Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / CHARACTEROLOGICAL PECULIARITIES / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATION / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тавинова Н. А., Баранова Н. А., Сапожников С. П., Малахова Е. П., Толстова Л. П.

Исследованы психологические особенности студентов медицинского колледжа; определены структура акцентуации характера, уровень интеллектуального развития и связь между указанными характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

The authors have studied the psychological characteristics of medical college students and determined the pattern of character accentuation, the level of intellectual development, and the association between the above characteristics.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

© Коллектив авторов, 2012

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Н.А. Тавинова, Н.А. Баранова, С.П. Сапожников, проф.,Е.П. Малахова, Л.П. Толстова

Чебоксарский медицинский колледж, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова E-mail: sestr_delo@mail.ru

Исследованы психологические особенности студентов медицинского колледжа; определены структура акцентуации характера, уровень интеллектуального развития и связь между указанными характеристиками.

Ключевые слова: студенты медицинского колледжа, характерологические особенности, акцентуация характера, интеллект, уровень интеллектуального развития.

В связи с внедрением инновационных учебных программ психологические черты личности студентов интересуют многих исследователей. Изучаются особенности темперамента, характера (включая способность к самоорганизации, самооценке, общую и специфическую мотивацию), общие и специальные способности (включая общий интеллект и его разновидности), креативность, исследовательское поведение (любознательность), имплицитная теория личности (по К. Двек), эффективность самообучения (по А. Бандуре) [6-8].

Особое внимание исследователи уделяют пограничным психическим расстройствам непсихотического характера и их связи с развитием серьезной психической патологии [1, 2]. Поскольку личностные особенности студентов медицинских колледжей освещены в литературе недостаточно, целью нашей работы стало исследование патоха-рактерологических особенностей и уровня интел-

лектуального развития студентов Чебоксарского медицинского колледжа (ЧМК).

Материал и методы Всего обследовано 419 студентов: в 2008 г. - 92 студента по методике Личко и матрицам Равена, в 2009-2010 гг. - 327 по матрицам Равена. Обследуемые обучались на отделениях «Фельдшерское дело» и «Сестринское дело», юношей было 12,5%, девушек - 87,5%; средний возраст обследованных - 18,1±0,7 года, на отделении «Сестринское дело» - 17,2±0,3 года, на отделении «Фельдшерское дело» - 19,1±0,4 года. Определяли тип акцентуации личности и уровень интеллектуального развития.

Патохарактерологические особенности личности выявлялись по методике Н.Я. Иванова и А.Е. Личко [4], а уровень интеллектуального развития - с помощью прогрессивных матриц Равена.

Результаты и обсуждение Из рис. 1 видно, что бесспорным лидером среди типов акцентуаций личности был психастенический (у 41,3% обследованных), на 2-м месте - лабильный (10,8%). В литературе приводятся такие данные: психастенический - 68,8%, истероидный -21,9%, возбудимый - 9,4% [1, 7], лабильный - 39,8%,

41,3

Шизоидный Эпилептоидный Истероидный

Неустойчивый Гипертивный Циклотимный

| Лабильный Щ Астено-невротический П Сенситивный Психастенический

Рис. 1. Распределение студентов (в %) по типам акцентуаций личности

%

Рис. 2. Структура акцентуаций личности у студентов отделений «Фельдшерское дело» и «Сестринское дело»; типы акцентуаций: 1 - гипер-тимный; 2 - циклотимный; 3 - лабильный; 4 - астено-невротический; 5 - сенситивный; 6 - психастенический; 7 - шизоидный; 8 - эпи-лептоидный; 9 - истероидный; 10 - неустойчивый

психастенический - 17,6% и эпилептоидный -10,7% [2].

На рис. 2 приведены данные о типах акцентуаций личности у студентов специальностей «Фельдшерское дело» и «Сестринское дело».

