Научная статья на тему 'Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности'

Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая идентичность / личностные свойства / русские студенты / этнонигилизм / этническая индифферентность / ethnic identity / personal characteristics / Russian students / ethno-nihilism / ethnic indifference

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баляев Сергей Иванович, Гаранина Жанна Григорьевна, Никишов Сергей Николаевич, Никишова Ирина Станиславовна

Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных свойств и типа этнической идентичности у русских студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию и свойствам этнической идентичности. Особое внимание уделяется рассмотрению типов этнической идентичности. Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участниками стали 105 студентов. Были использованы следующие методики: опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма С), методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, тест «Этническая идентичность» Дж. Финни, Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева). Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа r-Пирсона и U-критерия Манна – Уитни. Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и типами этнической идентичности русских студентов. У большинства студентов сформирована положительная этническая идентичность, они осознают себя представителями своего этноса, испытывают позитивные чувства по отношению к представителям своей национальности, при этом адекватно относятся к другим этническим группам. Статистически значимых различий между особенностями этнической идентичности русских и мордовских студентов выявлено не было. Обсуждение и заключение. Особенности этнической идентичности во многом обусловлены личностными качествами студентов. Студенты с высоким уровнем конформизма обладают позитивной этической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему и другим этносам. Студенты с выраженной личностной доминантностью негативно относятся к представителям других этносов, предпочитают общаться с людьми своей этнической группы. Стремящиеся к независимости лица более склонны к этническому изоляционизму, признанию превосходства своего народа над другими этническими группами. Эмоционально нестабильные студенты обладают низким уровнем этнического нигилизма, стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими, ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков. Этническая индифферентность характерна для лиц с высоким уровнем интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баляев Сергей Иванович, Гаранина Жанна Григорьевна, Никишов Сергей Николаевич, Никишова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Characteristics of Russian Students with Different Types of Ethnic Identity

Introduction. The article deals with the problem of the relationship between personality traits and the type of ethnic identity in Russian students. The existing theoretical approaches to the concept and properties of ethnic identity are analyzed. Particular attention is paid to the consideration of ethnic identity types. Materials and Methods. An empirical study was carried out on the basis of National Research Ogarev Mordovia State University. 105 students became participants in the study. The following methods were used: the 16 PF questionnaire by R. Cattell (form C), the “Types of Ethnic Identity” method by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova, The Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) – Jean S. Phinney, the Method for assessing the positivity and uncertainty of ethnic identity (A. N. Tatarko, N. M. Lebedeva). Mathematical processing of the obtained results was carried out using the correlation analysis of Pearson’s r-test and the Mann – Whitney U-test. Results. As a result of the study, positive correlations were revealed between personal characteristics and ethnic identity types of Russian students. Most students have a positive ethnic identity. They recognize themselves as representatives of their ethnic group, have positive feelings towards representatives of their nationality. At the same time, they adequately relating to other ethnic groups. There were no statistically significant differences between the features of the ethnic identity of Russian and Mordovian students. Discussion and Conclusion. Features of ethnic identity are largely due to the personal qualities of students. Students with a high level of conformism have a positive ethical identity, strive to combine a positive attitude towards their own and other ethnic groups. Students with pronounced personal dominance have a negative attitude towards representatives of other ethnic groups, prefer to communicate with people of their own ethnic group. Individuals striving for independence are more prone to ethnic isolationism, the recognition of the superiority of their people over other ethnic groups. Emotionally unstable students have a low level of ethnic nihilism, strive to reduce tension in relations with others, and seek more stable relationships with people outside of ethnic characteristics. Ethnic indifference is characteristic of persons with a high level of intelligence.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.467-483

УДК 159.922.2

С. И. Баляев1, Ж. Г. Гаранина2, С. Н. Никишов3, И. С. Никишова4

1,2, з,4 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия) 1 e-mail: balyaevsi@mail.ru

2 e-mail: garanina23@mail.ru

3 e-mail: serg-n79@yandex.ru

4 e-mail: isosipova@yandex.ru

личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных свойств и типа этнической идентичности у русских студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию и свойствам этнической идентичности. Особое внимание уделяется рассмотрению типов этнической идентичности.

Материалы и Методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участниками стали 105 студентов. Были использованы следующие методики: опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма С), методика «Типы этнической идентичности» Г. У Солдатовой и С. В. Рыжовой, тест «Этническая идентичность» Дж. Финни, Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева). Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа r-Пирсона и U-критерия Манна - Уитни.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и типами этнической идентичности русских студентов. У большинства студентов сформирована положительная этническая идентичность, они осознают себя представителями своего этноса, испытывают позитивные чувства по отношению к представителям своей национальности, при этом адекватно относятся к другим этническим группам. Статистически значимых различий между особенностями этнической идентичности русских и мордовских студентов выявлено не было.

© Баляев С. И., Гаранина Ж. Г., Никишов С. Н., Никишова И. С., 2023

обсуждение и заключение. Особенности этнической идентичности во многом обусловлены личностными качествами студентов. Студенты с высоким уровнем конформизма обладают позитивной этической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему и другим этносам. Студенты с выраженной личностной доминантностью негативно относятся к представителям других этносов, предпочитают общаться с людьми своей этнической группы. Стремящиеся к независимости лица более склонны к этническому изоляционизму, признанию превосходства своего народа над другими этническими группами. Эмоционально нестабильные студенты обладают низким уровнем этнического нигилизма, стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими, ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков. Этническая индифферентность характерна для лиц с высоким уровнем интеллекта.

Ключевые слова: этническая идентичность, личностные свойства, русские студенты, этнони-гилизм, этническая индифферентность.

