имеет психологическая готовность женщины войти в мир политических отношений. Несмотря на то, что отдельные черты мужчин-лидеров могут быть присущи и женщинам, в целом женщины-лидеры никогда не обладают всем набором лидерских качеств мужчин [11, с. 112-120]. В отличие от мужчин, женщинам присуща эмоциональная нестабильность, гиперответственность, неуверенность в собственных силах. Исходя из этих данных имиджмейкеру, прежде всего, необходимо помочь женщине не демонстрировать излишнюю эмоциональность, чувствительность, неуверенность во взаимодействии с внешним миром, избавить ее от заниженной самооценки и комплекса вины, довольно часто присутствующих у деловых женщин.
Раскрывая элементы модели имиджа для женщины-политика, необходимо определить: «что ими движет?» По мнению итальянского философа Менегетти, женское лидерство напрямую связано со стремлением к «власти». Власть необходима женщине как инструмент для её реализации. «Стремление к власти - это экзистенциальное состояние, внутреннее напряжение, которое, не будучи реализованным, вызывает тоску, болезни, агрессивность...» [7, с. 97].
Специалисты в области политической психологии называет причины, по которым власть желанна: желание доминировать над другими или депривировать их; желание ограничить доминирование над ним и вмешательство других людей в его дела; осуществлять политические достижения, когда власть необходима как инструмент.
В основе высокой мотивации женщин, добивающихся высоких постов в политических структурах, могут быть: повышение или сохранение своего социального благополучия; изменение своего места и роли в общественно-политической жизни; желание играть более значительную роль в общественно-политических процессах; реакция на проявление дискриминации по отношению к женщинам.
Г. Лассуэл среди прочих мотиваций называет: прагматическую мотивацию; мотивацию приобщения к историческому процессу; корыстную мотивацию; бескорыстную мотивацию, связанную с желанием служить людям.
В порядке компенсации женщина - политический лидер старается найти себе сферу деятельности, в которой она могла бы продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. При достижении власти и пользовании ею, политический лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев испытывает чувство эйфории.
А. Джордж выделил виды эйфорических чувств:
- чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности;
- чувство моральной неполноценности компенсируется чувством превосходства;
- чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой;
- чувство посредственности, компенсируется чувством обладания высшими способностями;
- чувство интеллектуальной неадекватности -чувством интеллектуального превосходства и компетентности.
Григорий Почепцов делает акцент на необходимости наличия среди личностных качеств женщины-лидера природного артистизма, «в арсенале которого может быть лишь один вариант построения взаимоотношений в сторону позитива» [11, с. 49]. При этом имеется в виду способность разыгрывать своего рода политический спектакль, опираясь на четкий анализ ситуации, не позволяя себе роскоши быть реально импульсивной, как может себе позволить любая другая женщина. Великолепным аналогом, обладающим подобными достоинствами, служит образ, созданный Юлией Борисовой в кинофильме «Посол Советского Союза». Думается, что данный образец может послужить отличным дидактическим материалом для имиджмейкера, занимающегося построением индивидуального имиджа женщины-политика.
К безусловным достоинствам, повышающим возможности женщины-лидера, следует отнести силу женской интуиции, которая проявляется в проницательности, безошибочности предчувствий. Помимо того, к существенным преимуществам женщины-лидера следует причислить позитивную установку к сотрудничеству, направленную на взаимопонимание и гармонию. Отличительной чертой такого лидера является отсутствие страха показаться обойденной интеллектуально. Готовность к принятию коллегиальных решений дает возможность её подчиненным проявить инициативу. Стиль женского лидерства -это предпочтительно ориентация на человека, нежели на процесс, больший акцент в работе на ее преобразование, нежели на результат, опора в стиле руководства на убеждение и вдохновение, нежели на приказы и команды, стремление гармонизировать и интегрировать деятельность, нежели специфицировать. Женщине в большей мере присущи дипломатичность, мягкость, нежели категоричность, свойственная мужчинам.
Следует отметить, что существуют личностные особенности, присущие именно парламентскому лидерству. Теоретический анализ и эмпирические данные исследований, которые предлагают нам политические психологи, свидетельствуют о том, что в большинстве своем парламентские лидеры - это сильные личности, обладающие особым менталитетом, необходимыми для парламентской деятельности качествами, способностями и умениями. Такими качествами и умениями являются организаторские и ораторские спо-
собности, аналитика, прогнозирование, законотворчество, способность генерировать идеи. В большинстве своем парламентские лидеры обладают повышенной чувствительностью, быстрой реакцией, высокой адаптивностью, эмоционально-рациональным поведением [9, с. 463-472]. Все перечисленные качества необходимы и женщине, но, более того, для имиджа парламентариев-женщин особо важно качество публичного поведения. К таким качествам относится умение выступать публично, мастерство парламентской риторики, способность выдерживать большие нагрузки на голосовые связки.
Эксперты в области политической имиджело-гии свидетельствуют, что особенное и отличительное в политическом имидже женщины определяется в значительной степени уровнем ее визуальной привлекательности. Способность добиваться симпатий окружающих благодаря личному обаянию гарантирует следующую ступень, на которую может подняться женщина-политик [8, с. 249-250]. Для возникновения симпатии, кроме визуальных эффектов, женщине-парламентарию необходимы коммуникативные способности, направленные, во-первых, на общение с электоральной аудиторией имиджа, во-вторых, на общение с коллегами по законотворчеству и третье - на общение со СМИ.