Исследование показало, что студенты медицинского колледжа существенно отличаются по акцентуациям личности от студентов медицинских вузов. Различаются по этому признаку и студенты колледжа, обучающиеся на разных отделениях: у студентов отделения «Фельдшерское дело» чаще встречаются гипертимный (13,0 против 4,3%) и астено-невротический (8,7 против 0%) типы акцентуаций, у студентов отделения «Сестринское дело» - лабильный (13,0 против 8,7%), эпилепто-идный (13,0 против 0%) и истероидный (4,3 против 0%). Обнаруженные различия, вероятнее всего, обусловлены более лабильной психикой у студентов специальности «Сестринское дело» в связи с возрастными особенностями. В то же время особенности характера студентов отделения «Сестринское дело» позволяют им лучше адаптироваться к выбранной профессии. Выявленные у них типы акцентуации личности характеризуются такими чертами, как желание избегать конфликтов, отсутствие стремления к лидерству, адаптация к строгой дисциплине, мелочная аккуратность, скрупулезность [5].

Гендерных различий в структуре акцентуаций характера наше исследование не выявило, хотя данные литературы свидетельствуют о большей выраженности у девушек таких черт характера, как экзальтированность (у 63,3%), циклотимность (у 54,8%), эмотивность (у 62,5%) [7].

В 2008 г. определение коэффициента интеллекта (¡0) у студентов ЧМК выявило у 56,5% из них ¡0, соответствующий значению «средний». Исследования в 2009 г. - средний уровень интеллектуального развития выявлен у 63,3% студентов, в 2010 г. - у 69,7%.

У подавляющего большинства студентов отделения «Фельдшерское дело» (65,4%) в 2008 г. был средний уровень интеллекта, у 30,3% - показатель, соответствующий уровню «плохая норма» и у 4,3% -«хорошая норма». В 2009 и 2010 г. средний уровень интеллекта выявлен соответственно у 56,7 и 63,9% обследованных, «хорошая норма» определена соответственно у 28,4 и 26,3% студентов и высокий интеллект - у 8,9 и 5,6%.

Исследование на отделении «Сестринское дело» в 2008 г. выявило средний интеллект у 47,8% студентов, «плохую норму» - у 52,2%. В 2009 и 2010 г. средний интеллект определен соответственно у 69,5 и 69,4% обследованных, «хорошая норма» -у 20,7 и 20,8%, «плохая норма» - у 7,2 и 4,7%.

Таким образом, самые высокие показатели уровня интеллекта зарегистрированы у студентов медицинского колледжа в 2010 г., причем студенты обоих отделений демонстрировали примерно одинаковые показатели; существенных различий ¡0 по полу также не выявлено.

Повышение уровня интеллекта у студентов медицинского колледжа, вероятнее всего, связано с улучшением профориентационной работы сотрудниками ЧМК, что способствует осознанному выбору профессии. Это подтверждается и исследованиями, проведенными в 2010 г., которые показали, что 71,6% студентов поступили в колледж, имея интерес к будущей профессии [3].

Таким образом, обнаружены различия в типах акцентуации личности у студентов медицинского колледжа и медицинских вузов, а также у студентов колледжа, обучающихся на разных отделениях, что связано с возрастными особенностями и выбранной профессией.

Проводимая сотрудниками медицинского колледжа профориентационная работа значительно повысила число студентов, осознанно выбирающих профессию, что положительно сказалось на уровне интеллекта.

Литература

1. Великанова Л.П. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект. Дис. ... докт. мед. наук. - М., 2008. 250 с.

2. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии. - Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 1996. - 116 с.

3. Голенков А.В. Изучение мнения студентов медицинского колледжа об учебе, профессии и перспективах // Главная медицинская сестра. - 2010; 7: 140-45.

4. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. - СПб., 1992. - 38 с.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

6. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А. и др. О связи интеллектуальных и личностных характеристик

студентов с успешностью их обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2007; 3.

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

N.A. Tavinova, N.A. Baranova, Prof. S.P. Sapozhnikov, E.P. Malakhova, L.P. Tolstova

Cheboksary Medical College, Cheboksary I.N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary The authors have studied the psychological characteristics of medical college students and determined the pattern of character accentuation, the level of intellectual development, and the association between the above characteristics.

Key words: characterological peculiarities, character accentuation, intellect, level of intellectual development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.