Для цитирования: Баляев С. И., Гаранина Ж. Г., Никишов С. Н., Никишова И. С. Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 467-483. DOI: 10.15507/20789823.064.023.202304.467-483.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда Русской цивилизации «Светославъ» в рамках научного проекта № 2/2023 по теме «Развитие этнической идентичности и этнических установок у русской молодежи».

Sergey I. Balyaev1, Zhanna G. Garanina2, Sergey N. Nikishov3, Irina S. Nikishova4

12 3 4 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: balyaevsi@mail.ru 2 e-mail: garanina23@mail.ru 3 e-mail:serg-n79@yandex.ru 4 e-mail: isosipova@yandex.ru

Personal Characteristics of Russian Students with Different Types of Ethnic Identity

Abstract

Introduction. The article deals with the problem of the relationship between personality traits and the type of ethnic identity in Russian students. The existing theoretical approaches to the concept and properties of ethnic identity are analyzed. Particular attention is paid to the consideration of ethnic identity types.

Materials and Methods. An empirical study was carried out on the basis of National Research Ogarev Mordovia State University. 105 students became participants in the study. The following methods were used: the 16 PF questionnaire by R. Cattell (form C), the "Types of Ethnic Identity" method by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova, The Multigroup Ethnic Identity Measure (MEIM) -Jean S. Phinney, the Method for assessing the positivity and uncertainty of ethnic identity (A. N. Tatarko, N. M. Lebedeva). Mathematical processing of the obtained results was carried out using the correlation analysis of Pearson's r-test and the Mann - Whitney U-test. Results. As a result of the study, positive correlations were revealed between personal characteristics and ethnic identity types of Russian students. Most students have a positive ethnic identity. They recognize themselves as representatives of their ethnic group, have positive feelings towards representatives of their nationality. At the same time, they adequately relating to other ethnic groups. There were no statistically significant differences between the features of the ethnic identity of Russian and Mordovian students.

/1/10 гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ , „„„„ 468 „ , р том 23, № 4, 2023

■ гуманитарной науки и образования ' '

Discussion and Conclusion. Features of ethnic identity are largely due to the personal qualities of students. Students with a high level of conformism have a positive ethical identity, strive to combine a positive attitude towards their own and other ethnic groups. Students with pronounced personal dominance have a negative attitude towards representatives of other ethnic groups, prefer to communicate with people of their own ethnic group. Individuals striving for independence are more prone to ethnic isolationism, the recognition of the superiority of their people over other ethnic groups. Emotionally unstable students have a low level of ethnic nihilism, strive to reduce tension in relations with others, and seek more stable relationships with people outside of ethnic characteristics. Ethnic indifference is characteristic of persons with a high level of intelligence. Keywords: ethnic identity, personal characteristics, Russian students, ethno-nihilism, ethnic indifference.

For citation: BalyaevS. I., GaraninaZh. G., NikishovS. N., NikishovaI. S. Personal Characteristics of Russian Students with Different Types of Ethnic Identity. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(4): 467-483. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.064.023.202304.467-483.

Acknowledgements: This work was supported by the Foundation of Russian Civilization "Svetoslav" within the framework of the scientific project No. 2/2023 on the topic: "The development of ethnic identity and ethnic attitudes among Russian youth".

Введение

В настоящее время необратимые последствия процесса глобализации в полной мере охватили не только политическую и социально-экономическую сферу жизни людей, но и вызвали коренную перестройку общественного сознания и сознания отдельного индивида. В связи с этим закономерную озабоченность научных и общественных кругов во всем мире, в том числе в России, вызывают потеря статуса этноса и культуры в самовосприятии отдельного индивида, нивелирование ценности столетиями существовавших традиций и норм. Это особо касается многочисленных народов России - для них сохранение культурных, языковых традиций очень важно, как с исторической, так и с психологической точки зрения. По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., численность 67 % коренных малочисленных народов сократилась по сравнению с 2010 г., когда проводилась предыдущая перепись1. Важно отметить, что это сокращение происхо-

дит не только за счет естественной убыли носителей этнических черт, но и за счет добровольной смены идентичности опрашиваемых. Нередки случаи, когда на смену какому-либо этническому самоотождествлению не только не приходит новое, а исчезает совсем. Этнический статус может восприниматься индивидом как малозначимый или вовсе игнорироваться.

В связи с этим особенно остро встает проблема изучения и сохранения роли этнической идентичности в самосознании представителей подрастающего поколения и молодежи. Многообразие проявлений этнической идентичности современного представителя студенчества неизменно выключает взаимосвязи с различными личностными характеристиками, изучению которых посвящено наше исследование.

Исследование проводилось в рамках научного проекта № 2/2023 по теме: «Развитие этнической идентичности и этнических установок у русской молодежи», что обусловило наше внимание именно к русской ча-

См.: Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.05.2023).

сти студенчества. Таким образом, объектом исследования явилась этническая идентичность, предметом - взаимосвязь личностных особенностей и типа этнической идентичности у русских студентов. Целью нашего исследования стало изучение личностных особенностей русских студентов с различными типами этнической идентичности. В качестве задач исследования следует обозначить:

1) изучение литературы и обобщение опыта эмпирических исследований по проблеме;

2) эмпирическое выявление личностных особенностей русских студентов с различными типами этнической идентичности.

обзор литературы

Понятие «идентичность» является междисциплинарным и охватывает множество гуманитарных дисциплин, таких как социология, история, психология и др. В психологической науке понятие идентичности или идентификации довольно молодо; первые упоминания о нем можно найти в работе З. Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого "Я"», опубликованной в 1921 г. Под понятием идентификации Фрейд понимал проявление эмоциональной бессознательной связи с другим лицом: не только ребенка с родителями, но и индивида с этническими и социальными общностями [10]. Можно отметить, что раскрытие содержания идентичности отражено в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Берри, У. Джеймс, Э. Эриксон, Д. Мар-сиа, Э. Фромм, А. Тэджфел, Дж. Тернер, С. Московичи и др.