Е. Богданов и В. Зазыкин [2, с. 83-99] описывают необходимые составляющие в имидже женщины-лидера, политика, которые нам представляется возможным структурировать в форме многофакторной модели женского политического имиджа:
- внешние данные;
- артистизм;
- развитая интуиция;
- высокая способность к сотрудничеству;
- высокие нравственные качества;
- целеустремленность;
- трудолюбие;
- сила личности;
- характеристики, присущие историческим аналогам;
- свидетельская реклама, при участии известных и уважаемых мужчин.
Описанные элементы многофакторной модели имиджа женщины-лидера являются ключевыми. Однако следует заметить, что каждый конкретный случай требует углубленного индивидуального подхода. Профессионалам, занятым изу-
чением этой проблемы, еще предстоит осуществить комплексные научные исследования, которые могут оказаться необходимыми для деятельности по формированию успешного политического имиджа женщины.
Следует добавить, что исторические условия переходного периода современного российского общества, которое идет, по мнению многих исследователей, по пути «реформ сверху», являются во многом определяющим фактором, оказывающим существенное влияние на успешность политического имиджа женщин постсоветского периода. Приход М. Горбачева и других лидеров перестройки явился революционным с точки зрения изменений стиля политического имиджа. В политику, которая становится публичной, вошли яркие, неповторимые индивидуальности. Лич-ностно окрашенными стали их речь, жесты, поступки. Среди женщин-парламентариев этого периода выделяются личности, друг на друга не похожие: Ирина Хакамада, Галина Старовойтова, Элла Панфилова, Любовь Слизка, - всех их можно отнести к разного рода типам имиджа.
Следует сказать, что знакомство со всеми перечисленными женщинами-политиками у населения происходит посредством публичной сферы
и, в частности, через СМИ. С началом экономических реформ в России публичная сфера вступает на новый этап, когда происходят существенные изменения в работе СМИ. В целом наблюдается процесс освобождения СМИ от контроля, когда «свобода подавляет ответственность» [6, с. 274].
Что из этого следует? Одной из основных целей медиаполитической системы является формирование общественного мнения, или если говорить в терминах политической имиджелогии, то можно употребить понятие «имиджирование» того или иного прототипа имиджа. Поэтому ответственность за имиджирование любого политического актора связана со СМИ. Именно СМИ конструируют субъективный мир людей и в том числе конструируют образ политика. Эти конструкции распространяются в том числе на российских женщин-политиков, по отношению к которым СМИ чаще всего выполняют дискредитирующую роль. Телевизионные программы, и особенно телереклама, воздействуя на уровень подсознания аудитории, навязывает определенные поведенческие клише, формирует систему предпочтений. На телеэкранах отсутствуют позитивные имидж-стандарты женщин-политиков, обес-
печивающие процесс идентификации женской аудитории с образами успешных политиков-жен-щин и стимулирующие желание женщин заниматься политической деятельностью. СМИ подчеркивают, что отрасли, в которых женщины чувствуют себя наиболее комфортно, - это общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, культура, здравоохранение, гостиничное хозяйство и другие сферы услуг, далекие от политической деятельности.
Таким образом, следует отметить, что российской женщине, имеющей желание войти в политику современного российского общества, необходимо обладать определенным набором личностных качеств, специфических черт, позволяющих конкурировать с сильными соперниками в борьбе за получение и сохранение власти. Помимо профессиональной компетентности, в которой женщина может быть наравне с мужчиной, у неё есть преимущества, которые она имеет благодаря особой социальной роли, данной ей обществом. Однако решающим фактором в воплощении успешного политического имиджа женщины являются благоприятные исторические условия, которые, на наш взгляд, сегодня не являются таковыми. Прежде всего, это касается имиджи-рования на уровне СМИ и СМК, которые остаются в своем большинстве, с одной стороны, ангажированными властью, с другой - за рамками регулирования ею в плане воплощения идеи участия женщин в политическом процессе.
Библиографический список
1. Айвазова С. Женщина-политик должна быть профессионально подготовленной и тендерно чувствительной. Главная страница VIPERSON.RU.
2. Богданов Е. Зазыкин В. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». - Изд. дом «Питер», 2003.
3. Воржецов А. Гражданские дискуссии в Татарстане. Гражданское общество и женские организации. - Казань, 2003.
4. Горшева И. Женщина как субъект политических движений и партий (социологический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - Тюмень, 1997.
5. Ирхина С. Независимый доклад о состоянии прав женщин в Республике Татарстан - Казань: Фонд прав женщин «Сюимбеке», Комитет по защите прав человека РТ, 2002.
6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Учебное пособие. - М.: Алгоритм, 2004.
7. Менегетти А. Женский ум в проекте жизни // ННБФ «Онтопсихология». - М., 2007.
8. Политическая имиджелогия (коллективная монография) / Под ред. Л. Лаптева, Е. Петровой. -М.: РИЦ АИМ, 2006.
9. Политическая психология: Учебное пособие для высшей школы. - М.: «Академический проект», «Деловая книга», 2001.
10. Почепцов Г. Имиджелогия Рефл-бук, Вак-лер, 2002.
11. Токарева О. Сложная задача для имиджмейкера. Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. - Казань: Научное и учебно-методическое издание ТОНУС, КГУББ.