Проблема идентичности, связанной с этническими признаками, изучалась в рамках экспериментальной психологии и психоанализа на рубеже Х1Х-ХХ вв. Ей занимались такие исследователи, как В. Вундт, Г. Штейнталь, У. Самнер, М. Лацарус, Э. Эриксон и др.

Философ и психолог М. Лацарус в этнической идентичности видел основную

470

характеристику этноса, который ученые рассматривали как некоторую психологическую общность, способную успешно выполнять важные для каждого человека функции:

1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

2) задавать общие жизненные ценности;

3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие [8, с. 21].

Г. Г. Шпет считает этническую идентичность результатом психического процесса, эффектом которого было осознание принадлежности к той или иной этнической группе. С точки зрения исследователя, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов отражается в «переживании своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других общностей» [13, с. 341].

А. В. Соколовский отмечает, что этнич-ность можно рассматривать как «эффективное средство для преодоления отчуждения, восстановления попранной национальной гордости, как социальную терапию» [7, с. 32]. Г. У Солдатова дополняет А. В. Соколовского рассмотрением этничности как присущего группе внутреннего психокультурного ресурса, как культурных архетипов, актуализируемых извне, когда «разбуженная», «возбужденная» этничность используется в целях этнополитической мобилизации, социального контроля, распределения баланса доминирования и подчинения в межгрупповых отношениях [9, с. 304].

В настоящее время этническая идентичность изучается, как правило, антропологами и этнопсихологами, и главный акцент ставится на кросс-культурном изучении личности в социокультурных системах. Изучение феномена этнической идентичности привело американских исследователей

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 23, № 4, 2023 гуманитарной науки и образования ' '

к выводу, что этническая идентичность индивида является настолько же социальным конструктом, насколько им является «индивидуальное сознание».

Вопросом типологии этнической идентичности занимались такие исследователи, как Т. Г. Стефаненко, М. Плизент, А. А. Су-соколов, Л. М. Дробижева, Н. М. Лебедева, Ю. П. Платонов и др. Ю. П. Платоновым была предложена классификация типов этнической идентичности по целостности. Ученый выделил полную идентичность, что подразумевает причисление индивидом себя полностью к одному этносу, и частичную, характеризующуюся полиэт-ничностью. Под полиэтнизмом он понимает вариативность действий индивида. Это объясняется тем, что человек не всегда пребывает в среде своего этноса. Разные социально-экономические, политические и прочие события могут повлиять жизнедеятельность человека так, что он будет находиться в окружении другой этнической группы. В связи с этим человек так или иначе будет приобщаться к иной культуре и иным ценностям. С другой стороны, по-лиэтнизм может выступать признаком частичной ассимиляции малого народа более крупным [6].

Также существует классификация типов идентичности по степени ее направленности и характеру влияния: негативная и позитивная. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко и др. упоминают данную классификацию в своих работах. Позитивная идентичность «дает человеку ощущение психологической безопасности и стабильности» и является нормальным состоянием этнической идентичности индивида [4]. Н. М. Лебедева считает, что на позитивное состояние идентичности прямо влияет чувство гордости за свою этническую общность, что выражается, например, в патриотизме. Становление позитивной характеристики предполагает соотношение в структуре идентичности по-

зитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам [5].

Этническая идентичность может быть рассмотрена и по таким критериям типизации, как отклонение от нормы. Г. У. Солда-това в качестве так называемой нормы берет позитивную этническую идентичность (позитивное отношение к «другим» при несколько более позитивном отношении к «своим»), а типами идентичности выступают степени ее отклонения от указанной нормы с характером отношения к другим группам [9]. Выделяются такие типы:

1) этническая индифферентность (когда личная идентичность замещает у индивида этническую и выходит на первый план);

2) гипоидентичность, этнонинилизм (заключается в отрицании собственных этнокультурных ценностей, проявляется в чувстве стыда и ущемленности за свой народ);

3) гиперидентичность (стремление к этническому доминированию и этноцентризму), имеет три подтипа:

а) этноэгоизм (умеренная вербальная установка, проявляющаяся в напряженности в коммуникации между представителями своей и чужих групп);

б) этноизоляционизм (нежелание вступать с представителями других групп в какие-либо связи, убеждение в превосходстве своего народа);

в) национальный фанатизм (самая радикальная степень гиперидентичности, подразумевает под собой насилие, ущемление прав представителей других групп и т. д.).

Учитывая особенности идентификации индивидом себя с различными этно-группами, отечественные исследователи предложили типовую модель двух измерений идентичности, подразумевающую более точную характеристику процессам этнической идентичности человека. Модель состоит из четырех типов идентичности: а) моноэтническая со своей этниче-

ской группой; б) моноэтническая с чужой этнической группой; в) биэтническая и г) маргинальная. В настоящее время, как отмечает В. Ю. Хотинец, все чаще обнаруживается биэтническая идентичность [11]. При некоторых обстоятельствах у человека может установиться и нулевая этническая идентичность, характеризующаяся слабым или нулевым восприятием себя как части этногруппы. Нулевая идентичность может использоваться группой как стратегия, направленная на поддержание социально-личностного благополучия. В этом случае позитивная личностная идентичность замещает этническую, если та в силу разных обстоятельств явилась фрустрирующим фактором для членов группы.

Таким образом, в условиях роста многообразия проявлений этнического статуса индивида особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи этнической идентичности с другими психологическими характеристиками. Однако при совершенно очевидной актуальности проблемы ощущается недостаток исследований в данном направлении. В отечественной психологии хорошо изучена взаимосвязь проявлений этической идентичности и толерантности [2; 3]. Есть немногочисленные работы, посвященные связи этической идентичности и авторитарности, волевых качеств, а также особенностей самосознания [1; 12; 14]. Однако совершенно отсутствуют примеры развернутых исследований корреляции этнической идентичности с широким перечнем личностных свойств.

Материалы и методы

Для изучения личностных особенностей, этнической идентичности и этнических установок студентов нами проводилось эмпирическое исследование на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В нем принимали участие студенты I и II курса направления подготовки «Психология», специальности

472

«Экономическая безопасность», направления подготовки «Архитектура», а также направления подготовки «Журналистика». Выборка составила 105 респондентов, из них 15 чел. мужского пола и 90 - женского. Подавляющее число респондентов - 68 чел. (82 %) - причисляют себя к русской национальности; 19 чел. (11 %) отнесли себя к мордовской национальности; 2 чел. (2 %) -к татарской; по 1 чел. (1 %) - к украинской и осетинской национальности; 3 чел. не отметили свою национальность.

Для изучения личностных особенностей студентов использовался опросник 16 PF Р. Кеттелла, форма С (105 вопросов). Особенности этнической идентичности изучались с помощью методики Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», где выявлялись такие типы этнической идентичности, как этнонигилизм, этническая индифферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм, позитивная этническая идентичность (норма). С помощью теста «Этническая идентичность» Дж. Финни выявлялись уровень и структура этнической идентичности - ее когнитивный и аффективный компоненты. Оценка позитивности и неопределенности этнической идентичности студентов проводилась с помощью методики А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью статистического пакета SPSS-23.

Результаты исследования

Результаты исследования личностных особенностей студентов с помощью теста Р. Кеттелла представлены в табл. 1.

Как видно из полученных данных, по большинству факторов у респондентов наблюдается средний уровень выраженности. Значения выше среднего выявлены по факторам В (интеллект), М (практичность -мечтательность), Q3 (низкий/высокий самоконтроль).

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

Таблица 1

Уровень выраженности личностных особенностей испытуемых

по опроснику 16 PF Р. Кеттелла /

Table 1

The level of personal characteristics of the subjects according to the 16 PF questionnaire by R. Cattell

Факторы личности / Personality factors Показатели / Indicators

Средние значения / Averages (М) Стандартные отклонения / Standard Deviations (а)

Фактор A (замкнутость - общительность) / Factor A (Reserved - Warm) 4,63 2,5

Фактор B (интеллект) / Factor B (Problem-Solving) 6,2 2,17

Фактор C (эмоциональная стабильность - нестабильность) / Factor C (Emotionally Stable - Reactive) 5,27 2,47

Фактор E (подчиненность - доминантность) / Factor E (Deferential - Dominant) 5,57 2,03

Фактор F (сдержанность - экспрессивность) / Factor F (Serious - Lively) 4,83 2,34

Фактор G (низкая - высокая нормативность поведения) / Factor G (Expedient - Rule-Conscious) 5,14 2,08

Фактор H (робость - смелость) / Factor H (Shy - Bold) 5,27 2,32

Фактор I (жестокость - чувствительность) / Factor I (Sensitive - Unsentimental) 4,9 2,05

Фактор M (практичность - мечтательность) / Factor M (Abstracted - Practical) 6,7 2,32

Фактор N (прямолинейность - дипломатичность) / Factor N (Private - Forthright) 5,24 2,24

Фактор O (спокойствие - тревожность) / Factor O (Self-Assured - Apprehensive) 6,7 2,61

Фактор Q1 (консерватизм - радикализм) / Factor Q1 (Open-to-Change - Traditional) 5,86 2,45

Фактор Q2 (конформизм - нонконформизм) / Factor Q2 (Self-Reliant - Group-Oriented) 5,59 2,3

Фактор Q3 (низкий - высокий самоконтроль / Factor Q3 (Tolerates Disorder - Perfectionistic) 6,15 2,65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор Q4 (расслабленность - напряженность) / Factor Q4 (Relaxed - Tense) 4,91 2,17

F1 (тревога) / F1 (Anxiety) 5,78 2,25

F2 (интроверсия - экстраверсия) / F2 (Introversion / Extraversion) 4,98 2,35

F3 (чувствительность - уравновешенность) / F3 (Receptivity - Tough-Mindedness) 5,91 1,79

F4 (конформность - независимость) / F4 (Accommodation - Independence) 5,91 2,15

Таблица 2

Средние значения шкал этнической идентичности студентов /

Table 2

Average values of scales of students ethnic identity

Шкалы / Scales Показатели / Indicators

Средние значения / Averages (М) Стандартные отклонения / Standard Deviations (a)

Этнический нигилизм / Ethnic Nihilism 2,72 2,26

Этническая индифферентность / Ethnic Indifference 12,66 3,67

Позитивная этническая идентичность (норма) / Positive Ethnic Identity (Norm) 17,48 2,32

Этнический эгоизм / Ethnic Selfishness 4,10 3,14

Этнический изоляционизм / Ethnic Isolationism 3,07 3,06

Этнический фанатизм / Ethnic Fanaticism 3,93 2,85

Позитивность этнической идентичности / Positivity of Ethnic Identity 16,98 2,59

Неопределенность этнической идентичности / Uncertainty of Ethnic Identity 8,41 3,02

Результаты исследования типов этнической идентичности по методике «Типы этнической идентичности» Г. У Солдатовой и С. В. Рыжовой, методике «Оценка позитивности и неопределенности этнической идентичности» А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой представлены в табл. 2.

Полученные результаты показывают, что у респондентов наблюдается высокий уровень позитивной этнической идентичности, свидетельствующий о преобладании положительного отношения студентов к представителям своей и других национальностей. При этом различия в показателях этнической идентичности, выявленные с помощью и-критерия Манна - Уитни для русских и мордовских студентов, статистически незначимы (и = 135). Также

^ эмп '

выявлен повышенный уровень этнической индифферентности, что свидетельствует о преобладании почти у половины респондентов безразличного или нейтрально-

го отношения к собственной этнической идентичности. Различия по и-критерию Манна - Уитни между русскими и мордовскими студентами по показателю этнической индифферентности находятся в зоне неопределенности (иэмп = 100), где средние значения данного фактора у русских студентов (М = 12,9) выше, чем у мордовских (М = 10,1). Наименее выражены у студентов такие типы этнической идентичности, как этнический фанатизм и этнический изоляционизм, что говорит о стремлении испытуемых взаимодействовать с представителями других национальностей, отсутствии идей превосходства своей этнической группы над другими. Различия по данным параметрам в группе русских и мордовских студентов статистически незначимы (иэмп = 108).

Выявленный показатель позитивной этнической идентичности респондентов по методике А. Н. Татарко и Н. М. Лебе-

лпл гуманитарии : актуальные проблемы „ „ , 474 том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

Таблица 3

Уровень выраженности типов этнической идентичности студентов по методике «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой /

Table 3

The level of severity of types of students ethnic identity according to the method "Types of ethnic identity" by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova

Шкалы / Scales Низкие значения / Low Values Средние значения / Medium Values Высокие значения / High Values

Абс. / Abs. % Абс. / Abs. % Абс. / Abs. %

Этнический нигилизм / Ethnic Nihilism 105 98,13 2 1,87 0 0

Этническая индифферентность / Ethnic Indifference 9 8,41 47 43,93 51 47,66

Позитивная этническая идентичность (норма) / Positive Ethnic Identity (Norm) 1 0,93 3 2,8 103 96,26

Этнический эгоизм / Ethnic Selfishness 99 92,52 6 5,61 2 1,87

Этнический изоляционизм / Ethnic Isolationism 101 94,39 5 4,67 1 0,93

Этнический фанатизм/ Ethnic Fanaticism 101 94,39 5 4,67 1 0,93

девой выше средних значений, при этом показатель неопределенности этнической идентичности ниже среднего. Различия по данным параметрам в группе русских и мордовских студентов статистически незначимы (иэмп = 181). Полученные результаты говорят о том, что большинство студентов русской и мордовской национальности психологически ассоциируют себя со своей этнической общностью, воспринимают традиции, нормы и обычаи, но имеют адекватную оценку по отношению к иным этносам, их культурно-ценностным особенностям.

Распределение по уровням выраженности типов этнической идентичности по методике Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой отражены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, высокий уровень выраженности позитивной этнической

идентичности наблюдается у подавляющего большинства респондентов (96,26 %). Также выявлен высокий уровень этнической индифферентности у 47,66 % респондентов. Высокие показатели этнического эгоизма, этнического изоляционизма и этнического фанатизма выявлены у незначительного числа респондентов. У подавляющего большинства опрошенных выявлен низкий уровень этнического нигилизма, что говорит об их стремлении идентифицироваться с представителями своего этноса.

Результаты исследования уровней выраженности этнической идентичности студентов с помощью методик «Этническая идентичность» Дж. Финни и «Оценка позитивности и неопределенности этнической идентичности» А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой представлены в табл. 4.

Таблица 4

Уровень выраженности этнической идентичности по методикам Дж. Финни и А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой /

Table 4

The level of intensity of ethnic identity by methods J. Finney and A. N. Tatarko and N. M. Lebedeva

Шкалы / Scales Уровень выраженности / Level Intensity

Низкий / Low Пониженный / Lower Средний / Medium Повышенный / Elevated Высокий / High

% от числа студентов / % of students

Общая этническая идентичность / Shared Ethnic Identity 1 8 31 33 27

Когнитивный компонент / Cognitive Component 9 27 26 28 10

Аффективный компонент / Affective Component 0 2 14 33 51

Позитивная этническая идентичность / Positive Ethnic Identity 0 1 6 19 74

Неопределенная этническая идентичность/ Undefined Ethnic Identity 2 56 32 8 2

Как видно из табл. 4, у двух третей респондентов преобладают повышенный и высокий уровни этнической идентичности, у трети - средний, т. е. у подавляющего большинства студентов сформированы представления и чувства принадлежности к своему этносу, они осознают у себя присущие данному этносу качества, морально-ценностные нормативы.

Исследования этнической идентичности по субшкалам показали, что повышенный уровень когнитивного компонента выявлен у 28 % респондентов, что говорит о сформи-рованности у них знаний и представлений об особенностях своего этноса, осознании себя его частью. Равные значения среднего и пониженного уровня выявлены более чем у половины опрошенных, что свидетельствует о том, что у достаточно большой части респондентов не полностью сформи-

рованы представления о своей этнической принадлежности, у многих респондентов недостаточно сложились взгляды относительно своей этнической группы.

Высокий уровень выраженности аффективного компонента наблюдается у большинства респондентов (51 %), повышенный - у 33 %, что говорит о преимущественно эмоциональной оценке испытуемыми принадлежности к своему этносу, о позитивных этнических предпочтениях. Данное предположение подтверждается также выявленным высоким уровнем позитивной этнической идентичности, который диагностирован у большинства респондентов (74 %). Это может говорить о том, что большинство студентов психологически ассоциируют себя со своей этнической общностью, позитивно воспринимают ее традиции, нормы и обычаи, но в то же время

Л п/ гуманитарии : актуальные проблемы „ „ ,

4/6 - й том 23, № 4, 2023

■ * гуманитарной науки и образования ' '

Таблица 5

Статистически значимые корреляционные взаимосвязи между личностными особенностями студентов и типами этнической идентичности /

Table 5

Statistically significant correlations between personal characteristics

of students and types of ethnic identity

Факторы личности / Personality Factors Типы этнической идентичности / Types of Ethnic Identity

Этнический нигилизм / Ethnic Nihilism Этническая индифферентность / Ethnic Indifference Позитивная этническая идентичность (норма) / Positive Ethnic Identity (Norm) Этнический эгоизм / Ethnic Selfishness Этнический изоляционизм / Ethnic Isolationism Этнический фанатизм Ryabova/ Ethnic Fanaticism

Фактор B (интеллект) / Factor B (Problem-Solving) 0,173 0,359** 0,09 0,131 - 0,016 - 0,184

Фактор C (эмоциональная стабильность/ нестабильность) / Factor C (Emotionally Stable / Reactive) 0,201* 0,047 -0,02 0,035 0,108 0,056

Фактор E (подчиненность -доминантность) / Factor E (Deferential - Dominant) 0,129 -0,21* - 0,09 0,188* 0,279* 0,109

Фактор M (практичность -мечтательность) / Factor M (Abstracted - Practical) 0,166 0,084 -0,12 0,187* 0,163 0,09

Фактор N (прямолинейность - дипломатичность) / Factor N (Private -Forthright) 0,072 -0,071 -0,13 -0,21* 0,039 0,112

Фактор Q2 (конформизм -нонконформизм) / Factor Q2 (Self-Reliant - Group-Oriented) -0,08 0,02 -0,2* -0,05 -0,012 -0,13

Фактор Q3 (низкий - высокий самоконтроль / Factor Q3 (Tolerates Disorder -Perfectionistic) -0,15 -0,16 0,17 0,05 0,027 -0,192*

F3 (чувствительность -уравновешенность) / F3 (Receptivity - Tough-Mindedness) 0,08 -0,03 -0,05 -0,05 0,199* 0,071

F4 (конформность -независимость) / F4 (Accommodation -Independence) 0,15 0,007 -0,193* 0,14 0,214* -0,04

Примечание **р < 0,01; *p < 0,05.

имеют адекватную оценку по отношению к иным этносам, их культурно-ценностным особенностям. Это также косвенно подтверждает выявленный уровень пониженной этнической неопределенности, который диагностируется более чем у половины всей выборки, - 56 %.

Поскольку статистически значимых различий в показателях этнической идентичности между русскими и мордовскими студентами выявлено не было, нами проводился корреляционный анализ по всей выборке испытуемых. Корреляционный анализ между выявленными личностными особенностями и типами этнической идентичности позволил выявить наличие статистически значимых взаимосвязей между рядом факторов. Полученные результаты представлены в табл. 5.

Как видно из табл. 5, выявлена сильная положительная корреляционная взаимосвязь (р < 0,01) между фактором В (интеллект) и таким типом этнической идентичности, как этническая индифферентность. Это может объясняться тем обстоятельством, что люди с высоким интеллектом более нейтрально относятся к своей этнической принадлежности, придают ей меньше значения, ориентированы на более значимые социально-психологические характеристики окружающих, чем их национальность.

Значимая положительная взаимосвязь между фактором С (эмоциональная стабильность / нестабильность) и этническим нигилизмом может означать, что эмоционально нестабильные люди стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими людьми и ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков.

Положительная взаимосвязь между фактором Е (подчиненность - доминантность) и этническим изоляционизмом (р < 0,05) может говорить о том, что лица с выраженным стремлением к доминированию в от-

478

ношениях с представителями других этносов стремятся к превосходству, негативно относятся к ним. Также высокий уровень доминантности связан с этническим эгоизмом (р < 0,05), что также может проявляться в напряженности в отношениях с людьми других национальностей, предпочтением людей своей этнической группы. Отрицательная взаимосвязь между фактором Е и этнической индифферентностью (р < 0,05) свидетельствует о том, что лица с высокой доминантностью менее безразлично относятся к своей этнической принадлежности, придают большое значение национальности людей, с которыми общаются.

Взаимосвязь между этническим эгоизмом и фактором М (практичность - мечтательность) (р < 0,05) может объясняться тем, что практичность в общении с людьми других этнических групп проявляется в реалистическом восприятии людей не по этническим, а по другим социально-психологическим характеристикам, в более толерантном отношении к их национальности.

Отрицательная взаимосвязь между этническим эгоизмом и фактором N (прямолинейность - дипломатичность) (р < 0,05) может означать, что дипломатичность в общении с представителями других этносов связана с низким уровнем эгоизма, признанием равных прав и возможностей людей всех национальностей.

Отрицательная взаимосвязь между позитивной этнической идентичностью и факторами Q2 (конформизм - нонконформизм) и F4 (конформность - независимость) (р < 0,05) может свидетельствовать о том, что лица с высоким уровнем конформизма обладают более позитивной этической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему народу с аналогичным отношением к другим этносам.

Отрицательная взаимосвязь между фактором Q3 (низкий - высокий самоконтроль)

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „ „ „

том 23, № 4, 2023 гуманитарной науки и образования ' '

Таблица 6

Корреляционные взаимосвязи между типами этнической идентичности и позитивностью и неопределенностью этнической идентичности /

Table 6

Correlations between types of ethnic identity and the positivity

nd uncertainty of ethnic identity

Показатели этнической идентичности / Indicators of Ethnic Identity Типы этнической идентичности / Types of Ethnic Identity

Этнический нигилизм / Ethnic Nihilism Этническая индифферентность/ Ethnic Indifference Позитивная этническая идентич-ность(норма) / Positive Ethnic Identity (Norm) Этнический эгоизм / Ethnic Selfishness Этнический изоляционизм / Ethnic Isolationism Этнический фанатизм / Ethnic Fanaticism

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивная этническая идентичность/ Positive Ethnic Identity -0,284* -0,22 0,223 0,131 0,016 -0,034

Неопределенная этническая идентичность / Undefined Ethnic Identity 0,162 0,357** -0,264* 0,035 0,017 -0,11

Примечание. **р < 0,01; *p < 0,05.

и этническим фанатизмом (р < 0,05) может объясняться тем, что испытуемые с низким самоконтролем проявляют более непримиримое отношение к людям других национальностей, считают более приоритетными права своего, а не других народов.

Положительная взаимосвязь между этническим изоляционизмом и факторами F3 (чувствительность - уравновешенность) и F4 (конформность - независимость) (р < 0,05) может говорить о том, что уравновешенные и стремящиеся к независимости лица более склонны к изоляционизму, признанию независимости и превосходства своего народа.

Результаты проведенного корреляционного анализа между типами этнической идентичности, выявленными с помощью методики Г. У Солдатовой и С. В. Рыжовой, и позитивностью и неопределенностью эт-

нической идентичности, определяемой по методике А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой, представлены в табл. 6.

Как видно из табл. 6, выявлена отрицательная статистически значимая взаимосвязь между позитивностью этнической идентичности и этническим нигилизмом (р < 0,05). Данную связь можно объяснить тем, что у лиц со склонностью к отходу от собственной этнической группы, снижением интереса к собственной этничности наблюдается более низкий уровень позитивности своей этнической идентичности.

Сильная положительная взаимосвязь между неопределенностью этнической идентичности и этнической индифферентностью (р < 0,01) объясняется тем, что неопределенная этническая идентификация характеризует лиц с безразличным отношением к своей национальности, склонных

к отходу от своих национальных корней. Отрицательная взаимосвязь между неопределенностью этнической идентичности и позитивной этнической идентичностью (ПЭИ) может также свидетельствовать о том, что лица со слабо сформированной, неопределенной этнической идентичностью характеризуются менее выраженным позитивным отношением к своей этнической группе. Относительная слабая взаимосвязь между ПЭИ и позитивностью этнической идентичности требует более детального изучения факторов, влияющих на процесс ее формирования.

Обсуждение и заключение

Результаты проведенного исследования показывают, что у большинства студентов русской национальности сформирована положительная этническая идентичность, они осознают себя представителями своего этноса, испытывают позитивные чувства по отношению к представителям своей национальности, традициям, нормам и обычаям своего народа, при этом адекватно относятся к другим этническим группам. Аффективный компонент этнической идентичности преобладает над когнитивным, поскольку более чем у половины опрошенных выявлены недостаточно четкие и сложившиеся знания и представления о своей этнической принадлежности.

Позитивность этнической идентичности во многом обусловлена низким уровнем этнического нигилизма, высоким интересом к собственной этнической группе, сформированным чувством национального самосознания. Напротив, неопределенность этнической идентичности связана с индифферентным отношением студентов к своему этносу, склонностью к отходу от своих национальных корней, со слабо выраженным уровнем позитивного отношения к своей этнической группе. Причем этническая индифферентность русских студентов значимо выше, чем мордовских, что говорит об

480

их более безразличном отношении к своей этнической принадлежности по сравнению с мордовскими студентами.

Особенности этнической идентичности во многом обусловлены личностными качествами студентов. Так, лица с выраженной личностной доминантностью негативно относятся к представителям других этносов, стремятся к превосходству и доминированию над ними, придают большое значение национальности людей, с которыми общаются, предпочитая общаться с людьми своей этнической группы. Уравновешенные и стремящиеся к независимости лица более склонны к этническому изоляционизму, признанию превосходства своего народа над другими этническими группами.

Студенты с высоким уровнем конформизма обладают более позитивной этнической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему и другим этносам, что в целом характерно для подавляющего большинства респондентов данной выборки.

Эмоционально нестабильные люди обладают низким уровнем этнического нигилизма, стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими людьми, ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков. Студенты с низким уровнем самоконтроля проявляют более непримиримое отношение к лицам других национальностей, считают более приоритетными права своего, а не других народов.

Этническая индифферентность характерна для лиц с высоким уровнем интеллекта, которые придают меньше значения своей этнической принадлежности, ориентированы на более значимые, с их точки зрения, социально-психологические характеристики окружающих, чем национальность.

Лица с выраженной дипломатичностью в общении обладают низким уров-

ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^ „ „ „

~ й том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

нем этнического эгоизма, что проявляется в признании равных прав и возможностей людей всех этносов. Также низкий уровень этнического эгоизма характерен для практичных и реалистичных студентов, которые в общении с другими людьми более толерантны в отношении их национальности.

Таким образом, исследование этнической идентичности русских студентов показывает, что она является сложным феноменом,

обусловленным множеством социально-психологических факторов, к числу которых относятся личностные особенности, влияющие на тип этнической идентичности, отношение к своей и другим этническим группам. Изучение факторов, влияющих на формирование этнической идентичности студенческой молодежи, представляет большой научный и практический интерес и требует дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.

Список источников

1. Ананьева К. И., Басюл И. А., Выскочил Н. А., Демидов А. А., Шляпников В. Н. Человек и этнос: восприятие, оценка, саморегуляция. М.: Моск. ин-т психоанализа; Когито-Центр, 2020. 377 с.

2. Кузьмина К. Е., Буров А. В. Исследование взаимосвязи толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 123-145.

3. Смирнова Е. С. Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в поликультурной среде военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 35-44.

4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.

5. Лебедева Н. М., Трифонова А. В., Лепшокова З. Х. Благополучие русских на постсоветском пространстве: роль этнической идентичности и диаспорной активности // Этнос и культура в эпоху глобализации: сб. материалов IV Междунар. науч. очно-заоч. конф. Краснодар, 2021. С. 433-443.

6. Платонов Ю. П. Психология социального поведения. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

7. Соколовский A. B. Проблемы этничности // Социс. 1998. № 4. С. 32-39.

8. Сусоколов A. A. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. 1990. Вып. 20. С. 5-39.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 386 с.

10. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Азбука, 2023. 190 с.

11. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. М.: Юрайт, 2023. 121 с.

12. Цветкова Н. А., Эгамбердиева Е. В. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник МГОУ Сер.: Психологические науки. 2022. № 1. С. 1-19.

13. Шпет Г. Г. Психология социального бытия. Воронеж: МОДЭК, 1996. 496 с.

14. Шляпников В. Н. Связь особенностей этнической идентичности и условий жизни и состояния волевой регуляции у тувинцев // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 4. C. 99-111.

References

1. Ananyeva K. I., Basyul I. A., Vyskochil N. A. Demidov A. A., Shlyapnikov V. N. Man and ethnicity: perception, assessment, self-regulation. Moscow, 2020, 377 p. (In Russ.)

2. Kuzmina K. E., Burov A. V. Study of the relationship of tolerance towards representatives of other ethnic groups and ethnic identity. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2014; 1: 123-145. (In Russ.)

3. Smirnova E. S. Ethnic identity and tolerance of foreign cadets in the multicultural environment of a military university. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika.

Psihologiya. Sociokinetika = Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2022; 28 (3): 35-44. (In Russ.)

4. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Values of culture and the development of society. Moscow: Ed. House of SU-HSE, 2007, 527 p. (In Russ.)

5. Lebedeva N. M., TrifonovaA.V., Lepshokova Z. Kh. The well-being of Russians in the post-Soviet space: the role of ethnic identity and diaspora activity. E'tnos i kuVtura v e'poxu globalizacii: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch. ochno-zaoch. konf. = Ethnos and culture in the era of globalization: Collection of materials of the IV International scientific part-time conference. Krasnodar: Ed. KubGTU, 2021: 433-443. (In Russ.)

6. Platonov Yu. P. Psychology of social behavior. Saint-Petersburg: Peter, 2006, 464 p. (In Russ.)

7. Sokolovsky A. V. Problems of ethnicity of contemporaries. Socis = Sotsis. 1998; 4: 32-39. (In Russ.)

8. Susokolov A. A. Structural factors of self-organization of an ethnos. Rasy i narody = Races and peoples. 1990; 20: 5-39. (In Russ.)

9. Soldatova G. U. Psychology of interethnic tension. Moscow, Publishing House of Meaning. 1998. 386 p. (In Russ.)

10. Freud Z. Psychology of the masses and analysis of the human "Me". Moscow, Azbuka, 2023, 190 p. (In Russ.)

11. Khotinets V. Yu. Ethnic identity and tolerance. Moscow, Yurayt Publishing House, 2023, 121 p. (In Russ.)

12. Tsvetkova N. A., Egamberdieva E. V. The relationship of ethnic identity, tolerance and authoritarianism among students studying in conditions of intercultural interaction. Vestnik MGOU. Seriya: Psihologicheskie nauki = Vestnik MGOU. Series: Psychological sciences. 2022; 1: 1-19. (In Russ.)

13. Shpet G. G. Psychology of social life. Voronezh, MODEK, 1996, 496 p. (In Russ.)

14. Shlyapnikov V. N. Relationship between the features of ethnic identity and living conditions and the state of volitional regulation among Tuvans. Eksperimental'naya psihologiya = Experimental psychology. 2022 ; 15 (4): 99-111. (In Russ.)

Поступила 16.08.2023.

Сведения об авторах

Баляев Сергей Иванович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: социальная психология, сравнительно-культурная психология. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0005-1323-6884.

E-mail: balyaevsi@mail.ru

Гаранина Жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 170 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1428-1213.

E-mail: garanina23@mail.ru

Никишов Сергей Николаевич - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Историко-социологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера науч-

/101 гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ , „„„„ 4о2 - я том 23, № 4, 2023

гуманитарной науки и образования

ных интересов: социальная психология, психология общения, психология автобиографической памяти. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-1573-6825.

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Никишова Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психология общения, психология личности. Автор более 110 научных и учебно-методических публикаций. ORCID https://orcid.org/0000-0001-9987-7803.

E-mail: isosipova@yandex.ru

Submitted 16.08.2023.

About the authors

Sergey I. Balyaev - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social psychology, comparative cultural psychology. The author has more than 100 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0005-1323-6884.

E-mail: balyaevsi@mail.ru

Zhanna G. Garanina - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: psychological competence, personal and professional self-development. The author has more than 170 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1428-1213.

E-mail: garanina23@mail.ru

Sergey N. Nikishov - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Head of Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social psychology, communication psychology, psychology of autobiographical memory. The author has more than 80 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1573- 6825.

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Irina S. Nikishova - Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: communication psychology, personality psychology. The author has more than 110 scientific and educational publications. ORCID http://orcid/org 0000-0001-9987-7803.

E-mail: isosipova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.